Заседание № 17
О проекте федерального закона № 398250-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в части, касающейся деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на договорной основе).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Доклад члена Комитета по безопасности Валерия Александровича Востротина. Пожалуйста, Валерий Александрович. ВОСТРОТИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Предлагаемые изменения позволят организациям, кроме бюджетных, для которых законодательством России предусмотрено обязательное наличие собственных аварийно-спасательных служб и формирований, направлять средства, полученные от выполнения договоров по обслуживанию объектов и территорий, в доход этих организаций. Законопроект, напоминаю вам, принят во втором чтении 21 марта, доработан с учётом принятых поправок, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, подготовлен к третьему чтению. Заключение Правового управления на проект федерального закона имеется, оно положительное. Уважаемые депутаты, учитывая изложенное, прошу поддержать законопроект и принять его в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Александрович. Нет замечаний по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 06 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 15
О проекте федерального закона № 398250-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в части, касающейся деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на договорной основе; принят в первом чтении 23 января 2008 года с названием "О внесении изменения в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Доклад члена Комитета по безопасности Валерия Александровича Востротина. ВОСТРОТИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, 23 января мы в первом чтении приняли законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Он касается изменения, позволяющего профессиональным формированиям в организациях, кроме бюджетных учреждений, при осуществлении деятельности которых предусмотрено обязательное наличие собственных аварийно-спасательных служб и формирований, направлять средства, полученные от выполнения договоров, в доход организаций, то есть формирования, которые созданы на федеральном уровне, на уровнях субъектов и местном, - они не будут иметь такого права, как и сегодня, а все остальные формирования будут иметь право свои заработки отчислять в доход своих организаций и тем самым использовать их для развития собственной базы и повышения профессиональной готовности спасателей. Всего к законопроекту поступило четыре поправки, три из них - в таблице, которую комитет рассмотрел 6-го числа. К сожалению, четвёртая поправка, поправка правительства, поступила в Думу уже после того, как законопроект был рассмотрен на заседании комитета. Сегодня у вас на руках есть эта поправка. Мы её изучили. Суть её в том, чтобы слова "органы государственной власти" и "органы государственной власти субъектов" заменить словами "федеральные органы исполнительной власти" и "органы исполнительной власти субъектов". Ну, это более юридически выверено. Данная поправка существенна, соответствует статьям 7 и 8 действующего федерального закона, поэтому её принятие мы считаем необходимым. Тем не менее мы предлагаем принять эту поправку частично, а именно согласиться с заменой вот этих двух юридических терминов. Что касается остальной формулировки абзаца третьего, то мы предлагаем оставить всё в том виде, в каком было предложено комитетом. Дело в том, что поправка, направленная в Госдуму правительством, учитывала старую редакцию указанного закона. Ну это всё последствия того, что опоздали с этой поправкой. Таким образом, поправки предлагается принять, а первую и третью - принять в предложенном в таблице варианте. Замечаний Правового управления по законопроекту нет. Прошу принять во втором чтении законопроект с учётом принятых поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Александрович, ещё раз, для того чтобы правильно поставить на голосование... У меня есть поправка, подписанная Жуковым, в части редакции абзаца третьего. Правильно ли я понимаю, что мы будем голосовать не в чистом виде эту редакцию? Вы сказали, что какие-то там... ВОСТРОТИН В. А. Ну понимаете, когда они готовили эту поправку, мы-то сами уже поправили всё, внесли правку, кроме вот этих слов: "федеральные органы исполнительной власти", то есть получается, что мы их опередили, и сейчас всё это совпало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. За исключением слов "федеральными органами исполнительной власти", да? Это третья строчка поправки. Это уже учтено в тексте, да? Понятно. Коллеги, ставится на голосование таблица 1... Вернее так, вопрос сначала залу: есть ли желание обсуждать какую-либо из поправок, включённых комитетом в таблицу 1? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 07 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8% Результат: принято Принимается. Так, у нас есть поправка правительства, в которой даётся новая редакция абзаца третьего и соответственно исключается абзац четвёртый законопроекта. Комитет предлагает этот текст проголосовать без слов "федеральными органами исполнительной власти". Правильно я понял вас, да? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на центральной трибуне ещё раз. ВОСТРОТИН В. А. У нас было записано "органами государственной власти" и "органами государственной власти субъектов". А мы соглашаемся с правительством и вносим, изменяем на слова "федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть мы голосуем редакцию в том виде, как она роздана. Ставится на голосование поправка правительства, розданная на отдельном листочке. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 24 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Включите режим голосования. Валерий Александрович, не убегайте далеко. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 01 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 4
О проекте федерального закона № 398250-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в части, касающейся деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на договорной основе).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Объявляется пункт 14. Это тоже первое чтение. Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Доклад члена Комитета по безопасности Валерия Александровича Востротина. ВОСТРОТИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". В настоящее время в соответствии с действующим Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе. При этом средства, полученные от выполнения договоров, направляются в доход бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Исходя из правовой нормы, закреплённой в преамбуле этого закона, пункт 4 статьи 11 закона обязывает все аварийно-спасательные службы и формирования независимо от форм собственности средства, полученные от выполнения договоров, направлять в доход бюджета соответствующего уровня бюджетной системы. Эта правовая норма противоречит статье 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми государственные и муниципальные предприятия перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления. Организация действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В данном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, которое определяет порядок совместной деятельности, устанавливает порядок распределения прибыли и убытков. Представленный законопроект устраняет указанное противоречие и закрепляет ныне действующую правовую норму только за организациями, созданными на бюджетной основе. Таким образом, организации, кроме бюджетных учреждений, занимающиеся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством России предусмотрено обязательное наличие у них собственных аварийно-спасательных служб и формирований, получают право направлять средства, полученные от выполнения договоров по обслуживанию объектов и территорий, после оплаты в бюджет соответствующих отчислений в доход организаций. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект. Правительством были высказаны замечания, которые не носят концептуального характера. В частности, Правительство Российской Федерации считает излишним отдельно прописывать правовую норму, касающуюся деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, созданных небюджетными организациями, и предлагает абзац четвёртый законопроекта исключить. В ходе подготовки законопроекта... Как авторы законопроекта, мы согласны с этим замечанием. Как сказал соавтор депутат Розуван, мы написали "масло масляное". Правительство это "масляное" убирает, оставляет только "масло". Мы однозначно готовы ко второму чтению эти замечания учесть. Замечаний Правового управления Аппарата Госдумы по законопроекту нет. Комитет по безопасности поддерживает законопроект и предлагает рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ВОСТРОТИН В. А. Поступило пятьдесят четыре отзыва из субъектов, пятьдесят из них положительные. Предлагаю данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я информирую депутатов, что на обсуждении данного вопроса присутствует заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Андреевич Пучков, так что, если будут вопросы, вы можете адресовать их и представителю правительства. Есть ли вопросы по данной теме? Есть два вопроса - у депутата Коломейцева и депутата Шубиной. Депутат Коломейцев, пожалуйста, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Валерий Александрович, скажите, пожалуйста, позволяет ли этот законопроект исправить те шероховатости, которые были допущены при реформировании противопожарной службы, при включении её в МЧС, когда у нас, вы помните, в Краснодаре, в Ростовской области сгорели интернаты, когда пожарные машины и наряды, которые принадлежали хозяйствам, были упразднены, а в местных поселениях не были созданы и в результате пожарные должны были ехать за 30-50 километров? Законопроект ваш позволяет исправить эту оплошность и восстановить пожарные расчёты и машины? ВОСТРОТИН В. А. Спасибо, Николай Васильевич. Впрямую этот законопроект, конечно, не касается данной части спасательных сил, он в основном регулирует вопросы вливания доходов от их деятельности в совершенствование своей базы. Это в основном касается так называемых ведомственных формирований, таких как горноспасатели, которые обслуживают наши шахты, вы знаете. По нашим данным, сейчас около пятисот профессиональных спасателей, которые не могут доходы от своей деятельности использовать для развития своей же базы, я не говорю уже о вложении их в социальную сферу, в улучшение социального статуса горноспасателей. А вот тот вопрос, о котором вы говорите, конечно, регулируется совершенно другими законами и в большей своей части к этому законопроекту и к этой идее отношения не имеет, хотя косвенно, конечно, имеет, потому что, приняв такой закон, мы создадим условия для развития негосударственных спасательных формирований, которые будут прикрывать ещё неприкрытые государственными, субъектными и муниципальными спасательными формированиями объекты, в том числе, допустим, и такие ответственные социальные объекты, как интернаты, дома престарелых, школы и так далее. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шубина. ШУБИНА Л. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Законопроект даёт добро аварийно-спасательным службам на осуществление деятельности на договорной основе. Не получится ли так, что они практически все перейдут на договорную основу? Где критерии, которые определяют, договор или нет? ВОСТРОТИН В. А. Любовь Фёдоровна, повторите, пожалуйста, не слышно было ваших вопросов. Поближе к микрофону, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поближе к микрофону, пожалуйста, Любовь Фёдоровна. ШУБИНА Л. Ф. Законопроект даёт добро аварийно-спасательным службам на осуществление своей деятельности на договорной основе. Каков критерий, кто определяет, на договорной основе или не на договорной основе? Не получится ли так, что все они начнут работать по договору? ВОСТРОТИН В. А. Давайте я вам цифры приведу, чтобы было понятно. Сегодня у нас существуют государственные аварийно-спасательные формирования и службы, которые находятся на федеральном бюджете. Их численность - 3774 человека. Семь спасательных служб в субъектах Российской Федерации - 347 спасателей, почти 10 тысяч муниципальных спасателей и около 500 спасателей, которые обслуживают шахты, военизированные горноспасательные формирования - 510 человек, в МПР - 6800 спасателей, в Росатоме - более 5 тысяч спасателей. Речь идёт о тех формированиях, которые не являются государственными, им дано право деятельности на договорной основе. Помимо того что они договариваются с работодателем об обслуживании, допустим, шахт по спасению в случае аварийных ситуаций, они могут ещё выполнять ряд других работ, допустим по нейтрализации ртути, по проведению подводных работ и так далее. Вот это имеется в виду, им дано такое право. И средства, полученные от этой деятельности, они могут частично, после того как заплатят налоги, использовать для развития своей базы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше вопросов нет. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Депутат Герасимова, депутат Москалец. Нет больше рук, я не вижу. Подводим черту: два выступления. Пожалуйста, депутат Герасимова. С места. ГЕРАСИМОВА Н. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, этот закон сегодня ждут профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, он очень важен. Он позволяет расширить круг видов дел, которые могут осуществлять аварийно-спасательные формирования по договору. Я ещё раз хочу обратить внимание, что в основном эти профессиональные аварийно-спасательные службы созданы при частных предприятиях, чьи производства опасны для людей, которые там работают, а также для населения, которое проживает вокруг таких производств. И главное, будет возможность социально как-то защитить спасателей, возможность увеличить социальные выплаты, а также совершенствовать учебную и материальную базы с использованием новейших технологий и техники, поэтому очень важный сегодня законопроект рассматривается у нас в Думе. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Москалец, пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Действительно, ещё в 95-м году в Федеральном законе "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" для профессиональных, я подчёркиваю, именно для профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований была заложена возможность осуществлять свою деятельность на договорной основе. Сегодня мы рассматриваем не принципиально новое положение, а уточняем порядок использования средств, полученных от выполнения договоров. К сожалению, в материалах не указана практика применения действующей нормы права. Тем не менее предлагаемое уточнение никак не повредит выстраиванию подходов к практическому решению этих вопросов, тем более что до сих пор не очень-то понятно, как и с кем аварийно-спасательные службы будут заключать договоры на обслуживание территорий, так как в отличие от объекта тут не только неопределённое состояние, а неясен результат, на который должна работать аварийно-спасательная служба, к тому же создаваемая ещё и самим же территориальным органом управления. Ещё нам не надо забывать, что оказание помощи, спасение является первичным, а исполнение договора и даже его наличие - это вторично. Да и вообще пора бы нам подумать о том, что законопослушный гражданин должен подлежать полной и безвозмездной защите со стороны государства, за это, кстати, он уплатил все налоги и сборы и соблюдает все установленные правила поведения, а договорные подходы, возмездные действия по спасению должны иметь место в других случаях. К примеру, вот все знают, что выходить на тонкий лёд опасно, но, несмотря на запреты, идут на рыбалку, и как следствие - огромные затраты государства на спасение этих людей. Или же на автодороге абсолютное большинство дорожно-транспортных происшествий совершается по вине и в результате умышленных действий самих водителей. А кто возместит затраты, это пока остаётся вопросом. Вот на эти вопросы и надо бы ответить, в том числе и при подготовке к рассмотрению во втором чтении. А в первом чтении предлагаемый законопроект, полагаю, нужно поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителя правительства? ПУЧКОВ В. А., статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Я выражаю признательность за внимательное и очень ответственное отношение к подготовке этого законопроекта, мы его рассматривали на заседаниях комитета. Я выражаю благодарность депутатам Государственной Думы за большую работу, которую мы проделали совместно при подготовке этого законопроекта к первому чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Нет. Докладчик не настаивает на заключительном слове. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Комитет поддерживает. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 08 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7% Результат: принято Принято.