Заседание № 184
О проекте федерального закона № 398424-6 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
28-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних". Доклад депутата Государственной Думы Ирины Александровны Чирковой. Пожалуйста, Ирина Александровна. ЧИРКОВА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проблема работы с неблагополучными семьями, где родители не могут, а зачастую не хотят заботиться о своих детях, в настоящее время стоит очень остро. Число таких родителей, равно как и законных представителей, ежегодно растёт. И это общероссийская беда. В настоящее время за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних установлена административная ответственность в соответствии с частью первой статьи 5.35 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Практика показывает, что данная мера недостаточно эффективна, для многих граждан указанные суммы являются ничтожными. В последние годы число привлечённых по этой статье родителей растёт, оно огромно: с 2010 года по этой статье составляется ежегодно более 400 тысяч протоколов, в 2013 году привлечено уже 440 тысяч родителей. Понятно, что этой проблемой надо заниматься комплексно, различными методами, и законопроект, предложенный вашему вниманию, предлагает один из таких небольших шагов. Дело в том, что, как известно, знание о возможном серьёзном наказании за неисполнение каких-либо обязанностей является для потенциальных нарушителей останавливающим фактором, однако в нашем случае угроза наложения штрафа в размере 100 рублей не воздействует на нерадивых родителей должным образом. Проще говоря, они вообще не воспринимают серьёзно угрозу наложения такого штрафа, потому что не считают его сколько-нибудь существенным. Размер суммы данного штрафа, замечу, не повышался с момента принятия КоАП в 2001 году, в то время как различные другие санкции - всевозможные штрафы для юрлиц, для нарушителей ПДД и многие другие, - как вы знаете, неоднократно индексировались. Специалисты комиссий по делам несовершеннолетних, правомочные выносить постановления по данному правонарушению, указывают, что с каждым годом за неисполнение или за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей всё чаще привлекаются совсем не малоимущие, а вполне обеспеченные граждане, которые вообще не воспринимают данный штраф как наказание и, соответственно, после его выплаты они не будут прилагать никаких усилий для исправления ситуации и менять своё отношение к ребёнку. А не секрет, что результатом недостаточного присмотра за детьми и ненадлежащего воспитания становится детская преступность, отстранение от процесса образования, социальное сиротство и многие другие негативные для нашего общества и для самой семьи последствия. В связи со сказанным законопроект предлагает повысить размер суммы штрафа для привлечения к ответственности нерадивых родителей или законных представителей. Цель инициативы - повысить родительский потенциал, привлечь внимание граждан к должному исполнению гражданами своих родительских обязанностей, что в итоге должно привести к спаду числа указанных правонарушений и других, из них вытекающих. Предлагается заменить в части 1 статьи 5.35 КоАП слова "от ста до пятисот рублей" на слова "от пятисот до двух тысяч рублей". Кстати, большинство регионов поддерживают эту идею: из 52 отзывов 48 - положительные, причём в 31 из них прямо указано на злободневность проблемы и необходимость принятия законопроекта. Насколько мне известно, ГПУ Президента тоже поддерживает законопроект. Уважаемые коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Дмитрий Фёдорович Вяткин. Пожалуйста, с места. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В материалах есть заключения двух комитетов - Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, - оба заключения отрицательные. Этот вопрос достаточно серьёзно проработан, особенно в заключении Комитета по вопросам семьи, женщин и детей. Дело не в штрафах, конечно же, а, скажем так, в социальных проблемах, которые сопровождают ненадлежащее исполнение родителями, опекунами или иными лицами, которые ответственны за воспитание детей, своих обязанностей. Как показывает практика, значительное количество тех людей, которых можно попытаться оштрафовать хоть на 100, хоть на 500, хоть на 5 тысяч рублей, просто не имеет средств для уплаты этого штрафа, тем более мы прекрасно знаем, что в соответствии со статьёй 20.25 при неуплате штрафа эта сумма может быть увеличена вдвое. Также мы знаем, что за неуплату административного штрафа может быть применена такая мера административной ответственности, как арест на пятнадцать суток. Так что в принципе санкция-то достаточно серьёзная может быть применена к нерадивым родителям, опекунам, попечителям и так далее, тут важнее, как справедливо указал в своём заключении Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, совершенствовать саму норму, совершенствовать деятельность органов, которые должны следить за такими семьями. Поэтому мы, несмотря на положительную, скажем так, направленность данного законопроекта, предлагаем его отклонить. Правительство также не поддерживает этот законопроект. Ну а проблему, которую сейчас докладчик справедливо поднял, конечно, нужно решать комплексно, не только через простое механическое увеличение сумм штрафов. Возможно, необходимо пересмотреть конструкцию данной нормы; возможно, должны быть введены несколько иные формы ответственности, равно как и изменено регулирующее законодательство в этой сфере. Поэтому предлагаем пока данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы, уважаемые коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить? Представители президента и правительства? Автор? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 49 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Не принимается.