Заседание № 143

18.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 399-7 "О внесении изменения в статью 11-1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части расширения перечня технических средств реабилитации инвалидов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3069 по 3645 из 4681
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11-1        
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".     
Доклад Олега Васильевича Шеина.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Предыдущий законопроект отчасти был реакцией на пенсионную реформу   
Зурабова 2001 года, а данный законопроект является реакцией на закон 2004       
года о монетизации льгот - № 122-ФЗ. Я напомню, что тогда законодатель,         
точнее, фракция большинства - "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - очень основательно прошлась     
по социальному праву в Российской Федерации, и одно из направлений дискуссии,   
конечно, касалось инвалидов, а именно предоставления инвалидам средств          
технической реабилитации, я имею в виду в данном случае автотранспортные        
средства, в том числе с ручным управлением. Этот вид средств технической        
реабилитации существовал в нашей стране на протяжении 52 лет, первые такие      
устройства появились ещё в 1952 году. Потом, мы хорошо знаем, выпускались       
специализированные машины "Таврия", "Ока", пока в 2004 году не было принято     
решение, что вместо выдачи соответствующего средства технической реабилитации   
государство просто увеличивает размер текущих выплат инвалиду. И понятно, что   
за те несколько тысяч рублей, которые человек получает, он не в состоянии       
приобрести автотранспортное средство, это более чем очевидно.                   
                                                                                
Несколько аспектов. Я хочу обратить внимание на то, что мы говорим не только    
о возврате к нашему предыдущему законодательству, действовавшему в стране на    
протяжении десятилетий, но также и о реализации норм Конвенции о правах         
инвалидов, в которой сказано, что государства принимают эффективные меры для    
обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной        
степенью их самостоятельности. Это первое.                                      
                                                                                
Второй аспект. Нам могут возразить, что у нас нет финансово-экономического      
обоснования. Но его и не может быть, поскольку мы говорим о средстве            
реабилитации, которое определяется исходя из ИПРА, индивидуальной программы,    
и поскольку она на то и индивидуальная, что устанавливается применительно к     
каждому человеку автономно, соответственно, до первых практик здесь и не        
может быть финансово-экономического обоснования - только реализация этих        
решений позволит уже непосредственно оценить финансовую затратность. Но         
обращу внимание на то, что все 90-е годы, сложные, непростые, соответствующий   
закон действовал, действовал он и в Советском Союзе в 80-е годы, которые мы с   
вами запомнили как достаточно непростые для нашей страны с учётом её            
финансово-экономической устойчивости, тем не менее такие законы работали.       
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вернуться к ранее существовавшей       
практике и принять данный законопроект.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Ольги Ивановны Павловой, члена комитета по       
труду и социальной политике.                                                    
                                                                                
ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по труду,            
социальной политике и делам ветеранов очень внимательно подошёл к               
рассмотрению данного законопроекта, которым предлагается отнести                
автотранспортные средства к техническим средствам реабилитации,                 
предоставляемым инвалидам за счёт средств федерального бюджета.                 
                                                                                
Хочу напомнить, уважаемые коллеги, что в соответствии с Федеральным законом     
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансовые расходы по    
обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляются за    
счёт федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской            
Федерации. Вместе с тем, как авторы уже сами признали, не представлены ни       
финансово-экономические расчёты, ни источники, ни порядок финансирования. С     
учётом того что сегодня стоимость автомобиля высока на рынке, очевидно,         
реализация данного законопроекта повлечёт за собой значительные траты из        
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Кроме того, актуальность внесённого законопроекта авторами обосновывается       
неприспособленностью общественного транспорта для передвижения инвалидов в      
Российской Федерации. Но с этим трудно согласиться, поскольку в настоящее       
время различными государственными программами реализуются эти права, и самой    
крупной из них является госпрограмма "Доступная среда" на 2011-2020 годы. В     
рамках её реализации осуществляется создание условий инвалидам для              
беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным,              
междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и             
пригородного пассажирского транспорта, в частности планируется увеличить долю   
парка подвижного состава общественного транспорта, оборудованного для           
перевозки инвалидов. На данные мероприятия в федеральном бюджете на 2018-2020   
годы запланировано более 5,5 миллиарда рублей. В 2016 году доля парка           
подвижного состава общественного транспорта, оборудованного для маломобильных   
групп населения, увеличилась с 10 процентов до 13 процентов, а к 2020 году      
достигнет 29 процентов.                                                         
                                                                                
Хочу особо подчеркнуть, что в Российской Федерации созданы также системы        
органов государственного надзора и контроля по пресечению нарушений прав        
инвалидов, в том числе на предоставление транспортных услуг населению, и        
предусмотрена административная ответственность за такие нарушения.              
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, мы поддерживаем реализацию прав инвалидов на        
свободное передвижение, обеспечение их необходимой социальной и транспортной    
инфраструктурой, суть законопроекта, безусловно, заслуживает внимания, однако   
декларативное заявление о необходимости решения проблемы в отсутствие           
проработки финансовых механизмов никогда не решит поставленных задач. Всё       
мировое сообщество сегодня избрало другой, более успешный путь: ведущие         
страны мира - Великобритания, Германия, Канада, США, - так же как и Россия,     
сегодня обеспечивают переоборудование общественного транспорта на доступные     
для инвалидов виды, закупают низкопольные автобусы, организуют и развивают      
услуги социального такси, специально оборудуют низкими бордюрами пешеходные     
переходы не только в городе, но и в сельской местности. Уважаемые коллеги,      
как раз в этом направлении нам сегодня и необходимо работать, усиливать нашу    
работу.                                                                         
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный законопроект.      
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию       
законопроекта, полагая, что расширение социальных гарантий в отношении          
инвалидов необходимо осуществлять исходя из финансовых возможностей             
государства и при условии выделения необходимых средств на реализацию этих      
обязательств. У Правового управления Аппарата Государственной Думы также        
имеются замечания по законопроекту.                                             
                                                                                
С учётом вышеизложенного Комитет по труду, социальной политике и делам          
ветеранов рекомендует законопроект отклонить.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие задать вопросы? Есть.                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю комитета.                           
                                                                                
Ольга Ивановна, вы привели цифры, сказали, что у нас на программу "Доступная    
среда" 5 миллиардов в год выделяется дополнительно для обеспечения              
доступности транспорта, общественного транспорта. Скажите, пожалуйста, как вы   
считаете, этого достаточно? И если нет, то, на ваш взгляд, какие суммы нужны,   
чтобы действительно реализовать эту программу хотя бы в тех объёмах, в каких    
она реализована в странах, которые вы только что перечислили?                   
                                                                                
ПАВЛОВА О. И. Я считаю, что это значительный вклад в реализацию как раз прав    
маломобильных групп. Это хорошие программы, они работают и гарантируют права    
как раз маломобильных групп населения.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич.                                  
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. У меня вопрос к Олегу Васильевичу.                                
                                                                                
Несомненно, нужно принимать данный законопроект, но вот вопрос на понимание.    
Скажите, пожалуйста, Олег Васильевич, а за чей счёт будет производиться         
техническое обслуживание и как будет происходить замена, когда истечёт срок     
годности?                                                                       
                                                                                
ШЕИН О. В. Спасибо за вопрос. В Союзе и в ранний период в новой России          
ситуация разрешалась так: техническое обслуживание, точнее, замена этого        
транспорта осуществлялась раз в семь лет за счёт, соответственно, союзного, а   
потом уже российского бюджета. Аналогичным образом решались и задачи,           
связанные с техническим обслуживанием.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Когда вы перечисляли то, что делается для наших уважаемых инвалидов, я          
вспомнил, как в городе Владимире активисты ЛДПР заносили в троллейбус           
инвалида-колясочника, пропустившего уже несколько троллейбусов, потому что не   
мог просто-напросто в них попасть. А вот то, что предлагается, -                
индивидуальные, скажем так, автомобили с ручным управлением - разве не было     
бы дешевле для бюджета страны, нежели обновить везде общественный автопарк,     
остановочные комплексы, оборудовать общественные места пандусами? Вот у нас,    
допустим, баллотировался Роман Зацепин в Рязанскую городскую Думу, так он,      
как инвалид-колясочник, инвалид первой группы, даже не знал, где ему            
проголосовать, кроме как на дому, потому что не было ни одного избирательного   
участка, оборудованного пандусами. Я думаю, что эта законодательная             
инициатива - очень хороший вариант решения проблем данной категории граждан.    
                                                                                
ПАВЛОВА О. И. Вы задали два вопроса.                                            
                                                                                
На первый вопрос я хочу ответить так: если вы видели такие нарушения - на       
руках пришлось заносить инвалида в транспорт, - то у нас есть органы            
государственного надзора, Ространснадзор, куда нужно обязательно обратиться,    
потому что это нарушение.                                                       
                                                                                
А что касается того, развивать программы или всё-таки получить                  
кратковременный эффект за счёт автомобилей с ручным управлением, я хочу         
сказать, что, конечно, нужно развивать программы, потому что всё мировое        
сообщество двигается в этом направлении. И ведь этими пандусами и               
оборудованными пандусами автомобилями, такси, автобусами будут пользоваться     
не только инвалиды, но ещё и лица старшего поколения, мамочки с детьми, то      
есть это как раз и есть инновационное, новое направление работы с социально     
незащищёнными категориями граждан.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич.                              
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопрос к Олегу Васильевичу.                                              
                                                                                
Я не соглашусь с Александром Николаевичем Шериным в том, что дешевле себе       
машину купить, потому что не все люди с ограниченными возможностями являются    
автомобилистами, и даже среди тех, у кого таких проблем нет, не все хотят       
ездить на автомобиле. В крупных городах, наверное, и социальное такси, и всё    
остальное действительно работает. По крайней мере, у нас в Петербурге точно     
не только помогут доехать из пункта в пункт, но и человека в машину посадить    
помогут и куда надо донесут.                                                    
                                                                                
У меня вопрос такой: может быть, подумать и именно для села это сделать? У      
меня у самого дядя инвалид, без ног, на железной дороге ноги потерял, ему       
машина жизненно необходима, чтобы съездить на могилки, на кладбище, а в селе    
мы доступную среду точно не обеспечим. Вот для такой категории граждан, может   
быть, это действительно нужно, стоит подумать над данным предложением, как вы   
считаете?                                                                       
                                                                                
ШЕИН О. В. Сергей Алексеевич, а здесь нет противоречия. На то и существуют      
индивидуальные программы реабилитации: если у человека, к примеру, нет          
проблем с опорно-двигательным аппаратом, то ему и не дадут в качестве средств   
реабилитации ни протезы, ни автоколяску, то есть такое решение просто не        
будет принято доктором. Почему мы говорим о том, что невозможно представить     
финансово-экономическое обоснование? Потому что речь идёт об изменившейся,      
конечно, за истекшие 18 лет самой среде инвалидов, об изменившихся              
возможностях реабилитации в тех городах, где, наверное, есть какой-то           
развитый общественный транспорт. Но такой общественный транспорт есть не        
везде. Далеко ходить не будем: в моей родной Астрахани порядка 90 процентов     
перевозок - это не преувеличение, а, скорее, преуменьшение - осуществляется     
автобусами малой вместимости, проще говоря, "газелями", "Голден Драгон",        
"фордами", иными аналогичными типами маршруток, и никаких возможностей          
человеку, имеющему проблемы с опорно-двигательным аппаратом, туда подняться     
просто не существует. Конечно, решения должны приниматься с учётом конкретной   
ситуации, а что касается сельской местности - вы совершенно правы.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот ещё один   
законопроект, который, очевидно, надо принимать. Но в то же время при           
обсуждении этого законопроекта профильный комитет говорил о чём угодно,         
только не о том, что нужно решить, вообще, эту проблему.                        
                                                                                
Мы сегодня услышали, что, оказывается, мы "гигантские" деньги выделяем - аж 5   
миллиардов рублей в год в масштабах страны! - на "Доступную среду" и мы всё     
делаем для того, чтобы граждане с малой мобильностью могли свободно             
передвигаться. Но я думаю, что даже если мы в 10 раз увеличим расходы по этой   
программе, то нам ещё лет пятьдесят понадобится, чтобы сделать мобильной,       
доступной среду. Так ведь? Я думаю, именно так. Многие инвалиды, о которых мы   
сейчас говорим, просто не доживут, а с учётом тех объёмов финансирования,       
которые сейчас выделяются на "Доступную среду", я думаю, что даже не            
пятьдесят, а пятьсот лет на это понадобится. Это утопия!                        
                                                                                
Если вам не нравится подход фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", в соответствии с     
которым мы предлагаем обеспечить граждан с малой мобильностью техническими      
средствами реабилитации, которые были до 2004 года предусмотрены законом... И   
там ведь программа существовала: если гражданину по показаниям действительно    
было необходимо это средство - ему его предоставляли, если ему были             
необходимы другие средства - ему предоставляли другие средства, если он свои    
проблемы не решал с получением автомобиля - ему индивидуальный уход давали,     
если он не мог водить, значит, это мог делать сопровождающий. Ведь это всё      
было предусмотрено! До 2004 года программа работала.                            
                                                                                
Мало того, вот эти технические средства реабилитации, вот эти автомобили        
делались нашими российскими заводами, тоже специальная программа была, но       
потом, в 2004 году, всё обрубили, завод закрылся, он уже давно не выпускает     
эти автомобили, и люди ничего взамен не получили.                               
                                                                                
Нам тут говорят: в 2004 году мы же заменили льготы ежемесячной денежной         
выплатой (ЕДВ) и, дескать, инвалиды теперь получают деньги и могут себе ни в    
чём не отказывать, ездить везде где угодно, могут вызвать такси, везде их       
отвезут, перенесут и так далее. Коллеги, ну вы о какой стране говорите?!        
Может быть, где-то вы это и видели, да, я тоже это видел - за рубежом, но у     
нас в стране не так. Вы же также ходите... Даже не надо ездить далеко, в        
Челябинск, куда-то в село, - вы по Москве пройдите, посмотрите, какой           
транспорт тут ходит. Везде у нас доступная среда? Далеко не везде. И это в      
городе-миллионнике! Что же говорить о глубинке, о селе? В селе вообще никуда    
не добраться, там Интернета-то нет, не то что транспорта, который               
обеспечивает мобильность инвалидов. Там в лучшем случае хоть что-то ходит.      
                                                                                
Тут были высказаны претензии по поводу того, что нет финансовых расчётов и      
неизвестно, где взять на это деньги. Напоминаю вам нормы нашего Бюджетного      
кодекса: если в федеральном законе нет каких-то расходных обязательств, то      
они не учитываются при формировании бюджета на следующий год. То есть сначала   
принимается закон с бюджетными обязательствами, просчитываются суммы, а потом   
вносится поправка в бюджет и эти расходы учитываются в бюджете. У нас           
рассмотрение бюджета проходит как раз осенью, и если бы мы приняли этот закон   
сейчас, то мы могли бы совершенно спокойно внести поправки в бюджет             
следующего года и реализовать с 1 января следующего года этот закон, и никак    
иначе. Андрей Михайлович Макаров выйдет и объяснит вам, что если нет            
расходных обязательств по закону, то в бюджет эти траты внести нельзя. В то     
же время, когда мы здесь вносим поправки в бюджет, нам говорят то же самое:     
вы поправки в бюджет вносите, но как вы будете эти средства тратить, ведь       
закона же нет? Получается замкнутый круг: если нет расходных обязательств в     
бюджете, значит, нельзя принимать закон, потому что он не обеспечен             
финансами, а если нет закона, то нельзя внести затраты в бюджет, потому что     
нет законного основания. Коллеги, ну мы это слышим каждый раз, но когда вы      
хотите что-то принять, то у вас всё находится, а когда вы не хотите принимать   
закон, то вы тут же нам говорите, что нет финансов.                             
                                                                                
И ещё. Наверное, совсем цинично говорить, что мы должны жить по средствам,      
должны выделять суммы, посильные для нашего бюджета. Коллеги, напоминаю: до     
конца этого года бюджет получит дополнительных доходов на сумму почти 3         
триллиона рублей - подчёркиваю, дополнительных доходов! Суммы, о которых        
здесь идёт речь, в 100 раз, даже, может быть, в 150 раз меньше. Понимаете,      
это в пределах статистической погрешности, никаких проблем нет.                 
                                                                                
И речь идёт не о нефтяниках, не об олигархах, которым вы с барского плеча       
даёте отрицательные акцизы на 400 миллиардов рублей, - раз, и всё! А они        
говорят: нет, нам мало, дайте нам еще 230 миллиардов. И вы дадите им ещё и      
230 потом, и весь НДС, который дополнительно соберёте, вы отдадите              
нефтяникам. А вот для инвалидов у вас денег нет, хотя денег нужно в 20-30 раз   
меньше, чем вы отдаёте нефтяникам.                                              
                                                                                
Коллеги, ну что тут ещё можно сказать? Я думаю, что пора уже от слов            
переходить к делу. И вообще, я замечаю: чем больше в этом зале разговоров о     
том, как мы заботимся о той или иной категории граждан (о пенсионерах, об       
инвалидах), тем хуже им живётся. Давайте-ка мы от слов перейдём к делу. Вот     
вам пожалуйста - проект закона. Что-то не нравится? Во втором чтении            
поправим, никаких проблем нет. Мы тут видели внесённые правительством           
законопроекты, которые в первом чтении были на одном листочке, а ко второму     
чтению уже на 110 листах. А здесь не надо 110 листов, и все замечания,          
которые у вас есть, можно учесть ко второму чтению, вообще никаких проблем не   
вижу. И деньги в стране есть, нужно только желание!                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьев Михаил Борисович, пожалуйста.                   
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" конечно же поддерживает расширение   
федерального перечня технических средств реабилитации. Но давайте вернёмся к    
истории. Во-первых, в 80-90-е годы инвалидов было значительно меньше, потому    
что существовала другая система, другие критерии определения инвалидности.      
Была врачебно-трудовая экспертиза, которая по-другому оценивала, и инвалидов    
было значительно меньше. Во-вторых, по поводу автомобилей, выдававшихся в те    
годы: расходы, которые нёс человек с инвалидностью, компенсировали не в         
полной мере, компенсировали только 60 процентов стоимости автомобиля. Авторы    
же предлагают полное возмещение расходов на данное транспортное средство.       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" несколько раз обсуждала этот вопрос и с                 
правительством. Мы понимаем, что здесь основную роль, конечно же, играет        
правительство, и мы, как ответственная фракция, не можем принимать              
декларативные законопроекты, которые непонятно как будут потом                  
финансироваться, непонятно, за счёт каких источников. Вот предварительные       
цифры, которые нам называл Минтруд: 100 миллиардов потребуется на обеспечение   
этой дополнительной помощи. При этом я хочу напомнить, что на технические       
средства реабилитации мы всегда с боем выбиваем у правительства только 30       
миллиардов. Где же мы найдём 100 миллиардов? Когда правительство нам ответит,   
тогда и можно вернуться к рассмотрению этого законопроекта.                     
                                                                                
И ещё один момент. Почему нельзя учесть в данной системе обеспечения            
техническими средствами реабилитации, например, такое показание, как            
обеспечение автомобилями инвалидов, которые живут на селе? Коллеги, у нас в     
законе прописано, что ИПРА формируется только на основании медицинских          
показаний. Если мы хотим учесть социальные показания, тогда мы должны внести    
изменения в законодательство и говорить о том, что при формировании             
индивидуальной программы реабилитации надо учитывать социальные показания.      
                                                                                
И ещё один очень важный момент, на котором хотелось бы остановиться,            
подчеркнуть его. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" заботится о том, чтобы повысить        
качество технических средств реабилитации, расширить перечень, но давайте       
трезво взглянем на данную ситуацию. Мы не можем поддержать данный               
законопроект только по одной причине: не определён источник и объём             
финансирования данной поддержки.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР будет голосовать за законопроект,   
который позволит обеспечить наших уважаемых маломобильных граждан               
автотранспортными средствами с ручным управлением, и в обоснование нашей        
позиции я хотел бы перейти в практическую плоскость.                            
                                                                                
Ну, прежде всего очень хорошо, что авторы законопроекта либо те депутаты,       
которые выступают против законопроекта, ссылаются на общественные               
организации. Я хотел бы узнать мнение общественных организаций,                 
представляющих интересы маломобильных граждан, в том числе я хотел бы узнать    
мнение и позицию ветеранских организаций, занимающихся проблемами такой         
группы военнослужащих, которые стали, к сожалению, инвалидами-колясочниками в   
результате военной травмы и, кстати, стоят в одной очереди на получение по      
квоте инвалидного кресла-коляски, причём, уважаемые коллеги, это, что           
называется, китайская китайщина, её поставляют по конкурсу по принципу "чем     
дешевле, тем вероятнее всего победить по конкурсу поставки колясок", и          
качество там далеко не самое лучшее. Следующий вопрос...                        
                                                                                
Я от фракции - если можно, добавьте время, пожалуйста.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ШЕРИН А. Н. У меня в городе Рязани есть помощник - помощник депутата            
Государственной Думы Роман Зацепин. Он является мастером спорта по              
паралимпийским видам спорта, и я с ним по этим вопросам очень много             
советуюсь, я с ним работал. Спасибо местным властям, администрации города       
Рязани, Рязанской области: он несколько лет добивался строительства пандуса в   
своём подъезде, и наконец-то благодаря массе депутатских запросов и на имя      
министра спорта, и на имя вице-губернатора удалось решить этот вопрос, как и    
многие другие. Инвалиды-колясочники обращаются к нам за помощью в решении       
хотя бы этого вопроса, что уж там говорить об общественном транспорте,          
оборудовании остановочных комплексов. Вот Роман рассказывал о соревнованиях в   
Адлере: ему было приятно, что специальные люди там помогали ему в               
общественном транспорте, но во многих городах этого нет.                        
                                                                                
Второй вопрос, который меня беспокоит, - оборонно-промышленный комплекс.        
Очень многие волнуются, чем, после того как закончится программа                
перевооружения, будут заняты эти предприятия, чем будут заняты люди.            
Пожалуйста, давайте примем этот закон, давайте мы из бюджета Российской         
Федерации будем триллионы выделять не на поддержку российского банковского      
сектора, банков, которые потом почему-то банкротятся или попадают под           
санацию, и никто не может найти этих денег - давайте вот Государственному       
рязанскому приборному заводу, на котором ведутся массовые сокращения,           
практически половину сотрудников сокращают, дадим государственный заказ,        
чтобы там изготавливали данную технику. Или, допустим, Рязанскому               
станкостроительному заводу: в советское время там было 12 тысяч сотрудников,    
на весь Советский Союз это был единственный завод, на котором выпускали         
станки для производства орудийных стволов, а сегодня там пустые цеха, нет       
никого. Давайте мы дадим государственный заказ этому предприятию, и оно будет   
изготавливать мотоколяски с ручным управлением, автомобили. Давайте обеспечим   
приток денежных средств в экономику нашей страны, в промышленный комплекс,      
который получит от государства соответствующие дотации, и будут создаваться     
автомобили для наших уважаемых маломобильных граждан. Инвалиды-колясочники,     
которые по показаниям не могут самостоятельно перемещаться, у которых нет       
родственников, готовых помочь им выехать из подъезда или загрузиться в          
общественный транспорт, получили бы право приобрести такой автомобиль за счёт   
государства. Вообще не вижу в этом никаких причин и повода...                   
                                                                                
А теперь - мне уже нужно заканчивать выступление - я вам расскажу про           
источник финансирования. Это самая замечательная фраза, которую нам говорят     
представители власти, представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", как правило,       
везде в любом случае просят указать источник финансирования - указываю.         
Несколько лет тому назад в нашем зале пленарных заседаний прозвучала фраза о    
необходимости введения утилизационного сбора на ввозимую дорожную и лесную      
технику - 10 процентов. Давайте там возьмём, мы же собираем 10 процентов        
утилизационного сбора. Правда, нам обещали, что у нас состояние тракторной      
промышленности, машиностроения улучшится, отечественные асфальтоукладочные      
машины появятся, но они не появились - не знаю, куда пошли эти деньги.          
Давайте мы их туда направим, какие проблемы?                                    
                                                                                
А ещё давайте у наших банков, таких как Россельхозбанк, Сбербанк,               
замечательных государственных банков, или банков с долей участия государства,   
попросим, чтобы они за свой счёт занимались оборудованием пандусов в своих      
филиалах: в любом городе посмотрите, есть ли у этих банков пандусы, - их там    
нет!                                                                            
                                                                                
Таким образом, здесь можно отработать, то есть государство может выделить       
деньги и дать государственный заказ предприятиям оборонно-промышленного         
комплекса, чтобы они постепенно переходили на гражданскую продукцию, ну и,      
кроме того, ввести соответствующие требования к банкам, к государственным       
учреждениям, чтобы они вкладывали деньги в оборудование пандусов и въездов в    
свои здания. Я вообще не вижу в этом никакого популизма, я не вижу никакого     
убытка для страны, только прибыль! Наши маломобильные граждане, которые         
должны адаптироваться в обществе, не будут чувствовать себя, скажем так,        
обделёнными и чего-то лишёнными, ну и, соответственно, промышленность           
Российской Федерации получит реальные инвестиции от государства на развитие     
гражданской отрасли.                                                            
                                                                                
Фракция ЛДПР будет голосовать за законопроект, который даёт возможность         
маломобильным гражданам за счёт бюджета страны получать автотранспортные        
средства с ручным управлением.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот         
предыдущий выступавший говорил об ответственном принятии решений. Да вы же      
месяц назад здесь безответственно приняли решение об организации двух           
офшоров: без всякого обоснования, без всяких расчётов, в принципе просто        
пальцем в небо после выступления неквалифицированного докладчика от Совета      
Федерации, который не ответил ни на один вопрос, приняли решение об             
освобождении от налогов непонятно кого, непонятно на сколько, но, вероятно,     
на много. Мы с вами освободили "Роснано", освобождено "Сколково" и масса        
других мыльных пузырей. К тому же, напомню вам, в прошлом году санировали       
"БИНБАНК" и банк "Открытие" на 800 миллиардов рублей разово. Как же мы          
говорим об ответственном отношении к инвалидам?! Законопроект не содержит       
других новелл, кроме попытки вернуть часть монетизированных льгот, отнятых      
льгот тем, у кого они были. Поэтому, мне кажется, прежде чем говорить об        
ответственности, надо ответственно голосовать.                                  
                                                                                
Мы с вами приняли в первом чтении "закон Ротенберга", который в принципе        
возвращал возможность компенсации за счёт бюджета людям, которые уже вывезли    
капиталы, понимаете? У нас незаслуженно банковский сектор эксплуатирует         
Россию - вы посмотрите, вывоз капитала не уменьшается, а если посмотреть по     
зеркальной статистике с ЕЦБ, то станет ясно, что он значительно превышает то,   
что показывает Центробанк. Более того, Центробанк корректирует даже свои        
данные на сайте, занижая данные о вывозе капитала.                              
                                                                                
Мне кажется, что этот законопроект надо принимать, если мы социально            
ответственные люди. И вообще, надо оптимизировать расходы, в том числе на       
программу "Доступная среда", потому что, когда вы видите, приезжая в            
райцентр, что в нём нет ни одного инвалида - к счастью! - а пандусы есть, в     
то время как в других местах, где они нужны, их нет, выглядит это, в            
общем-то, уродливо.                                                             
                                                                                
И в данном случае автомобиль для инвалидов не роскошь, потому что у нас во      
многих местах давно похоронены муниципальные автотранспортные предприятия и     
муниципальный транспорт, как вид транспорта, вообще отсутствует, и чем дальше   
от столицы и столиц субъектов, тем это бывает чаще. Поэтому мы поддерживаем     
этот проект закона и считаем, что неубедительны рассказы о том, что нет         
финансового обоснования или отсутствуют источники. За пять месяцев было 1,8     
триллиона дополнительных доходов - вот вам один источник. Могу назвать ещё      
десять.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик?                        
                                                                                
Пожалуйста, Шеину включите микрофон.                                            
                                                                                
ШЕИН О. В. Несколько коротких реплик по поводу состоявшейся дискуссии.          
                                                                                
Прежде всего это касается замечания о том, что в Союзе могли себе позволить     
принятие данных мер реабилитации, а мы не можем себе позволить, поскольку       
машина стоит дорого. Я напомню, что в 60-е, 70-е, 80-е годы пропорция между     
средней заработной платой по стране и стоимостью машины класса "Москвич"        
составляла один к сорока, то есть, грубо говоря, при заработной плате в 200     
рублей машина стоила порядка 8 тысяч. На сегодняшний день при официальной       
средней заработной плате в 40 тысяч рублей машина достаточно хорошего класса    
стоит порядка 500-600 тысяч рублей. Очевидно, что данный вид техники стал       
намного ближе, более доступным для людей, в первую очередь в силу, конечно,     
технологических изменений.                                                      
                                                                                
Следующее, что касается того, что в Союзе было очень мало инвалидов, а сейчас   
их развелось немерено и по этой причине мы не можем себе позволить взять на     
себя столь большое обременение. Возьмём не советскую статистику, а статистику   
последнего десятилетия. В 2010 году у нас к категории инвалидов первой группы   
относился 1 миллион 900 тысяч человек, в 2016 году - 1 миллион 200 тысяч,       
аналогично на 800 тысяч человек сократилось число инвалидов второй группы,      
так что МСЭ работает, не дремлет, и людей, которые вчера считались              
инвалидами, сегодня она считает людьми совершенно здоровыми, и, я думаю, что    
многие из нас с этим сталкивались в рамках обращений избирателей. Поэтому       
говорить, что у нас здесь большое перенапряжение, и сейчас очень мягкие         
правила, и любой может позволить себе оформить инвалидность, ну, очевидно       
неправильно.                                                                    
                                                                                
Далее, что касается федеральной программы. Если только докладчик от комитета    
не оговорилась и если на самом деле речь идёт о 5 миллиардах рублей (именно     
такая цифра прозвучала с трибуны), то на сайте, посвящённом программе,          
официально говорится о том, что ежегодные траты должны составлять порядка 50    
миллиардов. То есть мы все хорошо понимаем, что одно дело - программа, другое   
дело - её исполнение, и, наверное, если в программе написано одно, а в          
бюджете указывается цифра на порядок меньше, что является, конечно, общим       
правилом, то мы должны говорить, что цифра в бюджете отличается от плановой.    
                                                                                
Ну и конечно, не могла не удивить фраза о том, что мы здесь с боем вырываем у   
правительства отдельные поправки. Я понимаю, что оппозиция что-то может         
вырывать с боем, на то она и оппозиция, у оппозиции парламентской на три        
фракции 105 депутатов при общей численности парламента 450 человек, но какое    
может быть вырывание с боем у фракции большинства, которая вправе принять       
любую поправку, любое решение? Наверное, сама по себе такая парадигма, что мы   
что-то с боем вырываем, является, мягко скажем, неправильной: парламент не на   
побегушках у правительства, парламент является совершенно самостоятельным       
органом, законодательной ветвью власти, он вправе принять любое решение,        
разумеется разумное, взвешенное, в рамках полномочий, которые даны ему          
Конституцией. Поэтому ни о никаких вырываниях чего-то там с боем у              
правительства говорить не стоит, тем более, напомню, ежегодно раздаваемые       
налоговые льготы у нас 10 триллионов рублей, к которым, как правильно сказал    
коллега Коломейцев, ещё прибавляются никем не подсчитанные налоговые льготы     
двух внутренних офшоров.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 11-1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской     
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.19,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     86 чел.                                          
Не голосовало                 364 чел.80,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.