Заседание № 215

17.02.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 396058-6 "О внесении изменений в статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от акцизов на алкогольную продукцию).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6102 по 6313 из 7324
Тогда 36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью    
56 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладывает Максим Сергеевич       
Васенин, представитель Законодательного Собрания Владимирской области.          
                                                                                
ВАСЕНИН М. С., представитель Законодательного Собрания Владимирской области.    
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Иван Иванович! Представляемый вашему вниманию     
проект закона разработан в целях более справедливого распределения доходов от   
уплаты акцизов на слабоалкогольную продукцию по бюджетам регионов.              
Сложившийся на сегодняшний день порядок предусматривает зачисление 100          
процентов доходов от акцизов на слабоалкогольные напитки в бюджеты регионов     
по месту производства. Вместе с тем анализ показывает, что само производство    
слабоалкогольных напитков, и в первую очередь пива, распределено по             
территории нашей страны крайне неравномерно, притом что чаще всего крупные      
производители пива находятся в наиболее самодостаточных, финансово              
самодостаточных и бездотационных территориях. К чему это приводит? Это          
приводит к тому, что в нынешних условиях, в условиях достаточно высоких         
ставок акцизов на слабоалкогольные напитки, разница в доходах субъектов,        
разница в их налоговых потенциалах порой составляет несколько раз. Это ведёт    
к тому, что у нас богатые территории становятся ещё более богатыми, а бедные    
территории, территории с наименьшей бюджетной обеспеченностью, наоборот,        
становятся беднее. Поэтому Законодательное Собрание Владимирской области        
предлагает изменить сложившийся порядок.                                        
                                                                                
Что предлагается данным законопроектом? Предлагается 50 процентов доходов от    
акцизов оставлять на территории по месту производства слабоалкогольной          
продукции, а 50 процентов распределять между субъектами по нормативам,          
которые устанавливаются законом о федеральном бюджете, аналогично тому, как     
это происходит, скажем, с топливными акцизами. Таким образом, мы одновременно   
сможем достичь двух целей: мы выравняем бюджетные возможности регионов,         
притом, на мой взгляд, справедливо их выравняем, и, во-вторых, нам удастся      
сократить расходы федерального бюджета на предоставление дотаций на             
выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в силу того, что разница в       
бюджетной обеспеченности после принятия данного закона будет меньше.            
                                                                                
Законодательное Собрание Владимирской области предлагает вам поддержать         
данный законопроект.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Сергеевич, присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом выступает Надежда Сергеевна Максимова. С места.                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы, наш комитет, настаиваем, и      
правительство к этому призываем, чтобы все доходные полномочия                  
перераспределялись с учётом изменения расходных полномочий. Кстати говоря,      
вот эти акцизы на слабоалкогольную продукцию начали действовать с 1 января      
2013 года, после того как мы передали полномочия по содержанию полиции на       
уровень федерального бюджета и сняли эту задачу с региональных бюджетов. То     
есть действует эта норма с января 2013 года, на основании этих нормативов       
сформированы бюджеты регионов, соответственно выстроены и трёхлетние бюджеты    
- как вы знаете, мы сейчас трёхлетние бюджеты формируем.                        
                                                                                
Что предлагается данным законопроектом? Сейчас в бюджеты регионов зачисляют     
100 процентов доходов от акцизов на слабоалкогольную продукцию,                 
производящуюся на их территории их предприятиями, - предлагается им сократить   
на 50 процентов эти отчисления и отдать 50 процентов другим регионам, где       
такого производства нет. Значит, будут выпадающие доходы регионов, у которых,   
я повторяю, уже трёхлетний план сформирован исходя из этой налоговой базы,      
при этом взамен ничего не предлагается, никаких источников компенсации          
выпадающих доходов для этих регионов нет. Получается, что мы делаем добро для   
одних регионов в ущерб другим. Но мы с вами уже это по КГН проходили: мы        
должны в течение трёх лет возмещать выпадающие доходы тем регионам, у которых   
в результате создания консолидированных групп налогоплательщиков выпали         
соответствующие доходы, хотя, конечно, не в полном объёме, регионы должны в     
результате этого пересматривать свои расходные полномочия. Мы считаем, что      
норма о том, что перераспределение доходных источников должно сопровождаться    
перераспределением расходных полномочий, - это предусмотрено и в Бюджетном      
кодексе, и в "Основных направлениях бюджетной политики..." - неукоснительно     
должна исполняться.                                                             
                                                                                
Наш комитет считает, что данный законопроект не обоснован, не указаны           
источники компенсации выпадающих доходов, поэтому принимать его                 
нецелесообразно. При всём моём уважении лично к Владимиру Николаевичу           
Киселёву, ваш законопроект, уважаемый Максим Сергеевич, мы не поддерживаем,     
рекомендуем отклонить указанный законопроект.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Два вопроса: Александр Сергеевич Старовойтов и        
Владимир Николаевич Федоткин. Нет больше? Нет.                                  
                                                                                
Александр Сергеевич Старовойтов, пожалуйста.                                    
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Максим Сергеевич, извините за немного риторический,           
наверное, вопрос, всё-таки представители субъектов не так часто бывают в        
нашем зале, поэтому хотелось бы обратиться к субъектам, задать вопрос всем      
вот в вашем лице: неужели вы считаете федеральное законодательство настолько    
совершенным и поэтому так редко бываете в Государственной Думе и редко          
вносите какие-то новые законопроекты? Большое спасибо субъектам, фракция ЛДПР   
всегда поддерживала всё то, что вносят субъекты, потому что никто, как вы, не   
чувствует то, что мы принимаем на федеральном уровне, и вы работаете с          
муниципалитетами, вам всегда это нужно, вам всегда это важно. Но всё-таки       
просим вас почаще выступать с инициативами, показывать нам наши ошибки.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Сергеевич, пожалуйста.                             
                                                                                
ВАСЕНИН М. С. Если честно, я не уверен, что на этот вопрос можно как-то         
однозначно ответить. Что касается Законодательного Собрания Владимирской        
области, то мы ежегодно порядка двух десятков инициатив направляем в Госдуму,   
и те инициативы, которые идут по моему профилю, я стараюсь всегда лично         
представлять.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Максим Сергеевич, у нас примерно 85 процентов регионов           
дотационные, и, как только будете отнимать и делить, сразу будет масса          
контраргументов, что у них полномочия не финансируются. Даже если делить 50     
на 50, как вы предлагаете, вы всё равно получите от акцизов на эти              
алкогольные напитки в разы меньше поступлений, чем получает производитель. Не   
просчитывали ли вариант, что проще организовать такое производство вам у себя   
во Владимирской области и получать 100 процентов доходов от акцизов, тем        
более это производство невысокотехнологичное и довольно простое? Путь будет     
короче, а доходы будут больше. Вот этот вариант не просчитывали вы?             
                                                                                
ВАСЕНИН М. С. Условно и этот вариант рассматривался, но здесь, я считаю,        
проблема в другом: нехорошо подталкивать региональные власти к развитию         
производства алкоголя, мне кажется, лучше стимулировать развитие производства   
какой-то высокотехнологичной продукции в сфере химии, машиностроения, может     
быть, ракетно-космической техники, всё-таки производство алкогольной            
продукции, наверное, не самое подходящее производство.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Катасонов Сергей Михайлович. Других желающих нет.   
                                                                                
Включите микрофон депутату Катасонову.                                          
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Мы считаем, что идея, то предложение, с которым выходит         
сегодня Владимирская область, всё-таки актуально, и фракция ЛДПР поддержит      
данный законопроект. Мы не поняли, почему бюджетный комитет, Надежда            
Сергеевна, приводит как пример КГН, - как раз это пример вот такого             
централизованного взимания средств и потом перераспределения их из              
федерального бюджета в виде субвенций и субсидий и так далее. Кроме того, мы    
видим, что относительно крепкого алкоголя у нас такие нормативы как раз         
существуют. Непонятно, почему по этому алкоголю мы можем иметь такую            
структуру распределения, а как только речь заходит о слабом алкоголе, сразу     
начинаем говорить о выпадающих доходах субъектов?                               
                                                                                
Вообще я хочу сказать: что касается акцизов, на такую продукцию, по мнению      
нашей фракции - мы и в программе это неоднократно отмечали, - должна быть       
монополия государства. Основываясь на этой позиции, мы считаем абсолютно        
верным направление этих средств в федеральный бюджет и потом                    
перераспределение их, поэтому не видим в этом ничего неправильного. Мы имеем    
аналогичные налоги, например НДПИ, когда точно так же всё забирается в          
федеральный бюджет и потом перераспределяется.                                  
                                                                                
По поводу ссылки комитета на возможный риск, что будут больше пить в            
регионах, что это какой-то стимул к этому, - я вообще не понимаю, каким         
образом связаны распределение доходов от акцизов и объём потребления!           
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит данную инициативу.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Максим Сергеевич, ещё раз будете выступать? Нет. Надежда Сергеевна?             
                                                                                
Депутату Максимовой включите микрофон.                                          
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Сергей Михайлович, вы же знаете, что пример с КГН     
был приведён именно для того, чтобы показать, что вот эта норма, которая была   
принята, привела к выпадающим доходам одних регионов и к увеличению доходов     
других регионов. Насколько это обоснованно - это уже другой вопрос. Из-за       
того что были выпадающие доходы, вы же знаете, перераспределить эти доходы,     
которые уходят на уровень региона, мы уже не можем, поэтому мы вынуждены        
искать источники компенсации выпадающих доходов по регионам. В данном случае    
такого источника вообще не предлагается, а говорится о том, что за счёт         
дотаций на выравнивание каким-то образом вдруг всё нормализуется. Да не будет   
такого! Дотация на выравнивание у нас с вами заложена, она обязательно          
предусматривается в одном объёме с учётом инфляции и распределяется по          
формуле, и мы с вами прекрасно знаем, что она ни в коей мере на 100 процентов   
не обеспечивает сбалансированности бюджетов. Поэтому мы и отмечаем: внося       
соответствующий законопроект, нужно говорить об источниках компенсации          
выпадающих доходов для других регионов. А в данном случае таких регионов        
немало - по меньшей мере двадцать семь, и как они будут дальше формировать      
свои бюджеты, когда у них 50 процентов этих доходов от акцизов выпадет?         
                                                                                
Что касается других видов акцизов - да, наверное, нужно всё-таки по-разному     
относиться к тем акцизам, которые мы получаем от того, что используем           
природные ресурсы, и к тем, которые получаем от создания производства на        
своей территории. Наверное, можно только приветствовать инициативу регионов,    
которые создают условия, для того чтобы организовывать эти производства, в      
том числе лишая себя на определённое время поступления дополнительных доходов   
в бюджет.                                                                       
                                                                                
Мы считаем, что в данном случае законопроект, в котором не определены           
источники компенсации выпадающих доходов для других регионов, не может быть     
принят.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за               58 чел.12,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     58 чел.                                          
Не голосовало                 392 чел.87,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.