Заседание № 20
20.04.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 397054-3 "О внесении дополнения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (об установлении упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации для лиц, осуществивших инвестиции в России; внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва Б. Б. Надеждиным, И. М. Хакамада и Б. Е. Немцовым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3047 по 3186 из 6158
Переходим к пункту 11 порядка работы, о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Петровича Москальца. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Действующий закон "О гражданстве..." дал нам вполне ясное и четкое понятие гражданства - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Законодательно установлены принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства. Но новая законодательная инициатива предлагает внести в принципы и правила, в элементы правовой связи теперь уже и элементы, по сути дела, коммерческого характера, то есть осуществи инвестиции - и ты, если пожелаешь, гражданин Российской Федерации. Нам представляется неприемлемым такой подход не только и не столько потому, что у многих он формирует аналогию с некоторыми явлениями коррупционного характера, сколько в силу его несостыкованности с действующим порядком получения гражданства. Попытка говорить об инвестициях, но в размерах, установленных правительством, не дает вообще ответа: а насколько полезным для государства и общества может быть этот закон и вообще сами инвестиции? И уж если говорить о размерах инвестиций, то, может быть, сразу оговаривать, что он должен позитивно и существенно влиять на социально-экономическое развитие страны. Я понимаю, что умный законодатель всегда рассчитывает на такого же умного правоприменителя, но предлагаю исходить из того, что есть. Новым законопроектом предлагается внести дополнения в статью 14 действующего закона, с тем чтобы ряд условий, указанных в части первой статьи 13, к лицам, осуществившим инвестиции, не применялся, но не слишком хорошо, что при этом отбрасывается и требование действующего закона соблюдать условие иметь законный источник средств к существованию. Полагаю, нам небезразлично, каков источник инвестиций. Да и вообще, инвестиции как плата за гражданство не очень хорошо смотрятся на фоне принципов нашей действующей Конституции. Но уж если на то пошло, то вообще часть третья статьи 13 действующего закона "О гражданстве..." устанавливает, что лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13, о чем я говорил только что. А вот имеет ли такой инвестор особые заслуги или нет - это другой, отдельный вопрос. Учитывая изложенное, а также наличие достаточного объема правового регулирования данного вопроса, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику? Островский. Пожалуйста, Алексей Владимирович. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Александр Петрович, у меня вопрос в такой немножко странной плоскости. Не считаете ли вы, что в нашей действительно, как вы сказали, прикладной системе, связанной с получением гражданства, существует элемент коррупции и те граждане, в отношении которых нежелательно, чтобы они стали гражданами Российской Федерации, так или иначе получают данное гражданство? Речь идет в первую очередь о не совсем в правовом отношении добропорядочных гражданах Закавказья и других стран. Не лучше ли, может быть, действительно на правовые рельсы поставить этот вопрос и просто брать за это деньги, чтобы их брало государство, а не мелкие чиновники? Потому что, так или иначе, мы эту проблему не искореним, она всё равно будет всегда. Спасибо. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в принципе закон и в той редакции, которая была принята Государственной Думой в прошлом году, допускает решение вопроса где-то и в упрощенном порядке, и в достаточно хорошем темпе. Ну, нужно только лишь правильно применять и понимать тот закон, который сегодня у нас действует. Ведь инерционно... Конечно, вот эта позиция по отношению к старому закону, да, она где-то была нова, но, когда был принят закон, я думаю, недаром из семи депутатов, которые вышли с законодательной инициативой по этому вопросу, четверо отозвали уже свои подписи, и здесь остались подписи депутатов Надеждина, Немцова и Хакамады, они были в прошлом созыве. Однако по правилам нашей работы мы должны рассматривать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Двое. Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! До чего же запудрили мозги нашим людям разговорами о зарубежных инвестициях! Как какая-то панацея - вот-вот и они придут. И ведь во всей политике проходит эта линия. Мы все, наверное, понимаем, отчего погибли наши заводы и фабрики - оттого, что цены на энергоносители в холодной, континентальной, засушливой стране выводят на так называемый мировой уровень. И к сожалению, президент и правительство продолжают эту омерзительную политику, губительную для моей нации и для всех коренных народов России. И вот Хакамада, Немцов вносят предложение: давайте дадим возможность им стать россиянами. Не вложит никто свои инвестиции в убыточные отрасли - ни вы, ни мы, ни зарубежье! Вложат в добычу нефти, газа, никеля, железа, в выплавку алюминия и так далее - в те отрасли, которые оставляют яды на нашей территории (они у себя не хотят этого делать). А что же тогда получается? Ну выкачают нефть и газ, а что детям и внукам нашим останется? Получается вроде того, что я, русский, должен голосовать за этот закон по аналогии: залезли воры в мою квартиру, а я складываю вещи в мешки и помогаю им выносить и грузить на машину. Вот примерно такая же логика. Нет конечно, нет и нет! Неприемлема такая постановка! Это только злодеи, со злым умыслом, могли вносить такой проект, и их, к сожалению, у нас в России и в парламенте нашем немало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Бабурин Сергей Николаевич. БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, когда мы ознакомились с этим законопроектом, то еще раз убедились, что воистину благими намерениями выстлана дорога в ад. Привлечение инвестиций - это важная часть нашей экономической политики, но в той форме, в какой это предложено, мы совершенно не решим экономических вопросов. Мы действительно можем совершить не просто роковую ошибку, а преступление против собственного народа в плане демографическом. Ибо ведь совершенно очевидно, что ни Ротшильд, ни кто-либо другой из западных инвесторов не мечтает круглосуточно о российском гражданстве и не собирается использовать эту норму. Это означает, что мы откроем двери для легализации той незаконной миграции, которая у нас идет прежде всего из Китая и из арабских стран. Ведь мы сможем действительно перечеркнуть смысл российского гражданства таким законом. Из чести, из того, что вы действительно... Российское гражданство - это часть нашего политического, правового достояния. Поэтому фракция "Родина" выступает против принятия этого закона. Мы считаем, что он совершенно антинационален и антигосударственен и не может быть поддержан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить представителю президента? Вопрос ставится на голосование. Голосуем по вопросу 11 порядка работы. Прошу включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 53 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7% Проголосовало против 177 чел.39,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 181 чел. Не голосовало 269 чел.59,8% Результат: не принято Не принято, законопроект отклонен.