Заседание № 183
17.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 400134-8 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части расширения перечня преступлений, совершение которых влечёт за собой прекращение гражданства Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3695 по 4421 из 4603
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Доклад Михаила Николаевича Матвеева. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это крайне важный законопроект, который инициирован нашими избирателями, очень много сейчас об этом говорят. Связан законопроект с тем, что в Россию идёт огромный миграционный поток, миллионы людей приезжают из стран Средней Азии и Закавказья, 15-16 миллионов в год становятся на миграционный учёт, из них многие получают достаточно быстро российское гражданство, только в 2022 году около 700 тысяч получили российское гражданство, но, к сожалению, наши правоохранительные органы фиксируют резкий рост этнической преступности. По данным официальной статистики, количество преступлений, совершённых мигрантами, за последний год резко возросло, причём именно тяжких преступлений: на 37 процентов выросло количество тяжких преступлений, среди которых убийств - на 18 процентов, изнасилований - на 7 процентов. Если ещё два-три года назад иностранные граждане, мигранты совершали только каждое восьмое преступление в сфере наркоторговли, то сейчас уже каждое четвёртое. Конечно, наше государство не может не обращать на это внимания, тем более что практически каждый день мы получаем сводки о резонансных преступлениях то в одном месте, то в другом месте. Люди требуют преступника наказать, депортировать, а потом выясняется, что у него есть российский паспорт, причём в некоторых случаях... Вот, например, в Самаре один выходец из Таджикистана перерезал горло девушке, Екатерине Карась, он пять лет уже был гражданином России, но отказался давать показания следователю на русском языке, сказав, что он не понимает русского языка, государственного. Вот такой поток граждан сейчас идёт в Россию. Мы с вами некоторое время назад приняли новую редакцию закона "О гражданстве...", статьёй 24 которого введён институт прекращения приобретённого гражданства. При этом в данный момент законодательство содержит 64 статьи Уголовного кодекса, которые являются основанием для прекращения гражданства. Если мы посмотрим перечень этих статей, то мы увидим, что большая часть касается, конечно, преступлений различной террористической и экстремистской направленности, есть такие преступления, как неоднократные нарушения порядка проведения митингов и так далее. При этом есть две группы уголовных статей, за которые прекращается гражданство и которые всё-таки связаны с совершением тяжких преступлений в отношении личности. Из статей, за которые лишают гражданства, три статьи связаны с изнасилованиями, но, если мы посмотрим их составы, мы увидим, что речь идёт только о некоторых составах изнасилования, в частности об изнасиловании несовершеннолетних, но только группой лиц, к примеру. Даже развратные действия, которые совершаются в отношении несовершеннолетних, в том числе понуждение к мужеложству, педофилия не являются основанием для прекращения гражданства. Есть несколько статей, которые касаются наркоторговли и тоже являются основанием прекращения российского гражданства, - я ещё раз хочу подчеркнуть, приобретённого российского гражданства, то есть когда иностранец стал российским гражданином. Хочу напомнить, что любой иностранный гражданин, получая российское гражданство, произносит клятву, присягу и обязуется соблюдать законы Российской Федерации. Так вот, если мы посмотрим, речь идёт опять же только об отдельных составах, по наркотикам к примеру, только о совершении преступлений, скажем так, в крупном размере и только группой лиц. На мой взгляд, данная практика, в общем-то, требует внесения существенных дополнений. Раз такой институт - прекращение гражданства на основании совершения преступлений - существует, значит, мы должны защитить наше общество, наших граждан, по крайней мере от тяжких преступлений. Предлагаемым вашему вниманию законопроектом дополняется число тех статей, на основании которых прекращается российское гражданство, статьями "Убийство", "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью", "Истязание", а также статьями обо всех преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы, включая изнасилования, совершение насильственных действий сексуального характера, понуждение к совершению действий сексуального характера. Сразу хочу сказать, что правительство и комитет дали отрицательные заключения на данный законопроект, которые меня, честно говоря, удивляют оборотами, которые используются, я даже использую другое слово - "возмущают". Например, комитет говорит о том, что они считают спорными данные нормы, поскольку, по их мнению, могут быть только конституционно-правовые нормы о безусловном приоритете наивысших ценностей, охраняемых Конституцией, прав и свобод человека и гражданина. А право на жизнь - это не конституционное право? Теперь посмотрим отзыв правительства, официальный отзыв правительства. Здесь пускаются в рассуждение (как будто речь идёт о научной статье о конституционном праве) о том, что вообще институт гражданства обосновывает некую устойчивую связь, которая существует между гражданином и государством, и поэтому наказывать нужно только за совершение преступлений в отношении государства. Ну, я сказал, что уже в действующую редакцию включены статьи, связанные с изнасилованием, просто не все, включены статьи, связанные с наркотиками, и так далее, то есть уже природа нормы о прекращении гражданства такова. А дальше они говорят, что полагают, что данные нормы предлагают необоснованно широкий перечень преступлений. Коллеги, я предлагаю лишать гражданства за убийство - это что, необоснованно широко?! Я что, предлагаю лишать за то, что улицу перешли на красный свет, не в том месте? Коллеги, я предлагаю очень серьёзно отнестись к данному законопроекту, его ждёт наше общество. Всё равно такие законопроекты будут возникать снова и снова, даже если вы его отклоните. Прошу коллег-депутатов поддержать этот законопроект и выразить своё мнение путём голосования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Артура Борисовича Таймазова. С места. Пожалуйста. ТАЙМАЗОВ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Позитивно оценивая стремление авторов законопроекта к установлению весомых мер предупреждения, противодействия и пресечения совершения преступлений против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и свободы лицами, недавно получившими российское гражданство в порядке признания или приёма, комитет рекомендует законопроект к отклонению, так как предлагаемое в законопроекте установление ответственности за совершение необоснованно широкого перечня преступлений переводит институт прекращения гражданства Российской Федерации в уголовно-правовую плоскость. В результате этого прекращение гражданства Российской Федерации становится, по сути, дополнительной формой ответственности за совершение преступления. Уголовным законодательством предусмотрены исчерпывающие меры наказания за совершение таких преступлений, в том числе обозначенных автором законопроекта. Предлагается отклонить этот законопроект. Законодательство уже содержит перечень преступлений, за совершение которых предусмотрено прекращение гражданства, предложенный при рассмотрении президентского законопроекта о гражданстве, и тогда мы с вами уже приняли решение о нецелесообразности такого расширения. Повторю, это необоснованно, противоречит духу института гражданства. Следует также отметить, что соисполнитель - Комитет по государственному строительству и законодательству также не поддерживает представленный законопроект, оценивая его как необоснованный и нецелесообразный. Соответствующее заключение есть в подборке документов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Михаил Николаевич, вы знаете, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" выступает за отмену моратория на смертную казнь в Российской Федерации. Таким образом, мы считаем, что все граждане и неграждане, совершившие такого рода преступления, должны быть наказаны. Тем не менее я поддержу ваш законопроект. У меня только один вопрос: сколько лет нужно находиться в российском гражданстве, чтобы подпасть под действие этого закона? Не подпадут ли несовершеннолетние граждане, то есть граждане, которые получили гражданство в несовершеннолетнем возрасте по тому основанию, что их родители привезли в Россию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвееву включите микрофон. МАТВЕЕВ М. Н. Спасибо за позицию. Хочу сказать, что не за все преступления, которые мы в законопроект предлагаем включить, предполагается смертная казнь в принципе. Но что касается несовершеннолетних лиц, то данный законопроект не предполагает коллективной ответственности, то есть ответственность несёт только то лицо, которое совершило преступление. Как говорили наши политические классики, сын за отца не в ответе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Артуру Борисовичу. Уважаемый Артур Борисович, к сожалению, вы либо невнимательно слушали Михаила Николаевича, либо придётся вам повторить те заключения, о которых он сказал. Они вызвали у него недоумение, да и у всех, кто ознакомился с заключениями правительства и профильного комитета. Действительно, трудно понять, почему преступления против половой неприкосновенности, преступления против жизни и здоровья одного отдельно взятого человека вы противопоставляете вопросам безопасности государства. Для чего нужно государство, если оно не охраняет этого самого человека? И почему тогда преступления против личности для вас не так важны? Ведь они сейчас выделены в самостоятельный раздел Уголовного кодекса. Для конкретной семьи, для конкретного пострадавшего это будет, ну, гораздо важнее. Таким образом, основание, по которому вы отклоняете этот законопроект, - необоснованно широкий круг преступлений. Скажите, пожалуйста, какие преступления вы считаете обоснованными... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таймазову включите микрофон. ТАЙМАЗОВ А. Б. Уважаемые коллеги, я считаю, что институт гражданства не может применяться для наказания. Там все эти действия, экстремизм, терроризм - больше 60 статей, и мы уже рассматривали возможность расширения этого перечня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Михаил Николаевич, ну, тема, которую вы поднимаете, чрезвычайно важная, конечно. Действительно, государство должно ставить определённые барьеры, но вот здесь есть такой момент, что мы преступников серьёзных, убийц... Я сразу извинюсь за такую аллегорию, но вот как бы есть наши убийцы, а есть не наши убийцы, и мы их ставим на разные уровни защищённости с точки зрения гражданских прав. Вот это единственный момент, который эту идею, так скажем, несколько ослабляет. Какие дополнительные аргументы вы могли бы привести в этом отношении? Может быть, надо срок какой-то обозначить? Вот какое-то время он является, так сказать, новоиспечённым гражданином, а потом становится основным. Или как-то ещё, я не знаю... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. МАТВЕЕВ М. Н. Нет, конечно, мы не пойдём по пути прибалтийских республик, где разные институты гражданства существуют. Нет, это не тот путь. Речь идёт о том, что именно сейчас статистика показывает резкий рост совершения преступлений именно в среде мигрантов и лиц, которые недавно получили гражданство, - на 37 процентов рост числа тяжких преступлений. Это говорит о том, что именно эта категория новых граждан требует, скажем так, более жёсткого контроля. Ну и кроме того, не будем скрывать, наше общество крайне негативно относится к тому, что гражданство российское раздаётся просто так, пачками раздаётся, вместо того чтобы его заслужить каким-то образом или по крайней мере продемонстрировать свою лояльность. Многие совершают преступления буквально вскоре после получения российского гражданства. Нам и своих преступников хватает - зачем нам ещё увеличивать эту категорию? Совершил преступление - отсидел в российской тюрьме, и выслали тебя обратно на родину. Вот и всё. То есть меньше будет преступности на наших улицах, в наших городах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Михаил Николаевич, я полностью поддерживаю ваш законопроект, но у меня в связи с ним несколько вопросов. Первое: скажите, пожалуйста, есть ли у вас статистика, есть ли вообще статистика, каков среди общего числа мигрантов, совершивших правонарушения, процент мигрантов, получивших гражданство? Это первый вопрос. И второе: вы сказали, что придерживаетесь позиции, что сын за отца не отвечает, - а отец за сына? То есть если правонарушение совершил уже, допустим, сын или совершила дочь того человека, который получил гражданство для себя и для своей семьи, почему бы в таком случае не лишать гражданства, ну, вот как бы первоисточник его получения? МАТВЕЕВ М. Н. Соглашусь с вами в части несовершеннолетних детей, потому что в отношении несовершеннолетних детей у родителей существуют определённые обязанности по их воспитанию, ответственность за них. В отношении совершеннолетних детей, наверное, это было бы, на мой взгляд, слишком, ну, необоснованно, если так можно выразиться, потому что люди существуют разные. Что касается статистики. Вы затронули крайне важную тему, на которую я хотел бы обратить внимание Государственной Думы и наших коллег, - может быть, Государственная Дума какое-то поручение в итоге выработает. Дело в том, что у нас с определённого времени ведомственная статистика... Когда совершается преступление, заполняется специальная форма учёта: фамилия, имя, отчество, образование, женат, не женат и так далее. С некоторых пор оттуда исключена национальность. То есть когда я посылаю запрос в МВД с просьбой, чтобы они мне сообщили, какое количество преступлений совершается, ну, так скажем, по национальному признаку, они отвечают, что они этот учёт ведут только в отношении иностранных граждан, то есть в отношении гражданства, а в отношении национальности не ведут. При этом мы прекрасно понимаем, что и граждане России, и не граждане России, принадлежащие к одной нации, к одной национальности, образуют одну диаспору. Зачастую задерживают преступников, которые в составе группы лиц совершали преступления, один уже гражданин России, другой не гражданин России и так далее, и они всё равно держатся вместе, у них единая психология. Я провёл анализ (не хочу здесь его предавать огласке, потому что, ну, может быть, он несильно научный), я посмотрел долю определённых видов преступлений, которые совершают преступники определённых национальностей. Например, одна из национальностей, там, Средней Азии лидирует по изнасилованиям, просто лидирует, но именно по преступлениям в отношении несовершеннолетних (педофилия) лидирует другая, представители которой преступлений совершают меньше по общему количеству. На мой взгляд, это вообще нормально для анализа, поэтому, на мой взгляд, Генеральная прокуратура должна внести изменения в свой приказ, в котором утверждена форма ведомственного учёта преступлений, вернув туда графу "Национальность". Это нужно не для того, чтобы кого-то по национальному признаку дискриминировать, а для анализа, потому что такое явление, как этническая преступность, существует, существуют определённые виды преступлений, на которых специализируются, так скажем, выходцы из определённых республик. И это все, кто связан с правоохранительными органами, прекрасно понимают и знают, но мы засунули голову в песок в играх в толерантность, в то, что преступник не имеет национальности и так далее, и перестали это учитывать. Поэтому огромной проблемой является то, что, как только иностранец, мигрант получает российский паспорт, он сразу исчезает из этого учёта и пополняет статистику преступлений, совершаемых гражданами России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Михаил Николаевич, ваш законопроект явным образом направлен на защиту граждан России от этнической преступности. Не предполагаете ли вы, что сам факт разработки вами и внесения вами такого законопроекта будет расценён представителями этой преступности в органах государственного управления как разжигание межнациональной розни и, соответственно, как преступление по статье 282 Уголовного кодекса со всеми вытекающими последствиями? МАТВЕЕВ М. Н. Согласно федеральному законодательству депутат не может быть привлечён к ответственности за высказанное мнение, позицию, принятую при голосовании, и тем более за реализацию им своих полномочий, одним из которых является внесение законопроектов. Поэтому мы с вами защищены российским законом, наша деятельность направлена на решение актуальных проблем избирателей, на то, чтобы реагировать на те вызовы и угрозы, которые существуют. Сейчас одной из проблем является рост преступности в результате огромного неконтролируемого миграционного потока, который идёт в нашу страну. Руководство Государственной Думы создало межфракционную группу, которую возглавляет вице-спикер Яровая, насколько я понимаю, по выработке, так скажем, изменений в миграционное законодательство. Я полагаю, что, конечно, это может вызывать недовольство определённых диаспор, как вы говорите, но у меня вызывает вопрос вообще существование диаспор как некоего института. Это что? Это профсоюз по устройству на работу людей, которые приезжают из какой-то страны, это ОПГ, которая решает какие-то проблемы скользкие с правоохранительными органами, находит кучу адвокатов тут же, для того чтобы рассказать, что преступник не виноват, или это касса взаимопомощи, которая приобретает билеты, для того чтобы быстренько улететь? Вчера вот представитель одной из диаспор стал известен российскому Интернету в результате своих абсолютно русофобских высказываний, дискредитирующих Российскую армию, распространения фейков о специальной военной операции. Сегодня ночью происходили драматические события, связанные с тем, что он начал удалять срочно свои сообщения в соцсетях, писать, что его взломали. И утром Александр Иванович Бастрыкин, который является лучшим, на мой взгляд, руководителем правоохранительных органов из существующих в Российской Федерации, очень оперативно сообщил, что возбуждено уголовное дело. Надеюсь, товарищ не успел улететь от российского правосудия и будет... И кстати, я вам хочу сказать, что 282-я статья, которую можно к нему применить, и статья о дискредитации Вооружённых Сил уже входят в число тех 64 статей, осуждённых по которым можно лишить гражданства. Это очень непростая тема, но если Государственная Дума будет от неё прятаться, если мы не будем эти вопросы решать именно в правовом ключе, то в этом случае мы, ну, будем заложниками просто той ситуации, которая будет развиваться сама. Нам же не нужны самосуды, когда люди сами будут разбираться с преступниками, которых не может государство наказать. И ещё раз хочу сказать, что российское гражданство - это не билет в санаторий, это не квиток, по которому ты получаешь льготы, будучи при этом предан какому-то другому национальному государству. Российское гражданство - это... "Я достаю из широких штанин...", - как говорил в своё время Маяковский, - "Читайте, завидуйте, я - гражданин...". Вот что такое российское гражданство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. У меня к обоим докладчикам вопрос, теоретический вопрос в части духа института гражданства. В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации равны независимо от оснований приобретения гражданства, то есть от того, приобретённое это гражданство либо по рождению, в Конституции так и записано. Есть две группы авторов, в том числе учёных. Одни говорят, что, в общем-то, в принципе неправильно разделять граждан на граждан первого сорта и граждан второго сорта, если люди уже получили гражданство; барьер надо ставить на момент принятия в гражданство: не принимать сотни тысяч мигрантов, как это происходит сейчас, а подходить к этому очень и очень осторожно, как в Саудовской Аравии, где большая часть, скажем так, тех, кто проживает на её территории, не является гражданами. Второй вариант - это вариант, когда мы всё-таки говорим о том, что гражданства приобретённого можно, скажем так, можно лишить. Мне хотелось бы узнать, Михаил Николаевич, об опыте второго варианта, в каких странах он работает? Я имею в виду из прогрессивных, развитых стран. А к содокладчику, Артуру Борисовичу, вопрос: Артур Борисович, как вы... (Микрофон отключён.) МАТВЕЕВ М. Н. Ну, я хочу сказать, что, конечно, можно поспорить о конституционной природе, таких споров было много в Государственной Думе, когда вносились изменения в Конституцию. Было много суждений, можно ли одним пакетом вносить изменения, или каждый надо отдельно. Я хочу всё-таки напомнить коллегам, что мы законодатели, мы формируем федеральное законодательство, соответственно, мы принимаем закон, и его нужно исполнять. Учёные-конституционалисты, наверное, могут спорить о природе института гражданства, но для меня здесь является базовым то, что институт прекращения гражданства - ещё раз подчеркну: не лишения, а прекращения гражданства - уже существует, он внесён Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, статья 24 новой редакции. Там уже есть 64 статьи, о которых мы говорили, просто логика там очень странная: большая часть статей касается действительно терроризма, торговли оружием, ещё чего-то такого, а также покушения на жизнь государственного деятеля и прочего, есть задел, который связан с тяжкими преступлениями в отношении личности, изнасилование, к примеру, как я уже говорил, но только несовершеннолетних и только группой лиц (там нет даже сексуальных действий, приведших к смерти лица в возрасте от 12 до 14 лет), есть наркотики, которые тоже в принципе являются одним из видов преступлений. То есть он недоработан, и наша задача сейчас - реагировать оперативно на те вызовы и угрозы, которые существуют, а не входить в споры о природе статуса гражданства. Ещё раз хочу сказать, институт прекращения гражданства уже существует, он внесён президентом и является федеральным законом, это первое. Этот институт уже предполагает прекращение гражданства за совершение преступлений в отношении личности, в частности изнасилования, и логично дополнить его тяжкими преступлениями, связанными с убийством, тяжким вредом, истязаниями. Это вполне логично. Что касается второй части вопроса, который вы задавали. Видите, здесь есть проблема, связанная с тем, что абсолютное большинство, я думаю, практически все выходцы из Средней Азии и Закавказья, которые получают российское гражданство, сохраняют свой первый национальный паспорт, они его не выбрасывают. Мы не принуждаем при получении российского гражданства отказываться от иного гражданства. Соответственно, если бы такой институт был вкупе с визовым режимом, а не с открытыми границами, которые у нас существуют, то в этом случае, наверное, можно было бы применять какие-то другие механизмы, в том числе не связанные с депортацией и прекращением гражданства. А так получается, что вот ситуации с преступниками бесконечные: он совершил, тут же в дежурные сутки билет купил и улетел, и вот наше правосудие с ними разбирается. А если бы он был только гражданином России, он и не купил бы этот билет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таймазову включите микрофон. ТАЙМАЗОВ А. Б. Уважаемые коллеги, я не слышал вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он не был до конца сформулирован. Хорошо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Первое, что хотелось бы отметить: вопрос чрезвычайно актуален и автор его хорошо проработал. Хотелось бы в связи с этим заметить следующее. Мне кажется, когда речь идёт о прекращении приобретённого гражданства, это вопрос не столько о гражданстве, сколько вопрос о миграционной политике, которая, безусловно, нуждается в корректировке. Когда в начале 90-х наряду с другими внедрёнными к нам идеями в экономической области говорилось о том, что нам нужна миграция, что иначе у нас сокращение населения, что мы должны преодолевать сокращение естественного прироста именно миграционным приростом, - ну, мне кажется, это была не до конца проработанная идея. Более того, пока нет ни одного примера, ни одной страны, которая эффективно справилась бы с миграционным приростом и эффективно интегрировала людей, которые приезжают из других стран, с другим менталитетом, с другими ценностями. И масса проблем, которые есть сейчас в европейских странах, связаны именно с этим увлечением миграционным приростом, недостатками миграционной политики. Поэтому, на мой взгляд, любые изменения в этой области, любые, ну, как бы критерии в отношении тех, кто приезжает, тех, кто остаётся, тех, кто может быть гражданином и кто может привозить семьи, и семей, члены которых тоже будут гражданами Российской Федерации и будут пользоваться всем набором льгот, - здесь критерии, конечно, должны ужесточаться, и в том числе применяться такой институт, как лишение приобретённого гражданства. Если законопроект будет принят в первом чтении - а я, естественно, всех призываю голосовать за, - то следующим этапом всё-таки должно быть обращение такого инструмента, как лишение гражданства, на членов семьи, ну хотя бы если преступник несовершеннолетний, несовершеннолетний гражданин. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Туров Артём Викторович. ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, ну, прежде всего, если мы с вами обсуждаем закон "О гражданстве...", мы должны сказать, что только в апреле прошлого года мы с вами этот закон приняли здесь, в этом зале. До этого практически год вместе с представителями всех фракций, вместе с правоохранительными органами, в первую очередь с МВД, с Федеральной службой безопасности, мы как раз все эти статьи обсуждали, обсуждали различные предложения, которые поступили от депутатов Госдумы, от сенаторов, и все сошлись на той формулировке, которая сейчас отражена в федеральном законе. Порядка 70 статей направлены на обеспечение безопасности наших граждан, на обеспечение безопасности государства, некоторые функции по обеспечению безопасности государства переданы в том числе Федеральной службе безопасности, которая может отдельно обращаться по тем или иным вопросам лишения гражданства, даже не связанным с решением суда, может лишать гражданства в особом режиме. Мне кажется, тот перечень, который мы приняли, сейчас отражает все возможные опасности - давайте дадим время, ещё посмотрим. У нас, кстати, по статистике... Я не соглашусь с выступившим соавтором, потому что статистика отличается от того, что говорил господин Матвеев по преступлениям... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По три минуты давайте, по три с половиной, хорошо. Пожалуйста. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня будет меньше. Дорогие коллеги, я уже не раз писал, что русским может стать каждый, конечно, если этого захочет. На мой взгляд, предлагаемый законопроект касается как раз тех, кто не хочет становиться русским или по крайней мере не понимает, что такое быть русским, какие права это даёт и какие обязанности налагает. Законопроект вполне заслуживает принятия, хотя, конечно, между первым и вторым чтениями придётся дорабатывать ещё многое. Но, на мой взгляд, важно ещё и другое: этот законопроект - одна из многочисленных попыток примирить очевидные противоречия между необходимостью изгнания из нашего общества людей, которые его не принимают или даже желают разрушить, и прямым запретом на такое изгнание, заложенным в нашей Конституции. До тех пор, пока мы не примем закон о Конституционном Собрании, требуемый самой же Конституцией, нам предстоит разрешить ещё немало споров в части улаживания множества противоречий между Конституцией и жизнью. Я надеюсь, что, голосуя сейчас, мы будем иметь в виду, что на эти противоречия нам указывает сама жизнь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вы знаете, стыдно и горько наблюдать за тем, как мы с вами сейчас игнорируем действующее законодательство. Я понимаю, когда правовой нигилизм проявляют люди, не владеющие русским языком, я понимаю, когда его проявляет правительство, бог с ним, в конце концов, другая ветвь власти, но мы-то с вами законодатели, для нас-то с вами правовой нигилизм недопустим! Когда человек получает гражданство Российской Федерации, он даёт клятву, и эта клятва есть договор. Это клятва не просто соблюдать законы, а ещё и правовая свобода граждан исполнять обязанности гражданина не абы как, а именно на благо государства и общества, защищать свободу и независимость России, не просто быть верным России, а уважать её культуру, историю, традиции. Это клятва, это договор! Когда человек нарушает закон России, когда занимается оскорблением граждан России по национальному признаку, когда демонстрирует неуважение культуры, он в одностороннем порядке разрушает договор, который заключил с государством, - точка! Что здесь обсуждать, казалось бы? Вот говорят, что он не знает языка, на котором давал эту клятву. Ну так, коллеги, это другой разговор. Незнание закона не освобождает от ответственности, если человек подписывает договор, не понимая его сути, он всё равно обязан его исполнять. Понятно, что за преступления мигрантов должны отвечать те, кто их здесь легализовывал, и те, кто их здесь использует, но это следующий этап. Понимаете, во Франции не просто любое уголовное преступление - это лишение приобретённого гражданства, но ещё и пять административных правонарушений за год, тех самых переходов улицу на красный свет, - это тоже лишение гражданства. И мы видим, что даже этого оказывается недостаточно для сохранения Франции. Обсуждая эти вопросы всерьёз, мы демонстрируем неуважение к себе. Если мы сами себя не уважаем, о себя ноги вытираем, как мы можем рассчитывать, что кто-то другой будет уважать нас? Мы же видим мигрантский террор по всей стране, который носит уже демонстративный характер, - просто метят территорию. Уже не говорят "гастарбайтеры", потому что многие не работать сюда едут, а владеть этой территорией. Мы что, по улицам не ходим? Мы не видим смену этнического баланса в той же самой Москве?! Люди, избиратели, с которыми я встречаюсь, говорят (я цитирую, что говорят люди): политика государства - это замещение нас мигрантами. В условиях специальной военной операции возникновение таких представлений в обществе благодаря нашим законам, нашей политике - уже есть угроза существованию страны. Мы видим безнаказанность этнического террора, и меня, например, спрашивают: а кто хозяева России? По Конституции - многонациональный народ России, но мы же видим, что хозяева - это диаспоры! Тут спрашивали, что такое диаспора. Это орган государственного управления Российской Федерацией, причём извне в ряде случаев. Отвергая этот законопроект, мы даём ответ на то, кто является хозяевами России. Если мы отвергнем этот законопроект, мы ответим, что хозяева России - это не многонациональный народ по Конституции, а те, кого сюда завозят те самые диаспоры. В условиях специальной военной операции вот такой будет ответ. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обухов Сергей Павлович. ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ. Фракцией КПРФ не только разработан этот законопроект, фракция КПРФ его поддерживает и очень просит все фракции поддержать его, если мы с вами все действительно за победу в специальной военной операции, если мы с вами все действительно за то, чтобы идея Русского мира устанавливалась не только в Новороссии, но и в Российской Федерации торжествовала, и если мы с вами за то, чтобы преступления и преступники были наказаны вне зависимости от своей национальности. К сожалению, если бы был соответствующий фильтр, если бы были в Министерстве внутренних дел соответствующие, скажем так, ограничители этой беспрестанной закачки в российское гражданство представителей различных зарубежных государств, может быть, и не было бы вот этого вала преступлений, которые совершаются в том числе мигрантами, получившими российское гражданство, против участников специальной военной операции. Если бы наша правоохранительная система работала и с представителями так называемых диаспор, которые... Я согласен с тем, что надо разбираться в сути этого понятия и надо разбираться в правовом положении так называемых диаспор, в их влиянии на правоохранительную систему. В любом случае законопроект вполне может быть доработан, могут быть учтены замечания во втором чтении. В любом случае голосование по этому законопроекту будет говорить о том, как фракции поддерживают и добиваются победы в специальной военной операции, как они выступают за поддержку Русского мира, против которого развёрнута, в том числе и представителями определённых диаспор, настоящая война, и всевозможные правонарушения возрастают по мере закачки вот этих иностранных граждан, различными путями получающих российское гражданство. Мы должны защитить себя - давайте защищать в том числе и с помощью этого законопроекта. Фракция КПРФ будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Туров Артём Викторович не успел завершить выступление. Включите микрофон. ТУРОВ А. В. Да, коллеги, система отключилась. Коллеги, я считаю, вообще, некорректным, когда представители КПРФ, говоря про СВО, притягивают тему национальную, потому что у нас в рядах Вооружённых Сил нашей страны, которые сейчас борются с неофашизмом на территории бывшей Украины, представители всех национальностей, в том числе представители республик постсоветского пространства. Если вы смотрите, вы на это внимание обратите, и давайте не будем притягивать за уши это. Я остановился на том, что у нас закон был принят только в апреле, а начал действовать с октября, с 26 октября 2023 года. Коллеги, давайте посмотрим правоприменительную практику, закон в полную силу, вообще, вступил только несколько месяцев назад. И ещё повторю. Именно мы с коллегами, профильный комитет, по делам СНГ, который, кстати, возглавляет Леонид Иванович Калашников, как раз выступали с предложением поддержать в части лишения приобретённого гражданства. И вы вспомните, как, когда я выступал с этим законопроектом в апреле прошлого года, некоторые представители фракций против этого выступали, мол, это неконституционно, другие фразы звучали в рамках обсуждения. Коллеги, закон по гражданству принят, есть порядка 70 статей разной направленности, которые дают возможность лишить гражданства. Предлагаю посмотреть правоприменительную практику, посмотреть, как действующий закон в полной мере себя покажет. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает это предложение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? Пожалуйста, заключительное слово. МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу подчеркнуть: речь идёт не о национальностях, речь идёт о гражданстве. Да, в СВО участвуют представители разных национальностей, но, к сожалению, и по ту сторону фронта существуют целые этнические подразделения из вот этих же самых ребят. Мы сейчас говорим о другом. Мы говорим о том, что норма, которая была принята по инициативе президента и которая ввела совершенно обоснованно институт прекращения гражданства за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, должна оперативно дорабатываться нашим парламентом по мере того, вы здесь верно сказали, как нарабатывается правоприменительная практика. Хочу ещё раз подчеркнуть, что... Видимо, необходимо сказать, что Государственная Дума тогда приняла, в том числе работая через комитеты, недоработанный список. Потому что как иначе объяснить, что там, к примеру, есть статья, когда прекращается гражданство за изнасилование, но только несовершеннолетних и группой лиц, но при этом нет статьи за изнасилование, в том числе несовершеннолетних, не группой лиц, но с особой жестокостью или которое привело к заражению венерической болезнью, это 131-я статья, части первая и вторая? Нет насильственных действий, вообще нет 132-й статьи, где о насильственных действиях, в том числе с использованием беспомощного состояния, с применением мужеложства, совершённых с особой жестокостью, также о повлекших заражение венерической болезнью, ВИЧ, тяжкий вред здоровью, в том числе несовершеннолетнего и не достигшего 14 лет, в том числе повлекших смерть потерпевшего, - вот этой статьи почему нет? Если вы уж двинулись в этом направлении, то почему нет статьи 133 "Понуждение к действиям сексуального характера", в том числе это понуждение к мужеложству, в том числе в отношении несовершеннолетних, совершённое группой лиц. Вы подумайте, о чём идёт речь! Я вам говорил о том, что у нас МВД должно обратить внимание на то, что существуют определённые аномалии в преступности: у представителей одной из стран... скажем так, у выходцев из одной страны зашкаливают преступления, вот педофилия! Мы каждый день практически получаем эти данные: затащил ребёнка в подъезд, ещё где-то что-то, да? Почему мы сейчас не можем это доработать? У нас нет никаких препятствий. Мы Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, на нас смотрит весь народ сейчас и ждёт принятия в том числе действенных мер по ограничению роста преступности. Вы говорили здесь о правоприменительной практике, и я тоже хочу сказать о правоприменительной практике. Кто применяет на практике, как не правоохранительные органы? Ну, наверное, правоохранительные органы. Я вам приведу сейчас прямую цитату из заявления пресс-службы Следственного комитета России. Я уже говорил, что Александр Иванович Бастрыкин - это, на мой взгляд, лучший руководитель силовых структур, вообще его надо назначить главным над всеми силовыми структурами, потому что он работает действительно хорошо по этой теме, не прячет голову в песок и берёт инициативу на себя. Вот Следственный комитет, его пресс-служба распространила заявление: "Необходимо проработать вопрос о внесении в законодательство изменений, предусматривающих лишение приобретённого гражданства Российской Федерации за приготовление, покушение или совершение любого умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления". Это Следственный комитет России, который, собственно, и расследует все эти преступления, который, собственно, и является органом, который вправе рассуждать о правоприменительной практике. Уважаемые коллеги, когда вы говорите, мол, закон ещё только вступил в силу, ещё не так много людей изнасиловали, не так много людей поубивали, давайте подождём немножко и посмотрим, а вдруг как-то вот статистика пойдёт в другую сторону, сама по себе уменьшится и выяснится, что, действительно, как написано в официальном отзыве правительства и в заключении комитета, необоснованно широко Матвеев и фракция КПРФ предлагают расширить вот этот перечень преступлений... Ну необоснованно широко, включая туда, понимаешь ли, убийства, там, и изнасилования, включая понуждение к сексуальным действиям в отношении несовершеннолетнего группой лиц, приведшее к смерти, - вот это не необоснованно широко! Уважаемые коллеги, я обращаюсь к вам с призывом: сейчас на вас смотрит вся страна - проголосуйте за этот законопроект! Обращаюсь к прекрасным женщинам из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", к Раисе Васильевне. Раиса Васильевна, не надо сейчас кричать: "Коллеги, не голосуем!" (Оживление в зале.) Крикните один раз: "Коллеги, голосуем за!" - и русский народ скажет вам спасибо и все другие коренные народы Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 34 сек.) Проголосовало за 108 чел.24,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 109 чел. Не голосовало 341 чел.75,8 % Результат: не принято Отклоняется.