Заседание № 180
О проекте федерального закона № 396472-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с осуществлением геологического изучения недр).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", третье чтение. Пожалуйста, Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, внесённый в соответствии с поручением президента нашей страны, направлен на создание условий, необходимых для наших предприятий, чтобы они могли проводить геологическое изучение недр, и на упрощение порядка оформления лицензии. У нас будет больше изученных недр, кроме того, повысится инвестиционная привлекательность наших территорий. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены. Комитет по экологии просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, желающие выступить по мотивам от фракций? Нет желающих. Ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 20 мин. 41 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 178
О проекте федерального закона № 396472-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с осуществлением геологического изучения недр).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный вам законопроект допускает к геологическому изучению недр только добросовестные компании, которые имеют определённый опыт работы. Сегодня, к сожалению, в законе это не предусмотрено, и любая компания, даже очень мелкая, без опыта работы, может получить лицензию, держать, пытаться её продать полузаконным способом, потому что законом не предусмотрена продажа. Законопроектом предлагается решить этот вопрос. К законопроекту ко второму чтению поступило шесть поправок, четыре из них комитетом предлагаются к принятию, две - к отклонению, они в таблице № 2. Прошу поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 45 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 12 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 36 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Зариф Закирович Байгускаров. Включите микрофон на трибуне. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Прошу поставить его в план работы на 14 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 159
О проекте федерального закона № 396472-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с осуществлением геологического изучения недр).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Доклад официального представителя правительства замминистра природных ресурсов и экологии Дмитрия Дмитриевича Тетенькина. Пожалуйста. ТЕТЕНЬКИН Д. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума. Законопроектом предлагаются две дополнительные меры стимулирования геологоразведки. Первое предложение - возможность продажи лицензии на геологоразведку без необходимости подтверждения имущественных или корпоративных связей между инвесторами и пользователями недр. Сегодня продать лицензию можно только через продажу самой компании, которая ею владеет. Условиями предполагаемых сделок являются отсутствие нарушений по лицензии в течение двух лет, предшествующих продаже, и одновременная передача инвестору утверждённой проектной документации на геологоразведку и имеющейся по участку недр геологической информации. Второе предложение - допуск частных компаний в региональную геологоразведку. С учётом важности регионального этапа геологоразведки как старта для всех последующих этапов работ к работам будут допускаться квалифицированные недропользователи: только российские компании с опытом геологоразведки не менее пяти лет, у которых отсутствуют нарушения в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявки. Поскольку региональная геологоразведка осуществляется Роснедрами и его институтами, для реализации законопроекта будет принят порядок, определяющий совместное проведение данного этапа работ. На законопроект получены все необходимые заключения и согласования. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Зарифа Закировича Байгускарова. Пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом расширяются возможности работы юридических лиц при изучении недр. Ну, здесь два основных изменения. Первое изменение касается допуска юрлиц. Какие условия? Сегодня могут быть допущены любые компании, даже если в компании один-два человека, даже если у них нет какого-либо оборудования или опыта работы. Законопроектом же устанавливается, что допущены могут быть только предприятия, которые имеют опыт работы в течение пяти лет в этой сфере и не имеют нарушений в этой сфере в течение последних двух лет, то есть это будут только добросовестные компании. Второе изменение касается передачи права пользования недрами. Сегодня сложилась ситуация, когда компания берёт лицензию, а потом другие компании её перекупают, то есть было не совсем законно. Для большей прозрачности законопроектом предполагается передача права пользования от компании к другой компании, то есть продажа лицензии. При этом должна быть не просто продажа - должна быть утверждённая проектная документация и информация о геологическом изучении недр. Это приведёт к прозрачности изучения недр и, конечно, к инвестиционной привлекательности для добросовестных компаний. Комитет предлагает поддержать этот законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Станкевич Юрий Аркадьевич. СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дмитрий Дмитриевич, цель законопроекта понятна (об этом и вы сказали, и представитель ответственного комитета) - привлечь дополнительные частные инвестиции и в целом улучшить инвестиционный климат в отрасли. В случае если данный законопроект будет поддержан Государственной Думой, на ваш взгляд, в процентном соотношении насколько это приведёт к региональной изученности для целей воспроизводства минерально-сырьевой базы? Какой эффект вы ожидаете? ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Спасибо большое за вопрос, уважаемый Юрий Аркадьевич. Мы предполагаем как минимум от 5 до 10 процентов ежегодно, поэтому надеемся на вашу поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Дмитрию Дмитриевичу. Дмитрий Дмитриевич, согласно законопроекту выдача лицензии на пользование недрами по результатам рассмотрения заявки допускается после уплаты разового платежа за пользование недрами. Как определяется этот разовый платёж и сколько он составляет? ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Спасибо большое за вопрос. Разовый платёж определяется в соответствии с действующей на сегодняшний момент методикой, она утверждена. Мы не предполагаем, что она будет претерпевать изменения. Что касается суммы, она зависит от конкретного месторождения и от того полезного ископаемого, на который коллеги претендуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Коллеги, данный законопроект - это ещё одно звено в цепи последовательных изменений, дающих право частным компаниям осуществлять региональное геологическое изучение недр по упрощённой процедуре. Одним из оснований предоставления права дальнейшего пользования недрами является факт открытия месторождений полезных ископаемых. Я напомню, ещё в советское время практически вся территория страны была обследована, даны прогнозы о вероятном размещении тех или иных полезных ископаемых, и геологоразведка их просто подтверждает. Таким образом, мы сами, своими руками отдаём недра, стратегические запасы в частные руки. С учётом того что недавно были внесены изменения в закон об экспертизе и геологоразведка регионального уровня теперь не требует обязательной экспертизы, крупные добывающие компании получат недра для их изучения не только без проведения аукционов, но и без жёсткого природоохранного нормирования. В соответствии с этим вопрос: не считаете ли вы, что это разбазаривание нашего национального достояния, да ещё и с угрозой для состояния окружающей природной среды? ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Спасибо большое за вопросы. Последовательно, если можно, я отвечу на два вопроса, которые прозвучали. Первое. Мы действительно предпринимаем последовательные шаги для максимального изучения недр страны. Что касается того, что они уже были исследованы, - это не совсем так. Геологическая информация и геологические карты, которые подтверждают эту информацию, имеют тенденцию к устареванию. Более того, у нас технологии поиска, геологоразведки также не стоят на месте. Мы на системной основе эту работу проводим сейчас за счёт федерального финансирования, и поэтому дополнительный источник в этой работе точно нелишний. Что касается того, что мы сосредотачиваем усилия только в интересах крупных компаний. Это, конечно, не так. Я сейчас в своём докладе говорил, что должны быть добросовестные недропользователи с опытом работы в геологоразведке пять лет. Других ограничений мы не предусматриваем и не включаем, поэтому вне зависимости от формы капитала мы готовы работать с добросовестными партнёрами. И ещё более важный аспект, о котором я тоже доложил: всё будет проходить под эгидой Роснедр и наших подведомственных учреждений. Региональный этап - это компетенции государства, мы не собираемся их утрачивать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. БАЙГУСКАРОВ З. З. Я хотел бы добавить, что здесь, наоборот, условия в какой-то мере ужесточаются, чтобы был порядок. У компании не должно быть нарушений в течение двух последних лет, то есть это не просто какая-либо компания. И следующее, будет требование: при продаже лицензии должна быть проектная документация, вся информация, причём утверждённый проект документации. Сегодня при продаже никакой документации нет. Для того чтобы не было такого впредь, чтобы был порядок, мы и вносим изменения этим законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, уточните, пожалуйста, конкретно какой орган будет принимать решение о праве пользования недрами без проведения аукциона? И второй момент: есть ли вероятность, видите ли вы вероятность превратить геологоразведку частных компаний в добычу? ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Спасибо большое за вопросы. Уважаемый Николай Иванович, что касается органа исполнительной власти, это Роснедра, компетенции Роснедр мы сегодня обсуждаем. Что касается второго вашего вопроса, я, наверное, повторю вот что. Мы видим существенные перспективы, если частный бизнес, частный капитал придёт в отрасль, и не только в сферу геологоразведки, недропользования. Конечно, мы понимаем, что региональный этап предполагает в последующем проведение аукционов, которые сегодня мы также проводим, и вовлечение дополнительных месторождений в экономический оборот страны. Конечно, мы напрямую эту связь видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. БАЙГУСКАРОВ З. З. Ну, здесь ещё был вопрос, не приведёт ли это к тому, что будет добыча. Обращаю внимание: для проведения добычи нужна отдельная лицензия, здесь только на геологоразведку. Должны поставить на учёт, баланс, только после этого Роснедра выдают лицензию уже на добычу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, ну, позиция нашей фракции по вопросу о недрах хорошо известна всем. Совершенно очевидно, что всё, что создано природой... Всё-таки доходы от этого должны распределяться между всем населением, а не между частными инвесторами, о которых вы сейчас говорите. Больше того, понятно, что принятие этого закона никак не улучшит материальное положение тех граждан, которые проживают в регионах, богатых природными ресурсами. В этой части, конечно, трудно провести грань между геологоразведкой и добычей, зачастую она размыта, но право получать эти участки без аукциона, передавать эти участки тоже неизвестно каким лицам содержит в себе такую криминальную составляющую, что возникают вопросы к этому законопроекту. Как вы предполагаете регулировать это? И почему мы упраздняем аукцион и даём право на свободную передачу тем, кто получил право вот как раз на геологоразведку? ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемая Нина Александровна, спасибо большое за вопрос. На самом деле мы не ведём сейчас речь ни о каком перераспределении доходов. Мы говорим о том, что есть возможность дополнительно изучить наши недра на предмет наличия в них полезных ископаемых. Далее, мы не говорим о том, что возникает безакцепное право получения в пользование тех недр, которые в результате региональной изученности государство увидит. И сегодня, мы тоже уже об этом говорили, мы не отменяем общий механизм лицензирования наших недр. Есть несколько вариантов получения лицензии, но в любом случае на конкурентной основе вся ситуация сохраняется. И ещё вот что я хотел бы добавить: по результатам геологического изучения на региональном этапе Правительство Российской Федерации, Минприроды, Роснедра, принимает решение о лицензировании. А вот вхождение в региональный этап отдельно, ещё до принятия такого решения, также Роснедрами акцептуется. То есть мы формируем тот перечень площадных объектов, на которых мы такие работы ставим. Поэтому здесь речь не идёт об изменении структуры предоставления лицензии, здесь говорится о дополнительном механизме. Никаких преференций мы в части приоритетного права здесь, по крайней мере, не предполагаем. Мы предполагаем их, возможно, на втором этапе, но в любом случае... Мы предполагаем их по результатам региональной изученности в рамках существующих механизмов. Но сегодняшний законопроект немного о другом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, возможно, повторюсь: данным законопроектом мы способствуем финансовым группам влияния в очередной попытке разбазаривания наших недр. Под понятием геологического изучения недр, скорее всего, лежит разработка и добыча в интересах обогащения круга лиц. Также данной инициативой будет дана возможность получения права пользования недрами без аукциона, как здесь было уже сказано, теперь одной заявки будет достаточно, чтобы упростить прикрытие очередной коррупционной схемы. По своим последствиям вашу инициативу можно поставить в один ряд с законом "Об охране озера Байкал". Вопрос: понимаете ли вы уровень ответственности и последствия игнорирования и обхода аукционов вопреки законодательству, над которым работали депутаты Госдумы не один год? ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Спасибо большое за вопрос, уважаемый Вячеслав Михайлович. Данная инициатива не направлена на перераспределение финансовых потоков, не направлена на поддержание интересов какой-то группы лиц или хозяйствующих субъектов. Мы говорим сегодня о том... Две инициативы, да, я, к сожалению, вынужден с вами свериться, мы говорим о двух инициативах. Первая - возможность продажи лицензии, которую оформили наши предприятия, которые могут профессионально заниматься геологоразведкой. И в данном случае нам кажется, что это, наоборот, более правильно и сделает более прозрачной нашу отрасль. Приведу простой пример. Есть компании, которые обладают компетенцией только в геологоразведке, они умеют качественно искать золото, газ, нефть - мы сегодня предусматриваем возможность передачи ими полученной лицензии следующим пользователям, то есть добычным компаниям. Если же такого механизма нет, то мы в том числе вот сегодня имеем ситуацию, когда в рамках неких корпоративных отношений происходят эти сделки. Мы не понимаем, зачем мы должны дальше видеть этот сдерживающий механизм, когда мы можем прирасти компетенциями, в том числе в сфере геологоразведки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. БАЙГУСКАРОВ З. З. Ну, я хотел бы ещё добавить. Что касается монополии или, там, влияния крупных компаний, наоборот, сегодня у них руки развязаны, потому что они внедряют свои малые предприятия, потом их выкупают вместе с лицензией, и получается, что у одного предприятия чуть ли не сто компаний под рукой. Мы же говорим, что не нужно этого делать - давайте лучше установим требование, чтобы они не смогли так выкупать эти предприятия, чтобы малые предприятия могли работать самостоятельно, а не под каким-то монополистом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", пункт 13. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 37 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 10 чел.2,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.