Заседание № 177
О проекте федерального закона № 396220-7 "О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации", третье чтение. Доклад Ильи Владимировича Осипова. Пожалуйста, Илья Владимирович. ОСИПОВ И. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект продолжает нашу с вами стратегию освобождения гражданина от обязанности доказывать свою невиновность, и презумпцию добросовестности плательщика при оплате жилищно-коммунальных услуг мы некоторое время назад утвердили. Сейчас мы к третьему чтению подготовили законопроект, освобождающий граждан от обязанности собирать справки об оплате взносов за капитальный ремонт. Напомню, что в конце прошлого созыва этот законопроект был принят, касается он в основном пожилых людей, для которых каждая справка - это большая сложность. Замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера по законопроекту не имеется, законопроект полностью подготовлен к принятию в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления по мотивам. Покажите, пожалуйста, список. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. Подготовиться Качкаеву. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает внесение изменения в 171-ю статью Жилищного кодекса, в соавторах данного законопроекта есть и наши коллеги по фракции, ну и вообще, он облегчает людям жизнь, устраняет бюрократию и необходимость бегать собирать эти справки, подавать документы - совершенно правильная стратегия. Но так как мы сейчас обсуждаем в целом тему льгот и компенсаций взносов на капитальный ремонт, давайте вспомним эту многострадальную историю. Ситуация, по сути, остаётся подвешенной ещё с 2016 года, когда в этом зале обсуждалась необходимость таких льгот, и вопрос необходимости поднимался фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Мы приняли соответствующий закон здесь, спустили в регионы, а в регионах сегодня достаточно сложная ситуация. Кто у нас получает льготы? Только неработающие пожилые люди, если они проживают одиноко или в семьях неработающих пенсионеров, то есть люди старше 70 лет получают льготу 50 процентов, люди старше 80 лет - 100 процентов; инвалиды первой и второй группы соответственно также получают льготу 50 процентов, если они являются собственниками данного жилого помещения, вернее, они могут её получать. Но я напомню, что большинство субъектов приняли такое решение: предложили выбор тем, кто имеет право на льготы и компенсации, - получать льготы по капитальному ремонту либо по другим жилищно-коммунальным услугам. И мы с вами прекрасно понимаем, что большинство - здравомыслящие люди и не будут принимать решение в том духе, что, ладно, пусть компенсируют оплату взносов на капитальный ремонт, а всё остальное не компенсируют. И эта ситуация как-то подвисла. Все это прекрасно знают, все прекрасно помнят. Я сам был депутатом законодательного собрания в тот момент, когда на уровне регионов принимались эти законодательные акты, и помню, что сумма, которая была заявлена на выплату этих компенсаций, льгот, на самом деле оказалась в десятки раз больше, чем в итоге реально было потрачено, то есть этой льготой воспользовалось незначительное количество льготников, тех, кто имеет право на компенсации. Да, нам сегодня говорят, что это закон субъекта и по логике это их деньги, что, собственно, мы им такое право дали, вот пусть они и решают. Но ведь с федерального уровня идут субсидии? Идут. На федеральном уровне принималось решение? Принималось. Ну и в конце концов, давайте честно: у многих субъектов сейчас вообще уже ни на что нет денег, нет денег, чтобы дополнительно на что-то выделять, что-то выплачивать, и, к сожалению, многие губернаторы и представители законодательной власти просто ищут возможность сэкономить на чём угодно. Коллеги, раз уж мы приняли такое совместное, межфракционное решение и сегодня в третьем чтении его поддержим, давайте вернёмся и к вопросу о том, что на сегодняшний день многие не могут воспользоваться льготами и нам надо пересматривать саму систему льгот и компенсаций по капитальному ремонту в регионах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Качкаев Павел Рюрикович. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. Но я не совсем согласен с коллегой по поводу тех причин, по которым не используются деньги на капитальный ремонт, и состояния бюджетов субъектов Российской Федерации в части льгот по оплате взносов на капитальный ремонт. Данная статья защищена Бюджетным кодексом, и, когда субъект Российской Федерации принимает решение о предоставлении льгот, эта статья расходной части бюджета подтверждается Министерством финансов. Другое дело, что, действительно, сейчас эти деньги выбираются не полностью, а где-то на уровне 50 процентов по той самой причине, что процесс сбора справок и документов, подтверждающих оплату взносов на капитальный ремонт, а затем получения субсидий - довольно-таки трудоёмкий, и этим наши граждане ради получения 150-200 рублей в месяц зачастую не занимаются. Фракция целенаправленно ведёт политику по упрощению получения льгот. На сегодняшний день у нас четыре законопроекта социальной направленности уже практически приняты или находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Я напомню: это два законопроекта об освобождении от необходимости сбора справок по капитальному ремонту пожилых граждан и инвалидов первой и второй групп и об освобождении тех семей, которые претендуют на получение субсидий на оплату коммунальных услуг, правда эта норма сдвинута по времени до 2021 года из-за системы ГИС ЖКХ, третий законопроект - тот, который мы рассматриваем сегодня, и четвёртым законопроектом, вернее, законом, потому что он уже был принят, мы расширили перечень граждан, которые могут получать льготы по капитальному ремонту, - это не только граждане-собственники, пожилые и инвалиды первой и второй группы, но и совместно с ними проживающие граждане, претендующие на эту льготу. Таким образом, мы поступательно двигаемся в сторону упрощения получения льгот и социализации этой системы, поэтому я предлагаю голосовать за данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации", 3-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 10 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги!
Заседание № 176
О проекте федерального закона № 396220-7 "О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
3-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации". Доклад Ильи Владимировича Осипова. Пожалуйста, Илья Владимирович. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству подготовил ко второму чтению законопроект, закрепляющий, по сути, презумпцию добросовестности плательщика, претендующего на право получения компенсации по взносам на капремонт. Ко второму чтению поступила одна поправка, которой уточняется порядок представления документов, она включена в таблицу поправок № 1; отклонённых поправок нет. Комитет предлагает принять поправку и поддержать законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 48 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 12 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон включите, пожалуйста. ОСИПОВ И. В. Уважаемые коллеги, законопроект полностью подготовлен к третьему чтению. Комитет просит включить его в повестку на 15-е число для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 153
О проекте федерального закона № 396220-7 "О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Александр Геннадьевич Сидякин. СИДЯКИН А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается очень короткий, маленький по объёму, но крайне важный по содержанию законопроект, который облегчает действия наших граждан при получении компенсации расходов на уплату взносов по капитальному ремонту. Мы последовательно занимаемся проблемой дебюрократизации этого вопроса, снижения количества мытарств при получении разного рода адресной помощи. И совсем недавно, вы помните, мы приняли в первом и во втором чтениях межфракционный законопроект, который был инициирован депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Васильевич Шеин активно имеет к нему отношение, первым определил, сказал, что гражданин не должен ходить запрашивать и информацию о том, что у него нет задолженности. Мы таким образом презюмируем добросовестность плательщика, говорим, что по определению человек добросовестен, а тот, кто начисляет субсидию и в этом сомневается, пусть сам выясняет информацию об этом в соответствующих инстанциях или у хозяйствующих субъектов. Сейчас этот законопроект проходит процедуру подготовки к третьему чтению, мы проводим консультации с правительством, и я думаю, что в ближайшее время мы на какое-то финальное решение выйдем. Законопроект, который мы рассматриваем сейчас, тоже на эту тему, тоже касается адресной помощи нуждающимся гражданам, но в данном случае предполагается не выделение субсидий гражданам, а компенсация расходов на уплаченные до этого взносы за капитальный ремонт. Мы ещё в прошлом созыве установили эту адресную гарантию для людей, которые достигли 70 и 80 лет: для тех, кто достиг 70 лет, льгота на капитальный ремонт устанавливается законом субъекта в пределах 50 процентов, для тех, кто достиг возраста 80 лет, - 100 процентов. Но как это выглядит сейчас? Человек должен сначала оплатить, а потом обратиться в соответствующий орган соцзащиты, представить квитанции об оплате, сказать, мол, вот я оплатил, компенсируйте и переведите мне на мой расчётный счёт эту сумму. Это неудобно! Представляете, это хорошо ещё, если всё в пределах одного микрорайона находится, а если в соседний микрорайон приходится ехать, тратить деньги, ну, не всегда, конечно, но приходится тратить деньги на автобусы. И потом, речь идёт о людях маломобильных, пожилых, поэтому, конечно, мы должны идти по пути дальнейшего смягчения и упрощения административных процедур. Что предлагается? Владельцем спецсчёта может быть либо фонд капремонта, либо управляющая компания, или ТСЖ, или кооператив, соответственно, орган, который производит компенсацию по выплатам, может централизованно запросить по всем таким гражданам информацию у регионального оператора или у владельцев спецсчетов. Их не так много на территории каждого субъекта, в принципе они известны, доля спецсчетов в общем объёме составляет меньше 20 процентов. Принимая сегодня в первом чтении этот законопроект, мы делаем очередной шаг на пути к тому, чтобы нашим людям стало удобнее пользоваться разными механизмами адресной помощи. Законопроект полезный, нужный - коллеги, прошу вас его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Геннадьевич. С содокладом от комитета выступает Илья Владимирович Осипов. ОСИПОВ И. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в целом поддерживает концепцию законопроекта, основанную на презумпции добросовестности плательщиков. Мы последовательно идём в этом направлении и считаем, что обязанность доказательства долгов лежит на тех организациях, которые получают деньги с человека. Вместе с тем в этом законопроекте хотелось бы обратить внимание на две вещи, которые нужно уточнить, на поступившие замечания. Так, если речь идёт о коммунальных платежах, то принятый во втором чтении законопроект № 332647-7 о внесении изменений в статьи 159 и 160, о котором говорил Александр Геннадьевич, предусматривает очень чёткий порядок получения информации, в частности, о наличии решения суда и попадании просроченной задолженности в реестр по должникам. В данном же законопроекте не уточнятся, на основании каких документов будет делаться вывод. Также хотелось бы отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 183 Жилищного кодекса есть ограниченный список субъектов, которые вправе запрашивать информацию у регионального оператора. Ко второму чтению эти два положения, мы считаем, необходимо уточнить. Ну и ещё для информации вам скажу, что Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддержал концепцию законопроекта, также 74 региона высказались в поддержку данного законопроекта, поэтому комитет считает необходимым законопроект поддержать и доработать его ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить есть? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, представленный законопроект - это как бы второй шаг, а первым стал проект, который мы внесли в целях изменения 159-й и 160-й статей Жилищного кодекса. Идея какая? Мы сейчас переходим к тому, что при предоставлении госуслуг избавляем граждан от хождения по кабинетам. Так сложилось, что взнос на капитальный ремонт прописан отдельной строкой. Нам нужно полностью освободить человека, пожилого человека, инвалида, от того, чтобы он доказывал, что у него нет долгов. Инициатива очень добрая, социально ориентированная, поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет её поддерживать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А. Уважаемые коллеги, вот все - и коллега Сидякин, и коллега Осипов, и коллега Хованская - вспомнили о том самом законопроекте по изменениям 159-й и 160-й статей Жилищного кодекса: мы освобождаем людей от необходимости доказывать что-то управляющим компаниям по своим расчётам, долгам, якобы имеющим место, и ориентируемся исключительно на наличие решения суда по задолженности. Законопроект замечательный, у него очень много соавторов, в том числе и я, но проблема знаете в чём? Проблема в том, что мы его приняли в первом чтении в феврале, сейчас мы говорим, что здорово, что скоро мы его примем в третьем и так далее, но давайте обратим внимание: он переносится постоянно! Если я не ошибаюсь, второе чтение было в июле, потом мы должны были его рассмотреть после выхода с каникул, а сейчас его зачем-то перенесли на 25 октября - опять переносят, переносят, переносят. От нас этого закона ждут. Когда мы о нём сообщили, когда прошло первое чтение, люди благодарили многих депутатов и отмечали, что инициатива очень правильная, потому что сейчас управляющие компании иногда, извините, с потолка берут цифры. Людям говорят: слушайте, мы тут сделали вам перерасчёт за 100 лет, и теперь вы нам должны, причём, если вы сейчас не заплатите, с вас снимут меры социальной поддержки, а потом идите в суд и доказывайте. Я, честно говоря, не понимаю и постоянно задаю вопрос: а почему мы тормозим этот законопроект? Но какого-то конкретного ответа не могу услышать. Давайте, раз уж мы его рассмотрение запланировали на 25 октября, дальше этот срок не будем сдвигать. Что касается представленного законопроекта, да, он хороший, но, наверное, удобнее было бы вообще всю систему пересмотреть, потому что достаточно странно, что люди должны сначала заплатить, а потом получить деньги обратно. Ну, идеология монетизации понятна, но, вообще, это неудобно, и если уж есть льгота, то проще, чтобы люди не платили. Это первое. Второе. Ну, давайте честно: какого количества людей это касается? Есть люди, которые имеют право на льготу по капитальному ремонту, но каков процент тех, кто ею воспользовался в регионах? Мы прекрасно знаем, что, чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо выбрать: либо эта льгота, либо иные региональные, федеральные льготы, которые у подавляющего большинства людей, претендующих на льготу по капремонту, есть. По сути, ограниченное количество людей в каждом регионе этой льготой пользуются. Да, мы им сейчас облегчаем жизнь, но всё-таки нам надо вернуться к вопросу, почему мы заставляем людей выбирать один из видов льгот - либо льгота по взносу на капитальный ремонт, либо льгота на оплату всех остальных видов услуг ЖКХ? Понятно, что они выберут второе. И по сути, когда принимался этот закон, очень много было ожиданий относительно льготы по взносу на капитальный ремонт - эти ожидания так и не оправдались, коллеги. И правильнее было бы улучшать не такими точечными мерами: ну давайте освободим, чтобы меньше было бюрократии... Это, конечно, хорошее дело, но надо глобально смотреть, чтобы люди, которые имеют право на получение такой льготы, могли ею воспользоваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Качкаев Павел Рюрикович. КАЧКАЕВ П. Р. Иван Иванович, я прошу прощения, у меня карточка опять стоит не на моём месте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У меня помечено, что вы от фракции. КАЧКАЕВ П. Р. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, но я больше, наверное, хочу ответить Дмитрию Александровичу на его вопрос по поводу 25 октября, изменений в 159-ю статью относительно предоставления информации, чтобы граждане не бегали. У нас очень много информационных систем в стране, и сбор информации зачастую вызывает много трудностей. Тут надо сказать, что Сидякин Александр Геннадьевич провёл очень большую работу и с Минэкономразвития, и с Минстроем, мы с февраля до настоящего времени согласовывали именно формулировки данного законопроекта, то, что получим в остатке ко второму чтению. Сегодня, я думаю, тот законопроект, о котором Дмитрий Александрович нам говорил, уже вполне реален, и я надеюсь, что 25-го числа мы его примем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Геннадьевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Иван Иванович, исключительно для того взял слово, чтобы поблагодарить всех коллег. Надеюсь, голосование будет единогласным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Илья Владимирович? Нет. Коллеги обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 09 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.