Заседание № 143

18.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 403-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2443 по 3067 из 4681
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения    
в Российской Федерации".                                                        
                                                                                
Олег Васильевич Шеин, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"                                       
                                                                                
 Я коротко доложу.                                                              
                                                                                
Законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", касающийся пенсионного              
законодательства, состоит из четырёх базовых позиций. Первая - это увеличение   
самих пенсионных выплат через введение выплачиваемой по итогам года, в          
декабре, дополнительной страховой пенсии по старости в размере той              
стандартной выплаты, которую получает человек. Вторая позиция - это включение   
вновь в страховой стаж периода учёбы, который до 2000 года у нас засчитывался   
в стаж, а потом из числа таких периодов был исключён (я имею в виду учёбу в     
высших учебных заведениях и техникумах). Третья позиция - это увеличение        
включаемого в страховой стаж периода ухода за ребёнком: сейчас потолок          
составляет шесть лет, а мы предлагаем поднять его до отметки 12 лет, по три     
года на ребёнка. И четвёртая позиция - это опустить возрастную планку, когда    
происходит повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, с    
80 до 70 лет. Тема тоже не новая, она неоднократно обсуждалась в Госдуме.       
                                                                                
Законопроект, понятно, довольно затратный - мы говорим о 0,5 процента ВВП       
Российской Федерации, но напомню, что в России доля затрат на пенсионные        
выплаты составляет порядка 7 процентов ВВП, в то время как в странах            
Евросоюза - от 12 до 16 процентов. Также следует отметить, что данное           
предложение основано не только на нашей собственной практике, но и на           
зарубежной, в частности на практике той же Германии, где время учёбы            
традиционно включается в стаж. И если мы обратимся к теме увеличения            
страхового стажа для людей, которые воспитывали детей, то обращу внимание на    
то, что в прошлом году рождаемость в стране сократилась на 10 процентов, в      
этом году негативная тенденция продолжается, и очевидно, что требуется поиск    
новых решений, поощряющих рождаемость в Российской Федерации, причём            
долгосрочных решений, позволяющих людям, которые сегодня только вступают во     
взрослый период жизни, видеть, что более старшее поколение действительно        
социально защищено.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова, члена комитета по труду и           
социальной политике.                                                            
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел           
предложение коллег внести ряд изменений в закон "О страховых пенсиях",          
которые, на наш взгляд, не основаны на принципах, установленных действующей     
пенсионной системой. Позволю себе коротко прокомментировать основные тезисы     
законопроекта.                                                                  
                                                                                
По вопросу введения нового вида страховой пенсии необходимо отметить, что       
страховая пенсия представляет собой обязательное страховое обеспечение,         
предоставляемое в виде ежемесячной денежной выплаты в целях компенсации         
застрахованным лицам утраченного дохода при наступлении страховых случаев, а    
к таковым, как известно, относятся достижение пенсионного возраста,             
наступление инвалидности либо потеря кормильца. Предлагаемый новый вид пенсии   
не отвечает ни одному из обозначенных условий и признаков и, более того,        
противоречит как базовым страховым принципам, так и общим правилам              
пенсионного обеспечения, предусматривающим установление не более одной пенсии   
по одному основанию и за один и тот же страховой стаж.                          
                                                                                
В связи с предложением авторов законопроекта увеличить количество и             
продолжительность засчитываемых в страховой стаж так называемых нестраховых     
периодов комитет отмечает, что для целей действующего пенсионного               
законодательства страховой стаж используется в основном при определении права   
на страховую пенсию. В страховой стаж включаются периоды работы или иной        
деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный   
фонд Российской Федерации, кроме того, засчитываются поименованные в статье     
12 федерального закона № 400-ФЗ отдельные нестраховые, но социально значимые    
периоды, обусловленные социальным страхованием и иными гарантиями,              
вытекающими из трудовых отношений, а также связанные с исполнением              
конституционного долга, допустим по защите Отечества. Установленное             
ограничение по перечню и продолжительности засчитываемых в страховой стаж       
нестраховых периодов обусловлено в том числе относительно невысокими            
требованиями к продолжительности страхового стажа. Напомню: по ранее            
действовавшему законодательству необходимый общий трудовой стаж для мужчин      
составлял 25 лет, для женщин - 20 лет. На сегодняшний день в соответствии с     
400-м федеральным законом необходимый страховой стаж постепенно увеличивается   
с 5 до 15 лет: так, в 2017 году он составлял 8 лет, в 2018 году - 9 лет.        
                                                                                
Обращаем ваше внимание на то, что страховой стаж не может по своей сути         
формироваться исключительно из так называемых нестраховых периодов, поскольку   
это противоречит сущности пенсионного законодательства. В связи с этим нет      
оснований включать в нестраховые периоды и время получения среднего             
профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения -   
такое предложение коллеги внесли, - так как по своей сути эти периоды           
отличаются от тех периодов, которые установлены в статье 12.                    
                                                                                
Далее. В части предложений, направленных на повышение уровня пенсионного        
обеспечения родителей, следует отметить, что уже с 2014 года засчитываемый      
период ухода за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет был      
увеличен с трёх до четырёх с половиной лет, а в 2015 году - до шести лет, то    
есть появилась возможность учесть при назначении пенсии период ухода за         
третьим и четвёртым ребёнком в семье. При этом, если ранее действовавшим        
законодательством было предусмотрено возмещение средств за данные нестраховые   
периоды исходя из одного минимального размера оплаты труда, а это               
приравнивается примерно к одному баллу, то в ныне действующем законе            
установлен иной подход - суммы возмещения увеличены, в том числе кратно: за     
каждый год ухода за первым ребёнком - 1,8 балла, за вторым - 3,6 балла, за      
третьим и четвёртым - 5,4 балла. Для сравнения: год срочной службы и защиты     
Отечества - 1,8 балла. Таким образом, указанные периоды участвуют в             
формировании пенсионных прав, а дополнительные баллы увеличивают                
индивидуальный пенсионный коэффициент и, соответственно, общий размер           
страховой пенсии застрахованного лица. И мне кажется, с одной стороны, мы       
последовательно работаем над улучшением пенсионного обеспечения такой важной    
для нас категории, как многодетные родители, воспитывающие детей, но, с         
другой стороны, мы сохраняем баланс интересов в таком непростом вопросе, как    
пенсионные правоотношения.                                                      
                                                                                
Что касается расширения категории лиц, имеющих право на повышение в размере     
100 процентов фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. В           
соответствии с действующим законодательством указанное повышение                
устанавливается лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами      
первой группы. Следует отметить, что в данное повышение была трансформирована   
устанавливавшаяся до 1 января 2002 года надбавка за уход, таким образом,        
целевым предназначением такого повышения является компенсация лицам,            
достигшим возраста 80 лет или признанным в установленном порядке инвалидами     
первой группы, дополнительных расходов, связанных с нуждаемостью в              
постороннем уходе.                                                              
                                                                                
Правительство отмечает, что реализация законопроекта потребует выделения        
дополнительных ассигнований, которые ни в федеральном бюджете, ни в бюджете     
Пенсионного фонда не предусмотрены. Источники и порядок исполнения новых        
расходных обязательств в законопроекте не определены. В связи с этим            
правительство законопроект не поддерживает. Комитет Совета Федерации также не   
поддерживает данный законопроект. В заключении Правового управления             
содержатся существенные замечания концептуального характера.                    
                                                                                
Комитет рекомендует законодательную инициативу отклонить.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие задать вопросы? Да.                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Олегу Васильевичу.                                              
                                                                                
Олег Васильевич, исходя из логики сегодняшнего, действующего пенсионного        
законодательства и необходимости уплаты страховых взносов за страховые          
периоды, каким образом предполагается включить в стаж годы обучения в высших    
и средних учебных заведениях? Государство должно осуществлять эти выплаты по    
какому-то дополнительному механизму или как-то по-другому?                      
                                                                                
ШЕИН О. В. Мне кажется, сам по себе подход, что пенсия носит только страховой   
характер, не отвечает тем изменениям на рынке труда, которые сейчас             
происходят. Мы видим, что зарубежный опыт как раз предполагает финансирование   
из иных источников.                                                             
                                                                                
Относительно Пенсионного фонда и источников пополнения Пенсионного фонда - мы   
много раз говорили, что направлений очень много. В данном случае мы не          
говорим об окрашенных деньгах, но я напомню минимум несколько резервов: это и   
плоская шкала отчислений (плюс порядка 600 миллиардов рублей в год), это и      
легализация чёрного рынка занятости (примерно 2,5 триллиона рублей ежегодно,    
постоянно). Ну и очевидно - если говорить о принятии решений, предполагающих    
государственное финансирование, - что сегодня у нас более чем устойчивая        
ситуация и она в ближайшее десятилетие сохранится с учётом тенденций на         
мировых рынках.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Позвольте мне добавить. Очень точный, меткий вопрос, он как    
раз касается тех пробелов, которые есть в этом законопроекте. Так,              
компенсации из федерального бюджета, несмотря на то что это предложение         
вносится, не предусмотрены, соответственно это никаким образом не может         
отразиться на пенсионных правах, на размере пенсии, которую человек будет       
получать, и по сути своей это предложение смысла не имеет.                      
                                                                                
Кроме того, здесь нарушены и нормы действующего законодательства об             
образовании: вид образовательного учреждения - государственное либо             
негосударственное, но имеющее государственную аккредитацию, - не влияет на      
образовательные процессы, на статус этого юридического лица, что тоже           
является нарушением, по мнению нашего Правового управления.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич.                                  
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. У меня вопрос к Олегу Васильевичу.                                
                                                                                
Скажите, пожалуйста, считаете ли вы концепцию данного законопроекта             
актуальной на сегодняшний день, учитывая недавнее заявление президента о        
необходимости повышения пенсионного возраста и об отсутствии у государства      
денег на текущие пенсии?                                                        
                                                                                
ШЕИН О. В. Спасибо большое за вопрос. Действительно, законопроект вносился      
два года назад, но он касается тех людей, кто получает пенсию, он не связан с   
повесткой, с повышением возраста выхода на пенсию. Да, мы полагаем, это         
актуально, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда выступала, к примеру, за      
включение в страховые периоды времени, когда люди получали образование в        
учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Это        
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Я уже говорил о ситуации с рождаемостью, мы на самом деле стоим на      
пороге глубокого обрушения, которое отразится на рынке труда в Российской       
Федерации не сейчас, но в середине 30-х годов. И очевидно, что мы должны        
принимать какие-то меры сегодня, поскольку демография предполагает всё-таки     
долгосрочные государственные решения, долгосрочную государственную политику.    
Поэтому мы предлагаем продолжить ту тенденцию, которая, собственно, и так уже   
есть в последние годы, а именно: расширить временной диапазон для многодетных   
семей и позволить засчитывать период воспитания детей в страховой стаж          
родителей.                                                                      
                                                                                
Ну и что касается повышения пенсионных выплат. Предложения о страховых          
выплатах можно обсуждать с правовой, юридической точки зрения, хотя, мне        
кажется, здесь вопрос не юридический, а содержательный. По сути дела, речь      
идёт об индексации пенсионных выплат на отметке порядка 7-8 процентов по        
отношению к существующим, то есть плюс 1,13, и в Российской Федерации более     
чем достаточно резервов для принятия соответствующего решения.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Олег Васильевич, законопроект внесён в октябре 2016 года, и    
согласно финансово-экономическому обоснованию для реализации данного            
законопроекта требуется почти 456 миллиардов рублей. Из доклада представителя   
комитета следует, что вы не определили источники финансирования данного         
закона. Тем не менее скажите, пожалуйста: два года прошло - у вас случайно      
нет новых, актуальных цифр, сколько необходимо на данный момент, на 2018 год,   
изыскать средств для реализации закона в случае его принятия?                   
                                                                                
ШЕИН О. В. Ну, это несложно: мы берём фактуру 2016 года и осуществляем          
экстраполяцию исходя из официальных инфляционных ожиданий - это будет           
примерно плюс восемь процентных пунктов.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к обоим уважаемым докладчикам.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, как известно, Фонд национального благосостояния создавался   
в том числе и в первую голову для поддержки старшего поколения. Это, кстати,    
на парламентских слушаниях 21 августа признал и отец-основатель Фонда           
национального благосостояния Алексей Леонидович Кудрин. При этом, когда на      
заседании Комитета по труду и социальной политике я задал представителю         
правительства вопрос о том, рассматривалась ли возможность использования        
средств Фонда национального благосостояния вместо повышения пенсионного         
возраста, мне ответили: в правительстве такой вопрос не рассматривался.         
                                                                                
Вопрос вам: считаете ли вы возможным использовать средства Фонда                
национального благосостояния в интересах улучшения положения старшего           
поколения?                                                                      
                                                                                
ШЕИН О. В. Да, считаю, Олег Николаевич. Более того, есть соответствующие        
практики, это не только всем известная Норвегия, но и Арабские Эмираты - хотя   
это и не совсем на самом деле справедливо будет по отношению к нам, их опыт     
весьма специфичен - или, например, Швейцария, где часть сборов от акцизов       
идёт как раз на обеспечение пенсионных выплат.                                  
                                                                                
Мне кажется, мы должны содержательно переоценить наше отношение к пенсиям как   
к пособию по немощности. В условиях современной автоматизации производства и    
очевидного уменьшения количества рабочих мест - я думаю, многие уже успели      
ознакомиться со вчерашним докладом Международного валютного фонда, который      
применительно к России как раз предполагает существенное сокращение рабочих     
мест ввиду роботизации производства и сферы услуг, - пенсия является своего     
рода абсорбентом, то есть механизмом изъятия избыточной, ненужной на рынке      
труда рабочей силы и некоей формой базового, основного дохода, но обращённой    
не на всё общество, а именно на старшие возрастные группы, поскольку очень      
важно обеспечить движение возрастных страт, для того чтобы шло обновление       
кадров, обновление навыков, обновление практик и чтобы знания, которые даны     
современной системой образования, реализовывались бы не через 20, 30, 40 лет,   
а уже сегодня. Пенсионная модель как раз позволяет реализовать такой            
сценарий, и в этом контексте законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"         
отвечает заданной стратегии.                                                    
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Мне, как представителю комитета и той коллегиальной точки      
зрения, которую я сегодня высказываю, хотелось бы несколько абстрагироваться    
от финансово-экономического обоснования, к которому, как справедливо отметили   
коллеги, задававшие вопросы, есть нарекания и замечания, и всё-таки             
углубиться в содержательную часть и реалистичность тех предложений, которые     
нам вынесли на общее рассмотрение коллеги. И здесь мне хотелось бы сослаться    
на мнение Комитета Совета Федерации по социальной политике: они отмечают, что   
предлагаемые изменения не приведут к существенному улучшению положения          
пенсионеров и не окажут стимулирующего воздействия на граждан в плане           
осознанного формирования будущей пенсии, а лишь усугубят имеющиеся в            
пенсионном законодательстве недочёты, что значительно повысит нагрузку на       
бюджет Пенсионного фонда. Вот в чём существенные недочёты этой                  
законодательной инициативы.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. К Даниилу Владимировичу вопрос.                                     
                                                                                
Законопроект в основном касается тех, кто учился в советское время в            
институтах, техникумах. Напомните, пожалуйста, каковы были страховые            
отчисления по законодательству СССР? А то вы говорите, что мы не можем          
включить этот период, так как не поступали страховые отчисления со студентов.   
И, напомните, каковы были страховые отчисления с трудящихся, которые в          
советское время работали, и были ли эти отчисления вообще (вот я не помню),     
какой процент тогда платили? И был ли вообще этот страховой пенсионный фонд?    
Дайте, пожалуйста, справочку.                                                   
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо за вопрос. По поводу справочки - вы можете прийти на   
заседание комитета, справку мы подготовим. Что касается трудового стажа по      
ранее действовавшему советскому законодательству, я его здесь называл, в чём    
нюансы того периода и нынешнего - тоже разъяснял. И в отношении людей,          
которые уже, что называется, заработали пенсию, и в отношении того, как учтён   
их период обучения в высших, средних специальных учебных заведениях, могу       
сказать, что там тоже особый правовой статус.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Разумеется,     
несмотря на то что законопроект многосюжетный и действительно нагрузочный для   
бюджета Пенсионного фонда, и не только Пенсионного фонда, я призываю всех       
этот законопроект поддержать. И сразу скажу: если хотя бы один из четырёх       
сюжетов, обозначенных в законопроекте, удастся провести через Государственную   
Думу - это будет большое достижение.                                            
                                                                                
Позволю себе напомнить историю, которая произошла со мной не далее как три      
дня тому назад в Шербакульском районе Омской области (коллеги, я думаю, что с   
вами что-нибудь подобное тоже случалось). Приходит ко мне женщина, в прошлом    
педагог, прекрасный учитель истории. В советское время она получила             
четырёхкомнатную квартиру, затем умер муж, умер сын, и сейчас она осталась в    
ней одна. Пенсия - 16,5 тысячи, а коммунальные услуги - 14,5 тысячи, продать    
квартиру она не может, администрация другой квартиры, меньшей по размерам, не   
предлагает - жить невозможно! Как бы вы, коллеги, ответили на вопрос: как ей    
жить?                                                                           
                                                                                
К чему я это говорю, коллеги? К тому, что уровень пенсий в нашей стране         
крайне занижен. О том, что он занижен по сравнению с развитыми странами, даже   
говорить не будем, напоминать, что в Швейцарии - 3400 долларов, бессмысленно,   
но он занижен и по сравнению со странами с одинаковым уровнем национального     
богатства, например, он у нас в 4 раза ниже, чем в Греции. Почему, коллеги?     
Это уже проблема не уровня производительности труда - это проблема              
распределения. Нам говорят: мы живём не хуже, чем работаем. Неправда! Мы        
работаем не очень здорово, производительность труда невысокая, но живём-то мы   
точно хуже.                                                                     
                                                                                
Теперь по сути дела. Что касается образования, уважаемые коллеги, и что         
касается женщин с детьми. Я вам в очередной раз напомню, что существует часть   
2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая не позволяет нам          
принимать законы, умаляющие права гражданина, а право на пенсионное             
обеспечение - одно из таких прав. Тем не менее когда-то стаж, связанный с       
образованием, входил в требуемый для назначения пенсии, теперь этот стаж туда   
не входит. Другими словами, государство стимулирует граждан к тому, чтобы они   
не получали образование, а работали где-нибудь без образования, для того        
чтобы иметь более высокий пенсионный стаж. Спрашивается: а соответствует ли     
это интересам государства?                                                      
                                                                                
Я от фракции - добавьте время, пожалуйста.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Я вам напомню, коллеги, официальные данные сначала американской    
экономической социологии, затем новосибирской: человек с высшим образованием    
в среднем создаёт примерно вдвое больше валового внутреннего продукта, чем      
человек без высшего образования, то есть он получает образование не только      
для себя, но и для общества тоже, и это относится не к каждому отдельному       
человеку, а к группе. Подтверждается старая формула Александра Сергеевича       
Грибоедова: чем человек образованней, тем он полезней своему Отечеству. Мы же   
пока пенсионным законодательством за образование наказываем, а не стимулируем   
его получение. Кстати, люди с более высоким уровнем образования, как правило,   
получают и более высокую зарплату, несмотря на все причуды нашей политики в     
области заработной платы и неисполнение указа президента № 597 от 7 мая 2012    
года.                                                                           
                                                                                
То же самое касается и детей, уважаемые коллеги. Мы говорим, как мы             
поддерживаем детство, есть специальная программа и так далее, и так далее. Но   
что нам здесь говорил уважаемый министр труда и социальной защиты, когда он     
выступал с очередными законопроектами в поддержку детей? Ведь он говорил нам,   
что эти законы не обеспечат роста рождаемости и прироста населения в            
Российской Федерации, они лишь уменьшат депопуляцию, которая, к сожалению,      
происходит в стране. И к сожалению, в стране по-прежнему действует формула      
"дети - наше наказание", помните популярную песню из советского мультика?       
Семьи с детьми - наименее обеспеченные семьи, поэтому стимулирование рождения   
и воспитания детей должно быть главным направлением в том числе и пенсионной    
политики. Да, Президент Российской Федерации смягчил закон о повышении          
пенсионного возраста, но я напомню, что снижается пенсионный возраст от 60      
лет, а не от 55, то есть сначала повысили, потом немножечко снизим, и это       
рассматривается как большое достижение.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, что касается фиксированной выплаты с 70 лет, мы все          
прекрасно понимаем: чем старше человек, тем больше у него дополнительных        
затрат, в частности дополнительных затрат на лекарственные средства, мы с       
возрастом чаще болеем - увы, это факт.                                          
                                                                                
И наконец, я солидарен с Олегом Васильевичем Шеиным по поводу того, что пора    
менять отношение к пенсии. Коллеги, пока мы тут повышаем пенсионный возраст,    
на Западе рассматривается как главный вопрос, что делать с технологической      
безработицей, которая возникает в результате цифровизации экономики,            
роботизации экономики и тому подобного. Рассматриваются три варианта решения.   
Первый вариант - увеличивать количество граждан, занятых в сфере отношений      
"человек - человек", тех, кто занимается развитием человеческого потенциала     
(с моей точки зрения, это самый главный вариант). Второй - это так называемый   
базовый доход, этот способ нуждается в отдельном серьёзном обсуждении. Ну и     
наконец, снижение пенсионного возраста.                                         
                                                                                
Коллеги, мы поддержим концептуально этот законопроект. Повторю: даже если       
какая-то его часть будет принята Государственной Думой, это позволит оказать    
поддержку нашим пенсионерам, и мы будем считать, что не зря едим свой           
депутатский хлеб.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапрыкина Татьяна Васильевна.                             
                                                                                
САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Соглашаясь с доводами        
комитета-исполнителя, нельзя не отметить следующее. Законопроект обсуждается    
в Государственной Думе в непростое, напряжённое время, при обсуждении           
значительных изменений пенсионного законодательства. Пенсионное                 
законодательство при этом будет изменяться путём внесения целого пакета         
законопроектов, вместе с тем и в региональное законодательство вносятся         
изменения, которые будут влиять на обеспеченность наших пенсионеров,            
социально незащищённых групп, к которым они относятся. В обсуждение вовлечены   
экспертные сообщества, общественные организации, мы с вами, самые широкие       
слои населения.                                                                 
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" глубоко погружена в этот вопрос, поэтому мы считаем     
нелогичным в такое непростое время вносить дополнения, изменения в пенсионное   
законодательство, которое само претерпевает изменения.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, от фракции.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очень много    
слов было сказано, что, дескать, не туда вписали, не те цифры нашли и вообще    
это всё не вписывается с учётом изменяющегося сегодня пенсионного               
законодательства. Напоминаю, что законопроект о повышении пенсионного           
возраста был внесён полтора месяца назад, а этот законопроект был внесён два    
года назад. Мы даже и не мыслили, что вы до такого додумаетесь - повышать       
пенсионный возраст, - вообще не могли даже об этом догадываться! Но тем не      
менее...                                                                        
                                                                                
Почему появился этот законопроект? Тут четыре положения, я расскажу по          
порядку.                                                                        
                                                                                
Первое положение. Здесь фактически предлагается тринадцатая пенсия, как была    
тринадцатая зарплата. Человек получает 12 месяцев пенсию, и мы предлагаем ему   
в декабре ещё тринадцатую пенсию получить ровно в том же объёме. Почему это     
предлагается? Да потому, что три года подряд не индексируются пенсии, не        
индексируются! Работающим пенсионерам вообще не индексируются, а неработающим   
пенсии были недоиндексированы как раз с января 2016 года. Тем самым мы хотя     
бы частично компенсируем пенсионерам те потери, которые они понесли. Просто у   
них из кармана вынуло государство заслуженную пенсию - мы её частично           
возвращаем, не в полном объёме, а частично.                                     
                                                                                
Второе предложение. О чём идёт речь? Мы предлагаем включать в страховой стаж    
так называемые нестраховые периоды, в течение которых не уплачиваются           
страховые платежи, - это время учёбы в институте. Как мы знаем, у нас           
нестраховые периоды - это время службы в армии, время отпуска по уходу за       
ребёнком. Почему-то за два нестраховых периода, за которые тоже никто не        
платит, кстати... Кто платит за мать, которая ухаживает за ребёнком? Никто не   
платит. За военнослужащего кто платит? Тоже никто не платит. За них платит      
государство, мы просто предлагаем расширить этот перечень, и в том же самом     
порядке государство будет платить в том числе за обучающихся в вузах.           
                                                                                
Олег Николаевич Смолин прекрасно сказал, для чего это нужно и какими выгодами   
это обернётся для экономики страны, даже повторять это не буду. Мало того,      
это работало в советское время, и всем было понятно. Нестраховые периоды (мы    
их сейчас так называем): служба в армии, учёба в институте, отпуск по уходу     
за ребёнком. Периоды льготного начисления стажа: работа на Севере, вредные      
условия и так далее. Кстати, нами внесён комплексный законопроект, он пока      
ещё не рассматривался, где мы все эти периоды предлагаем восстановить.          
                                                                                
Третье предложение. Мы предлагаем для многодетных матерей увеличить стаж,       
учитывать в общем стаже дополнительно до 12 лет. Ну что тут плохого? То есть    
действующая норма не позволяет в полном объёме этот стаж учитывать - мы         
предлагаем до 12 лет его довести.                                               
                                                                                
И четвёртое предложение. Сегодня гражданам по достижении восьмидесятилетнего    
возраста производится фиксированная доплата - мы предлагаем эту доплату         
осуществлять с 70 лет. И не от хорошей жизни: многие до 80 лет просто не        
доживают, в лекарствах они нуждаются, но денег у них на это нет.                
                                                                                
Мы недавно вносили предложение, буквально на прошлой неделе, предлагали         
компенсировать расходы граждан на лекарства сверх определённой суммы, мы        
говорили, что люди просто не выживают, им это жизненно необходимо, - вы         
отказали! Тогда мы говорим: ну хорошо, не компенсируете расходы на лекарства    
- дайте хотя бы им доплату не с 80 лет, а с 70 лет. Мы всё подсчитали -         
расходы вполне подъёмные.                                                       
                                                                                
Мало того, если принять предложения фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", я не буду    
их повторять, появится несколько триллионов рублей, этого будет вполне          
достаточно, это многократно покрывает те расходы, которые потребуются с         
введением в действие этого закона. Вообще никаких проблем здесь мы не видим,    
единственно, было бы желание, но, к сожалению, в этом зале желания я как раз    
и не вижу. Очень хорошие слова говорятся, мол, да, мы думаем о пенсионерах,     
мы думаем об обездоленных гражданах - но только ничего для них не делаем!       
                                                                                
Вам предоставляется возможность не напрягаться, а взять проект фракции          
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", принять его в первом чтении, и имплементировать его в    
действующее пенсионное законодательство - никаких проблем нет. Во втором        
чтении законопроект будет рассматриваться, а сейчас мы принимаем в первом       
чтении, мы даже согласны изменения в виде поправок внести, если вы проведёте    
их в виде поправок (мы, кстати, такие поправки внесли ко второму чтению того    
законопроекта). Форму юридическую мы всегда найдём - было бы желание, но, к     
сожалению, я желания пока не вижу.                                              
                                                                                
Давайте всё-таки после всех громких слов о заботе о наших гражданах перейдём    
к делу! Вот фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предложила конкретное решение по      
четырём категориям граждан - давайте проголосуем и поддержим "СПРАВЕДЛИВУЮ      
РОССИЮ", и тогда вы своим голосованием (не словами, а голосованием) покажете,   
что вы действительно заботитесь о гражданах.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Смолин Олег Николаевич дал   
очень хорошее обоснование от фракции КПРФ в поддержку предлагаемого             
законопроекта. Действительно, это правильно - сегодня нужно поддержать этот     
законопроект, нужно изменить общественное сознание, изменить настроения у нас   
в стране сегодня: все говорят о пенсиях, все испуганы, и мы, приняв этот        
закон, должны дать надежду на то, что всё-таки нас ожидает лучшее будущее и     
что совместными усилиями мы решим эти вопросы.                                  
                                                                                
Однако я вышел на трибуну не в связи с этим. Я хотел бы обратить особое         
внимание на то, что средства массовой информации, правительство, власть на      
местах, все чиновники после объявления так называемой пенсионной реформы        
только и говорят о том, что Пенсионный фонд еле справляется со своей задачей,   
а через несколько лет совсем уже не будет справляться. Я занимаюсь всеми        
этими вопросами и хочу доложить, что в Пенсионном фонде денег хватает, тем      
более что Пенсионный фонд обслуживает государственные пенсии - сегодня мы о     
них не говорим, обслуживает социальные пенсии - об этом мы тоже сегодня не      
будем говорить, хотя законопроект, безусловно, имеет социальное значение. Мы    
будем говорить именно о страховой пенсии, которая может быть трёх видов:        
страховая пенсия по старости - взносы на неё мы отчисляем и потом в годы        
дожития будем ежемесячно её получать, - страховая пенсия по инвалидности и      
страховая пенсия по случаю потери кормильца. Пенсии по инвалидности и по        
случаю потери кормильца в конечном счёте тоже в полной мере относятся к         
социальным пенсиям, и государство обязано их компенсировать. Также              
государство компенсирует фонду пенсионного страхования пенсии в связи с         
особыми условиями труда, то есть на основании списка № 1 и списка № 2, в        
случае досрочного выхода на пенсию, социальные пенсии гражданам,                
принадлежащим к коренным народам и проживающим в районах их традиционного       
проживания. Исходя из этого у нас сейчас достаточно денег, чтобы подготовить    
и принять этот закон.                                                           
                                                                                
Что касается нас с вами - вот специально посчитал, - получается так: каждый,    
кто является депутатом Государственной Думы и не является пенсионером по        
старости, примерно 620 тысяч рублей в год отчисляет в Пенсионный фонд, а        
сколько он потом, после выхода на пенсию, будет жить, ещё неизвестно. А те,     
кто сегодня работает и получает пенсию по старости, отчисляют примерно          
350-360 тысяч. Если по всей стране всё это сложить и правильно, хорошо          
распределить, то вопрос действительно не возникает. Мне кажется, задача         
состоит не в том, чтобы экономить на Пенсионном фонде, а в том, чтобы           
увеличить пенсионные выплаты, чтобы народу было хорошо в нашей стране.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Докладчик -      
заключительное слово?                                                           
                                                                                
Включите микрофон Шеину.                                                        
                                                                                
ШЕИН О. В. Я коротко.                                                           
                                                                                
На самом деле мы сейчас подошли к обсуждению концепции. Есть известная          
концепция, что пенсия носит только страховой характер, по этой причине всё,     
что отклоняется влево или вправо, является неверным. Но в этой концепции,       
во-первых, полностью игнорируется, что порядка 40 процентов российских          
работников находятся в зоне чёрного рынка и государство создало условия, при    
которых они не могут формировать свою страховую пенсию, а во-вторых, опять же   
игнорируется ситуация с заработной платой в Российской Федерации, которая       
сейчас в большей части регионов страны, да и в целом по Российской Федерации    
ниже, чем в странах Чёрной Африки.                                              
                                                                                
Однако самое главное, наверное, общественный прогресс, о чём мы с коллегой      
Смолиным как раз и говорили. Законопроект предполагает не только индексацию     
выплат, но и стимулирование двух очень важных процессов. Один из них - это      
получение образования. Я напомню, что среди людей, имеющих высшее               
образование, даже при всей искажённости или отсутствии хорошей взаимосвязи      
между высшей школой и производством, в среднем в 2 раза меньше безработных,     
чем среди тех, у кого образования нет, то есть в среднем безработица - 6        
процентов, а среди лиц с высшим образованием - 3 процента. Люди с высшим        
образованием имеют на 70 процентов более высокую заработную плату и, по         
оценке Высшей школы экономики, живут на 17 лет дольше, чем лица, не имеющие     
образования. И мы предлагаем получение образования стимулировать, как это       
было в нашей стране до 2000 года и как есть сегодня в ряде стран Евросоюза, я   
уже упоминал Германию.                                                          
                                                                                
А второе, что стимулируется, - это рождаемость. Мы постоянно слышим эти стоны   
о том, что в стране демографический кризис, поэтому нет других вариантов,       
кроме как затянуть пояса. Но ведь опыт и других стран мира, и Российской        
Федерации, в частности острова Сахалин, показывает, что стимулирование          
рождаемости осуществляется только путём серьёзных вложений государственных      
денег в поощрение социальных программ и социальной устойчивости людей,          
поскольку деторождение всегда снижает уровень жизни семьи и потребление на      
членов семьи, соответственно требуются некие компенсационные меры.              
                                                                                
Таким образом, наш законопроект сбалансирован и отвечает стратегическим         
интересам развития страны. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает за него     
проголосовать.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного    
обеспечения в Российской Федерации", пункт 13 повестки дня.                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за               89 чел.19,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.