Заседание № 33
02.07.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 398020-4 "О ратификации протоколов к Соглашению между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки относительно безопасных и надёжных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3220 по 3691 из 10065
Приступаем к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 14-й пункт. О проекте федерального закона "О ратификации протоколов к Соглашению между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки относительно безопасных и надёжных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 года". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Ивановича Кисляка. Пожалуйста, Сергей Иванович. КИСЛЯК С. И., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение вынесены два протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки относительно безопасных и надёжных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 года. Несколько слов об истории вопроса. После распада Советского Союза перед Российской Федерацией, как ответственным государством, встал целый ряд, надо сказать, беспрецедентных задач. Одной из них была задача, связанная с вывозом на территорию Российской Федерации всего ядерного оружия Советского Союза, которое находилось на территориях республик. Это была уникальная задача, такую не решало ни одно государство за всю историю существования. Она решалась в интересах безопасности нашего государства с точки зрения укрепления международной стабильности. В этот момент американцы предложили нам помощь, и финансовую, и техническую, которая была тогда крайне востребована, особенно с учётом кратких сроков, в рамках которых решались соответствующие задачи. Однако для того, чтобы осуществлять эту помощь, необходимо было международное соглашение, которое в 1992 году и было разработано. В результате в том числе и вклада по линии этого соглашения задача вывоза ядерного оружия из бывших советских республик была своевременно и, самое главное, безопасно решена Российской Федерацией. По мере развития взаимоотношений американская сторона стала нам оказывать содействие в выполнении других международных разоруженческих соглашений и соответствующих обязательств Российской Федерации. И сегодня продолжается оказание содействия в ликвидации ядерного и химического оружия, сокращении стратегических наступательных вооружений, совершенствовании физической защиты ядерных материалов, в их учёте и контроле. О чём идёт речь? Речь идёт об оказании материального содействия, но, естественно, все мероприятия на российской территории осуществляются российскими специалистами и российскими военнослужащими там, где речь идёт об объектах чувствительных. С 1992 года по этому соглашению предоставлен существенный объём помощи, который оценивается примерно в 52 миллиарда рублей, это более 2 миллиардов долларов США. Соглашение - это первое соглашение такого рода, которое было заключено с иностранным государством, - разумеется, было и результатом компромиссов. И в условиях 1992 года, в период становления новой государственно-правовой системы страны, американской стороне были предоставлены привилегии и иммунитеты, включая освобождение от гражданской ответственности даже за преднамеренный ущерб. По ходу реализации соглашения нам, однако, удалось скорректировать некоторые элементы соглашения. В протоколе 1999 года, который вынесен на ваше рассмотрение, среди прочего решается и эта задача: по условиям протокола иммунитеты предоставляются только государственным гражданским и военным служащим США, хотя изначально таковыми пользовался и персонал подрядчиков. Должен сказать, что за время работы по этому соглашению нашими ведомствами были разработаны и успешно осуществляются все необходимые процедуры, в том числе и в отношении допуска американцев в той части, которая касается проверки целевого расходования средств, так, чтобы никакая чувствительная информация Российской Федерации не попадала в руки иностранных представителей. За все эти годы данные процедуры отработаны, налажены и осуществляются на основе взаимодействия соответствующих ведомств, и мы достаточно уверенно говорим, что продолжение осуществления этих программ, которые на сегодняшний день уже запущены, отвечало нашим интересам и продолжает отвечать нашим интересам. В 2005 году, когда встал вопрос о дальнейшей судьбе соглашения, а оно продляется каждые семь лет, ведомства провели дополнительный анализ целесообразности работы по программам, предусмотренным этим соглашением. И они пришли к выводу о том, что осуществление всех проектов в рамках соглашения вплоть до их завершения продолжает оставаться соответствующим интересам Российской Федерации. Более того, средства, которые поступают по линии этого соглашения от американской стороны, учитываются в ряде федеральных целевых программ вплоть до 2013 года. Вместе с тем мы исходим из того, что, если нам понадобятся новые, аналогичные по характеру договорённости с США в сфере разоружения, мы будем заключать их на несколько скорректированных условиях. Стандарты в этой области за период существования соглашения уже сформированы в ряде других соглашений, в том числе и в договорённостях с американцами, и тогда это будет уже решаться на новой основе. Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что, несмотря на ряд изначальных изъянов, которые были исправлены и в протоколе, находящемся на вашем рассмотрении, и путём осуществления практических мер контроля за этими программами, соглашение продолжает оставаться отвечающим нашим долгосрочным интересам. Мы предложили ратифицировать два протокола, которые мы вынесли на ваше рассмотрение, применительно к действующим исполнительным соглашениям. Что это на практике означает? Это означает, что те программы, которые на сегодняшний день запущены и успешно осуществляются, будут доведены до конца. Но новых соглашений в рамках этого документа заключаться уже не будет, все новые будут заключаться на другой основе. Должен сказать, что мы выносим на ратификацию два протокола, которые являются документами о продлении срока действия соглашения. Само соглашение было подписано в 1992 году и в соответствии с его условиями и юридической практикой того времени вступило в силу с момента его подписания. Через семь лет был подписан протокол о его продлении на следующие семь лет (протокол 1999 года), и он был введён в силу незамедлительно на основе временного применения. Однако в России произошло несколько изменений в структуре правительства, что требовало внесения изменений в этот протокол с точки зрения определения исполнительных органов с российской стороны. Это был мучительно долгий процесс переговоров с американцами. Мы подошли полностью к завершению этого процесса в 2006 году, когда уже назрел вопрос о следующем этапе продления соглашения. Поэтому мы приняли решение предложить - и выносим это на ваше рассмотрение, - чтобы сразу и второй протокол был ратифицирован (он был подписан), о продлении на последующие семь лет. И таким образом, судьба соглашения после ратификации протокола - мы на это надеемся - Государственной Думой будет полностью определена. Срок действия соглашения - до завершения действующих проектов, а новые соглашения будут подписываться уже на новой основе. Почему возникает вопрос о ратификации протокола 99-го года, хотя, казалось бы, его действие уже истекло? Потому, что помимо продления срока действия самого соглашения в него включены важные для нас элементы, которые уточняют порядок предоставления иммунитетов американской стороне, распространяя их, как я это и говорил с самого начала, только на официальных представителей американского государства, но никак не на подрядчиков, которых американцы нанимают в тех случаях, когда участвуют в проектах. Поэтому ратификация этого протокола нам представляется крайне важной. Суммируя, хотел бы сказать, что соглашение по-прежнему отвечает интересам Российской Федерации, российских ведомств, работающих по уже начатым программам. Оно позволяет экономить существенные средства в российском бюджете. По предварительным оценкам наших ведомств, примерно ещё миллиард долларов мы вполне можем получить до завершения действия соглашения. Практика применения этого соглашения отработана в деталях нашими соответствующими ведомствами так, что никакие из наших чувствительных интересов не могут быть затронуты. И поэтому мы очень просим Государственную Думу ратифицировать два протокола, которые позволят осуществить до конца действующие проекты, перечисленные в представленных на ваше рассмотрение документах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по международным делам Константина Иосифовича Косачёва. Пожалуйста. КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я хочу сразу признаться, что на моей памяти работы в Комитете по международным делам - а я уже девятый год занимаюсь этой работой, - наверное, более сложной ратификации у нас не было, сложной с юридической точки зрения. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы ратифицируем протоколы к соглашению, которое само по себе никогда не было предметом ратификации, поскольку вступило в силу до принятия Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 1995 года. Мы ратифицируем два протокола, срок действия одного из которых уже закончился. И поэтому с юридической точки зрения эта конструкция требовала глубочайшей проработки, аналитического и правового осмысления. И, вынося сейчас на ваше обсуждение положительное заключение Комитета по международным делам, мы делаем это абсолютно обоснованно, убедившись в том, что юридическая чистота этого вопроса соблюдена, и, что самое главное, реализация этого соглашения с Соединёнными Штатами Америки действительно отвечает национальным интересам Российской Федерации. В комитете мы рассматривали данный пакет документов трижды: два раза в предыдущем созыве, в апреле и в июне прошлого года, и уже окончательно в марте этого года действующим составом Комитета по международным делам. По мере этой работы мы запрашивали дополнительную информацию от всех участвующих в реализации соглашения российских ведомств об объёмах и характере сотрудничества с Соединёнными Штатами Америки. Мы тщательнейшим образом прорабатывали с юристами вопрос необходимости или отсутствия необходимости в ратификации дополнительных документов, которые входят в пакет, но не являются частью соглашения. И должен сказать, что потребовалось несколько согласительных совещаний юристов Государственной Думы, юристов Министерства иностранных дел и других заинтересованных ведомств. Должен также сказать, что не во всём эти юристы смогли договориться и по ряду позиций Комитету по международным делам пришлось занимать уже политическую позицию. И тем не менее, ещё раз повторю, мы выносим на ваш суд положительное заключение на данный законопроект, рекомендуя Государственной Думе ратифицировать протоколы. По мнению представителей всех, - подчеркну - всех российских ведомств, участвующих в соответствующих программах по восьми исполнительным соглашениям по данной тематике, ратификация протоколов полностью отвечает интересам России и позволит успешно, в полном объёме завершить к 2013 году осуществление программы российско-американского сотрудничества в этой области. Что не менее важно? Предлагая ратифицировать данные протоколы, мы исходим из того, что тем самым окончательно закрываем - подчеркну, не открываем, а закрываем - эту страницу российско-американского сотрудничества на условиях, которые прописаны в соглашении, подписанном ещё в 1992 году. Последующее взаимодействие с американской стороной в этой области будет осуществляться на более выгодных для нас принципах, отвечающих сегодняшнему состоянию нашей экономики и возросшим возможностям военно-промышленного комплекса. Одной из серьёзных претензий к данному пакету документов было то, что в очередной раз мы столкнулись с практикой временного применения международных договоров Российской Федерацией, в данном случае - на протяжении ряда лет. И это, безусловно, является темой постоянного нашего диалога с исполнительными органами власти, мы добиваемся того, чтобы такая практика не имела места в принципе. Буквально вчера у нас состоялось по инициативе комитета межведомственное совещание с участием в том числе представителей аппарата правительства, где нам были даны заверения, что эта практика окончательно уйдёт в прошлое и в дальнейшем любые международные соглашения на ратификацию будут выноситься в пределах срока временного применения, который установлен федеральным законом и, как известно, составляет шесть месяцев. Тем не менее это наше замечание и эта наша претензия, на наш взгляд, не являются препятствием, собственно говоря, к ратификации представленного пакета документов. В заключение я добавлю, что нами получены положительные отзывы по данному законопроекту от Комитета Государственной Думы по обороне, соисполнителя, а также от Комитета Совета Федерации по международным делам. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Три руки: Локоть, Останина и Романов. Будем считать, что у нас запись завершена. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Видимо, вопрос к Сергею Ивановичу, представителю МИДа. Уважаемый Сергей Иванович, конструкция действительно странная, когда - вот пояснил Константин Иосифович - мы ратифицируем протоколы, насколько я понимаю, не ратифицировав самого соглашения. А почему, каковы причины? Почему мы не ратифицировали его? Может быть, соглашение составлено не совсем в интересах Российской Федерации, потому что и время-то, когда оно подписывалось, 92-й год, было такое, когда российская дипломатия - ну, это не в ваш адрес - в целом во внешней политике, хочу сказать, играла в поддавки с Соединёнными Штатами? И не является ли сегодняшнее решение, которое предлагается Государственной Думе, продолжением вот этой самой игры в поддавки? КИСЛЯК С. И. Ситуация действительно не совсем обычная с правовой точки зрения. Почему не ратифицировался документ 92-го года? Потому что, как я уже говорил, и Константин Иосифович это тоже подчёркивал, по условиям соглашения оно вступало в силу с момента подписания. В то время не было столь развитого законодательства в области международно-правовой деятельности Российской Федерации, как сегодня, и оно с юридической точки зрения полностью соответствовало нормам того времени. После вступления в силу оно успешно выполнялось, и возвращаться к его ратификации уже, конечно, было бы алогично. Через семь лет наступило время, когда надо было решать, продлевать это соглашение или нет, поэтому были подписаны протоколы. Вот протоколы, поскольку это документы уже новые и действуют в новых правовых условиях, естественно, выносятся на ратификацию. Что касается того, являлось ли это игрой в поддавки с Соединёнными Штатами... Не думаю, соглашение ведь было крайне полезным для решения наших задач. Вот из этого, наверное, и исходили. Оно подписывалось, потому что оно отвечало нашим интересам, интересам наших военных, потому что тогда, как я говорил, одной из центральных задач, почему встала необходимость выработки этого соглашения, был вывоз ядерного оружия с территории Казахстана и Украины. И эта огромнейшая операция проводилась спокойно, стабильно, абсолютно безопасно, и отчасти это благодаря тому, что было оказано содействие специальными материалами, вагонами и специальной техникой для обеспечения физической безопасности мероприятий, которые осуществлялись, я ещё раз подчеркну, российскими военнослужащими, и никем иным. Соглашение, безусловно, сыграло позитивную роль в решении задач нашей безопасности в тот достаточно ответственный момент. Наверное, если бы мы это соглашение готовили в сегодняшних условиях, мы сделали бы его чуть-чуть лучше. Более того, мы в последние годы заложили новые стандарты здесь, прежде всего подписав соглашение с европейцами об оказании помощи в экологической сфере. Это стало прецедентом, который уже начал тиражироваться в других соглашениях, и Государственная Дума последовательно поддерживает их, принимая решения о ратификации. Сейчас, решая этот вопрос, мы исходим из того, что есть восемь проектов в рамках соглашения, которые осуществляются по линии соответствующих ведомств и срок действия которых заканчивается по-разному для каждого, до 2013 года. Поэтому предлагаем ратифицировать эти протоколы, но ратифицируем мы их не абстрактно, мы ратифицируем применительно к тем соглашениям, которые там приложены, список которых у вас есть. И по сути, этим, если хотите, мы подводим черту под осуществлением этого... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Сергею Ивановичу. Уважаемый Сергей Иванович, несмотря на то что в основном своём сообщении вы говорили об июньском протоколе 99-го года, всё-таки чёткого ответа на вопрос, почему до сих пор не выносились на ратификацию протоколы о продлении соглашения, подписанные в июне 99-го года и в июне 2006 года, мы не получили. И не является ли сегодняшняя ратификация протоколов способом задним числом легитимизировать соглашение 92-го года, а заодно и все издержки его осуществления? Вы сами признали, что они есть. Это соглашение даже Правительством Российской Федерации признаётся неравноправным и невыгодным для нас. КИСЛЯК С. И. Прежде всего я не согласен, что оно признаётся Правительством Российской Федерации невыгодным для нас. Я несколько раз подчёркивал, что выполнение проектов, которые запущены, соответствует российским интересам, соответствует полностью как с точки зрения решения конкретных задач, на которые они нацелены, так и с точки зрения обеспечения наших чувствительных секретов. Всё здесь делается полностью в соответствии с российскими интересами. Никакой попытки задним числом легитимизировать соглашение, которое было легитимно с самого начала, здесь, безусловно, нет. То, что протокол был вынесен на ратификацию с опозданием, - это, безусловно, не лучшая практика, и мы полностью с этим согласны. Здесь были и объективные причины, и, наверное, они были определяющими: как только мы подписывали соглашение, происходило изменение структуры Правительства Российской Федерации. По международным нормам мы должны были согласовать с американцами поправки к уже подписанному протоколу, которые отражали бы новый характер, новый список ведомств, являющихся с российской стороны исполнителями по этому соглашению, потому что они принимают средства, они принимают оборудование и они отвечают за их целевое использование. Надо сказать, что наши американские коллеги не очень спешили с завершением этого протокола, и именно поэтому были затяжки. Когда мы всё это наконец закончили, это уже произошло практически за год до истечения срока того протокола. И мы тогда предложили сразу решить вопрос о следующем продлении, по сути, если хотите, решить раз и навсегда судьбу договора. А суть этого решения, которое мы предлагали сегодня, как я и говорил, заключается в том, что на основе этого соглашения мы завершаем восемь проектов, которые остались по этой линии, а это химическое разоружение, это помощь в создании объектов в Щучьем и целый ряд других. А все новые соглашения будут заключаться уже на другой основе. И кстати, мы уведомили американскую сторону, что на этом история этого соглашения, выполнения восьми проектов, будет завершена. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Вопрос к представителю Министерства иностранных дел. Сергей Иванович, представители министерства не могут не произносить благожелательные фразы, когда обсуждается сложная тема. Мы понимаем вашу роль. У меня вопрос. Два конкурента, борющиеся за президентское кресло в Соединённых Штатах, пока ничем не обнадёживают Россию. Перспектива ближайших нескольких лет по ракетно-ядерному щиту России тоже довольно сложная (самое мягкое определение). Меня ещё одна проблема волнует. Пять раз генерал армии Родионов, депутат Госдумы, генерал-полковник Макашов, депутат Госдумы, и я, депутат Романов, обращались к высшим руководителям России по проблеме ХДМ, хранилища делящихся материалов (Челябинская область), - и пять раз мы получали весьма обтекаемые ответы. Американцы проектировали... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, время ещё добавьте. РОМАНОВ В. С. ...американцы проектировали, американцы ввели условия, что мы к контейнерам не имеем доступа и так далее. Касается ли ХДМ вот эта предлагаемая ратификация и если касается, то какова оценка сегодня? КИСЛЯК С. И. Я представляю Министерство иностранных дел и здесь полностью полагаюсь на мнение специалистов Росатома, что всё то, что поставлялось по этому соглашению, полностью находилось под контролем наших специалистов, и они удовлетворены тем, что никакой утечки какой-нибудь чувствительной информации благодаря принятым мерам здесь не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. КИСЛЯК С. И. Что касается позиции двух кандидатов в президенты Соединённых Штатов по поводу разоружения, то мы, естественно, к ним очень внимательно присматриваемся, поскольку мы не удовлетворены состоянием дел в области контроля над вооружениями и процессом переговоров по этим вопросам с Соединёнными Штатами, но это отдельная тема. И если есть интерес у уважаемых депутатов Государственной Думы, то мы можем по этой теме поговорить отдельно, мы с удовольствием это сделаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить кому-нибудь из депутатов? Квицинский и Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста, Юлий Александрович Квицинский. КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, договор 1992 года, о продлении действия которого здесь сегодня идёт речь, носит несбалансированный и не во всём равноправный для России характер, и это широко признанный факт. Известно, что в течение целого ряда лет он являлся препятствием для заключения более взвешенных, равноправных договоров по уничтожению оружия массового поражения, со странами ЕС в том числе. Причём этому заключению активно мешали Соединённые Штаты, которые оказывали давление на своих союзников, требуя от них повторить формулировки российско-американского договора 1992 года. И в то время мы буквально языки отбили, доказывая европейцам, что никакого дальнейшего действия договора 1992 года мы не допустим и что нужно принимать новые формулировки. Но после того, как удалось уговорить европейцев, мы как бы кинули их, продлевая договор с американцами дважды по семь лет, в 1999 и 2006 годах. Я думаю, что рассчитывать на то, что такое наше поведение укрепит наши позиции на переговорах по данной тематике с США или ещё с какими-либо возможными партнёрами, - это представляется довольно сомнительным. К тому же, коллеги, как записано в примечании, содержащемся в приложении к протоколу 2006 года, любое изменение или продление срока действия перечисленных в протоколе конкретных соглашений, что может быть сделано впоследствии, должно рассматриваться как элемент их выполнения, а включение перечня соглашений в это приложение не затрагивает прав и обязательств сторон, предусмотренных соглашением 1992 года. Вот так обстоит дело с надеждами, что после 2013 года у нас появится соглашение с США по данной тематике на новой основе. Что-то в это трудно верится. Я думаю, что ставить печать парламентского доверия на эти несколько стран и манёвры нашей исполнительной власти на протяжении долгих лет вряд ли нам стоит. Во всяком случае, фракция КПРФ не будет голосовать за ратификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я поддерживаю то, что сейчас сказал Юлий Александрович, но с небольшой оговоркой: а что изменится от того, что мы сейчас не ратифицируем протоколы к данному соглашению? Действительно, нужно просто взять и прочитать это соглашение 1992 года. Как говорят, история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Это очень напоминает ситуацию, когда сначала заключили Брест-Литовский мир и отдали огромные территории, а затем запустили врага на территорию страны. Потом Шеварднадзе точно так же отдал огромные территории на шельфе, и тут же американский Конгресс быстренько всё это ратифицировал, а мы потеряли огромные территории. Вот соглашение 1992 года - это то же самое. То есть предложив нам вроде бы помощь, ограничив нас во всех правах, разрешив всем американским военнослужащим, технарям, специалистам находиться здесь без какой бы то ни было ответственности (я об этом сказал представителю Министерства иностранных дел) и вести любую деятельность, запретив нам доступ ко всем вещам, которые были сделаны с их помощью, запретив передавать кому-либо технологии и материалы, нас тогда поставили просто в дикое, унизительное положение. И мне удивительно слышать о том, что это делается в интересах наших военных. Американцы свои базы выводят по нескольку десятков лет, оставляя территории, где они когда-то имели влияние. В данном случае нам ещё раз показали, до чего доходит жажда власти, неуёмной власти, когда Ельцин просто сдал всю страну, сдал вот таким позорным способом. Но тем, что мы не ратифицируем, к сожалению, ситуацию не вернёшь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы обсудили данный проект федерального закона. Если у Сергея Ивановича нет необходимости с заключительным словом выступить... Есть. Пожалуйста. КИСЛЯК С. И. Если можно, несколько слов. Юлий Александрович, при всём уважении, не могу с вами согласиться, что мы каким-либо образом кинули европейцев. История переговоров, которую вы описали, абсолютно верна. Именно так дело и происходило, когда американцы торпедировали соглашение, которое мы на новых условиях делали с европейцами. Но мы это сломали, мы это сломали уже протоколом 99-го года, ограничив частично, послав сигнал, заложив новые прецеденты и с европейцами, и с американцами тоже. То, что вы говорите о положениях текста протокола 99-го года, естественно, фактологически правильно, но то, что мы вынесли на ратификацию, - это соглашение применительно к восьми проектам, которые уже идут. То есть речь идёт о завершении этих проектов, но не о сохранении этого соглашения как открытого для дальнейших проектов. Что касается того, что американцы имеют возможность здесь действовать и делать что хотят в рамках этого соглашения, это абсолютно не соответствует истине, потому что если вы внимательно посмотрите на характер проектов, применительно к которым мы рассматриваем это соглашение, то они крайне ограниченны. Речь идёт в основном о содействии в части оборудования в области физической безопасности либо помощи в создании объекта по уничтожению химического оружия, когда все эти ограниченные проекты полностью контролируются соответствующими службами Российской Федерации. Никакой свободы ни для американских военнослужащих, ни для кого-то ещё действовать, как они хотят, на нашей территории применительно к этим проектам быть не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим пункт 14 на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4809 по 4827 из 10065
Блок ратификации. Пункт 14, проект федерального закона "О ратификации протоколов к Соглашению между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки относительно безопасных и надёжных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 года". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 43 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7% Проголосовало против 9 чел.2,0% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Принято.