Заседание № 361
О проекте федерального закона № 396097-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института конфискации имущества" (по вопросу о применении конфискации имущества в качестве дополнительного вида наказания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
59-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института конфискации имущества". Докладывает Юрий Петрович Синельщиков. Пожалуйста, Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, до декабря 2003 года уголовный закон предусматривал возможность применения конфискации имущества в качестве дополнительного наказания за корыстные тяжкие и особо тяжкие преступления. Эта мера носила карательный, устрашающий характер, а предметы, которые конфисковывались, не являлись предметами конкретного преступления, не обязательно являлись предметами конкретного преступления. Под предлогом "весьма низкой" эффективности такого вида наказания в 2003 году оно было отменено (ну, "весьма низкое" - это в кавычках, так как взято из тех текстов, и, разумеется, это не соответствовало действительности). Но после критики учёных и практиков наконец-то в 2006 году частично конфискация была восстановлена - появилась глава 15-1 "Конфискация имущества", и в ней речь идёт о конфискации в усечённом порядке (эта глава и сейчас так работает): конфискуется имущество, полученное осуждённым в результате совершения преступлений главным образом, причём возможность применения этой меры ограничена некоторыми составами преступлений. Сюда не попали очень многие составы: хищение (статьи 158-163), преступления в сфере экономической деятельности, экологические преступления и другие, которые должны были бы попасть. За прошлый год такая конфискация применена всего-навсего к 2,5 тысячи обвиняемым. Наш законопроект достаточно ёмкий. Законопроектом предполагаются и восстановление конфискации в прежнем виде - в качестве меры наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, и сохранение существующей ныне конфискации, но с распространением её на все составы преступлений. И предполагается, что ныне действующая мера будет применяться лишь в том случае, когда мера, которая назначается в качестве наказания, а не в качестве иной меры, не применяется, не действует. Существование вот таких двух различных форм конфискации имущества - и наказания, и иной меры - не является каким-либо противоречием. Это нормальная ситуация, это есть и в международной практике, поэтому мы настаиваем на том, чтобы существовали одновременно две такие меры. Нашим законопроектом предусмотрено также внесение соответствующих изменений и в Уголовно-процессуальный кодекс. Есть замечания Правового управления. Они касаются того, что дополнительный вид наказания в самостоятельный раздел не следовало бы выделять, - ну, мы можем с этим согласиться ко второму чтению. И предлагается также внести соответствующие изменения в статьи 81, 115 и 116, 165 и 473-1 Уголовно-процессуального кодекса - это тоже всё можно учесть ко второму чтению. Предлагаем проголосовать за наш законопроект. Спасибо за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы И. В. Лебедев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Содоклад члена Комитета по государственному строительству и законодательству Зарифа Закировича Байгускарова. Пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемые коллеги, автор законопроекта подробно изложил суть, тем не менее я хотел бы сделать акцент вот на чём. Законопроект внесён в связи с тем, что необходимо, что считается необходимым дополнить перечень видов наказаний - ввести конфискацию имущества и расширить сферу применения данной меры в уголовно-правовой деятельности. Но сразу обращу внимание, что ранее из-за своей низкой эффективности конфискация имущества как самостоятельный вид наказания была исключена из Уголовного кодекса, потому что была неэффективна. Сегодня она применяется в качестве иной меры уголовно-правового характера, при этом, конечно же, в основном по коррупционным или связанным с финансовыми махинациями правонарушениям. Что интересно, авторы законопроекта предлагают распространить данную меру на всех. Например, по статье 228: за то, что больной человек - наркоман приобрёл наркотик для собственного потребления, они предлагают конфисковать у него всё имущество, то есть то, что имеется дома у него, у его родителей. Либо, например, если человек причинил тяжкий вред здоровью - подрались они, - предлагается у него тоже полностью конфисковать имущество. Наверное, это не совсем правильно. Смысл конфискации заключается в том, чтобы изъять незаконно добытое имущество, а какое может быть у наркомана, у человека, употребляющего наркотики, незаконно добытое имущество, которое он воровал у государства? Конечно, это не совсем правильно. Возможно, кто-то что-то перепутал, но таких неточностей здесь огромное количество. Также обращаю внимание, что в пояснительной записке к законопроекту нет ни одного довода, почему считается, что у нас действующая система неэффективна. Никаких доводов, к сожалению, не приводится, хотя каждый законопроект должен быть обоснован, должно быть указано, по каким основаниям действующая система считается неэффективной. Также обращаю внимание на то, что, для того чтобы конфисковать имущество у осуждённого, необходимо наложить арест на это имущество, чтобы оно было сохранено в период следствия. И конечно, невозможно установить, например в отношении того же человека, который употребляет наркотики, какое имущество он незаконно приобрёл, украл у государства. Это будет очень сложно сделать. И обращаю особое внимание, что ведь цель закона - в том, чтобы потерпевшие получили возмещение ущерба. Если всё у человека будет забирать государство, то как же потерпевший получит возмещение ущерба? Например, причинили вред его здоровью - а как он будет получать возмещение, если у осуждённого ничего не останется? Здесь очень много вопросов. Комитет подробно всё это рассмотрел и предлагает отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 59 сегодняшнего порядка работы. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 35 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 84 чел. Не голосовало 366 чел.81,3 % Результат: не принято Не принято.
Заседание № 274
О проекте федерального закона № 396097-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института конфискации имущества" (по вопросу о применении конфискации имущества в качестве дополнительного вида наказания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Просьба в связи с болезнью докладчика 6-й вопрос снять с рассмотрения, а на его место поставить - юбиляр Бортко доложит - 14-й вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос 6 исключить из повестки дня, а на его место поставить 14-й? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да, а 14-й на его место. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, если мы пойдём навстречу коллегам? Нет.
Заседание № 268
О проекте федерального закона № 396097-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института конфискации имущества" (по вопросу о применении конфискации имущества в качестве дополнительного вида наказания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассмотрение 9-го пункта из-за болезни автора просьба перенести на неделю позже.
Коллега Емельянов предлагает перенести рассмотрение 7-го вопроса на более позднее время. Нет возражений? Нет. Принимается. Полномочный представитель правительства Синенко Александр Юрьевич предлагает перенести рассмотрение 5-го вопроса на 21-е число. Нет возражений? Нет. Принимается. Коллега Коломейцев предлагает перенести рассмотрение 9-го вопроса на следующую неделю. Мы определимся в рамках заседания Совета, в какой день это будет, если вы не называете. Нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 265
О проекте федерального закона № 396097-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института конфискации имущества" (по вопросу о применении конфискации имущества в качестве дополнительного вида наказания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос 21 предлагается перенести на вторник в связи с болезнью автора. По пункту 24.3 доклад вместо Корниенко сделает Поздняков. И рассмотрение вопроса 28 тоже предлагается перенести на вторник. Всё делаем для того, чтобы вы повестку сегодня рассмотрели. Спасибо.
Коллега Коломейцев внёс большое количество предложений: по пункту 16.2 - замена докладчика на Коломейцева; рассмотрение 21-го вопроса перенести на вторник; по пункту 24.3 - замена докладчика на Позднякова; рассмотрение 28-го вопроса перенести на вторник. Нет возражений? Нет возражений.