Заседание № 182

24.09.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 403056-5 "О ратификации Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3851 по 4176 из 6966
Переходим к пункту 13. Ко мне поступило обращение докладчика по пунктам 13 и    
14. Он обращается к нам с просьбой разрешить ему докладывать одновременно по    
пунктам 13 и 14, сделать объединённый доклад, а содокладов будет два. Нет       
возражений у депутатов? Нет.                                                    
                                                                                
Тогда объявляю оба законопроекта. Проекты федеральных законов "О ратификации    
Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты            
таможенных пошлин" и "О ратификации Соглашения об особенностях таможенного      
транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной        
территории таможенного союза". Докладывает Константин Леонтьевич Чайка,         
официальный представитель правительства, статс-секретарь - заместитель          
руководителя Федеральной таможенной службы. Пожалуйста.                         
                                                                                
ЧАЙКА К. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной таможенной службы.       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляются   
проекты федеральных законов о ратификации двух международных соглашений,        
подписанных на уровне глав правительств Республики Беларусь, Республики         
Казахстан и России 21 мая текущего года. Разработка соглашений предусмотрена    
Таможенным кодексом таможенного союза.                                          
                                                                                
Коротко остановлюсь на содержании данных соглашений. Соглашением об             
основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин        
урегулированы вопросы, связанные с предоставлением отсрочки и рассрочки         
уплаты таможенных пошлин. Так, соглашением устанавливаются перечень оснований   
предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, органы,         
уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты таможенных          
пошлин, и сроки принятия таких решений.                                         
                                                                                
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются только в        
отношении товаров, которые помещаются под таможенную процедуру выпуска для      
внутреннего потребления, на срок не более шести месяцев.                        
                                                                                
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин        
принимается по письменному заявлению таможенными органами одного из трёх        
государств. Подача заявления должна сопровождаться представлением таможенному   
органу документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления          
отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин. Решения об изменении сроков    
уплаты таможенных пошлин не принимаются, если лица, претендующие на             
предоставление отсрочки или рассрочки, имеют задолженность по уплате            
таможенных пошлин (налогов) либо если в отношении таких лиц осуществляется      
процедура банкротства или возбуждено уголовное дело в связи с нарушением        
только лишь таможенного законодательства. Решения о предоставлении отсрочки     
или рассрочки уплаты таможенных пошлин принимаются на срок, не превышающий      
десяти рабочих дней со дня поступления такого заявления в таможенный орган.     
За отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин взимаются проценты,          
начисляемые в соответствии с законодательством государств - членов              
таможенного союза на сумму таможенной пошлины.                                  
                                                                                
Второе соглашение - это Соглашение об особенностях таможенного транзита         
товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории      
таможенного союза. Этим соглашением определяются полномочия таможенных          
органов по установлению сроков таможенного транзита; особенности                
декларирования товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, при их        
помещении под таможенную процедуру таможенного транзита; порядок совершения     
грузовых операций с товарами, перевозимыми железнодорожным транспортом и        
находящимися под таможенной процедурой таможенного транзита.                    
                                                                                
Соглашение не распространяется на правоотношения, связанные с перемещением      
товаров и транспортных средств физическими лицами для личного пользования.      
                                                                                
При перевозках товаров железнодорожным транспортом в качестве транзитной        
декларации могут использоваться железнодорожная накладная, коммерческие или     
таможенные документы. Подача транзитной декларации должна сопровождаться        
представлением таможенному органу отправления её электронной копии. В случае    
непредставления необходимых документов (и это особо хотелось бы отметить)       
таможенные органы отправления вправе задержать транспортное средство            
международной перевозки на пограничных железнодорожных станциях, в том числе    
с целью их возврата за пределы таможенной территории таможенного союза.         
                                                                                
Соглашением также определяются условия возникновения и прекращения              
обязанностей по уплате таможенных пошлин и налогов при транзитных перевозках,   
в том числе если декларантом таможенной процедуры таможенного транзита          
является железная дорога таможенного союза. В случае применения таможенной      
процедуры таможенного транзита при перемещении железнодорожным транспортом      
иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на таможенную        
территорию таможенного союза до таможенного органа в месте убытия с этой        
территории не требуется указание в транзитной декларации сведений о стоимости   
товаров.                                                                        
                                                                                
Соглашением закрепляется солидарная ответственность железной дороги и           
декларанта. Устанавливается обязанность представления информации о              
разыскиваемых товарах при их недоставке в таможенный орган назначения в         
установленный срок таможенного транзита как в письменной форме, так и с         
использованием информационных систем и информационных технологий.               
                                                                                
Принятие федеральных законов о ратификации соглашений не потребует признания    
утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных      
законов, нормативных правовых актов президента и правительства. Реализация      
соглашений не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета.         
Ратификация соглашений будет способствовать формированию правовой базы          
таможенного союза в соответствии с достигнутыми договорённостями.               
                                                                                
Прошу поддержать законопроекты и ратифицировать указанные соглашения.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад по первому законопроекту делает Алексей Владимирович Островский.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые           
коллеги! Полноценное и динамичное развитие таможенного союза требует            
постоянного, ежедневного наполнения законодательства о таможенном союзе         
правовыми нормами, которые регулировали бы экономические и торговые             
отношения. Установление единых таможенных правил в деятельности таможенного     
союза прежде всего сопряжено с созданием необходимых условий для свободного     
передвижения товаров. Предлагаемое к ратификации соглашение ставит целью        
проведение согласованной политики в области исчисления и уплаты таможенных      
пошлин на единой таможенной территории таможенного союза. При этом страны       
таможенного союза исходят из взаимной необходимости защиты экономических        
интересов, которые в значительной степени обеспечиваются своевременной          
уплатой таможенных пошлин.                                                      
                                                                                
Официальный представитель правительства более чем подробно рассказал о          
деталях данного соглашения, поэтому я не буду повторять его слова, скажу        
лишь, что в соглашении детально прописана процедура рассмотрения посредством    
переговоров и консультаций споров и разногласий между сторонами, большинство    
из которых возникают, как известно, по причине неправильного толкования         
правоустанавливающих норм. В соответствии с международными нормами в            
соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются       
отдельными протоколами.                                                         
                                                                                
В соответствии с Регламентом нашей палаты комитеты по делам СНГ и связям с      
соотечественниками, по бюджету и налогам, по экономической политике и           
предпринимательству, Правовое управление Аппарата Государственной Думы          
провели необходимую экспертную работу и по её результатам рекомендуют вам,      
уважаемые коллеги, поддержать наше общее решение и ратифицировать настоящее     
соглашение.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
По второму законопроекту с содокладом выступает Татьяна Николаевна              
Москалькова. Пожалуйста.                                                        
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вынесенный на рассмотрение        
ратификационный закон является ещё одним очень важным звеном в укреплении       
правовой основы нового интеграционного сообщества - таможенного союза.          
Сегодня Игорь Иванович очень подробно рассказывал о том, как развиваются и      
таможенный союз, и его правовая основа, и данный законопроект является ещё      
одним важным шагом на пути укрепления этой правовой основы.                     
                                                                                
Соглашение, которое нам предстоит ратифицировать, как уже сказал докладчик,     
официальный представитель Правительства России Чайка Константин Леонтьевич,     
определяет особенности процедуры таможенного транзита товаров, перемещаемых     
железнодорожным транспортом по территории таможенного союза. Это делает         
возможным проведение согласованной политики в области транспортировки грузов    
стран, входящих в состав данного интеграционного сообщества. Реализация         
соглашения позволит обеспечить имплементацию правовых норм таможенного союза    
в законодательство России, при этом наше государство исходит из безусловного    
соблюдения принципов международного права, в том числе закреплённых в базовом   
соглашении о международном железнодорожном сообщении 1951 года.                 
Принципиальным и крайне значимым фактором данного соглашения при создании и     
функционировании единой таможенной территории является направленность его       
положений непосредственно на охрану и соблюдение взаимных интересов             
государств - участников таможенного союза. Следует иметь в виду, что данное     
соглашение распространяется только на юридических лиц и не регулирует           
действия физических лиц.                                                        
                                                                                
Соглашение вводит в оборот единый понятийный аппарат в рассматриваемой сфере    
правоотношений, устанавливает особенности использования необходимого пакета     
документов для оформления процедуры перемещения товаров. Как известно, в        
Таможенном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, позволяющие          
железной дороге таможенного союза выступать декларантом таможенной процедуры    
транзита.                                                                       
                                                                                
Выполнение российской стороной положений данного соглашения не потребует        
дополнительных расходов из федерального бюджета. Соглашение содержит правила    
иные, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации, в связи с чем   
оно подлежит ратификации.                                                       
                                                                                
Исходя из вышеизложенного комитет рекомендует Государственной Думе              
ратифицировать данное соглашение, законодательно оформить возможность           
унификации и оптимизации таможенных процедур стран таможенного союза при        
перемещении товаров по железным дорогам. Данный законопроект прошёл             
необходимые процедуры в Государственной Думе. Комитет по делам СНГ и связям с   
соотечественниками, а также Комитет Государственной Думы по экономической       
политике и предпринимательству, который является соисполнителем, рекомендуют    
принять рассматриваемый проект федерального закона. Комитеты Совета Федерации   
по промышленной политике и по делам СНГ также поддерживают ратификацию          
данного соглашения. В подборке документов имеется положительное заключение      
Правового управления Аппарата Государственной Думы.                             
                                                                                
Прошу поддержать представленный на ваше рассмотрение законопроект.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, предлагаю выступать и вопросы          
задавать сразу по обоим законопроектам. Есть ли желающие задать вопросы?        
Есть: депутаты Бесчётнов, Тумусов и Драганов, три руки. Подводим черту.         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Бесчётнов.                                                  
                                                                                
БЕСЧЁТНОВ К. В. Уважаемый Константин Леонтьевич, через ратификацию этих двух    
соглашений фактически мы продолжаем интеграцию экономик трёх стран. На ваш      
взгляд, какой экономический эффект в цифрах даёт этот процесс?                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Леонтьевич.                        
                                                                                
ЧАЙКА К. Л. Спасибо за вопрос.                                                  
                                                                                
В цифрах сейчас трудно определить, какой эффект даст принятие данных            
соглашений, но необходимо отметить, что основания, условия и порядок            
изменения сроков уплаты таможенных пошлин не даёт никаких положительных         
эффектов, он просто даёт возможность участникам внешнеэкономической             
деятельности отсрочить уплату пошлин и платежей на определённых условиях, о     
которых договорились три стороны. Единственный эффект, который тут может        
быть, - это получение процентов за несвоевременную оплату данных кредитов в     
течение шести месяцев, а по скоропорту - до двух месяцев. И эти суммы также     
будут делиться между сторонами в соответствии с договорённостями участников     
таможенного союза.                                                              
                                                                                
Если говорить о Соглашении об особенностях таможенного транзита товаров,        
перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного   
союза, то здесь мы приводим в соответствие с международными соглашениями нашу   
деятельность в рамках таможенного союза, деятельность таможенных органов и      
транспортных организаций, то есть прежде всего железнодорожного транспорта, о   
чём мы говорим, и, таким образом, выравниваем требования, устанавливаем         
единые требования к перевозке и транзиту по территории таможенного союза.       
Прежде всего это будет связано с "одним окном" (это касается вхождения          
железнодорожного транспорта на территорию таможенного союза и его выхода) и     
позволит уменьшить сроки прохождения через границу, уменьшить количество        
времени плюс сократить затраты на составление и представление документов.       
Естественно, от этого будут иметь определённый положительный эффект только      
участники внешнеэкономической деятельности и транспортные организации.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Тумусов, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Константин Леонтьевич, на одном из заседаний Госдумы я вам задавал    
вопрос о причинах невозможности уплаты таможенных платежей в российский         
федеральный бюджет с применением банковских карт системы "Таможенная карта".    
В своём ответе вы сообщили, что все вопросы будут сняты в конце первого         
полугодия. Но, по имеющимся у меня сведениям, платежи по банковским картам      
системы "Таможенная карта" не принимались ни в одном таможенном органе до       
августа 2010 года. Только после недавнего решения Высшего Арбитражного Суда и   
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федеральная таможенная служба      
дала указание о возобновлении приёма карт, однако на практике банковские        
карты этой системы на таможнях не принимаются по причине каких-то нерешённых    
технических проблем. Не могли бы вы прокомментировать данный факт? Ведь         
озвученные вами сроки давно истекли.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЧАЙКА К. Л. Спасибо за вопрос.                                                  
                                                                                
Действительно, проблема на сегодняшний день существует, она лежит в             
законодательной плоскости. Мы пытаемся расшить эту ситуацию принятием закона    
"О таможенном регулировании в Российской Федерации", проект которого сейчас     
проходит подготовку ко второму чтению. При этом мы вместе с депутатами          
Государственной Думы рассматриваем вопрос об использовании платёжных систем.    
Но параллельно в Российской Федерации готовится законопроект о единых           
платёжных системах. Нам было сказано и в Аппарате Правительства Российской      
Федерации, и в Администрации Президента Российской Федерации, что необходимо    
первоначально принять общий закон, а потом уже рассматривать проблему           
непосредственно в рамках таможенного законодательства.                          
                                                                                
На последних заседаниях подкомитета по бюджету в Государственной Думе,          
которые состоялись вчера и позавчера, это было предметом рассмотрения. И        
всё-таки мы настаиваем на том, чтобы данный вопрос был рассмотрен в рамках      
закона "О таможенном регулировании...". Тогда можно будет решать вопрос уже и   
на подзаконном уровне. После принятия данного закона, я думаю, ситуацию мы      
сможем расшить, так сказать.                                                    
                                                                                
Почему мы говорили, что данная проблема будет решена в первом полугодии         
текущего года? Мы предполагали, что закон "О таможенном регулировании..."       
вступит в действие с 1 июля текущего года. К сожалению, так не получилось.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Драганов.                             
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Константин Леонтьевич, в статье 8 предусмотрены случаи, когда в       
отсрочке может быть отказано, и один из критериев или один из признаков -       
неуплата ранее положенных платежей.                                             
                                                                                
Вопрос первый такой: вы не озаботились тем, что могут быть веские причины, по   
которым эти платежи не были внесены?                                            
                                                                                
Второй вопрос. Я понимаю, что нормы и процедуры должны быть унифицированы,      
тем не менее субъектом принятия решения по отсрочкам в государствах-союзниках   
является правительство, а у нас два субъекта - правительство и ФТС, или,        
скажем так, ФТС, а потом уже правительство.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
ЧАЙКА К. Л. В данном соглашении мы не смогли прописать единый подход по         
неуплате платежей, по задолженности по уплате платежей, пошлин и налогов, так   
как разные подходы пока существуют в трёх государствах - Белоруссии, России и   
Казахстане. Поэтому мы сделали общую норму, а национальным законодательством    
будем регулировать порядок. Это первое.                                         
                                                                                
И второе?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что второе, Валерий Гаврилович?                           
                                                                                
Включите микрофон Драганову, чтобы уточнить вопрос.                             
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. В Казахстане и Белоруссии такое решение может принимать          
правительство, а у нас - Федеральная таможенная служба и, может быть, как я     
понимаю, и правительство тоже?                                                  
                                                                                
ЧАЙКА К. Л. Данным соглашением предусмотрено, что право отсрочки платежей       
отдано не правительству, а отдано в Казахстане и Белоруссии таможенным          
органам, которые принимают декларацию, а в Российской Федерации - Федеральной   
таможенной службе либо по её поручению - региональным таможенным органам,       
которые могут это решение принять.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все вопросы заданы. Настаивает ли кто-то на      
выступлении? Нет желающих. Представители президента, правительства? Также       
нет.                                                                            
                                                                                
Выносим законопроекты из пунктов 13 и 14 на "час голосования".                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6128 по 6164 из 6966
По вопросу 13. Ставится на голосование проект федерального закона "О            
ратификации Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков       
уплаты таможенных пошлин". Кто за? Прошу голосовать.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По вопросу 14. Ставится на голосование проект федерального закона "О            
ратификации Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров,            
перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного   
союза". Кто за? Прошу голосовать.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.