Заседание № 14

24.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 399832-3 "О внесении изменения и дополнений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении отчетных периодов по налогу на доходы физических лиц).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5621 по 5746 из 5990
Вопрос 29. Есть представитель Законодательного Собрания Нижегородской области   
Виктор Николаевич Лунин? Рассматриваем вопрос 29 - о проекте федерального       
закона "О внесении изменения и дополнений в главу 23 части второй Налогового    
кодекса Российской Федерации". Законодательное Собрание Нижегородской области   
вот только что направило письмо с просьбой рассмотреть вопрос без их участия,   
без официального представителя, поэтому слово предоставляется заместителю       
председателя Комитета по бюджету и налогам Андрею Михайловичу Макарову.         
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
законопроект, внесенный Законодательным Собранием Нижегородской области,        
посвященный одной из проблем главы 23 Налогового кодекса "Налог на доходы       
физических лиц".                                                                
                                                                                
На сегодняшний день законодателем предусмотрен порядок, когда налоговый         
период по налогу на доходы физических лиц совпадает с отчетным периодом, то     
есть отчетность налоговыми агентами представляется один раз в год до 30         
апреля года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Законодательное        
Собрание Нижегородской области предлагает изменить этот порядок и наряду с      
налоговым периодом ввести понятие отчетного периода, с тем чтобы каждый         
налоговый агент представлял отчетность по итогам трех, шести и девяти месяцев   
как промежуточную отчетность. При этом, обосновывая свое предложение,           
Законодательное Собрание ссылается на то, что это позволит получать             
дополнительные данные для того, чтобы прогнозировать доходы от налога на        
доходы физических лиц.                                                          
                                                                                
Комитет внимательнейшим образом изучил данное предложение и предлагает его      
отклонить по следующим основаниям.                                              
                                                                                
Первое, на что хотелось бы обратить внимание. Порядок, который предлагает       
Законодательное Собрание, не новый, он уже существовал в нашем                  
законодательстве, существовал тогда, когда у нас были различные ставки          
подоходного налога, и тогда это имело смысл, потому что при различных ставках   
действительно вопросы прогнозирования доходов зависели соответственно от        
налоговых периодов. Сегодня, когда у нас единая плоская шкала подоходного       
налога, это лишено какого бы то ни было смысла.                                 
                                                                                
Необходимо иметь в виду, что представление дополнительной отчетности не         
только усложнит администрирование данного налога, не только усложнит работу     
налоговых агентов и налогоплательщиков, но и, будучи лишенным какого бы то ни   
было смысла, одновременно затруднит сам порядок работы налоговых органов по     
администрированию данного налога.                                               
                                                                                
В этой связи комитет, рассмотрев данное предложение Законодательного Собрания   
Нижегородской области, предлагает его отклонить.                                
                                                                                
Обращаю ваше внимание на то, что сам законопроект составлен достаточно          
странно. Если мы посмотрим текст, то увидим, что налоговым органам              
предлагается представлять отчетность в налоговые органы. Что имел в виду в      
данном случае автор законодательной инициативы, не уточняется, и никаких        
объяснений на заседании комитета мы также не получили.                          
                                                                                
На основании вышесказанного комитет пришел к выводу о необходимости             
отклонения данного законопроекта.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Какие будут вопросы к докладчику? Пожалуйста,    
Бурыкина.                                                                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Андрей Михайлович, ответьте, пожалуйста. Я вот прочитала              
внимательно законопроект. Я знаю, что он обсуждался в комитете, но ведь         
вопрос на самом деле Законодательное Собрание Нижегородской области ставит о    
том, чтобы им улучшить качество прогнозирования доходов, поступающих в          
региональные бюджеты таким образом, то есть они преследуют не сугубо            
фискальную функцию, а функцию прогнозирования доходов. Не рассматривался ли     
вопрос о том, чтобы не четыре раза в год налогоплательщик сдавал отчет, а       
хотя бы два раза в год, то есть не обсуждался ли этот вопрос в комитете и       
почему все-таки не пошли навстречу Нижегородской области?                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Данный вопрос очень внимательно обсуждался, и мы рассматривали    
самые разные возможности. Вопрос этот имел бы право на существование в том      
случае, если бы у нас существовала прогрессивная шкала налогообложения, то      
есть прогрессивная шкала подоходного налога. Тогда в зависимости от             
достижения той или иной суммы менялось бы поступление доходов в бюджеты         
соответствующих уровней.                                                        
                                                                                
При наличии плоской шкалы налогообложения сама по себе отчетность, независимо   
от того, будет она представляться три или четыре раза в год, ничего не меняет   
с точки зрения и информативной. Поэтому вот этот довод Законодательного         
Собрания - о том, что это предоставит дополнительную информацию для             
прогнозирования данного налога, - также не выдерживает критики. Мы              
рассматривали этот аргумент и предложили всё равно отказаться от принятия       
данного закона.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть ли еще вопросы у депутатов? Нет. Спасибо,   
Андрей Михайлович.                                                              
                                                                                
Есть ли желающие высказаться по данному законопроекту? Представитель            
правительства, пожалуйста.                                                      
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я хочу просто   
напомнить, что действительно принятие подобной поправки значительно увеличит    
объем информации, представляемой в налоговые органы, а также хочу               
подчеркнуть, что согласно основным направлениям налоговой реформы упрощение     
налоговой системы и улучшение налогового администрирования являются             
важнейшими условиями повышения уровня собираемости налогов, а также снижения    
издержек, связанных с соблюдением налогового законодательства. Это,             
собственно, и было основным аргументом, по которому правительство предлагает    
отклонить данный законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нам необходимо определиться по данному законопроекту голосованием. Ставлю на    
голосование: принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении     
изменения и дополнений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской    
Федерации".                                                                     
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за                7 чел.1,6%                                      
Проголосовало против           96 чел.21,3%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    103 чел.                                          
Не голосовало                 347 чел.77,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонен.