Заседание № 59
05.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 402836-4 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил предоставления коммунальных услуг; внесён Законодательным Собранием Краснодарского края).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2525 по 2770 из 6993
Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что дальше у нас четыре альтернативных законопроекта. По всем этим четырём законопроектам имеются письменные обращения авторов, представителей соответственно Саратовской областной Думы, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Краснодарского края и представителя Московской городской Думы Шапошникова с просьбой рассмотреть законопроекты без их участия, без участия представителей данных субъектов права законодательной инициативы. Все эти поправки касаются внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Поэтому я предлагаю сделать один доклад по всем четырём законопроектам. Приглашается на трибуну Александр Петрович Москалец. Соответственно, вопросы, выступления тоже предполагаются по всем четырём законопроектам. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Полагаю, вы обратили внимание на то обстоятельство, что четыре рассматриваемых законопроекта поступили в Государственную Думу достаточно давно, в том числе и в 2006 году, и в 2007-м. Однако их рассмотрение сегодня не означает, что мы идём по пути разгрузки залежей. Этот вывод, может быть, где-то и правомерен, но, уважаемые коллеги, не в данном случае. С самого начала работы над этими законопроектами мы избрали позитивный режим, так как считаем проблему приведения Кодекса об административных правонарушениях в соответствие с базовыми нормативными актами, а также проблему повышения эффективности мер воздействия, в частности в случаях нарушения жилищного законодательства, достаточно актуальными. К работе над этими законопроектами на заседаниях комитета мы возвращались неоднократно. Один из заместителей председателя комитета - Сметанюк Сергей Иванович - предметно занимался ими с учётом всех сторон законодательного процесса, ибо имеющиеся в законодательстве в настоящее время несоответствия действительно затрудняют применение мер административного наказания, а все рассматриваемые законопроекты как раз и предусматривают внесение в кодекс изменений в соответствии с действующим Жилищным кодексом. Однако тут же должен отметить, что состояние законопроектов всё-таки оказалось таким, что имеющиеся в каждом из них недостатки являются принципиальными и не позволяют выйти к вам с рекомендацией об их принятии. Так, редакция законопроекта, внесённого Московской городской Думой, формулирует чрезмерно расширенный и, я бы сказал, неопределённый состав административного правонарушения. При этом предусмотрен такой подход к вопросу ответственности, что она может наступать и за действия, влекущие ответственность других видов, в частности гражданско-правовую ответственность в виде уплаты пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги или жилое помещение. Лишённым правовых оснований представляется и предложение Мосгордумы об установлении за нарушение правил пользования жилым помещением административной ответственности юридических лиц, поскольку указанные правила распространяются только на граждан, а не на юридических лиц. Нет правовых оснований и для введения положения об административной ответственности за самовольное переустройство и перепланировку общего имущества в многоквартирном доме, поскольку Жилищный кодекс не содержит норм, регулирующих вопросы переустройства и перепланировки общего имущества в многоквартирных домах. В то же время предложение Мосгордумы об исключении нормы, предусматривающей ответственность за нарушение порядка и правил признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, по мнению комитета, приведёт только к снижению уровня защищённости в рассматриваемой сфере и, конечно же, противоречит целям, заявленным самими авторами законопроекта. В законопроекте, внесённом Саратовской областной Думой, к сожалению, также используется излишне общее и неопределённое понятие "нарушение правил пользования жилым помещением", что вполне может привести как раз к конкуренции норм Кодекса об административных правонарушениях и Жилищного кодекса. Используемое в законопроекте Саратовской областной Думы понятие "места общего пользования" вообще не используется в Жилищном кодексе, что порождает трудности при применении этой нормы на практике. Кроме того, мы отмечаем, что предлагаемый диапазон административных штрафов, налагаемых на юридических лиц, чрезмерен. Этот диапазон - в пятьдесят раз. Такого мы ещё не встречали ни разу. Теперь третий законопроект, он внесён Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Этот законопроект предусматривает установление административной ответственности должностных лиц за неправильный расчёт платы за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирных домах путём дополнения кодекса новой статьёй. Однако предлагаемая редакция новой статьи не содержит определения перечня субъектов предлагаемого состава нарушения, в связи с чем её практическое применение весьма и весьма проблематично. Вызывает возражение также предложение авторов законопроекта об установлении подведомственности дел об административных правонарушениях государственной жилищной инспекции. Наше возражение против этого заключается в том, что Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации не наделяет органы этой инспекции правом осуществлять контроль за правильностью расчёта платы за жилое помещение. И последний законопроект - законопроект, внесённый Законодательным Собранием Краснодарского края, - предусматривает изложение трёх статей кодекса в новой редакции, детализирующей составы предусмотренных указанными статьями административных правонарушений. При этом предлагаемая редакция сформулирована неконкретно, и это позволяет излишне расширительно толковать основания для привлечения к ответственности, а наименование и диспозиция предлагаемой редакции статьи 7.22 не соответствуют статье 32 Жилищного кодекса, по которой в отношении многоквартирного дома может быть принято решение о признании его либо аварийным, либо подлежащим сносу или реконструкции, в то время как в предлагаемой редакции речь идёт только о признании дома подлежащим сносу. Отсутствует, мы знаем, в Жилищном кодексе и такое понятие, как "жилищные услуги", используемое в предлагаемом наименовании статьи 7.23. Таким образом, все рассматриваемые законопроекты содержат принципиальные недостатки, не позволяющие выделить ни один из них с целью принятия в первом чтении. На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует все рассматриваемые законопроекты отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к Александру Петровичу? Нет вопросов. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Одна рука - депутат Локоть, и подводим черту. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, можно было бы согласиться со всем тем, что сказал Александр Петрович в части законопроектов из пунктов 14.1, 14.2 и 14.4, однако что касается санкт-петербургского законопроекта, пункт 14.3, то здесь, вообще говоря, мы не согласны. Не согласны прежде всего с тем, что этот законопроект выставлен как альтернативный. Это пример абсолютно бюрократического подхода к данным законопроектам, потому что в тех трёх законопроектах речь идёт об усилении ответственности юридических лиц, а этот законопроект направлен как раз на защиту интересов наших граждан. Ну посмотрите. В соответствии с кодексом, в соответствии с изменениями, которые внесли сегодня в законодательство, ответственность квартиросъёмщиков настолько большая, что за неуплату она там вплоть до выселения. И мы знаем, что такие примеры выселения за неуплату, за срыв оплаты за квартиру сегодня есть, это душераздирающие истории, о которых часто сегодня стали сообщать СМИ: или показывают по телевидению, или пишут в газетах. Есть примеры обращений в суды в связи с тем, что неправильно насчитана оплата за услуги ЖКХ, квартплата. Кстати, нередки случаи выигрыша этих судов, и такие случаи всё учащаются. То есть сегодня ситуация складывается парадоксальным образом: ответственность квартиросъёмщиков ужесточена вплоть до выселения, а вот ответственность за предоставление некачественных жилищно-коммунальных услуг сегодня не предусмотрена. И в то же время с 1 января - мы постоянно об этом говорим - тарифы на услуги ЖКХ возрастают. В этом фонде 240 миллиардов если не омертвлены, то фактически они крутятся сегодня, приносят кому-то доход в карман, кому угодно, только не решают конкретные проблемы. Этот законопроект - попытка защитить интересы квартиросъёмщиков, наших сограждан. В условиях экономического кризиса он приобретает особую актуальность, поэтому мы считаем, что, несмотря на то что, конечно, есть определённые юридические недостатки у этого законопроекта, ко второму чтению их можно ликвидировать. Наша фракция будет голосовать за этот законопроект и всех к этому призывает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, просит предоставить ему возможность выступить с заключительным словом Александр Петрович Москалец. Я обращаюсь сначала к представителю президента: не настаиваете на выступлении? И представитель правительства не настаивает. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, ну, предлагая отклонить данные законопроекты, - вот в этот раз такое небольшое исключение - мы не собираемся сбрасывать с себя решение проблемы, мы планируем проведение дополнительных консультаций с правительством в этом плане. А с чем это связано? Вы знаете, что у нас в плане работы Государственной Думы имеется законопроект, я даже назову его номер: № 480013-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Этот законопроект был внесён правительством, мы приняли его в первом чтении, он уточняет подведомственность дел об административных правонарушениях. Мы считаем, что при дальнейшей работе над ним мы учтём все вот эти позиции, о которых я говорил. Я же не отрицаю наличие проблемы, но мы видим, что предлагаемые решения невозможно принять. Мы к этому обязательно вернёмся при рассмотрении того законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Ставлю на рейтинговое голосование обсуждаемые законопроекты. Включите режим голосования по пункту 14.1. (Идёт голосование.) Пункт 14.2. (Идёт голосование.) Пункт 14.3. (Идёт голосование.) И пункт 14.4. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 14.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 03 сек) Проголосовало за 2 чел.0,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 2 чел. Не голосовало 448 чел.99,6% По пункту 14.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 27 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 2 чел. Не голосовало 448 чел.99,6% По пункту 14.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 49 мин.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9% И по пункту 14.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 12 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 3 чел. Не голосовало 447 чел.99,3% В соответствии с нашим Регламентом я ставлю на голосование пункт 14.3, как набравший наибольшее число голосов при рейтинговом голосовании. Включите режим голосования. 14.3. Первое чтение. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 04 сек.) Проголосовало за 68 чел.15,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 68 чел. Не голосовало 382 чел.84,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.