Заседание № 219
О проекте федерального закона № 398571-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" (о представлении Президентом Российской Федерации кандидатур на должность аудиторов Счётной палаты Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Николая Николаевича Гончара. Пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Внесённый Президентом Российской Федерации законопроект "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" 14 марта принят Государственной Думой в первом чтении, 21 марта - во втором. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы. У Правового управления замечаний по законопроекту не имеется. Комитет по бюджету и налогам просит принять указанный законопроект в третьем чтении. Доклад окончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Нет замечаний по докладу. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. По мотивам, пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопрос, который решается этим законопроектом, принципиальный, и согласиться с законопроектом никак нельзя по следующей причине (во всяком случае, наша фракция будет голосовать против): очередные полномочия законодательной власти передаются исполнительной власти и тем самым могучее древо исполнительной власти прирастает ещё одной весьма существенной ветвью. Я спрашиваю: а как же с конституционным принципом разделения властей? Счётная палата превращается в очередное контрольное управление при Президенте Российской Федерации. Вообще, уважаемые коллеги, вы задумайтесь над тем - я обращаюсь сейчас к парламентскому большинству, - что вы оставляете весьма плохое наследство для следующих созывов Государственной Думы. Мы будем голосовать против, к чему призываем и всех остальных. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 01 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2% Проголосовало против 77 чел.17,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7% Результат: принято Принимается.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 398571-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" (о представлении Президентом Российской Федерации кандидатур на должности аудиторов Счётной палаты Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 9. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации". Доклад Николая Николаевича Гончара. ГОНЧАР Н. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! 14 марта Государственная Дума приняла в первом чтении внесённый Президентом Российской Федерации законопроект "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации". Был установлен срок подачи поправок - до 18 марта. 19 марта мы по-прежнему ждали поправок, на 15.00 было назначено заседание комитета. К моменту проведения заседания комитета по бюджету поправок подано не было. Правда, не могу не сказать, что вчера вечером, уже после завершения рабочего дня, в Государственную Думу поступило письмо председателя Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счётной палатой Российской Федерации члена Совета Федерации Иванова, которым он направил в Государственную Думу три поправки, но ни рассмотреть, естественно, за прошедшую ночь, ни вынести какой-то вердикт Комитет по бюджету и налогам не смог. Таким образом, в соответствии с Регламентом мы докладываем вам, что к данному законопроекту поправок не поступило в сроки, установленные нашим постановлением, и просим принять данный законопроект во втором чтении. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, так как нет таблиц поправок, прошу вас определиться голосованием. Кто за принятие данного законопроекта во втором чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 11 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принято.
КОГАН А. Б., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Для стенограммы: по 9-му пункту повестки дня Гаджиев, Демчук, Коган, Родионов, Спиридонов и Фадзаев голосовали за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончар по ведению. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! По 9-му вопросу повестки дня: законопроект, который мы приняли во втором чтении, просьба включить в повестку дня заседания на пятницу, 23-го числа, для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 398571-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" (о представлении Президентом Российской Федерации кандидатур на должности аудиторов Счётной палаты Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматриваем проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Александра Сергеевича Косопкина. Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации в соответствии со статьёй 84, пункт "г", Конституции внёс в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации". Данный законопроект разработан с целью исключения устаревших норм, а также оптимизации процедуры назначения на должность аудиторов Счётной палаты - вот две новеллы, которые есть в данном проекте. Первая. Как вы знаете, закон содержит ряд требований к лицам, назначаемым на должность аудиторов Счётной палаты. Среди этих требований - наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики и финансов. В то же время согласно действующей редакции закона для одной четверти от общего числа аудиторов, то есть для троих, допускается наличие опыта профессиональной деятельности иного профиля. Данная норма актуальна была на этапе формирования Счётной палаты. На сегодняшний день данная норма, конечно, уже устарела, и в связи с этим предлагается её исключить. И вторая новелла. Проект предусматривает изменение порядка представления кандидатур аудиторов Счётной палаты. Предлагается установить, что кандидатуры вносятся в Государственную Думу и Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации. В случае отклонения предложенной президентом кандидатуры он вправе в течение двух недель представить в палаты Федерального Собрания ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. Собственно процедура назначения аудиторов остаётся прежней: палаты Федерального Собрания принимают свои постановления о назначении аудиторов большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Хочу подчеркнуть, что предлагаемые изменения не носят какой-либо революционный характер, поскольку аналогичная процедура предусмотрена для назначения председателя Счётной палаты и заместителя председателя Счётной палаты. Принцип формирования Счётной палаты остаётся неизменным - она формируется палатами Федерального Собрания. В то же время участие главы государства в процессе отбора кандидатов будет ещё одним залогом того, что в состав высшего органа государственного аудита страны войдут профессионалы, не связанные с политическими или предпринимательскими структурами и обладающие высокими личностными качествами. Законопроект не предусматривает расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать законодательную инициативу президента. Доклад закончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету рассмотрел законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации, касающийся изменения в порядке формирования состава аудиторов Счётной палаты, и считает необходимым поддержать его. Информация о содержании законопроекта исчерпывающе доложена представителем Президента Российской Федерации, и поэтому я считаю свой доклад законченным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Четырёх вижу - Локоть, Останина, Сапожников, Илюхин. Виктор Иванович Илюхин, пожалуйста. ИЛЮХИН В. И. Спасибо. У меня вопрос к представителю президента, к Александру Косопкину. Я бы хотел, чтобы всё-таки вы нам разъяснили, как изменилась ситуация, что тогда можно было делать вот так, такой был порядок формирования, а сегодня вот такой. В чём изменение ситуации вы видите, сущностное, существенное изменение? Я что-то этого не понимаю. Если это око государево, а она и должна быть оком государевым, Счётная палата, так какие могут быть изменения? Конечно, профессионалы должны быть, а не дилетанты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С. Виктор Иванович, в 2004 году вы сами проголосовали за изменение порядка представления кандидатур на должность председателя Счётной палаты и его заместителя. Проголосовали за данную норму, поэтому у нас получилось так: председатель и заместитель - по представлению президента, все остальные - по старой схеме. Сейчас всего лишь происходит унификация. Ничего здесь, я считаю, революционного или такого страшного не произошло. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Николаю Николаевичу. Уважаемый Николай Николаевич, внимательно, честно говоря, познакомилась, очень внимательно познакомилась с предложениями, изменениями, которые вносятся в этот закон, тем более что тут всего двенадцать строк. В заключении комитета содержится такое положение: данные изменения будут в значительной степени повышать требования, предъявляемые к кандидатам на должность аудиторов, и способствовать назначению кандидатов, обладающих высокими профессиональными и личностными качествами. Я читаю заключение вашего комитета. Я нашла ту часть заключения, в которой говорится об упразднении части третьей статьи 6, но статьи, которая бы относилась к повышению профессиональных качеств, я не нашла. Скажите, в какой статье содержится как раз отражение вот этого заключения комитета? ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, предложение Президента Российской Федерации исключить часть третью статьи 6 и касается этого вопроса. Данная статья предусматривает - я имею в виду часть третью, - что возможно предложение и назначение кандидатур, которые не соответствуют необходимым квалификационным требованиям. Исключение этой части позволяет говорить о том, что для всех аудиторов будет действовать жёсткое правило - наличие высшего образования и опыта работы в системе государственного контроля, экономики и финансов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сапожников, пожалуйста, ваш вопрос. САПОЖНИКОВ Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к представителю президента. Уважаемый Александр Сергеевич, я вот внимательно ознакомился с законопроектом и никак не могу понять, чем же вас не устраивает нынешний порядок формирования Счётной палаты? Может быть, вы располагаете какой-то дополнительной информацией о том, что нынешний состав аудиторов, сформированный по существующему закону, по своим профессиональным качествам не отвечает задачам, которые решает Счётная палата? Или какая-то другая информация есть, но я пока вот не вижу этой информации? Очень трудно принимать решение на этот счёт. КОСОПКИН А. С. Николай Иванович, я вот Виктору Ивановичу уже говорил, что сейчас вами утверждаются председатель и заместитель председателя по представлению президента, другая часть аудиторов не по этой системе утверждается. Сейчас проводится некая унификация, все они по крайней мере будут равны при назначении. Это первое. Второе. Коли президент представляет кандидатов на назначение, наверное, и президент вместе с вами несёт ответственность. Здесь же не идёт речь о том, что у палаты забирают какие-то полномочия, речь идёт о том, что президент несёт ответственность за те кандидатуры, которые вам представляет. А ваше право уже - утверждать или не утверждать эти кандидатуры. Вот всего-то. Я считаю, это позволит Счётной палате, которая является вашим органом, выйти на качественно более высокий уровень работы, первое, и, второе, иметь более качественный состав в плане подбора аудиторов. Вот и всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, вы хотели что-то добавить. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, понятно, что возможности президента, аппарата президента и подчинённых ему структур, в части проверки хотя бы элементарной достоверности представляемых нам для рассмотрения документов по кандидатурам значительно выше. Это первое. Теперь второе. Да, были случаи, когда мы сталкивались - по кандидатам, не по назначенным аудиторам - с ситуациями некоторой небесспорности представленных документов, и вы об этом хорошо знаете. И последнее. Статья 1 закона "О Счётной палате Российской Федерации": "Счётная палата Российской Федерации... является постоянно действующим органом государственного финансового контроля", а не парламентского. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто ещё? Локоть Анатолий Евгеньевич. Николай Николаевич, ещё один вопрос остался. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Александр Сергеевич, позвольте вас поправить. Наша фракция не голосовала за ту норму, о которой вы говорите, о представлении президентом, так что ответственность это ваша, потому что это вы воспользовались своим большинством в парламенте и провели эту норму. В чём же это наш орган, позвольте вас спросить? Принимается проект Бюджетного кодекса - Государственная Дума не имеет теперь возможности контролировать, вообще контролировать сам процесс составления бюджета. Сегодня формирование самой Счётной палаты, по сути дела, пройдёт мимо Государственной Думы. Не проще ли просто вернуться к контрольному управлению при президенте, эти функции передать ему и, в общем-то, вот эти игры и танцы все не вести? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С. Анатолий Евгеньевич, вот вы сказали, что вы не несёте ответственности. Хорошо, не несите. Мы будем нести ответственность, президентская сторона, вместе с теми, кто голосовал за этот порядок. Мы, наверное, уже не только готовы, но и несём несколько лет эту ответственность. Это первое. Второе. Вы говорите о том, что здесь произошло некое там смещение и так далее. Я бы сказал, что после принятия данного законопроекта, когда он пройдёт все стадии и будет подписан президентом, - вот в этом случае будет более качественной работа Счётной палаты. Почему? Потому что все функции, которые у неё были, они остались. Счётная палата участвует в принятии бюджета. Более того, вы забыли, что Счётная палата раз в квартал отчитывается перед вами. То есть ничего в плане того, чтобы отнять у парламента что-либо, здесь не прослеживается. Здесь прослеживается, ещё раз говорю, одна мысль: усилить кадровый состав и улучшить работу Счётной палаты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Закончились вопросы. Есть ли желающие выступить? Есть. Двое, Швец Любовь Никитична и Глотов. Пожалуйста, Любовь Никитична. Швец включите микрофон. ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хочу поддержать своих коллег в том плане, что изменения, вносимые законом в структуру, вернее, в порядок формирования Счётной палаты, являются антиконституционными. И сводить всё к тому, что президент только может качественных подбирать специалистов, никак нельзя. Более того, там предусматривается ещё и момент, который ослабляет вообще подход к профессионализму людей, назначаемых аудиторами. Это раз. А второе, я хочу сказать, сегодняшняя Счётная палата работает значительно лучше, чем Государственная Дума. И если бы мы по проведённому Счётной палатой анализу итогов приватизации дали объективную оценку, если бы мы давали объективную оценку по тем замечаниям, которые готовит Счётная палата ежеквартально, ежегодно по исполнению бюджета, то тогда можно было бы, как говорится, более объективно видеть роль сегодняшней, сформированной по сегодняшнему закону Счётной палаты. "Не стоит её унижать!" - это я говорю представителю президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Никитична. Глотов Сергей Александрович. ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Очень печально, что наметилась стройная система вытаскивания из компетенции Государственной Думы одного полномочия за другим и умаления роли парламента. Не успели на прошлой неделе оценить, что такое бюджетный процесс современный, когда Дума исключается из этого бюджетного процесса и передаётся всё в руки Минфина, как новое потрясение, кадровое теперь. Вряд ли можно поддержать этот законопроект, поскольку совершенно очевидно, что он из этой серии - из серии потерь Государственной Думы своих реальных полномочий, и в данном случае в кадровой сфере. Второе. Нет никакой логики, говорят одно, говорят о том, что сегодня партии должны играть ведущую роль в политическом процессе, и трубят об этом на всю страну и на весь мир, а на самом деле ничего подобного не происходит ни на выборах, ни в этом зале. И третье. Неужели Дума не в состоянии реализовать свои полномочия и выдвинуть грамотных, подготовленных специалистов и в финансово-экономической сфере, и в сфере контроля и так далее, настоящих профессионалов?! Зачем ломать прежний порядок? Ну сломали часть этого порядка в отношении Счётной палаты, в отношении председателя Счётной палаты, ну остановитесь! Хватит дальше уступать в этих вопросах! Ведь подойдёт окончание срока полномочий, а нет полномочий - нечего передавать этой Государственной Думе, четвёртой, пятой, закончатся все полномочия. Мы против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рыжков Владимир Александрович. РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Любовь Константиновна. Большинство независимых депутатов также не поддержат данный законопроект по двум причинам. Первая здесь уже неоднократно прозвучала: хотя Александр Сергеевич Косопкин и не согласен с этим, но на самом деле происходит изменение баланса и Счётная палата, орган парламентского контроля, формируемый палатами парламента, как это прямо предписано Конституцией, будет теперь формироваться фактически и во многом юридически президентом и его администрацией. Таких прецедентов нет в мире. Я не знаю ни одного случая, когда бы глава государства формировал счётную палату. Везде счётные палаты либо абсолютно независимые структуры, как правило, либо же структуры парламентского контроля. В данном случае, конечно же, данный законопроект, на мой взгляд, юридически не корректен. И вторая причина. Александр Сергеевич, я вот обращаюсь к вам. Вы говорите о качестве назначений. Послушайте, Счётная палата работает хорошо сегодня, при нынешнем порядке формирования, это все признают. Вы говорите, что теперь она будет работать ещё лучше. Но именно президент назначил, например, Зурабова Михаила Юрьевича, отставки которого сегодня требует вся страна и в том числе "Единая Россия". Где логика? Почему мы должны слепо доверять качеству кадровых решений президента, когда он явно допускает ошибки, и не доверять самим себе, когда орган, сформированный нами, парламентом, работает очень хорошо, что все признают? То есть нет ни юридических оснований, ни политической логики в этом решении. И вообще непонятно, зачем президенту эти дополнительные полномочия, когда он и так в полной мере наделён самыми различными полномочиями - от подбора губернаторов до подбора министров. Я считаю, что в этом законе нет никакой острой необходимости: Счётная палата работает хорошо. А если есть какие-то недостатки у отдельных аудиторов, это вполне можно исправить в рамках нынешней процедуры. Поэтому не думаю, что стоит поддерживать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все выступили. Есть ли желание выступить с заключительным словом у Александра Сергеевича Косопкина и Николая Николаевича Гончара? Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С. Любовь Константиновна, спасибо за предоставленную возможность, я просто два слова хочу сказать. Первое, по поводу того, что говорила Любовь Никитична, будто нарушена Конституция и так далее. Я могу вас заверить... хочу к вам обратиться, попросить, чтобы вы ещё раз посмотрели и Конституцию, и закон и сами убедились, что ни дух Конституции, ни буква Конституции ни в одном месте, нигде ни на йоту не изменены и не нарушены. Второе. То, что говорил Владимир Александрович, - это вещи спорные. Скорее всего, он идёт по пути достаточно ошибочному, потому как, говоря о том, что сегодняшняя ситуация, сегодняшняя система позволяет убирать аудиторов, как-то улучшать работу... Да, наверное, эта система есть, но она настолько неповоротливая и неразворотливая, что на неё очень часто тот же председатель Счётной палаты, который отвечает за неё, просто машет рукой. И за то, что президент сейчас вместе с вами готов разделить ответственность за формирование Счётной палаты, я думаю, парламенту надо просто сказать спасибо, по крайней мере, надо понять, что формируемая при помощи президента Счётная палата не только будет работать лучше, не только будут более сильные кадры туда приходить, но и, наверное, эффективность в плане продвижения решений Счётной палаты будет намного выше, коли кандидаты, которые там будут работать, придут от президента. И вы это, Владимир Александрович, конечно же, прекрасно понимаете. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хотела бы обратиться к Александру Сергеевичу не по сути закона, а по форме. Уважаемый Александр Сергеевич, я прошу посмотреть пояснительную записку, которую, очевидно, вы, как автор законопроекта, предложили нам, депутатам. Буквально в первых словах записки говорится, что "законопроект направлен на исключение возможности нежелательного постороннего влияния на отбор кандидатов на должности аудиторов Счётной палаты". Очевидно, под посторонним влиянием имеемся в виду мы, депутаты Госдумы. Очень просила бы всё-таки корректного отношения. Это не только некорректно, но оскорбительно в отношении депутатов Думы. Просила бы обратить на это особое внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Уважаемые коллеги, все у нас выступили. Не хотел бы высказаться представитель правительства? Не хотел. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 40 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6% Проголосовало против 62 чел.13,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Результат: принято Принято.