Заседание № 202
О проекте федерального закона № 401526-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Вопрос 15. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Ивановича Денисова. Пожалуйста. ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Швейцарии об упрощении выдачи виз было подписано в сентябре 2009 года в Берне. С нашей стороны его подписал министр иностранных дел России. Данное соглашение завершает работу со странами Шенгенской зоны по упрощению порядка оформления виз. Соглашение имеет своей целью либерализацию этого порядка и предусматривает упрощение процедуры выдачи однократных виз сроком действия до трёх месяцев и многократных виз для определённых категорий граждан. Многократных - от одного года до пяти лет. Это традиционные категории граждан для такого рода документов: члены официальных делегаций, предприниматели, водители, работники поездных бригад, студенты, школьники, спортсмены, участники обменов по линии породнённых городов, родственных обменов, граждане, посещающие воинские захоронения, и так далее. Соглашение предусматривает упрощённый порядок оформления виз по прямым обращениям принимающих организаций без предъявления предусмотренных в таких случаях нашим законодательством официальных приглашений. Кроме того, для обладателей дипломатических паспортов предусматривается безвизовый режим до трёх месяцев. Унифицируются визовые сборы, сокращается срок оформления виз: пять рабочих дней - нормальный срок и три рабочих дня - ускоренный режим. Реализация соглашения не повлечёт каких-либо дополнительных расходов из федерального бюджета. Просьба поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович, присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по международным делам Андрея Аркадьевича Климова. Пожалуйста. КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Андрей Иванович Денисов достаточно подробно рассказал о сути данного соглашения. Я хотел бы со своей стороны отметить, что, хотя Швейцарская Конфедерация не входит в Европейский союз, сегодня, когда мы добиваемся свободного, безвизового сообщения между Российской Федерацией и странами Европейского союза, нам очень важно снимать все возможные препятствия, формальные и неформальные, на этом пути. И вот в этом отношении действительно знаменательным фактом является то, что мы сегодня приступаем к ратификации данного соглашения со Швейцарской Конфедерацией. Таким образом, вся вот эта зона, европейская континентальная зона, становится открытой и действует по одним и тем же регламентам, как это происходит и в отношении других государств Европейского союза, с которыми у нас есть аналогичные соглашения. Мы с вами уже неоднократно ратифицировали подобные документы здесь, в Государственной Думе. Отмечу также, что, естественно, это соглашение, как и все предшествующие, отвечает интересам Российской Федерации и не потребует прямых затрат из федерального бюджета. В то же время я должен отметить, что при изучении данных документов у нас в комитете были обнаружены неточности перевода, несовпадения между английским текстом и текстом на русском языке, но эти неточности могут быть устранены путём обмена дипломатическими нотами уже после ратификации, и они не влияют на суть данных документов. Мы рекомендуем Государственной Думе ратифицировать данное соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Будут. Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. У меня такой вопрос. В конце ноября в Швейцарии было принято решение высылать иностранцев, совершивших тяжкие преступления. На этом фоне после вступления в действие визового соглашения, которое мы сейчас обсуждаем, должен вступить в силу договор о реадмиссии. Согласно этому договору Россия начнёт оплачивать возвращение на родину своих граждан, а также граждан третьих государств, с которыми у обеих стран есть договор о реадмиссии, нелегально находящихся в Швейцарии. Вопрос: не послужат ли эти два факта причиной увеличения количества высылаемых к нам преступников, не являющихся гражданами России, которые выезжали из стран - республик бывшего СССР, со многими из которых у нас безвизовый режим? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Иванович. ДЕНИСОВ А. И. Спасибо за вопрос. В принципе такого рода договорённости взаимосвязаны. Соглашение со Швейцарией - это же не просто единичный акт, а, так скажем, процесс движения к переходу к безвизовому режиму, и этот процесс, конечно же, сопровождается в обязательном порядке и договорённостями о реадмиссии. Но прямого отношения к обсуждаемому сегодня законопроекту это не имеет. В процессе наших дипломатических, консульских переговоров, конечно, эти вопросы будут решаться, хотя это скорее вопрос нашего внутреннего порядка: насколько мы можем предотвратить, скажем так, или ограничить саму возможность незаконной миграции граждан третьих стран через территорию России на территорию стран Шенгенской зоны. Так или иначе этот вопрос будет решаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Аркадьевич, к вам первый вопрос. Вы сказали, что принятие закона об упрощённой выдаче виз для нас очень важно. Вы могли бы - только конкретно, не в общем, а конкретно - сказать, в чём выгода России от принятия этого закона? И ещё. Мы уже не первый раз принимаем такие законы. Андрей Иванович, со сколькими государствами у нас установлен упрощённый порядок выезда граждан и что от этого тоже получило государство? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Аркадьевич, пожалуйста. КЛИМОВ А. А. Я не сказал, что данный закон о ратификации важнее других, которые мы с вами принимали в этом зале, по отношению к другим странам. Я сказал о том, что с принятием этого закона, с его ратификацией мы практически полностью всю континентальную Европу, которая входит в Европейский союз, включая Швейцарию, которая не входит в Европейский союз, делаем одной сплошной для нас, для наших граждан территорией, которая регулируется по одинаковым правилам. Вот представьте себе, допустим, водитель большегрузного автомобиля движется со своим грузом через территорию континентальной Европы, доезжает до границы Швейцарии - вступает в действие новое правило, выезжает с территории Швейцарии - вновь другое. Мы усложняем жизнь большому количеству людей, речь идёт о десятках тысяч людей, которые движутся в разных направлениях и вынуждены, таким образом, пересекать швейцарские границы. Зачем нам такие дополнительные трудности? Ни нам, ни швейцарцам они не нужны. В этом смысле этот документ важен, потому что, ещё раз повторяю, вся транзитная территория будет регулироваться по одинаковым правилам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Иванович, пожалуйста, ваш ответ. ДЕНИСОВ А. И. Вот простые цифры: в первом полугодии текущего, 2010 года в Швейцарию выехало сто две тысячи шестьсот граждан Российской Федерации, в Россию выехало за тот же период девятнадцать тысяч граждан Швейцарии, что в пять с лишним раз меньше. Вот и посчитайте: сто две тысячи наших с вами соотечественников испытали значительно меньше трудностей в плане стояния в очередях, платы за визу и так далее. Кстати, о плате за визу. Сейчас у нас со швейцарцами средняя плата составляет 60 евро, а с вступлением в силу этого соглашения будет 35 евро. В добавление к тому, что сказал коллега Климов: просто-напросто людям легче будет. Вот, наверное, самое главное. Причём людям, не только путешествующим по каким-то своим личным делам, но и тем, кто вынужден перемещаться в связи со своей профессией. Это те же водители, как было сказано, поездные бригады и так далее. Теперь об упрощении. Такие соглашения в настоящее время действуют у нас примерно с девяноста государствами мира, ещё около десяти находится в стадии переговоров. Мы подходим к этому вопросу с осторожных позиций, мы даже послов своих ориентируем, чтобы они осторожно выдвигали такие предложения, особенно, знаете, в отношении маленьких стран, где перевес будет, так сказать, в нашу пользу: туда наши люди особенно не ездят, а вот оттуда поток может быть достаточно ощутимый. Тем не менее это общемировой процесс. В конечном счёте, как вы знаете, что касается Шенгенской зоны, куда входит Швейцария, мы в принципе двигаемся к безвизовому режиму, и, как неоднократно отмечал наш президент, мы-то готовы со своей стороны перейти к нему хоть завтра, дело в тех ограничениях, которые налагает противоположная сторона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Андрей Иванович, мой вопрос таков. То, что касается дипломатических миссий, участников международных переговоров, вопросов не вызывает, мы знаем, что Швейцария, Женева - это центр, где множество таких контактов происходит. Но я вот невольно думаю: страна у нас социально разделённая, гигантская поляризация богатства на одном полюсе - три - пять тысяч человек и страшная концентрация бедности и нищеты на другом - двадцать четыре миллиона. Вы хорошую фразу произнесли: людям будет легче. Если можно, поясните, я правильно понимаю, что ратификация этого соглашения означает облегчение жизни для маленькой доли населения России, из числа весьма богатых граждан? ДЕНИСОВ А. И. Ну, честно говоря, ничего не могу сказать относительно богатых граждан, с их, как говорится, стилем и образом жизни не очень знаком. Что же касается конкретно Швейцарии, то ведь здесь речь идёт, например, о родственных обменах. Необязательно, что это родственники каких-то богатых людей. Или, скажем, студенты, которые учатся. Сейчас студенты могут учиться по всему миру, и необязательно для этого иметь какие-то очень большие средства. Наконец, Швейцария - страна, в которой проводятся спортивные соревнования в большом количестве, это один из культурных центров Европы. Культурные, молодёжные обмены, делегационные обмены - ну, люди разные, совсем необязательно какие-то уж очень богатые, наверное, и богатые в том числе, но они тоже, в конце концов, граждане Российской Федерации с точки зрения законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Аркадьевич, пожалуйста. КЛИМОВ А. А. Хотел бы добавить специально для нашего коллеги Романова, что действительно это соглашение не предусматривает каких-то особых льгот для богатых людей, там вообще нет ценза относительно богатства. В то же время Швейцария издавна пользовалась повышенным вниманием, например, Владимира Ильича Ленина, который там многие годы жил, нашёл приют. И видимо, мы должны здесь по крайней мере от вас увидеть полную поддержку данного документа. Ленин бы за вас порадовался, если бы это соглашение ратифицировали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом у докладчика, содокладчика? Нет. Уважаемые коллеги, мы обсудили 15-й вопрос и выносим его на "час голосования".
Переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 15, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации". Голосуйте. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 12 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Принято.
Заседание № 200
О проекте федерального закона № 401526-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы до рассмотрения вопроса 23 вплотную подошли к вопросам 20 и 21, две ратификации, и был готов к докладу по этим вопросам официальный представитель правительства первый заместитель министра Андрей Иванович Денисов, он был в ложе правительственной. Сейчас он участвует в многосторонних мероприятиях по линии СНГ, к сожалению, не может находиться в зале и попросил перенести обе ратификации, вопросы 20 и 21, на январь. Комитет эту просьбу поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, будем считать, что эта ситуация абсолютно рабочая, поэтому нет, наверное, возражений. Мы никаких санкций не будем принимать по этому поводу, просто согласимся с предложением рассмотреть эти два вопроса в январе.