Заседание № 205
О проекте федерального закона № 398922-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части уточнения правил уступки прав (требований) по договору потребительского кредита (займа).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Вы с места, Ярослав Евгеньевич? Пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР традиционно выступает за запрет микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций - мы видим, что у нас творится в вопросах, связанных с коллекторской деятельностью. В 2016 году Государственная Дума приняла очень слабенький закон, которым попыталась направить коллекторскую деятельность в нормальное, цивилизованное русло, но мы видим, что коллекторы как издевались, так и продолжают издеваться над нашими гражданами. Неоднократно мы узнавали, что эти издевательства сопровождаются физическим насилием, угрозами, постоянными звонками, морально-психологическим давлением. И мы прекрасно понимаем, что без микрофинансовых организаций коллекторы работать не будут. В микрофинансовых организациях могут получить кредиты люди с очень сомнительной историей, главное - иметь паспорт, там очень большие проценты по кредиту, которые являются таковыми из-за того, что слишком серьёзные риски несёт организация, но там понимают, что потом через коллекторские агентства из этого человека будут выбивать последнее, заставлять его либо в другой организации перекредитовываться и гасить соответственно долг в этой организации, либо продавать последнее имущество. Мы считаем, что наличие вот этой связки - микрофинансовые организации и коллекторские агентства - очевидно. Кроме того, микрофинансовые организации - это сегодня финансовый инструмент, который явно позволяет обналичивать деньги. Если запретить микрофинансовым организациям передавать информацию о лицах, взявших микрофинансовый кредит, третьим лицам, то в этом случае вообще не будет возможности для работы коллекторских агентств, и мы соответствующий законопроект подготовили. Мы считаем, что коллекторская деятельность в России на данный момент в принципе должна быть запрещена. Только спустя определённое время, когда всё успокоится, когда коллекторы (а сейчас многие из них - это бывшие заключённые, бывшие силовики, которые были уволены по коррупционным статьям и не могут найти себе работу, обладая определённой физической силой и методами) перестанут такими способами выбивать из наших граждан долги... Мы предлагаем ограничить микрофинансовые организации в использовании такой возможности, защитить наших граждан и спустя определённое время, когда всё успокоится, вернуться к тому, чтобы коллекторская деятельность, которая развита и в других странах, была нормализована и работала в цивилизованном русле в нашей стране. Пока же это издевательство, бандитизм, угроза жизни наших граждан, с которыми мы постоянно встречаемся в регионах, и об этом нам регулярно рассказывают федеральные каналы. Так что коллекторская деятельность в Российской Федерации должна быть на данном этапе запрещена, а деятельность микрофинансовых организаций должна подвергнуться серьёзной чистке и ограничениям, начиная от размеров процентных ставок, рекламы, возможности выдавать кредиты под соответствующие гарантии и так далее. Мы просим нашу инициативу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. С содокладом выступает Юрий Павлович Олейников. На рабочем месте тоже включите микрофон. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемые изменения, говоря по существу, посвящены тому... Непонятно почему, но авторы полагают, что при действующем законодательстве требуется дополнительная защита граждан, имеющих просроченную задолженность, и в связи с этим предлагают ряд изменений, как они говорят, направленных на уточнение оснований для переуступки прав (требований) по договору займа. В мировом гражданском праве зафиксирован богатый опыт по этой части, и в нашем Гражданском кодексе отношениям кредитора и заёмщика отводится целая глава. Кроме того, эти отношения подробно регулируются целым пакетом федеральных законов. В частности, деятельность по взысканию просроченной задолженности с граждан регулируется 230-м федеральным законом, который был принят в 2016 году после многочисленных публикаций о возмутительных случаях в практике взыскания долгов частными коллекторами. Так вот, 230-й закон разрешает коллекторам работать с должником либо в качестве посредника по договору с кредитной организацией, перед которой у гражданина имеется долг, либо переведя долг на себя по договору переуступки прав (требований) - цессии. Именно относительно этой части правовых возможностей и обязанностей авторы предлагают изменения. Гражданский кодекс в принципе устанавливает возможность передачи прав (требований) по договору займа, это важный рыночный механизм защиты кредитора, при этом переход прав (требований) к новому кредитору не может ухудшать условия займа - это важный механизм защиты заёмщика. Если мы хотим изменить эти основы рынка, то нужны очень веские основания. Авторы предлагают ограничить возможность перехода долга к новому кредитору следующим образом: если у гражданина нет просроченной задолженности, можно передавать долг любому участнику рынка, а если есть, то можно передавать такой проблемный долг только другой кредитной или микрофинансовой организации. Предлагаемый авторами запрет уступать права (требования) в зависимости от наличия или отсутствия проблемной задолженности серьёзно ударит по легальной коллекторской деятельности, за наличие которой мы уже не первый год боремся, и, по нашему мнению, этот бизнес просто снова уйдёт в тень. Кроме того, с точки зрения юридической техники предлагаются изменения порядка переуступки права требования в 353-й федеральный закон, хотя, по сути, они затрагивают вопросы работы с просроченным долгом, которые регулируются уже упомянутым мною 230-м федеральным законом. И ещё один важный момент. Обязанность цессионера хранить ставшую известной ему банковскую тайну и персональные данные заёмщика в предлагаемой авторами редакции почему-то исключается - с этим тоже нельзя согласиться. Повторяю, что взаимодействие кредитора и должника при возврате проблемной задолженности физических лиц в настоящее время уже регулируется 230-м федеральным законом, в том числе касательно способов взаимодействия кредитора и должника. Для коллектора установлен целый ряд ограничений, для должника установлена возможность выбора способа взаимодействия и с коллектором, и с кредитной организацией. Так, кредитор обязан направить должнику подробное уведомление в случае привлечения коллектора для работы с долгом, виды возможного взаимодействия перечислены в законе: телеграммы, письма, телефонные звонки, СМС-сообщения, электронная почта, личные встречи в установленные и согласованные сторонами часы. К работе с должником запрещено привлекать лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость. Насилие, угрозы, психологическое давление и другие злоупотребления правом со стороны коллекторов прямо запрещены законом. Общаться с родственниками и соседями коллекторы вправе только с письменного согласия заёмщика и этих лиц, то есть соседей или родственников. В течение четырёх месяцев с момента возникновения просроченного долга заёмщик вправе вообще отказаться от общения с коллектором. Все эти нормы уже есть, и в связи с этим комитет полагает, что предлагаемые законопроектом положения не достигают заявленных целей. Мы не устаём повторять, уважаемые коллеги, что договор займа - это двусторонняя сделка, и он требует ответственного и взвешенного подхода от каждой стороны договора. Конечно, регулирование отношений должника и кредитора требует гибкого подхода, и задача наша, как законодателей, - соблюдать баланс интересов участников рынка. Мы, безусловно, ещё много раз будем возвращаться к данной проблеме, поскольку невозвраты займов, - неизбежные риски на финансовом рынке... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Заканчивайте, Юрий Павлович. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Мы готовы рассматривать самые разнообразные предложения, но есть проблемы, которые не имеют простых решений. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку данный законопроект предлагает отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович. Коллеги, будут ли вопросы? Олег Николаевич Смолин хочет задать вопрос. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Юрий Павлович, мы действительно через день слышим, как долги, займы из тысяч рублей превращаются в миллионы, как отбирают жильё, часто единственное, часто у семей с детьми. Скажите, пожалуйста, вы считаете, что существующий уровень защиты должников достаточен? Если да, то вопросов нет; если нет, но при этом вы отвергаете законопроект, который предлагает уважаемый Ярослав Евгеньевич, тогда скажите, что вы считали бы необходимым сделать, чтобы эти сообщения о безобразном отношении к должникам, об их ограблении прекратились? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Олейникову включите микрофон. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемый Олег Николаевич, в завершение своего небольшого выступления я как раз сказал, что проблема такая существует и она касается двух сторон - как кредитора, так и должника. Существующие сегодня законы предусматривают все необходимые условия и инструменты для регулирования их отношений, для исключения при этом злоупотреблений, нарушений, свидетелями которых мы являемся, - по информационным каналам показывают нам это, к нам обращаются пострадавшие, - но это не предмет того договора, который сегодня рассматривается. То, что предлагают нам авторы законопроекта, не обладает существенной возможностью решения подобных проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Есть. Давайте проведём запись, потому что я допускаю, что будут еще желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Да, как я и предполагал. Дивинский Игорь Борисович, пожалуйста. Включите микрофон. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! С точки зрения идеи, изложенной в законопроекте, она в принципе допустима, но как норма законодательная она, конечно, требует существенной доработки. Как сказал Юрий Павлович, проектируемая редакция законопроекта редакция исключает обязанность лиц, которым уступлены права требований по договору о потребительском кредите (займе), хранить ставшую им известной банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также обеспечивать конфиденциальность и безопасность персональных данных. Исключение указанных положений приведёт к нарушению гарантированных законом прав и охраняемых законом интересов как заёмщиков, так и кредиторов. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против принятия законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, извините, я понимаю прекрасно, что конец рабочего дня, но вопрос очень острый - надо использовать каждую возможность, в том числе возможность выступления с этой трибуны, чтобы показать нашим избирателям, показать нам с вами, что мы дальше будем делать с этой больной темой, и поэтому должен быть диалог. Буквально вчера в городе Твери вылился в публичную плоскость скандал: муж взял деньги в микрофинансовой организации "Лига денег"; когда его не было дома, коллекторы пришли, вышибли дверь, поймали жену, поймали ребёнка; пообещали отрезать ему ноги. Вчера по этому поводу в Твери было возбуждено уголовное дело Следственным комитетом, слава богу, но сколько подобных историй не доводится до логического завершения?! Мы приезжаем в регионы на региональных неделях, проводим встречи, по крайней мере те коллеги из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", кто занимается работой Центра защиты прав граждан, с советами домов в подъездах, с активными жителями, и во многих подъездах, особенно на окраинах, прямо написаны угрозы коллекторов, написан долг на дверях, и это сплошь и рядом. Это огромная проблема, и мы с вами всё-таки должны дать населению ответ, куда мы дальше двигаемся. Федерального закона № 230-ФЗ недостаточно - приставы завалены, приставы расписываются в том, что не могут его реализовывать надлежащим образом. Ну где-то опять же в ручном режиме привлекаем к ответственности - вот недавно представителя крупного банка по моему запросу привлекли к ответственности, представителей других коллекторских структур, - но это капля в море. Мы должны двигаться дальше. Игорь Борисович правильно сказал, что этот законопроект в таком виде не пойдёт чисто юридически, но как идея - да. Давайте хотя бы обозначим концептуально, куда мы дальше идём, потому что беспредел коллекторов - это следствие, а причины мы с вами прекрасно знаем - это микрофинансовые организации, к которым наше население сегодня не готово. Может быть, сторонники социал-дарвинизма будут говорить, что, мол, люди же сами взяли, это же их проблемы и так далее. Давайте будем честны сами с собой: большинство населения недостаточно финансово грамотное, чтобы понимать этот механизм, - это честно и откровенно, люди сами приходят на приём и об этом говорят. Это во-первых. Во-вторых, в договорах многочисленные юридические уловки, люди могут что-то не увидеть, там мелким шрифтом может быть написано, есть иные юридические уловки - и всё, люди попадают в петлю. Взяли один кредит, потом второй кредит - всё, удавка накинута, невозвратный кредит, по сути, получается, человек всё время в этом колесе, вынужден отдавать деньги, отдавать деньги, и в конце этой цепочки он всё равно станет жертвой этих коллекторов, потому что когда-то она оборвётся. Может быть, кто-то не знает, но сегодня это настолько упростили, что есть различные приложения в сотовых телефонах, человеку звонят и говорят: нажмите "один", и вам на карточку упадёт 100 тысяч. И вы знаете, это уже такая кредитомания с игроманией плюс психология... Я от фракции, добавьте время, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одну секунду, Дмитрий Александрович! Я должен тогда посоветоваться. Коллеги, помимо этого законопроекта у нас два коротких вопроса и проект поручения. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, продолжайте. ИОНИН Д. А. Ладно, коллеги, не буду долго отвлекать. Суть понятна: мы должны продолжить двигаться, мы должны понимать, что 230-го закона недостаточно, и мы должны дальше ограничивать действия коллекторов. Вот коллеги кивают, и я думаю, что мы должны это обозначить избирателям, поскольку есть запрос на дальнейшую борьбу с нечестными коллекторами и с беспределом в микрофинансовых организациях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Александрович. Ярослав Евгеньевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Юрий Павлович? Депутату Олейникову включите микрофон. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, мы сегодня говорим не о явлении как таковом, а об изменениях в федеральные законы, и наша позиция связана ровно с этим конкретным обстоятельством. Что касается явления, мы можем сегодня говорить о том, что у нас запрещено превышать скорость по отношению к каким-то определённым величинам, но мы её превышаем; мы бьём иногда друг друга по лицу и совершаем уголовные преступления, но законы регулируют эти обстоятельства. Даже этот случай в Твери - да, были угрозы, но тут же заведено уголовное дело, и правоохранительные органы на основании законов, которые мы с вами приняли, преследуют этого виновника. Я об этом и говорю: мы будем, безусловно, думать о дальнейшем продвижении решения этой проблемы, мы и сегодня этим занимаемся, снижая проценты доходов в микрокредитных организациях и в банках, усиливая ответственность за деятельность коллекторов и так далее. Если будут соблюдаться законы, значит, само явление будет исключаться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 37 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.