Заседание № 178
О проекте федерального закона № 397458-8 "О внесении изменений в статью 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об уточнении отдельных параметров применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Валерий Степанович Скруг. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом по бюджету и налогам законопроект подготовлен ко второму чтению. При подготовке ко второму чтению поступило две поправки, которые одобрены комитетом и размещены в таблице № 1. Комитет рекомендует Государственной Думе принять предлагаемые поправки и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Степанович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 29 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 52 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Валерий Степанович. СКРУГ В. С. Уважаемые коллеги, все необходимые экспертизы пройдены, и комитет предлагает законопроект принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 31 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 150
О проекте федерального закона № 397458-8 "О внесении изменений в статью 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об уточнении отдельных параметров применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Татьяна Александровна Илюшникова. ИЛЮШНИКОВА Т. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Законопроект изначально подготовлен в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации о совершенствовании с 2024 года механизма предоставления инвестиционного налогового вычета и по итогам заседания комиссии Госсовета по направлению "Инвестиции" (это повторное поручение), на котором был одобрен именно переход на проектный ИНВ при условии сохранения действующих оснований в Налоговом кодексе. Сейчас мы, по сути, рассматриваем первую часть реформы по ИНВ, которая будет состоять из внесения изменений в Налоговый кодекс, а также трансформации механизма компенсации выпадающих расходов регионов из прямой дотации в бюджетный кредит. Действующий механизм, как я уже сказала, востребован мало. С одной стороны, низкая заинтересованность регионов, потому что происходит фактически прямая компенсация одного рубля инвестиций со стороны бизнеса одним живым рублём из регионального бюджета, и, конечно, далеко не каждый регион может позволить себе предоставление подобных льгот. Плюс, с другой стороны, достаточно гибкие параметры - и в различных регионах конечный формат и набор параметров ИНВ очень сильно различаются, что также не всегда позволят создавать равные условия именно для предпринимателей. Соответственно, ключевой задачей является повышение экономической эффективности ИНВ, с одной стороны, и с другой - концентрация внимания именно на поддержке инвестиционных проектов, связанных с задачами структурной перестройки экономики, потому что зачастую инвестиционные проекты реализуются в сферах, которые и без господдержки прекрасно себя чувствуют. Ещё одной важной задачей, как я уже сказала, именно для прозрачности понимания бизнеса является фиксация чётких, единых критериев непосредственно в Налоговом кодексе, а не в региональных актах, установление чёткого соотношения между списываемыми налогами (то есть льготой по инвестиционному налоговому вычету) и осуществлёнными инвестициями, это соотношение - один к трём, а также предсказуемых и равномерных условий для бизнеса. Законопроектом, как я уже сказала, устанавливается новое отдельное основание для предоставления ИНВ, при этом предыдущие сохраняются, это важно, потому что регионы могут воспользоваться своим правом предоставлять льготы в тех параметрах, которые и до этого предоставляли. Что ещё важно отметить? ИНВ предоставляется организациям, заключившим с субъектами Российской Федерации инвестиционные соглашения. Информация об инвестиционном проекте должна быть внесена в реестр инвестсоглашений, ведение которого осуществляет Федеральное казначейство, а также инвестиционный проект должен отвечать требованиям к проектам технологического суверенитета - требования к этим проектам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 603, - при соответствии этим условиям инвестиционный проект может претендовать на ИНВ по новым основаниям. Значит, в состав инвестиционного вычета по новому основанию предлагается включать только капитальные затраты, соответственно, ту часть, которая и требует большего внимания с точки зрения государственной поддержки. И также, как я уже сказала, предлагаем зафиксировать полномочия регионов, для того чтобы условия ИНВ в различных субъектах не отличались радикально друг от друга. Что важно - и об этом просил бизнес, все деловые объединения, был консенсус, - размер ставки налога на прибыль для компаний, которые будут применять проектный ИНВ по новым основаниям, не может быть больше 10 процентов. Сейчас формально, как я уже говорила, ИНВ установлен, но ставка практически не отличалась от базовой ставки налога на прибыль. Проектный ИНВ одновременно с бюджетными параметрами будет составлять единую концепцию перехода именно на проектный принцип ИНВ. Механизм прорабатывался совместно с Минфином и деловыми объединениями, это позволит перейти на более масштабную государственную поддержку инвестиций в реальном секторе. Прошу поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Александровна, присаживайтесь. С содокладом выступает Валерий Степанович Скруг. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам подробнейшим образом рассмотрел данный законопроект, которым предусматривается внесение изменений в статью 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Законопроект внесён Правительством Российской Федерации. Татьяна Александровна подробнейшим образом рассказала о механизме работы данного законопроекта. Хотел бы отметить, что законопроектом вводится новый вид инвестиционного налогового вычета - для затрат на создание, приобретение и модернизацию основных фондов. Это совершенно новое направление в части налогового вычета, который существует сейчас. Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации поддерживает данный законопроект. К законопроекту имеются некоторые замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые будут учтены ко второму чтению. Счётная палата Российской Федерации сообщает об отсутствии замечаний к данному законопроекту. Получили положительные отзывы: от законодательных органов субъектов Российской Федерации - 19, от исполнительных органов - 56. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе данный законопроект принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Степанович. Коллеги, есть вопросы, я вижу. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемая Татьяна Александровна, вот сейчас мы вводим закон, который даёт право отдельным региональным предприятиям давать инвестиционную льготу, причём не более 10 процентов, а ставка у нас - 20 процентов. У нас ранее был закон, действовала норма, по которой любое предприятие имело право возвращать себе до 50 процентов от уплаченного налога на прибыль, если эти деньги были инвестированы в развитие производства, то есть была 50-процентная льгота по налогу на прибыль. Вот как вы относитесь к возвращению этой налоговой льготы на федеральном уровне? Сейчас это было бы очень актуально. ИЛЮШНИКОВА Т. А. Ну, вы знаете, вообще, все льготы с момента принятия Налогового кодекса претерпели существенные изменения, теперь правительство придерживается подхода, когда не только предоставляются льготы, но и оцениваются эффекты и размер льготы, соответственно, это экономически счётная величина, с учётом того что сейчас и налоговая, и управленческая, и бухгалтерская, и статистическая отчётность достаточно прозрачны. Конечно, объём льготы в размере 50 процентов налога к уплате в бюджет не позволяет соблюдать баланс интересов - финансирование социальных обязательств перед гражданами, экономических аспектов социальных сторон и развития вообще всех отраслей, поэтому мы придерживаемся... Величина предлагаемого ИНВ счётная, один к трём: 1 рубль инвестиций позволяет вернуть... ну, соответственно, треть. Такое соотношение мы считаем достаточно оптимальным: с одной стороны, оно существенно улучшает показатели инвестиционных проектов, с другой стороны, не нарушает равновесие интересов с точки зрения бюджетного процесса, когда мы должны финансировать и расставлять приоритеты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Татьяна Александровна, о какой сумме выпадающих доходов в бюджетах субъектов может идти речь и какой ожидаемый эффект в данном случае от вашей меры? То есть насколько ожидаемые доходы бюджетов субъектов превысят те расходы, которые они понесут из-за того, что часть налога на прибыль будут недополучать? И что произойдёт в части дальнейшей судьбы этого закона, если, скажем, ваши расчёты окажутся неверными? ИЛЮШНИКОВА Т. А. Когда я готовилась, взяла цифры по действующему ИНВ. У нас за первый квартал 2023 года сумма ИНВ составила всего 8 миллиардов, а в прошлом году было 55 миллиардов, в 2020-м и в 2021 году - по 4,5 миллиарда. Соответственно, даже та действующая льгота в Налоговом кодексе, которая установлена, не позволяет говорить о каком-то существенном влиянии на инвестиции в целом по Российской Федерации. Ну, 4,5 миллиарда в 2021 году - в пределах погрешности, в 2022 году больше. Как я уже сказала, внесение изменений в Налоговый кодекс - это, по сути, только первая часть реформы, неотъемлемой частью которой являются, это вот второй механизм, инвестиционные бюджетные кредиты, которые позволят не компенсировать регионам прямым рублём из текущих обязательств, а закрывать свой кассовый разрыв бюджетными кредитами до момента, когда инвестиционный проект, вернее, бизнес начнёт выполнять свои встречные обязательства по созданию рабочих мест, объёму инвестиций, уплате налогов именно в региональный бюджет. То есть принцип построения новой льготы именно в этом - чтобы регионы на время выпадающих кассовых разрывов имели возможность их закрыть, а бизнес выполнял свои встречные обязательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня также вопрос к докладчику. Уважаемая Татьяна Александровна, поддерживая данный проект федерального закона, хотелось бы уточнить: обсуждаемый инвестиционный налоговый вычет можно будет получать многократно или одноразово? Есть ли какие-либо ограничения на этот счёт для организаций, и если да, то какие? ИЛЮШНИКОВА Т. А. Ну, установлено несколько оснований в Налоговом кодексе, и если ИНВ компания получает, то и сейчас по одному из оснований. Согласно действующей редакции Налогового кодекса это не привязано к проекту, это привязано к направлениям видов расходов. В этом тоже была как бы определённая трудность - нужно именно поддерживать инвестиционные проекты, неважно, с нуля они реализуются либо это проекты по модернизации текущего производства. То есть первая отличительная черта - это, как я уже сказала, переход именно на проектный подход. Соответственно, если проект в целом воспользовался один раз ИНВ в параметрах, занесённых в инвестиционный реестр, ну, логично, что второй раз он уже не сможет именно в тех же параметрах прийти за этой льготой. Но если следующим этапом собственник или предприниматель решит модернизировать своё производство по истечении какого-то времени, то да, он уже сможет прийти и воспользоваться этой льготой на дополнительный объём инвестиций. А воспользоваться на одно и то же по разным основаниям - если вы это имеете в виду, - ну, получить льготу, допустим, на одни и те же основные средства из разных источников... на это прямой запрет в бюджетном законодательстве Российской Федерации, одного вида льготу предоставляем мы один раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Александровна, вот развейте, пожалуйста, сомнения. Слушаю вас и читаю вспомогательные материалы - ну, как бы вот такое впечатление складывается, что ни субъекты Федерации не очень заинтересованы, так сказать, в данном законопроекте и мерах, которые он предлагает, ни представители бизнеса. Субъекты не заинтересованы потому, что образуются выпадающие доходы, которые не полностью компенсируются, а представители бизнеса не очень заинтересованы потому, что размер налогового вычета ограничивается 25 процентами от вложений. Развейте, пожалуйста, эти сомнения, скажите, что есть интересы, что это действительно закон, который может хорошо стимулировать. ИЛЮШНИКОВА Т. А. Во-первых, это право региона - вводить этот инструмент, это не обязанность. Параметры инвестиционного налогового вычета устанавливаются в Налоговом кодексе, но окончательное решение о применении на территории того или иного субъекта Российской Федерации ИНВ принимает, соответственно, регион. Задача стояла перед нами действительно сложная. С одной стороны, совместить интересы регионов. Действующий механизм ИНВ - фактически 1 рубль инвестиций оплачивался 1 рублём из регионального бюджета, и, соответственно, непонятно, в чём тут льгота, потому что фактически по оконцовке региональный бюджет оплачивал инвестиции, то есть речь шла не о льготе, а о прямой компенсации объёма инвестиций. Это всё-таки немножечко не то, что имели в виду, основной задачей было распределить риски между регионом, инвестором и, соответственно, Российской Федерацией, потому часть налога на прибыль, как вы знаете, зачисляется в федеральный бюджет. Дальше, ключевой претензией со стороны бизнеса было непосредственно то, что большинство параметров ИНВ могли быть установлены именно регионами, без какого-то единого подхода, на усмотрение регионов, то есть формально льгота была, а реально она составляла, там, разницу 1-2 процентных пункта от базовой ставки налога на прибыль, что, конечно же, не могло рассматриваться бизнесом как льгота. Мы предлагаем ряд параметров, а именно предельную ставку, зафиксировать непосредственно в Налоговом кодексе, зафиксировать, по сути, соотношение, которое позволит предпринимателю чётко понимать, какой объём льгот он может получить. Ну и, как я уже сказала, немаловажная часть с точки зрения заинтересованности регионов, вторая часть реформы перехода на проектный подход - это инвестиционный бюджетный кредит, который, ну, в пакете изменений в Налоговый кодекс не рассматривается, но, я осознанно акцентирую на этом внимание, без второй части этот механизм будет неполноценным. Сегодня мы рассматриваем первую часть этого пути. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. СКРУГ В. С. Николай Иванович, прежде чем рассматривать в комитете, законопроект направили в регионы и в объединения поддержки предпринимателей, и из регионов, я ещё раз хочу повторить, пришло 19 положительных заключений от законодательных органов (один только против) и 56 - от исполнительных органов (один только против), и есть отзыв Российского союза промышленников и предпринимателей, вы можете ознакомиться с документами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Татьяна Александровна, вот сейчас, на данном этапе, до принятия данного закона, дотации не всегда достаточные по выпадающим доходам. Вот эти изменения, о которых говорится, также не дают чётких гарантий регионам по компенсирующим дотациям, особенно в силу непростой ситуации, в которой находятся сейчас бюджеты. Вот каким-то образом надо предусмотреть, может быть, возможность гарантий, чтобы бюджеты всегда получали эти финансовые средства. И ещё один момент, сокращение полномочий по настройке вычета. Регион не вправе ограничивать категории основных средств. Вы знаете, всякие бывают ситуации, и некоторые основные средства не касаются экономического эффекта. Вот здесь обязать регионы, может быть, тоже не совсем правильно, они всё-таки лучше знают, что необходимо, а что не необходимо. Основные средства, ещё раз подчёркиваю, разные бывают. ИЛЮШНИКОВА Т. А. Спасибо за вопрос. По основным средствам. Эта дискуссия такой вариант компромисса, вот коллеги и на площадке Госдумы рассматривали, мы и у Андрея Рэмовича Белоусова, и у Максима Станиславовича Орешкина неоднократно собирались. Соответственно, виды основных средств достаточно укрупнённые, мы не лезем в полномочия регионов, вплоть до наименований основных средств. Мы говорим, что по достаточно укрупнённым группам должны быть зафиксированы параметры ровно для того, чтобы сохранить определённую гибкость. И вы абсолютно правы, без второй части механизма инвестиционных бюджетных кредитов, конечно, заинтересованность региона в этом механизме - только с изменениями в НК - будет довольно низкой. Но для того чтобы нам двигаться дальше и реализовать вторую часть реформы... мы сейчас просчитали: ежегодно порядка 150 миллиардов инвестиционных бюджетных кредитов за три года, то есть в совокупности 500 миллиардов бюджетных кредитов за три года, позволят нам порядка 2 триллионов инвестиций поддержать и привлечь. Это такая базовая модель, которую мы закладываем в основу этого механизма. И конечно, вторая часть не менее важна, чем изменения в Налоговый кодекс, которые мы рассматриваем сегодня, но без принятия изменений в НК мы тоже дальше двигаться не можем в этой реформе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Уважаемая Татьяна Александровна, скажите, пожалуйста, какова доля прибыли в инвестициях, какова доля инвестиций в прибыли и какова доля капитальных расходов на инвестиции в прибыли? ИЛЮШНИКОВА Т. А. Общие макроэкономические цифры вы спрашиваете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна, уточните, пожалуйста. Дмитриевой включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. Да, конечно, я предполагаю, что эти цифры вы должны были проанализировать, прежде чем выдвигать какие-то законопроекты. Ещё раз повторяю, какова доля прибыли в инвестициях, доля инвестиций в прибыли и доля капитальных расходов, то есть это часть инвестиций, в прибыли на данный момент? ИЛЮШНИКОВА Т. А. Я уже называла цифры по действующему механизму. У нас влияние ИНВ на общий объём инвестиций в пределах статистической погрешности, за 2021 год - 4,5 миллиарда, в 2022 году - 55 миллиардов. У нас объём инвестиций в целом по экономике из всех источников - ну, если мне не изменяет память, я могу ошибаться, но точные цифры мы готовы вам представить - порядка 10 триллионов. Соответственно, для того чтобы можно было говорить о структурных изменениях и о финансировании именно проектов по технологическому суверенитету, требуются инвестиции в объёме порядка 2 триллионов, эти цифры обсуждались и с Минпромом, и на площадке правительства. Соответственно, механизм конфигурировался из целевой задачи - поддержать инвестиции в объёме 2 триллионов за три года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Александровна, в рамках обсуждения данного законопроекта вы частично уже ответили. Мы снова пытаемся предоставить приоритет участникам инвестиционных проектов с государственной и (или) муниципальной поддержкой, оставляя без внимания предпринимателей, работающих без господдержки. Вопрос. Не могу понять, чем неугодны коммерческие проекты, осуществляемые без поддержки властей, практически на свой страх и риск, в непростых условиях сегодняшней ситуации. Люди решаются на реализацию инвестпроектов и при этом лишены налогового вычета в рамках вашей инициативы - почему? ИЛЮШНИКОВА Т. А. На самом деле предлагаемые параметры инвестиционного налогового вычета никак не связаны с подтверждением факта, с тем, что обязательным условием предоставления этого вычета является то, что инвестпроект пользовался какой-то поддержкой. За этой поддержкой можно прийти по любому инвестиционному проекту. И параметры, и приоритеты определяют именно регионы, потому что основная нагрузка в период предоставления льготы ложится на региональные бюджеты. И конечно, на федеральном уровне установить приоритеты для всех регионов было бы неправильно, это полномочия губернаторов. Ну и, как вам известно, помимо инвестиционного налогового вычета у нас масса инструментов поддержки и инвестиционных проектов, и бизнеса, начиная от национального проекта по МСП и заканчивая механизмами СЗПК для достаточно крупных проектов, поэтому достаточно просто в зависимости от потребностей инвестора выбрать то, что больше всего ему подходит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Казанков Сергей Иванович. КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ. Иван Иванович, я кнопку нажимал - видимо, не сработала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задавайте вопрос. КАЗАНКОВ С. И. Татьяна Александровна, у меня вопрос такой. Я представляю один из десяти беднейших регионов - как бы наш глава ни хотел, мы не можем себе позволить инвестиционный вычет, потому что у нас и так каждая копейка расписана, на счету. Как я понимаю, им воспользуются богатые регионы, например город Москва. В итоге мы увидим, что снова новые заводы будут строиться именно там, в богатых регионах, а нищие регионы продолжат всего лишь беднеть. Зачем мы принимаем... вы предлагаете принять такой закон, чтобы богатые продолжали богатеть, а бедные регионы оставалась такими же нищими? Ведь расслоение будет только увеличиваться. ИЛЮШНИКОВА Т. А. При действующем механизме регионы с профицитным бюджетом вообще не получают компенсацию за предоставление инвестиционного налогового вычета. Соответственно, те решения, которые в рамках действующего механизма принимают регионы дотационные... более того, по ряду инвестиционных проектов в сфере нефтегаза и в высокорентабельных отраслях также не предполагается компенсация из федерального бюджета, это уже действующий механизм. Подобного рода ограничения предполагаются и в новом механизме инвестиционного бюджетного кредита. Соответственно, для остальных регионов проектируются такие параметры: первые три года льготная ставка в размере не больше 3 процентов, сам бюджетный кредит на срок от пяти до десяти лет, ровно до того момента, когда инвестиционные проекты, по которым предоставлены льготы, не начнут свою налоговую отдачу, то есть до уплаты налогов в региональные бюджеты. Иначе получается замкнутый круг: без развития новых производств невозможны новые источники поступлений в региональные бюджеты, а для того, чтобы поддерживать новые производства, как вы правильно сказали, не у всех регионов есть возможности. Именно поэтому дифференцированный подход с точки зрения предоставления льготных кредитов. В действующем механизме компенсации профицитные регионы такой возможности не имеют, они это всё делают за свой счёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. СКРУГ В. С. Сергей Иванович, я хотел бы обратить внимание, что сейчас вводится новый вид вычета инвестиционного. Вот мы сейчас говорим, надо его вводить или нет, а я вам хочу напомнить, что мы в этом зале неоднократно обсуждали вопрос, чтобы протекционистские меры принять по отношению к инвесторам, для того чтобы люди могли строить и развиваться. А уже регион решит, куда ему лучше направлять финансы, кого поддерживать, - есть же реестр в регионе, соглашения заключаются. Мы даём право, и чем больше прав мы дадим региону для привлечения инвестиций, тем будет лучше для любой экономики, независимо от того, Москва это, Белгород, Саратов или Казань. Ну, Москва... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Степанович, присаживайтесь. Вопросы завершились. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Для экономии времени небольшую презентацию сделала*. Итак, о ничтожности предоставленных налоговых вычетов уже было сказано. В 2023 году, если мне не изменяет память, на заседании комитета было сказано, 55 миллиардов, в последний отчётный год, 2022-й, - 27 миллиардов. Компенсации составили лишь 3 миллиарда рублей - ну, собственно говоря, деньги небольшие, но и эффект нулевой. Что предлагается в проекте закона? Вообще, больше или меньше будет налоговых вычетов, лучше или хуже механизм? На мой взгляд, вычетов будет меньше, а механизм станет ещё более бюрократическим. Ну, первое ограничение - 10 процентов по ставке, второе ограничение - 25 процентов капитальных расходов. Ну и все уже поняли, что вычеты предоставляются в индивидуальном порядке: индивидуальное предоставление налоговых льгот в соответствии с соглашением, которое делает региональный чиновник. Таким образом, что мы видим? Инвестиционную политику определяет не рынок и не стратегический орган, федеральный, а определяют вот разбросанные федеральные, региональные чиновники исходя из комплекса противоречивых интересов. Далее. Я поработала за минэкономики и могу сказать, что в настоящий момент доля прибыли в инвестициях составляет около 10 процентов. Кстати говоря, доля кредита в инвестициях тоже около 10 процентов - привет Набиуллиной, - то есть она вообще ничтожно мала. Далее. А какова же, давайте посмотрим, прибыль, какая доля у нас уходит на инвестиции? 7 процентов. А капитальные затраты, которые финансируются из прибыли, - это всего-навсего 2 процента совокупной прибыли. И что мы хотим вот такими комариными... такой профанацией серьёзно улучшить? 2 процента прибыли уходит на капитальные расходы, это так называемые прямые инвестиции. Конечно, этот законопроект - чистая профанация! Возвращать надо инвестиционную налоговую льготу. Но коллеги уже не помнят, как она работает. Не так, как сказала коллега Лантратова, - просто даются средства, которые идут на инвестиции, не облагаются налогом на прибыль, до 50 процентов объёма налога на прибыль, никто там ничего не возвращает. Нужно вспомнить, как она работала до 2001 года, вернуться к ней. Но, конечно, это не будет стоить 3 миллиарда... (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ДМИТРИЕВА О. Г. Это, конечно, не 3 миллиарда. Если серьёзно поднять, хотя бы в 3 раза, долю прибыли от инвестиций - хотя бы до 20 процентов, а капитальные расходы - хотя бы до 10 процентов от прибыли, то это будет в пределе 1 триллиона рублей. И тут, конечно, нужно изменение законодательства, чтобы компенсировать эти реальные инвестиции. И ещё хочу сказать: всё, что не потратили на инвестиции из прибыли, из кредита, потом всё равно финансирует бюджет, потому что доля бюджетных инвестиций уже практически равна тем инвестициям, которые делаются из прибыли и из кредитов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щапов Михаил Викторович. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленным законопроектом вводится очередная налоговая льгота - новый вид инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций. Мы не готовы поддержать данное предложение по следующим причинам. Во-первых, в представленных материалах нет никаких данных о главном: каков ожидаемый эффект от предложенной меры, как эта мера увеличит инвестиционную активность в регионах и чем она будет полезна? Во-вторых, в Налоговом кодексе существует уже достаточно много механизмов для стимулирования инвестиционной активности - как в виде прямых льгот, так и в виде налоговых вычетов. И прежде чем говорить о введении нового вычета, нужно проанализировать эффективность того, что есть. Если они работают, то новый инструмент просто не нужен; если нет, то нужно понять почему и попробовать их донастроить. В любом случае вот так, без анализа уже имеющихся инструментов вводить новую меру бессмысленно, мы просто перегружаем Налоговый кодекс неработающим инструментом. В-третьих, экономическая логика нового вычета также вызывает вопросы. С одной стороны, регионам предоставляется право вводить или не вводить вычет, что хорошо, но при этом ограничивается возможность его настройки введением ограничения на объём капитальных затрат и условием по максимальной ставке налога на прибыль, что делает эту меру нецелесообразной для региона. Исходя из сказанного мы предполагаем, что появление нового механизма вряд ли вызовет существенный рост капиталовложений и вряд ли он будет активно применяться, а значит, никакого смысла вводить ещё одну неработающую меру нет. Мы считаем, что политика введения новых льгот и налоговых вычетов вызывает серьёзные вопросы. Эта политика, возможно, была уместна в предыдущие годы, но не сейчас. Мы живём в резко изменившемся мире, никакие западные инвесторы больше не придут, мы можем рассчитывать только на свои силы и очень ограниченные ресурсы дружественных стран. Эта ситуация требует совершенно другого регулирования инвестиционного процесса: повышения роли государства, прямых бюджетных инвестиций, стимулирования не налоговыми, а административными методами. Простой пример. В первой половине 2023 года объём чистой прибыли банковского сектора составил почти 1,7 триллиона рублей, а это порядка 5 процентов всех расходов бюджета, но банки как-то не торопятся инвестировать эту прибыль в реальный сектор экономики, в регионы. И предложенная сегодня мера не поможет простимулировать банки вкладывать накопленную прибыль в экономику страны, нужны другие подходы и другие методы. Наша фракция готовит соответствующие предложения и в осеннюю сессию внесёт их в Государственную Думу. А данный законопроект мы предлагаем не поддерживать в силу его прогнозируемой бесполезности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Артамонова Валентина Николаевна. АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проектом данного федерального закона не отменяется действующий механизм инвестиционного налогового вычета. Данным проектом мы расширяем возможности применения инвестиционного налогового вычета, и прежде всего в отношении инвестиций в рамках соглашений о реализации инвестиционных проектов с государственной и муниципальной поддержкой. Помимо этого, данный проект закона направлен на реализацию проектов структурной перестройки экономики Российской Федерации. Проектом закона совершенствуется механизм, сегодня устанавливаются единые условия, единые критерии применения льготы на региональном уровне и привязка этой льготы непосредственно к реализации конкретных инвестиционных проектов. Сегодня прозвучала критика, что действующий механизм инвестиционного налогового вычета несовершенен. Да, конечно, статистика пока не очень значительная, но по динамике мы видим, что ежегодно количество компаний, которые применяют данный механизм, растёт. По итогам 2022 года 349 компаний воспользовались данным механизмом государственной поддержки. Что касается компенсации - тоже вопрос звучал - выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. По итогам 2022 года 19 регионов получили компенсации из федерального бюджета на возмещение выпадающих доходов по применению инвестиционного налогового вычета. Сегодня согласно закону регионы вправе предоставлять компаниям инвестиционный налоговый вычет - не более 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства. Данным же проектом федерального закона предлагается ввести вычет в размере 25 процентов суммы расходов при реализации инвестиционных проектов. Предлагаемые нормы представляют собой новый, более расширенный механизм поддержки инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации. Фракция рекомендует Государственной Думе принять, поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. От фракции. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот читаешь иногда законопроект... Да, мы его поддержим, конечно, потому что лучше очень плохо, чем вообще никак, но только поэтому. Читаешь иногда законопроект и думаешь: а чем мы здесь занимаемся - мы здесь стимулируем инвестиции, или мы стимулируем коррупцию, или мы стимулируем имитацию стимулирования то ли того, то ли другого? Такое ощущение, что чем сложнее механизм, чем сложнее его понять человеку, который должен им пользоваться, тем лучше для наших уважаемых коллег из Министерства экономического развития. Ну вот посмотрите, как это должно работать. Если вы инвестор, вы должны прийти и добиться того, чтобы ваш проект включили в региональный реестр, причём не абы какой, а именно технологического суверенитета и так далее. Вас включили, но вы должны опять поклониться, опять умолить чиновничка - подозреваю, что уже другого, - чтобы с вами заключили соглашение об инвестициях. А потом вы должны умолить уже третьего чиновничка, чтобы в рамках этого соглашения вам-таки дали вожделенный налоговый вычет. Автоматически не работает ничего. Такое ощущение, что у нас вся страна в режиме ручного управления. Такое ощущение, что люди не пользуются современными сервисами, где всё работает автоматически, даже в рамках единого кабинета налогоплательщика. И поставьте себя на место инвестора: или десять раз поклониться непонятно чему, пока над вами в конце концов не смилостивятся, или... Как здесь справедливо сказал экс-губернатор одного из наших регионов: а если Минфин потом мне, как региону, ничего не даст вопреки обещаниям, что, как мы знаем, тоже бывает? Или этот же самый инвестор может, так сказать, пойти в Казахстан, в Узбекистан, в Индию, в Китай, в Белоруссию, где ему будут кланяться в ножки, а не он будет кланяться в ножки, где его будут упрашивать, а не он будет упрашивать. Я уж не говорю про враждебные государства, где эта система работает хорошо, и мы знаем примеры не только с гражданскими технологиями, инвесторы что-то изобретали, а сейчас это сыплется нам на головы, да? Мы создаём абсурдно усложнённые механизмы, а потом разводим руками: "Ой, вы знаете, эти абсурдно усложнённые механизмы пока не дают хорошую статистику, давайте мы их ещё сильнее усложним и ещё лет пять подождём, может быть, что-нибудь удастся вокруг них нарисовать". И когда говорят, что механизм должен работать в автоматическом режиме, что он должен работать для всех, а не для тех, кто зашёл в правильный кабинет с правильным выражением лица, а может быть, ещё с чем-нибудь, отвечают... Что сейчас прозвучало из уст замминистра экономического развития? "Должно быть равновесие". Коллеги, я напоминаю, что равновесие бывает на кладбище, а развитие, любое развитие - это процесс принципиально неравновесный, даже если нам это очень не нравится. При этом опять-таки правильно здесь прозвучало про регионы: есть регион бедный, которому ничего не дают, ничего не достаётся, а есть регион, пусть и на субсидиях, но богатый, у которого есть возможности. Мы этим замечательным законопроектом ещё больше разрушаем и без того хлипкую территориальную целостность Российской Федерации. Четверть века назад, когда либералы украли весь федеральный бюджет и назвали это дефолтом, я очень хорошо помню, ввели автоматическую меру, которая работала для всех, которая работала нормально, - от инвестиций 50 процентов. Если вы делаете инвестиции с прибыли - половина освобождается от налога на прибыль автоматически, на уровне бухучёта. Знаете, почему это не годится? Не потому, что это какое-то неравновесие, нет, - эта мера работает автоматически, эта мера не позволяет бороться с безработицей, создавая новые тысячные стада чиновников. Эта мера позволяет бороться с безработицей, создавая производительные рабочие места, но это же никому не нужно, правильно? Никому же это не нужно, мы же с нефти живём, а не с того, что делает страна! Коллеги, хватит усложнять, нужно применять решения, которые работают для всех, которые понятны даже самому простому инвестору, для освоения которых не нужно получать дополнительное образование, не нужно! Да, может быть, тогда в Министерстве экономического развития трагическим образом сократится число заместителей министра и, может быть, даже департаментов, но, вы знаете, за пределами министерства это все переживут. Мы будем готовить законопроект о введении пятидесятипроцентной инвестиционной налоговой льготы, правда, правильнее говорить не о налоговых льготах, а о налоговых инвестициях. То, что работает, возвращается в бюджет сторицей, но это, вероятно, будет слишком сложно для бухгалтеров, которые сейчас управляют страной. Мы этот законопроект будем вносить. Кстати, вы знаете, мы же скоро будем принимать бюджет. Вот в этот бюджет можно вставить работающий механизм стимулирования инвестиций, после принятия которого у нас несколько лет был десятипроцентный инвестиционный рост, пока вот эти бухгалтеры его не прихлопнули. И это позволит нам справиться с разрушительными последствиями политики Банка России, который здесь уничтожает российскую экономику под наши бурные аплодисменты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента? Правительства? Докладчик, заключительное слово? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 45 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.