Заседание № 16
О проекте федерального закона № 401943-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (об установлении упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации граждан стран СНГ, ранее имевших гражданство СССР, переехавших на постоянное место жительства в согласованные с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации населенные пункты Приморского края, Хабаровского края, Амурской области и Еврейской автономной области).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, прошу поставить на рассмотрение вопрос 35 повестки дня. В зале присутствует представитель Законодательного Собрания Приморского края Анатолий Дмитриевич Новиков, который вынужден будет сегодня уехать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли принципиальные возражения против предложения депутата Плигина? Нет. Рассматриваем пункт 35, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Приморского края Анатолия Дмитриевича Новикова. Пожалуйста, Анатолий Дмитриевич. НОВИКОВ А. Д., представитель Законодательного Собрания Приморского края. Уважаемые депутаты, Законодательным Собранием Приморского края вносится проект закона "О внесении изменений и дополнений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" об установлении упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации для граждан стран СНГ, имевших гражданство СССР, переезжающих на постоянное место жительства в Россию по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти Приморского края, Хабаровского края, Амурской области и Еврейской автономной области. Чем вызвана необходимость принятия данного закона? В настоящее время уменьшение количества населения Российской Федерации особенно остро проявляется в краях и областях Дальневосточного федерального округа. По предварительным данным всероссийской переписи населения, в Дальневосточном регионе население сократилось на 12 процентов, то есть более чем на миллион человек. Если существенное сокращение численности граждан, постоянно проживающих на севере региона, оправдано трудностями проживания в местностях с крайне тяжелыми климатическими условиями, то уменьшение количества трудоспособного населения в местностях, непосредственно прилегающих к государственной границе, благоприятных для постоянного проживания, ставит по угрозу российскую юрисдикцию в этих регионах. По предварительным оценкам визовой службы, в настоящее время только в Приморском крае находится около двадцати тысяч граждан стран СНГ, прибывших в край с 1992 года по паспортам СССР и узнавших, что являются иностранными гражданами, только когда столкнулись с проблемой обмена паспортов или получения паспорта нового образца. В настоящее время для реализации потребностей экономики Дальнего Востока в людских ресурсах привлекаются граждане сопредельных стран, которые переселяются в южные районы Дальнего Востока. Так, в Приморском крае при уменьшении российского населения почти на триста тысяч человек постоянно находится двухсоттысячная китайская диаспора. На самом деле эта диаспора больше, может быть, примерно вдвое больше, чем это указано официально. Принимать только директивные меры для улучшения демографического потенциала без повышения жизненного уровня малоэффективно. В то же время есть реальная возможность существенно улучшить создавшееся положение. По опыту миграционной политики Канады и Австралии, успешно направляющих вновь прибывших переселенцев именно в те районы своих стран, в заселении которых власти заинтересованы, можно усилить мотивацию мигрантов, прибывающих в Россию, переезжающих на постоянное место жительства в Дальневосточный федеральный округ. Я, вообще, хотел бы немного отклониться, зная, что комитет не рекомендует данный законопроект к принятию по формальным основаниям, так как поправки к закону от 11 ноября 2003 года в значительной степени решили ту проблему, которую мы ставили. Я просто хотел бы обратить внимание присутствующих депутатов на следующее. Я понимаю, что уже конец заседания и, наверное, все устали, но я всё равно хотел бы поставить этот вопрос, потому что он в значительной степени перекликается с той проблемой, о которой говорил сахалинский представитель. На самом деле ситуация с миграцией китайцев в Приморском крае, на мой взгляд, приняла уже сверхострый характер. Я хочу обратить ваше внимание, что Приморский край является ключевым регионом на Дальнем Востоке. Без Приморского края не могут существовать ни территория Камчатской области, ни территория Сахалинской области, ни территория Магаданской области, ни Чукотка. Китайская диаспора отличается исключительной, я бы так сказал, исключительной дисциплиной. Если, например, китайцам сказать: в 22 часа прибыть в город Владивосток и проголосовать - они будут там именно в указанное время все как один, ни один человек не будет отсутствовать. Наши силовые структуры могут только завидовать их дисциплине, они даже близко никогда не подходили к такому уровню самодисциплины и дисциплины, как вот в китайской диаспоре. И если натурализация китайцев произойдет, вот тех людей, которые сейчас там находятся, уже находятся, то можно будет говорить об автономии Приморского края, то есть китайцы могут поставить на референдум вопрос об автономии Приморского края, потому что граждане славянской национальности практически не ходят на различные политические мероприятия, а китайцы ходят все до одного, ни один не обойдет. Я понимаю, что это не может быть принято по формальным основаниям, но я хотел бы вообще поставить такой вопрос: ввести политическую составляющую в данную проблему и все-таки возвратиться к этому вопросу - и комитет рекомендует - в перспективе, потому что, вообще, проблема миграции стоит на Дальнем Востоке чрезвычайно остро. И если проблема китайских переселенцев не будет решена, проблема миграции вообще и проблема китайских переселенцев в частности не будет решена, ну, может быть, в ближайшее время, то я думаю, что уже к концу своего срока вы столкнетесь с тем, что Приморского края и Дальнего Востока... Потому что, как я уже сказал, без Приморского края Дальний Восток не может существовать. Ну как бы произойдет вообще отсоединение этой территории или - не знаю, как правильно выразиться, - переход ее в другую юрисдикцию. Я просто хотел призвать депутатов прислушаться к этой проблеме. Ну вот, наверное, всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. По данному законопроекту с содокладом выступит член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Валерьевич Похмелкин. С места будете? Пожалуйста, включите микрофон. ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Позвольте мне изложить позицию Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству по данному законопроекту. Комитет с пониманием относится к мотивам, которые подвигли приморских законодателей на данную инициативу. Я бы сказал так, что, если бы этот законопроект был внесен до 11 ноября 2003 года, его, безусловно, надо было бы поддерживать, потому что, как известно, Государственная Дума третьего созыва слишком затянула внесение изменений и дополнений в первоначальную редакцию закона "О гражданстве...", которая существенно ограничивала права вступления в гражданство Российской Федерации наших бывших соотечественников, имевших на это все законные права и основания. Но, как известно, 11 ноября 2003 года был принят федеральный закон, который существенно либерализовал вступление в российское гражданство бывших граждан Советского Союза, которые приобрели гражданство стран СНГ или Балтии, они принимаются в гражданство без каких-либо дополнительных условий и ограничений, то есть без доказывания источника средств к существованию, без обязательного срока проживания в нашей стране, без обязательного владения русским языком, и тем самым эта проблема в значительной степени была решена. Что же сегодня предлагают приморские законодатели? Худший на самом деле порядок приобретения гражданства для этой же категории лиц. Они предлагают ввести упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации для лиц, являющихся гражданами стран СНГ, ранее имевших гражданство СССР, - то есть для тех же самых категорий - переезжающих или переехавших на постоянное место жительства в населенные пункты Приморского края, Хабаровского края и других регионов Дальнего Востока, по истечении двух лет пребывания указанных лиц в названных регионах. По сути дела, в сегодняшних условиях законопроект приморцев ухудшает положение и усложняет порядок приобретения гражданства этими лицами, то есть немножко запоздала эта инициатива. В связи с этим комитет предлагает отклонить данный законопроект не по формальным основаниям, а как раз-таки по содержательным, поскольку, еще раз подчеркну, на мой взгляд, действующая редакция статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" позволяет на более льготных условиях этим категориям приобретать гражданство Российской Федерации по всей территории страны, в том числе и в регионах Дальнего Востока. Конечно, существует проблема миграции, проблема, скажем так, недонаселенности этих регионов, ее только законом "О гражданстве..." не решить. Здесь нужны специальные программы на федеральном уровне, и комитет в своем заключении это отмечает. Но в данном случае, как мы полагаем, надо поблагодарить приморцев за эту инициативу и ответить им, что проблема в общем и целом так, как они ее понимают и ставят, решена более удачно в действующей редакции закона "О гражданстве...". Поэтому общее заключение комитета: законопроект рекомендуется отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Валерьевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос к Анатолию Дмитриевичу. Правильно говорю? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. ПЛЕТНЁВА Т. В. Анатолий Дмитриевич, вот я слушала внимательно ваш доклад, и проблемы-то, в общем, мы все понимаем, сочувствуем вам и знаем, что действительно китайская диаспора ежегодно увеличивается на Дальнем Востоке. Но, насколько я понимаю, этот закон совершенно не рассматривает вопросы, связанные с китайской диаспорой, он рассматривает вопросы, связанные только с теми, кто являлся гражданами бывшего СССР. НОВИКОВ А. Д. Можно ответить, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно, отвечайте. Пожалуйста. НОВИКОВ А. Д. Да, это так. Действительно, данный законопроект не ставит этот вопрос, я просто расширил свое выступление. Я считаю, что тем законопроектом, который мы внесли, мы просто попытались заострить проблему, то есть обратить на нее внимание, мы не ставили себе целью решить эту проблему. Мы считаем, что, как правильно сказал содокладчик, необходимы специальная программа и, может быть, специальный закон по миграции населения, потому что ситуация не просто катастрофическая, она сверхкатастрофическая. Что касается вопроса, да, данный законопроект не решает эту проблему, он только частично пытается ее решить и просто это была попытка с нашей стороны заострить проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Депутат Иванов? Пожалуйста, фракция ЛДПР, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. У меня тоже вопрос к Анатолию Дмитриевичу. Уважаемый Анатолий Дмитриевич, скажите, пожалуйста, вы оценивали перспективу, то есть какое количество мигрантов может прибыть из бывших республик Советского Союза на территорию нашего Дальнего Востока? Это первое. И второе. Не прорабатывало ли ваше Законодательное Собрание вопрос, что делать с этой огромной китайской диаспорой, если, прожив пять лет и подав прошение о вступлении в гражданство, они наконец его обретут? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте, только коротко. НОВИКОВ А. Д. Вопрос, конечно, реально не прорабатывался, потому что мы могли только по Приморскому краю его оценить. Что касается вообще южных регионов - их четыре, это Приморский край, Хабаровский край, Амурская область и Еврейская автономная область, - мы не можем сказать по ним полностью. Что касается китайской диаспоры, то они сами решают, вообще-то, этот вопрос. Я просто могу пример из истории привести. До революции 80 процентов розничной торговли контролировалось китайцами во Владивостоке. Китайцы, наверное, самые лучшие в мире торговцы. Я думаю, что уже сейчас все рынки... Ну вот как здесь, не знаю, проблема это для вас или не проблема, по крайней мере я из газет сужу, что рынки считают закавказскими, там же проблема в том, что все рынки на самом деле китайские, и все китайцы нелегалы, значительное количество, большинство из них нелегалы в той или иной степени, они чрезвычайно неприхотливы, по крайней мере на первом этапе своей жизни. И я думаю, что вот эту всю розничную, рыночную торговлю, некоторые отрасли, например туристический бизнес, они очень успешно захватывают, потому что как раз со стороны китайцев существуют программы, они координируются, они прекрасно реализуются. Туристический бизнес, если не принять специальных мер, закона, в частности поправок по туризму (мы выйдем в ближайшее время с такой инициативой), также будет весь китайским, то есть через подставных лиц они скупают гостиницы, транспортные предприятия и прочее, прочее, у них очень отлажена хорошо эта система. И я бы сказал, что есть программы. И вообще, у них только одно наказание за невыполнение решений - там есть ритуальное такое отрубание головы, причем они это делают действительно, и поэтому у них дисциплина абсолютно железная. То есть они сами... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вам вопрос был как бы в несколько ином аспекте задан. Вы как-то ушли от ответа, углубились в историю. НОВИКОВ А. Д. То есть что делать с китайцами? А я и говорю, что вы ничего с ними сделать не можете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо нам рассказывать историю, мы здесь закон обсуждаем. (Шум в зале.) НОВИКОВ А. Д. Они сами делают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но вы не ответили на вопрос депутата, Анатолий Дмитриевич. Коллеги, есть ли еще вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Записывайтесь, пожалуйста, на выступления. Только предмет выступлений непонятен. Норма действующего закона регулирует вопросы, которые поставил данный законопроект. Если о китайских переселенцах говорить, то в этом законе мы не предусматриваем никаких норм по данному вопросу. Покажите список. Макашов Альберт Михайлович, пожалуйста. МАКАШОВ А. М. Царское правительство проводило мудрую политику: переселенцев поощряли, давали деньги, по прибытии давали инвентарь. Советское правительство: от комсомольской путевки и кончая созданием льгот. Товарищ Сталин еще мудрее: даже создал в Биробиджане колхозы, правда, колхозники туда не поехали. Умно делали, а сейчас... Вот объясните мне, я тоже не понимаю: почему власть делает всё, чтобы мы лишились Дальнего Востока? И речь идет не только о какой-то области, а об обороноспособности нашего Тихоокеанского флота. Если сами ничего придумать не можем, значит, нужно взять мудрое у царя, мудрое у Сталина, мудрое у советского правительства и проводить политику нормальную государственную, а не вредительскую. Вот я обращаюсь к партии, которая сегодня стала... Какая она стала, партия? Не хочу... лучше недоговорить, чем переговорить. Обращаюсь к партии, ведь ответ придется держать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, я просто вам еще раз напомню статью, которую предлагает законодательный орган Приморского края: "В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке лица, являющиеся гражданами стран Содружества Независимых Государств, ранее имевшие гражданство СССР, переезжающие или переехавшие на постоянное место жительства в согласованные с высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации населенные пункты Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области по истечении двух лет с момента пребывания по ходатайству исполнительной и законодательной власти вышеуказанных субъектов Российской Федерации". Всё, норма отрегулирована. Я прошу держаться в обсуждении, выступлениях вот именно этого законопроекта, если вы возражаете либо что-то другое хотите сказать. Депутат Чаплинский, пожалуйста. ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина". Уважаемые коллеги, представитель Законодательного Собрания Приморского края, к сожалению, не очень четко нам обосновал некоторые мотивы внесения этого законопроекта. Дело в том, что закон "О гражданстве...", принятый депутатами третьей Государственной Думы, уже опоздал и на тот момент в приграничные с Китаем районы въехало огромное количество граждан Китая. И настоящие поправки предлагают смягчить... создать благоприятные условия для приезда наших соотечественников из стран СНГ. Поэтому фракция "Родина" предлагает поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. Я хочу также от имени фракции поддержать представителя Законодательного Собрания Приморского края Анатолия Дмитриевича Новикова и его проект. Действительно, это надо делать, и, вообще, мы должны шире использовать желание многих граждан СНГ - прежде всего русских по национальности, этого не надо скрывать, или близких славянских национальностей - переехать в Россию. И за этот счет мы можем решить много наших проблем, в том числе нужно комплектовать армию из людей, реально желающих за гражданство служить в Российской армии. То есть мы ловим молодых людей на улицах, заставляем их служить - они не хотят. А многие из СНГ хотят служить за гражданство, за то, чтобы потом стать офицером Российской армии, причем они знают национальные проблемы, те же самые проблемы Приморья, Хабаровского края, Амурской области. У России есть огромный рычаг - это огромные диаспоры русских, проживающих в различных странах СНГ и даже дальнего зарубежья. Эти люди с удовольствием за гражданство России, за то, что им дадут гражданство России, готовы и работать, и приезжать сюда, и жить здесь, в России, потому что они наелись национализма в этих республиках. Это люди, национально ориентированные, а не кисель, который, к сожалению, мы наблюдаем в разных регионах, - людей без убеждений, без взглядов. А там люди конкретные. Вообще надо поприветствовать и приморцев, хабаровчан, это люди вообще конкретные, так сказать, то есть они могут и за себя постоять, и за друзей постоять, и вообще постоять за страну. Когда они придут к управлению нашей страной в большом количестве, у нас будет другая страна - не туберкулезное такое состояние, которое мы испытываем последние пятнадцать лет, а такое конкретное состояние, где конкретно назовут вещи своими именами, и если люди, так сказать, козлы, то козлами их приморцы и назовут. Понимаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, я прерываю ваше выступление и прошу вас в следующий раз, когда вы захотите выступать, употреблять парламентские выражения. Коллеги, есть ли еще желающие выступить? Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Коллеги, пока идет голосование, сообщу: рассмотрение пункта 39 по просьбе члена Совета Федерации Рокецкого переносится на другой день, так как требуется согласование с администрацией президента. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 10 сек.) Проголосовало за 122 чел.27,1% Проголосовало против 60 чел.13,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 183 чел. Не голосовало 267 чел.59,3% Результат: не принято Не принято.