Заседание № 268
14.01.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 397221-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О ветеранах" (в части предоставления дополнительных мер социальной поддержки ветеранам боевых действий в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1727 по 2335 из 4836
8-й вопрос, приоритетный законопроект фракции ЛДПР - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О ветеранах". Докладывает Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты Государственной Думы, группа депутатов фракции ЛДПР под руководством Владимира Вольфовича Жириновского, это депутаты Курдюмов, Нилов, Строкова и Шерин, внесли инициативу, которая направлена на принятие закона об установлении реальных льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов для ветеранов боевых действий. В частности, коллеги, своей поправкой мы предлагаем дополнить подпункт 5 пункта 1 статьи 16 "Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий" закона "О ветеранах" четвёртым и пятым абзацами следующего содержания: "платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учёта плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке". Уважаемые коллеги, что я хотел бы вам сказать о льготах для ветеранов боевых действий по оплате коммунальных услуг. На самом деле сегодня ситуация следующая: ветеран боевых действий имеет льготу по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов только в отношении той недвижимости, которая находится в его собственности, при этом площадь не должна превышать 12 квадратных метров, то есть, по сути дела, ветеран боевых действий имеет льготу на оплату коммунальных услуг из расчёта 6 квадратных метров... Что касается тех документов, которые он собирает. Естественно, оплата должна быть произведена, а потом он, заслуженный, уважаемый человек, должен ходить по инстанциям и доказывать, что ему государство, муниципалитет или субъект должны вернуть его деньги из расчёта 6 квадратных метров. Как вы понимаете, любой уважающий себя человек, будь то ветеран боевых действий или кто-то другой, просто-напросто не будет этим заморачиваться. Таким образом, теми льготами, которые сегодня существуют, ветераны боевых действий, по сути дела, воспользоваться не могут, поэтому они от них отказываются, выбирая денежную выплату, которая на сегодняшний день составляет около 3 тысяч рублей в месяц. Коллеги, фракция ЛДПР предлагает принять закон, в котором не будет двояко толковаться понятие льготы на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов ветеранам боевых действий, которые проживают, поверьте мне, не на огромных виллах и не во дворцах. Родина наша довольно-таки большая, богатая, вот мы потоки газовые открываем, электричество экспортируем за границу - это благодаря тому, что наши нынешние ветераны боевых действий выполнили свой долг, нашу нефть не американцы качают, как это делается в Сирии, нашими нефтью, электричеством, газом распоряжаются не бандиты, как это происходит на территориях других государств, куда американцы несли свободу и демократию. Наша страна является независимым государством, мы вполне способны предоставить льготу на оплату коммунальных услуг хотя бы в размере 50 процентов для ветеранов боевых действий. И я очень прошу вас поддержать эту законодательную инициативу. Ну и для убедительности хотел бы вам зачитать, какие сегодня льготы есть у ветеранов боевых действий. Значит, относительно коммунальных услуг. Льгота касается "платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Российской Федерации...". Это я вам зачитал. Дальше. Первоочередная установка квартирного телефона - есть такая льгота у ветеранов боевых действий, пользуется очень большой популярностью. Преимущество при вступлении в жилищно-строительные кооперативы есть у ветеранов боевых действий. Сохранение права на получение медицинской помощи в тех же медицинских организациях - ну, слава богу, Родина лечить будет после того, как человек вернулся с войны. Также обеспечение протезами, кроме зубных протезов. Ну и использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 дней. Если мы внимательно вместе ещё раз посмотрим этот перечень, то увидим, что он номинальный. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР в год 75-летия со дня Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками предлагает вам продолжить преемственность поколений. К сожалению, ветераны Великой Отечественной войны уходят в силу возраста и тех травм, ранений, которые они получили, и наше подрастающее поколение должно воспитываться на примере новых героев, которые сегодня есть среди нас, - это и депутаты Государственной Думы, и те, кого мы в повседневной жизни встречаем, и те, кто сейчас находится в горячих точках. Я думаю, что наша страна вполне способна дать этим людям льготу на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов. Должен сказать, что некоторых напрягает сумма в 24 миллиарда рублей, но хочу отметить, что наша страна даёт льготу нефтяным компаниям суммарно на 90 миллиардов рублей. Видимо, не жалко денег, 90 миллиардов рублей, на то, чтобы нефтяные компании не повышали цены на бензин на наших заправках. Надеюсь, на этом фоне сумма в 24 миллиарда рублей на коммунальные льготы для ветеранов боевых действий будет, конечно же, вполне объективной и логичной. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. С содокладом от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов выступит Владимир Иванович Мельник. МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Хочу довести до вашего сведения, что в Российской Федерации создана и работает система социальной защиты населения, и главным в этой системе является то, что за определённые заслуги перед государством граждане получают определённые меры социальной поддержки, - чем больше заслуги, тем больше социальная поддержка. Закон "О ветеранах" является частью этой системы, и в нём уже предусмотрен комплекс мер социальной поддержки ветеранов с учётом их заслуг по защите Отечества и с учётом возможностей бюджета Российской Федерации. Хочу отметить, что наибольший объём мер социальной поддержки предоставляется ветеранам, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, а также инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, - в качестве меры социальной поддержки предусмотрена в том числе компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту ежегодный объём дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию закона, как уже сказал Александр Николаевич, составит более 24 миллиардов рублей. При этом в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит нормы, определяющие источник и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе и в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, являющийся соисполнителем по законопроекту, в целом поддерживает его концепцию, но вместе с тем в своём заключении обращает внимание на отсутствие соответствующих бюджетных ассигнований в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в случае принятия указанного закона. Комитеты Совета Федерации по социальной политике и по обороне и безопасности концепцию законопроекта не поддерживают. Правительство Российской Федерации также законопроект не поддерживает. Комитет предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект при рассмотрении его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к Владимиру Ивановичу по исторической части. Вот мы с вами отталкиваемся от закона "О ветеранах", принятого при Борисе Ельцине в 95-м году, и понятно, что мы должны рассматривать норму 16-й статьи в совокупности с другими. Соответственно, участники Великой Отечественной войны имеют льготу по коммунальным услугам, ветераны труда имеют льготу по коммунальным услугам, инвалиды имеют льготу по коммунальным услугам (монетизированную, но всё же) - вот как получилось, что участники боевых действий такой льготы не имеют? МЕЛЬНИК В. И. Закон принимался, как вы сказали, в 95-м году. Что я хочу сказать по ветеранам труда? Они региональные льготники, и им из региональных бюджетов оплачивается та льгота, о которой вы говорите, а ветераны боевых действий, я думаю, должны из федерального бюджета получать эту льготу, компенсацию, поэтому сейчас этот вопрос и стоит. Я также хочу ещё добавить, что льготы для всех категорий ветеранов боевых действий в законе утверждены, каждая категория получает свои льготы, и если мы одной категории расширяем льготы, естественно, это несправедливо по отношению к другой категории. Порядок есть, нормы установлены, если мы их меняем, нарушается вся система. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Александру Николаевичу. Хорошо, что сегодня рассматриваем этот вопрос. Как раз с утра получил обращение от Совета ветеранов боевых действий Свердловской области: поднимается давний вопрос, который мы почему-то никак не можем решить в Госдуме, - о приравнивании к категории ветеранов боевых действий военнослужащих и сотрудников МВД, которые участвовали в ошских событиях 1989-1990 годов. Александр Николаевич, вопрос следующий: если всё-таки рациональное зерно из этого законопроекта прорастёт, если это получит своё продолжение и мы каким-то образом дойдём до второго чтения, не считаете ли вы, что, если мы не можем на уровне Госдумы заставить признать вот таких людей ветеранами боевых действий, может быть, есть смысл хотя бы в подобного рода законы их включать дополнительно к ветеранам боевых действий, хотя бы прописывать, чтобы потом логически прийти к тому, чтобы признать их ветеранами боевых действий и чтобы они могли также пользоваться подобными льготами, которые предлагаются вами в законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Дмитрий Александрович, я с вами абсолютно согласен. Ко мне также обращается огромное количество людей, которые, к сожалению, не включены в категорию ветеранов боевых действий, но проходили службу и принимали участие непосредственно в событиях. Проблема заключается в том, что наша страна воевала, воюет и, к сожалению, будет воевать, чтобы сохраниться в тех границах, в которых мы сегодня находимся, и те люди, которые сегодня привлекаются к выполнению тех или иных мероприятий, к сожалению, в перспективе будут становиться старше, они будут стареть, у них будут возникать проблемы со здоровьем, и государство должно давать этим людям максимум в знак благодарности за то, что мы живём в независимой и мирной стране. Но, к сожалению, чтобы сократить свои расходы - ведь придётся делиться и нашему уважаемому олигархату, придётся немножко затянуть пояса и тем, кто сегодня получает огромные, многомиллиардные дотации и субсидии из бюджета, - некоторым лицам просто-напросто лукаво отказывают во включении их в категорию ветеранов боевых действий, соответственно, у нас так проблемно проходит рассмотрение этих вопросов. Я с вами согласен в том, что если эта инициатива будет поддержана, то надо, конечно, рассматривать и тех лиц, которые не попали в категорию ветеранов боевых действий, дополнять этот список. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня также вопрос к докладчику. Уважаемый Александр Николаевич, при подготовке данной законодательной инициативы вами наверняка был проведён комплексный анализ, в том числе финансово-экономический анализ, поскольку речь идёт о миллиардах рублей. Скажите, какие именно выводы этих исследований положены как база для обоснования предлагаемой вами законодательной инициативы? И как вы оцениваете доводы Правительства России и профильного комитета о том, что невозможно поддержать предлагаемый вами проект федерального закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Анатолий Борисович, честно говоря, мне кажется, что сегодня в нашей стране как-то немодно выделять дополнительные деньги на тех людей, которые имеют недвижимость непосредственно в России, у которых родственники живут в России, у которых гражданство только Российской Федерации, которые ни у кого не спрашивают разрешения на то, чтобы поднимать флаг, слушать и исполнять гимн Российской Федерации, ну, на чересчур патриотично относящихся к нашей стране. И если правительство будет дополнительные средства выделять, чтобы поощрять такие категории, как ветераны боевых действий, наверное, на них начнёт равняться молодёжь - возможно, это не всем нравится. Мы хотим, чтобы молодёжь равнялась на таких людей, которые не бегают от военкоматов, а, наоборот, идут добровольцами, выполняют свой воинский долг, возвращаются с полей сражений. Но потом они вынуждены ходить по инстанциям, выбивать эти 3 копейки - вы представьте себе, что такое 50 процентов льготы за 6 квадратных метров! То есть ветеран боевых действий должен заплатить, потом ходить по чиновникам с бумажками и доказывать, что ему нужна компенсация за то, что он заплатил коммунальные услуги за 6 квадратных метров. Я неоднократно и другие инициативы предлагал, в том числе и по пенсионному обеспечению, но у нас не хотят ветеранов боевых действий освободить от этой антинародной пенсионной реформы, у нас не хотят один год срочной службы включить в трудовой стаж, у нас много чего не хотят делать, что популяризировало бы службу в армии и рождало бы новых патриотов, - к этому я негативно отношусь. В бюджете страны, конечно, деньги есть, есть Фонд национального благосостояния, у нас находят деньги, чтобы, ещё раз повторю, субсидировать нефтяные компании. Но ещё раз хочу напомнить: здесь рассматривался вопрос о том, сколько должны в бюджет страны платить компании, которые имеют в уставном капитале более 50 процентов госучастия. Вот пусть Правительство Российской Федерации те 25 процентов, которые они платят в бюджет, заменит на 50 процентов, и тогда будет хватать денег и на ветеранов боевых действий. Все эти компании мирно трудятся на территории Российской Федерации, на них не падают американские бомбы, как это происходит сегодня на территории Ирака или Ирана, - только благодаря тому, что у нас есть такие люди, которые служили и служат в наших Вооружённых Силах, являются ветеранами боевых действий! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н. У меня вопрос к докладчику. Александр Николаевич, безусловно, законопроект абсолютно справедливый, необходимый. Действительно, нужно возмещать расходы на коммунальные услуги, может быть, даже не 50 процентов, а больше, но мой вопрос вот в чём заключается. Ко мне довольно часто обращаются ветераны боевых действий, которые проживают не в многоквартирных домах, а в частном секторе, это касается и городов, но особенно сельской местности. При этом они точно так же платят за коммунальные услуги, не меньше, чем те люди, которые проживают в многоквартирных домах. Скажите, при подготовке законопроекта рассматривали ли категорию граждан, которые проживают... то есть независимо от места, независимо от условий? И каково ваше отношение к такому подходу - чтобы учитывали не только граждан, участвовавших в боевых действиях, ветеранов, которые проживают в многоквартирных домах, но и граждан, проживающих в частном секторе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Ольга Николаевна, позицию нашей фракции мы неоднократно представляли, и Владимир Вольфович говорил о том, что в нашей стране есть ресурсы, чтобы все граждане электричество бесплатно получали. Вот в пункте 2, если вы обратите внимание, у нас как раз говорится о льготе на коммунальные услуги независимо от вида жилищного фонда, не отделяются многоквартирные дома от частного сектора. Про многоквартирные дома говорится в той позиции, где речь идёт об ОДН, а уже во втором абзаце говорится о коммунальных льготах для всех ветеранов боевых действий, независимо от того, в каком жилом фонде они проживают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Николаевич, я в объяснении не услышал, но правильно ли я понимаю, что вы предлагаете возместить часть льгот, монетизированных 144-м законом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Николаевичу Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Ну, если я правильно понял ваш вопрос, отвечу таким образом. Что я предлагаю? Сегодня у ветеранов боевых действий есть право выбирать - денежные выплаты либо льготы. То есть, соответственно, если этот закон будет принят, у наших ветеранов боевых действий появится пятидесятипроцентная льгота по оплате коммунальных услуг, и тогда государство сэкономит на ежемесячной выплате в размере около 3 тысяч рублей. То есть суть в чём заключается? Я рассчитывал, вот закладывал из расчёта 2 тысячи рублей на ветерана боевых действий, но если этот человек будет получать льготу, то тогда он отказывается от денег и не будет эти 3 тысячи в месяц получать. Получается, что сумма, которую правительство могло бы сэкономить, будет гораздо больше. Это если здраво подходить. Ну а так ко всем инициативам, в которых речь идёт о жилье для ветеранов боевых действий, о каких-то льготах, у нас, извините, такой подход: как только такая инициатива в правительство поступает, достают, наверное, какой-то шаблон "отказать" и шлют его в Госдуму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Будут. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Павлова Ольга Ивановна, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как утверждают авторы данного законопроекта, он направлен на предоставление дополнительных мер социальной поддержки ветеранам боевых действий. Ну, безусловно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда поддерживает инициативы, направленные на повышение мер социальной поддержки, мы считаем, необходимо проводить работу по гармонизации законодательства и устранению несправедливости. Однако, уважаемые коллеги, с суждением о том, что статус ветерана боевых действий и инвалида боевых действий равнозначный и требует единого, единообразного подхода, согласиться не можем. Предусмотренные для инвалидов боевых действий меры поддержки, в том числе по компенсации оплаты услуг ЖКХ, обусловлены их особой категорией - это те лица, которые получили увечья, заболевания и инвалидность и поэтому, уважаемые коллеги, ограничены в некоторых сферах жизнедеятельности, а те, кто относится к проектируемой категории ветеранов, не являются инвалидами. К этой категории относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку); военнообязанные, призванные на военные сборы; лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов государственной безопасности и многие другие. Конечно, ветераны боевых действий заслуживают особого отношения, но действующее законодательство обеспечивает ряд мер социальной поддержки для этих категорий граждан. Считаем, что должен быть особый, справедливый подход к каждой категории граждан. Конечно, меры социальной поддержки нужно повышать, уважаемые коллеги, но при ответственном отношении к вопросам бюджетного финансирования и, конечно, выполнении расходных обязательств. Руководствуясь именно этими доводами, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Ивановна. Коломейцев Николай Васильевич, выступление от фракции КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот сегодня, когда вы пришли на работу или утром встали, вы наверняка включили бегущую строку, и вас обрадовали, что Фонд национального благосостояния вырос на 3 триллиона 733 миллиарда и в общей сумме составляет 7 триллионов 773 миллиарда. Вы все, конечно, обрадовались, а избиратели ещё больше. Но если посмотреть дальше: а где же этот Фонд национального благосостояния хранится и каким образом влияет на благосостояние российских граждан? А оказывается, что всё в офшорах, все счета обслуживаются американскими, английскими и иногда немецкими и французскими банками. Получается, то, что изымается у наших граждан, ну, фактически влияет на улучшение благосостояния тех, кто вводит против нас санкции. Я ведь Александру Николаевичу для чего задал вопрос? Для того, чтобы он расширил свой ответ тем, что, к сожалению, монетизация, которую провели в 2007 году, лишила льгот не только участников боевых действий, там было 38 всевозможных гарантий, которые все выражались в пятидесятипроцентной скидке. Инфляция увеличивается, а 50 процентов всё время остаётся. А монетизация... Александр Николаевич, ты напрасно думаешь, что правительство, если бы увидело, что у вас законопроект даёт возможность ещё что-то не платить, не поддержало бы, - наоборот. Сегодня, к сожалению, все посты во властных структурах в финансовой, социальной сферах занимают стопроцентные последователи Чубайса. Ну, всем известно, что Чубайс - это, конечно, патриот Российской Федерации с американским уклоном, поэтому у него все деньги - вкладывай не вкладывай, к примеру в "РОСНАНО" - оказываются в офшорах, и вы знаете, что они вместе со "Сколково" в этом преуспели. Я почему шире беру спектр? Вы совершенно правильно ставите вопрос, что для поднятия престижа армейской службы и для того, чтобы участники боевых действий не страдали, скажем, от того, что им не выплачивают, и от тех, к сожалению, уже "либеральных" командиров, которые умудряются даже в Сирии присваивать заработную плату своих подчинённых, в данной ситуации нам надо фундаментально поменять вектор социально-экономического развития. Вот все надеются, что завтра там Владимир Владимирович что-то такое скажет и всё изменится. Я прочитал 16 предыдущих посланий и могу вас разочаровать: к сожалению, все правильно поставленные в предыдущих 16 посланиях задачи оказались на 90 процентов не реализованы. Законопроект поддержим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. Олег Васильевич, от фракции? Выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШЕИН О. В. Не так много в этом зале коллег, которые здесь работают с прошлого тысячелетия, поэтому моменты, связанные с принятием закона "О ветеранах" в 1995 году, понятно, сегодня требуют некоторых воспоминаний. Я напомню, что это был год, когда Борис Ельцин рисковал проиграть выборы, и поэтому по требованию левого крыла Государственной Думы был принят действительно достаточно серьёзный, содержательный закон "О ветеранах", который давал широкие гарантии, но он, как и всё, что относится к высокой моторике, оказался действительно несбалансированным, правда не так, как сегодня нам говорят коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дело в том, что по закону "О ветеранах", принятому в тот период, льготы не только по жилищным услугам, за квартиру, но и по коммунальным услугам, то есть по оплате за электроэнергию, газ, воду, отопление, получили такие категории граждан, как, естественно, участники войны, вдовы участников войны, ветераны труда - они в тот период были федеральным льготниками, а не региональными, - чернобыльцы, инвалиды, то есть все, кроме участников боевых действий. Почему выпали участники боевых действий, истории осталось неизвестным - может быть, кто-то из старожилов сможет подсказать, хотя вряд ли, поскольку годы идут и всё стирается из памяти. Так что на самом деле участники боевых действий оказались в дискриминированном положении. Далее. В 2004 году в этом зале по инициативе правительства и фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" был принят закон о монетизации льгот, по которому ветераны труда перекочевали в число региональных льготников, но сделать это уж совсем вопреки Конституции было невозможно, и была принята хитрая статья о том, что регионы должны в общем и целом сохранить предыдущие меры соцподдержки, и поэтому ветераны труда, в том числе лица, имеющие медаль "Ветеран труда", сохранили льготу в том числе и по коммунальным услугам, хотя её стараются обесценить и через монетизацию делают это достаточно эффективно. Так что участников боевых действий надо сравнивать не с инвалидами боевых действий, а с другими категориями граждан, определёнными в законе "О ветеранах", в том числе с ветеранами труда. И очевидно, что человек, который сражался за страну, - будь то в Афганистане, будь то в Чечне, будь то в Осетии, кстати говоря, - имеет не меньше прав на меры соцподдержки, чем человек, который добросовестно и честно отработал на предприятии и за это пользуется мерами господдержки. Следующее, региональная практика. Я тот самый человек, который в моей родной Астраханской области провёл законы о льготах участникам боевых действий. В 90-е годы я возглавлял комитет по законности областного парламента, и мы приняли тогда льготы по коммунальным услугам в Астраханской области для ребят, которые воевали в Чечне, а в 2011 году с четвёртого захода мы приняли такие же льготы для ребят, которые участвовали в пятидневной войне в Южной Осетии. Такие льготы действуют в Астраханской области, хотя их обкорнали сегодня, введя критерии нуждаемости: у человека доходы должны быть не больше, чем 16 тысяч рублей, полтора прожиточных минимума, на члена семьи. Так что есть такая практика, никто её не признаёт антиконституционной. Но у регионов денег не так много, как у федерального правительства, у федерального бюджета. И цифру, кстати, разработчики законопроекта несколько завышают: это стоит не 24 миллиарда рублей, это стоит порядка 10 миллиардов. Если в Астраханской области даже при полноценном восстановлении льготы, без критериев нуждаемости, мы говорим про сумму порядка 70-80 миллионов, то, экстраполируя на страну, мы получим сумму порядка 10 миллиардов рублей. Так что можно это делать. И последнее, наверное, о чём хотелось сказать. Разумеется, эта льгота должна всё-таки осуществляться не в монетизированном виде, а в натуральном, поскольку одной из хитростей, которая позволяет людям вроде дать, но не дать, является модель, при которой дают кусок денег, но эти деньги не индексируют, и они, естественно, тают в процессе инфляции. Поэтому позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" заключается в том - и разработчики проекта эту позицию разделяют, - чтобы льгота была на 50 процентов от нормативных затрат на коммунальные услуги. И не разорится страна от того, что люди деньги эти получат. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Заключительное слово докладчика. Александр Николаевич Шерин, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, меня не покидает неловкое чувство: такое ощущение, как будто я в парламенте другого государства что-то выпрашиваю для ветеранов боевых действий Российской Федерации, как будто нам всё дают, ветеранам боевых действий всё дают, всё делается, мол, чего вам ещё не хватает-то? Я прочитал вам, какие льготы существуют. Вот мои бойцы меня постоянно находят, пишут в социальных сетях, через "Одноклассники", с некоторыми удаётся встретиться, некоторым только обещаю, но не получается. Вот один мне написал, работает машинистом в метрополитене - молодец! Пять лет созыв Госдумы - вот что за эти пять лет мы с вами можем реально сделать для них?! Хоть что-то мы смогли для них сделать? А я вам хочу сказать, что мы для них смогли сделать: они теперь на пенсию будут выходить попозже - вот эти ребятки, которые были тогда в окопах, выполняли боевые задачи, недосыпали, недоедали, не бегали от военкоматов. Они отслужили, слава богу, живыми, хоть и не совсем здоровыми вернулись домой, и, когда я с ними буду встречаться, они мне будут задавать вопрос: ну, командир, что вы там с вашими депутатами в Госдуме для нас, для ветеранов боевых действий, вот за эти пять лет сделали? Я им скажу: ну, будете теперь, ребята, на пенсию выходить на несколько лет позже... Вот реальное предложение. Я понимаю, что в нашей стране коммунальными услугами занимаются практически исключительно иностранные компании. Понятно, что им это не интересно: как это так, какие-то там категории будут им аж 50 процентов не доплачивать? Да за последние 10 лет стоимость коммунальных услуг в нашей стране в результате ежегодного роста уже давным-давно все разумные пределы переплюнула! Мне кажется, они уже все давным-давно покрыли свои расходы. Я ещё раз хочу вам, коллеги, зачитать выдержку из пояснительной записки: "Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду" и так далее, а вот те, кто вернулся домой живым, к сожалению, такой льготы не имеют. Теперь по поводу того, что делается в нашей стране для ветеранов боевых действий. Зачитаю вам норму пункта статьи 16 - я пытался вместе с вами, коллеги, исправить эту несправедливость, но опять же почему-то не нашёл поддержки в нашем парламенте: "обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23-2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года...", то есть они, например, были в командировке в 2002 году, но один подсуетился и встал на очередь до 1 января 2005 года, а второй упустил, проворонил (не знаю, что с ним произошло), встал на очередь после 1 января 2005 года, соответственно, он попадает в совершенно другие правовые рамки. Вот как хитро всё написано в законе! То есть, если мы хотим реально дать льготы ветеранам боевых действий, можно чётко и ясно прописать: 50 процентов на оплату коммунальных услуг - всё. Но если вы считаете, что слишком много делается для ветеранов боевых действий в Российской Федерации, то я обращу ваше особое внимание на то, что мы законодательные инициативы вносим исключительно на основе тех предложений, которые нам поступают от ветеранских организаций, на которые вы всегда рассчитываете во время избирательных кампаний и на которые наша страна рассчитывает при воспитании нашего подрастающего поколения. Вот мы смотрели фильм "Союз спасения": что царя-батюшку, императора спасло? То, что армия оказалась на его стороне. Что в 91-м году произошло? Ну, отказалась армия выполнять определённые приказы. Поэтому армия всегда должна быть на стороне государства, закона, законной власти и она должна всегда чувствовать взаимную отдачу от государства, от власти. Те люди, которые участвовали в боевых действиях и имеют статус ветерана боевых действий, могут, имеют полное право рассчитывать на пятидесятипроцентную льготу на оплату коммунальных услуг в Российской Федерации - стране, которая занимает первое место по экспорту нефти и газа. Вот такой льготы, чтобы ребёнок пошёл вне очереди в детский сад, в нашей стране для ветеранов боевых действий нет, а для детей прокуроров и судей есть, так давайте мы дадим ветеранам хотя бы льготу по пятидесятипроцентной оплате. У нас страна электричества вырабатывает на 23 процента больше, чем мы потребляем, газ и нефть продаём за рубеж, трубы прокладываем - давайте что-нибудь найдём, маленькую долечку дадим вот этим людям, пятидесятипроцентную льготу им дадим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать с заключительным словом? Нет, заключительного слова содокладчика не будет. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О ветеранах", 8-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 14 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.