Заседание № 144
24.01.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 398910-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2218 по 2686 из 7235
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации". Анатолий Борисович Выборный, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации". Законопроект внесён Президентом Российской Федерации. Актуальность законопроекта обусловлена многими причинами, главная из них - создать на уровне федеральных законов правовые механизмы деятельности военной полиции Вооружённых Сил. Сегодня военная полиция руководствуется в своей деятельности исключительно нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. Одна из главных задач законопроекта - освободить военнослужащих Вооружённых Сил от функций, не связанных с боевой подготовкой. Напомню, данная законодательная инициатива наделяет... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Борисович, будьте добры, ваши комментарии по таблицам. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются две таблицы поправок, первая из которых рекомендуется комитетом к принятию, вторая - к отклонению. Прошу поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть. Включите режим записи. Покажите список записавшихся на вопросы. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Предлагаю 7-ю поправку из числа рекомендуемых к принятию вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 7-я, спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправки 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 32 сек.) Проголосовало за 279 чел.62,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 280 чел. Не голосовало 170 чел.37,8 % Результат: принято Принимается. Владимир Иванович Бессонов. Поправка 7, ваши комментарии. Микрофон включите, пожалуйста. БЕССОНОВ В. И. Уважаемые коллеги, данной поправкой военнослужащие военной полиции наделяются правом применять боевую и специальную технику. И получается, что в Вооружённых Силах военнослужащие будут применять боевую технику и полиция будет применять боевую и специальную технику, то есть данной поправкой фактически прогнозируются боевые действия в Вооружённых Силах. Я предлагаю эту поправку не принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемые коллеги, обоснование данной позиции несостоятельно, поскольку есть Федеральный закон "О полиции", где указано, для каких именно целей применяются спецсредства, физическая сила и боевое оружие, для чего это делается. Что касается данной поправки, то она соотносительная, в ней прямо указано, что военнослужащие имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приёмы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, уставом военной полиции, который будет утверждаться Президентом Российской Федерации. Этот вопрос будет регламентироваться уставом военной полиции, как указано в данном положении и вытекает из концепции законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 32 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Поправка принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Спасибо. Я просил бы поправки 1 и 9, каждую, поставить на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 1, 9. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. 3, 5, 10 и 15-ю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправок 1, 9, 3, 5, 10 и 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 49 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 237 чел. Не голосовало 213 чел.47,3 % Результат: принято Принимается. Юрий Петрович Синельщиков. Поправка 1. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, прежде всего я вынужден выразить сожаление по поводу того, что меня не пригласили на заседание комитета, для того чтобы я доложил о поправках, - ну, видимо, решили, что можно обойтись и без нас. Обращаю внимание на то, что поправка имеет очень важное значение для урегулирования вопроса о порядке применения специальных средств вооружения военной полицией. Надо отметить, что сейчас в соответствии со всеми нашими законами у нас девятнадцать ведомств имеют право на ношение и применение огнестрельного оружия и специальных средств. Причём что интересно? То, что по каждому ведомству это урегулировано по-разному. Полагаю, что подход должен быть всё-таки единый. Почему нужен единый подход, ну, если, конечно, это возможно? Это необходимо для того, чтобы, во-первых, каждый гражданин понимал, какими полномочиями обладают правоохранительные органы, а во-вторых, чтобы облегчить работу следователей, прокуроров и судей, которые, как только встаёт вопрос о рассмотрении, расследовании уголовного дела, связанного с незаконным применением оружия, вынуждены решать порой непростые правовые ребусы. Законопроект, рассматриваемый в первом чтении, не предлагает, как урегулировать вот этот вопрос, и мы полагаем, что он должен быть урегулирован следующим образом: применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие военные полицейские имеют право в порядке, который установлен законом "О полиции", об обычной полиции. Ну, закон небезупречен в этой части, конечно, но всё-таки он неплохой и прошёл уже, что называется, практическую обкатку. Нам наши оппоненты, то есть комитет, говорят, что нет, этого делать ни в коем случае нельзя, и выдвигают три довода. Первый довод - говорят о том, что в случае принятия такой поправки военная полиция будет наделена какими-то несвойственными полномочиями, ну и в качестве примера говорят, что, в частности, у неё появляется тогда право освобождать насильственно удерживаемых лиц. Но, прошу меня простить, такая ситуация вполне может возникнуть, и я помню, что именно такая ситуация возникла в 90-х годах в одном из подразделений, где военнослужащие, рядовые и сержанты, удерживали одного из офицеров, - вот там военной полиции и надо было бы действовать. Второй довод - что МВД против. Ну и что? Пусть МВД против, а давайте спросим прокуратуру, она будет за, Верховный Суд будет за. МВД против - и что дальше?! И третий довод - эти вопросы будут урегулированы в уставе военной полиции. Но прежде всего надо всё-таки попытаться урегулировать их в законе, а не в уставе, который утверждает президент... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю вас, хороший комментарий, но тем не менее необходимо учитывать также и следующее. Именно в Федеральном законе "О полиции" определены чётко и ясно цели и задачи, которые она выполняет, согласно закону "О полиции" органы внутренних дел наделены широкой компетенцией в отношении применения физической силы, огнестрельных средств, оружия и спецсредств, в том числе для освобождения насильственно удерживаемых лиц, освобождения заложников, в случае массовых беспорядков, причём в отношении всех граждан, в том числе и военнослужащих. Цель же военной полиции заключается именно в том, чтобы поддерживать законность, правопорядок и воинскую дисциплину в Вооружённых Силах Российской Федерации. Вместе с тем к законопроекту предложены поправки, в соответствии с которыми случаи и порядок применения физической силы, спецсредств и оружия будут регламентированы в уставе военной полиции, утверждаемом Президентом Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 1 на голосование. Комитет предлагает отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 30 сек.) Проголосовало за 133 чел.29,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 133 чел. Не голосовало 317 чел.70,4 % Результат: не принято Поправка отклонена. Юрий Петрович Синельщиков. Поправка 9. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо. Ну, в законопроекте предлагается полномочия военной полиции, в том числе право на применение физической силы, оружия и специальных средств, урегулировать не только законами и общевойсковыми уставами, но ещё и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными нормативными правовыми актами. То есть получается, что руководитель подразделения военной полиции, ну, начальник отдела полиции, к примеру, гарнизона, у которого в подчинении будет три, пять или, может быть, восемь полицейских, получит право устанавливать дополнительные правила по применению оружия. Это, конечно, не лезет ни в какие рамки! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо. Поправка не соответствует концепции законопроекта, в соответствии с которой важная роль в правовом регулировании деятельности военной полиции, прежде всего в её детальной регламентации, отводится уставу военной полиции - аналогично Уставу Вооружённых Сил Российской Федерации. Соответствующая поправка внесена в текст законопроекта и предлагается к принятию. Исключение из текста законопроекта слов "и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" не позволит возложить на военнослужащих военной полиции дополнительные обязанности и наделить их дополнительными правами, причём это касается не только устава военной полиции, но и ведомственных нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 9 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 25 сек.) Проголосовало за 139 чел.30,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 139 чел. Не голосовало 311 чел.69,1 % Результат: не принято Поправка отклонена. Владимир Иванович Бессонов. Поправка 3. БЕССОНОВ В. И. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ в первом чтении поддержала этот законопроект, понимая тот факт, что замены политико-воспитательной работе, которая велась в советских войсках, не найдено и надо это сегодня вносить в данный законопроект. Поправка касается следующих моментов. В действующем законопроекте описано предназначение военной полиции: она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих. Эта формулировка взята из Федерального закона "О полиции", но она расплывчатая, для конкретизации было предложено взять из закона "О статусе военнослужащих" норму, которая предусматривает защиту свободы, чести и достоинства военнослужащих, и звучит это следующим образом: "предназначена для защиты... от насилия и угрозы применения насилия, посягательства на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище..." и так далее. В общем-то, эта формулировка более корректная, есть предложение поддержать эту формулировку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Там также указано, что для обеспечения законности, правопорядка и воинской дисциплины. А если по существу, то исходя из концепции законопроекта такие вопросы необходимо регламентировать в уставе военной полиции Вооружённых Сил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 3 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 34 сек.) Проголосовало за 141 чел.31,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 141 чел. Не голосовало 309 чел.68,7 % Результат: не принято Поправка отклонена. Владимир Иванович Бессонов. Поправка 5. БЕССОНОВ В. И. Предлагаемая поправка позволяет Министерству обороны не ограничивать комплектование военной полиции пределами установленной штатной численности. Данной поправкой предлагается предоставить Министерству обороны возможность комплектовать её также за счёт численности пребывающих в запасе граждан, уволенных с военной службы с зачислением в запас. Эта поправка, в общем-то, развяжет руки при комплектовании военной полиции, с учётом того что у нас более двухсот тысяч офицеров в период реформ уволены в запас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за дополнение, данный вопрос нами принят во внимание. Для того чтобы не ограничивать Министерство обороны, эта компетенция согласно законопроекту будет регламентироваться уставом военной полиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 5 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 03 сек.) Проголосовало за 124 чел.27,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 124 чел. Не голосовало 326 чел.72,4 % Результат: не принято Поправка отклонена. Владимир Иванович Бессонов. Поправка 10. БЕССОНОВ В. И. У меня предложение всё-таки не ссылаться на то, что некоторые вопросы будут регламентироваться уставом военной полиции, поскольку мы принимаем федеральный закон и предложения как раз носят характер поправок в федеральный закон. Поправка 10 касается принципиального момента. В действующей редакции закон наделяет всех военнослужащих - Вооружённых Сил, внутренних войск, МЧС, ФСБ - правом, должностными обязанностями и возможностью применять специальные средства. Так, по действующей редакции все военнослужащие получают право на применение палок специальных, специальных газовых средств, средств ограничения подвижности, специальных окрашивающих, маркирующих средств, электрошоковых устройств, светошоковых устройств, служебных животных, световых, акустических специальных средств и так далее. Данной поправкой предлагается конкретизация: мы сохраняем действующую редакцию для всех военнослужащих, а исключительно военнослужащим военной полиции мы предоставляем право на применение специальных средств, предъявление требований, обязательных для исполнения, и другие права. Эта поправка имеет право на жизнь, и она необходима: мы не можем всех военнослужащих наделять правом использовать специальные средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Но вы должны понимать, что речь идёт о военной полиции, и поэтому данные вопросы исходя из концепции законопроекта должны регламентироваться не федеральным законом, а уставом военной полиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 10 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 38 сек.) Проголосовало за 143 чел.31,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 143 чел. Не голосовало 307 чел.68,2 % Результат: не принято Поправка отклонена. Владимир Иванович Бессонов. Поправка 15. БЕССОНОВ В. И. Два слова о предыдущей поправке. Ещё раз повторяю: федеральным законом мы наделяем такими правами всех военнослужащих, и никакой устав уже ничего не изменит в этой ситуации. Что касается 15-й поправки. Предлагается дать право военной полиции рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса об административных правонарушениях, это касается Правил дорожного движения. Поправка призвана освободить от двойного гнёта военнослужащих, поскольку на них могут оказывать воздействие и гражданская полиция, и военная полиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Вы должны понимать, что есть ещё военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, пограничных войск, Федеральной службы безопасности, министерства по чрезвычайным ситуациям, но мы ведём речь о военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Ваши предложения касаются именно компетенции устава военной полиции, который будет утверждаться Президентом Российской Федерации, как Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 15 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 16 сек.) Проголосовало за 141 чел.31,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 141 чел. Не голосовало 309 чел.68,7 % Результат: не принято Поправка отклонена. Анатолий Борисович, пожалуйста, вам слово. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, комитет считает, что законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Принимая во внимание готовность законопроекта, а также его актуальность и значимость, прошу рассмотреть возможность принятия рассматриваемого законопроекта во втором и в третьем чтениях сразу. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5919 по 5990 из 7235
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 02 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 84 чел.18,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось в третьем чтении проголосовать. Будут ли выступления по мотивам? Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция не поддерживает законопроект. Мы согласны с тем, что правовое положение фактически созданной военной полиции необходимо урегулировать, но не можем поддержать законопроект из-за неопределённости вопроса о порядке применения военной полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в то время как для законодателей, для народных избранников, этот вопрос должен быть самым главным в этом законопроекте. Обращаю внимание на следующее. Первое. Автор законопроекта, комитет и думское большинство безосновательно отказываются урегулировать порядок применения военной полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. На сегодня самый простой способ урегулирования этого вопроса - это использование уже существующих норм, определяющих этот порядок в обычной полиции. Нам говорят, что закон нужен срочно для сочинской Олимпиады, а устанавливать эти правила мы будем потом, но, позвольте, это абсурд! Второе. Наши оппоненты заявляют, что порядок применения военной полицией силы, спецсредств и оружия помимо закона и указов президента может регулироваться и иными правовыми актами, - то есть теперь ограничивать конституционные права граждан на свободу, на здоровье и даже на жизнь у нас в стране можно инструкциями, которые будет издавать военно-полицейское ведомство. Третье. Как следует из смысла проектной статьи 27 закона "О статусе военнослужащих", теперь не только военная полиция, но и другие военнослужащие Вооружённых Сил могут наделяться дополнительными правами на применение оружия, физической силы и специальных средств на основании так называемых иных нормативных актов, иначе говоря, ведомственных инструкций. Такой правовой режим не может существовать в демократическом правовом государстве! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 39 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 88 чел.19,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 140
15.01.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 398910-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1080 по 1833 из 6180
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации", первое чтение. Докладывает Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс в Государственную Думу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, извините, сделайте короткую паузу. Коллеги, рассаживайтесь. Ярослав Евгеньевич, у вас оперативка такая? Потише, ладно? Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Спасибо. Президент Российской Федерации внёс в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации". Законопроект направлен на укрепление правовых основ деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Военная полиция уже создана и работает. Так, в 2011 году образовано Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации. Дальнейшее формирование и совершенствование деятельности военной полиции проходило в 2012 и 2013 годах, организована её работа на территориях гарнизонов и воинских частей для выполнения задач по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины. Вместе с тем законодательная база деятельности военной полиции пока сформирована только на ведомственном уровне, это приказы Министерства обороны Российской Федерации. Для того чтобы дальнейшее формирование военной полиции сопровождалось также и повышением эффективности её деятельности, необходимо внести изменения в некоторые федеральные законы. Прежде всего законопроектом предлагается внести изменение в закон "Об обороне", который дополняется новой статьёй 25-1 "Военная полиция Вооружённых Сил Российской Федерации", где определяется предназначение военной полиции, закрепляются вопросы руководства военной полицией и устанавливаются основы её организационной структуры и деятельности. Предусматривается, что военная полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооружённых Силах, а также для противодействия преступности, обеспечения в Вооружённых Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения и для защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны. Закрепляется, что руководство военной полицией осуществляет министр обороны Российской Федерации, а военная полиция входит в состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Организационная структура, состав и штатная численность органов и подразделений военной полиции определяются министром обороны Российской Федерации в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации. Законопроектом закрепляются полномочия военной полиции, это прежде всего участие в рассмотрении военными судами материалов о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста. Устанавливаются полномочия военной полиции в качестве органа дознания Вооружённых Сил Российской Федерации, такими полномочиями наделяются начальники органов военной полиции. Кроме того, на военную полицию предлагается возложить исполнение наказаний в отношении военнослужащих: содержание в дисциплинарной воинской части, в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях, содержание под арестом на гауптвахтах. На военную полицию предлагается также возложить осуществление мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного процесса из числа военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, а также в отношении судей военных судов, прокуроров военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов. Также на военную полицию возлагается охрана помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов. Для того чтобы осуществлять соответствующие должностные и специальные обязанности, сотрудники военной полиции наделяются правом применять физическую силу, спецсредства и оружие, но только в тех случаях и в том порядке, которые предусмотрены федеральными законами и общевоинскими уставами Вооружённых Сил Российской Федерации. Вот, уважаемые депутаты, основное содержание законопроекта, который внесён президентом. Мы считаем, что это позволит укрепить законность в Вооружённых Силах, повысить боеспособность Вооружённых Сил Российской Федерации, и просим вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. С содокладом выступает Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию только что был представлен обстоятельный доклад об инициативе Президента Российской Федерации о полномочиях военной полиции. Компетенция военной полиции направлена на обеспечение законности и правопорядка в Вооружённых Силах, защиту законных прав и интересов военнослужащих, поэтому та компетенция, которая заявлена, подкреплённая соответствующими полномочиями, будет иметь вполне прикладной характер. Очень важно, что в отношении проведения надлежащих проверок, в отношении проведения комплексных мероприятий военная полиция фактически будет самостоятельна, что обеспечит безусловное соблюдение законности. Что касается взаимодействия с гражданским обществом, порядка рассмотрения обращений, что также является необходимым в плане обеспечения прав и законных интересов военнослужащих, предполагается, что такой формат деятельности тоже будет востребован. В целом данный законопроект также разгрузит от несвойственных функций командиров воинских частей и позволит им сосредоточиться на решении основных воинских и боевых задач. Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел данную законодательную инициативу и поддерживает её в полном объёме. Более того, мы полагаем, что данная законодательная инициатива может быть в короткие сроки рассмотрена и подготовлена ко второму и третьему чтениям. Наш комитет готов к взаимодействию со всеми комитетами Государственной Думы для подготовки данной законодательной инициативы ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие задать вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, скажите, пожалуйста, какая сейчас штатная численность военной полиции и планируется ли её увеличение? МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Сергей Владимирович. Штатная численность установлена приказом министра обороны, она составляет шесть тысяч пятьсот человек в настоящее время, и увеличения штатной численности не предполагается. Как я уже говорил, всё, что мы сейчас делаем, - это совершенствование законодательной базы, всё в пределах штатной численности Вооружённых Сил Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, про численность я услышал, у меня тоже был такой вопрос. Ещё хотел бы спросить, наработана ли какая-то практика взаимодействия с командирами частей, подразделений? Какими документами будет это регламентироваться - специальным законом либо приказом министра обороны, одним словом, как будет регулироваться вот это взаимодействие? МИНХ Г. В. Анатолий Евгеньевич, как я уже сказал, начиналось всё в 2011 году, прошло уже почти три года, потому что только начинается 2014 год, - уже и штатная численность, и организационная структура, и принципы работы, и правовой статус военной полиции закреплены, но, как я сказал, только на ведомственном уровне - это приказы министра обороны. Что касается практики, она существует, уже функционируют соответствующие институты, и всё, что связано и с деятельностью военной автомобильной инспекции, и с обеспечением деятельности тех структур, где военнослужащие отбывают наказание, и всё остальное, - это уже достаточно неплохо функционирует. Поэтому в этом отношении, я думаю, мы сейчас только будем способствовать повышению эффективности деятельности военной полиции, потому что применение оружия, физической силы, специальных средств и целый ряд других достаточно серьёзных полномочий - это, безусловно, предмет исключительно федерального закона, и без этого вот эти, скажем так, публичные аспекты деятельности военной полиции сейчас провисают. Здесь мы надеемся на вашу поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос к Ирине Анатольевне. Ирина Анатольевна, наверняка при подготовке и проработке данного законопроекта вы рассматривали и такой важный вопрос, как подготовка кадров. Мы прекрасно понимаем, что военная полиция может эффективно работать тогда, когда в ней работают профессионалы, которые проходят обучение и знают, чем они должны заниматься и как они должны действовать в сегодняшних условиях. Какие учебные заведения будут специализироваться на подготовке военной полиции и её руководства? И открыта ли кафедра, то есть проводится ли уже такая работа? Спасибо. МИНХ Г. В. Работа по формированию качественного кадрового состава военной полиции ведётся и будет вестись и дальше. Требования - это юридическое образование, а также достаточно серьёзные требования, скажем так, к морально-волевым, психологическим качествам тех людей, которые будут работать или уже работают в военной полиции. Что касается учебных центров, могу назвать два: Военный университет Министерства обороны, который имеет соответствующие структурные подразделения для подготовки военных юристов, а для повышения квалификации и подготовки старших офицеров - соответствующие военные сборы и курсы при академии имени Фрунзе. Эти учебные площадки, эти центры достаточно хорошо известны, и имеется очень большой опыт работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, хотел спросить вас. Скажите, предполагает ли закон охрану силами военной полиции всех объектов Министерства обороны, ведение караульной работы? И будет ли полиция расследовать преступления средней тяжести? Будет ли она иметь своё следствие в полном объёме? Спасибо. МИНХ Г. В. С точки зрения перспективы все те объекты, о которых вы сказали, именно с точки зрения перспективы, будут обеспечиваться в плане охраны военной полицией. Что касается следственных действий, то законопроектом предусматривается, что функции органа дознания будет осуществлять военная полиция, в частности, начальники соответствующие, и кроме того, это общее положение, органы дознания могут осуществлять неотложные следственные действия, но это будут именно неотложные следственные действия, а расследование преступлений будет уже осуществляться в ином порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, у меня тоже будет к вам вопрос в продолжение того, о чём вы сейчас говорили: какова подследственность военной полиции как органа дознания, поскольку она осуществляет дознание как уголовно-процессуальную деятельность в полном объёме по определённым составам, которые пока непонятны? И наделяется ли она правом проводить оперативно-розыскную деятельность, ОРД, и в каком объёме? МИНХ Г. В. Уважаемая Татьяна Николаевна, начну с последней части вопроса. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" мы не предполагаем корректировать, и, соответственно, военная полиция не будет обладать такими возможностями. Что касается тех дел, которые военная полиция будет в качестве органа дознания рассматривать, то круг этих дел обусловлен специальным субъектным составом - это военнослужащие, это лица гражданского состава, это лица, привлекаемые на военные сборы, ну и ещё часть специально обозначенных субъектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, - то есть именно как орган дознания она может рассматривать воинские преступления, если употребить такой общий термин, без возможности проводить самостоятельные оперативно-розыскные мероприятия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Гарри Владимирович, ну, я в принципе частично ответ на свой вопрос получил, единственно, хотел бы уточнить ещё: вот с учётом того, что военная полиция получит право быть органом дознания, каковы будут взаимоотношения с военной прокуратурой? В закон "О прокуратуре..." вносятся определённые изменения, но они крайне незначительны. Предполагается ли дополнительная работа по совершенствованию законодательства в этой сфере или того, что предложено на этом этапе, достаточно, чтобы всё работало? МИНХ Г. В. Уважаемый Александр Георгиевич, те изменения, которые мы предлагаем внести в закон "О прокуратуре..." на настоящем этапе, мы считаем и необходимыми, и достаточными. Что касается взаимодействия с органами военной прокуратуры, то оно как было, так и останется в рамках тех полномочий, которые закреплены за прокуратурой, в том числе и военной прокуратурой, соответствующим федеральным законом: прокуратура будет осуществлять надзор за соблюдением законности в деятельности органов дознания военной полиции при проведении соответствующих действий по расследованию преступлений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Вопрос к Минху у меня. Гарри Владимирович, скажите, пожалуйста, вот неясно всё-таки положение военных органов дознания: с одной стороны, по смыслу вашего законопроекта, командиры воинских частей как орган дознания заменяются на военную полицию, с другой стороны, вы предлагаете сохранить одновременно два органа - в пункте 3 части первой статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указаны и начальники органов военной полиции Вооружённых Сил, и командиры воинских частей. Поясните, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Юрий Петрович, если говорить в целом, то, безусловно, основная нагрузка будет возлагаться на органы военной полиции, на соответствующих начальников, командиров. Что же касается того, что мы предусматриваем сохранение функций органов дознания за командирами воинских частей, то это объективная необходимость, потому что, вы знаете, дислокация Вооружённых Сил предполагает в том числе и наличие отдельных воинских частей, в отношении которых... ну, не везде будут, скажем так, военные полицейские, поэтому мы сохраняем такую возможность. Безусловно, командиры отдельно стоящих воинских частей, кораблей, которые - вот мне коллеги из Минобороны напоминают - по нескольку месяцев находятся в автономном режиме... Дополнительно сопровождать их военной полиции, конечно, бессмысленно с точки зрения функционирования этих боевых кораблей и эффективности работы тех военнослужащих, которые обеспечивают их функционирование. Поэтому эта норма сохраняется, но, повторяю, в большей степени я назвал бы это исключением, которое связано со спецификой несения военной службы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. У меня вопросы к вам, уважаемый Гарри Владимирович. Конечно, идея правильная, но, наверное, было бы правильно усилить функции и конкретизировать их, для того чтобы, так скажем, возросла эффективность работы полиции. А вопросы у меня к вам такие. Как будет финансироваться военная полиция? Не будет ли это приводить к зависимости полицейских от командиров, на уровне которых чаще всего и скрывается та же дедовщина? Расширятся ли полномочия полиции по вскрытию фактов насилия среди военнослужащих? Если они расширятся, скажите, пожалуйста, в чём это будет выражаться. МИНХ Г. В. Уважаемая Светлана Петровна, что касается зависимости, которой вы опасаетесь, то даже сейчас, в рамках действующего нормативно-правового регулирования, военная полиция не подчиняется даже командующим соответствующих округов. А структурно военная полиция сформирована таким образом, что связана, естественно, с военно-территориальной организацией Вооружённых Сил Российской Федерации, поэтому даже на уровне округов командующий округом ни административно, ни каким-либо иным образом повлиять на решения, принимаемые военной полицией, не может. И это, повторю, уже есть в рамках действующего законодательства. Что касается уточнения функциональных параметров работы военной полиции, то, во-первых, предусматривается внесение соответствующих изменений в общевойсковые уставы и, во-вторых, предполагается принять специальный устав военной полиции - и вот там, уже на уровне подзаконных актов президента, будет конкретизация тех положений, которые сейчас предусматривается внести в закон "Об обороне". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, уже третий год существует военная полиция, и, наверное, в какой-то степени можно говорить об эффективности этого решения. В связи с этим вопрос. Я не раз слышал в этом зале цифру: организационно-технические мероприятия по переводу обычной гражданской милиции в полицию потребовали из бюджета от 23 до 30 миллиардов рублей. Если вы владеете информацией, скажите, сколько потребовалось, было выделено средств на формирование военной полиции? И можно ли как-то показать обоснованность выделения этих средств, эффективность их использования за эти два с половиной года? Или пока ничего нельзя привести в оправдание выделения таких средств? МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Николаевич, хочу обратить ваше внимание на принципиальную разницу между теми преобразованиями, которые касались гражданской полиции, переформатирования милиции в полицию, и ситуацией применительно к военной службе, к Вооружённым Силам Российской Федерации - здесь ситуация принципиально другая. Изначально военная полиция создавалась, была создана как военная полиция, поэтому в этом плане мы ни организационно, ни финансово ничего нового не предусматриваем, речь идёт только о повышении уровня нормативно-правового регулирования, о возложении дополнительных, как я их условно, конечно, уже назвал, публичных полномочий и функций как на полицейских, так и на военную полицию в целом, поэтому все мероприятия, которые предполагается осуществлять, будут идти в текущем режиме и осуществляться в рамках выделенного бюджетного финансирования. С точки зрения реализации законодательных актов, которые мы сегодня рассматриваем, никакого выделения дополнительной бюджетной копейки не предполагается, и финансово-экономическое обоснование на это совершенно чётко указывает. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данный законопроект, скажу больше: мы не согласны с тем, что не потребуется дополнительного финансирования из федерального бюджета, считаем, что финансирование необходимо. Мы убеждены, что вопрос о деятельности военной полиции должен очень серьёзно обсуждаться не только в армейской среде, но и в обществе в целом. Сегодня наметилась тенденция перехода к контрактной службе, и взаимоотношения в армии, отношение к ребятам, которые собираются служить на контрактной основе, должны основываться на полной открытости, чтобы они с уверенностью продлевали свои контракты, приходили заключать контракты не на один срок, а на несколько. На этом остановлюсь подробнее, потому что сегодня ситуация складывается следующим образом. Мы прекрасно понимаем, что нехватка средств - и прежде всего средств, направленных на социальное обеспечение военнослужащих, на социальное обеспечение контрактников, - приводит к тому, что ребята, приходя в армию, проходя службу, занимаясь боевой подготовкой, к сожалению, не всегда имеют нормальные бытовые условия, а это сказывается и на их психологическом состоянии - они не могут нормально адаптироваться, офицеры не могут заводить семьи, соответственно, рожать детей, поскольку вопросы детских садов, вопросы жилья до конца не решены. И если мы хотим иметь действительно боеспособную армию, армию, которая способна решать глобальные задачи, мы должны особое внимание обратить на решение вопросов социального обеспечения наших военнослужащих, и прежде всего тех, кто несёт службу в воинских частях по контракту, потому что от них зависит, насколько будет повышаться привлекательность военной службы в обществе, насколько боеспособность нашей армии будет расти. Здесь хотелось бы также отметить, что военная полиция во многом помогает решать и многие другие задачи, и в этом плане имеется положительный опыт зарубежных стран. Так, например, в Италии есть корпус карабинеров, который имеет двойное подчинение: с одной стороны, он подчиняется министру обороны - в том, что касается вопросов армии, а с другой стороны, он подчиняется министру внутренних дел - в том, что касается вопросов обеспечения порядка. На мой взгляд, это неплохой опыт. Мы с вами прекрасно понимаем, что сегодня, особенно когда есть террористическая угроза, неплохо было бы, чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. ЧЕРКАСОВ К. И. ...военная полиция принимала более активное участие в патрулировании улиц, в патрулировании населённых пунктов. Это, безусловно, приведёт к большему порядку, потому что крепкие ребята в военной форме не только будут вызывать уважение и ощущение спокойствия у наших граждан, но и будут вносить определённую стабильность, так как мы знаем, как сегодня работают полицейские, как они вооружены, а вот ребята в хорошей форме, со знаками отличия, с боевым оружием заставят задуматься и террористов, и их пособников, прежде чем они попытаются совершить какие-то противоправные действия. Ещё один момент, который хотелось бы осветить, - это мотивационная часть. Мы, к сожалению, всё чаще и чаще говорим о минимизации расходов бюджета, о сокращении расходов, но вот здесь, на мой взгляд, нашим коллегам из Министерства обороны не надо бояться говорить о том, что военная полиция должна получать больше, чем военные, то есть у них должны быть определённые надбавки с учётом того, что и нагрузка будет достаточно серьёзной. И самое главное, особенно на первом этапе, - нельзя дискредитировать сам статус военных полицейских, тех, кто наденет эту форму, тех, кто её уже надел, так как они будут проводниками тех идей, которые закладываются в основу деятельности военной полиции. Что касается непосредственно законопроекта, то здесь, конечно, основная задача заключается в том, и все это отмечали, чтобы избавить командиров частей от двойственности, когда, с одной стороны, командир отвечает за дисциплину, отвечает за показатели, а с другой стороны, в подразделении могут быть солдаты, нарушающие дисциплину, которых надо наказывать. И здесь у командиров получается своеобразная вилка, то есть, с одной стороны, надо вроде бы поддерживать порядок, каким-то образом воздействовать, и не всегда, к сожалению, только дисциплинарные меры позволяют этого добиться, с другой стороны, портится отчётность в подразделении, и, естественно, вышестоящее руководство это никогда не обрадует, поэтому введение такого порядка, когда будут независимо разбираться во всех случаях, в том числе и в случаях дедовщины, каких-то других нарушений, - а они ещё остались, хотя их, конечно, надо отметить, в последнее время всё меньше и меньше, - является позитивным. Также надеюсь, что очень серьёзно военная полиция займётся и некоторыми недоработками, скажем так, в деятельности компаний, которые занимаются обслуживанием военных городков и военных частей (не буду сейчас их называть), такие функции военной полиции будут способствовать наведению порядка в военных городках в плане жизнеобеспечения, правопорядка. Это будет руководством изучаться, и наверняка они будут иметь возможность докладывать министру обороны о фактах нарушений, которые имеются, причём эти нарушения сегодня не всегда имеют социально-бытовую почву, они имеют и национальную окраску, поэтому здесь военная полиция, безусловно, также сможет реагировать, воздействовать. И в конце хочу сказать, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, и в дальнейшем, когда этот институт уже прочно войдёт в обыденную жизнь, когда потребуются какие-то дополнительные изменения, мы всегда готовы услышать вас, помогать вам, с тем чтобы эта работа проводилась ещё более эффективно, чтобы военная полиция работала действительно над теми задачами, для решения которых она создавалась. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Николаевна Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Семь минут прошу - я выступаю от фракции. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект исключительно из уважения к президенту, который внёс его, и к той идее, которая была высказана, потому что исполнение его не выдерживает никакой критики. Создаётся новый крупномасштабный, с полным набором функционала и инструментария правоохранительный орган - и впервые в моей юридической практике, которой более тридцати лет, да и в вашей, наверное, новый орган образуется путём внесения изменений в действующие законодательные акты, их тринадцать. Набор функций, прав и обязанностей военных полицейских, вопросы взаимоотношений с гражданской полицией, гарантии прав и соблюдения интересов полицейских, огромный пласт проблем - всё это из-за отсутствия комплексного закона остаётся за скобками, и я думаю, что Комитет по безопасности и противодействию коррупции и Комитет по обороне исключительно из уважения к субъекту права законодательной инициативы - президенту Владимиру Владимировичу Путину оставляют за скобками этот очень важный вопрос - об отсутствии комплексного закона. Остаётся нерешённым и вопрос подследственности нового органа дознания - почему это не вносится в статью 155 УПК? Остаётся за скобками вопрос об условиях и о порядке применения оружия, физической силы, специальных средств - в отношении кого можно применять, как можно применять, каковы ограничения? В данном случае мы должны пользоваться законом "О полиции"? Может быть, но из законопроекта это не следует. Защита в пределах своей компетенции других охраняемых законом правоотношений в области обороны - такая появляется функция у военной полиции. О каких правоотношениях идёт речь? Какая компетенция? Вхождение военной полиции в состав Вооружённых Сил - на каких началах? Какой организационно-правовой статус этой структуры, на каких уровнях она создаётся? Непонятно. Это всё может решить только комплексный закон. Абсолютно правильно комитет по безопасности ставит вопрос о порядке и об условиях отбывания наказания, исполнения уголовного наказания. То есть очень большой пласт вопросов, проблем остался сегодня нерешённым, в том числе вопрос о территории юрисдикции военной полиции. Шесть тысяч человек, о которых говорили, не могут выполнить тот объём функций, который сегодня определён законопроектом, а их несколько - это поддержание порядка среди военнослужащих, контроль за соблюдением правил дорожного движения, исполнение уголовных наказаний, участие в государственной защите военнослужащих как участников уголовного судопроизводства, расследование по форме дознания. Конечно, реализация этого закона потребует финансирования, и мы будем всячески поддерживать увеличение бюджета Министерства обороны для реализации закона о военной полиции, которая нужна, это идея хорошая, но реализация через такую форму сделает её безжизненной. Предстоит большая работа во всех комитетах, и в первую очередь в комитетах по обороне и по безопасности, с тем чтобы доработать закон, запустить в жизнь, но на втором этапе неизбежно встанет вопрос о создании комплексного, крупномасштабного законодательного акта, который позволит проводить расследование в форме дознания и бороться с дедовщиной, кражами и другими преступлениями, обеспечить правопорядок в Вооружённых Силах на должном уровне. Ещё раз говорю, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, но с учётом очень серьёзной работы при подготовке поправок ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Николаевна. Вячеслав Михайлович Мархаев. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Я выступаю не от фракции. Необходимо согласиться с предыдущими выступавшими, разделить их сомнения и предложения. То, что законопроект нужен, необходим, - это очевидно и понятно. Уважаемые коллеги, мировой опыт показывает, что введение института военной полиции позволяет добиться поддержания должного порядка и дисциплины в Вооружённых Силах. Возможно, военная полиция в рядах Российской армии наконец сможет положить конец динамичному росту инцидентов среди военнослужащих, о которых мы слышим постоянно. Однако, как уже не раз говорили, сомнительным остаётся вопрос о подчинённости военной полиции: военный полицейский орган должен быть самостоятельным, и в результате решения именно этого вопроса, я думаю, может быть положительное решение комплекса проблем в целом. Родители и близкие тех, кто служит в армии, конечно же, сегодня в ожидании конкретных шагов законодателей по защите прав и законных интересов военнослужащих, и от решения данного вопроса во втором чтении во многом зависит решение в целом этого серьёзнейшего вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов, пожалуйста. Семь минут поставьте сразу. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я воспользуюсь тем, что вышел на эту трибуну, и поздравлю руководство и сотрудников Следственного комитета: ему сегодня исполняется три года. Хочу пожелать им хорошего здоровья и надеюсь, что решения, которые они будут принимать, будут законными и на благо нашей Родины. Впервые о необходимости введения военной полиции в структуру армии России заговорили ещё в 1994 году, и в 2000 году был подготовлен проект закона о военной полиции, он рассматривался в Государственной Думе, но не был принят. Анализ представленных документов, отзывов, заключений показывает, что данный вопрос полностью ещё не проработан, а главное - нет отдельного федерального закона о военной полиции, и правильным, наверное, было бы принять такой закон. Следующий момент. Судя по поправкам, которые вносятся в законы, военной полиции Российской армии теперь передаются функции коменданта гарнизона, а значит, все задачи, начиная от патрулирования и заканчивая всеми гарнизонными нарядами, должны быть возложены на военную полицию. Это что, значит, что военной полиции должны перейти функции охраны, обороны военных гарнизонов, закрытых военных городков, районов компактного проживания семей военнослужащих, а также военной полиции должны перейти функции несения внутренней службы, караульной службы, функции контроля за всем, в том числе и за занятиями по боевой подготовке, когда возможна угроза жизни и здоровью военнослужащих? Объясните: как военная полиция будет осуществлять функции защиты жизни и здоровья, прав и свобод военнослужащих? Понятно, что каждое слово в законе должно быть точным по смыслу. Если защиту жизни понимать в буквальном смысле, то в военное время военная полиция должна защищать военнослужащего от противника, чтобы он не погиб. А как выполнять функцию защиты здоровья военнослужащих, вообще непонятно. Конечно, хотелось бы, чтобы эти поправки не постигла такая же судьба, как и так называемый аутсорсинг, который был введён в армии и от введения которого её лихорадит, ведь сами авторы этих поправок говорят о том, что во время учений и во время боевых действий эти функции не будут выполняться, они опять возлагаются на командиров, на воинские части. Мы понимаем сложность решения вопросов в условиях реформирования армии, понимаем, что необходимо будет внести огромное количество поправок в большое количество нормативных документов, в уставы воинской службы, возможно, надо будет создать новый устав военной полиции, тем не менее фракция КПРФ поддержит этот законопроект. Но для того, чтобы мы поддержали его во втором чтении, необходимо решить следующие вопросы. Комплектование личного состава военной полиции главным образом должно осуществляться из числа военнослужащих регулярных Вооружённых Сил, находящихся в запасе, после их тщательного отбора и сдачи ими конкурсных экзаменов, у нас сегодня большое количество военнослужащих, уволенных в запас, - около двухсот тысяч; комплектование же подразделений военной полиции военнослужащими из числа личного состава армии не соответствует международному опыту. Руководство деятельностью военной полиции должен осуществлять начальник военной полиции, может быть, в ранге заместителя министра обороны. Военная полиция организационно должна быть представлена подразделениями в составе Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и в Военно-Морском Флоте. Например, в военно-морском флоте и в морской пехоте Соединённых Штатов Америки полицейские функции выполняют подразделения сил безопасности, сведённые в два батальона морской пехоты, на всех крупных кораблях и десантных транспортах имеются отряды морской пехоты. В мирное время военная полиция должна осуществлять поддержание дисциплины в гарнизонах, на военных базах, охрану объектов, должна вести расследование воинских преступлений, обеспечивать регулирование дорожного движения, а также участвовать в проведении антитеррористических мероприятий, должна осуществлять борьбу с распространением наркотиков, предотвращать преступления в войсках и наводить порядок. В первую очередь это касается тех правонарушений и преступлений, которые ведут к выходу из строя оружия, военной техники, наносят моральный и материальный ущерб и негативно влияют на боеспособность подразделений в целом, а также это касается случаев дискриминации женщин, конфликтов на межнациональной и религиозной почве. В случае совершения преступлений в войсках для их расследования в подразделениях военной полиции необходимо ввести штатных следователей, которые должны выполнять свои функции под непосредственным контролем своих руководителей-офицеров. В военное время военная полиция должна выполнять функции охраны и обороны основных и передовых командных пунктов подразделений, ведения разведки и охраны тыловых районов, обнаружения небольших групп диверсантов и военной разведки, а также их ликвидации, регулирования движения на дорогах и водных путях и - что должно стать одной из основных функций военной полиции, особенно в условиях усиления акцентов на мобильности, принятых в оперативно-тактических концепциях, - функции контроля за перемещением беженцев, выявления и задержания дезертиров, интернирования гражданских лиц, осуществлять допросы, содержание и эвакуацию военнопленных и другие функции. Особое место должна занять профессиональная подготовка сотрудников военной полиции, их высокая нравственность, идеологическая подкованность и разумное служебное рвение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый господин председатель, уважаемые коллеги! Вопрос, который сейчас рассматривается, - один из очень существенных. Сегодня Сергей Михайлович Миронов говорил с обеспокоенностью о том, что не все законы, которые мы рассматриваем, касаются подавляющего числа граждан. Действительно, это так. Но очень много законов регулирует отдельные аспекты деятельности государства и элементов государственной машины, и это тоже имеет колоссальное значение. В частности, законопроект о внесении изменений в отдельные акты по поводу военной полиции именно такой, потому что фактически мы сейчас создаём, как правильно сказала депутат Москалькова, новый правоохранительный орган. На разных этапах истории государства Российского дискуссии о создании военной полиции то разгорались, то затухали. Мы помним, что в 2000 году подобный законопроект рассматривался и не нашёл поддержки, и наконец, через много лет, можно сказать в следующем столетии, дело сдвинулось с мёртвой точки, хотя, естественно, есть проблемы, поскольку создаётся совершенно новая структура. В этой связи встаёт вопрос: должна ли иметь военная полиция своё следствие, должна ли она расследовать все преступления небольшой и средней тяжести? В нынешней концепции этого нет - наверное, в отношении преступлений средней тяжести и не надо, но преступления небольшой тяжести вполне могут быть за ней закреплены. Конечно, это дорожно-транспортные происшествия, конечно, это дознание, как сейчас это зафиксировано. Должны ли здесь быть и в каком объёме специальные подразделения? По всей видимости, они будут созданы, но где мера и как, каким образом это будет зафиксировано? Принципиальнейший вопрос, который поднял сейчас наш коллега из фракции КПРФ: должна ли быть военная полиция самостоятельным органом? Ну всё-таки, по всей видимости, не должна, в эту сторону, наверное, не должна она эволюционировать, это в большей степени военный орган, который должен подчиняться министру обороны, возможно, на самом высоком уровне, например, как предложил Бессонов, на уровне заместителя министра. Всё-таки это должно находиться внутри военного ведомства, поскольку как самостоятельный орган она фактически будет находиться в некотором противостоянии с военной системой, что может привести к определённому параличу в действиях военных в конкретной ситуации, особенно во время реальных боевых действий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, завершайте выступление. Ваши три минуты закончились, вам, видимо, по знакомству поставили побольше. МИТРОФАНОВ А. В. Ещё раз подчёркиваю: мы только в начале пути, и все эти важнейшие вопросы будут отрабатываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вам слово. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Прежде всего хотел поблагодарить всех за поддержку инициативы, внесённой президентом. Ну и просто в порядке комментария. Вы знаете, для меня удивительно, что в выступлениях многих коллег и из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и из фракции КПРФ прозвучал тезис о том, что мы создаём новый правоохранительный орган. Уважаемые коллеги, проснитесь! Три года функционирует военная полиция, мы ничего не создаём - мы совершенствуем нормативно-правовую базу! И в этом принципиальная разница. Кроме того, многие вещи, о которых вы говорили, безусловно, весьма разумные и обоснованные, но ещё раз хочу вам напомнить логику, которую предполагает законопроект: на уровне уставов, которые утверждаются Президентом Российской Федерации, действующих уставов, будут корректировки, плюс есть, скажем так, черновой вариант проекта устава военной полиции, и на большинство тех вопросов, на которые вы не находите ответов в тексте законопроекта, ответы будут даны в этих нормативных правовых актах подзаконного уровня. Ещё раз повторяю: все ответы на ваши вопросы об условиях, об основаниях применения физической силы, спецсредств, оружия будут даны в тех проектах указов президента, о которых я говорю, и поэтому ваша обеспокоенность меня несколько, скажем так, смущает. В заключение хочу ещё раз поблагодарить вас за поддержку и надеюсь, что мы вместе, сообща реализуем те предложения, которые вы высказывали, но в большей степени, конечно, на уровне подзаконного нормативно-правового регулирования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна, вы воспользуетесь правом на выступление? Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, совершенно очевидно, что сам факт внесения президентом этого проекта закона отражает последовательную позицию главы государства, заключающуюся в том, чтобы максимально обеспечить законность в Вооружённых Силах и эффективность работы системы контроля и системы мер по обеспечению законных прав военнослужащих, поэтому полагаю, что наша задача - поддержать данный законопроект и вместе поработать над его скорейшей подготовкой ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4842 по 4859 из 6180
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 47 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5694 по 5791 из 6180
По ведению - Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я попросил бы вернуться к пункту 3 повестки дня, к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации", и переголосовать, так как в постановлении есть техническая ошибка, она касается вопроса направления поправок. Предлагаю установить: до 22 января этого года. Вопросов совместного ведения нет, и необходимо данный законопроект успеть принять до проведения Олимпийских игр, поскольку при проведении мероприятий планируется привлечь большое количество военнослужащих и необходимо обеспечить их деятельность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, вы докладывали этот вопрос, прошу вас прокомментировать. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я бы тоже поддержал эту просьбу, потому что мы предварительно обсуждали этот вопрос. Действительно, ситуация такая, что при проведении Олимпийских игр довольно большой объём работы будет возлагаться на военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, а в тех случаях, как мы говорили, когда уже на уровне закона обеспечивается соответствующий механизм контроля за дисциплиной, за законностью в Вооружённых Силах, безусловно, очень важно, чтобы военная полиция имела и тот объём полномочий, который заложен на уровне федерального закона, а не на уровне ведомственных актов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, всем понятно, да? Я ставлю на голосование предложение первое: отменить результаты голосования по пункту 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 36 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается. Далее, ставлю на голосование проект постановления по пункту 3: принять за основу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 07 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принят за основу. Ставлю на голосование предложенную депутатом Выборным поправку, техническую поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 42 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Поправка принимается. Спасибо. Ставлю на голосование проект постановления по пункту 3: принять в целом. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 10 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Постановление принимается. Спасибо.