Заседание № 219

25.03.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 400876-4 "Об аквакультуре" (внесён депутатами Государственной Думы Г. В. Куликом, В. М. Тарасюком, С. В. Муравленко, членами Совета Федерации Г. А. Горбуновым, В. А. Фетисовым, а также Н. В. Комаровой, Р. А. Храмовым, Ю. А. Спиридоновым, В. В. Ситновым, В. Н. Басыгысовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5670 по 5867 из 8233
Переходим к обсуждению пунктов 31.1 и 31.2. О проекте федерального закона "Об   
аквакультуре". Доклад официального представителя Правительства Российской       
Федерации заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству        
Александра Владимировича Фомина.                                                
                                                                                
ФОМИН А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству.                 
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается     
для рассмотрения проект федерального закона "Об аквакультуре". Цель этого       
законопроекта, подготовленного правительством, - создание единой                
нормативно-правовой базы в сфере аквакультуры, то есть в сфере разведения и     
выращивания водных животных и растений. Принятие и последующая реализация       
указанного закона будет способствовать развитию экономики субъектов             
Российской Федерации на основе развития действующей, созданию новых             
предприятий, развитию индивидуального предпринимательства в этой сфере          
деятельности, увеличению объёмов производства товарной продукции аквакультуры   
и её реализации населению, что особенно важно, непосредственно на территории    
субъектов Российской Федерации, в основном в свежем и охлаждённом виде, а       
такая продукция наиболее полезна с медицинской точки зрения.                    
                                                                                
Мировой опыт свидетельствует об огромном потенциале этой сферы деятельности.    
За последние десять лет объёмы производства объектов аквакультуры в мире        
выросли в два раза и сегодня превышают 60 миллионов тонн. Российская            
Федерация в данной сфере деятельности существенно отстаёт, и сегодня уровень    
производства продукции аквакультуры составляет менее 3 процентов. В настоящее   
время вопросы развития рыбохозяйственного комплекса и нормативной базы в этой   
сфере решаются в рамках закона "О рыболовстве...". Вместе с тем сама            
деятельность по выращиванию рыбы, других водных животных, растений и            
водорослей законодательно никак не урегулирована. Это не позволяет эффективно   
использовать для целей выращивания богатый рыбохозяйственный фонд и,            
соответственно, привлекать инвестиции. Данный законопроект позволит в первую    
очередь решить вопросы закрепления права собственности на объекты               
аквакультуры, выращенные в водных объектах рыбохозяйственного значения,         
вопросы предоставления указанных водных объектов хозяйствующим субъектам для    
выращивания в них объектов аквакультуры.                                        
                                                                                
Одним из ключевых положений законопроекта является закрепление за субъектами    
аквакультуры, то есть самими предприятиями, которые этим занимаются,            
промыслового возврата объектов аквакультуры, выращенных при осуществлении       
пастбищной аквакультуры. Это очень важный вопрос в первую очередь для           
Дальнего Востока, Сахалинской области и других приморских регионов, а также     
для регионов Сибири, Урала, Алтайского края. Законопроектом "Об аквакультуре"   
предусмотрено закрепление таких возвратов в рамках многолетних договоров на     
срок до двадцати пяти лет.                                                      
                                                                                
Учитывая тот факт, что аквакультура в России два последних десятилетия          
развивалась стихийно, права на пользование водными объектами зачастую не были   
оформлены надлежащим образом, и в этой связи в законопроекте предусмотрены      
переходные положения, в соответствии с которыми все договора должны быть        
переоформлены без изменения собственников. Это позволит исключить любые         
злоупотребления и какие-то возможные инсинуации на местах.                      
                                                                                
Законопроект "Об аквакультуре" не содержит ограничений хозяйственной            
деятельности, в том числе и таких, которые формируют избыточные                 
административные барьеры. Биологический потенциал внутренних водоёмов и         
прибрежных морских акваторий Российской Федерации может обеспечить              
производство рыбопродукции в объёме более 410 тысяч тонн, как это               
предусмотрено Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской       
Федерации на период до 2020 года. Принятие этого законопроекта, по сути,        
сделает первый, но важный шаг в решении государственной задачи по развитию      
аквакультуры.                                                                   
                                                                                
Мы знаем, что в ходе проработки этого законопроекта в субъектах Российской      
Федерации ими были направлены замечания в профильный комитет Государственной    
Думы. Этот вопрос обсуждался на заседании комитета - безусловно, мы их учтём.   
                                                                                
Просим принять законопроект в первом чтении.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
У нас Геннадий Васильевич Кулик согласился с рассмотрением пункта 31.2 без      
его участия, поэтому по обоим альтернативным законопроектам содоклад делает     
представитель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии     
Асан Нюдюрбегович Нюдюрбегов. С места.                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
НЮДЮРБЕГОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Развитие аквакультуры в          
России, располагающей огромным природно-климатическим и интеллектуальным        
потенциалом, находится на крайне низком уровне: российская доля добычи рыбы и   
других водных животных и растений не превышает 3 процентов. В настоящее время   
Правительство Российской Федерации указанную рыбохозяйственную деятельность     
рассматривает как наиболее динамично развивающееся направление производства     
продуктов питания. По мнению комитета, принятие законопроекта позволит          
создать нормативно-правовую базу для повышения эффективности развития           
государственной политики в области развития аквакультуры, привлечения           
инвестиционных ресурсов. Одновременно это позволит увеличить занятость          
трудоспособного населения и улучшить социальную обстановку в регионах.          
                                                                                
Комитет поддерживает законодательную инициативу Правительства Российской        
Федерации, при этом обращает внимание на следующее. Из норм законопроекта,      
определяющих аквакультуру, не ясно, относится ли она к природопользованию, к    
сельскому хозяйству или к каким-то иным сферам деятельности. В связи с тем,     
что в законопроекте данная проблема не урегулирована, возникает множество       
вопросов: например, являются ли указанные в законопроекте животные и растения   
водными биологическими ресурсами? следует ли продукцию аквакультуры считать     
продукцией животноводства? относятся ли субъекты аквакультуры к                 
сельскохозяйственным товаропроизводителям? И так далее.                         
                                                                                
В настоящее время отношения в области развития аквакультуры регулируются        
различными законодательными актами Российской Федерации. В связи с этим         
возникает необходимость исключений из соответствующих актов либо приведения     
этих норм в соответствие с новыми правовыми требованиями. Законопроектом        
данная задача решается не в полной мере. В частности, возникает необходимость   
во внесении уточнений в Водный кодекс Российской Федерации и Федеральный        
закон "О сельскохозяйственной кооперации". Имеется и ряд других замечаний,      
которые изложены в заключении комитета, однако, по мнению комитета, все они     
могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.            
                                                                                
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам и Комитет по строительству    
и земельным отношениям поддерживают принятие законопроекта в первом чтении      
при условии его доработки ко второму чтению с учётом изложенных замечаний.      
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации              
поддерживает законопроект, при этом считает, что отмеченные недостатки          
законопроекта могут быть устранены после его принятия Государственной Думой,    
во втором чтении.                                                               
                                                                                
В связи с изложенным комитет рекомендует Государственной Думе принять           
рассматриваемый законопроект в первом чтении.                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть - у депутата     
Гартунга. Один вопрос, подводим черту.                                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к авторам: а что, у нас русский язык уже не настолько богат,      
чтобы не найти слова, которое в русском языке описывало бы название этого       
законопроекта? Обязательно нужно заимствованное слово "аквакультура" брать? У   
меня вопрос такой: нельзя попроще было назвать, по-русски?                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Владимирович, ваше мнение.          
                                                                                
Включите микрофон в ложе правительства.                                         
                                                                                
ФОМИН А. В. К сожалению, действительно не нашлось, до сих пор мы этот вопрос    
прорабатываем. В России применяется термин "рыбоводство", но, учитывая, что     
это не только рыба, как раз большая часть замечаний юристов была связана с      
тем, что нельзя называть это рыбоводством, поскольку там и беспозвоночные. На   
мой взгляд, как специалиста, это одно и то же, поэтому принципиального          
значения не имеет.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Назовите водоведеньем. Спасибо.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги...                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступать? Понятно. А я думал, вы хотите вопрос задать.   
Хочет выступать у нас Сергей Владимирович Иванов. Придётся разрешить.           
                                                                                
Включите ему микрофон.                                                          
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Ваша доброта, Олег Викторович...                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не знает границ, да.                                      
                                                                                
ИВАНОВ С. В. ...не знает границ, да, а я Регламент знаю.                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот как раз ровно то, о чём сегодня фракция ЛДПР             
предупреждала вас в пятиминутном выступлении: это одна из попыток ограничить    
ваш доступ к водным объектам. То есть представьте себе, теперь, если я          
захочу, например, разводить ламинарию (кто не знает, это морская капуста), я    
отхвачу себе с позволения органов местного самоуправления по согласованию с     
уполномоченным органом огромный кусочек морского побережья, и попробуйте вы     
туда сунуться. Если я захочу бобров выращивать, выдр там, я не знаю, ондатр     
или ещё кого-нибудь, я тоже могу захватить какие-нибудь заповедные зоны, и      
попробуйте туда пойти половить рыбку. А если я, например, не хочу ничего        
вкладывать туда, а хочу как можно больше получить, как в принципе и поступают   
все наши хозяйствующие субъекты, то я возьму объекты для нерестилищ и буду      
говорить, что я вот здесь развожу рыбу, она сюда                                
полуестественным-полуискусственным путём заходит, здесь у меня нерестится, я    
её потрошу, икру собираю, ну и так далее. Уважаемые коллеги, вот таким          
макаром, как я уже говорил, как говорила фракция ЛДПР, и наступают на наши      
права. То есть они говорили, что у нас это не развито абсолютно, - теперь       
будет развиваться. Поверьте, найдётся огромное количество людей, которые        
благодаря вот этому закону не увеличат количество объектов животного мира,      
обитающих в водной среде, моллюсков и всего прочего, а, наоборот, хищническим   
образом их истребят, потому что это самая главная заповедь любого бизнеса:      
вложить как можно меньше - получить как можно больше.                           
                                                                                
Фракция ЛДПР категорически против принятия данного закона. А вашему             
уважаемому профильному министерству лучше бы воссоздать систему рыбнадзора,     
лесоохраны и так далее, тогда, может быть, больше толку будет.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Другие депутаты на выступлении не настаивали, поэтому выносим данные            
законопроекты на "час голосования", будем голосовать их как альтернативные.     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6655 по 6685 из 8233
Пункты 31.1 и 31.2, альтернативные законопроекты. Сначала голосуем по пункту    
31.1. Докладывал представитель правительства.                                   
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, обозначенный под пунктом 31.2, который    
должен был докладывать Геннадий Васильевич Кулик.                               
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Покажите результаты по пункту 31.1.                                             
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
                                                                                
И результат по пункту 31.2.                                                     
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за               55 чел.12,2 %                                    
Проголосовало против           32 чел.7,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     87 чел.                                          
Не голосовало                 363 чел.80,7 %                                    
                                                                                
Таким образом, решение принято в пользу законопроекта 31.1 - он считается       
принятым в первом чтении.