Заседание № 81

24.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 397-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных социальных гарантий работникам бюджетной сферы".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5066 по 5434 из 6041
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые       
законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных   
социальных гарантий работникам бюджетной сферы". Докладывает Федот Семёнович    
Тумусов.                                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" представляет проект федерального закона     
об установлении дополнительных социальных гарантий работникам бюджетной         
сферы. Проект закона вносится в рамках реализации предвыборной программы        
партии.                                                                         
                                                                                
Проектом закона предлагается, первое, медицинским и фармацевтическим            
работникам, осуществляющим профессиональную деятельность в государственных и    
муниципальных учреждениях здравоохранения, установить следующие                 
дополнительные социальные гарантии: право на сокращённую продолжительность      
рабочего времени; право на дополнительное профессиональное образование по       
профилю деятельности не реже чем один раз в три года; право на                  
компенсационную выплату в процентах к должностным окладам за работу во          
вредных, тяжёлых и опасных условиях труда; право на ежегодный основной          
удлинённый оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется         
Правительством Российской Федерации; право на бесплатное или льготное           
санаторно-курортное лечение, естественно при наличии медицинских показаний;     
право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке,           
установленном законодательством Российской Федерации; право на предоставление   
работникам, состоящим на учёте и в качестве нуждающихся в жилых помещениях      
вне очереди, жилых помещений по договорам социального найма, право на           
предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда; право на    
социальную ипотеку - приобретение жилого помещения, находящегося в              
собственности органа местного самоуправления.                                   
                                                                                
Также устанавливается право для работников, указанных в настоящей статье,       
проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках        
(посёлках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату    
жилых помещений, отопления и электрической энергии.                             
                                                                                
В законопроекте также определены условия и порядок предоставления этих          
социальных гарантий медицинским работникам.                                     
                                                                                
Кроме того, в законопроекте предложены меры по социальной поддержке             
работников культуры, в том числе меры по дополнительному пенсионному            
обеспечению работников организаций культуры; стимулирующие надбавки молодым     
специалистам; социальная ипотека для работников культуры; компенсация для       
работников культуры, работающих в сельской местности, расходов на оплату        
жилья, отопления и электроэнергии.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, просим поддержать.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Тамара Ивановна Фролова.                                 
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы только что         
услышали высказанную Федотом Семёновичем концепцию представленного              
законопроекта, который даст дополнительные социальные гарантии работникам       
бюджетной сферы. Я позволю себе остановиться только на мнении Комитета по       
охране здоровья, который совсем недавно рассмотрел этот законопроект.           
                                                                                
Глубокоуважаемый Федот Семёнович, при всём уважении к вам, при всём уважении    
к коллегам, хочу сейчас чуть подробнее остановиться на ряде вопросов, потому    
что вы мне в комитете сказали, что я доводы не привела. Действующим             
законодательством и действующими федеральными нормативными документами многие   
вопросы, особенно касающиеся медицинских работников, уже урегулированы.         
Вопрос о сокращённой продолжительности рабочего времени для определённых        
категорий работников урегулирован статьёй 92 Трудового кодекса Российской       
Федерации, там всё чётко прописано. Что касается сокращённой                    
продолжительности рабочего времени медицинских работников, она определена       
статьёй 350 Трудового кодекса Российской Федерации, верхний предел не может     
превышать 39 часов в неделю.                                                    
                                                                                
Согласно статье 73 Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья     
граждан в Российской Федерации" совершенствование профессиональных знаний       
является не правом, а обязанностью медицинских и фармацевтических работников,   
при этом в организациях и государственной, и муниципальной системы              
здравоохранения обучение проводится за счёт средств работодателей и ежегодно    
при формировании программ госгарантий и территориальных тарифов тарифной        
комиссии все тарифы на обучение специалистов закладываются. Буквально три       
года назад вы, уважаемые депутаты, вот в этом зале приняли закон, по которому   
сейчас в бюджете федерального фонда в составе нормированного страхового         
запаса из средств резерва формирования предупредительных мероприятий,           
созданного за счёт средств, поступающих в результате штрафных санкций           
страховых медицинских организаций к лечебным учреждениям, имеется возможность   
и имеются финансовые средства, чтобы помимо тарифов тарифной комиссии           
оплачивать ещё и как раз обучение специалистов - и врачей, и медицинских        
сестёр.                                                                         
                                                                                
Статьями 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено         
положение о повышенном размере оплаты труда занятых на работах с вредными и     
(или) опасными условиями труда.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я имею практический опыт работы в системе здравоохранения    
- более 30 лет отработала в этой сфере, - и хочу вам сказать: я не хотела бы    
получать одинаковую со всеми зарплату и получать проценты за вредность.         
Работать во вредных условиях труда - с больными туберкулезом, с                 
ВИЧ-инфицированными, в лабораториях, когда каждый день контактируешь с          
кровью, - и получать точно такие же деньги, какие получают те, кто работает в   
обычном приёмном отделении или в обычном физиотерапевтическом отделении.        
Наверное, всё-таки здесь должна градация проводиться специалистами и            
Министерством здравоохранения Российской Федерации.                             
                                                                                
Ну а что касается договора социального найма, то согласно жилищному             
законодательству право на внеочередное предоставление жилого помещения по       
договору социального найма может быть предоставлено либо по состоянию           
здоровья, либо в случае, если занимаемое жилое помещение является               
непригодным. Если мы будем предоставлять внеочередное жильё всем, в том числе   
бюджетникам (с каким бы уважением я к ним ни относилась), мы нарушим            
положения Конституции и положения Жилищного кодекса Российской Федерации.       
                                                                                
Ну а кто, уважаемые коллеги, глубокоуважаемые, мешает органам исполнительной    
власти в регионах принимать дополнительные меры социальной поддержки и за       
счёт федеральных средств, и региональных средств? Это есть во всех              
нормативных документах, и в 323-м федеральном законе, в части 2 статьи 72,      
такое право дано, и, самое главное, в 184-м федеральном законе об общих         
принципах организации законодательных и исполнительных органов власти -         
пожалуйста: даже если в федеральном законодательстве это не прописано,          
субъект имеет право предоставлять дополнительные социальные гарантии.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте.                                          
                                                                                
Продолжайте, Тамара Ивановна.                                                   
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И. Проект, уважаемые депутаты, не поддержан                          
комитетом-соисполнителем - Комитетом Государственной Думы по культуре, не       
поддержан Правительством Российской Федерации, не поддержан Счётной палатой     
Российской Федерации. Комитет по охране здоровья на сегодняшний день также не   
поддерживает этот законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить     
его, так как любые решения всё-таки должны быть проработанными и взвешенными.   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Ивановна.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по законопроекту? Есть.                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Максимов Василий Юрьевич.                                                       
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Федот Семёнович, вопрос вам. Ну, статистика такая: больше 90     
процентов фармработников работают сейчас в частных организациях, 8-9            
процентов медицинских работников работают в частных медицинских организациях.   
Предлагаемые в вашем законопроекте льготы будут распространяться на данную      
категорию работников?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тумусову включите микрофон.                      
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Извините, можно повторить вопрос? Я что-то плохо вас слышал.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Максимову включите микрофон.                     
                                                                                
Василий Юрьевич, погромче, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Я вроде достаточно громко.                                       
                                                                                
Федот Семёнович, я повторяю. Статистика такова: сейчас более 90 процентов       
фармработников работают в частных фармацевтических организациях, 9 процентов    
медицинских работников работают в частных медицинских организациях. Будут ли    
предлагаемые вами льготы распространяться на данные категории работников?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Тумусову включите микрофон.          
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. В законопроекте речь идёт только о тех работниках, которые        
работают в государственных и муниципальных медицинских учреждениях и            
фармацевтических учреждениях.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Березуцкий Юрий Николаевич.                                                     
                                                                                
БЕРЕЗУЦКИЙ Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Вопрос Федоту Семёновичу.                                                       
                                                                                
Уважаемый Федот Семёнович, предлагая дополнительные социальные гарантии, вы     
наверняка провели анализ того, как обстоят дела в регионах. Можете ли вы        
назвать объём средств, необходимый для обеспечения указанных социальных         
гарантий, суммарно по регионам, в первую очередь объём бюджетных ассигнований   
федерального бюджета? Это первое.                                               
                                                                                
Второе. Какие требуются ресурсы для реализации ваших предложений и каковы их    
источники?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тумусову включите микрофон.                      
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Спасибо за вопросы. Мы предварительные расчёты делали, но более   
точную цифру должны представить правительства субъектов и Правительство         
Российской Федерации, я по памяти не могу назвать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Драпеко Елена Григорьевна от фракции.                                           
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, как вы понимаете, вопрос носит                 
принципиальный, идеологический характер, и упоминание Тамарой Ивановной         
Конституции очень уместно. Когда мы с вами, Государственная Дума,               
монетизировали льготы, тем самым резко ухудшив положение в том числе и          
работников здравоохранения, и работников культуры, и социальных работников в    
Российской Федерации, мы с вами Конституцию не вспоминали. А вот сейчас         
давайте вспомним.                                                               
                                                                                
В Конституции Российской Федерации говорится, что у нас социальное              
государство, а раз государство социальное, то должны быть социальные льготы.    
И на сегодняшний день такие льготы есть, но только не для всех работников       
бюджетной сферы. Здесь говорили о медицинских работниках: те из них, кто        
работает в сельской местности, на сегодняшний день частично обеспечены такими   
льготами - это и подъёмные в размере 1 миллиона рублей для молодых              
специалистов, это и предоставление жилья, это и некоторые другие льготы. А      
вот работники культуры таких льгот не имеют, и работники других бюджетных       
сфер, которые жизненно необходимы, тоже их не имеют. Нам представляется, что    
это следствие не нашего злоумышления, а неправильной экономической политики.    
Сегодня происходит опустынивание сельских территорий, исчезают малонаселённые   
пункты. У депутата Тумусова, например, треть его региона - Республики Якутия    
не обеспечена медицинским обслуживанием. И анализ бюджета 2016 года и 2017      
года говорит о резком сокращении бюджетных ассигнований в субъектах             
Российской Федерации, в том числе на медицину.                                  
                                                                                
Мы со своей стороны отмечаем, что опустынивание территорий связано и с          
политикой "оптимизации", то есть закрытия в малых населённых пунктах (с         
населением менее определённого количества человек) учреждений бюджетной         
сферы, таких как фельдшерско-акушерские пункты, таких как клубы, учреждения     
культуры. Люди не хотят жить в таких населённых пунктах, а, как сегодня         
говорится, деньги идут за человеком: человек уехал из села и вместе с собой     
увёл эти самые деньги, и их уже не хватает на содержание бюджетных              
учреждений. Тогда эти бюджетные учреждения закрывают, вместо того чтобы         
поменять политику и расселять население по территории Российской Федерации      
путём государственного регулирования. Если мы хотим, чтобы люди там жили, мы    
должны финансировать, чтобы люди захотели туда переехать. Там, где 100          
человек живут, должны появиться учреждения, которые привлекут туда ещё 100      
человек, ещё 300 человек, и тогда эти населённые пункты оживут.                 
                                                                                
Мы считаем, что всё это - следствие неправильной экономической парадигмы в      
Российской Федерации и её надо менять коренным образом. Мы должны от политики   
следования, когда деньги идут за человеком, переходить к политике               
регулирования плотности народонаселения в тех местах, где это необходимо.       
                                                                                
В области образования у нас катастрофа. В частности, сейчас из-за резкого       
сокращения финансирования образования в образовательных учреждениях в сфере     
культуры закрылись практически все отделения заочного обучения. Дети, которых   
мы посылаем в город учиться в культпросветучилищах, в художественных            
училищах, в деревню больше не возвращаются. Раньше мы решали эту проблему за    
счёт заочников: человек уже работал в клубе, у него было рабочее место, он      
был привязан к этой территории, и он заочно получал среднее или высшее          
образование, и таким образом мы задерживали интеллигенцию на селе. Сегодня я    
повсеместно сталкиваюсь с ситуацией закрытия заочных отделений, это тоже наша   
беда и проблема.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, несмотря на то что мы понимаем, что этот законопроект        
сегодня, скорее всего, не будет поддержан, мы предлагаем вам обсудить эти       
коренные для нашего общества проблемы в Государственной Думе в рамках, если     
хотите, "круглых столов", других форм обсуждения. И мы готовы разрабатывать     
вместе с вами те законы, которые будут эти вопросы регулировать либо по         
отраслям, либо через социальные нормативы.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович. Три минуты.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, коротко скажу о некоторых аргументах,         
которые были приведены в качестве обоснования, почему этот законопроект не      
надо принимать.                                                                 
                                                                                
По поводу того, что законопроект популистский и те меры, которые в нём          
представлены, уже якобы закреплены в других нормативных правовых актах. Это     
так, по многим моментам это действительно так, но закрепление норм напрямую в   
законе - это нормальный способ защиты. Нужно учитывать и кадровую ситуацию      
сейчас в системе здравоохранения - многие из вас бывают в регионах и,           
наверное, видели: в обычных поликлиниках, в обычных больницах, особенно         
районного уровня, штат неукомплектован в среднем на 50 процентов по врачебным   
кадрам, по всем остальным неукомплектованность тоже понемножку нарастает.       
Поэтому чёткая картина, чёткий набор мер социальной поддержки - это то, что     
способно и удержать тех, кто работает, и привлечь в государственную,            
муниципальную систему здравоохранения молодых специалистов, тех людей,          
которые будут заботиться о нашем здоровье.                                      
                                                                                
Если всё-таки говорить конкретно, то, что предлагают наши коллеги из фракции    
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", - это, безусловно, неполный набор и в чём-то             
законопроект популистский, но в качестве концепции он вполне сойдёт.            
                                                                                
Сокращённое рабочее время. Вроде как в Трудовом кодексе есть соответствующие    
отсылки, но они, в свою очередь, отсылают нас к соответствующим актам           
Правительства Российской Федерации. А на уровне правительства сегодня в         
принципе возможно принять решение об отмене дополнительного отпуска как         
такового, и в ряде медицинских учреждений это сейчас делается, кстати и в       
городе Москве. Проводится соответствующая проверка рабочих мест, выявляется,    
что вредности нет, или якобы нет, и те две недели дополнительного отпуска,      
которые есть у медицинских работников, исключаются, эта практика только         
началась, но она будет продолжена.                                              
                                                                                
Ещё один момент, о котором мы говорили, - о праве работников на досрочную       
пенсию. Господин Топилин уже неоднократно высказывался, что досрочная пенсия    
для педагогов, медиков, для тех, кто её получает в качестве такого              
социального подспорья, - это, мол, пережиток, что сегодня зарплата медиков,     
зарплата учителей позволяет им спокойно формировать свою будущую большую        
пенсию и, собственно, эта введённая в 1933-1936 годах мера социальной           
поддержки уже устарела, её надо отменять. Это совершенная глупость, и если,     
не дай бог, это будет сделано, а вроде как планы сделать это после выборов      
президента есть, это приведёт к катастрофе, к кадровой катастрофе как раз в     
низовом звене и особенно в сельской местности! Закрепление предложенного        
положения напрямую в перечне мер социальной поддержки в профильном законе       
позволит сделать его более жёстким и понятным, то же касается и остальных       
моментов.                                                                       
                                                                                
Мы, наша фракция, предлагаем поддержать законопроект в первом чтении и уже      
потом медленно, аккуратно и чётко дорабатывать его ко второму чтению, потому    
что закрепление данных мер в основном законе - это нормально, понятно и         
соответствует существующей правовой практике. То же самое касается и            
работников культуры.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Черняева Нина Алексеевна.                                                       
                                                                                
ЧЕРНЯЕВА Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Позвольте высказать точку зрения фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хочу поддержать     
свою коллегу Фролову Тамару Ивановну, в комитете действительно очень            
тщательно рассматривалось данное предложение нашего коллеги Тумусова.           
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день в действующем законодательстве и в    
постановлении Правительства Российской Федерации действительно учтены те        
социальные льготы, которые действуют в сферах образования, труда и занятости,   
здравоохранения для фармацевтических и медицинских работников и работников      
культуры.                                                                       
                                                                                
Я должна акцентировать внимание и на том, что органы государственной власти     
субъектов и органы муниципальной власти имеют право предоставлять льготы и      
делают это на местах. Комитетом по охране здоровья проводился анализ того,      
какие социальные льготы в настоящее время предоставляются на территориях.       
Они, безусловно, разные - и в денежном выражении, и в различных других, в том   
числе в части решения жилищных вопросов, - но эти льготы существуют.            
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федот Семёнович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Тамара          
Ивановна? Тоже нет.                                                             
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              100 чел.22,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    102 чел.                                          
Не голосовало                 348 чел.77,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.