Заседание № 272
О проекте федерального закона № 401427-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (в части, касающейся статуса вынужденных переселенцев, а также социальных и правовых гарантий защиты их прав и законных интересов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". Докладывает Казбек Куцукович Тайсаев. Включите микрофон. ТАЙСАЕВ К. К., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! После принятия законопроекта в первом чтении поправок не поступало. Документ прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, с учётом замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы подготовлен ко второму чтению. Прошу принять. В случае его принятия во втором чтении прошу также поставить на голосование и принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 06 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Будут ли желающие выступить по мотивам? Владимир Вольфович Жириновский. Включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Конечно, закон касается лишь вопросов представления документов, информации в электронной форме, ну а в целом мы за последние пятнадцать лет очень усложнили все эти процедуры, во всех странах мира это делается более чётко и быстро. Мы не раз поднимали вопрос о том, чтобы русским была предоставлена особая льгота: у них нет другого государства, и мы знаем отношение к ним сегодня на той же Украине, в других регионах бывшего СССР или вообще там, откуда они приезжают. Вот иммигрантка из Франции - она в пятилетнем возрасте уехала - получила паспорт за пять минут: прямо посол пришёл и вручил ей, и это правильно, мы это приветствуем. И мы хотели бы, чтобы за границей в наших посольствах все русские могли получить паспорт, - именно о них идёт речь, о тех, кто вынужден был уехать или же родился за пределами России, а они здесь ждут в очереди. Вот та же Украина: допустим, украинцы хотят стать гражданами России, большинство из них могли бы приехать к нам, но они не ехали - сложности процедуры, или, побывав у нас, уехали, потому что ночь нужно простоять в очереди, чтобы попасть на приём к сотруднику. Сейчас мы вводим электронную форму, но ведь не у всех есть возможность использования электронных вариантов и в отношении информации, и в отношении документов. В следующем году мы будем добиваться упрощения этой процедуры и всё-таки введения льготы именно для тех, кто считает, что он имеет право вернуться: у него есть на руках советский паспорт, там ещё есть графа "национальность", в которой указано "русский". Это могут быть люди и других национальностей, это могут быть и коренные народы, которые проживали на территории СССР, но у нас нет информации, что они каким-то образом где-то подвергались дискриминации и гонениям, в основном ущемляют права русских, и это делается открыто, публично, это как мода, а они, приезжая сюда, вынуждены долго стоять, так сказать, в общей очереди, в общем порядке долго ждать документы. И процедура сложная: то статус вынужденного переселенца, то разрешение на временное проживание, то ещё какая-то стадия, и на то, чтобы получить паспорт гражданина, уходит несколько лет. А ведь мы в том году приняли закон, чтобы срок оформления документов для переселенцев с Украины был два месяца, но я не уверен, что хотя бы одному человеку дали гражданство через два месяца! Получается, только указом президента можно ускорить - спортсмены известные получили, уж совсем нерусские, просто модно: то артист, то спортсмен, то ещё кто-то получает паспорт... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 40 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 271
О проекте федерального закона № 401427-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (в части, касающейся статуса вынужденных переселенцев, а также социальных и правовых гарантий защиты их прав и законных интересов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, просьба рассмотрение 32-го вопроса перенести на завтра. Поступили замечания, которые необходимо дополнительно проработать, в комитет мы их направили, но пока ещё, естественно, комитет не успел отреагировать на них.
Вопрос 51 поставили на 14.00, и замена докладчика по нему, а 32-й вопрос - перенос на завтра.
Заседание № 252
О проекте федерального закона № 401427-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (в части, касающейся статуса вынужденных переселенцев, а также социальных и правовых гарантий защиты их прав и законных интересов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". Докладывает Екатерина Юрьевна Егорова, статс-секретарь - первый заместитель руководителя Федеральной миграционной службы. ЕГОРОВА Е. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - первый заместитель руководителя Федеральной миграционной службы. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона, предлагаемый вашему вниманию, направлен на совершенствование процедур, необходимых для предоставления и продления статуса вынужденного переселенца, в том числе путём введения возможности их осуществления в электронном виде с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг. Кроме того, законопроектом предусматривается исключение из Закона "О вынужденных переселенцах" устаревших и неработающих правовых норм, например такой, как признание вынужденными переселенцами иностранных граждан и лиц, утративших статус беженца. Также представленным проектом закона терминология, используемая в Законе "О вынужденных переселенцах", приводится в соответствие с действующим законодательством, в частности с Жилищным кодексом Российской Федерации. Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Казбек Куцукович Тайсаев. Пожалуйста. ТАЙСАЕВ К. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действующий Закон "О вынужденных переселенцах" является одним из первых законов в блоке миграционного законодательства, он принят ещё в 1993 году. Этот закон устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан России, вынужденно, насильственным путём покинувших другие бывшие республики Советского Союза либо другие страны. Количество лиц, подпадающих под действие этого закона, составляет примерно сорок тысяч человек. Закон чрезвычайно полезен для вынужденных переселенцев, поскольку нацелен на сокращение возможностей для бюрократических проволочек. Закон чётко определяет совокупность оснований для продления статуса вынужденного переселенца, ясно определены сроки подачи заявления, очерчен перечень документов, которые должен подать вынужденный переселенец для продления своего статуса. При этом законопроектом расширяется круг лиц, в том числе относящихся к членам семьи вынужденного переселенца, которым будут предоставлены соответствующие права. Принятие законопроекта отвечает интересам Российской Федерации. Принятие закона не требует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета: по информации Федеральной миграционной службы, в связи с незначительной динамикой роста числа лиц, обращающихся по вопросу о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и лиц, признанных таковыми, средств на выплату единовременного денежного пособия, компенсации проезда и провоза багажа, а также на содержание их в центрах временного размещения, предусмотренных федеральным бюджетом, на эти цели будет вполне достаточно. На законопроект поступило 34 отзыва законодательных, 50 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, все отзывы положительные. В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа в подборке соответствующих материалов, имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Исходя из вышеизложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении данный законопроект. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Ахмат Чокаевич Эркенов. ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Скажите, пожалуйста, каково соотношение численности вынужденных переселенцев и переселенцев вообще? И второй вопрос: возможны ли такие же варианты, вот точно такая же процедура электронного документооборота, для лиц, которые не являются вынужденными переселенцами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Екатерина Юрьевна. ЕГОРОВА Е. Ю. Да, возможны: у нас достаточно большое количество участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, и в основном сейчас переселение осуществляется, конечно, в соответствии с этой государственной программой, количество её участников - порядка 200 тысяч человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Екатерина Юрьевна, события в Евросоюзе ещё раз показывают, что пробелы в законодательстве позволяют огромным массам людей пользоваться этим и создавать социальную напряжённость. Скажите, насколько наш Закон "О вынужденных переселенцах" отвечает современным реалиям, учтены ли ошибки, допущенные Евросоюзом? ЕГОРОВА Е. Ю. Спасибо, Сергей Владимирович. Закон "О вынужденных переселенцах" распространяется на граждан Российской Федерации. В том, что касается статуса беженца, мы совершенствуем редакцию действующего федерального закона, ну и, конечно, руководствуемся ооновской Конвенцией о статусе беженцев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Екатерина Юрьевна, в связи с двухлетней войной в Луганске, в Донбассе к нам хлынул поток и русских, и украинцев - они тоже имеют статус вынужденных переселенцев, на них всё это распространяется? И вообще, сколько за два года войны прибыло с этих территорий к нам в Россию? ЕГОРОВА Е. Ю. За два года к нам прибыли примерно 1 миллион 100 тысяч граждан из юго-восточных регионов Украины. В связи с этим была создана специальная правовая база, ряд процедур для них был значительно упрощён, в частности, определена возможность получать временное убежище в Российской Федерации, получать дополнительную финансовую поддержку, возможность стать участниками государственной программы переселения соотечественников, уже получив временное убежище в России, а это значит, что эти люди в упрощённом порядке могут получить возможность проживать в России и затем стать российскими гражданами. У нас сейчас 120 тысяч участников госпрограммы переселения соотечественников, прибывших именно с Украины. Что касается вынужденных переселенцев - граждан Российской Федерации, действительно есть граждане Российской Федерации, которые на основании полученного вида на жительство проживали в этих регионах, но количество их крайне мало по сравнению с цифрами, которые я назвала, - 150 человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Не вижу, нет желающих. Выносим на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 41 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.