Заседание № 249
О проекте федерального закона № 399603-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части увеличения срока давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области строительства до одного года, а также о наделении должностных лиц органов государственной жилищной инспекции правом рассматривать дела об административных правонарушениях в части нарушений обязательных требований нормативных документов в области строительства при выполнении строительно-монтажных работ жилых зданий, выявленных после ввода их в эксплуатацию).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
По пункту 10 у нас нет представителя Сахалинской областной Думы? Нет. Пункт 16 можно рассмотреть. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Белгородская областная Дума просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Содоклад от комитета сделает Александр Николаевич Харитонов. Где он? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, Александр Петрович Москалец по 16-му пункту и 17-му сделает содоклад. Хорошо, пожалуйста. Пункт 16. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Докладывается законопроект - инициатива Белгородской областной Думы. Целью данного законопроекта является установление годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области строительства, а также наделение должностных лиц жилищной инспекции правом рассматривать дела об административных правонарушениях в части нарушений обязательных требований нормативных документов в области строительства, выявленных после ввода в эксплуатацию. Заметьте, вот это и есть ключевая составляющая данного законопроекта. Прежде всего необходимо отметить, что рассматриваемые правонарушения относятся к категории длящихся. В связи с этим представляется излишним увеличение срока давности, поскольку при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения и ни в каком другом порядке. Мы также отмечаем, что предлагаемые изменения в статью 23.55 Кодекса об административных правонарушениях не согласуются с правовым статусом органов государственной жилищной инспекции, так как согласно положению о государственной жилищной инспекции в компетенцию указанных органов не входит осуществление контроля за выявлением нарушений обязательных требований нормативных документов в области строительства жилых зданий после ввода их в эксплуатацию. Кроме того, Градостроительным кодексом установлено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия требованиям документации выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции или капитального ремонта, а никак не после ввода в эксплуатацию. Также должен отметить, что авторы как бы забыли ещё такую книгу, которая называется Гражданский кодекс Российской Федерации. Что здесь следует отметить? Что гражданским законодательством установлен ряд гарантий гражданско-правового характера, направленных на устранение выявленных дефектов произведённых работ при строительстве, в том числе и жилых зданий. Согласно статье 754 Гражданского кодекса подрядчик несёт ответственность перед заказчиком в пределах установленного законом гарантийного срока - в течение двух лет со дня передачи результатов работы, - который может быть увеличен соглашением сторон. При этом предельный срок обнаружения недостатков составляет шесть лет. Это статья 756 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, информирую вас, уважаемые депутаты, что в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которым предусматриваются положения, регулирующие вопросы эксплуатации объектов капитального строительства, и вводится административная ответственность за нарушение установленного порядка эксплуатации объектов капитального строительства. При этом дела об указанных административных правонарушениях будут рассматриваться должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора. Комитет по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям в своём заключении также высказался против принятия рассматриваемого законопроекта. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Есть два вопроса - у Плетнёвой и Локотя. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемый Александр Петрович, данный законопроект носит ярко выраженную социальную окраску, но и экономическую нагрузку тоже несёт, потому что защита прав дольщиков - это защита прав инвесторов, а значит, стимулирование вложений в строительную отрасль. Вы привели в отрицательном смысле, не в пользу этого законопроекта косвенные доказательства, то есть косвенные нормы, которые якобы защищают вот эти позиции дольщиков. В связи с этим вопрос: а есть ли вообще какая-то статистика на сегодняшний день, когда после того, как было введено в эксплуатацию жильё, кто-либо был наказан за нарушения, за те неудобства, которые причинены этим дольщикам, за невыполнение договорных обязательств перед этими дольщиками? Есть вот такая статистика по стране или хотя бы по какому-нибудь региону? Спасибо. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, авторы законопроекта никакой статистики в этом плане не приводят и, действительно, в основном ссылаются вот на такую ярко выраженную позицию. Мы её тоже поддерживаем и согласны с ней, но всегда идём по тому пути, что то или иное решение законодательное, как бы нужно это ни было, но всё-таки должно вписываться в то правовое поле, которое сегодня существует. И ещё нужно учитывать следующее: не нужно стремиться, чтобы каким-то одним нормативным актом, какой-то конкретной статьёй регулировался бы весь спектр общественных отношений по данной проблеме. Я уже говорил, что этот спектр регулируется целым комплексом нормативных актов, в том числе и таким капитальным нормативным актом, как Гражданский кодекс Российской Федерации, и поэтому решение этой проблемы даже сегодня уже есть. А с учётом того, что мы имеем в наличии ещё и законопроект этой направленности, я полагаю, мы ответим на все вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Плетнёвой. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Александр Петрович, как юрист вы, наверное, на двести процентов правы, а как депутат скажите, пожалуйста: вот всё у нас есть и в Градостроительном кодексе, и в других законах все эти нормы освещены, тогда почему люди из регионов ставят этот вопрос? Наверное, потому, что у нас постоянно при строительстве, при монтажных работах бывают такие нарушения, что уже терпение кончается у людей, они просят нас ещё раз заострить внимание. Почему они тогда ставят эти вопросы? Почему не решается эта проблема, уже имеющая решение в самых разных законах, как вы сами это отметили? МОСКАЛЕЦ А. П. Тамара Васильевна, я вижу проблему авторов здесь в чём? Отвечу: они вытаскивают ситуацию, которая складывается после ввода в эксплуатацию. А мы-то на сегодня говорим: уважаемые коллеги, надзорно-контрольные функции... работать нужно ещё до приёмки в эксплуатацию данного объекта. Касается вопрос здесь и работы приёмочных комиссий, и внутристроительных комиссий, вообще ответственности строителей, ответственности подрядчиков, заказчиков. И в связи с этим немножко раньше нужно проявлять свою активность в надзорно-контрольной деятельности, так сказать, влиять на качество капитального строительства, а не потом, когда уже и актами скрытых работ ничего буквально доказать невозможно. Поэтому в связи с этим мы полагаем, что, так же как и в преступности, нужно не бить по хвостам, реагировать после совершения преступления, а всё-таки делать упор на предупреждение преступлений. Так и здесь: нужно делать упор на предупреждение правонарушения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Кто хотел бы выступить? Желающих нет. Представители правительства и президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 54 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 67 чел. Не голосовало 383 чел.85,1% Результат: не принято Не принято.