Заседание № 229
О проекте федерального закона № 395585-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части, касающейся социальной рекламы).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Вопрос 2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе". Доклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Александровича Головнёва. Пожалуйста. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" разработан в целях обеспечения благоприятных условий для производства, размещения и распространения социальной рекламы, а также для достижения благотворительных и иных общественно полезных целей. Наверное, самой главной новеллой является то, что в социальной рекламе допускается упоминание социально ориентированных некоммерческих организаций, в случаях если содержание социальной рекламы непосредственно связано с описанной в их уставных документах деятельностью. Данный законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по экономической политике и предпринимательству просит поддержать принятие данного законопроекта в третьем чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний? Замечаний нет. Выносим 2-й вопрос на "час голосования".
Коллеги, как действовать? Готовность есть к голосованию? Объявляется "час голосования". Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 17 сек.) Проголосовало за 426 чел.94,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 395585-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части, касающейся социальной рекламы).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе". Доклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктора Фридриховича Звагельского. Пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представляется законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", подготовленный ко второму чтению. Ко второму чтению в комитет поступило одиннадцать поправок, четыре из которых рекомендуется к принятию, семь рекомендуется к отклонению. Подготовленные к принятию поправки в основном лингвистического характера. Кроме того, по одной из поправок предлагается предусмотреть ответственность рекламодателя за нарушение новых требований к социальной рекламе, вводимых законопроектом. Также в законопроект были внесены поправки юридико-технического характера. Проект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы, имеется положительное заключение Правового управления. Попрошу перейти к таблицам поправок, рекомендуемых комитетом к принятию и к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, в таблице 1 четыре поправки. Нужно ли отдельно рассматривать какую-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Прошу голосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 14 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Принято. Таблица 2 содержит семь поправок. Нужно ли отдельно обсуждать какие-либо из них? Вижу - Селезнёв Валерий Сергеевич. Больше никого. Пожалуйста, Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Спасибо. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 1, 2, 4 и 5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, без поправок 1, 2, 4 и 5. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 05 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Селезнёв Валерий Сергеевич, по вашим поправкам. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Сейчас по поправкам 1 и 2. В первом чтении фракция ЛДПР поддержала данный законопроект, хотя в нём был ряд существенных недостатков, о которых мы говорили. Мы проголосовали за него с надеждой, что эти недостатки будут устранены ко второму чтению, исходя из этого и внесены мои поправки. Однако они рекомендованы к отклонению, хотя имеют совершенно чёткую мотивацию. Поправка 1 технически связана с поправкой 2 - она нужна в случае принятия поправки 2, которая предусматривает внесение дополнения в КоАП. Теперь что касается поправки 2, в ней более чётко прописывается ответственность за нарушение рекламодателем, производителем или распространителем рекламы действующего законодательства. В статью 14.3 КоАП вводится специальная норма за необоснованный отказ от размещения социальной рекламы, а также за несоблюдение ограничений на упоминание в социальной рекламе о спонсорах. Сейчас в части первой статьи 14.3 КоАП за нарушение законодательства о рекламе предусмотрены следующие штрафы: для должностных лиц - от 4 тысяч до 20 тысяч рублей, для юридических - соответственно от 100 до 500 тысяч рублей. Такой уровень штрафов не останавливает нарушителей, по нашему убеждению, основанному на расчётах. Очевидно, доходы, получаемые ими от размещения коммерческой рекламы под видом социальной, не только окупают эти издержки в виде штрафов, но и приносят прибыль. Поэтому, для того чтобы данную прибыль нивелировать, а попросту говоря, убить штрафами, мы предложили усилить наказание и ужесточить эти административные санкции: для должностных лиц установить размер штрафа от 20 до 50 тысяч рублей, для юридических - от 200 тысяч до 800 тысяч рублей. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Фридрихович. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Валерий Сергеевич, ну, поправка 1 действительно техническая, без поправки 2 она не существует, поэтому вместе их рассмотрим. Смысл в том, что в действующей редакции КоАП такая ответственность уже предусмотрена, и, если мы сейчас будем выделять отдельно ответственность за социальную рекламу, - то, что вы предлагаете, - это будет не совсем правильно. Если говорить о том, что увеличиваются штрафы, то они должны увеличиваться на все виды рекламы, и в первую очередь как раз на коммерческую рекламу, а уже потом на социальную. А если мы сейчас будем поднимать штрафы на ту рекламу, у которой сейчас самое уязвимое положение, - социальную, - это будет не совсем правильно. Действующая редакция КоАП полностью это всё учитывает, а если это надо менять, как я уже сказал, то надо менять полностью штрафы по всем видам рекламы. Комитет считает, что данную поправку поддерживать не стоит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы сейчас должны определиться по поправкам 1 и 2. Ставится на голосование поправка 1. Пожалуйста, голосуйте. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 46 сек.) Проголосовало за 27 чел.6,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 28 чел. Не голосовало 422 чел.93,8 % Результат: не принято Не принято, поправка отклоняется. Ставится на голосование 2-я поправка. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 10 сек.) Проголосовало за 31 чел.6,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 31 чел. Не голосовало 419 чел.93,1 % Результат: не принято Не принято, поправка отклоняется. Далее, пожалуйста, Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. То, что говорит докладчик, конечно, противоречит всякой логике, потому что предлагалось поправками 1 и 2 не ужесточать наказание за социальную рекламу, а, наоборот, обезопасить социальную рекламу от недобросовестности коммерческих рекламодателей. Ну, это пускай остаётся на совести авторов. Поправкой 4 предлагается дополнить перечень носителей, распространение на которых социальной рекламы является для распространителей обязательным. Сейчас существует перечень носителей, на которых 5 процентов годового объёма распространяемой рекламы должно отдаваться под социальную рекламу. В этом перечне присутствуют теле- и радиопрограммы, печатные издания, рекламные конструкции. Поправкой дополняется этот перечень следующими видами носителей: кино- и видеопродукция, веб-сайты в сети Интернет. Хочется отметить, что жизнь не стоит на месте, популярность интернет-коммуникаций неизменно растёт и доходы от рекламы на этих носителях тоже будут расти, они и сейчас растут. Законодательство о рекламе, соответственно, должно быть гибким и отражать эти тенденции, чего мы в данном законопроекте не видим. По данным за 2010 год, доходы от интернет-рекламы уже опережают доходы от рекламы на радио, близки к тому, чтобы обогнать доходы от рекламы в печатных изданиях и наружной рекламы. Кроме того, хотелось бы отметить, что эксперты предсказывают развитие рынка кинопроката. К 2015 году он может, по некоторым оценкам, увеличиться на 70 процентов, и при этом реклама всё агрессивнее вторгается в кино. Наверное, каждый из нас, кто ходил в кино, сталкивался с тем, что перед просмотром художественного фильма в кинотеатрах зрителя сначала вдоволь грузят рекламными роликами, причём с оглушительным звуком. Я думаю, что эта поправка может быть и должна быть принята, потому что глупо отказываться от таких средств воздействия для размещения социальной рекламы. Например, перед сеансами кинофильмов, перед фильмами, адресованными молодёжной аудитории, можно было бы крутить ролики о вреде курения, наркотиков и алкоголя. Это ресурс социальной пропаганды, который у нас практически не задействован. Именно на это направлена данная поправка, и фракция ЛДПР просит поддержать её. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Валерий Сергеевич, возвращаясь к поправкам 1 и 2. Вы хотите обезопасить социальную рекламу именно ужесточением наказания, в частности увеличением штрафов, что у вас и прописано. Я очень внимательно это читал и не понимаю, почему вы со мной не соглашаетесь. Что касается этой поправки, то на сегодняшний день в Федеральном законе "О рекламе" вообще отсутствуют какие-либо требования к объёму рекламы, размещаемой при кино- и видеообслуживании, а также на веб-сайтах в сети Интернет, поэтому, если мы читаем законопроект, который был принят у нас в первом чтении, реально рассчитать 5 процентов годового объёма для обязательного распространения социальной рекламы не представляется возможным. На самом деле то, что социальная реклама идёт по сетям, это абсолютно нормально, но какие-то обязательные условия ставить нецелесообразно. Мы также считаем, что эту поправку надо отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 16 сек.) Проголосовало за 21 чел.4,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 21 чел. Не голосовало 429 чел.95,3 % Результат: не принято Не принято. И по поправке 5, пожалуйста, Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Поправка 5 обусловлена тем, что в предлагаемой редакции рассматриваемого законопроекта ограничения по упоминанию спонсоров не распространяются в силу каких-то причин на государственных и муниципальных рекламодателей. Это может создать почву для злоупотреблений, протаскивания коммерческой и политической рекламы под видом социальной, все это понимают. Поэтому поправкой 5 вводится ограничение на упоминание спонсоров в социальной рекламе, распространяемой государственными и муниципальными рекламодателями. Мы предлагаем, чтобы политики платили за свои рекламные кампании, чтобы все находились в равных конкурентных условиях и чтобы не пытались протаскивать те партии, которые имеют ресурс в государственной и муниципальной рекламе, за счёт и под видом социальной рекламы. Ну и завершая своё выступление вообще по всем поправкам, я хотел бы отметить, что государство должно сформулировать грамотный госзаказ в сфере социальной рекламы, разработать её концепцию, определить основные задачи и направления. Это должно делаться совместно с министерствами, с представителями рекламного сообщества и некоммерческих организаций. А пока, к сожалению, надо констатировать, что у нас совершенно нет единой государственной концепции социальной рекламы, как и нет возможности сформировать государственный заказ на условии того же закона № 94-ФЗ. Поэтому мы движемся в социальной рекламе методом проб и ошибок, практически вслепую. Фракция ЛДПР просит поддержать поправку 5, чтобы и на рекламу, распространяемую государственными и муниципальными рекламодателями, также вводились ограничения в части упоминания спонсоров. Спасибо большое. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Валерий Сергеевич, хорошо, что мы вообще движемся к социальной рекламе. Вы знаете, насколько это тяжело проходит, какое это встречает сопротивление. Что же касается именно вашей поправки 5, все государственные учреждения любого уровня, начиная с органов местного самоуправления, любые муниципальные органы участвуют в размещении социальной рекламы в соответствии с законом о конкурсах. Поэтому в любом случае вот именно вашей поправкой, тем, что вы вводите какие-то дополнительные ограничения для этих органов, вы немножко неправильно трактуете участие в конкурсах. Здесь должны быть абсолютно равные условия для всех, поэтому никаких преференций, как и ограничений, я считаю и комитет считает, вводить отдельно не имеет никакого смысла. Мы считаем, что данная поправка тоже должна быть отклонена. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 5. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 43 сек.) Проголосовало за 27 чел.6,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 27 чел. Не голосовало 423 чел.94,0 % Результат: не принято Не принято. Мы рассмотрели поправки, выносим 4-й вопрос на "час голосования".
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 42 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 192
О проекте федерального закона № 395585-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части, касающейся социальной рекламы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 22. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе". Доклад представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Игоря Евгеньевича Манылова. Это законопроекты первого чтения, обращаю ваше внимание. МАНЫЛОВ И. Е., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", который разработан в целях реализации Концепции содействия благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Законопроект небольшой. Он направлен на то, чтобы стимулировать деятельность благотворительных и иных общественно значимых организаций. Суть изменений в принципе можно представить в трёх пунктах. Первое - этим законопроектом вводится возможность упоминания в социальной рекламе социально ориентированных некоммерческих организаций. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: закон "О рекламе" в действующей редакции не позволяет упоминать самих организаторов социальной рекламы и соответственно помощи, которая при поддержке такой социальной рекламы продвигается и пропагандируется, позволяя при этом упоминать, например, спонсоров, которые финансируют эту рекламу. Такая несправедливость устраняется в случае принятия данного законопроекта. Второе нововведение, которое предлагается законопроектом, - это возможность упоминания в социальной рекламе лиц, граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации и которые нуждаются в лечении, в случае размещения социальной рекламы в целях оказания благотворительной помощи таким лицам, то есть возможность упоминания этих лиц этими поправками тоже предполагается установить. И третий пункт - это введение ряда ограничений на размещение информации о спонсорах с целью исключить возможность злоупотреблений, возможность использования недобросовестными организациями социальной рекламы в коммерческих целях. В законопроекте содержатся нормы, которые ограничивают возможность упоминания о таких организациях-спонсорах через установление конкретных параметров: это либо объём рекламной площади, либо продолжительность такого упоминания. Эти параметры были разработаны совместно с профессиональным сообществом и с благотворительными организациями. В законопроекте содержатся конкретные цифры: три секунды в части аудио- и видеоформата и не более 7 процентов в печатном формате. Всеми участниками обсуждения на предыдущих стадиях работы с законопроектом эти ограничения были поддержаны. После внесения законопроекта в Думу было получено заключение Общественной палаты, которая тоже в целом поддерживает законопроект. В заключении содержится ряд предложений, которые можно будет учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста, Игорь Евгеньевич. Содоклад от комитета сделает Сергей Владимирович Железняк. ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Игорь Евгеньевич уже достаточно подробно рассказал о сути предлагаемого законопроекта. Действительно, он направлен прежде всего на урегулирование правоотношений, возникающих с размещением социальной рекламы со стороны социально ориентированных некоммерческих организаций. Эти организации у нас поддерживаются сегодня и президентом страны, и мы приняли целый ряд изменений в законодательство, которые стимулируют деятельность таких организаций. Действительно, урегулируются вопросы участия спонсоров при размещении такой рекламы, и таким образом будут исключены злоупотребления со стороны спонсоров, когда под видом социальной рекламы размещается псевдосоциальная реклама. В целом законопроект направлен на развитие добровольчества и на проведение социально ориентированных кампаний средствами рекламы. Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении. Те замечания, которые поступают, будут учтены при подготовке проекта закона ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, задержитесь. Я обращаюсь к залу: есть ли вопросы? Есть. Включите запись на вопросы. Покажите список записавшихся. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Олег Викторович. Сергей Владимирович, назовите, пожалуйста, хотя бы один пример социальной рекламы, которая идёт по телевизору. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Сегодня, уважаемый Сергей Владимирович, достаточно много проходит кампаний с социальной рекламой, в частности, на телевидении сейчас идёт большой проект по поддержке, помощи детям, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Там приведён телефон горячей линии, по которому дети, которые ощущают давление либо со стороны взрослых, либо со стороны своих сверстников, могут получить и психологическую, и юридическую помощь. Это то, что я, например, видел на днях. Наша задача, мне кажется, как законодателей, - способствовать тому, чтобы таких кампаний - грамотных, юридически подтверждённых - было как можно больше, для того чтобы наше общество получало эту социальную коммуникацию в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Игорь Евгеньевич, существует ли в данном законопроекте какая-то защита, чтобы политические партии не воспользовались данным законопроектом и под видом социальной рекламы не вели свою агитационную работу в период избирательный либо какой-то иной? Я мимику не очень понимаю. Жизнь очень многообразна, общество развивается весьма своеобразно, и известно, что такое административный ресурс. Поэтому мой вопрос правомерен, я считаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Евгеньевич, отвечайте. МАНЫЛОВ И. Е. В законопроекте речь идёт о социально ориентированных некоммерческих организациях. Это понятие, по существу, было введено специальным законом, который был принят в апреле 2010 года. В перечне социально ориентированных организаций есть специальное изъятие в отношении политических партий, поэтому в этом смысле есть правовая защита от такого недобросовестного использования административных ресурсов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ дан. Удовлетворён задающий? Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. У меня вопрос к представителю правительства. Мы видим, ежегодно в канун Дня Победы появляется наружная реклама с общими фразами типа "Спасибо за Победу!" Допустим, скоро появятся какие-то декларативные лозунги к 3 декабря - Международному дню инвалидов в связи с продолжением Года равных возможностей. Планирует ли правительство целенаправленно и на постоянной основе размещать социальную рекламу конкретного содержания, которая была бы направлена не на декларирование каких-то идей, а на защиту интересов ветеранов, инвалидов и других категорий социально незащищённых граждан, на поддержку которых, в общем-то, вся социальная реклама и должна быть направлена? МАНЫЛОВ И. Е. Правительство планирует. Предложенный законопроект - это один из пунктов плана такой работы. Практически все ведомства, особенно федеральные, которые касаются социальной сферы, имеют свои программы, но координируются в целом на уровне правительства. И конечно, правительство тоже заинтересовано в том, чтобы социальная реклама действительно имела такие общественно полезные цели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Федоткин Владимир Николаевич. Аксаков, вопрос или вы просто... Вы не успели записаться, что ли? Даже когда режим записи включаешь, всё равно у нас сбои. Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Игорь Евгеньевич, вот мы смотрим по телевидению рекламу. Она, честно говоря, повторяется изо дня в день, по сто раз - одна и та же реклама. Ну, какой-то есть там набор, двадцать - тридцать видов вопросов, которые крутят одинаково. Социальные вопросы все, наверное, одинаково значимы, там нет более значимых, менее значимых, все одинаково важны. Не получится ли так, что те некоммерческие социально ориентированные организации, которые ближе к богатым спонсорам, будут крутиться, появляться на экране каждый день, будет, так сказать, навязываться эта идея, а те, кто не смог прорваться, вообще будут раз в год появляться? Кто с мешком с деньгами рядышком, того мы знаем, а остальным и государство отказало, и общество их забыло. То есть в решении социальных задач, должна быть какая-то равнодоступность. Вот какова степень равнодоступности для этих социально ориентированных организаций? Где здесь гарантия? Пока вот мы по рекламе её не видим. И второе. Вообще, сколько стоит социальная реклама? Кто-то считал, какие деньги там прокрутят за год? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Евгеньевич. МАНЫЛОВ И. Е. Отвечаю на первый вопрос. Законопроект не содержит каких-то специальных ограничений или критериев, которые ставили бы такие организации в какой-то рейтинг. На самом деле сегодня регулирование рекламной деятельности таково, что даёт возможность любой некоммерческой организации эту социальную рекламу заказывать. Понятно, что возможности организаций разные. Я думаю, что здесь уже сама жизнь покажет. Есть организации, которые очень громко провозглашают, что они общественные организации федерального уровня, но при этом у них десять членов, какой-то фиктивный реестр и никакой деятельности реальной нет. Эти организации не смогут получить у серьёзных спонсоров деньги для того, чтобы делать рекламу. Но с другой стороны, если кто-то будет злоупотреблять и использовать административный ресурс, я не думаю, что законодатель сможет своим актом это запретить. В целом, я считаю, не создаётся каких-либо преференций в этом плане, ко всем одинаковое отношение. Что касается расчётов. Я сейчас не могу назвать общие цифры, но готов их предоставить в рабочем порядке. В целом социальная реклама не отличается, по большому счёту, в плане производства и изготовления, это один рынок, один сектор с точки зрения технологии, и в этом плане специальных каких-то цифр нет, но в рабочем порядке я вам их предоставлю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, да? МАНЫЛОВ И. Е. Да, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Игорю Евгеньевичу. Безусловно, законопроект заслуживает внимания, и мы считаем, что он совершенно правильный. Однако у меня возник такой вопрос. У нас очень часто сейчас стали показывать по телевидению реквизиты банков, в которые можно перечислить помощь, особенно на детей, на нуждающихся, на инвалидов. Это не столько реклама, сколько как бы объявления. Скажите, пожалуйста, возможно ли вообще не спонсоров искать, а со стороны государства телевидению проплачивать такие объявления, потому что родители очень часто обращаются к нам, они не могут не просто получить деньги, а даже разместить такое объявление на телевидении. МАНЫЛОВ И. Е. Спасибо. Да, Тамара Васильевна, это возможно, на самом деле это и делается сегодня. Закон "О рекламе", даже действующая редакция, уже позволет работать в этом плане как государственным органам, так и некоммерческим организациям. Этот закон устраняет эту несправедливость, когда организацию, которая, собственно, инициатором выступила, нельзя было упомянуть, показать, чтобы знали, что такая деятельность ею осуществляется. Но сегодня уже такого запрета нет, и реально такая работа ведётся. В основном она ведётся, скажем так, не адресно, как вы говорите, - помощь в конкретном случае конкретному ребёнку, а государство действует через общественные объединения, организации, которые уже непосредственно выбирают, кому действительно в приоритетном порядке нужно оказывать помощь. Сегодня запрета нет, и я думаю, вот это предложение как раз стимулирует такое сотрудничество с государственными органами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вот депутат Аксаков настаивает, говорит, что у него не сработала кнопка, поэтому даю ему возможность задать вопрос. АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Игорь Евгеньевич, сейчас финансовые институты готовы финансировать передачи по финансовому просвещению, но телеканалы выставляют такие счета за демонстрацию этих передач, как за коммерческую рекламу. Вот с принятием этого закона снимется ли проблема по программам, связанным с финансовой грамотностью, которые могут демонстрироваться на телевидении? Подпадут ли под понятие "социальная реклама" вот такие передачи? МАНЫЛОВ И. Е. Анатолий Геннадьевич, спасибо. Я считаю, что под действие данного закона конкретно эти программы не подпадают. То есть продвижение этих программ на телевидении, если это действительно социально направленная какая-то программа, может восприниматься действительно как социальная реклама, и в этом смысле, скорее всего, это подойдёт. А в части освобождения, либо какого-то льготирования, либо возможности упоминания в некоммерческом формате, я думаю, что этого нет, это просто не относится к предмету регулирования данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Настаивает ли кто-то на выступлении по обсуждаемому вопросу? Одна, две руки. Я называю фамилии, если я кого-то забыл, значит, осуществим запись. Селезнёв и Драганов, больше нет? Никого не упустил. Тогда подводим черту: двое выступающих - Селезнёв и Драганов. Пожалуйста, Валерий Сергеевич Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, социальная реклама - это важный, конечно, инструмент воздействия на общественное сознание, это мощное средство, которое необходимо использовать для пропаганды здоровых идей, направленных на формирование гражданского общества в России. ЛДПР не может выступать против этого. Однако, чтобы эффективно задействовать данный рычаг, надо разобраться в сущности и понятиях, терминах. В действующем законодательстве не прояснена суть понятия "социальная реклама", не определены внятно её цели. В статье 3 закона "О рекламе" социальная реклама определена как информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Здесь я вполне разделяю тревогу коллеги Локотя. С благотворительной деятельностью всё ясно, это понятие даётся в законе "О благотворительной деятельности...". А вот что означают формулировки "иные общественно полезные цели" и "интересы государства", это хотелось бы прояснить и уточнить. Мне вспоминается, как у Остапа Бендера милиционеры спрашивали, с какой целью взимается плата за вход в знаменитый Провал. Великий комбинатор, выдавая липовые билеты, дерзко отвечал милиционерам, что с целью капитального ремонта Провала, чтобы до конца не провалился. Так вот, не исключаю, что он, может быть, тоже свято верил, что собирает деньги с граждан на общественно полезные цели. Предлагается дополнить статью 10 закона "О рекламе" частями 5 и 6, которые позволяют упоминать в социальной рекламе о спонсорах, социально ориентированных некоммерческих организациях и о физических лицах, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или нуждающихся в лечении. При этом вводятся конкретные ограничения на подобное упоминание. Однако обращаю ваше внимание, что в тексте законопроекта не прописано, кто будет следить за нарушением этих ограничений, какая ответственность установлена за злоупотребления. Не исключаю, что под видом социальной рекламы некоторые компании захотят (и смогут, что самое страшное) протащить коммерческую: напишут красивый социальный лозунг типа "Мойте руки перед едой!", раскатают свой фирменный логотип на всю оставшуюся рекламную площадь - и вперёд! Я не призываю зарегулировать напрочь всю социальную рекламу, но наша цель - чтобы таких возможностей вообще не было, иначе они парализуют всякое творческое начало у производителей социальной рекламы. Думаю, что надо отслеживать содержание социальной рекламы и форму по этим направлениям. Подводя итог своего выступления, скажу, что фракция ЛДПР будет, несомненно, голосовать за данный законопроект, но во втором чтении мы внесём такие поправки, позволяющие избежать лёгкого подхода к концепции данного законопроекта, для того чтобы под видом социальной рекламы разные великие и не очень великие комбинаторы не могли пропихивать свои рекламные продукты, которые не приносят никакой социальной пользы и не связаны с ответственностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Драганов. С места. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Право на выступление я хочу использовать для того, чтобы задать вопрос, на который, надеюсь, докладчик от правительства в заключительном слове сможет ответить, я по крайней мере прошу. Уважаемые коллеги, вы, наверное, заметили, всё чаще и чаще тротуарные части наших дорог, магистралей и проспектов покрываются густым трафаретом из разных текстов. По мне, это не что иное, как очередной вид рекламы. Я по этому поводу подготовил законопроект. Пользуясь случаем, хочу спросить у представителей правительства: а как вы к этому относитесь, озаботились ли вы этой проблемой? Может быть, у вас идёт по этому поводу какая-то дискуссия, может быть, мы объединим усилия? По крайней мере, я обращаю на это внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. В рамках заключительного слова вы можете отреагировать на прозвучавший вопрос. Пожалуйста. МАНЫЛОВ И. Е. Я так понял, что это вопрос риторический. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Риторический, согласен. МАНЫЛОВ И. Е. Озаботились и работаем в этом направлении. В целом по проекту хочу сказать, что поднятые вопросы выходят немножко за рамки предложенного нами варианта. Это точечный проект, который касается определённых моментов. И хочу поблагодарить комитеты, которые приняли участие в подготовке к первому чтению. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Железняк. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, данный проект решает конкретную задачу по правоотношениям, возникающим в связи с социальной рекламой некоммерческих социально ориентированных организаций, но хочу проинформировать депутатов, в том числе тех, выступления которых прозвучали, что есть другие законопроекты, которые находятся на рассмотрении Государственной Думы. Так, в частности, есть проект закона № 95177-5 о внесении изменений в различные статьи закона "О рекламе", которые касаются как раз совершенствования правового инструмента, связанного с определением и размещением социальной рекламы. Он находится в стадии подготовки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства не настаивают на выступлении. Выносим законопроект на "час голосования".
22-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 14 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 188
О проекте федерального закона № 395585-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части, касающейся социальной рекламы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, мы просим перенести пункт 29 на 16 ноября, с комитетом согласовано, это правительственный законопроект первого чтения.
Логинов Андрей Викторович по согласованию с профильным комитетом предлагает рассмотрение пункта 29 перенести на 16 ноября. Нет возражений? Нет возражений. Переносим.