Заседание № 16
О проекте федерального закона № 396135-3 "О внесении изменений и дополнения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения предельного размера не облагаемых налогом на доходы физических лиц сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся на пенсию по инвалидности или по возрасту; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва К. Б. Зайцевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, посвященный внесению в статью 217 Налогового кодекса следующих изменений. На сегодняшний день в законе действует норма, согласно которой материальная помощь работодателя своим работникам, в том числе и бывшим работникам, вышедшим на пенсию, в размере 2 тысяч рублей в год не облагается подоходным налогом. Предложение содержит новеллу увеличить эту сумму с 2 тысяч рублей до 4 тысяч рублей. Комитет внимательно рассмотрел указанный законопроект и предлагает его отклонить по следующим основаниям. Первое. Подоходный налог, налог на доходы физических лиц, является одной из основных доходных баз регионов. Увеличение этой льготы приведет к очень серьезному увеличению выпадающих доходов, минимальная сумма составляет порядка 30 миллиардов рублей. Авторы законопроекта не называют источник, из которого эти выпадающие доходы регионов будут компенсированы. Второе. Комитет полагает, что указанные льготы должны носить строго целевой характер и направляться, предоставляться не вообще всем работникам или пенсионерам, а только нуждающимся в данной льготе. Таким образом, этот закон предоставляет льготу не адресную, а неограниченно широкому кругу лиц. В этой связи комитет полагает, что данный законопроект подлежит отклонению. Одновременно комитет хотел бы обратить внимание на то, что вопрос об индексации льгот, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц, как и других льгот, предоставляемых в соответствии с Налоговым кодексом, уже давно назрел, но его надо рассматривать не в рамках установления, увеличения или сокращения какой-либо льготы, а комплексно, исходя из социальной направленности и содержания тех или иных льгот. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к Андрею Михайловичу? Нет. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Я вижу Штогрина только. Штогрину включите микрофон. ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, вот прежде чем определиться, как голосовать за данный законопроект, нужно принять во внимание несколько проблем, которые решает данная законодательная инициатива. Во-первых, как широко у нас в стране применяется вот эта норма - о том, что работодатель из своей прибыли делится со своими работниками, со своими бывшими работниками, уменьшая свои собственные доходы. Я изучил ситуацию и могу вам сказать, что в 2001 году такая помощь оказывалась семи с лишним миллионам человек, в 2002 году такая помощь оказывалась уже восьми миллионам человек. Размер этой помощи в 2002 году составил чуть более 11,5 миллиарда рублей, то есть как раз вот те 2 тысячи рублей или около того каждый гражданин и получал от своего работодателя. Если это имеет такое широкое хождение, то, естественно, этой нормой надо заниматься, внимательно ее рассмотреть. Следующий момент. Нуждаются ли наши граждане вот в такой помощи? Давайте посмотрим. При минимальной зарплате в 600 рублей, при пенсии от 1 тысячи до 2 с небольшим тысяч рублей хотя бы раз в год получить еще дополнительно от своего работодателя 2 тысячи - это, конечно, существенно. Посмотрите, по прошлому году у нас в сельском хозяйстве средняя заработная плата составила 2 145 рублей, в легкой промышленности - 2 912 рублей, в лесном хозяйстве - чуть больше 3 тысяч, а в торговле и общественном питании - около 3,5 тысячи. И конечно, когда работодатель делится своей прибылью со своим работником и к 3 тысячам добавляет еще 2, то это существенно. Тем более, допустим, для матери-одиночки, которой нужно собрать ребенка к школе, получить 1 тысячу, 2 тысячи - это, конечно, большое подспорье. Поэтому данная норма имеет, безусловно, большое социальное значение. Нужно ли увеличивать размер этой нормы? Безусловно, нужно, потому что мы принимали ее еще в 2000 году, а за это время инфляция вполовину всё съела. В 2001 году инфляция составила 18,6 процента, в 2002-м - 15 процентов, в прошлом - 12, по сути дела, все цены выросли в полтора раза, а норма 2 тысячи рублей так и осталась. Естественно, нужно ее увеличивать, и эта инициатива должна быть обсуждена, она имеет право на жизнь. Мне могут возразить, что в Налоговом кодексе есть нормы, которые позволяют и бюджетам всех уровней оказывать помощь, но я хочу привести один пример. Недавно у меня в области, в Тёплом Озере, сгорел дом у участника войны, так бюджет оказал ему помощь аж в 500 рублей! Больше не смог. Я думаю, что каждый из вас сталкивается с ситуацией, когда приходят избиратели, попавшие в тяжелое положение, а бюджет не может им помочь, поскольку реально... Ну, вы хорошо знаете, что в федеральном бюджете вообще такой отдельной статьи нет, только где-то из "Прочих расходов" или из резервов правительства на стихийные бедствия помощь может быть оказана. Так что, кто реально оказывает помощь людям, которые оказались в трудном материальном положении? Прежде всего работодатели, и поэтому, естественно, надо было бы их поддержать. Что касается выпадающих доходов, то я хочу возразить. Вообще-то, в прошлом году в бюджетную систему страны подоходного налога поступило в общей сложности 455 миллиардов рублей, и называть огромной сумму в 30 миллиардов - это если вдруг там восьми - десяти миллионам окажут по 2 тысячи или по 4 тысячи рублей материальной помощи, - просто манипуляция цифрами. Конечно, никаких таких потерь нет. Другое дело, что, оказывая такую материальную помощь своим гражданам, мы таким образом стимулируем спрос, ведь все эти деньги, которые мы отдаем малообеспеченным слоям населения, не в бутики идут, не в супермаркеты, а в наши магазины, магазины, которые торгуют нашей отечественной продукцией, поэтому просто-напросто мы тем самым еще 8 - 10 миллиардов рублей вложим в развитие нашей промышленности. Говорят, что вот схема выплаты заработной платы будет. Побойтесь бога! Если у человека средняя заработная плата в месяц 2 - 3 тысячи и он получит дополнительно еще 2 тысячи или 4 тысячи за год, если мы это решение примем, то какие там зарплатные схемы?! Никакие! Средние слои населения, богатые вообще в этом не нуждаются, эта норма предусмотрена именно для слабообеспеченных слоев населения. И здесь я бы даже сказал так: надо поддержать стремление работодателей, которые делятся своей прибылью с работниками, и надо, чтобы государство не отбирало хотя бы 13 процентов у этой части, у этого малообеспеченного человека. Мое предложение какое? В первом чтении поддержать, посмотреть и проиндексировать остальные стандартные вычеты, социальные вычеты, но весь механизм построить таким образом, чтобы не на всё население распространялись стандартные вычеты - сейчас это 400 рублей на каждого гражданина и 300 рублей на каждого иждивенца, пока заработная плата еще в первые два-три месяца не достигла в сумме 20 тысяч рублей, а чтобы вот этот вычет стандартный действовал только в отношении малообеспеченных слоев населения, тогда и потерь-то не будет никаких для бюджетов субъектов Федерации. Я предлагаю поддержать законопроект и доработать его. И прошу меня в этом, уважаемые коллеги-депутаты, поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Представитель правительства? Пожалуйста, Моторин. МОТОРИН М. А. Уважаемые депутаты Государственной Думы, данный законопроект правительство не поддерживает по следующим основаниям. Первое. Любое исключение из правил налогообложения всегда ведет к тому, что это исключение начинает использоваться всё в большем и большем объеме, и те данные, которые Сергей Иванович приводил, как раз подтверждают это правило. Естественно, как только льгота начинает расширяться, любой работодатель начинает думать о следующем: если я имею возможность выплатить без налога 4 тысячи рублей, зачем же я буду выплачивать эти 4 тысячи рублей с учетом налога? Значит, практически любой работодатель всем своим работникам будет дополнительно выплачивать эти 4 тысячи рублей, и если мы рассчитаем потенциальный размер потерь по данной льготе, то он действительно составит около 20 миллиардов рублей. При этом я обращаю внимание, что это в основном доходы региональных бюджетов, и поэтому, естественно, сразу вступает в силу норма, которая действует у нас по Бюджетному кодексу, - что если федеральная власть принимает решение, сокращающее доходы региональных бюджетов, то соответственно должна компенсировать это за счет федерального бюджета. И последнее замечание, которое я должен высказать. Те предложения, о которых говорит Сергей Иванович, существенно расширяют вообще сферу применения данного закона, то есть предлагается не только проиндексировать данную льготу, но и расширить все стандартные вычеты, которые содержатся в законе о налоге на доходы физических лиц. Поэтому, естественно, это получится совершенно другой законопроект уже, с гораздо большими потерями. Поэтому данный законопроект правительством не поддерживается, и предлагается отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование: принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 12 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3% Проголосовало против 77 чел.17,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 173 чел. Не голосовало 277 чел.61,6% Результат: не принято Не принимается.