Заседание № 28
О проекте федерального конституционного закона № 397711-3 "О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (о праве Правительства Российской Федерации устанавливать порядок и размеры возмещения судебных расходов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия". Борис Вячеславович, прошу заменить докладчика по вопросу 4: вместо Виктора Валерьевича Похмелкина - Плигин. Спасибо.
ПЛИГИН В. Н. Замена докладчика по пункту 4. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Переходим к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Вопрос 4 порядка работы, о проекте федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Доклад Плигина Владимира Николаевича, председателя комитета. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект закона "О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Законопроект внесен Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой в первом чтении 19 марта этого года. Суть законопроекта заключается в следующем. Уточняются подлежащие возмещению расходы, понесенные гражданами в связи с рассмотрением в Конституционном Суде их жалоб на неконституционность федерального закона или закона субъекта Российской Федерации. Естественно, расходы возмещаются в том случае, когда жалоба удовлетворена и оспариваемый закон признан несоответствующим Конституции Российской Федерации. К принятому в первом чтении законопроекту поступили две поправки: это поправка депутата Похмелкина Виктора Валерьевича и поправка депутата Попова Сергея Алексеевича. Комитет предлагает принять данные поправки. Полагаю необходимым остановиться на следующем. В редакции изменяемой нормы уже было установлено возмещение названных расходов, но сформулировано это было недостаточно четко. С другой стороны, статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину в результате издания несоответствующего закону акта государственного органа, подлежит возмещению, причем возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации. Таким образом, мы конкретизируем, какой именно вред должен возмещаться. Комитет пришел также к выводу, что вводить закон в действие с момента его официального опубликования нецелесообразно, поскольку правительству необходимо время для принятия соответствующего постановления. Напомню, что правительство при принятии законопроекта в первом чтении предложило принять соответствующее постановление в течение трех месяцев со дня вступления нового закона в силу, поэтому комитет счел возможным предложить ввести новый закон в действие с 1 октября 2005 года. Предлагаю поддержать данные поправки. Они даны в таблице 1. Прошу поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли необходимость обсуждать отдельно поправки из таблицы 1, первую или вторую? Нет. Тогда я предлагаю проголосовать таблицу 1 поправок, рекомендуемых к принятию. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 41 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Результат: принято Таблица поправок 1 принимается. Теперь нам необходимо проголосовать за принятие предложенного законопроекта во втором чтении. Обращаю внимание на то, что это конституционный закон. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 22 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принимается. Еще раз микрофон, пожалуйста, включите на трибуне. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, в связи с тем что к законопроекту нет замечаний, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает принять его в третьем чтении. Проект соответствующего постановления у вас в материалах имеется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, сегодня уже "час голосования" был объявлен, и я в рамках "часа голосования" предлагаю определиться по данному законопроекту в целом. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 26 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8% Результат: принято Закон принят.
Заседание № 13
О проекте федерального конституционного закона № 397711-3 "О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (о праве Правительства Российской Федерации устанавливать порядок и размеры возмещения судебных расходов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пожалуйста, по вопросу 6 - Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Мы приносим извинения в связи с тем, что официальному представителю правительства в данный момент не удастся выступить по этому вопросу, и просим перенести его на фиксированное время, после 16 часов, когда мы будем заслушивать вопрос 25 с докладом Владимира Вольфовича Жириновского, он у нас поставлен на 16 часов, на фиксированное время. Дело в том, что сейчас Сидоренко по поручению председателя правительства готовит срочные материалы в связи с проведением административной реформы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений у депутатов? Нет возражений. ЛОГИНОВ А. В. Спасибо.
Переходим к пункту 6 порядка работы, о проекте федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра юстиции Российской Федерации Евгения Николаевича Сидоренко. Пожалуйста. СИДОРЕНКО Е. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемые Борис Вячеславович, Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представляется проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Закон носит в определенной степени технический характер и подготовлен по просьбе самого Конституционного Суда. Дело в том, что в третьей части статьи 100 закона "О Конституционном Суде..." сказано, что в случае признания закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном порядке. Вся проблема состоит в том, что неизвестно, кто должен этот порядок устанавливать, и неизвестно, каким образом этот вопрос будет регулироваться. Поэтому по просьбе Конституционного Суда и с участием Конституционного Суда подготовлен данный законопроект, который вносит два дополнения. Во-первых, правительство уполномочивается на разработку такого порядка. Это сделано по аналогии с тем, как решен вопрос в Уголовно-процессуальном, Арбитражном процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах. По тем законам именно на правительство возложено решение этих вопросов. И второй вопрос связан с тем, что закон не устанавливает источника возмещения этих расходов, поэтому предлагается установить порядок, в соответствии с которым расходы будут возмещаться из бюджета того уровня, на котором был принят закон, признанный неконституционным. То есть если мы имеем дело с законом федеральным, то, соответственно, федеральному бюджету придется расплачиваться, если мы имеем дело с законом субъекта Федерации, соответственно, расходы будут отнесены на бюджет субъекта Федерации. Вот такие небольшие, но важные для работы Конституционного Суда поправки прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Николаевич, присаживайтесь. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Петровича Москальца. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, действительно докладчик прав, что совершенно неясно из статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде...", какой же орган устанавливает на самом деле порядок и из какого бюджета производится возмещение судебных расходов. Законопроект действительно направлен на уточнение этого порядка, и, хотя сам он содержит погрешности, мы полагаем, что они могут быть устранены при подготовке этого законопроекта ко второму чтению. Рассмотрев законопроект, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает его принять в первом чтении, как направленный на защиту прав и законных интересов граждан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Есть ли у депутатов вопросы по данному законопроекту? Есть один вопрос. Гостев, пожалуйста. ГОСТЕВ Р. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Прозвучали слова о том, что погрешности есть отдельные. Насколько мне известно, если участвуют Минюст, правительство и Конституционный Суд, который все грехи определяет... Как они могли допустить погрешности и какие погрешности есть в законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопрос к Александру Петровичу. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. С места? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С места можно, конечно. Микрофон включите Москальцу Александру Петровичу. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, данный законопроект, конечно же, был рассмотрен и в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, где, к сожалению, отмечены - и мы согласны с их выводами - эти погрешности, о которых я говорил, и если вы возьмете и прочитаете, то убедитесь в этом на самом деле. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В заключении всё написано. Пожалуйста, поднимите документ, у вас на рабочих местах разложены документы. Есть ли желающие выступить по данному проекту закона? Нет желающих выступить. Есть ли необходимость выступить у представителя правительства и представителя президента? Нет. Ставлю на голосование законопроект в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 43 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.