Заседание № 159
О проекте федерального закона № 400571-8 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" (в части дополнения перечня юридических лиц, обладающих исключительным правом на экспорт газа природного в сжиженном состоянии).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа". Докладывает Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект был внесён группой депутатов 12 июля, рассмотрен в первом чтении 17 октября. Поступило две поправки, которыми учитываются замечания правительства в отзыве на данный законопроект, они рекомендуются к принятию. Поправок к отклонению нет. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 53 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 16 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Павел Николаевич. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, в этом есть необходимость. Прошу поддержать предложение о его рассмотрении в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений, чтобы сегодня рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 55 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 156
О проекте федерального закона № 400571-8 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" (в части дополнения перечня юридических лиц, обладающих исключительным правом на экспорт газа природного в сжиженном состоянии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа". Доклад Дмитрия Николаевича Кобылкина. КОБЫЛКИН Д. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Текущие экономические вызовы и санкционная политика в отношении России требуют от нас большей мобилизации и оперативности в принятии решений, связанных с развитием газовой отрасли нашей страны, увеличением доли поставок сжиженного природного газа, СПГ, на мировые рынки. Действующим законодательством исключительным правом на экспорт СПГ обладают ПАО "Газпром" и его стопроцентные дочерние компании, пользователи участков недр федерального значения, лицензия которых предусматривает на 1 января 2013 года строительство завода по производству СПГ, а также аффилированные с ними компании, юридические лица, в которых государству принадлежит более 50 процентов и которые являются пользователями недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, Чёрного и Азовского морей. Вместе с тем есть проекты, которые не привязаны к конкретным месторождениям, но их реализация из-за действующих ограничений затруднена. На данный момент в России производится около 30 миллионов тонн СПГ. Документами стратегического планирования предусматривается наращивание объёмов до 140 миллионов тонн к 2035 году. Для достижения этих показателей необходимы новые решения, поэтому законопроектом предлагается расширить перечень компаний, обладающих исключительным правом на экспорт СПГ. Речь идёт о юридических лицах, реализующих предусмотренные документы стратегического планирования, инвестиционные проекты по производству сжиженного природного газа без привязки к лицензии на пользование недрами. Важное условие: они входят в одну группу с организациями, уже имеющими право на экспорт СПГ. Данная норма позволит России остаться значимым участником мировой торговли газом, учитывая дальнейший рост числа потребителей СПГ и изменение географии поставок, особенно на рынки, значительно удалённые от центров производства газа. К 2030 году, по имеющимся прогнозам, доля России на мировом рынке СПГ вырастет до 20 процентов. Россия может стать страной - лидером производства СПГ. Наша задача - использовать этот исторический шанс и способствовать развитию экономики России и её устойчивому будущему. Поступил официальный отзыв на законопроект Правительства Российской Федерации: в целом законопроект поддерживается при условии доработки с учётом некоторых замечаний ко второму чтению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Николаевича Завального. Пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, мировой спрос на энергию будет расти, и темпы - к 2040 году плюс 18 процентов к текущему потреблению. Это связано с ростом экономик в развивающихся странах, прежде всего в Индии и Китае, в странах АСЕАН, в Африке, а также с ростом населения: сегодня - 7 миллиардов, к 2050 году ожидается 10 миллиардов, притом что сегодня 20 процентов населения мира не имеет доступа к электроэнергии. Углеводородный характер энергобаланса сохранится, коллеги. Если сегодня нефть и газ занимают в мировом энергобалансе 54 процента, то к 2040 году ожидается снижение на 2 процента, не более. При этом распределение между нефтью и газом в такой пропорции: сегодня доля нефти составляет 32 процента, газа - 22 процента, но эти доли уравняются, и основной рост в международной торговле, спрос на энергию будет приходиться на газ, причём на газ не трубный, 80 процентов - это СПГ, то есть газ, который можно увезти газовозом. Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа: у нас 25 процентов мировых запасов, это около 50 триллионов кубометров, при этом текущая добыча составляет всего 19 процентов от мировой добычи газа. И вопрос монетизации этих запасов, продажи очень актуальный. Вот если взять экспорт углеводородов ещё до снижения экспорта в Европу, то увидите, что газ приносил всего 20 процентов валютной выручки, а 80 процентов - нефть, нефтепродукты. Так вот, цель, которая поставлена правительством, - монетизация запасов газа, достижение целевого показателя по производству СПГ 140 миллионов тонн к 2035 году. Сегодня мы имеем 33 миллиона тонн, то есть увеличение почти в 4,5 раза, что даст возможность получения выручки 140 миллиардов долларов в год против сегодняшних не более 40 миллиардов долларов. Вот такие появляются возможности. Кроме того, инвестиции опять же не менее 140-150 миллиардов долларов в заводы по производству СПГ, в разработку месторождений, причём с упором на отечественные технологии, которые сегодня находятся в стадии разработки. И вот те решения, которые принимаются по либерализации экспорта СПГ, дают больше возможностей по использованию ресурсной базы для производства СПГ, они очень важны и актуальны. Сегодня второй законопроект мы рассматриваем - первый был по 67-й параллели: дать возможность монетизации запасов газа через производство СПГ за 67-й параллелью - это, по сути, арктические месторождения, удалённые от Единой системы газоснабжения. Второй законопроект позволяет использовать текущие добычные возможности Надым-Пур-Тазовского региона, Ямала с учётом того, что есть трубопроводная система и она в связи со снижением экспорта в Европу, по сути, сейчас недозагружена, есть возможность транспортировки газа из мест газодобычи в другие регионы страны, туда, где актуальна, есть возможность сжижения, получения СПГ. Вот "Мурманский СПГ" в этом занимает особое место. Я бы сказал, что это такой прорывной проект, с новым подходом. Мы попали под санкции, а у нас нет возможности сегодня самим производить газовозы арктического класса - мы их делали в Корее, и встал вопрос, каким образом вывозить газ, который мы будем сжижать в Арктике (тот же полуостров Гыдан). Вот "Мурманский СПГ" даёт возможность круглогодичного доступа к производству и вывоза газа. Кроме того, коллеги, опять же из-за санкций у нас нет турбин большой мощности, газовых турбин, чтобы можно было использовать их в процессе, а там большие энергозатраты. Сейчас даже на "Арктик СПГ", который строится, электропривод, и надо строить электростанцию на китайских газовых турбинах, чтобы обеспечить энергией в рамках импортозамещения и в условиях санкций запуск этого проекта. Так вот "Мурманский СПГ" позволяет использовать всю недозагруженную мощность Кольской АЭС, и энергия Кольской АЭС, полная её загрузка, даст возможность реализации этого проекта. Кроме того, коллеги, в рамках проекта будет построен газопровод от Выборга до Мурманска через Карелию с пропускной способностью 40 миллиардов кубических метров газа в год, из них 30 миллиардов пойдёт на сжижение, а 10 миллиардов - на газификацию всей Карелии, Мурманской области и города Мурманска, то есть такая синергия. И компания "НОВАТЭК" готова за свои деньги построить газопровод протяжённостью около 2 тысяч километров, который обойдётся предположительно в 400 миллиардов рублей. Таким образом, сплошная синергия, загрузка предприятий, большие перспективы в части производства СПГ. Я думаю, это только начало, это не первый и не последний проект именно там, в Мурманске, по производству СПГ. Это очень важный проект, я бы сказал, прорывной, поэтому наш комитет, конечно, его поддерживает. Есть замечания правительства, но они могут быть учтены в рамках второго чтения. Коллеги, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Ну, у меня к авторам, ко всем вопрос такой. Вот смотрите, мы недавно только тут в ручном режиме решали вопрос с дизельным топливом, с ценами на бензин. Почему? Ну, потому, что производство у нас выросло, на 5-6 процентов за год выросло, конъюнктура благоприятная - и потоки хлынули мимо комбайнов, мимо тракторов. Вот здесь давайте заранее, что называется, либо соломки подстелем, либо ещё более основательные гарантии какие-то дадим, что этот газ не уйдёт из труб, от граждан, из жилищно-коммунальной сферы и от всех тех, кто сегодня потребляет вот самый важный для граждан страны и бизнеса в стране... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Николаевич. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Я не являюсь автором, но отвечу на этот вопрос. Как говорится, всё в руках Божьих, я не могу прогнозировать, извините, на десять лет вперёд, а этот проект в случае принятия решения будет реализован через семь-восемь лет, не ранее, коллеги. Но только доказанные запасы газа - 50 триллионов, а если взять Арктическую зону, ожидаемые ресурсы углеводородов - 100 миллиардов тонн нефтяного эквивалента, из них 80 процентов, это 80 миллиардов тонн нефтяного эквивалента, - это только природный газ. Это в 2 раза превышает доказанные запасы газа. Вот такая перспектива. И конечно, производство СПГ, в том числе те технологии, которые сейчас разрабатываются, - построен по сути завод заводов, можно строить платформы по производству СПГ, транспортировать их в зону добычи, переработки, как это реализуется в проекте "Арктик СПГ", - это, по сути, прорыв. Тот проект "Мурманский СПГ", который планируется к реализации с принятием этого закона, как раз даёт возможность ускорить этот процесс, загрузить этот завод и получить эффект уже в моменте до 2030 года. Все эти проекты считанные, и этот законопроект предусматривает, что любой проект, который будет рассматриваться... условия его разработки определяются решением, постановлением правительства. То есть все эти проекты считанные, все балансы газа считанные и в текущем моменте, и на перспективу. И конечно, не важно, какой проект реализуется, либо этот проект, либо тот же проект "Сила Сибири", и об этом не я говорил, об этом президент говорил, во главе угла - потребители Российской Федерации. Они в первую очередь должны быть обеспечены необходимым ресурсом - газом. И мы должны достичь максимальной газификации 83,5 процента к 2030 году, то есть эти цели никто не отменял. Поэтому о каких ещё гарантиях может идти речь, когда это написано в руководящих, стратегических документах страны по развитию энергетики, по развитию газовой отрасли, какие ещё гарантии нужны, я не знаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Дмитрий Николаевич, я не услышал "НОВАТЭК" среди монополистов по торговле. Но вот Павлу Николаевичу вопрос. Скажите, пожалуйста, может, вместо того чтобы тысячи километров газопровода строить, СПГ донаправить? Скажем, Бурятия - Улан-Удэ задыхается от смога, то же самое Омск и ряд сибирских городов, и мы туда поставим СПГ и газифицируем их котельные. Может, так поступить, потому что экспорт - это дело хорошее, но вы правильно сказали, что надо подумать о своих, нет ли таких проработок? Ну и конечно, вы лучше меня знаете, что наша проблема и в нефти, и в газе - отсутствие оборудования. Раньше у нас был завод заводов Уралмаш, в котором над этим работали 120 тысяч человек. Может, есть всё-таки необходимость инвестирования за счёт нефтяников и газовиков в возобновление работы наших серьёзных заводов по изготовлению оборудования? Потому что я думаю, что санкции скоро... (Микрофон отключён.) ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, что касается импортозамещения, эти программы идут, и не сегодня, а с 2014 года. Если до 2014 года надо было убеждать нефтяников, газовиков этим заниматься, то сейчас убеждать никого не надо, мотивация полная. Если ещё в 2014 году у нас зависимость от импорта в нефтянке была 60 процентов, то сейчас менее 40, а в газовой промышленности вовне вообще не было этой зависимости. Но что касается крупнотоннажного производства СПГ, только две компании в мире обладают технологиями: американская компания, немецкая компания. Сейчас мы создаём, коллеги, собственные технологии, собственные компетенции, работа эта ведётся. И понятно, что загрузка наших заводов, вот эти все инвестиции в заводы по производству СПГ... Коллеги, там скоро уже будет на 80 процентов российское оборудование, произведённое в нашей стране. И работа ведётся, в том числе с участием государства, по разработке технологий - насосов, насосно-компрессорного оборудования, холодильников необходимой мощности, эффективности. Эта работа ведётся. И те проекты... вот в том же "Мурманском СПГ", ну, минимум на 80 процентов будет российское оборудование уже. И чем он хорош? Уже не будет зависимости, как я сказал, от импортных поставок газовых турбин. У нас нет турбин большой мощности, они только создаются, такие турбины, но там будет электропривод - загрузка Кольской АЭС, она вполмощности загружена. То есть там синергия очень большая. Коллеги, что касается Сибири и Дальнего Востока, Восточной Сибири, конечно, должна быть максимальная газификация. И вот в рамках программы газификации до 2030 года, максимальной газификации, коллеги, первое, что мы сделали, когда принимали эту программу, мы всё-таки разработали методику и попросили, чтобы все субъекты Федерации сделали энергобалансы своих субъектов, это касается в том числе и Бурятии, Забайкальского края, чтобы можно было посмотреть с экономической, с экологической точки зрения, каким видом топлива надо обеспечивать: где газ, где уголь, может с технологиями улавливания CO2, и так далее. Поэтому для каждого субъекта должна быть своя программа - вот над чем мы работаем. Я не могу сказать, что мы сейчас достигли цели окончательно, потому что, когда начинаешь считать, получается, что где-то газ очень дорогой и углём подешевле, ну и так далее. То есть это такая непростая задача. Но в рамках строительства газопроводов и "Силы Сибири", если это для потребителя, там другая ресурсная база, другие месторождения, но на этих месторождениях запасов хватает для максимальной газификации в том числе Восточной Сибири и Дальнего Востока. Коллеги, вот мы, наш комитет, планируем в апреле следующего года в Хабаровске провести специальный выездной "круглый стол" с участием, понятно, профильных министерств, субъектов Федерации, для того чтобы посмотреть текущее состояние и перспективы газификации Восточной Сибири, Дальнего Востока, в том числе за счёт трубного газа, за счёт СПГ, за счёт СУГ, мы производим СУГ 14 миллионов, потому что сейчас в основном снабжение - это пропан-бутан, его проще привезти и использовать. Мы хотим ещё раз посмотреть эту задачу, как её решить в интересах энергообеспечения регионов и их развития. Такая работа ведётся, Николай Васильевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Павел Николаевич, я внимательно посмотрел стенограмму дискуссии, которая у вас на заседании комитета была. У меня те же самые вопросы, хотел бы, чтобы ответы на них прозвучали здесь. Первый вопрос. Увеличение производства сжиженного газа, естественно, не подкреплённого конкретными месторождениями, - сейчас именно так происходит - значит, что будет потребляться газ, который идёт в трубу. Не приведёт ли это к повышению цен на газ, не там, где регулируются - для населения, а рыночных цен? И второе. Как быть с проектами производства сжиженного газа, которые в труднодоступных местах были реализованы? Это априори издержки гораздо выше. И сейчас вы берёте и всем калитку открываете. Что будет с этими проектами? Вот эти два момента меня очень волнуют. Первое, подчеркну, это стоимость внутри страны, и второе - что будет с теми проектами, в которые уже вложились? ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. На газ у нас нет рыночного ценообразования, цены на газ регулируются. Правительство, по сути, на протяжении последних 30 лет внутренние цены на газ субсидирует за счёт экспорта через компанию "Газпром", и мы имеем самую низкую в мире стоимость энергоресурсов, газ, ну, если в долларах считать, не больше 50 долларов - в Европе газ стоит 500 долларов, а у нас 50 долларов, не выше, - и это даёт нам конкурентное преимущество. Сегодня газ в энергобалансе страны занимает 55 процентов, а если взять европейскую часть России, 80 процентов. Это наше благо, ресурсы есть, и мы должны это использовать. Нет никакой связи с ценами на внутреннем рынке, в том числе для населения, для системы ЖКХ, и мы не планируем для населения и ЖКХ вообще цены менять. Что касается промышленности, да, есть повышение цен, но, опять же, 90 процентов повышения идёт просто в бюджет, это вопрос наполнения бюджета доходами, имея в виду, что цена на газ как на ресурс очень низкая, а промышленные потребители на этом газе производят удобрения, экспортируют, получая валютную выручку, на дешёвом газе конкурируют, по сути, за счёт низкой цены на газ демпингуют на мировом рынке. Ну, это отдельная тема. Коллеги, мы в этом году потеряли 120 миллиардов кубов газа экспорта - под них было разработано месторождение, была добыча газа. Мало того, даже до потери этого экспорта "Газпром" говорил о том, что добычные возможности можно нарастить ещё на 100 миллиардов кубов в год, если будет на это спрос. На Ямал мы только вышли, построили газотранспортную систему, 115 миллиардов производительность, через Байдарацкую губу, давление 100 атмосфер и выше, то есть газотранспортная система есть, добычные возможности есть, даже в том же Надым-Пур-Тазовском районе запасы газа ещё далеки от исчерпания: вот я работал генеральным директором компании "Газпром трансгаз Югорск" - пропускная способность системы, производительность составляет 505 миллиардов кубов в год. Сегодня по ним идёт всего 360 миллиардов кубов, потому что нет спроса. Не потому, что газа нет, - спроса нет, нет потребителя. У нас потребление газа сегодня составляет где-то 460 миллиардов, из них треть - это электроэнергетики, и практически, если по годам посмотрите, рост потребления если есть, то незначительный и даже этот рост потребления компенсируется реализацией программы энергосбережения. Рост к 2030-2035 году будет максимально порядка 500 миллиардов, не выше, и мы должны за счёт программы энергосбережения на 30 процентов к 2035 году снизить энергоёмкость ВВП. Это встречные тренды, как говорится, - экономика развивается, но снижается энергопотребление за счёт роста энергоэффективности, в том числе использования газа. Это всё в энергостратегии прописано. Я, как энергетик, вам говорю, что рисков дефицита газа на внутреннем рынке нет никаких - ни с точки зрения добычных возможностей, ресурсов, ни с точки зрения транспортных возможностей, доставки до потребителя. Но мы должны максимально к 2030 году, как мы всегда... 83,5 процента газификации всей страны обеспечить, мы должны там, где только можно, газ провести - в виде сжатого газа, или СПГ, или трубного газа. Мы должны это сделать, эту задачу надо выполнить. И ещё раз говорю, дефицита никакого не ожидается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Я от фракции, но постараюсь коротко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - поставьте время. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, наберитесь терпения. Я понимаю, что вечер уже, но очень важный вопрос на самом деле. На самом деле сегодня принимается решение, по какому пути пойдёт энергетика, по какому пути она пойдёт развиваться. Многие годы у нас развивался трубопроводный транспорт. Ну, к чему это привело, мы знаем: мы привязаны... ну, казалось бы, ты думаешь, ты протянул трубу к своему потребителю - и теперь ты монополист. К сожалению, здесь две стороны. Ты можешь быть просто привязан этой трубой к потребителю. Если потребитель перестал брать, то что ты с этой трубой будешь делать? Так у нас, собственно говоря, и произошло. А вот чем хорош СПГ? С потребителем не договорился - везёшь в другую сторону. Поэтому те добывающие страны, которые пошли по другому пути развития, через СПГ, сейчас в более выгодной ситуации, чем мы. Поэтому вопрос не праздный. Но есть два момента. Первое: а что же будет с ценами для промышленных потребителей? Для населения, всё понятно, урегулируем мы цены, ну а там, где будет коммерческий рынок? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Межтопливная конкуренция, да, есть такое понятие. Может так сложиться, что цены внутри страны для промышленных потребителей могут вырасти. Вот Павел Николаевич с трибуны рассказывал, что этого не произойдёт. Надеюсь, что ко второму чтению он развеет наши сомнения, и мы свою позицию поменяем, но в первом чтении пока у нас решение фракции - не поддерживать этот законопроект. Я с этого начну. Я объясняю почему. Первое - это всё-таки, ну, скажем так, опасность того, что... Вот смотрите, ситуация в металлургии у нас в позапрошлом году: мировые цены на металл выросли - металлурги вздули цены внутри страны в 3 раза. Вот хотелось бы, чтобы такого не произошло с газом. Павел Николаевич достаточно убедительно говорил, что у нас очень много газа, переизбыток, 120 миллиардов, и, пока мы создадим мощности для сжижения хотя бы только этого объёма, пройдёт много лет. Я согласен с вами абсолютно, Павел Николаевич, правильно абсолютно, вы здесь чётко, профессионально это изложили, и, может быть, мы, скажем так, обжёгшись на молоке, дуем на воду, но печальный опыт с металлургами нас очень многому научил. Конечно, правильное решение, что мы размонополизируем этот рынок. Если будет больше продавцов, у нас будет более диверсифицированный рынок, мы будем более устойчивы как производитель, добывающая страна. Но есть ещё одна важная вещь: как будет облагаться этот экспорт? Вот если мы будем идти по тому же пути, как сейчас в нефтяной отрасли, - будем НДПИ поднимать и экспортные пошлины снижать, то это однозначно приведёт к росту цен на внутреннем рынке, чего мы допустить не должны. Павел Николаевич, прямо вот для вас говорю. Если мы пойдём по другому пути - будем через экспортные пошлины изымать сверхдоходы, природную ренту... Газ - это всё-таки богом нам данное богатство, и мы природную ренту должны изымать и тратить на всех граждан, поэтому, если мы через экспортную пошлину это будем делать, тогда другой разговор. Тогда это гарантия того, что будет паритет, скажем так, цен мировых и внутренних за вычетом экспортной пошлины. Если пойдём по этому пути, мы согласимся с этим подходом. Но пока, в первом чтении мы проголосовать за это не можем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исламов Дмитрий Викторович. ИСЛАМОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Очень нужный, своевременный законопроект. Он расширяет экспортный потенциал, диверсифицирует экспортные поставки. И вот уже сказали и Павел Николаевич, и Дмитрий Николаевич, что законопроект даёт возможность реализации таких проектов, как, например, "Мурманский СПГ". Это прямой бюджетный эффект. Вот представьте, мощность линий совокупная - около 20 миллионов тонн в год. Производство СПГ - это новые рабочие места и крупнейший социально-экономический эффект. В рамках реализации этого проекта, строительства завода, будет построен газопровод протяжённостью 1,3 тысячи километров - не 1,3 тысячи метров, а 1,3 тысячи километров! - и это газификация Мурманской области, Республики Карелия. Вот недавно было совещание у Президента Российской Федерации по вопросу роста цен на топливо. В Мурманской области этот перерасход составил 11 миллиардов рублей. Если мы мазут заместим постепенно СПГ, газом, то мы... ну, этого вопроса больше не будет. Газификация - это не только производство тепла, это ещё и газомоторное топливо, кроме того, экология - очень большой вопрос для Мурманской области. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта. Просим, уважаемые депутаты, поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик, содокладчик - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 42 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.