Заседание № 58
12.11.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 399898-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (о создании управляющих советов в общеобразовательных учреждениях; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва А. В. Шишловым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6271 по 6449 из 7189
Уважаемые коллеги, еще у нас осталось два вопроса повестки дня. Давайте рассмотрим пункт 35. О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Докладывает заместитель председателя Комитета по образованию и науке Валентина Николаевна Иванова. И мы посоветуемся потом, у нас один закон остался еще. Пожалуйста, Валентина Николаевна. ИВАНОВА В. Н. Спасибо. Уважаемые товарищи, данный законопроект был внесен в Государственную Думу практически год назад депутатом третьего созыва Шишловым Александром Владимировичем. Данный проект касается статьи 35 действующего Закона "Об образовании" и характеризует управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Автор предлагает новую форму в системе самоуправления образовательных учреждений - управляющие советы. По предложению автора они наделяются правом определять основные направления развития образовательного учреждения, особенности реализации образовательных программ, принимать устав, согласовывать бюджетную заявку, изменять систему определения руководителя образовательного учреждения, изменять порядок лицензирования и аттестации образовательных учреждений. Комитет достаточно подробно рассмотрел данный закон, проводили обсуждения и совместные заседания с Комитетом по вопросам местного самоуправления и приняли решение не поддерживать данный законопроект по двум основаниям. Первое - это то, что создавать общественные органы управления образовательными учреждениями возможно в рамках действующего закона "Об образовании", и для этого есть все соответствующие возможности. И второе - это то, что по целому ряду положений предлагаемый законопроект противоречит действующему Закону "Об образовании" и серьезно ухудшает его. Совершенно коротко поясню на некоторых примерах. Практика деятельности образовательных учреждений свидетельствует о том, что достаточно эффективно работают различные формы самоуправления. Это советы образовательного учреждения - попечительский совет, педагогический совет, ученический совет, общие собрания и так далее. То есть вот эти все моменты, как указывается в Законе "Об образовании", являются компетенцией образовательного учреждения. Порядок их формирования, выбор конкретной их формы для образовательного учреждения, компетенция определяются уставом, который принимается образовательным учреждением и утверждается учредителем. Ну и я хочу сказать, что действующий Закон "Об образовании" позволяет полностью регламентировать вопросы деятельности самоуправления в рамках образовательного учреждения самому же образовательному учреждению и тем структурам, которые создаются вместе с ним и направлены на повышение эффективности деятельности образовательного учреждения. Хочу подчеркнуть, что в данном законопроекте дается серьезная регламентация деятельности одного из возможных структурных общественных подразделений, создаваемых в рамках образовательного учреждения, но остаются совершенно не рассмотренными вопросы взаимодействия, соподчиненности с уже существующими формами общественного самоуправления в образовательных учреждениях и с теми полномочиями, которыми наделяются данные общественные структуры с самостоятельным уставом. Когда мы говорим о том, что по целому ряду позиций есть противоречия действующему закону, мы имеем в виду прежде всего, конечно, противоречия той практике, тому механизму лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, который прописан в действующем законе. Тем более, хочу подчеркнуть также, что есть даже серьезные терминологические расхождения, связанные и с ведением финансово-экономической деятельности (в действующем законе - финансово-хозяйственная деятельность), и с продолжительностью учебной недели. То есть вот эти моменты регламентируются в предлагаемом законопроекте, а в действующем законопроекте это рассмотрено несколько иначе. Хочу подчеркнуть, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы как раз и отметило эти противоречия, эти недостатки и серьезное терминологическое расхождение предлагаемого проекта с действующим Законом "Об образовании". Также хочу подчеркнуть, что Комитет по вопросам местного самоуправления не поддерживает... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Николаевна, сейчас 18 часов, нам надо продлить заседание. Уважаемые коллеги, я предлагаю... Решульский, пожалуйста, ваше предложение. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я хочу предложить: давайте закончим сегодня рассмотрение всех вопросов повестки, чтобы потом на следующей неделе дополнительных заседаний не проводить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я с вами согласен. Я вам доложу: остался после этого всего один вопрос. Прошу включить режим голосования. Кто за то, чтобы мы рассмотрели оставшихся два вопроса повестки дня? Прошу голосовать. Этот и еще один вопрос. И всё, и мы идем на рекорд. (Оживление в зале.) Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 25 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел.35,6% Результат: принято Спасибо за понимание. Валентина Николаевна, заканчивайте, пожалуйста. Слушаем вас. ИВАНОВА В. Н. Уважаемые товарищи, Комитет по образованию и науке считает нецелесообразным создавать параллельные, дублирующие структуры общественного самоуправления. В рамках действующего закона создание такого рода структур предусмотрено и возможно. Правительство не поддерживает данный законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы отметило, как я уже сказала, серьезные терминологические противоречия и неточности. Мы просим поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Я сегодня уже много раз говорил: просьба к докладчикам про правительство здесь ничего не говорить, они за себя сами скажут. Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчику? Есть желающие выступить? Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Артур Николаевич! Валентина Николаевна говорила о деталях, я попробую сказать по крупному. Законопроект был внесен председателем Комитета Госдумы по образованию и науке прошлого созыва, причем первоначально Министерство образования, предыдущий состав, этот законопроект достаточно активно поддерживало, собственно, с ним совместно он и разрабатывался. Идея, которая содержится в законопроекте, в принципе благая, и она реализуется во многих так называемых цивилизованных странах мира: дать возможность не только администрациям управлять школами, но и привлечь к этому управлению тех, кто по праву, в общем-то, должен принимать в этом участие, в частности родителей, попечителей и другие организации. Современное Министерство образования и науки и соответственно правительство изменили точку зрения на этот законопроект. Что касается позиции профсоюзов образования и науки, то она достаточно сложна. Профсоюзы исходят из чего? Из того, что управляющие советы, вообще говоря, дело хорошее, но, первое, в современных условиях, при современном уровне финансирования им будет нечем особенно управлять (для того чтобы управлять деньгами, нужно иметь деньги), второе, для того чтобы школа или управляющий совет могли управлять соответствующими средствами, нужно, чтобы они имели самостоятельность. Уважаемые коллеги, в рамках 122-го закона мы с вами так основательно порезали Закон Российской Федерации "Об образовании", что многие нормы, определяющие самостоятельность учебных заведений, оттуда теперь исчезли. Мы, с одной стороны, исключили оттуда социальные нормы, а с другой стороны, порезали и либерально-демократические нормы, дающие образовательным учреждениям возможность самостоятельно управлять в том числе заработанными деньгами. Ну и третье, предполагается, что этот закон значительно повысит ответственность руководителей школы, однако уровень их заработной платы оставляет желать лучшего, его можно выразить только формулой "слезы и слезы". Поэтому, в частности, Профсоюз работников образования и науки полагает, что данный закон в настоящее время принимать несвоевременно не потому, что плоха основная идея, а потому, что плоха та социальная ситуация, тот социальный и правовой контекст, в котором он может приниматься. Этот закон должен был бы приниматься в совокупности с другими законами - об увеличении финансирования, об увеличении самостоятельности образовательных учреждений и о повышении социального статуса педагога. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, голосуем. Кто за то, чтобы принять данный законопроект? Пункт 35. Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 42 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 1 чел. Не голосовало 449 чел.99,8% Результат: не принято