Заседание № 135

13.12.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 39816-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (изменение редакции главы IV).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 742 по 747 из 6831
БЕЛОУСОВ А. Н., депутатская группа "Народный депутат".                          
                                                                                
Я просил бы пункт 45 перенести на более поздний срок (я выступаю от имени       
авторов), в связи с тем что ряд депутатов обратились с запросом в               
Конституционный Суд за разъяснением и до его получения нецелесообразно этот     
закон рассматривать.                                                            
Фрагмент стенограммы:
Строки с 951 по 995 из 6831
Депутат Белоусов вносит предложение снять с рассмотрения пункт 45.              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Белоусову. По карточке Мяки,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕЛОУСОВ А. Н. Я прошу, уважаемые коллеги, перенести этот вопрос на более       
поздний срок в связи с тем, что ряд депутатов по сути того изменения, которое   
вносится в закон, направили запрос в Конституционный Суд, и до решения          
Конституционного Суда вряд ли целесообразно этот законопроект рассматривать.    
Вот такая у меня просьба. Я выступаю от имени авторов законопроекта, которые    
представляют его в Думе. Я думаю, я имею право просить вас перенести его на     
более поздний срок.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите депутату Мокрому микрофон.           
                                                                                
Я так понял, за - против?                                                       
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единство".                                             
                                                                                
Да, я от имени Комитета по вопросам местного самоуправления. Я полагаю, что     
этот вопрос переносить не надо, его надо рассматривать. А будет решение         
Конституционного Суда - потом вернемся к этой теме. Просто это уже вечная       
история с законопроектами, которые вносит депутат Белоусов: он их вносит и      
потом всё время просит снять. Они у нас за комитетом постоянно числятся, но     
решений по ним так и нет.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, депутат Белоусов внес предложение от   
имени авторов - пункт 45 сегодня из нашей повестки исключить. Комитет           
настаивает на рассмотрении. Кто за то, чтобы исключить пункт 45? Прошу          
голосовать.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.             17,1%                        
Проголосовало против           52 чел.             11,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    130 чел.                                          
Не голосовало                 320 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Пункт 45 остается в повестке дня.                                               
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1169 по 1193 из 6831
БЕЛОУСОВ А. Н. Владимир Александрович, я еще раз прошу вернуться к 45-му        
вопросу. Если автор просит перенести срок рассмотрения закона, то он имеет на   
это право и никто принудительно не может заставить его этот закон сегодня       
оглашать. Поэтому я убедительно прошу депутатов вернуться еще раз к             
голосованию по 45-му вопросу и поддержать перенос этого законопроекта, так      
как являюсь автором.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Поступило предложение депутата Белоусова вернуться к голосованию по пункту      
45. Кто за это предложение? Прошу голосовать.                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за               61 чел.             31,9%                        
Проголосовало против          129 чел.             67,5%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,5%                        
Голосовало                    191 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не вернулись к голосованию.                                                     
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5126 по 5431 из 6831
Пункт 45: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Александра          
Николаевича Белоусова.                                                          
                                                                                
БЕЛОУСОВ А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Несмотря на   
то что я просил перенести этот законопроект на более поздние сроки, Дума меня   
не поддержала, и я хочу выступить по этому законопроекту.                       
                                                                                
О чем идет речь? Речь идет о том, что если с конституционной точки зрения       
рассмотреть ситуацию сегодняшнего дня, то местного самоуправления в             
конституционном понимании как такового в стране просто не существует. По        
каким основаниям? В первую очередь в соответствии с частью 2 статьи 130         
Конституции местное самоуправление осуществляется гражданами в обязательных,    
это я подчеркиваю, в обязательных, или императивных, двух формах: прямого       
волеизъявления (это собрание, сход, референдум) и через орган местного          
самоуправления, выборный либо другой.                                           
                                                                                
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления..."   
введением понятия "муниципальные образования" в своей главе IV - это статьи     
22 и 27 закона - исключает формы прямого волеизъявления как обязательный        
принцип организации местного самоуправления. Остаются только органы. Каковы     
правовые последствия этого? Прежде всего, это касается численности населения    
территорий. Это может быть город с населением 100 тысяч человек, и это может    
быть город с полуторамиллионным населением, как, скажем, Самара. И как          
следствие такой территориальной организации местного самоуправления в           
реальной жизни имеет место конфликт - конфликт между мэром и губернатором. Я    
хочу сказать, что мы фактически создали властный институт, который, что бы ни   
говорили, не подотчетен ни государственной власти, ни местному населению.       
                                                                                
В связи с этим в современной России отчетливо прослеживаются две тенденции.     
Первая. С одной стороны, это отстраненность государства от местных дел,         
оправдываемая ссылкой на предусмотренную статьей 12 Конституции                 
самостоятельность самоуправления, либо, наоборот, откровенные попытки ряда      
региональных лидеров свести институт местного самоуправления к своего рода      
декорации в связи с их очевидным нежеланием делиться своими властными           
полномочиями и финансовыми ресурсами.                                           
                                                                                
С другой стороны, абсолютизация местного самоуправления порождает диктат и      
самодурство многих руководителей органов местного самоуправления, которые,      
одновременно возглавляя исполнительную и законодательную власть, по существу,   
являются единоличными хозяевами и распорядителями муниципальной собственности   
и финансов, что также порождает бесконтрольность в их деятельности, открывает   
возможности для нового передела собственности, приводит к крупным хищениям и    
множеству финансовых злоупотреблений. И об этом свидетельствует официальная     
криминальная статистика, об этом часто бывают публикации в прессе, из которых   
мы видим, что в главы муниципальных образований подались личности с             
криминальным прошлым.                                                           
                                                                                
В той пояснительной записке, которая представлена к данному законопроекту,      
отмечается, что фактическое отсутствие и ликвидация самостоятельного местного   
самоуправления на низовом уровне - в городских и сельских поселениях, где на    
практике образуется лишь территориальное общественное самоуправление, - тем     
самым ущемляют конституционное право населения на осуществление местного        
самоуправления в формах прямого волеизъявления.                                 
                                                                                
Вот если мы откроем с вами статью 130 Конституции, пункт 2, то увидим:          
"Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов,   
других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного     
самоуправления". Если мы достанем с вами закон о местном самоуправлении,        
глава V, статья 22 "Местный референдум", то там записано в пункте 1, что по     
вопросам местного значения может проводиться местный референдум. Если           
Конституция говорит о том, что это прямая форма, императивная форма прямого     
волеизъявления, то здесь это допустимая форма, что противоречит Конституции.    
То же самое касается и статьи 24 "Собрание (сход) граждан", здесь говорится,    
что в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут    
созываться собрания (сходы) граждан.                                            
                                                                                
Вот в этой связи более ста депутатов подписали запрос в Конституционный Суд о   
соответствии закона "Об общих принципах организации местного                    
самоуправления..." Конституции Российской Федерации. Поэтому, конечно,          
целесообразнее было бы вернуться к этому законопроекту и рассматривать те       
изменения, которые предлагаются, после того, как будет получено заключение      
Конституционного Суда. Но тем не менее я думаю, что и сегодня это еще не        
поздно сделать.                                                                 
                                                                                
Второй момент, на котором хотел бы я остановиться (а тут, по сути дела, есть    
два основных момента, один я как бы уже осветил), - это особенности местного    
самоуправления в казачьих поселениях. Вот этот вопрос местного самоуправления   
в казачьих поселениях связан с тем, что уже традиционно многовековой уклад      
казачьей жизни сложился и такие поселения имеют место быть более чем в 70       
регионах нашей страны. Тем более, что в соответствии с последними указами       
Президента Российской Федерации и принятой Правительством Российской            
Федерации концепцией возрождения казачества в целях охраны государственных      
границ планируется размещение в приграничных районах казачьих станиц. На        
практике в Оренбургской области это уже начинает реализовываться. Поэтому в     
этом случае казачьи станицы подпадают под то же самое федеральное               
регулирование в соответствии со статьей 4, пунктом 16, закона "Об общих         
принципах организации местного самоуправления...".                              
                                                                                
Итак, подводя итог, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что идея настоящего         
законопроекта формулируется в понятиях особенностей местного самоуправления в   
казачьих поселениях и осуществления местного самоуправления в формах прямого    
волеизъявления.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по вопросам           
местного самоуправления Мокрому Владимиру Семёновичу.                           
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Семёнович.                                                 
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты!                
Рассматриваемый законопроект предлагает включить в компетенцию органов          
государственной власти Российской Федерации регулирование особенностей          
организации местного самоуправления в казачьих поселениях. При этом само        
понятие такого поселения не раскрывается и не определяется его статус.          
                                                                                
Действующая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации        
местного самоуправления в Российской Федерации" содержит норму о                
регулировании федеральными законами особенностей организации местного           
самоуправления в приграничных территориях, закрытых                             
административно-территориальных образованиях. Это обусловлено особым            
положением данных территорий, связанным с определением статуса, и защитой       
государственной границы, обороной и безопасностью государства. Указанные        
вопросы в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации           
находятся в ведении Российской Федерации.                                       
                                                                                
Комитет считает, что в казачьих поселениях местное самоуправление не имеет      
принципиальных условий и особенностей, которые требовали бы их регулирования    
на федеральном уровне. Традиции, которые имеются в казачьих поселениях, могут   
быть учтены в законах субъектов Российской Федерации о местном                  
самоуправлении. Разнообразие форм осуществления местного самоуправления в       
указанных поселениях и различных субъектах не нарушает, а, наоборот,            
соответствует статье 131 Конституции Российской Федерации, согласно которой     
местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных      
традиций.                                                                       
                                                                                
Законопроект в статье 22, устанавливающей формы прямого волеизъявления, не      
указывает в качестве одной из них выборы, а в статью о муниципальных выборах    
предлагает включить главу 1 федерального закона, в которой определяются общие   
положения. Однако часть 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации           
закрепляет положение о том, что местное самоуправление осуществляется           
гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления,      
через выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом,          
Конституция признает выборы одной из форм прямого волеизъявления.               
Следовательно, названное положение законопроекта не согласуется с               
конституционной нормой.                                                         
                                                                                
Необходимо обратить внимание также на то, что статья 22 законопроекта,          
устанавливая формы прямого волеизъявления, указывает только собрания,           
конференции и местные референдумы, что не соответствует статье 130              
Конституции Российской Федерации, в которой не дается исчерпывающий перечень    
этих форм, тем самым предлагается разнообразие их видов. Следует также          
отметить, что Федеральный закон "Об общих принципах организации местного        
самоуправления в Российской Федерации" в качестве форм прямого волеизъявления   
граждан называет еще народную правотворческую инициативу, обращение граждан в   
органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление.    
Законопроект необоснованно и неправомерно исключает полностью эти формы.        
                                                                                
Проект устанавливает зависимость формы осуществления местного самоуправления    
от численности населения, проживающего на соответствующей территории            
муниципального образования (статья 23). Так, в поселениях с численностью до 5   
тысяч человек предусматривается осуществление местного самоуправления в форме   
собраний и конференций. Тем самым население данных поселений лишается права     
самостоятельного выбора формы осуществления местного самоуправления,            
предоставленного ему статьей 130 Конституции Российской Федерации, лишается     
оно также конституционного права избирать органы местного самоуправления        
(статья 32 Конституции Российской Федерации).                                   
                                                                                
Однако следует иметь в виду, что согласно статье 131 Конституции Российской     
Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением     
самостоятельно. Статья 132 Конституции устанавливает определенные полномочия    
органов местного самоуправления и порядок наделения их отдельными               
государственными полномочиями. Таким образом, Конституция Российской            
Федерации предполагает наличие органов местного самоуправления на всех          
территориях, где осуществляется местное самоуправление. Кроме того, в           
постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998      
года по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции    
Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года      
"Об органах исполнительной власти в Республике Коми" содержится заключение о    
том, что противоречат Конституции Российской Федерации положения нормативных    
правовых актов, допускающие, что в каком-либо муниципальном образовании         
отсутствует как местный представительный орган, так и сход (собрание)           
граждан.                                                                        
                                                                                
Необходимо обратить внимание также на неопределенность используемого в          
законопроекте понятия "внутрипоселенческие территории". В законопроекте         
существует и внутреннее противоречие, поскольку в статье 22 говорится о         
собраниях и конференциях как о самостоятельных формах местного                  
самоуправления, а в статье 24 уже рассматриваются они в качестве одной и той    
же формы.                                                                       
                                                                                
Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам право избирать и       
быть избранными в органы местного самоуправления, а Федеральный закон "Об       
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации" устанавливает, что граждане участвуют в выборах   
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном           
голосовании. Однако законопроект предполагает возможность избрания в органы     
местного самоуправления на собрании (статья 24), то есть нарушается один из     
принципов избирательного права.                                                 
                                                                                
В соответствии со статьей 25 законопроекта вопросы местного значения,           
выносимые на местный референдум, определяются уставом муниципального            
образования в соответствии с законодательством субъектов Российской             
Федерации. Однако такое положение не соответствует Федеральному закону "Об      
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации", который также осуществляет регламентирование     
данного вопроса, определяя те вопросы, которые не могут быть вынесены на        
местный референдум.                                                             
                                                                                
Проект устанавливает, что организация и порядок проведения местного             
референдума регулируются законодательством субъекта Российской Федерации. Но    
согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и        
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 2)         
местный референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской          
Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов   
Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. А в           
соответствии со статьей 1 указанного федерального закона федеральные законы и   
законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и    
референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны ему                 
противоречить.                                                                  
                                                                                
Законопроектом также предлагается исключить из Федерального закона "Об общих    
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статью    
3 как противоречащую конституционному принципу императивности осуществления     
местного самоуправления гражданами. Однако положения данной статьи не           
противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку, во-первых, они        
воспроизводят конституционные нормы о формах осуществления гражданами           
местного самоуправления, в том числе о формах прямого волеизъявления,           
во-вторых, развивают конституционные нормы о местном самоуправлении.            
                                                                                
На законопроект получены отклики от 32 субъектов Российской Федерации, из них   
15 - против, 17 - за.                                                           
                                                                                
Исходя из изложенного, Комитет по вопросам местного самоуправления              
рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О        
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах         
организации местного самоуправления в Российской Федерации".                    
                                                                                
На законопроект также есть заключения и Правового управления, и Правительства   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Семёнович.                              
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику со стороны субъектов права          
законодательной инициативы, депутатов? Нет? Есть ли желающие выступить по       
данному законопроекту? Нет? Представитель Президента? Представитель             
Правительства? Нет. Есть ли желание выступить с заключительным словом?          
                                                                                
Пожалуйста, Александр Николаевич.                                               
                                                                                
БЕЛОУСОВ А. Н. Мы вроде бы как говорим на одном языке, но, к сожалению, друг    
друга не понимаем. Речь идет об очень простом. Два аспекта возражений.          
                                                                                
Вот первое, по пункту 16 статьи 4. Традиционные казачьи станицы расположены     
на территории порядка 70 субъектов Российской Федерации. Регулирование 70       
законодательствами региональными неизбежно приведет к искажению этой            
особенности и к искусственному многообразию. Данный закон это устраняет,        
поэтому здесь именно нужен закон федерального уровня.                           
                                                                                
Второе, в части предлагаемой новой редакции главы V. Статьи 23 "Муниципальные   
выборы", 26 "Обращения граждан в органы местного самоуправления" и 27           
"Территориальное общественное самоуправление..." (это ТОСы) переносятся в       
главу I. То есть никуда они не исчезают из закона, они просто переходят в       
главу I. Почему? Потому, что указанные институты не относятся к институтам      
осуществления местного самоуправления, то есть не являются субъектами права     
принятия управленческого решения по вопросам местного значения. Поэтому им      
нет места в главе, регулирующей как принципы организации субъекта права         
принятия такого управленческого решения, так и принципы решения этим            
субъектом вопросов местного значения.                                           
                                                                                
Теперь вопрос о муниципальных выборах. Это институт создания, или               
организации, субъекта права принятия управленческого решения, органов и         
должностных лиц местного самоуправления. Обращение граждан в органы местного    
самоуправления (я, Владимир Семёнович, отвечаю последовательно на каждое ваше   
возражение) - это конституционное право граждан на обращение. Его даже нельзя   
отнести к форме прямого волеизъявления, понимаемому как волеизъявление          
большинства граждан, проживающих на данной территории. Территориальное          
общественное самоуправление - это самоорганизация граждан, то есть относится    
к сфере гражданских отношений, в которой обязательно равенство партнеров.       
Здесь же они отнесены к сфере властных отношений, для которых характерны        
отношения подчинения, но ни в коем случае не равенства. Другие формы участия    
населения в осуществлении местного самоуправления противоречат Конституции      
Российской Федерации, согласно части 2 статьи 130 которой местное               
самоуправление осуществляется гражданами именно в императивной форме, не        
населением в форме его участия. Как раз об этом мы и говорим, ибо смешение      
гражданской сферы, сферы правоотношений и властной сферы в одном законе и в     
одной главе недопустимо. Вот о чем я хотел сказать.                             
                                                                                
И более того, я хочу сказать, что у меня немножко другая статистика: из 28      
субъектов Российской Федерации 17 поддерживают этот закон. Липецк               
поддерживает один из пунктов, именно пункт 16, о казачестве, и 11 выступают     
против этого закона. То есть большинство субъектов Российской Федерации         
данный законопроект поддерживает.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Переходим к голосованию по законопроекту. Кто за принятие законопроекта под     
номером 45, проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации" в первом чтении? Прошу голосовать.                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за               42 чел.              9,3%                        
Проголосовало против           58 чел.             12,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    100 чел.                                          
Не голосовало                 350 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.                                                    

Заседание № 121

17.10.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 39816-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (изменение редакции главы IV).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 476 по 485 из 6846
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "ЯБЛОКО".                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, от имени авторов законопроекта я прошу вас не                
рассматривать сегодня и отложить пункт 10 повестки дня - проект федерального    
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих         
принципах организации местного самоуправления...", - поскольку, во-первых,      
нет докладчика основного, а, во-вторых, необходимо провести еще                 
дополнительные консультации, возможно, сделать запрос в Конституционный Суд.    
Поэтому прошу отложить.                                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 678 по 682 из 6846
Депутат Емельянов предлагает отложить вопрос под номером 10. Мотивация          
прозвучала: нет докладчика, и комитет хочет продолжить работу над данным        
законом. Давайте мы его исключим сегодня из повестки дня. Тем более, что        
отсутствует докладчик основной.                                                 
                                                                                

Заседание № 94

17.05.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (изменение редакции главы IV).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 623 по 649 из 6483
БЕЛОУСОВ А. Н., депутатская группа "Народный депутат".                          
                                                                                
Я прошу снять с повестки дня вопрос 30. С этой просьбой я обращался в Совет     
Думы. К сожалению, там ошибочно обсуждался совершенно другой закон, и он был    
включен в повестку дня. Причина снятия заключается в том, что возникает         
необходимость проведения парламентской научно-практической конференции, о чем   
я и просил Совет Государственной Думы.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто хотел, Александр Николаевич, дать пояснение. С   
этим законом у нас непонятно что творится. Если закон Советом Думы              
определяется и ставится на рассмотрение, проводить парламентские слушания       
поздно, надо всё это делать раньше.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Семёнович Мокрый, дайте комментарий. Нет его. Кто даст     
комментарий? А-а, вы пересели. Пожалуйста.                                      
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единство".                                             
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Действительно, этот вопрос    
давно уже обсужден в комитете, и постоянно авторы законопроекта пытаются        
снять его с рассмотрения на парламентском заседании. Мнение комитета: его       
надо рассмотреть на парламентском заседании. Заключение комитета я доложу       
потом...                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, потом при обсуждении вы выступите.