Заседание № 130
О проекте федерального закона № 398393-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения целей деятельности, основных задач и полномочий Российской академии наук).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Готов к принятию в третьем чтении законопроект о Российской академии наук, который был внесён Президентом Российской Федерации. Были проведены очень серьёзные консультации с президентом и руководством Академии наук в новом составе. Законопроект прошёл все согласования, с его окончательной редакцией согласны и президентская сторона, и Российская академия наук, и правительство, и Комитет Государственной Думы по образованию и науке. Законопроект заметно расширяет функции Российской академии наук в части определения направлений научных исследований, в том числе в оборонной области, и решения проблем, связанных с реорганизацией самой Российской академии наук. Принятия этого закона, безусловно, ждут российские учёные, и я прошу Государственную Думу его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Определитесь, кто будет от фракций выступать по мотивам. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Очень важный вопрос, связанный с нашей Академией наук. Мы здесь приняли закон, которым учёные были не очень довольны, хотя, как оказалось, в тех зданиях, которые занимала Российская академия наук, было огромное количество коммерческих структур, которые нещадно эксплуатировали эти здания, и десятки, сотни миллиардов рублей уходили налево (если бы они шли в науку, это ещё можно было бы как-то оправдать). В этом законопроекте полномочия Академии наук уточняются, расширяются, но у нас остаётся старая претензия - запаздывают с прогнозом наши учёные. Они не дали прогноза по перестройке, покорно сидели, поддакивали, хотя это был фундаментальный, глобальный вопрос, - ни один учёный особой позиции не высказал. Когда мы вводили войска в Афганистан, то Институт востоковедения Российской академии наук дал ложное положительное заключение о том, что можно войска вводить, - ну и чем это кончилось? То есть они не как учёные мыслили, а подслушивали, что Брежневу больше понравится: можно вводить или не надо вводить. Кого-то наказали из учёных? Здесь был тогда ещё президент Академии наук Осипов, я ему говорил... по-моему, Юрий Васильевич - проверьте там по смартфону. Юрий - точно помню, а отчество... ИЗ ЗАЛА. Юрий Сергеевич. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я говорил: Юрий Сергеевич, давайте посмотрим, каков общий интеллект, так сказать, депутатского корпуса за 20 лет, или чиновников наших, или наших губернаторов, министров, - ну давайте глубже изучать, кто же управляет страной. Ведь избиратель говорит: у нас самая богатая в мире страна, а столько бедных - значит, это система управления барахлит? Сейчас учёные на Западе снова предрекают экономический кризис, мол, десять лет прошло с 2008 года, а наши учёные что говорят? Мы их не слышим и не видим. Где сегодня ведущий экономист, прогнозист, финансист и так далее? Так, где-то на передачах кто-то там высказывает свои позиции... Законопроект можно и нужно поддержать. Всё время у нас реорганизация идёт, всё время вносим изменения, дополнения, полномочия, так сказать, идёт популяризация достижений науки и техники среди детей и молодёжи - всё хорошо, красиво, но нам нужны результаты, конечные результаты. Когда очень хвалят Советский Союз - да, я согласен по многим позициям, но чем кончилось? Царская Россия - да, но чем кончилось? Надо же определять по результатам. Если две страны рухнули, значит, плохие были руководители - и царские чиновники и министры, и советские, они обрушили страну без войны, без чего-либо... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция Коммунистической партии Российской Федерации поддерживает данный законопроект и проголосует за него именно потому, что он содержит в себе вектор восстановления роли Российской академии наук в нашем обществе. Законопроект возвращает Академии наук ряд функций и полномочий, ранее отобранных у неё. Пять лет назад был нанесён очень серьёзный удар, и ситуацию необходимо исправлять, но вместе с тем мы вправе спросить: а кто ответит за нанесённый ущерб? Перед нашей страной сегодня стоит множество серьёзных вызовов - демографических, экономических, геополитических, технологических и других, - и дать на них адекватный ответ можно только при опоре на науку во всех её отраслях и на всех уровнях, а это требует серьёзнейшей координации действий, что невозможно без повышения роли Академии наук. Принимаемый сегодня закон не решает всех проблем в организации науки и управлении этой сферой. Свои опасения на этот счёт высказала большая группа учёных, академиков, их декларация была опубликована месяц назад в газете "Советская Россия". Но мы всё-таки надеемся, что шаг вперёд, хотя бы небольшой, будет сделан и авторитет отечественной науки, стержнем и центром которой всегда была Российская академия наук, будет подниматься. Законопроект определяет, что академия получит право согласовывать решения о ликвидации, реорганизации научных организаций, о назначении руководителей организаций и так далее. Но мы считаем, что этого мало, необходимо добиваться, чтобы было закреплено право Академии наук на соучредительство, тогда координация между академией и научной базой будет намного шире. Это первое. Второй вопрос, который мы считаем недостаточно, не полностью решённым в данном законопроекте, касается заработной платы руководства Академии наук. Этот вопрос решён только в отношении президента на хорошем, нормальном уровне, а что касается всех остальных, то этот вопрос заслуживает особого внимания. Третье. Очень тесно примыкает к упомянутой проблеме проблема с подготовкой научных кадров. Если мы не озаботимся серьёзным законодательным регулированием этой сферы, укреплением базы и позиций аспирантуры, то нам всё труднее будет находить кадры для того, чтобы пополнять потенциал нашей науки. И ещё одно. В законопроекте для Академии наук устанавливается целый ряд важных направлений деятельности, восстанавливаются эти направления, но представляется, что всё это потребует увеличения объёмов финансирования как науки в целом, так и Академии наук. Сейчас в федеральном бюджете такого объёма средств на эти цели нет. В апреле президент, встречаясь с президиумом Академии наук, сказал, что надо увеличить финансирование как минимум в полтора раза. Коллеги, принимая новый бюджет, мы должны учесть необходимость повышения финансирования науки и решить эти вопросы. Фракция поддерживает законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сафаралиев Гаджимет Керимович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сам факт принятия закона о внесении изменений в закон о РАН говорит о большом внимании к этому вопросу и о важности роли Академии наук в данный момент. Дело в том, что в тот или иной период определённые вызовы времени вынуждают соответствующим образом менять и структуру науки, и структуру многих других отраслей. В 2013 году, когда принимался закон об Академии наук, стояли одни задачи, одни цели, но обстановка очень быстро меняется. Мы много думали над тем, как усилить роль Академии наук. Опять принимать новый закон? Нет. Решили действовать последовательно: внести ряд поправок, вернуть часть функций Академии наук, чтобы она могла эффективно функционировать. Ведь что такое Академия наук? Это не президиум - это институты. Мы сейчас возвращаем Академии наук возможность участвовать в управлении институтами, в реорганизации, в создании институтов, это может привести к тому, что и роль академии, и управляемость соответственно повысятся. Кроме того, мы сейчас говорим о современнейших направлениях, о нанотехнологиях, наноэлектронике, молекулярной биологии, направлениях психологической науки и так далее, а это совершенно другие подходы, мы говорим о цифровой экономике - это совершенно другая планета. И здесь без Академии наук, без увеличения её роли, без повышения эффективности этой работы ничего не получится. Депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" совместно с представителями министерства, Академии наук очень плотно и активно работали над поправками, и, в общем-то, я думаю, законопроект в том варианте, который представлен, надо поддержать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает голосовать за. Здесь были правильно поставлены вопросы и выступавшими, и Вячеславом Алексеевичем, в дальнейшем надо будет менять, улучшать ситуацию, может быть, и финансировать по-другому, а может быть, ситуация с Академией наук изменится в связи с теми поправками, которые вносятся. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 3-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 58 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 398393-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения целей деятельности, основных задач и полномочий Российской академии наук).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, в соответствии с нашим порядком работы переходим к рассмотрению 16-го вопроса, оно у нас назначено на фиксированное время. Рассматривается законодательная инициатива Президента Российской Федерации - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С докладом выступит официальный представитель Президента Российской Федерации вице-президент Российской академии наук Валерий Васильевич Козлов. Уважаемые коллеги, мы на заседании Совета приняли решение, в соответствии с которым при рассмотрении этого законопроекта в зале присутствует президент Российской академии наук Сергеев Александр Михайлович. Он впервые в Государственной Думе. Давайте мы его поприветствуем. (Аплодисменты.) Приступим к рассмотрению законопроекта. Пожалуйста, Валерий Васильевич. КОЗЛОВ В. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, вице-президент Российской академии наук. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 253-ФЗ "О Российской академии наук..." внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Законопроект подготовлен на основе предложений самой Российской академии наук с учётом состоявшихся в прошлом году обсуждений состояния и перспектив развития фундаментальной науки в Российской Федерации, проведённых Владимиром Владимировичем Путиным с представителями Российской академии наук. Законопроект предусматривает внесение в Федеральный закон № 253-ФЗ "О Российской академии наук..." целого комплекса изменений, направленных на усиление координирующей роли Российской академии наук в реализации государственной научной и научно-технической политики и, кроме того, закрепляющих за академией функции по обеспечению координации научных исследований в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства. Для этого законопроектом предлагается существенное расширение целей деятельности, основных задач и полномочий Российской академии наук. Так, в перечень целей деятельности Российской академии наук дополнительно включаются: прогнозирование основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также - что мне кажется очень важным - популяризация достижений науки и техники среди детей и молодёжи. Основные задачи и функции РАН предлагается также скорректировать в части изменения роли Российской академии наук в том числе в осуществлении международного сотрудничества в сфере научной и научно-технической деятельности, фактически возложив на Академию наук руководящую роль в организации и осуществлении такого сотрудничества, а также научное и научно-методическое руководство деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования и экспертизу научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями. Кроме того, законопроектом предлагается закрепить право Российской академии наук по владению, использованию и распоряжению закреплённым за ней федеральным имуществом - теперь имущества в Академии наук не так много, но всё равно надо этим имуществом правильно и эффективно распоряжаться. Также устанавливается право Российской академии наук направлять в органы государственной власти Российской Федерации предложения по вопросам развития законодательства, а также по вопросам, относящимся к сфере деятельности Российской академии наук, и проводить по указанным вопросам публичные слушания. И наконец, в целях обеспечения научно-методического руководства Академии наук научными организациями, переданными в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО России), законопроектом предлагается установить обязательность согласования с академией решений о реорганизации, ликвидации, изменении типа указанных организаций, внесении изменений в уставы научных организаций, а от президиума Академии наук требуется обязательность согласования решений о прекращении полномочий руководителей указанных организаций, о назначении исполняющих обязанности руководителей этих организаций, а также кандидатур руководителей научных направлений и научных руководителей научных организаций. Кстати, здесь впервые вводятся в законодательство такие понятия, как "руководители научных направлений" и "научные руководители организаций". Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие законопроекта не повлечёт дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета. Можно задать такой вопрос: все ли известные нам проблемы Академии наук решает этот законопроект? Ну конечно нет. Например, по нашему мнению, не урегулирован правовой статус Российской академии наук - сейчас, как вы знаете, это федеральное государственное бюджетное учреждение, - и в преддверии юбилея, 300-летия уникальной организации этот вопрос всё же надо решить. Всё это требует продолжения работы и, возможно, выхода на новый закон о Российской академии наук. Такая возможность обсуждалась на встречах академической общественности с Президентом Российской Федерации. Обсуждаемый сейчас законопроект расшивает, если так можно сказать, целый ряд накопившихся проблем в сфере фундаментальной науки. Я обращаюсь с просьбой к депутатам Государственной Думы поддержать законопроект в первом чтении. Как уже было сказано, законопроект отличает целостность и системность, поэтому обращаюсь к вам ещё с одной просьбой: законопроект при подготовке ко второму чтению, если так можно сказать, не сильно улучшать и рассмотреть предложения по его доработке, которые поступили в том числе от самой Российской академии наук. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич. Содоклад Геннадия Григорьевича Онищенко. Пожалуйста, Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые коллеги! Прежде всего, я хочу отметить, что сегодняшний законопроект - это продолжение той последовательной стратегической работы, которая проводится президентом и которая направлена на то, чтобы российская наука - академическая и прикладная - заняла достойное место в мировом развитии в преддверии нового технологического уклада, где будут доминировать прежде всего научные достижения в сфере биотехнологий, цифровой сфере и так далее. Кроме того, этот законопроект является очередным шагом в восстановлении роли Российской академии наук в сегодняшних экономических и политических реалиях. Валерий Васильевич в основном перечислил и целеполагание данного законопроекта, и основные задачи, которые перед ним стоят, я лишь дополню. Важной новеллой, которая заложена в тело рассматриваемого нами сегодня законопроекта, является проведение финансируемых за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета фундаментальных научных исследований, в том числе и в сфере оборонно-промышленного комплекса. Да, академия работает в этой области, но законодательного оформления, инсталляции этой функции до сегодняшнего дня в действующем законе от 2013 года нет. Кроме того, как инструмент воздействия на науку за академией предполагается закрепить организацию разработки программы фундаментальных научных исследований на долгосрочный период и её представление в правительство и президенту нашей страны, а также организацию и координацию фундаментальных и поисковых научных исследований. Для реализации тех целей и задач, которые сегодня предлагаются на ваше рассмотрение, академия наделяется полномочиями подготавливать и представлять президенту ежегодный доклад о реализации программы научных исследований в стране, а также осуществлять международное сотрудничество, которое так важно сегодня, когда предпринимаются попытки изолировать нашу великую державу от мирового развития, поэтому здесь, будем так говорить, научная дипломатия будет очень уместна. В целях обеспечения взаимодействия Российской академии наук с органами власти предлагается предоставить академии право участвовать в разработке законотворческих инициатив - это очень важная позиция, которая даёт академии право и инструмент для работы в этой области. Комитет внимательно рассмотрел данный законопроект, он его поддерживает и считает возможным элементом развития экспертно-аналитических функций Академии наук наделение её ещё полномочием по представлению ежегодных докладов, но для этого нужно принять, установить соответствующий порядок, а значит, внести изменения в законодательство, потому что эта функция - разработка порядка, разработка вообще таких документов - возложена на правительство. И я думаю, что мы проследим за синхронизацией этих двух процессов - принятия закона и разработки такого документа. Комитет также обращает внимание на необходимость при подготовке законопроекта ко второму чтению уточнения корреспонденции целей и задач РАН, дополняемых законопроектом, выполняемых функций в части проведения фундаментальных и поисковых исследований, прогнозирования основных направлений научно-технологического и социально-экономического развития, с действующими порядками - это тоже очень важная функция. Законопроект был рассмотрен без замечаний и предложений правительством, Верховным Судом, Счётной палатой, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении не высказало по законопроекту возражений концептуального характера. Прошу поддержать в первом чтении данный законопроект, а также с учётом важности и значимости данного законопроекта рассмотреть его в ускоренном режиме и представить ко второму чтению через пять дней. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Коллеги, есть ли вопросы докладчику, содокладчику? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Валерию Васильевичу. Валерий Васильевич, законопроектом предусмотрено, что РАН подготавливает и представляет президенту и в правительство ежегодно доклад о реализации государственной политики. А почему в этом списке нет Государственной Думы? КОЗЛОВ В. В. То, о чём вы сейчас сказали, - это развитие того, что уже есть в 253-м законе. Я думаю, что Академия наук вполне могла бы - и, наверное, это правильно - и в Государственную Думу передавать соответствующие материалы. На этой неделе начинается общее собрание Российской академии наук, на нём мы как раз будем вот этот документ обсуждать и принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас всё-таки в ответе должна чётко прозвучать ваша позиция: вы считаете, ко второму чтению эту поправку можно было бы принять? КОЗЛОВ В. В. Да, думаю, что можно принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Валерий Васильевич, законопроект, представленный вами, расширяет круг задач, которые стоят перед российской наукой, этих новых и старых задач немало, и, как представляется, их реализация всё-таки потребует увеличения финансирования, однако в бюджете на 2018 год и на период 2019-2020 годов никакого увеличения нет, тем более вряд ли утверждённого объёма средств хватит для реализации всех важных и сложных задач, указанных вами. Как вы считаете, каким образом может быть решена данная проблема? КОЗЛОВ В. В. Коллеги, мы понимаем, что реальное финансирование нужно для научных исследований, фундаментальных исследований, поисковых, в том числе осуществляемых для нужд обороны страны. Все эти задачи реализуются в научно-исследовательских институтах, в том числе академического сектора, который сейчас подведомствен ФАНО, а для реализации новых целей и задач, которые обозначены в представляемом законопроекте, Российской академии наук каких-то дополнительных масштабных средств не требуется. Хотя, скажу откровенно, уже как вице-президент Академии наук, академия обращалась в правительство с просьбой всё-таки рассмотреть возможность некоторой корректировки финансирования нашей основной деятельности, но это всё-таки, как мне кажется, несколько другой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ОНИЩЕНКО Г. Г. Уважаемые коллеги, я позволю себе напомнить вам процедуру принятия бюджета на 2018 год. В постановлении Государственной Думы по законопроекту о бюджете на 2018 год есть пункт о том, что в случае появления дополнительных доходов в бюджете академия может получить дополнительное финансирование уже в этом году. Нам недостаёт полномочий и функций, прописанных в законопроекте, который сегодня предлагается принять. Если примем, тогда у нас уже в этом году появится возможность дополнительно профинансировать деятельность Академии наук, в том числе исследовательские работы, которые академия будет заказывать соответствующим научным подразделениям ФАНО и других министерств и ведомств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Говорин Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Валерию Васильевичу. Уважаемый Валерий Васильевич, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете существующие меры по привлечению молодёжи, молодых кадров в науку, в научные учреждения? Нуждается ли эта система в совершенствовании, в том числе в законодательном регулировании? КОЗЛОВ В. В. Конечно, вопрос, который вы сейчас обозначили, один из ключевых для развития науки, научных исследований в нашей стране. Если говорить кратко, то, конечно, очень много делается для того, чтобы поддержать нашу молодёжь, вовлечь её в орбиту отечественной науки. Всё ли делается для того, чтобы сказать, что всё здесь у нас в порядке? Наверное, нет, это особенно деликатный круг вопросов, но мне всё-таки представляется, что на нынешнем этапе специально говорить о дополнительных мерах законодательного характера, может быть, не вполне оправданно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ОНИЩЕНКО Г. Г. Уважаемые коллеги, я напомню, что сегодня Академия наук - это федеральное учреждение науки... пока не науки, просто федеральное учреждение. Сегодня Академия наук самостоятельно уже приняла решение об институте академиков РАН - это один из очень серьёзных шагов, это пользуется большой популярностью среди молодёжи, но там есть возрастное ограничение. А самое главное заключается в другом: по поручению президента готовится следующий фундаментальный шаг в инсталляции науки в современную экономику - проект закона о науке, и даже в том несовершенном теле, которое сподобилось дать Министерство образования и науки, есть целый раздел, посвящённый пестованию, инициации, подготовке к научным исследованиям и поддержанию научных кадров, и, получив инструменты, за которые мы сегодня, надеюсь, проголосуем, академия будет активно участвовать в этой работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос Валерию Васильевичу. Валерий Васильевич, сейчас продолжается оптимизация ФАНО, и региональные, зональные центры, которые созданы, в ходе оптимизации, естественно, сокращают филиалы, которые у них были в районах регионов, областей. Вы говорили про исследовательские работы, что, безусловно, будете заказывать эти работы ФАНО, - так кто их будет исполнять, если сокращается количество учёных, которые работают непосредственно на земле, которые понимают, что такое региональные климатические особенности и специфика российских регионов? В послании президент очень много говорил о мощном рывке, который необходимо сделать стране, - как мы будем делать этот рывок без научной базы, без специалистов, которые работают на земле в регионах? КОЗЛОВ В. В. Вопросы региональной научной политики всегда были в центре внимания Российской академии наук, её структур. У нас сложилась разветвлённая система, которая включает в себя региональные отделения Российской академии наук, но, вы правы, в связи с принятием федерального закона № 253-ФЗ региональные научные центры (они как бы образуют, так сказать, целую систему) оказались в несколько подвешенном состоянии: как юридические лица, они переданы в ведение Федерального агентства научных организаций, и прямые контакты Академии наук с этими структурами, может быть, несколько ослабли. Тем не менее действующий в настоящее время 253-й закон позволяет усилить это взаимодействие, и с помощью правительственных актов мы всё-таки можем - теоретически это возможно в рамках действующего 253-го закона - вновь вовлечь региональные научные центры непосредственно в орбиту Российской академии наук. Это наша задача, над которой мы должны ещё работать. Вы совершенно правы - региональный аспект имеет принципиальное значение в организации научно-исследовательских работ в нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Валерий Васильевич, я хочу задать вам тот же самый вопрос, который задавал на заседании комитета, просто чтобы все депутаты услышали ответ. Я хочу, чтобы вы - не как представитель президента, а как академик - пояснили следующее: этот законопроект увеличивает влияние в науке учёных или государственных чиновников? КОЗЛОВ В. В. Олег Николаевич, отвечу искренне и откровенно. Несмотря на то что этот законопроект, как я уже сказал, к сожалению, решает не все вопросы, которые нам хотелось бы решить, это шаг в правильном направлении, и, безусловно, этот проект закона, так сказать, в пользу коллег-учёных, а не, как вы говорите, чиновников, которые тоже имеют отношение к организации нашей науки и к управлению ею. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ОНИЩЕНКО Г. Г. Уважаемый Олег Николаевич, поскольку мы с Валерием Васильевичем делим ответственность перед вашим строгим судом, я повторю тот ответ, который я давал вам, когда вы меня так же строго спрашивали ранее. Этот законопроект уравнивает академиков и академию с чиновниками, делает их равноправными партнёрами хотя бы в правовом поле. Всё остальное - это дело практики и тех боёв, которые будут продолжаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Валерий Васильевич, уже почти пять лет вы существуете в новом режиме. Скажите, пожалуйста, какая польза от введения ФАНО? Назовите три плюса. И не считаете ли вы правильным вернуться к традиционному функционированию академии, к тому, как это происходит в мире? Ведь рассказы о том, что ФАНО сильно увеличило эффективность, очень преувеличены. Скажите, сколько научно-исследовательских институтов после "оптимизации" исчезло? И Геннадию Григорьевичу вопрос. Геннадий Григорьевич, вы же знаете, что по закону о бюджете и бюджетному правилу быстрее американское министерство финансов получит средства по казначейским обязательствам, чем академия. Не согласны с этим? КОЗЛОВ В. В. Уважаемые коллеги, вопрос, конечно, ёмкий, но если говорить кратко и выражать своё личное отношение, конечно, я, как научный сотрудник Математического института имени Стеклова Российской академии наук, привык к тому, что это часть Российской академии наук. В этой организации, в академии были созданы и развивались наши выдающиеся институты. Сейчас ситуация, как вы хорошо знаете, другая, мы работаем в новой системе координат, но могу сказать так: конечно, академический сектор науки и сейчас представляет собой нечто целостное, Российская академия наук имеет к нашим академическим институтам, к академическому сектору науки самое прямое отношение и на уровне обсуждения, планирования научных исследований, и с точки зрения анализа отчётности, подготовки выборов директоров, состава руководящих органов и так далее, и так далее. Конечно, вопросы взаимодействия Академии наук и ФАНО требуют дальнейшего уточнения, и в представленном вашему вниманию законопроекте сделаны, мне кажется, очень важные шаги именно в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У содокладчика есть что добавить? Пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Прежде всего я скажу, что бюджет рассматриваем, формируем и утверждаем мы, принимаем закон мы, и я хочу предложить вам разделить ответственность за финансирование академии - если мы будем настойчивы, мы это обеспечим. Это первое. Второе. Вы прекрасно знаете, что бюджетная система не позволяет учреждению финансировать другие учреждения, кроме как по субсидиарному варианту, поэтому сегодня ищутся пути. Если палата будет столь любезна предоставить слово президенту Академии наук, он как раз и расскажет о путях решения этой задачи, которые сегодня рассматриваются в руководящем аппарате академии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Коллеги, есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список записавшихся на выступления. Уважаемые коллеги, прозвучало предложение предоставить слово для выступления президенту Российской академии наук Сергееву Александру Михайловичу. Александр Михайлович, у вас есть желание выступить? Если такое желание у вас есть, давайте поступим таким образом: дадим возможность выступить депутатам, а вы за это время подготовитесь, и мы предоставим вам трибуну. Вы впервые у нас, этот законопроект напрямую касается работы Академии наук, поэтому правильно будет послушать вас, прежде чем принимать решение. Хорошо? Спасибо. Коллеги, нет возражений против того, что мы отойдём от Регламента? У депутатов есть право принять такое решение? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно говорит Игорь Владимирович Лебедев: Иванов молчит. Итак, коллеги, нет возражений? Нет возражений. Значит, принимаем такое решение. Слово предоставляется Осадчему Николаю Ивановичу. Подготовиться Смолину. У Николая Ивановича три минуты, Смолин от фракции. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Перед нашей страной стоит множество серьёзных вызовов - демографических, геополитических, экономических и многих других, но дать на них адекватный ответ можно только при серьёзном развитии науки. Рассматриваемый законопроект, конечно же, не решает многие проблемы, которые сегодня существуют, но с его помощью делается шаг на пути восстановления авторитета науки, стержнем и центром деятельности которой всегда была Российская академия наук, восстанавливается роль науки в жизни страны. Хотелось бы вот на что обратить внимание. Несмотря на вопросы, поставленные депутатами, на ответы, которые здесь прозвучали, всё-таки хотелось бы вот что подчеркнуть. Среди основных направлений деятельности академии, которые мы добавляем, будет прогнозирование социально-экономического, научно-технологического развития, фундаментальные научные и поисковые исследования, в том числе в области оборонного комплекса, популяризация научных достижений, многоплановое международное сотрудничество, более плотное участие в региональной политике, подготовка ежегодного доклада о реализации государственной политики в сфере научной деятельности и так далее - всё это потребует, как представляется, значительного увеличения объёмов финансирования и науки в целом, и, конечно, Российской академии наук. В бюджете пока этого нет. Можно разделять оптимизм, с которым выступал содокладчик, но тем не менее пока этот вопрос не решён, правительство должно озаботиться оперативным решением этого вопроса. Это первый момент. И второй момент. Когда мы говорим об утечке кадров из сферы научной деятельности, речь ведь идёт не только об отъезде за рубеж и о работе в научных учреждениях на Западе или на Востоке, утечка - это ещё и уход молодых кадров из сферы науки, например, в бизнес, таких случаев было очень много в предыдущий период, да и сейчас ещё эта тенденция не прекратилась. Поэтому считаю, что нужны очень серьёзные государственные меры по созданию условий, чтобы кадры не уходили и не уезжали, причём меры не только материальные или организационные - должны быть правильно расставлены акценты в системе воспитания, в системе формирования духовно-нравственных ценностей в нашем обществе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Приношу извинения депутатам за некорректное использование приветствия "мир вашему дому", в некорректной постановке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич, от фракции. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Хочу сказать сразу: я призываю депутатов независимо от фракционной принадлежности поддержать этот законопроект, и вот по каким соображениям. Я напомню, коллеги, что мы были решительными противниками принятия федерального закона № 253-ФЗ, которым фактически власть над наукой была передана от учёных к чиновникам, и не потому, что мы чиновников не любим, просто у чиновников свои подходы. И теперь мы прекрасно понимаем, что, выступая против того закона, мы оказались правы, коллеги, потому что согласно данным, которые назывались ещё в Государственной Думе прошлого созыва, бумагооборот в науке увеличился примерно на два порядка, как говорил нам Валерий Александрович Черешнев, тогда председатель думского профильного комитета, и так далее, и так далее, и так далее. Мы убеждены, что власть в науке должна принадлежать не чиновникам, а по преимуществу учёным. Кстати, недавно Центр стратегических разработок Алексея Кудрина опубликовал новые данные: по этим данным, количество инноваций в России в 4-6 раз меньше, чем в развитых государствах Запада, с которыми мы конкурируем. Георгий Малинецкий, вице-президент Нанотехнологического общества России, говорит, что количество инноваций у нас в 5-7 раз меньше, чем было в советский период. По официальным данным, в прошлом, 2017 году на 12 процентов сократилось количество патентных заявок в нашей стране. Конечно, это комплексная проблема, но я думаю, что одна из причин - это реорганизация Академии наук в пользу государственных чиновников. Кстати, здесь обсуждали тему федерального бюджета - хочу напомнить, что этот федеральный бюджет, если он будет исполнен так, как принят, в 2020 году окажется примерно на 100 миллиардов меньше, чем два года тому назад. Между тем президент говорит о прорыве, и мы, естественно, солидарны, только хотим напомнить, что новая индустриализация, которая нужна нам для прорыва, - это, во-первых, наука, во-вторых, образование и, в-третьих, собственно производство. Кстати, советская Академия наук была едва ли не самой эффективной научной организацией в мире, поскольку затраты по сравнению с Соединёнными Штатами у нас были намного меньше, а в научном отношении мы были второй державой мира. Коллеги, выступая на заседании комитета, я позволил себе заметить, что федеральный закон № 253-ФЗ - это два шага назад, а этот проект закона - полшага вперёд. Могу сказать по-другому: федеральный закон № 253-ФЗ - 20 шагов назад, а этот законопроект - пять шагов вперёд. Какие это шаги? Первое. Академии возвращается функция прогнозирования наряду с функцией экспертизы. Вы знаете, что у нас много прогнозов, очень разных, они расходятся у Минэкономразвития, Центрального банка, независимых экспертов и так далее. Сейчас мы получим, мы надеемся, наиболее авторитетный прогноз - академии. Второе. Академии дано право заниматься не только научными исследованиями в гражданской сфере, но и исследованиями, связанными с обороной страны, - это наша традиция. Вы знаете, что у нас академики разрабатывали атомный проект либо становились академиками те, кто разрабатывал атомный проект, проект ракетно-космического щита и так далее. Это важная позиция. Третье. У академии появляются функции организации и осуществления просветительской деятельности. Я напомню, что первым президентом советского общества "Знание" был Сергей Иванович Вавилов, один из выдающихся наших учёных, и вообще выдающиеся учёные всегда работали на просвещение страны. Это очень важно, учитывая, что сейчас, увы, в подавляющей части информационного поля, как бы помягче сказать, существует, говоря словами Ильи Эренбурга, интерес преимущественно к нижней половине человека. Четвёртое. Академии предоставляется право направлять в органы государственной власти предложения по вопросам развития законодательства. Это, конечно, ещё не право законодательной инициативы, а такой полушаг, тем не менее это важно. Направлять можно и сейчас, только впредь эти предложения будут обязаны рассматривать. Ну и наконец (мы об этом уже говорили), ликвидация и реорганизация научных институтов, назначение руководителей будут согласовываться ФАНО и академией. Это важная позиция, принцип двойного ключа, который можно было бы распространить и на управление имуществом, уважаемые коллеги. Президент Академии наук Александр Михайлович Сергеев на заседании комитета предлагал нам пойти дальше. В частности, он говорил о том, что можно было бы сделать академию главным в стране заказчиком научных исследований, выполняемых силами научных организаций и учебных заведений, передать в управление академии дома учёных и научные музеи, поскольку за академией закрепляется просветительская функция, и так далее. Но главное - впереди вопрос об изменении статуса академии: она не может быть обычным бюджетным учреждением, каким её сделал 253-й закон. Это тема уже другого закона, в том числе о внесении изменений в Гражданский кодекс, тем не менее я хочу сказать, что, на мой взгляд, как академика Российской академии образования, эта позиция должна касаться не только большой академии, но и государственных отраслевых академий. Мы готовы идти дальше, чем предлагает этот законопроект, но это вопрос будущего. А пока просим поддержать этот законопроект, потому что он делает шаг в направлении, которое описывал когда-то Михаил Васильевич Ломоносов: "Науки юношей питают, / Отраду старым подают, / В счастливой жизни украшают, / В несчастный случай берегут". Пусть Академия наук сможет внести свой достойный вклад в необходимую нам как воздух модернизацию страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Пожалуйста, Сафаралиев Гаджимет Керимович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Обсуждаемый законопроект на самом деле является неким шагом вперёд, потому что 253-й закон во многом ограничил возможности Академии наук. И то, что мы сегодня обсуждаем, - а фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует принять законопроект в первом чтении - надеюсь, в какой-то мере позволит более полно использовать возможности Академии наук. Конечно, сразу всё исправить невозможно, но это первые, самые необходимые шаги, которые нужны для того, чтобы повысить роль Академии наук не только в социальной сфере, но и в экономической сфере, тем более с учётом того, что непосредственно Российская академия наук должна включиться в решение новой, важнейшей для страны задачи - формирования цифровой экономики. Мы знаем, как бурно развиваются IT-технологии, вообще информационные системы, и в этом плане, говоря о цифровой экономике как о важнейшем прорыве, мы должны понимать, что в ближайшие годы применение информационно-коммуникационных технологий станет нормой во всех сферах экономики и жизни общества. Для решения проблемы устойчивого развития человечества необходим переход к технологиям, основанным на принципах функционирования живой природы, природоподобным технологиям, именно такие технологии должны лечь в основу принципиально новой технологической базы страны. Для достижения научно-технологического прорыва и закрепления наших лидирующих позиций в стратегической перспективе надо в ближайшие пять-семь лет совершить новый шаг в исследовании природных процессов, прежде всего процессов жизнедеятельности живой природы. Для этого необходимо создать ряд качественно новых экспериментальных установок класса мегасайнс, которые позволяли бы непосредственно исследовать не только структуру объектов живой природы, но и процессы их функционирования. Учёные также должны выработать комплекс мер, которые обеспечили бы решение таких задач и предполагали бы, в частности, создание и развитие национальной системы междисциплинарного образования, укрепление уже существующих механизмов привлечения зарубежных и отечественных учёных, специалистов. В этом плане создаваемые уникальные исследовательско-технологические инфраструктуры при ведущей роли РАН позволят перевести наши технологии на принципиально новый уровень и обеспечить стране лидирующие позиции. Очевидно, что возложение на академию дополнительных задач, связанных с проведением фундаментальных и поисковых исследований в сфере оборонно-промышленного комплекса, организацией разработки программ фундаментальных научных исследований, организацией и координацией фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в рамках указанной программы, позволит на качественно новом уровне организовать проведение научных исследований и разработок, занять лидирующие позиции по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Конечно, можно было бы говорить о том, что много ещё что можно в 253-м законе поменять, но то, что сделаны уже эти первые шаги, позволит существенно усилить, изменить роль Академии наук, и, я думаю, это главное в данном случае. Тем более параллельно разрабатывается проект закона о научно-технической политике, и, я думаю, в рамках его обсуждения также будут использованы возможности для усиления роли Академии наук. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гаджимет Керимович. От фракции ЛДПР - Дегтярёв Михаил Владимирович. Пожалуйста. ДЕГТЯРЁВ М. В., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, я напомню историю. В прошлом созыве Государственная Дума с большим трудом принимала 253-й закон. Им занимался Комитет по науке и наукоёмким технологиям, где мне довелось работать заместителем председателя. Напомню, мы очень долго обсуждали эту тему, и я хотел бы промежуточный итог подвести. Правильно была проведена реорганизация или нет? На наш взгляд, абсолютно правильно, и мы её в тот момент поддержали. Все поправки, которые были подготовлены и академиками, и научным сообществом, наша фракция тогда внесла и, если можно так выразиться, продавила, этот закон был принят, и это было абсолютно оправданно. Какие итоги? Ну, во-первых, наука помолодела, это очевидно. Финансирование науки постепенно смещается в сторону грантового финансирования, и Российский научный фонд, который организован Президентом России, ежегодно десятки миллиардов рублей выдаёт в виде грантов молодым научным группам, которые никаким образом не могли пробиться через бюрократическую машину, будем откровенны, которая существовала на тот момент, в 2014 году. Прозвучал тезис, что наукой должны управлять учёные; такой же тезис звучит в спорте: спортом должны управлять спортсмены. Только давайте вспомним, кто управлял наукой в 40-50-е годы: имя этого человека известно - Лаврентий Павлович Берия, и результаты управления наукой тоже известны - до сих пор сохраняется баланс на всей планете Земля. Поэтому тезис этот очень спорный, главное, чтобы управленец был хороший: если он спортсмен - хорошо, если он учёный - слава богу, но для управления серьёзными проектами нужны совершенно другие качества. Нынешний законопроект наша фракция поддерживает. Законопроект, который мы сегодня рассматриваем, даёт дополнительные полномочия Российской академии наук как раз там, где и нужно, - на экспертном уровне, для развития науки, а, извините, управление хозяйственными объектами, постройками, полями и другими объектами... Я могу напомнить: на тот момент, когда в 2014 году мы провели эту реформу и передали имущество в Федеральное агентство научных организаций, ну, больше половины объектов не было поставлено на кадастровый учёт. Почему? Наверное, чтобы в мутной воде ловить рыбу. Это не к академикам вопрос, это к тем, кто вокруг научных институтов в своё время вёл разного рода деятельность. Так что реформа абсолютно правильная была проведена, её итоги уже известны, и этот законопроект - продолжение правильного курса на реформу нашей науки. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, по ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Скорее для справки, Вячеслав Викторович. Вопрос предоставления слова приглашённым на заседание относится к процедурным вопросам и решается большинством от количества присутствующих на заседании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предлагаете нам проголосовать? Давайте тогда таким образом поступим, но никто не был против. ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Ну, по законам же мы голосуем, когда никого нет против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Владимирович, а что, Сергей Владимирович у нас насколько слаб, что его требуется защищать? ЛЕБЕДЕВ И. В. Он далеко, не всё слышит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы с вами здесь слышим всё, что он говорит, у нас каждый депутат услышан. Коллеги, ставится на голосование вопрос о предоставлении слова президенту Российской академии наук в Государственной Думе. Кто за? Просьба включить режим голосования. Вот коллеги обращают внимание, что Дегтярёв выступал не по Регламенту, - нет, он подошёл и передал в секретариат свою просьбу о выступлении, поэтому всё было сделано по Регламенту. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 53 сек.) Проголосовало за 376 чел.99,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,3 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято За - 376, против нет, воздержался один. Слово предоставляется Сергееву Александру Михайловичу. Александр Михайлович, пожалуйста. СЕРГЕЕВ А. М., президент Российской академии наук. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Большое спасибо за предоставленную возможность выступить здесь, для меня это действительно большая честь. И прежде всего я хочу заверить вас в том, что руководство Российской академии наук всегда с охотой будет работать вместе с Государственной Думой по новым законопроектам, которые связаны и с наукой, и с технологиями, и с инновациями, и со статусом Российской академии наук. Обсуждаемый сегодня законопроект очень важен для нас. Много уже было сказано о нём, это действительно важный сейчас шаг вперёд. Для нас очень важным является то, что этот законопроект был внесён Президентом Российской Федерации, и, поскольку мы участвовали в подготовке предложений, я могу вам прямо сказать, что это произошло очень быстро. Более того, из тех предложений, которые были внесены Российской академией наук в плане корректировки 253-го федерального закона, было учтено практически всё, а по некоторым направлениям мы получаем даже больше полномочий, чем мечтали. Это свидетельствует о том, что президентом страны, руководством страны действительно понимается очень важная роль Российской академии наук на предстоящий период, который сейчас перед нами открывается. В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации сформулировал мысль, что мы сейчас входим в новый этап роста, и этот рост должен быть достаточно быстрым - мы должны расти быстрее, чем экономики в среднем в мире. Все мы прекрасно понимаем, что этот рост может быть только на базе науки и технологий, такой быстрый рост мы не сможем обеспечить ничем иным, и в связи с этим первый момент: тот технологический уровень, на который мы обязательно должны выйти, должен быть обеспечен максимальным коэффициентом роста, и здесь наша наука и Российская академия наук должны сыграть ключевую роль. Каким образом можно обеспечить эту ключевую роль? Академии наук возвращаются функции прогнозирования, и не просто прогнозирования, а стратегического прогнозирования. До сих пор по 253-му федеральному закону, если вы помните, у Академии наук были только экспертные функции. Но экспертиза - это, скажем так, пассивное действие: если вам прислали что-то на экспертизу - вы её сделали, не прислали - не сделали. Прогнозирование - это функция активная: мы можем теперь выходить с предложениями, причём не просто с предложениями по каким-то отдельным проектам и программам, мы теперь можем выходить с предложениями по стратегии - стратегии и научно-технологического, и социально-экономического развития страны. Это очень и очень важно. Второй принципиальный момент заключается в том, что с этими предложениями мы можем, мы правомочны обращаться, выходить на высокий уровень государственной власти, до сих пор этого не было, до сих пор наше взаимодействие с органами государственной власти было только чисто информационным, сейчас, после принятия этого закона, надеюсь, мы будем иметь право выносить наши предложения, и никто от них отмахнуться просто так уже не сможет. Важнейшим моментом, безусловно, является то, что теперь мы будем активно участвовать в восстановлении научно-технического задела в сфере обороны и безопасности. Сейчас это очень серьёзный вопрос. Во время выступления президента перед Федеральным Собранием мы видели и слышали, что у нас есть новые серьёзные образцы вооружений, но, коллеги, давайте прямо признаемся, что научно-технический задел, благодаря которому это всё сделано, - это не новый задел, это всё было наработано достаточно давно, а вот в то, что делается сейчас, - новое, современное - нужно вкладываться очень и очень существенно. И нам очень важно, что Академии наук предлагают серьёзно заняться именно этим вопросом. Очень много говорилось здесь - и мы поддерживаем это направление - о научной дипломатии. Академии наук сейчас предписывается целый блок новых функций, связанных с международным научно-техническим сотрудничеством. Причём, заметьте, это не просто сотрудничество, мы должны осуществлять взаимодействие таким образом, чтобы прекратить поток утечки мозгов из нашей страны. Каждая страна в процессе международного научно-технического сотрудничества стремится вести себя таким образом, чтобы интеллект и мозги шли в эту страну. У нас пока в этой части дела очень неважно обстоят, мозги и интеллект, интеллектуальный потенциал уходят из нашей страны. Важнейшая задача - развернуть этот вектор перетока интеллекта, и это поручается Российской академии наук, для нас это принципиально важно. Здесь было много вопросов относительно взаимодействия с Федеральным агентством научных организаций. Вы знаете, у нас позиция такая: в 2013 году был принят 253-й федеральный закон, сейчас заканчивается первый этап работы по этому закону, мы считаем, что наше взаимодействие не только с академическими организациями, но и с другими научными организациями через ФАНО должно быть таким, чтобы мы были государственным заказчиком фундаментальных и поисковых исследований для всех. И это очень, очень серьёзная задача, и она как раз тоже поставлена сейчас президентом. Я могу сказать, что, если этот закон будет принят, мяч будет на стороне Российской академии наук. Мы должны будем существенно изменить и стиль нашей работы, и энергетику нашей работы, для того чтобы через какое-то время сказать, что мы работаем над заданием, которое дала страна, а дальше уже ставить вопрос действительно о каких-то новых изменениях в законодательстве, которые мы должны заслужить. И я буду очень признателен Государственной Думе, если мы вместе будем идти в этом направлении, и очень надеюсь на вашу поддержку. И большое спасибо всем фракциям за поддержку законопроекта! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Михайлович. Ещё раз хочу подчеркнуть: это первое выступление в Государственной Думе президента Российской академии наук, вновь избранного. Уважаемые коллеги, давайте предоставим возможность высказаться полномочному представителю президента. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Представитель правительства? Нет. Официальный представитель президента, Валерий Васильевич, есть у вас желание выступить с заключительным словом? Пожалуйста. КОЗЛОВ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу всех поблагодарить за такое деловое и конструктивное обсуждение. Рассчитываю на то, что законопроект в первом чтении получит поддержку, и хочется надеяться, что в таком же деловом темпе этот закон в итоге будет принят. Хочу всех поблагодарить за внимание и обсуждение. Спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово - Геннадий Григорьевич Онищенко. ОНИЩЕНКО Г. Г. Спасибо, Вячеслав Викторович. Я ещё раз выражаю позицию комитета и прошу поддержать данный законопроект. И хочу поблагодарить всех за дискуссию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, по ведению - Жуков Александр Дмитриевич. ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Геннадий Григорьевич в своём выступлении предложил сокращённый срок подачи поправок, но мы проконсультировались: нет такой необходимости, наверное. Сейчас как раз возможно месяц поработать над поправками - они могут носить достаточно важный и серьёзный характер. И если комитет не настаивает, то предлагается оставить так, как в проекте постановления, - месячный срок на подачу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 16-й вопрос нашей повестки дня. Законопроект рассматривается в первом чтении. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 03 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно - поздравляю, коллеги! Спасибо большое приглашённым!