Заседание № 219
25.03.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 402083-5 "О внесении изменений в статью 19-1 Закона Российской Федерации "О недрах" (о добыче общераспространённых полезных ископаемых; принят в первом чтении 5 октября 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросам добычи общераспространённых полезных ископаемых").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5561 по 5615 из 8233
Пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19-1 Закона Российской Федерации "О недрах". Докладывает Валерий Владимирович Прозоровский. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Спасибо, Олег Викторович. Разрешите доложить вам законопроект № 402083-5 "О внесении изменений в статью 19-1 Закона Российской Федерации "О недрах". Я напомню, что он касается разрешения пользователям недр осуществлять разведку и добычу общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод как в границах предоставленных им горных отводов, так и в границах геологических отводов. Законопроект внесён Правительством Российской Федерации 6 июля 2010 года, принят Государственной Думой в первом чтении 5 октября 2010 года. Таблица содержит четыре поправки. Две из них юридико-технические, третья устраняет излишнюю конкретизацию, четвёртая устраняет замечания Государственно-правового управления президента. У Президента и Правительства Российской Федерации замечаний по законопроекту нет. С учётом изложенного предлагаю утвердить предложенную таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Четыре поправки, поддержанные комитетом. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 20 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, центральная трибуна. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть предложение комитета, после того как мы проголосуем данный законопроект во втором чтении в "час голосования", проголосовать его и в третьем чтении. Настаивает ли кто-то на выступлении по мотивам? Нет. Выносим законопроект во втором и третьем чтениях на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6588 по 6617 из 8233
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19-1 Закона Российской Федерации "О недрах", второе чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 06 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 52 чел.11,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Этот же законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 24 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 49 чел.10,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принято.
Заседание № 183
05.10.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 402083-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросам добычи общераспространённых полезных ископаемых".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1097 по 1446 из 5963
Переходим к следующему блоку - блоку "Законопроекты, рассматриваемые в первом чтении". 4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросам добычи общераспространённых полезных ископаемых". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергея Ефимовича Донского. Пожалуйста. ДОНСКОЙ С. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы, коллеги! Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был подготовлен проект федерального закона, которым предлагается установить возможность разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых без дополнительной лицензии пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, к которым обычно относят углеводороды, металлические руды и руды благородных металлов, в границах предоставленных им участков недр. Необходимость принятия законопроекта обусловлена правоприменительной практикой компаний-недропользователей. Часто для проведения работ по геологическому изучению требуется добыча песка, воды для бурения скважин, строительства дорог, объектов обустройства. Сейчас для добычи таких полезных ископаемых необходимо получать отдельные лицензии. Проходя эти административные процедуры, дополнительные согласования, недропользователи теряют время и деньги, что негативно сказывается на сроках проведения работ. Принятие данного законопроекта позволит сократить сроки ввода в эксплуатацию месторождений полезных ископаемых. Ускоренный ввод в эксплуатацию месторождений полезных ископаемых позволит увеличить налоговые поступления в бюджет страны и повысить экономический эффект от освоения месторождений. Законопроект был согласован со всеми заинтересованными органами исполнительной власти. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерия Владимировича Прозоровского. Пожалуйста. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет в полной мере поддерживает концепцию данной законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, основой которой является предоставление пользователям недр, уже имеющим лицензию на разработку полезных ископаемых, возможности осуществлять для собственных нужд добычу общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод в границах предоставленных им в пользование участков недр на основании утверждённого технического проекта. Единственное, мы считаем целесообразным дополнительно обсудить в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению необходимость раскрытия дефиниции "собственные нужды", поскольку в законодательстве Российской Федерации о недрах данное определение отсутствует. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 402083-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросам добычи общераспространённых полезных ископаемых" в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Четыре руки я вижу: Коломейцев, Федоткин, Рохмистров и Ширшов. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопрос докладчику. Уважаемый Сергей Ефимович, а не считаете ли вы, что данное предложение может в и без того непрозрачный, в общем-то, порядок предоставления недр в пользование внести ещё большую коррупционную составляющую? И не надо ли этот законопроект проверить, вообще, нашей комиссии по противодействию коррупции в законодательстве? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ДОНСКОЙ С. Е. Спасибо большое. Считаем, что такого не будет. В первую очередь мы как раз рассматривали в комитете вопрос уточнения формулировки - что речь будет идти о добыче общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд. Во-первых, будет обеспечено целевое пользование именно на этом участке недр. А во-вторых, именно эта норма позволит сделать прозрачной процедуру выдачи, то есть не надо будет проводить какие-то дополнительные конкурсы, аукционы для получения лицензии на общераспространённые полезные ископаемые. Всё будет делаться по одной процедуре, по чёткому регламенту и именно при выдаче одной лицензии. То есть дополнительных каких-то процедур, где, как вы говорите, появилась бы коррупционная составляющая, как раз не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ширшов Константин Владимирович, пожалуйста. ШИРШОВ К. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Ефимович, только что Валерий Владимирович сказал, что понятия "собственные нужды" ещё нет. Тем не менее вы настаиваете на том, что это... вы это понимаете. Вот объясните всё-таки, как вы понимаете собственные нужды, что вы либо авторы вкладывали в понятие "собственные нужды"? ДОНСКОЙ С. Е. Коротко это можно сформулировать таким образом: собственные нужды - без права продажи на сторону, то есть общераспространённые полезные ископаемые будут добываться исключительно для ведения работ на этом участке недр. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Ефимович, вот в пояснительной записке много хороших слов в поддержку этого законопроекта, но они общего характера, поэтому у меня два вопроса. Первый. Наверняка вы с командой продумывали, просчитывали, насколько конкретно увеличатся наши возможности с принятием этого закона. Можете сказать, к примеру, что принятие закона позволит вовлечь в оборот вот то-то в таком-то объёме? То есть вокруг чего весь сыр-бор. И второй момент. В этом зале неоднократно в последние годы звучали цифры, что от добычи полезных ископаемых в консолидированный бюджет России идёт не больше одной трети доходов, в то время как за рубежом, в Норвегии скажем, - около 90 процентов, то есть у нас в три раза меньше. Не получится ли так, что мы вовлечём новые полезные ископаемые, новые месторождения, но по-прежнему в консолидированный бюджет пойдёт одна треть, а две трети полученных доходов в связи с этим законом опять пойдут мимо бюджета в чьи-то карманы? Вот два вопроса. ДОНСКОЙ С. Е. Не предполагается, скажем так, оценку сделать, сколько будет добываться общераспространённых полезных ископаемых именно для собственных нужд, то есть мы речь ведём не о том, что компания планирует продавать, учитывая спрос, когда формируется спрос при строительстве, при освоении каких-то территорий. Это немножко другая сфера, и здесь, конечно, оценить достаточно сложно. Мы оценку, скажем так, очень общую делали исходя из того, что при строительстве, при освоении месторождений, конечно, требуется весь спектр ископаемых, как правило, и галька, и песок, как я уже говорил, и вода, то есть достаточно большой спектр общераспространённых полезных ископаемых. Ну, на порядки, конечно, увеличения объёмов не будет, увеличение общего объёма добычи будет в рамках 10-20 процентов. Но, скажем так, продажа как таковая здесь не предполагается. Я ещё раз повторю: не предполагается на сторону продажа общераспространённых полезных ископаемых, доход как таковой будет от освоения месторождения в целом. Соответственно, на сторону уходить ничего не должно от общей добычи общераспространённых полезных ископаемых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос связан со следующим. Не кажется ли вам, что в законопроекте очень интересная схема рассматривается в том плане, что мы позволяем части месторождений, особенно это касается, будем так говорить, цементных месторождений?.. Вы тут про песочек, про воду говорили - попить надо ребятам, скважину пробурить, а вот про цементные месторождения что скажете? По сегодняшней редакции закона предполагается обязательное проведение аукционов. У нас последняя тема такая, безаукционная, в Рязани прошла, месторождение Пронское: сейчас прокуратура, если что-то передаётся у нас для разработки месторождений... Вот то, что прописано в законопроекте, предполагает возможность ввода целого ряда месторождений без проведения аукционов. Вам не кажется странным - отсутствие коррупционности и возможность?.. (Микрофон отключён.) ДОНСКОЙ С. Е. Цементное сырьё не относится к общераспространённым полезным ископаемым. В отношении Рязани мы сейчас отзываем подписанный договор с Рязанской областью в отношении передачи общераспространённых полезных ископаемых в пользование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть необходимость кому-то выступить? Кашин Владимир Иванович, Рохмистров Максим Станиславович - всё. Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! На наш взгляд, любая либерализация в законодательстве должна быть следствием прежде всего нормально работавшего до этого закона, только такая ситуация позволяет снимать и административные барьеры, и определённые ограничения, чтобы действительно вертикаль контроля, административные составляющие работали на этом направлении. Были ли созданы у нас за это время те условия, которые мы могли бы назвать нормальными? Даже Генеральная прокуратура, проверяя добычу общераспространённых полезных ископаемых, говорит однозначно: ситуация в этой сфере неблагополучная, неблагоприятная, а я сказал бы, что, по большому счёту, катастрофическая. Мы на этом направлении имеем сегодня только бросовых земель, уважаемые Борис Вячеславович и Олег Викторович, 1 миллион гектаров. Даже при том законе, который сегодня как бы ставит определённые административные барьеры, 1 миллион гектаров сегодня брошенных земель. Даже в вашем, Олег Викторович, любимом Татарстане почти пятьсот бросовых карьеров, которые обязаны были рекультивировать, а они сегодня бросовые. А у нас в Подмосковье? Я вам должен доложить: в Коломне сейчас карьеры, которые выработаны, бросовые, намерились вообще, извините меня, отходами, в том числе ядовитыми, заполнить. Вы представляете, что там дальше будет? И нам предлагают сегодня, учитывая неблагополучную экологическую обстановку, 1 миллион гектаров бросовых земель, вообще теперь под распыл пустить общераспространённые наши минералы! При этом даже не подумали, по большому счёту, определить понятийный аппарат, прописать, что же такое в конце концов общераспространённые полезные ископаемые, не определили перечень региональный, то, каким образом нам в этом направлении действовать. То есть по самым главным составляющим, касающимся законотворчества, мы ничего не делаем в плане внесения поправок, но хотим, чтобы не было лицензий, чтобы не было общественного контроля, хотим и дальше подобным образом истреблять нашу природу, оставлять вот эти развалы для наших потомков? Мы не понимаем такого подхода. Следующий вопрос. Вы посмотрите, как работают наши контролирующие органы: и Ростехнадзор, и Росприроднадзор. У них ничего нет на этом направлении правильно выстроенного, что действительно помогло бы сегодня противостоять незаконной добыче, незаконному использованию и разбазариванию этого минерального сырья. Мы видим здесь необходимость обязательного решения, выстраивания вертикали контролирующей - её нет сегодня! И мы сегодня видим: один доклад, второй доклад - это не что иное, как лоббирование интересов определённой группы людей, которая прибрала к рукам карьеры и использует эти материалы в интересах своего бизнеса. Но должен сказать: ведь мы-то с вами должны понимать, что востребованность этого сырья сегодня уникальная. Вы посмотрите, что происходит сегодня при выработке даже на тех системных карьерах, которые обеспечивали именно собственные нужды, я прежде всего говорю о песке, о гравии, о щебне и так далее, и тому подобное. Мы видим, что хищническое, беспредельное использование этого сырья привело к тому, что элементарные вопросы невозможно решить, когда речь идёт действительно о собственных нуждах, когда надо обустроить детский садик, школу и так далее, и тому подобное. Мне приходилось работать первым секретарём района, где было несколько карьеров, которые обеспечивали Подмосковье, наше ДРСУ областное как раз вот щебнем, гравием и так далее, но мы занимались вопросами рекультивации, мы рассматривали вопросы экологии самым серьёзным образом, а сегодня в этом плане, ещё раз хочу сказать, беспредел. Если взять контролирующие органы и посмотреть, что же за эти годы сделано с точки зрения исправления ситуации, возмещения экономического ущерба, мы увидим, что ничего не сделано, нет каких-то серьёзных примеров в этом плане. А вот если ещё раз вернуться к итоговым проверкам, которые делают наши и Генеральная прокуратура, и Счётная палата, мы видим вот эту беспредельную эксплуатацию сегодня наших недр. Поэтому, уважаемые коллеги, ещё раз хочу подчеркнуть большое значение использования этого минерального сырья и в первую очередь экологических вопросов, прошедший год и этот год показали особенную важность экологической составляющей. Мы сегодня наблюдаем: везде мелеют озёра, реки, даже те рекультивированные карьеры, которые часто называют и голубыми озёрами, и лазурными, и так далее - и там сегодня в этом отношении бедственное положение. И вот тут мы снова хотим ещё и с подземными водами почудить! Считаю, что это преждевременно, неразумно и приведёт к расточительству. Давайте мы сегодня определимся с понятийными составляющими, наведём порядок, обеспечим контроль за использованием этого сырья, а потом уже будем либерализировать закон, снимать ограничения административные и другие. Фракция не может поддержать этот закон и выражает таким образом своё отношение к этому закону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. На самом деле законопроект очень интересный. То, о чём я задавал вопрос, - это касается, конечно, субъектов. Что послужило основой появления этого законопроекта? Ну, в основе законопроекта стоят интересы крупных нефтяных компаний и "Газпрома", они пролоббировали принятие этого законопроекта, потому что при строительстве своих инфраструктурных объектов, газопроводов, нефтепроводов они вынуждены привлекать местные организации, уже имеющие лицензии, им самим участвовать в конкурсах на получение лицензий на добычу полезных ископаемых достаточно сложно. Естественно, это и крупные монстры строительства, которым для своих нужд нужен цемент и так далее, но прямое лоббирование - это как раз наши гиганты. Может быть, это и неплохо, всё-таки на сегодняшний день основу нашего бюджета составляют доходы от деятельности этих компаний, но, к сожалению, от этого пострадают субъекты Российской Федерации, потому что, как правило, все эти монстры нашей экономики налоги платят в определённых местах. Да, есть попытки часть их потоков перевести всё-таки на субъекты, а вот те предприятия, которые у нас занимаются добычей и продажей общедоступных полезных ископаемых, необходимых для проведения работ, они, так сказать, местные, имеют местный учёт, налоги платят на месте, и, наверное, им интересно работать стабильно с такими серьёзными компаниями, которые для них являются постоянными заказчиками. Можно было бы пойти в чём-то навстречу этим компаниям, если бы вопрос не был связан с поступлением денег в бюджеты наших субъектов, у которых, ну, не самое, наверное, хорошее сейчас состояние бюджетов, и если бы вот сама редакция законопроекта не позволяла бы выводить целую группу общедоступных полезных ископаемых как раз из процедуры открытого аукциона. С момента вступления в силу тех поправок, которые были приняты у нас не так давно, больших нарушений в части подозрительных или вызывающих вопросы в части передачи месторождений общедоступных полезных ископаемых, наверное, не было, потому что всё-таки прокуратура работала и смотрела, как прошёл аукцион, и, если были сомнения, его результаты отменялись. И как раз регулировалась эта процедура достаточно прозрачно, поэтому меня удивляет, что представитель правительства говорит о том, что это делается для того, чтобы сделать процедуру более прозрачной. Я очень долго изучал законопроект и прозрачности там что-то не особенно увидел, зато возможностей для наших товарищей на местах использовать данные варианты для того, чтобы сделать, так сказать, какой-то бизнес на своей должности, я увидел множество. Вот, например, неясное понятие "для собственных нужд". Что такое это, например, для завода, который производит панели для домов? Он для собственных нужд, для собственного производства использует песок, щебень. Не продаёт он их, а использует для собственных нужд - он выпускает панели для строительства домов, хорошее дело. Но получить вне конкурса и по конкурсу - это две большие разницы, а чиновник может и так дать, и на конкурс его отправить. Вот неясность этих процедур, не прописанных в законопроекте, - а я сомневаюсь, что мы сможем поменять его концепцию, - вызывает очень много вопросов, поэтому фракция ЛДПР, к сожалению, не может поддержать настоящий законопроект, так как мы не видим возможности чётко прописать эти процедуры во втором чтении, потому что сама концепция, к сожалению, такой возможности не предусматривает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубарев Виктор Владиславович. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мне кажется, мы опять натыкаемся на те же грабли, как всегда. Когда мы говорим о снижении бюрократических препон, о прекращении лицензирования тех или иных работ, то это как раз приводит к снижению коррупции. Даже сегодня вот от коллег я слышал, что это увеличение коррупционной составляющей. Как раз явное и прямое снижение коррупционной составляющей предусматривается в этом законопроекте. Более того, это даёт возможность недропользователям, предпринимательскому сообществу повысить рентабельность своей работы, повысить конкурентоспособность того дела, которым они занимаются. И мы, мне кажется, противоречим сами себе, когда ставим задачу снижения бюрократических препон и повышения конкурентоспособности наших предпринимателей и тут же критикуем этот простой законопроект. Владимир Иванович говорит о том, что в этом законопроекте, просматривается коррупционная составляющая, но я, читая законопроект, этого не заметил. Максим Станиславович, вы говорите: может быть, это улучшило бы ситуацию. Конечно, это улучшает ситуацию для нашего бизнес-сообщества, и это основное направление, в котором мы вас призываем двигаться для того, чтобы наши предприниматели стали конкурентоспособными. Я думаю, что законопроект актуален: либерализация законодательства в этом направлении необходима. И я призываю всех проголосовать за этот законопроект, а коллег, которые сейчас приняли решение не голосовать, всё-таки подумать, каждого из депутатов, и поддержать снижение коррупционной составляющей вот конкретно через этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Докладчику с заключительным словом? Нет необходимости. Уважаемые коллеги, мы обсудили данный вопрос и выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4819 по 4837 из 5963
Ставится на голосование в первом чтении пункт 4 порядка работы - проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросам добычи общераспространённых полезных ископаемых". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 24 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9% Результат: принято Принято.