Заседание № 88

21.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 40092-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2248 по 2441 из 8488
Переходим к вопросу 10 повестки дня. О проекте федерального закона "О           
внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части                 
совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без           
предоставления лесных участков". Доклад Николая Петровича Николаева.            
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Этот законопроект, на мой     
взгляд, вообще можно назвать прорывным, потому что мы даём возможность          
полностью открыть информацию обо всех лесах, обо всех лесных участках,          
которые есть у нас в стране, более того, мы обязываем органы государственной    
власти делать это. Мы вводим заявительный принцип выхода на аукционы и          
конкурсы, мы вводим электронные торги на право заключения договора об           
использовании лесных участков, что должно повысить конкуренцию, снизить         
коррупцию, повысить доходы нашего государства от сдачи в аренду лесных          
участков.                                                                       
                                                                                
Ну и в конце концов, мы вводим конкурсы для лесопереработчиков, мы как раз      
стимулируем и поддерживаем нашу лесоперерабатывающую промышленность и           
предоставляем её представителям такое преимущественное право - получать леса    
в аренду.                                                                       
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, и мы просим поддержать его в    
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить от фракций по мотивам?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, конечно, нужно поддержать этот важный шаг на     
пути к повышению прозрачности, а значит, эффективности использования наших      
лесов, но, согласитесь, если у нас 40 условных единиц, там, долларов, с         
гектара поступает в бюджет, а в Финляндии - больше 500, то какая работа у нас   
впереди? Да, вот такой уровень эффективности сейчас, это рядом не стоит,        
несравнимо с эффективностью, которую демонстрировали, там, сто лет назад наши   
прадеды - с топором и лошадью! - в осваивании лесных богатств: на доходы от     
продажи этих лесных богатств финансировалось всё образование в России. Если     
взять сегодняшний бюджет, это было бы порядка 400 миллиардов рублей, а не       
20-30 миллиардов, как мы имеем. Вот что мы имеем от леса, представляете?! А     
если посчитать затраты на тушение, то будет минус. Поэтому, уважаемые           
коллеги, надо не такие нерешительные шаги делать - нужно срочно принимать       
меры! Не получается у наших лесников, руководителей отрасли, ни деньги          
получить, ни лес народу дать. Дрова не могут люди заготовить - сколько можно    
говорить об этом?! Члены правительства, услышьте! Люди в России не могут        
заготовить дрова, потому что нельзя - надо идти покупать. А кругом лес гниёт    
порой.                                                                          
                                                                                
Вот я только что говорил об отцовском доме. Нет возможности дать денег -        
давайте дадим сто кубов леса! Вот многодетной семье, молодой семье дайте сто    
кубов леса - не по заоблачным, недоступным ценам: он всё равно либо вывозится   
кругляком, либо пропадает, - дайте гектар земли, и вот вам будет отцовский      
дом, причём на совершенно других условиях, не надо залезать в долги, попадать   
в кабалу на десятки лет и получать максимум трёхкомнатную квартиру.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я предлагаю вопросы повышения эффективности использования    
леса внести в приоритетный список, провести общественные слушания - Вячеслав    
Викторович, мы об этом уже говорили в прошлом году, и было намерение провести   
обсуждение в этом большом зале, собрать всех экспертов, специалистов и          
понять, что происходит, кого нужно менять, какие законы нужно принимать,        
чтобы позора не было, ни на правительстве, ни на Государственной Думе.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич от фракции ЛДПР.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Одновременно и согласен, и    
не согласен с предыдущими ораторами. Я думаю, представитель комитета тоже об    
этом расскажет - недавно в Государственной Думе проводились слушания, они       
проходили в Малом зале, были представители регионов, они как раз об этих        
проблемах говорили. На самом деле данный закон необходим, и фракция ЛДПР его    
поддерживает - в частности, мы были соавторами ряда поправок, которые были      
приняты, - конечно, в целом отрасль в ужасном состоянии, это нельзя не          
констатировать.                                                                 
                                                                                
Я хотел бы отметить следующие моменты.                                          
                                                                                
Прежде всего, как, с какой скоростью всё изменяется. Если мы посмотрим на       
даты, то увидим, что данный законопроект был подготовлен в соответствии с       
поручением президента от 7 мая 2013 года, то есть правительство так долго       
работало: поручение было дано в мае 2013 года, и только в конце 2016 года это   
было внесено.                                                                   
                                                                                
Есть и другие важные проекты законов, которые рассматриваются в                 
Государственной Думе и о которых постоянно вспоминают жители не только          
Приморского края, но и всей России. В частности, речь идёт о валежнике, о       
том, что мы должны разрешить людям собирать его. Когда мы, члены ЛДПР, едем     
на нашем специальном поезде, абсолютно в каждом населённом пункте россияне      
нас об этом спрашивают. Когда я выезжаю в регион, во время приёмов населения    
меня тоже об этом спрашивают. Я здесь представляю Приморский край, и вот        
недавно в федеральных новостях был показан сюжет о том, как замерзал            
Лазовский район Приморского края, - ну это правда странно, когда люди живут     
рядом с лесом, живут в лесу и не могут дровами топить своё жилище, это правда   
невозможно, и, конечно, этим надо заниматься. Тем более что убирать этот лес,   
убирать в лесу практически некому: мы сократили должность мастера леса, у нас   
лесников практически нет, а износ техники - 99 процентов, у нас лесник ездит    
на машине арендатора.                                                           
                                                                                
Также было предложение фракции ЛДПР - Александр Николаевич Шерин постоянно об   
этом говорит с этой трибуны - запретить вывоз леса-кругляка за границу, как     
сделали во многих странах, об этом говорил и руководитель нашего комитета.      
Именно так мы развивали бы свою лесопромышленность, именно так мы создали бы    
рабочие места - нужно идти на такие шаги!                                       
                                                                                
Есть масса проблем. Не хватает денег на лесоустройство. Сопроводительные        
документы, на мой взгляд, должны быть документами строгой отчётности: по        
сути, государство управляет лесом вслепую, потому что данные статистики         
сильно расходятся. Нет практически такого понятия, как "лес", мы пользуемся     
констатацией, определением суда. То есть проблем много.                         
                                                                                
Давайте запретим, как предлагает фракция ЛДПР, вывоз кругляка и наконец-то      
рассмотрим законопроект по валежнику, этого ждут все россияне.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николаев Николай Петрович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный         
законопроект и поправки к нему стали очередным шагом в нашей работе. Во         
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" действует мониторинговая группа "Живой лес", которая    
занимается постоянным изучением правоприменительной практики и реализации       
принятых норм и изменений в Лесной кодекс, поэтому все положения, вошедшие в    
этот законопроект, - это пожелания регионов, людей, которые непосредственно     
работают с лесом, живут рядом с лесом.                                          
                                                                                
Понятно, что сегодня здесь много вопросов прозвучало, было затронуто большое    
количество тем. Я хочу сообщить вам, что в комитете сейчас рассматривается      
четыре или пять законопроектов, часть из них включает в себя все эти            
положения, отвечает на эти вопросы.                                             
                                                                                
Действительно, есть огромная проблема, связанная с противопожарной защитой      
леса и повышением эффективности использования лесов. Я хотел бы обратить ваше   
внимание на то, что благодаря изменениям, внесённым в бюджет фракцией "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ", были дополнительно выделены средства и на охрану лесов, и на           
постановку лесов на кадастровый учёт, и на лесоустройство. Это планомерная,     
очень важная работа, которую нам нужно делать.                                  
                                                                                
Да, действительно, общественные слушания мы проводим. Мы провели недавно        
большие парламентские слушания, результатом которых стал в том числе план       
законотворческой работы комитета и фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на следующий год.    
Я думаю, что все вопросы, которые сегодня прозвучали, действительно должны в    
конце концов перестать быть вопросами и мы должны получить на них ответы.       
                                                                                
Отдельно скажу по валежнику. Законопроект внесён нами в Государственную Думу,   
к авторам присоединилось около ста депутатов. Мы видим, что пока, к             
сожалению, он проходит соответствующие стадии согласования, и мы будем          
требовать, чтобы в конце концов этот законопроект был вынесен на рассмотрение   
Государственной Думы, чтобы мы его обсудили, и я очень надеюсь, что он будет    
поддержан.                                                                      
                                                                                
Что касается этого законопроекта, я абсолютно согласен с Олегом                 
Анатольевичем: нам нужно срочно делать шаги, поэтому я предлагаю срочно за      
него проголосовать.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, если вы считаете, что нам необходимо провести большие        
парламентские слушания и обсудить вопросы, касающиеся наших природных           
ресурсов, леса и лесовосстановления, вывоза леса, давайте поставим это в план   
на следующий год и пригласим всех, кто имеет к этому непосредственное           
отношение.                                                                      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка            
использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков",    
10-й вопрос повестки дня.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Обращаю внимание руководителя фракции ЛДПР: голосование только за себя. Игорь   
Владимирович голосует за себя, уже ушло в прошлое то, что кто-то по рядам       
бегал, и хорошо бы, чтобы там, в прошлом, и осталось.                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, федеральный закон принят единогласно.                        
                                                                                

Заседание № 87

20.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 40092-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков" (принят в первом чтении 25 января 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4991 по 5068 из 10621
50-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс   
Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с    
предоставлением и без предоставления лесных участков". Докладывает Николай      
Петрович Николаев.                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в    
первом чтении 25 января этого года, сейчас он подготовлен к рассмотрению во     
втором чтении. Что нового появилось, какие уточнения появились в этом           
законопроекте? Во-первых, мы полностью открываем всю информацию о лесах, и      
органы государственной власти обязаны будут публиковать эту информацию в сети   
Интернет, во-вторых, мы вводим заявительный принцип при организации             
проведения торгов, вводим электронные торги на право аренды лесных участков,    
более того, мы вводим, я напоминаю, конкурсы для лесопереработчиков, вводим     
запрет субаренды лесных участков, которые получены в рамках этих конкурсов.     
                                                                                
Всего к законопроекту поступило 18 поправок, десять из них рекомендованы к      
принятию, а восемь - к отклонению. Все заключения и экспертизы на               
законопроект получены.                                                          
                                                                                
Просьба рассмотреть таблицы поправок.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              352 чел.78,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Не вижу.                               
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5841 по 5845 из 10621
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, я по пунктам 50 и 51 повестки.   
Оба законопроекта подготовлены к третьему чтению, и мы просим также включить    
в повестку на 21-е число для рассмотрения в третьем чтении.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   

Заседание № 22

25.01.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 40092-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5576 по 6280 из 9202
Пункт 13 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в       
Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право           
заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной      
или муниципальной собственности, либо на право заключения договора              
купли-продажи лесных насаждений". Доклад официального представителя             
правительства заместителя министра природных ресурсов Ивана Владимировича       
Валентика.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Иван Владимирович.                                                  
                                                                                
ВАЛЕНТИК И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации -       
руководитель Федерального агентства лесного хозяйства.                          
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Предлагаемый   
вашему вниманию законопроект подготовлен Минприроды во исполнение поручения     
Президента Российской Федерации, которое было дано по итогам заседания          
президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития    
лесного комплекса, состоявшегося 11 апреля 2013 года в городе Улан-Удэ.         
                                                                                
Законопроект направлен на развитие глубокой переработки древесины на            
территории Российской Федерации и создаёт условия для приоритетного             
обеспечения сырьём предприятий, занимающихся глубокой переработкой древесины    
и имеющих производственные мощности на территории Российской Федерации.         
                                                                                
Законопроектом в Лесной кодекс вносятся поправки, в соответствии с которыми     
лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании           
объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, могут заключить договор аренды   
лесного участка по итогам конкурса, а не в рамках аукциона, то есть на общих    
основаниях, в том числе и с теми, кто участвует в аукционах исключительно для   
заготовки круглой древесины с целью её последующего экспорта. При проведении    
конкурсов предложения будут оцениваться в соответствии со следующими            
критериями: наличие и развитие объектов инфраструктуры, эффективное             
использование природных ресурсов, повышение производительности труда,           
импортозамещение и, естественно, внедрение экологичных, энергосберегающих       
технологий.                                                                     
                                                                                
Реализация закона будет являться мерой государственной поддержки                
добросовестных переработчиков древесины, и в результате добавленная стоимость   
от переработки древесины будет формироваться на территории Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
В связи с этим прошу поддержать законопроект.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя комитета по природным ресурсам Николая Петровича          
Николаева.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Николай Петрович.                                                   
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям внимательно рассмотрел этот      
законопроект и принял решение его поддержать, рекомендовать палате поддержать   
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
Коллеги, мы с вами в таком составе работаем чуть меньше четырёх месяцев и при   
этом уже несколько раз обращались к вопросу о внесении изменений в Лесной       
кодекс. Понятно, что споры постоянно идут, но если проанализировать, то         
окажется, что основные вопросы одни и те же, и один из главных вопросов - как   
сделать так, чтобы лес наш перерабатывался здесь, в России. Конечно, в идеале   
весь лес должен перерабатываться у нас на местах, чтобы, как уже было           
сказано, вся дополнительная стоимость, весь потенциал этого экономического      
направления работал на нашу страну, - надо сказать, что данный законопроект     
как раз приближает нас к достижению этой цели.                                  
                                                                                
Сейчас, как вы знаете, лес передаётся в аренду через систему аукционов. К       
чему это приводит? К тому, что зачастую в аукционах побеждают компании,         
которые обладают... грубо говоря, весь их актив - стол, стул и 10 тысяч         
рублей уставного капитала. Их интерес понятен: как можно быстрее всё спилить    
и, может быть, даже исчезнуть - а в результате часто переработчики на местах    
просто остаются без сырья. Я сам не раз был на таких предприятиях, не далее     
как перед Новым годом был в Саянске, небольшом моногороде в Иркутской           
области, где на протяжении уже двух лет буквально стоит настоящий "летучий      
голландец": отечественные предприниматели вложили 700 миллионов рублей          
инвестиций, построили завод, он готов принять более четырёхсот сотрудников      
(это очень хорошо для моногорода!), но уже полтора года предприниматели         
бьются с правительством Иркутской области, пытаясь получить сырьё, - всё        
бесполезно!                                                                     
                                                                                
При этом, надо сказать, в стране в целом растёт другой вид бизнеса - бизнес     
на субаренде. Мы запросили у Рослесхоза данные, так вот по Сибирскому           
федеральному округу за последние три года происходит прирост по площади         
лесов, переданных в субаренду, - их количество ежегодно увеличивалось в 5       
раз, здесь абсолютные рекордсмены Иркутская область и Алтайский край. В         
Дальневосточном федеральном округе за три года площадь лесов, переданных в      
субаренду, увеличилась в 7 раз. Понятно, что данный законопроект должен         
исправить эту ситуацию и дать определённые преференции, возможности             
отечественным переработчикам: если готов перерабатывать - работай, но для       
этого нужно подтвердить наличие соответствующих площадей, возможностей,         
ресурсов - и, пожалуйста, работай дальше!                                       
                                                                                
Другая тема, которая постоянно обсуждается, - это как нам не допустить самых    
разных злоупотреблений в лесной отрасли. Полагаю, что сегодня будет ещё много   
вопросов, но сразу хочу сказать, что данным законопроектом предлагается целый   
ряд мер, которые направлены как раз на исключение таких злоупотреблений. В      
частности, запрещается передавать в субаренду те участки, которые получены по   
конкурсу, то есть если ты готов перерабатывать, то перерабатывай, но            
занимайся только этим бизнесом, ну и, в конце концов, за нарушением этих        
договоров будет следовать их досрочное расторжение.                             
                                                                                
Что, как мы считаем, нужно сделать ко второму чтению, так это, конечно же,      
прописать более точно порядок проведения конкурсов именно для того, чтобы       
исключить злоупотребления, определить порядок формирования размера арендной     
платы, потому что, если мы говорим об аукционе, это рыночный подход, а если     
мы говорим о конкурсе... то есть нам нужно иметь абсолютно чёткую методику.     
Ну и законопроектом предусматривается, что уполномоченный орган власти          
оценивает потребность заявителя в древесине с использованием ЕГАИС учёта        
древесины, - мы считаем, что необходимо добавить в данное положение лесной      
реестр.                                                                         
                                                                                
Коллеги, мы с вами часто говорим о необходимости наведения порядка в лесной     
отрасли и о поддержке отечественного производителя - у нас сегодня есть         
прекрасный шанс доказать это не на словах, а на деле: предлагаю поддержать      
решение комитета и законопроект в первом чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, коллеги?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Палкин Андрей Васильевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ПАЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Иван Владимирович, выделение лесофонда - это будет право или обязанность?       
Объясню, в чём вопрос: если субъект малого предпринимательства вложил деньги,   
он рассчитывает на долгосрочную возможность пользоваться лесофондом, и если     
это обязанность, то он знает, что эта перспектива длительная.                   
                                                                                
ВАЛЕНТИК И. В. В соответствии с законопроектом устанавливается обязанность      
органа государственной власти субъекта Российской Федерации организовать        
проведение конкурса, если предприятие подтвердило наличие производственных      
мощностей и в регионе есть необходимые лесные ресурсы. Если эти условия не      
соблюдаются, значит, оснований для проведения конкурса нет, в остальных         
случаях это обязанность органа государственной власти.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику.                     
                                                                                
Понятно, что главная цель ваших законодательных инициатив - сбережение наших    
лесов и пополнение доходной части бюджета. Для справки: сегодня вся лесная      
отрасль даёт 30 миллиардов рублей в доход бюджета - это действительно сущие     
копейки. Напомню, что в дореволюционные времена благодаря попённому налогу      
лесная отрасль финансировала, например, всё образование в России, директора     
гимназий получали зарплаты, как генералы. Когда мы выйдем на какие-то           
показатели, - они вообще есть в плане? - чтобы вот так позорно не выглядели     
наши доходы по сравнению с доходами, например, Финляндии от лесной отрасли?     
Когда и сколько в результате действия этого закона вы планируете получить       
денег в бюджет?                                                                 
                                                                                
ВАЛЕНТИК И. В. Позвольте, я начну?                                              
                                                                                
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту в         
результате принятия закона планируется вовлечение лесных ресурсов в объёме      
17-18 миллионов кубометров - такова экспертная оценка существующих              
потребностей лесоперерабатывающих предприятий и недозагруженных                 
производственных мощностей.                                                     
                                                                                
Что касается концептуальной постановки вопроса о том, когда всё-таки лесные     
доходы станут значительно выше. Действительно, вопрос поставлен, с моей точки   
зрения, обоснованно. Сейчас ставки платы за лесные ресурсы установлены          
директивно, к сожалению, пока ещё цены на лесные ресурсы формируются на         
основе постановления правительства № 310, а в нём ставки дифференцированы по    
лесотаксовым районам, по разрядам такс, которые, конечно же, устарели. Уже      
второй год нами проводится большая системная работа, идёт анализ подхода, при   
котором цена на лесные ресурсы привязана по принципу роялти к системе цен на    
лесоматериалы на внутреннем и внешнем рынках. Такой принцип ценообразования     
работает в тех странах, где лесной комплекс достаточно развит, прежде всего в   
скандинавских странах, в Германии, в Соединённых Штатах Америки и в Канаде. Я   
думаю, что в этом году мы эту работу завершим и предложим вариант нового        
подхода к формированию цен на лесные ресурсы.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Петрович.                             
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Олег Анатольевич, я думаю, что чем быстрее мы примем этот        
закон, тем быстрее увеличатся доходы, ведь доходы от леса - это не только       
налоги, ставки, плата за аренду, но и рабочие места. Вот потенциал того         
предприятия, пустующего завода, о котором я говорил, - 434 рабочих места и      
330 миллионов рублей в качестве налогов ежегодно, то есть это возможности       
среднего перерабатывающего предприятия, так что чем быстрее мы поможем нашим    
перерабатывающим предприятиям получить сырьё, тем быстрее увеличатся доходы     
от леса.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Иван Владимирович, вопрос следующего плана. Вот вы в защиту         
данного законопроекта говорите совершенно правильно и справедливо о том, что    
львиную долю нашего леса необходимо перерабатывать на территории Российской     
Федерации, пополнять бюджет, но, например, в Китае выпил леса запрещён, в       
Европе он значительно ограничен.                                                
                                                                                
Мы, фракция ЛДПР, внесли законопроект о полном запрете на вывоз леса-кругляка   
за пределы Российской Федерации, что в случае принятия закона привело бы к      
стопроцентной переработке его на территории Российской Федерации, однако мы     
получили отрицательное заключение правительства на законопроект. Вот я хотел    
бы услышать ваше мнение об этом: может быть, просто запретив вывоз              
леса-кругляка за пределы России, мы решили бы вопросы и по рабочим местам, и    
по увеличению налоговой базы, и по сохранению наших лесов?                      
                                                                                
ВАЛЕНТИК И. В. Инициативы о полном запрете на вывоз круглого леса               
периодически возникают, и можно по-разному к ним относиться. Я считаю, что      
самые эффективные методы регулирования - это методы экономического              
регулирования, запретительные меры в качестве единственного инструмента         
влияния на соответствующую систему отношений никогда не приведут к хорошему     
результату.                                                                     
                                                                                
Мы с 2007 года реализуем так называемые приоритетные инвестиционные проекты в   
области освоения лесов. Безусловно, к ним тоже есть определённые критические    
замечания, сейчас идёт реформирование этой концепции, разрабатываются другие    
механизмы реализации этих проектов. За счёт того что мы не в полном объёме,     
скажем так, приняли запретительные меры в отношении реализации круглого леса,   
мы не потеряли те рынки, на которые сегодня наши предприятия экспортируют       
свою продукцию не только после переработки, но и всё-таки в виде круглого       
леса.                                                                           
                                                                                
Скажем, и Финляндия, и Швеция, и Канада, и США создают экономические стимулы    
для развития глубокой переработки древесины. Я считаю, что у нас этот закон,    
с одной стороны, станет одним из серьёзных юридических инструментов,            
стимулирующих развитие глубокой переработки, а с другой стороны, всегда         
должна быть развилка и всегда должны быть достаточно интересные для             
предприятия экономические стимулы развивать глубокую переработку древесины.     
Полагаю, что акцентировать внимание нужно на этом, а не на запрете тех          
традиционных видов деятельности, которые для такой богатой лесной державы,      
как Российская Федерация, являются, в общем-то, традиционным источником         
доходов и пополнения бюджетной системы.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич.                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня к Ивану Владимировичу вопрос.                                            
                                                                                
Судя по содержанию законопроекта, с которым я ознакомился, я думаю, все         
фракции его поддержат, он крайне необходим, тем более что с такими              
предложениями выступали неоднократно все фракции в Государственной Думе. Но     
вот что настораживает, Иван Владимирович: в тексте законопроекта не менее       
десяти норм, отсылающих к нормативным актам правительства, они касаются и       
порядка, и условий, и правил и так далее. Скажите, пожалуйста, на какой         
стадии разработки эти акты и когда мы их увидим? Тем более что у нас теперь     
введены новые регламентные правила, и мы не примем законопроект в третьем       
чтении, если не будет представлен хотя бы план принятия этих нормативных        
актов.                                                                          
                                                                                
И, уважаемый Николай Петрович, действительно уважаю вас, знаю вас как           
делового, хорошего человека... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я коротенько.                                                  
                                                                                
У вас в комитете представители всех фракций. Вот читаю я заключение комитета    
- здесь на странице 3... Ну так нельзя, вообще-то, делать: комитет отмечает,    
что положения законопроекта о глубокой переработке "отвечают выводам и          
предложениям доклада всероссийского форума партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" "Живой        
лес"... ну и так далее. Так это же отвечает предложениям, с которыми и ЛДПР     
неоднократно выступала, и партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и Владимир Иванович     
Кашин не раз по этому поводу выступал! Давайте мы будем на политических         
форумах говорить, у кого какое предложение, а в заключении комитета это         
как-то не совсем хорошо!                                                        
                                                                                
Я хотел бы всё-таки про нормативные акты услышать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопрос. Безусловно, параллельно с работой над этим    
законопроектом разрабатываются и концепции подзаконных актов, именно в          
соответствии с ними выстраивается финальный текст законопроекта. Безусловно,    
согласно Регламенту Правительства Российской Федерации к третьему чтению все    
подзаконные акты будут готовы. По ряду из них уже проведена большая работа, в   
частности по критериям, которые являются основаниями для принятия решения по    
итогам проведения конкурса, - этот акт концептуальный для законопроекта,        
поэтому он в большей степени готов. По остальным актам организована плановая    
работа, в установленные сроки они будут подготовлены.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо.                                                         
                                                                                
Сергей Николаевич, принимаю замечание относительно наличия названия             
политической партии в нашем заключении, причину могу прокомментировать: дело    
в том, что на данном форуме присутствовал в том числе и руководитель            
Рослесхоза и мы в публичном формате уже согласовали эти вопросы, эти            
положения, которые необходимо срочно принять. Но ваше замечание принимаем, мы   
его учтём.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Белик Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.                    
                                                                                
БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Владимирович, у меня достаточно простой вопрос. Насколько я      
понимаю, этим законом мы, не убирая аукционы, вводим дополнительно конкурсы.    
Скажите, пожалуйста, не приведёт ли это к прямым потерям бюджета? Аукцион-то    
- понятная вещь: кто больше заплатил, тот и использует данные лесные угодья.    
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе: по каким критериям будет определяться, в каком случае проводится      
аукцион, а в каком случае - конкурс, и кто это будет определять?                
                                                                                
ВАЛЕНТИК И. В. Спасибо за вопросы. По общему правилу сегодня система            
полномочий сформирована так: использование лесов и предоставление лесных        
участков - это полномочие органа власти субъекта Российской Федерации,          
следовательно, вся работа выстраивается в соответствии с лесным планом          
субъекта Российской Федерации. Согласно законопроекту, пока у органа власти     
субъекта Российской Федерации нет заявки на проведение конкурса, то есть к      
нему не обратился ни один лесопереработчик, который испытывает дефицит лесных   
ресурсов, для того чтобы получить их в приоритетном порядке, этот орган         
власти в общем порядке проводит аукционы по предоставлению права на             
заключение договора аренды лесного участка или обеспечивает предоставление      
лесных участков без конкурса и без аукциона в соответствии с приоритетным       
инвестиционным проектом, который включён в соответствующий перечень             
Минпромторга России. При поступлении соответствующей заявки от                  
лесопромышленника орган власти принимает меры по её рассмотрению и, если эта    
заявка соответствует установленным требованиям, организует конкурс, это         
обязанность органа власти субъекта Российской Федерации, о чём я уже сказал.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарасюк Василий Михайлович, пожалуйста.                   
                                                                                
ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Владимирович, согласно предлагаемой в законопроекте редакции     
статьи 79 Лесного кодекса организатором торгов на право заключения договора     
аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной        
собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных           
насаждений может быть действующая на основании договора с органами              
государственной власти, с органами местного самоуправления специализированная   
организация. Из норм законопроекта неясно, что собой представляет такая         
организация, каково её правовое положение, какие у неё полномочия и функции,    
что ставит под сомнение открытость проведения торгов такой организацией.        
Прошу пояснить эти моменты.                                                     
                                                                                
ВАЛЕНТИК И. В. На самом деле это общая редакция, которая предусматривает        
возможность организации торгов органом государственной власти субъекта          
Российской Федерации или специализированной организацией по соответствующему    
заданию, поручению органа государственной власти субъекта Российской            
Федерации, норма имеет общий характер. В статье речь идёт и о договорах         
аренды лесных участков, и о договорах купли-продажи лесных насаждений,          
которые также по общему правилу заключаются по результатам торгов.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич.                          
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Уважаемый Иван Владимирович, законопроект нужный, жаль, что   
запоздалый!                                                                     
                                                                                
В большинстве регионов владельцами лесных участков становятся арендаторы, у     
которых в наличии только топор и машина для вывоза кругляка. Такая ущербная     
лесная политика может быть исправлена только введением нормы о том, что         
арендатором на конкурсе может быть только тот, кто имеет возможности для        
глубокой переработки древесины, то есть предприятия. Одним из критериев         
выявления победителя на конкурсе вы определяете как раз наличие у участника     
лесоперерабатывающей инфраструктуры. Так вот, чтобы участие в конкурсе не       
принимал арендатор, не имеющий этой лесоперерабатывающей инфраструктуры, у      
которого есть только топор и машина для вывоза кругляка, почему бы всё-таки     
не ввести ограничение, предоставив право на участие в конкурсе только тем,      
кто имеет предприятие по глубокой переработке древесины? Тогда у нас лесная     
политика не будет ущербной ни в экономическом, ни в экологическом плане.        
Может... (Микрофон отключён.)                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иван Владимирович.                            
                                                                                
ВАЛЕНТИК И. В. Уважаемый Анатолий Николаевич, на самом деле в законопроекте     
это и предусмотрено, там указано, что только те юридические лица и              
индивидуальные предприниматели, которые владеют на праве собственности или на   
ином законном основании производственными мощностями, могут принимать участие   
в соответствующих конкурсах. Если мы говорим о юридическом лице с уставным      
капиталом в 10 тысяч и с пилой, то такое юридическое лицо до конкурса           
допущено не будет, это концептуальное и незыблемое правило законопроекта.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить? Да.                          
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Предлагают по одному от фракции. Нет возражений? Хорошо.                        
                                                                                
От фракции ЛДПР - депутат Тарасюк.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Василий Михайлович.                                                 
                                                                                
ТАРАСЮК В. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Здесь уже      
было сказано, что такой закон действительно нужен. Мы располагаем наибольшей    
частью мирового запаса лесов, Россия обладает природным богатством огромного    
национального значения, ей принадлежит около 15 процентов расчётных неземных    
запасов углерода, имеющего огромное значение в регулировании парникового        
эффекта Земли. Уникальность российских лесов, их мировое экологическое          
значение, то, что мы являемся поставщиком древесного сырья на мировой рынок,    
- всё это требует особой системы их охраны. Это необходимо учитывать и при      
планировании лесных разработок.                                                 
                                                                                
Здесь уже говорилось о том, что нещадно относятся к нашим лесным насаждениям,   
и для того, чтобы этого не допускать, нужны специальные требования и для        
участников аукционов, и для участников конкурсов. В соответствии с              
действующей редакцией Лесного кодекса Российской Федерации возможно признание   
победителями аукционов тех структур, которые не имеют отношения к лесному       
хозяйству. Ещё в 2013 году на заседании президиума Госсовета "О повышении       
эффективности лесного комплекса Российской Федерации" Президент России          
сказал, что "не устранён дисбаланс между лесным хозяйством и лесной             
промышленностью, в аренду для заготовки древесины и её переработки сейчас       
передана пятая часть лесов, к тому же аукционы организованы непрозрачно, их     
выигрывают прежде всего структуры, приближенные к власти и к посредникам".      
Лесная промышленность, специалисты, которые знают, как по-хозяйски              
распоряжаться этими богатствами, не могут выигрывать конкурсы. В связи с этим   
данный законопроект имеет большое значение: в нём предложена система            
проведения конкурсов на право заключения договора аренды лесных участков для    
заготовки древесины как механизм, позволяющий произвести отбор наиболее         
профессиональных и перспективных предприятий, имеющих мощности по глубокой      
переработке древесины. Законопроект направлен на исключение серых схем при      
передаче лесов в аренду деревоперерабатывающим комбинатам, а также на то,       
чтобы при выборе компаний-арендаторов были учтены экологические требования, в   
нём определён чёткий порядок проведения конкурсов.                              
                                                                                
Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект, однако ко второму чтению   
необходимо проработать каждое положение законопроекта, более чётко определить   
процесс глубокой переработки древесины вплоть до использования всех отходов,    
внести поправки об ответственности арендаторов и тех, кто предлагает            
осуществлять глубокую переработку, за недобросовестное использование лесных     
участков. В законопроекте необходимо чётко определить, что такое                
специализированная организация, чтобы аукционы или конкурсы не выигрывали       
посредники, которые не имеют никакого отношения к лесной промышленности,        
чтобы их выигрывали предприятия лесной промышленности, которые осуществляют     
глубокую переработку древесины.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Епифанова Ольга Николаевна, пожалуйста.                   
                                                                                
ЕПИФАНОВА О. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция         
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! То, что система аукционов    
по продаже прав на аренду государственных или муниципальных лесных участков     
имеет серьёзные недостатки, для всех очевидно. В настоящее время посредники,    
близкие к региональной власти, часто арендуют такие участки с единственной      
целью - чтобы потом сдать их в субаренду. Эта практика стала отдельным, очень   
доходным и быстро растущим теневым бизнесом. Смотрите, общая площадь лесных     
участков, переданных в субаренду, каждый год увеличивается в 5 раз - такими     
темпами скоро вся Россия будет сдана в субаренду! Нужно начинать наводить       
порядок в этой сфере, и нынешняя ситуация с аукционами по продаже прав на       
аренду лесных участков абсолютно неприемлема.                                   
                                                                                
Почему выгодно брать в аренду и сдавать в субаренду? Средняя ставка аренды 1    
гектара леса в год составляет всего лишь 3 тысячи рублей. Согласитесь, что      
любой гражданин нашей страны с удовольствием взял бы себе в аренду гектар       
леса вместо дачного участка в 4 сотки, который обходится гораздо дороже, и      
даже не для вырубки - холил бы, лелеял, ягоды-грибы собирал... Именно размер    
арендной платы обуславливает мизерные доходы бюджета Российской Федерации от    
богатейших лесных ресурсов нашей страны.                                        
                                                                                
Теперь о законопроекте. Наша фракция поддержит его в первом чтении прежде       
всего потому, что категорически нельзя оставлять всё как есть - с проведением   
торгов только в форме аукционов: в такой ситуации выигрывают лишь посредники,   
а деревообрабатывающая отрасль несёт убытки.                                    
                                                                                
В то же время нужно прямо сказать, что мы ждали от этого законопроекта          
большего. Поручение президента было дано в 2013 году, правительство три с       
половиной года работало над проектом, и что мы видим? Аукционы по-прежнему      
остаются основной формой торгов, правила их проведения не меняются.             
Законопроект громоздкий, насыщен несущественными деталями, по сути,             
регламентирует вспомогательные, технические вопросы проведения конкурсов, а     
наиболее важные вопросы переведены на уровень подзаконных нормативных актов.    
Нет, вы послушайте, что будет регулироваться подзаконными актами: требования    
к участникам конкурса определяются Правительством Российской Федерации,         
порядок рассмотрения заявления на участие в конкурсе, порядок принятия          
решения о проведении или об отказе в проведении конкурса - это                  
принципиальнейшие вопросы, связанные с оценкой конкурсных предложений! -        
утверждаются Правительством Российской Федерации.                               
                                                                                
Далее: победитель конкурса выявляется на основании критериев, определённых      
Правительством Российской Федерации. Коллеги, главный элемент конкурсной        
системы - это критерии определения победителя, но в законопроекте этих          
критериев нет, и немудрено, что у нас возникают обоснованные опасения по        
поводу коррупционных рисков новой схемы распределения лесных участков! Ко мне   
уже начали поступать письма от представителей лесной отрасли, которые прямо     
пишут, что подзаконные акты после их разработки могут свести к минимуму всё     
положительное от принятия закона и привести к увеличению коррупции при          
распределении ресурсов. В связи с этим считаю правильным, чтобы к третьему      
чтению у нас была информация, содержащая подробное изложение основных           
нормативных актов Правительства Российской Федерации, принятие которых          
предусмотрено законопроектом, без этого, поймите, никак нельзя! Надеюсь, что    
Рослесхоз, Минприроды и правительство такие данные нам предоставят.             
                                                                                
И последнее. Серьёзные опасения связаны с обеспечением интересов малого и       
среднего бизнеса, с предоставлением таким предпринимателям гарантий участия в   
конкурсе - в законопроекте этот вопрос вообще не урегулирован. Почему его       
надо подробно прописать в законе? Если этого не сделать, то получится, как с    
инвестиционными проектами: крупные финансово-промышленные группы будут без      
аукциона приобретать лучшие с точки зрения заготовки древесины участки          
лесного фонда.                                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.                                        
                                                                                
Уважаемые товарищи, концепция данного законопроекта всем понятна, она           
логична. Мы в этом зале многие годы говорим о необходимости передела сырья,     
которое производится в нашей стране, это касается, естественно, не только       
древесины, но и нефти, газа и даже зерна. К сожалению, условия, в которых       
сейчас находится наша обрабатывающая промышленность, не дают ей возможности     
активно вести такую экономическую политику. Так что концепцию мы с вами,        
безусловно, поддерживаем, и наша фракция, как уже было заявлено, будет          
голосовать за этот законопроект, который регулирует порядок предоставления      
государственных и муниципальных лесных участков предприятиям, занимающимся      
глубокой переработкой древесины.                                                
                                                                                
Абсолютно правильно здесь задавали вопрос: какие требования должны быть к       
предприятиям? Они должны заниматься глубокой переработкой, обеспечивать         
повышение производительности труда, быть эффективными с точки зрения            
передела, экономического баланса и так далее. Действительно, под такие          
критерии, определённые в тексте законопроекта, подготовленного к первому        
чтению, подходит большой перечень предприятий - можно дойти и до рядовой        
лесопилки! В этом плане принятый 415-й закон, об обороте круглых                
лесоматериалов, чётко фиксирует классификацию выпускаемой продукции - здесь     
тоже глубокая переработка, а мы с вами хорошо знаем, что это такое, и наши      
ЦБК и другие предприятия, работающие и работавшие, могут быть примером при      
определении сущности этого критерия.                                            
                                                                                
О конкурсах и об аукционах. Мы с вами подключали большую академическую науку,   
много дискутировали на эту тему и всегда говорили, что эти две формы борьбы     
за то или иное право - в данном случае имеется в виду аренда лесного участка    
- должны иметь место. У нас есть, допустим, в приоритетных инвестиционных       
проектах льготный механизм, который предлагается и в этом законопроекте, но     
мы обязаны всё соотнести и сделать законодательное регулирование в едином       
ключе, потому что разночтения ни к чему хорошему не приведут.                   
                                                                                
В первую очередь здесь стоит вспомнить о ста двадцати трёх льготных             
инвестиционных проектах, которые должны были касаться глубокой переработки,     
развития инфраструктуры, воспроизводства лесов, так сказать, быть примером      
того, как в лесу надо работать, для наших соответствующих экономических         
структур, - так вот мы видим, что сорок из этих инвестиционных проектов за      
пять лет похоронили, да и многие другие вещи являются просто халтурой! Это      
девятая законодательная инициатива по итогам Госсовета, прошедшего в Бурятии,   
и она, как здесь говорили, уже три года готовится. Мы были в Бурятии - там      
крупнейшее предприятие, миллион гектаров имеет в аренде, - мы приехали и        
спрашиваем: "Сколько вы платите в год с этого миллиона, ведь миллион кубов      
используете?" Оказалось, аж 18 миллионов государство отхватывает с этого        
миллиона! А там достаточно приличный передел! Спрашиваем: "Сколько вы           
восстановили лесов?" - "А у нас естественное восстановление..." И так везде!    
Вот поэтому мы должны всё это чётко увязать и быть более рачительными.          
                                                                                
Абсолютно правильно стоит вопрос: когда мы уйдём от этих 27-30 миллиардов       
рублей, которые еле-еле с регионами собираем за это уникальное стратегическое   
сырьё?! Надо переходить на рыночный механизм в оценке этого сырья, на всех      
крупных всероссийских совещаниях мы говорили о необходимости такого перехода.   
Государство, народ - хозяин лесных богатств, а у нас сегодня все областные      
леса поделили четыре компании по этим приоритетным проектам - поделили, а       
сами ничего не делают, дают возможность выпилить, допустим, 10 кубов: "Давай    
за хвойник по 250-300 рублей мне в карман, а я 18 рублей государству отдам,     
за лиственный лес - 180-200 рублей..." Ну это же бардак, извините меня! Надо    
с этим заканчивать, мы уже десятки раз говорили на эту тему, и в этом смысле    
с данной законодательной инициативой надо активно поработать.                   
                                                                                
Ну, об одной из системных мер. Вот смотрите, мы договорились, дали лесной       
участок, а у него ни границ, ни кадастрового учёта, ни плана, неизвестно, что   
там есть с точки зрения сырья, - и что из этого получится? Кот в мешке! А       
если в конце концов мы поставим всё на нормальные рельсы, произведём            
соответствующее планирование, поставим на кадастровый учёт - тогда другая       
вырисовывается картина. Ведь у нас что получается? Промышленники, как           
говорится, маленько прихватывают за счёт этой древесины, а у тех, кто           
выращивает и лелеет лес, нищенская зарплата, в 2 раза меньше, чем средняя по    
России, - с этим тоже надо кончать! Почему сегодня в Финляндии кубометр сырья   
стоит в 5-6 раз дороже, чем в России? То есть много ещё вопросов, над           
которыми мы должны работать.                                                    
                                                                                
Мы приняли 415-й закон, об обращении круглых лесоматериалов, мощнейший          
базовый закон, мы приняли 27, 250, 455, 353, 181, 206-й законы, мы на 50        
процентов обновили Лесной кодекс и дальше двигаемся - есть с кем двигаться и    
с чем двигаться, но всем нам нужна единая воля, чтобы перейти на хорошую,       
нормальную экономическую основу. Лес должен служить народу, а не отдельным      
личностям!                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пинский Виктор Витальевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Лес - это наш                
общенациональный ресурс, и мы с вами должны заботиться о том, чтобы лесные      
ресурсы использовались рачительно и в интересах страны. Мы на протяжении        
долгого времени наблюдаем, как лес, несмотря на все меры, на все ограничения,   
продаётся просто на корню, вместо глубокой переработки внутри страны уходит     
за рубеж, а потом возвращается к нам в виде стройматериалов, в виде мебели, -   
это неправильно. Решение этого вопроса ищут уже давно - данный законопроект     
как раз предлагает новый путь решения, и, как мы считаем, он перспективный.     
Мы говорим: пусть лес достаётся не тем, кто предлагает за него большую цену,    
а тем, кто может его переработать.                                              
                                                                                
Сейчас у нас в этой сфере действует рыночный механизм - аукционы. Аукцион -     
это победа цены, но в случае с лесом важна не цена, а глубокая переработка,     
поэтому предлагается наряду с аукционами ввести конкурсную систему. Это         
позволит нам предъявить определённые требования к участникам, связанные с       
наличием оборудования, необходимых мощностей для переработки, что будет         
стимулировать участников этого процесса не перепродавать лес как сырьё, а       
перерабатывать его. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест на     
территории России, а это дополнительные налоговые доходы. Кроме того, чтобы     
исключить мошеннические схемы, чтобы не было никаких спекуляций, запрещается    
субаренда таких лесов.                                                          
                                                                                
При этом мы считаем, что конкурсы - это гибкий инструмент, и мы отдаём          
регионам право решать, как такие конкурсы планировать, когда их проводить,      
чтобы регионы могли исходить из своих реалий, назначая торги и определяя        
участки для конкурса. Мы можем с уверенностью сказать, что передача лесного     
участка по конкурсу - это такая цивилизованная преференция для предприятий,     
которые осуществляют глубокую переработку древесины, направленная на то,        
чтобы производство оставалось у нас.                                            
                                                                                
Хочется отметить, что партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" совместно с "Общероссийским        
народным фронтом" в августе прошлого года провела форум "Живой лес", где        
подвела итоги мониторинга проблем в лесной отрасли, и все те предложения,       
которые высказывались на этом форуме, нашли своё отражение в данном             
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Наконец, коллеги, принятие этого закона не просто бумажная процедура, оно       
принесёт полмиллиарда рублей в бюджет - эту цифру декларирует правительство в   
документах, и наша фракция проследит, чтобы это не потерялось. Мы также будем   
контролировать принятие подзаконных актов, которые правительство должно         
разработать и принять во исполнение этого закона. Наша депутатская              
обязанность - ответственно подойти к этой работе, чтобы лес на всём пути        
переработки оставался здесь, у нас, начиная от корней, так сказать, и до        
готовой продукции.                                                              
                                                                                
Несомненно, есть много вопросов, но я думаю, что все они будут решены ко        
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддержит и просит всех             
поддержать его.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель правительства выступит с заключительным словом? Нет.              
                                                                                
Комитет? Пожалуйста.                                                            
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемые коллеги, Владимир Иванович Кашин сказал, что нам       
необходима единая воля, - судя по состоявшемуся обсуждению, к данному           
законопроекту эти два слова абсолютно подходят. Я хотел бы поблагодарить всех   
за живое обсуждение.                                                            
                                                                                
Действительно, нам есть над чем работать ко второму чтению, и я хотел бы,       
пользуясь случаем, что называется, ещё раз обратить внимание коллег из          
министерства природных ресурсов на те нормативные акты - правильно Ольга        
Николаевна перечислила, что будет регулироваться ими, - которые предстоит       
подготовить, без них мы не сможем принять этот законопроект в третьем чтении.   
Мы тоже готовы подключаться к этой работе и ждём, соответственно, проектов      
этих нормативных документов.                                                    
                                                                                
Я думаю, что это один из очередных шагов по наведению порядка в лесной          
отрасли, нам предстоит ещё много работать. Дело в том, что наши леса страдают   
от чёрных вырубок - только по официальным данным, ежегодный ущерб составляет    
35 миллиардов рублей. Мы с коллегами из нашего комитета и из других комитетов   
были вчера в Роскосмосе и посмотрели на новые возможности, которые              
предоставляет нам современная техника для контроля за вырубками, для контроля   
за чётким формированием лесных участков, в том числе в целях проведения         
аукционов и конкурсов. И я думаю, что если мы комплексно будем рассматривать    
все эти вопросы, то, может быть, в течение нашего депутатского срока многое     
сможем сделать для того, чтобы действительно навести порядок в лесной           
отрасли.                                                                        
                                                                                
Я приглашаю всех к дальнейшей работе!                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право           
заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной      
или муниципальной собственности, либо на право заключения договора              
купли-продажи лесных насаждений", пункт 13 повестки дня.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 24 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              427 чел.94,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    428 чел.                                          
Не голосовало                  22 чел.4,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.