Заседание № 26

14.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 399771-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о придании закрытому административно-территориальному образованию статуса городского округа; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва И. И. Никитчуком).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3946 по 4040 из 5296
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный        
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления    
Владимира Семёновича Мокрого. Пожалуйста.                                       
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение        
выносится законопроект, предлагающий изменение территориальной организации      
местного самоуправления в закрытых административно-территориальных              
образованиях Российской Федерации. Изменяя редакцию пункта 1 статьи 80          
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации", законопроект предлагает наделять статусом городского     
округа не закрытое административно-территориальные образование в целом, а       
лишь его отдельную часть, занятую населенным пунктом.                           
                                                                                
Предложенные изменения аргументируются необходимостью соблюдения норм           
Земельного кодекса Российской Федерации в части соблюдения требований статьи    
84, регулирующей вопросы установления границ поселений, и статьи 87,            
устанавливающей особый статус расположенных в границах ЗАТО земель обороны и    
безопасности, который может быть обеспечен, по мнению автора законопроекта,     
лишь исключением указанных земель из границ городского округа, образуемого в    
ЗАТО.                                                                           
                                                                                
Следует отметить, что концепцию предложенного законопроекта нельзя признать     
обоснованной, поскольку она противоречит принципам территориальной              
организации местного самоуправления, закрепленным в Федеральном законе "Об      
общих принципах организации местного самоуправления...", принятом в прошлом     
году осенью. В соответствии с этим законом территория городского округа как     
муниципального образования может состоять не только из земель поселений, но и   
из земель иных категорий. Кроме того, в соответствии со статьей 11              
Федерального закона "Об общих принципах организации местного                    
самоуправления..." в состав территорий и поселений входят земли независимо от   
форм собственности и целевого назначения, в том числе и земли,                  
предназначенные для объектов обороны и безопасности. Земельный кодекс           
Российской Федерации, статья 93, устанавливает для указанной категории земель   
особый статус, обеспечивающий необходимый режим их функционирования, не         
зависящий от вхождения таких земель в границы того или иного муниципального     
образования. Таким образом, статья 80 Федерального закона "Об общих принципах   
организации местного самоуправления..." и Земельный кодекс находятся в точном   
соответствии друг другу.                                                        
                                                                                
При рассмотрении предложенных в законопроекте изменений необходимо также        
учитывать, что часть 1 статьи 80 закона "Об общих принципах организации         
местного самоуправления..." находится в согласии, скажем так, с частью 2 этой   
же статьи закона, где определено, что особенности осуществления местного        
самоуправления в ЗАТО устанавливаются отдельным федеральным законом. Правовой   
статус закрытых административно-территориальных образований определен Законом   
"О закрытом административно-территориальном образовании" от 1992 года. Одной    
из предусмотренных этим законом особенностей является то, что в настоящее       
время ЗАТО по ряду вопросов находятся в ведении федеральных органов             
государственной власти. В связи с этим наделение закрытых                       
административно-территориальных образований статусом городского округа не       
может привести к уменьшению прав и ответственности органов государственной      
власти Российской Федерации в отношении безопасности функционирования           
объектов ядерного оружейного комплекса, как сказано в заключении автора         
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что предложенная в       
проекте редакция части 1 статьи 80 Федерального закона "Об общих принципах      
организации местного самоуправления..." лишь усложнит осуществление местного    
самоуправления в ЗАТО, Комитет по вопросам местного самоуправления считает      
нецелесообразным поддерживать принятие данного проекта федерального закона,     
внесенного депутатом Государственной Думы третьего созыва Никитчуком.           
                                                                                
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации отмечается, что         
необходимые изменения и дополнения, устанавливающие особенности организации     
местного самоуправления в ЗАТО, должны вноситься в Закон Российской Федерации   
"О закрытом административно-территориальном образовании" и Земельный кодекс.    
На основании изложенного правительство не поддерживает предложенный вашему      
вниманию законопроект. Просим поддержать мнение комитета об отклонении          
рассматриваемого законопроекта. Спасибо.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к Владимиру Семёновичу? Нет. Желающие выступить?                
Представители правительства, президента? Коллеги, кто за то, чтобы принять      
данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить данный         
законопроект. Прошу определиться голосованием.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за               37 чел.8,2%                                      
Проголосовало против           93 чел.20,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    130 чел.                                          
Не голосовало                 320 чел.71,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.