Заседание № 85
О проекте федерального закона № 395872-5 "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (о праве дознавателей поручать органам дознания проведение отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Виктор Витальевич Пинский докладывает. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на уточнение процессуальных полномочий дознавателя. Он прошёл все соответствующие экспертизы Правового управления и готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит Государственную Думу принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет желающих. Выносим на "час голосования".
5-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 46 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 82
О проекте федерального закона № 395872-5 "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (о праве дознавателей поручать органам дознания проведение отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий; принят в первом чтении 6 апреля 2011 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Александр Александрович Ремезков, пожалуйста. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации..." для рассмотрения Государственной Думой во втором чтении. Данный законопроект направлен на уточнение процессуальных полномочий дознавателей, в частности в часть третью статьи 41 УПК РФ вносится дополнение о наделении дознавателей следующими полномочиями: давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Кроме того, часть первая статьи 152 УПК Российской Федерации дополняется положением о том, что дознаватель вправе лично произвести следственные или розыскные действия либо поручить производство этих действий органу дознания или другому дознавателю. Данный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 6 апреля 2011 года. К законопроекту поступило шесть поправок, четыре поправки предлагается к принятию, они в таблице № 1, две - к отклонению, это таблица № 2. Поправки из таблицы № 1 носят уточняющий характер, в частности... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РЕМЕЗКОВ А. А. Да, прошу поддержать мнение комитета и принять таблицу № 1 - поправки, рекомендованные к принятию, и таблицу № 2, поправки - рекомендованные к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 01 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу поправок № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 30 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Законопроект выносим на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 56 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято во втором чтении.
Заседание № 221
О проекте федерального закона № 395872-5 "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о праве дознавателей поручать органам дознания проведение отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к третьему вопросу, вынесенному на фиксированное время. Продолжаем рассмотрение законопроектов первого чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Оренбургской области депутата Государственной Думы Александра Борисовича Когана. Пожалуйста. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, положения внесённого законопроекта направлены на уточнение полномочий дознавателя. Сегодня Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает право дознавателя самостоятельно проводить следственные действия - права давать поручения органам дознания у дознавателя нет. В то же время анализ практики расследования, в том числе в Оренбургской области, показал, что часто возникает необходимость подключения иных органов дознания, например линейных органов внутренних дел, если участник уголовного делопроизводства находится за пределами области или в связи с необходимостью допроса жителей целого села. На практике сегодня органы дознания подключаются к делопроизводству иными путями, причём не всегда в рамках действующего законодательства. Надо отметить, что аналогичное право - давать такие поручения - есть у другого участника уголовного судопроизводства - следователя. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить часть третью статьи 41 УПК пунктом, предусматривающим полномочия дознавателя давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Кроме того, предлагается внести изменения в часть первую статьи 152 УПК, установив право дознавателя в случае необходимых следственных действий вне места производства предварительного следствия произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно дознавателю или органу дознания. По законопроекту есть замечания, но в целом отзыв правительства положительный, правительство поддерживает законопроект. Прошу вас также поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад сделает Николай Владимирович Гончаров, член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. ГОНЧАРОВ Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесённый Законодательным Собранием Оренбургской области. Законопроект направлен на уточнение процессуальных полномочий дознавателей. В частности, в часть третью статьи 41 УПК Российской Федерации вносится изменение о наделении дознавателей полномочиями давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Вторая поправка - в часть вторую статьи 152 УПК Российской Федерации. Она дополняется положением о том, что дознаватель вправе лично произвести следственные или розыскные действия либо поручить производство этих действий органу дознания или другому дознавателю. Это редакция Законодательного Собрания Оренбургской области. Уважаемые коллеги, концепция законопроекта заслуживает поддержки. Вместе с тем комитет отмечает, что предлагаемое законопроектом изменение в часть третью статьи 41 УПК Российской Федерации не в полной мере согласуется с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности". В соответствии со статьёй 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные пунктами 4 и 6-14 части первой статьи 6 названного федерального закона (проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся по преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким, а по таким категориям преступлений предварительное расследование в форме дознания согласно статье 150 УПК не осуществляется. В связи с этим комитет считает целесообразным ограничиться оперативно-розыскными мероприятиями, установленными пунктами 1-3 и 5 статьи 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов), и поручениями по розыску лиц, уклоняющихся от дознания, проводимому в режиме оперативно-розыскных мероприятий. Далее. По мнению комитета, часть первая статьи 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, представленная в редакции Законодательного Собрания Оренбургской области, должна допускать возможность дачи дознавателем соответствующего поручения не только дознавателю и органу дознания, но и следователю. Таким образом, предложение о внесении изменения в часть первую статьи 152 УПК требует незначительной корректировки. Данное предложение комитета можно учесть при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. Учитывая изложенное, предлагается принять указанный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока на трибуне. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопрос у Куликова Александра Дмитриевича. Больше нет вопросов? У Драганова есть. Два вопроса. Куликов, пожалуйста. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо. Правильно ли я понимаю, что мы вносим в закон серьёзные поправки, которые на самом деле ставят всё на свои места, и поручения дознавателя для оперативных работников, участковых уполномоченных теперь будут носить уже сугубо процессуальный характер? Правильно я понимаю? ГОНЧАРОВ Н. В. Я практически не расслышал вопроса, но речь идёт о выполнении оперативно-розыскных мероприятий, которые предусмотрены Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и которые выполняют специальные подразделения и оперативный состав органов дознания. Отдельные поручения, которые выполняются участковыми уполномоченными, - это совершенно другая категория исполнения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Драганов. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня очень короткий вопрос, может быть, даже не по теме данного законопроекта, но пользуюсь случаем, поводом. Насколько закон "Об оперативно-розыскной деятельности", и особенно это касается его субъектов, соблюдается в контексте защиты прав вообще и у нас в частности по сравнению с зарубежной практикой, ну, разумеется, продвинутых обществ, цивилизаций - Европы, США и других, - которые также пользуются такими инструментами для изобличения преступности? ГОНЧАРОВ Н. В. Уважаемый Валерий Гаврилович, зарубежная практика более широко трактует обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий - в отношении любой категории преступников. Наш Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" разделяет их, и мы проводим оперативно-розыскные мероприятия только в части преступлений, имеющих среднюю тяжесть, тяжких и особо тяжких. Если речь идёт о незначительном преступлении, малой тяжести, например скрылся преступник, поручение даётся оперативному аппарату даже дознавателем, и он, проводя оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и прослушивание, может установить местонахождение этого преступника и передать его дознавателю. Во всех других случаях делать это нецелесообразно, потому что дознаватель занимается очевидными преступлениями и необходимости оперативно обеспечивать и документировать частные моменты образа жизни гражданина нет смысла. Мы поэтому и сузили немножечко, до перечисленных пунктов статьи 6 вот тот набор оперативных возможностей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Других вопросов нет, коллеги? Всё, присаживайтесь. Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Выносим данный вопрос на "час голосования" и возвращаемся к вопросу 11.
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 32 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принято.