Заседание № 175
09.07.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 402062-5 "О принятии поправок к Статьям Соглашения Международного валютного фонда, одобренных резолюциями Совета управляющих Международного валютного фонда от 28 апреля 2008 года № 63-2 и от 5 мая 2008 года № 63-3".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3086 по 3137 из 10732
Пункт 26, проект федерального закона "О принятии поправок к Статьям Соглашения Международного валютного фонда, одобренных резолюциями Совета управляющих Международного валютного фонда от 28 апреля 2008 года № 63-2 и от 5 мая 2008 года № 63-3". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра финансов Российской Федерации Дмитрий Владимирович Панкин. Включите микрофон в ложе правительства, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Просим перенести его выступление, рассмотреть несколько позже, Дмитрий Владимирович сейчас находится в Кремле на переговорах с вьетнамской делегацией с участием президента. Как только он прибудет в Государственную Думу, я вас проинформирую и мы рассмотрим этот пункт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, согласны с переносом? Вопрос важный. По ведению - Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы с вами утверждали сегодня повестку дня, присутствовали все представители. Поскольку нет докладчика, давайте снимем этот вопрос с рассмотрения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поступило предложение снять данный законопроект с рассмотрения, депутат Коломейцев предлагает сегодня не рассматривать вопрос. Перед этим представитель правительства обратился с просьбой в связи с объективными причинами перенести на более позднее время. Ставлю на голосование предложение депутата Коломейцева снять с рассмотрения пункт 26. Включите режим голосования. (Шум в зале.) Коломейцев без микрофона говорит так же громко, как и в микрофон, удивительная способность. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 21 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7% Проголосовало против 112 чел.24,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 196 чел. Не голосовало 254 чел.56,4% Результат: не принято Остаётся в порядке работы.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6987 по 7291 из 10732
Переходим к вопросу 26. Проект федерального закона "О принятии поправок к Статьям Соглашения Международного валютного фонда, одобренных резолюциями Совета управляющих Международного валютного фонда от 28 апреля 2008 года № 63-2 и от 5 мая 2008 года № 63-3". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Российской Федерации Дмитрия Владимировича Панкина. Пожалуйста. ПАНКИН Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый господин председатель, уважаемые депутаты! Прежде всего приношу извинение за вот этот перенос, вызванный тем, что сегодня были официальные переговоры президента с вьетнамской делегацией, надо было участвовать, было невозможно перенести. Сейчас на ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О принятии поправок к Статьям Соглашения Международного валютного фонда, одобренных..." в 2008 году. В чём суть этих соглашений и суть этой поправки? Первый момент. Увеличивается доля так называемых базовых голосов до 5,5 процента от общего числа голосов в Международном валютном фонде. Что это значит? То есть каждая страна получает одинаковое количество голосов, независимо от того, сколько они внесли денег. Было двести пятьдесят голосов, теперь семьсот пятьдесят голосов у всех даже самых маленьких стран. То есть, по сути, немножко увеличивается доля вот таких развивающихся стран при голосовании. Это первое изменение. Вторая резолюция предполагает расширение инвестиционных полномочий Международного валютного фонда, то есть право валютного фонда распоряжаться теми деньгами, которые у него есть сейчас, и инвестировать в ценные бумаги, в высоконадёжные инструменты, уровня "ААА". Тем самым обеспечивается дополнительный доход Международного валютного фонда, и за счёт этого дохода - а, по примерной оценке, это 470-500 миллионов долларов - будет обеспечиваться текущее функционирование фонда. О намерении поддержать эти поправки было заявлено президентом Медведевым на Питсбургском саммите "Группы двадцати" в сентябре 2009 года. Сейчас в Торонто на встрече лидеров было принято обязательство всеми странами завершить все ратификационные процедуры к ноябрю 2010 года. Данные поправки не содержат иных правил, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации, и принятие указанных поправок не повлечёт каких-либо дополнительных расходов федерального бюджета. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Юрий Олегович Исаев, содоклад от комитета. ИСАЕВ Ю. О. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект о принятии поправок к соглашению Международного валютного фонда, одобренных соответствующими резолюциями Совета управляющих МВФ. Первая резолюция, как уже докладчик сказал, касается реформы квот и голосов, предусматривающей перераспределение страновых квот в соответствии с новой формулой расчёта, то есть увеличение количества базовых голосов стран-участниц, а также предоставление права исполнительным директорам в дирекциях, в которых состоят более девятнадцати человек, назначать второго заместителя. Из указанных нововведений наиболее спорным моментом является новая формула расчёта квот. Представленная формула (она у вас есть в материалах) не решает всех вопросов, связанных с адекватным отражением экономического веса и роли развивающихся стран и стран с формирующейся экономикой в МВФ. Кроме того, существуют некоторые проблемы, связанные с определением и методикой расчёта некоторых переменных, входящих в указанную формулу. В результате перераспределения страновых квот развивающиеся страны получили минимальное увеличение квот в общей доле, а доля голосов Российской Федерации по результатам этой реформы 2006-2008 годов незначительно снизилась - с 2,73 процента до 2,39 процента. При голосовании Совета управляющих МВФ по резолюции № 63-2 Россия воздержалась, что, с одной стороны, мотивировано неприятием результатов реформы квот, а с другой стороны, согласием с увеличением базовых голосов и назначением второго заместителя исполнительного директора. Вторая резолюция, № 63-3, предусматривает расширение инвестиционных полномочий МВФ и переход к новой модели финансирования его расходов. Здесь следующие основные моменты. Первый - это увеличение набора инструментов и валют, в которые могут быть инвестированы средства МВФ. Второй - это продажа МВФ золотого запаса с последующим инвестированием полученных доходов. Доходы от продажи золота будут переведены на инвестиционный счёт МВФ и затем помещены на специальный субсчёт для целей долгосрочного инвестирования. Предложенный пакет поправок по вопросу расширения инвестиционных полномочий МВФ позволит фонду получать в перспективе соответствующий доход и выйти на достаточный уровень финансирования. Поправки не содержат иных правил, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации. Принятие указанных поправок не повлечёт за собой дополнительных расходов федерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", ратификации подлежат международные договоры об участии Российской Федерации в международных организациях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решения их органов для Российской Федерации. В этой связи рассмотренные поправки к статьям Соглашения МВФ подлежат принятию в форме федерального закона. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы обращается внимание на то, что представленные на ратификацию материалы не заверены в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 8 сентября 1994 года о порядке, в соответствии с которым федеральными органами исполнительной власти заверяются копии официальных международных договоров. Сегодня утром в Государственную Думу поступили все документы, оформленные в надлежащем порядке, поэтому это замечание Правового управления можно считать учтённым. С учётом изложенного Комитет по финансовому рынку рекомендует принять рассматриваемый проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы у депутатов Коломейцева, Федоткина и Романова. Пожалуйста, депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Дмитрий Владимирович, скажите, пожалуйста: вот наша делегация не тем или не так была проинструктирована - она не голосовала на Совете директоров МВФ? Или президента неправильно человек инструктировал, когда он делал свои заявления о необходимости ратификации? Потому что явно видно, что всё это ратифицируется в ущерб интересам Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте на вопрос. ПАНКИН Д. В. Спасибо. Я бы не сказал, что это делается в ущерб интересам Российской Федерации. Почему Российская Федерация вначале не голосовала? Да, мы не решаем всех задач, да, хотелось бы больше, хотелось бы сразу же реализовать новую формулу и хотелось бы сразу же получить значительный прирост голосов в Международном валютном фонде развивающихся стран и стран, переходящих к рынку. Но нельзя добиться всего сразу. Это маленький кирпичик, это первый шаг, но это шаг вперёд: чуть-чуть увеличилось количество голосов у развивающихся стран. Так что говорить о том, что мы не достигаем нашей стратегической цели, здесь нельзя, и говорить о том, что это противоречит нашим интересам, нельзя. То есть вначале, повторяю, всех наших задач и всех наших целей достичь не удалось, поэтому воздержались, а в дальнейшем, уже после консультаций, переговоров, работы в бриковском формате прежде всего, пришли к выводу о необходимости поддержать вот этот консенсус, поддержать поправки. И главное - перейти сейчас к следующему этапу, изменению квот в рамках Международного валютного фонда, который откроет вот эта поправка. Она откроет возможность следующего пересмотра, который даст более существенное увеличение доли развивающихся стран, а также увеличение доли Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Федоткин, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрий Владимирович, у меня тоже вопрос к вам. О значении Международного валютного фонда в реформах в России говорится очень много, и, как правило, говорится в негативном плане. В связи с этим у меня вопрос. Ну, допустим, сейчас закон мы примем, одобрим, всё-таки закон - это закон, это серьёзный документ. Вы можете сказать конкретно, в чём выгода от нашего голосования, что получит Россия с принятием вот этого закона? Не вообще развивающиеся страны - у них свой президент, своё правительство, бог с ними, меня они меньше интересуют, а какой интерес, какую выгоду получит Россия после ратификации этого документа? Только поконкретнее, если можно. ПАНКИН Д. В. Повторяю, что процесс этот непростой, стратегическая задача - приобрести вес и роль в валютном фонде, возможность влиять на решения. Вы правильно говорите, что, допустим, в 90-м году принимались, как мы считаем, неправильные решения. Почему? Потому что определяющую роль в фонде играют европейские страны плюс США. Сейчас идёт мощное давление и долгосрочный тренд увеличения доли развивающихся стран, стран БРИК, включая Россию, и это один из элементов. Вот это первый этап, потом пойдёт второй этап, ещё на 5 процентов увеличим, потом ещё, и стратегическая задача - приобрести возможность влиять на решения валютного фонда так, чтобы они отвечали нашим интересам и интересам развивающихся стран. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Романов, ваш вопрос. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Дмитрий Владимирович, я развиваю эту же тему и этот же вопрос. Канадская журналистка Наоми Кляйн опубликовала очень серьёзный аналитический труд под названием "Доктрина шока" страниц на семьсот - восемьсот. Книга была во всём мире оценена как проявление высокого мужества, она камня на камне не оставляет от технологий и замыслов Международного валютного фонда, в том числе на примере Аргентины, Чили, Польши и Советского Союза. Когда наступит момент, когда Правительство России осознает, что с нами постоянно играют, а мы маленькие уступочки пытаемся сами себе преподносить как некую победу? Роль валютного фонда в разгар мирового кризиса лидерами мировой экономики на первом этапе, когда, видимо, у них был шок, оценивалась очень жёстко. Сейчас проходит время, чуть-чуть начали выкарабкиваться - и опять тормозной ход. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПАНКИН Д. В. Спасибо. Ну что я могу здесь ещё раз сказать? Наверное, всё-таки дать однозначную оценку валютному фонду чисто как организации, которая проводит политику только близорукую, недальновидную, способствующую возникновению кризиса, нельзя. Другой международной организации с такими ресурсами, с такими полномочиями, возможностями нет, и альтернативы её за два года не создать. То есть наша задача - работать с этой организацией и пытаться её преобразовать, пытаться оказывать влияние на её работу. Вот этим мы и занимаемся, и увеличением доли базовых голосов. Сейчас ставится вопрос о пересмотре системы назначения исполнительных органов валютного фонда с тем, чтобы опять-таки мы могли больше влиять на назначение исполнительного директора фонда, на работу внутри этого фонда, на принятие решений. Вот это наша задача и направление работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, поступают предложения открыть двери - мы так в прошлый раз делали, для того чтобы было немножко попрохладнее, - и чуть-чуть пригасить верхние люстры. Но мне говорят, что могут быть возражающие, поэтому я обращаюсь к вам: принимаете такой вариант? Давайте тогда так и сделаем: откроем двери и чуть-чуть пригасим люстры, для того чтобы не было так жарко. Мне тут тоже жарко, должен вам признаться. Настаивает ли кто-то на выступлении? Депутат Кашин. Одно выступление, подводим черту. Пожалуйста, Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я коротко, не буду задерживать долго ваше внимание. Хочу лишь только подчеркнуть, что и Международный валютный фонд, и Всемирный банк, и ВТО, и международные суды, и даже парламентская европейская организация за все эти последние годы нашей новой истории проявились в отношении России только лишь с отрицательной стороны. Если мы возьмём, допустим, реструктуризацию долгов Советскому Союзу, а это сотни миллиардов долларов, - какие долги получили мы? Да никаких. Вспомните Ирак, вспомните другие страны, которые имели эту задолженность. Всё это было через Международный валютный фонд погашено. Я, по большому счёту, хочу сказать, что придавлена была наша политическая воля. Вспомните, что сегодня делают европейские суды, когда наших участников Великой Отечественной войны относят к таким деятелям, которых когда-то в Сибири наши отцы и деды, как говорится, заставляли работать после Великой Победы. И вот если всё это внимательно посмотреть, то и сегодня мы видим угнетающее давление на нашу экономическую составляющую и политическую. Вы посмотрите, взносы мы платим адекватные тому влиянию, которое могли бы иметь через эффективную систему для нашей экономики, обрабатывающего, реального сектора экономики? Нет же, политическую часть при наших взносах сегодня снижают, и снижают на достаточно большой процент. Поэтому фракция не может поддержать вот эти предложения. И эта уверенность сегодняшних докладчиков наших, что чего-то они пытаются сделать, напоминает каких-то мужей государственных, которые работают в интересах других, мне думается, стран, не нашей России. Уж с таким азартом доказывать очевидные вещи, убеждать, что поправки эти не провальны для России, а имеют положительное значение, - ну, это уж, я бы так сказал, грешно, в парламенте, как говорится, чёрное представлять белым. Мы будем голосовать против, уважаемый Олег Викторович, и приглашаем всех товарищей последовать нашему примеру. Надо более внимательно защищать интересы нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Аксаков утверждает, что я не увидел его поднятую руку. Ну, будем считать, что так оно и есть. Пожалуйста, Аксаков от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, ну, действительно у нас нет других международных институтов, поэтому надо работать с тем, что есть. И Дмитрий Владимирович абсолютно правильно поставил задачу: увеличение роли России в этих институтах. Соответственно надо увеличивать квоту России. Но, к сожалению, вот этим законом мы констатируем, что в кулуарном переговорном процессе мы уступили, наша квота сокращается. И это говорит о том, что недоработали наши представители либо в мировом банке, либо в иных международных институтах. И вот на это надо указать. Я хотел бы подчеркнуть, что в будущей работе наше правительство, представители нашей страны в этих международных институтах должны занимать более агрессивную, более активную позицию, с тем чтобы не уступать, а только прибавлять. Я надеюсь, что все заявления Дмитрия Владимировича реализуются в конкретной работе соответствующих людей, отвечающих за этот участок, очень важный участок в продвижении интересов России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства не настаивают. Докладчик и содокладчик не настаивают на заключительном слове. Ставлю на голосование в первом чтении законопроект под номером 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 19 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8372 по 8375 из 10732
Коллеги, для стенограммы: когда мы с вами голосовали по 26-му вопросу, я оговорился, я сказал, что мы принимаем этот законопроект в первом чтении. Мы его рассматриваем в режиме ратификации - он принят в целом.