Заседание № 308

21.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 395252-7 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за продажу насвая и снюса; принят в первом чтении 13 февраля 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части повышения ответственности за продажу насвая и снюса)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5836 по 5920 из 9050
52-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и    
14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".        
Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин.                                     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный              
законопроект был рассмотрен комитетом во втором чтении. Поступило шесть         
поправок к данному законопроекту. Комитет все эти поправки поддержал и          
рекомендует к принятию, они включены в таблицу поправок № 1. В связи с этим     
комитет рекомендует таблицу поправок № 1 принять.                               
                                                                                
Хотел бы отдельно отметить поправку, которой предлагается увеличить             
административные штрафы за продажу снюса и насвая несовершеннолетним: для       
граждан - до 40 тысяч рублей, для должностных лиц - до 70 тысяч рублей, для     
юридических лиц - до 300 тысяч рублей.                                          
                                                                                
И хотел бы отдельно отметить, сказать слова благодарности                       
комитету-соисполнителю - Комитету по охране здоровья за работу над данным       
законопроектом и поправками.                                                    
                                                                                
Рекомендую данную таблицу поправок принять и в случае принятия таблицы          
поправок принять законопроект во втором чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставится таблица на голосование.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный              
законопроект подготовлен к третьему чтению, проведены все необходимые           
экспертизы, Комитет по государственному строительству и законодательству        
рекомендует Государственной Думе принять его в третьем чтении сегодня.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений - сегодня рассмотрим в третьем чтении? Рассмотрим.      
Желающие выступить по мотивам от фракций есть? Тоже нет.                        
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении законопроект.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 278

13.02.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 395252-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части повышения ответственности за продажу насвая и снюса)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3883 по 4420 из 4752
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс             
Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части повышения    
ответственности за продажу насвая и снюса)". Докладчик - Рафаэль Мирхатимович   
Марданшин.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом        
предлагается повысить административную ответственность за незаконную продажу,   
как розничную, так и оптовую, снюса и насвая по причине того, что действующие   
штрафы оставляют экономическую целесообразность в торговле указанными           
веществами даже при периодической уплате этих штрафов.                          
                                                                                
Законопроектом предлагается значительно увеличить размеры административных      
штрафов за оптовую и розничную продажу снюса и насвая, предусмотрев             
соответствующие изменения в статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об        
административных правонарушениях, - в статью, предусматривающую                 
ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере        
торговли табачной продукцией и табачными изделиями.                             
                                                                                
В соответствии с данным законопроектом предлагается установить размеры          
штрафов для граждан от 15 тысяч до 20 тысяч рублей (в настоящий момент          
действуют штрафы от 2 тысяч до 4 тысяч рублей), а для должностных лиц           
предлагается установить штрафы от 30 тысяч до 50 тысяч рублей (в настоящий      
момент действуют штрафы от 7 тысяч до 12 тысяч рублей). И то же самое           
касается юридических лиц: в настоящий момент для них предусмотрены штрафы от    
40 тысяч до 60 тысяч рублей, а данным законопроектом предлагается установить    
штрафы от 100 тысяч до 150 тысяч рублей. Также данным законопроектом            
предлагается внести корреспондирующие изменения в часть 1 статьи 3.5 Кодекса    
об административных правонарушениях.                                            
                                                                                
Данный законопроект комитетом был рассмотрен. В целом концепция данного         
законопроекта поддержана. И комитет отметил, что на самом деле в настоящее      
время вопрос о соразмерности и выполнении предупредительной функции             
административного наказания по данной статье является спорным, поскольку при    
текущем размере административных штрафов, особенно в отношении граждан,         
продажа снюса и насвая остаётся экономически целесообразной.                    
                                                                                
Комитет поддержал предложенное увеличение штрафов, но в то же время считает     
необходимым отметить, что продажа гражданами несовершеннолетним табачной        
продукции или табачных изделий характеризуется не меньшей степенью              
общественной опасности, чем оптовая и розничная продажа насвая и снюса. Таким   
образом, комитет считает целесообразным обсудить вопрос соотношения размеров    
предлагаемых штрафов, налагаемых на граждан в частях 2 и 3 статьи 14.53 КоАП.   
И данное обстоятельство в том числе подтверждается и заключением                
правительства, которое в целом также поддержало данный законопроект, но с       
данными замечаниями.                                                            
                                                                                
Кроме того, на данный законопроект поступил положительный отзыв Верховного      
Суда Российской Федерации, поддержал его и комитет-соисполнитель - Комитет по   
охране здоровья, в связи с чем наш комитет считает, что данный вопрос,          
замечания, которые были высказаны... и я, как автор данного законопроекта,      
также считаю, что данные замечания можно учесть при подготовке данного          
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает         
Государственной Думе данный законопроект принять в первом чтении.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть вопросы? Есть.                                                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пашин Виталий Львович.                                                          
                                                                                
ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Рафаэль Мирхатимович, конечно, поддерживаем данную инициативу, но возникает     
такой вопрос: почему бы тогда ко второму чтению не предусмотреть                
ответственность за продажу вейпов несовершеннолетним? Минздрав давно уже об     
этом говорит, но мы пока этой инициативы не видим. В то же время многие         
регионы уже на своём законодательном уровне ввели такие запреты. Например, в    
Челябинской области был принят закон, предложенный депутатами от ЛДПР, и он     
уже работает. А почему бы по всей России не сделать такой единый закон?         
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Я хотел бы отметить, что мы в данный момент рассматриваем       
законопроект о внесении изменений именно в статью 14.53 Кодекса об              
административных правонарушениях, как я уже сказал, предусматривающий           
ответственность за незаконную продажу табачных изделий, к которым в             
соответствии с данным законом, данной статьёй, относятся и снюсы, и насвай. В   
данной редакции статьи вейпы и какие-то другие курительные смеси, продукция     
не предусмотрены. Вот, скорее всего, только поэтому.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, мы однозначно за то, чтобы      
избавить и наших детей, несовершеннолетних, и взрослых, которые не хотят,       
скажем так, участвовать в потреблении никотина, присутствия какого-то дыма,     
мы, конечно, за здоровый образ жизни. Вопрос, который вы поднимаете, связан с   
увеличением штрафов, а скажите, пожалуйста, оценивалось ли вами, какого         
эффекта вы достигнете в результате? То есть какое сейчас количество             
правонарушений вот именно в этой сфере? И в случае, если Дума примет такое      
решение - кратно увеличить штрафы, - насколько, вы считаете, уменьшится в       
розничной и оптовой торговле количество снюса и насвая? Достигнем ли мы вот     
вашими методами того результата, которого изначально мы хотели достигнуть?      
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Ну, я считаю, что в любом случае определённый положительный     
результат будет достигнут, так как, я уже в своём докладе это отмечал, те       
штрафы, которые в данный момент предусмотрены в первую очередь для граждан -    
это от 2 до 4 тысяч рублей, - конечно же, экономически не являются барьером     
для этих продавцов, для тех, кто торгует данными веществами, им проще           
заплатить этот штраф и продолжать дальше торговать данной продукцией. А вот     
увеличением в разы штрафов (как я уже говорил, предусматривается размер         
штрафа от 30 до 40 тысяч рублей), конечно же, определённый заслон, барьер на    
пути у этих, скажем так, продавцов будет поставлен, и целесообразность          
продажи такой продукции значительно снизится. Как мы уже знаем, данную          
продукцию зачастую, даже в первую очередь, реализуют нашим несовершеннолетним   
гражданам, ученикам школ, студентам. Зачастую это происходит так, что вот       
даже бабушки сидят, допустим, предлагают семечки, а школьники подходят к ним,   
и они тут же говорят: "Насвай, насвай...", и там же снюс. И конечно же, если    
их будут штрафовать не на 2 тысячи рублей, а на 30 или 40 тысяч рублей, я       
думаю, это будет существенно сказываться на том, насколько целесообразно им     
будет торговать этой продукцией.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич.                                  
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, ваша законодательная инициатива имеет высокую   
общественную значимость и, безусловно, должна быть поддержана, но тема          
снижения потребления табака, никотиносодержащей продукции намного шире, и в     
этой связи я хотел задать два вопроса.                                          
                                                                                
Первый. Планируют ли принятие зеркальных мер страны - участницы Евразийского    
экономического союза? В части табака на сегодня ввиду дискоординации, к         
сожалению, у нас увеличился теневой рынок.                                      
                                                                                
И второе. Никотинзаместительная терапия согласно доказательным, кокрейновским   
данным реально помогает избавиться от никотиновой зависимости. Ваши меры        
запрещают, но есть огромное количество людей, которые привыкли к этому, не      
считаете ли вы необходимым дополнить антитабачную концепцию специальной         
программой, которая позволяет избавиться от зависимости именно от этих          
продуктов?                                                                      
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Ну, я хотел бы отметить, что в данный законопроект мы это не    
сможем внести, потому что тут идёт речь именно о статье Кодекса об              
административных правонарушениях и только об увеличении штрафов. Конечно,       
проблема намного шире и решать её надо комплексно. Насколько мне известно, в    
Комитете по охране здоровья находится на рассмотрении законопроект, которым     
будет также ужесточаться и вводиться запрет на применение, продажу снюса и      
насвая.                                                                         
                                                                                
Что касается общего европейского пространства и Евразийского союза, то в этом   
направлении, насколько мне известно, тоже уже определённые решения приняты, и   
Россия к этому тоже присоединяется. Будет более эффективно, если борьба в том   
числе с такой продукцией, как снюс и насвай, будет вестись не только на         
территории Российской Федерации, но и в целом на территории Евразийского        
союза.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                       
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня вопрос относительно определения этих снюса и насвая: где-то в законе     
есть это определение? В пояснительной записке сказано, что в разных местах      
это называется по-разному: насыбай, нас, баи, сабж, анасвай, асмай, атмай. Вы   
запретили только два названия, а вот эти не запрещаете? Или что тогда -         
исчерпывающий перечень представлять? Так придумают другую букву, или как        
тогда, когда мы боролись с различными наркотиками, добавят вам туда немножко    
больше верблюжьего какого-то там помёта и будет другое вещество. Непонятно,     
как вы вот с помощью всего двух определений будете запрещать вот эти            
вещества, похожие на опиаты. Это ведь какой-то стимулятор. Может быть, надо     
шире дать определение, за что наказывается штрафом... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А. ...и почему нет желания вообще запретить реализацию? Почему не      
пойти дальше, почему вот так легко - штрафы?                                    
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Ну, я хотел бы отметить, что реализация данных веществ,         
насвая и снюса, уже запрещена. Хотел бы сказать, что понятие "насвай" уже       
приведено в Федеральном законе № 268-ФЗ "Технический регламент на табачную      
продукцию" - в пункте 21 статьи 2 чёткое определение понятия "насвай" уже       
есть. Кроме того, согласно пункту 8 статьи 19 "Ограничения торговли табачной    
продукцией и табачными изделиями" Федерального закона "Об охране здоровья       
граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления     
табака" оптовая и розничная торговля насваем запрещена. Кроме этого,            
федеральным законом № 456-ФЗ в часть 8 статьи 19 Федерального закона "Об        
охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и             
последствий потребления табака" внесены изменения, в соответствии с которыми    
на территории Российской Федерации теперь полностью запрещена оптовая и         
розничная продажа не только насвая, но и снюса. Вот в соответствии с этими      
основными законами и определена ответственность в административном кодексе.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.                     
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, вы в своём выступлении,           
представляя законопроект, коснулись немного темы, о которой я хотел бы вас      
спросить. Всё-таки, если можно, скажите более чётко: предполагаете ли вы        
дифференцировать размеры штрафов для тех, кто продаёт указанные смеси           
взрослым, и для тех, кто продаёт указанные смеси детям?                         
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Да, конечно. Я как раз хотел бы отметить, что ко второму        
чтению мы планируем внести поправки, в соответствии с которыми будет            
предусмотрено увеличение размеров штрафов за продажу снюса и насвая именно      
несовершеннолетним, и таким образом в какой-то степени будет устранено          
замечание, которое было высказано комитетом и Правительством Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шперов Павел Валентинович.                                
                                                                                
ШПЕРОВ П. В. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, в продолжение вопроса депутата     
Нилова по поводу насвая. Я читал техрегламент, там, к сожалению, не так         
подробно описан данный продукт. Считается, что этот продукт состоит из          
извести и молотого табака, но мы же прекрасно знаем, что это кустарное          
производство и в его производстве применяются, допустим, вместо гашёной         
извести зола, помёт и тому подобное. Сможем ли мы определить, является ли       
данный продукт насваем, и сможем ли привлечь к ответственности лиц, которые     
это распространяют?                                                             
                                                                                
И ещё один вопрос. А если будут продаваться ингредиенты, допустим, для того     
же самого насвая, то есть, грубо говоря, отдельно в пакетике молотый табак и    
отдельно в пакетике известь, сможем ли мы привлечь за это к ответственности?    
И не приведёт ли вообще всё это к тому, что просто будут продаваться по         
отдельности ингредиенты с инструкциями о том, как применять, детям? Не          
загоним ли мы это в тень? Понятно, что благое намерение, но сможем ли мы        
его... (Микрофон отключён.)                                                     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Я хотел бы отметить, что это предмет ведения уже другого        
закона. В данном случае мы говорим только о Кодексе об административных         
правонарушениях и об увеличении штрафов за несоблюдение уже действующих норм,   
запрещающих продажу снюса и насвая. Если у вас есть свои предложения по более   
чёткому описанию самих понятий "снюс" и "насвай", я думаю, что можно такие      
уточнения внести в основной закон - "Об охране здоровья граждан...".            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич.                            
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, у меня вопрос в продолжение   
тех вопросов, которые задавали мои соратники по партии. Владимир Вольфович      
Жириновский, как вы знаете, в этом зале постоянно призывает всё-таки принять    
ту универсальную формулировку, которую он предлагает. Почему раз за разом мы    
уходим в сторону никотиносодержащих веществ, а не рассматриваем этот вопрос     
широко? Ведь уже перечисляли и другие вещи, которые тоже в принципе надо        
запрещать, которые, может быть, даже больший вред здоровью наносят, вызывают    
большую зависимость, но с этими веществами мы почему-то законодательно всё      
ещё не работаем, а сосредоточились только на данном блоке. Не проще ли сразу    
принять общую формулировку и потом в тело этой формулировки погружать           
какие-то новые вещи? Это будет проще, понятнее, можно будет делать всё это      
оперативнее.                                                                    
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Ну, здесь у меня будет примерно такой же ответ, как и на        
предыдущий вопрос. Если вы предлагаете что-то отрегулировать именно в           
наименовании данных веществ, то нужно эти поправки вносить не в КоАП, а в       
закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и   
последствий потребления табака", а также, возможно, и в "Технический            
регламент на табачную продукцию". И после этого уже можно будет вносить         
соответствующие изменения в КоАП.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тен Сергей Юрьевич.                                       
                                                                                
ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, насвай и снюс являются угрозой для нашего       
общества. Если судить по вашей законодательной инициативе, мы хотим, по сути,   
полностью поставить препоны, избавиться от этой беды для нашей молодёжи, для    
наших школьников, о чём вы и говорили. В связи с этим у меня вопрос. При        
разработке данного законопроекта рассматривали ли вы возможность включения      
насвая и снюса в перечень наркотических средств и психотропных веществ,         
подлежащих контролю на территории Российской Федерации, и, соответственно,      
введения уголовной ответственности за данное правонарушение? И если вы          
рассматривали такую вероятность, то почему не стали действовать в этом          
направлении?                                                                    
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Сергей Юрьевич, на самом деле при рассмотрении        
данного проекта закона на заседании комитета прозвучали и такие предложения,    
как ввести уголовную ответственность за продажу насвая и снюса, но это, как     
уже говорилось, предмет ведения уже другого кодекса, а именно уголовного.       
Здесь мы рассматриваем только увеличение штрафов по действующим нормам, по      
действующим статьям.                                                            
                                                                                
Конечно, я думаю, что проблема намного шире. Вы сказали о том, что надо         
приравнять эту продукцию - снюс и насвай - к психотропным веществам, но в       
данный момент по регламентам и по заключению главного нарколога Минздрава       
России всё-таки снюс и насвай не являются наркотическими веществами, это        
относится именно к табачной продукции и регулируется законом о незаконной       
продаже табачной продукции. В данный момент, по крайней мере у нас в            
комитете, не обсуждался вопрос о том, чтобы данную продукцию приравнять к       
психотропным или наркотическим веществам. Но, со своей стороны, хотел бы        
отметить, что употребление снюса и насвая является модным среди молодёжи и      
фактически может использоваться для подсаживания на иные, более крепкие         
психотропные вещества, в том числе наркотические вещества. Поэтому считается,   
что снюс и насвай несут серьёзную опасность именно в случае употребления        
нашими молодыми гражданами - студентами и учениками.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.                                   
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Рафаэль Мирхатимович, вопрос вот такой. Дело в том, что жевательный табак       
снюс был запрещён ещё в 2015 году, то есть вот пять лет собирались повысить     
штраф и так долго не повышали, и это позволяло, так скажем, спокойно            
торговать всей этой отравой. Сейчас мы будем принимать законопроект о запрете   
никотиносодержащих смесей - сколько времени понадобится, чтобы параллельно      
вышел закон об изменениях в административный кодекс именно по                   
никотиносодержащим смесям, не придётся ли нам ждать следующие пять лет?         
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Ну, я думаю, что это от нас зависит, сколько. Вот данный        
законопроект был внесён два года назад, ещё в феврале 2018 года, - тоже         
небыстро прошёл. Но хотел бы отметить, что норма, предусматривающая             
ответственность за продажу снюса и насвая, была принята ещё в 2013 году, эта    
норма действует.                                                                
                                                                                
В последнее время, как раз вот года два-три назад, общественность начала бить   
тревогу в связи с тем, что насвай и снюс получили широкое распространение на    
территории практически всей нашей страны, это проблема всех субъектов           
Российской Федерации. Борьба с ними ведётся, каждый регион по-своему            
старается бороться с данной проблемой: многие субъекты Российской Федерации     
вносят изменения в законодательство, в том числе в своих региональных КоАПах    
ужесточают ответственность за продажу данной продукции. А если мы примем,       
скажем так, свой, вот этот законопроект, предусматривающий усиление             
административной ответственности, уже на федеральном уровне, внесём изменения   
в федеральный КоАП, это послужит как раз определённой поддержкой и помощью      
региональным властям в борьбе с данным негативным явлением.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.                                             
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Закон            
действительно нужный. Фракция КПРФ, безусловно, будет поддерживать этот         
закон. Но опять хочу отметить, что этот законопроект касается конкретных,       
точных названий - это "насвай" и "снюс", - а закон воспринимается буквально.    
То есть если мы имеем в виду другие никотиносодержащие смеси - как в            
законопроекте о запрете никотиносодержащих смесей, вопрос о скорейшем           
принятии которого я поднимала не один раз, - то здесь, понятно, этого нет.      
                                                                                
Вот в 2013 году появился закон "Об охране здоровья граждан от воздействия       
окружающего табачного дыма...", и тогда появились, были внесены и изменения в   
административный кодекс. А в 2015 году вместе с насваем появился ещё один вот   
такой, так скажем, ингредиент - снюс, и уже пять лет вот этот снюс можно        
спокойно продавать при тех административных нормах, штрафах, которые сегодня    
предусматривает административный кодекс. Я считаю, что это не нормальная        
ситуация, тем более что два года, с 2018 года, этот законопроект лежал. Ну      
кому это нужно было - притормозить действие вот этого закона? Думаю, вопрос     
далеко не риторический. Поэтому в данном случае нам с вами тоже нужно           
проявить твёрдость. Не зря я, когда обсуждали повестку дня, поднимала вопрос    
о том, что нужно быстрее вносить законопроект о запрете никотиносодержащих      
смесей. И нужно параллельно, сразу же вносить законопроект об                   
административной ответственности именно за те деяния, о которых будет идти      
речь вот в последующем законе. Естественно, тянуть с этим нельзя, мы сколько    
уже говорим... Первый закон я внесла в числе соавторов, мы внесли 28 ноября     
прошлого года, и вот смотрите: 28 ноября появился вот этот первый закон - и     
до сих пор закона практически нет, разве это нормально? Вся общественность      
встала, поднялась против вот этих вот никотиносодержащих смесей, весь народ     
требует от нас, чтобы мы это сделали как можно быстрее, а мы по два-три года    
и по несколько месяцев тянем с решением такого рода вопросов. Я считаю, что     
это никак нас с вами не красит, уважаемые коллеги, нужно принимать такие        
решения быстрее.                                                                
                                                                                
Мы поддержим данный законопроект, но мы намерены и параллельно требовать        
внесения - и сами внесём это, сделаем обязательно - законопроекта об            
изменениях в Кодекс об административных правонарушениях в части                 
ответственности за нарушения, которые связаны с употреблением и продажей,       
оптовой и розничной, никотиносодержащих смесей.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чернышов Борис Александрович.                             
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция ЛДПР     
тоже поддержит данный законопроект. Вообще, концепция ЛДПР в этом плане         
проста: запретить все дурманящие препараты, особенно для несовершеннолетних.    
                                                                                
Мы много раз поднимали вопрос о том, что нужно на постоянной основе проводить   
мониторинги, проверки, выездные срезы в магазинах, которые расположены рядом    
с образовательными организациями, не раз направляли запросы в профильные        
ведомства, обращали внимание местных властей и властей на федеральном уровне,   
однако это так и не сделано. По сути, ЛДПР в числе первых, а то и первая        
поднимает эти вопросы, и через какое-то время мы только видим воплощение их     
либо в законодательные инициативы... Сначала отвергаются законодательные        
инициативы ЛДПР, потом вносятся другие.                                         
                                                                                
Вместе с тем я понимаю, что действительно тянуть с принятием данного закона     
нельзя, - и долго затягивать моё выступление в связи с этим тоже не стоит,      
поэтому ещё раз скажу, что фракция ЛДПР поддерживает данное решение, насваю,    
всем этим снюсам - бой, и нужно принимать самые жёсткие решения в этом плане.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция          
поддерживает первый, маленький, такой несмелый, лёгкий шажок вперёд по пути     
борьбы и победы над очередной страшной угрозой для миллионов людей, прежде      
всего детей и школьников, которые уже оказались подсажены на эту дрянь.         
                                                                                
Вызывает недоумение, почему такие добрые следователи написали этот              
законопроект, зная о последствиях, в том числе о смертельных последствиях для   
детей, а ведь им много не надо этого яда? Психозы, возможно, последующее        
пристрастие к наркотикам всяким разным - и посмотрите, какая ответственность    
(я акцентирую внимание): штраф для гражданских лиц, для граждан увеличили в 6   
раз, штраф для должностных лиц - в 4 раза, штраф для юридических лиц            
увеличили всего в 2,5 раза. Почему не в десятки, почему не в сотни раз? Чем     
хотите напугать вот этот бизнес? Там колоссальные деньги! Одна баночка стоит    
от 500 рублей до 2 тысяч рублей - что им ваши тысячи? Как Бобику буханка!       
Поэтому я здесь усматриваю, знаете, опять очередное выполнение воли, но так,    
чтобы бизнес не разрушать... Этими штрафами вы бизнес не разрушаете.            
                                                                                
Что нужно делать? Конечно, сначала нужно бить по производству. Где закон,       
который вводит уголовную ответственность прежде всего за производство вот       
этой дряни? Нет его! Что, ещё два года будем ждать? Где закон, который вводит   
уголовную ответственность за распространение информации в Интернете? Откройте   
сейчас ваши телефоны, гаджеты и наберите - тысячи предложений: открыто,         
оптом, в розницу, пожалуйста. И тут тоже никакой разницы, оптом ты торгуешь     
или в розницу, детям или взрослым. Так что наименование можно принять,          
концепцию в части ужесточения ответственности можно принять, а по сути, как     
говорил классик, это издевательство. Это не борьба, это, знаете, даже такое     
прикрытие - он заплатит с удовольствием вот эти десятки и сотни тысяч.          
                                                                                
Уважаемые коллеги, обращаюсь к авторам, обращаюсь к комитету: давайте не        
изображать борьбу, а уничтожать это зло настоящим решительным образом,          
применяя уголовную ответственность в том числе!                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Байгускаров Зариф Закирович.                              
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом               
предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об                  
административных правонарушениях в части усиления ответственности за            
незаконную продажу насвая либо снюса. Законопроект необходим, об этом все       
говорили. И конечно, должна быть установлена более жёсткая ответственность      
для юридических лиц, о чём сегодня уже было сказано, я думаю, надо будет        
внести поправку в части в том числе приостановления деятельности предприятий    
при продаже насвая и снюса.                                                     
                                                                                
Сегодня вносятся изменения только по увеличению штрафов, но в основном          
законопроекте (мы его рассмотрели в декабре прошлого года, и скоро, в июне,     
он будет рассматриваться во втором чтении), в законопроекте о внесении          
изменений в закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего        
табачного дыма...", нам, конечно, надо предусмотреть, чтобы были включены все   
препараты, которые запрещены к продаже, в том числе несовершеннолетним. Вот     
то основной законопроект, а в законопроекте, который мы сегодня принимаем,      
только устанавливается ответственность за данные правонарушения. Таких          
случаев очень много, сегодня об этом говорили, у нас в Республике               
Башкортостан тоже был такой случай, когда одиннадцатилетнего ребёнка еле        
спасли, он попал в реанимацию именно из-за употребления снюса.                  
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект - прошу все      
фракции тоже поддержать законопроект.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Конечно, ко второму чтению у нас достаточно широкое поле для    
взаимодействия. Рафаэль Мирхатимович сегодня как мог пытался нам объяснить (и   
я, в частности, вполне согласен с коллегой из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", с Олегом   
Ниловым), что есть несоответствие штрафов, и это то, что мы часто видим, к      
сожалению, и неважно, это штрафы были при продаже билетов в театры или вот      
здесь снюса. Есть несоизмеримость наказания для физических лиц, для             
должностных и для юридических лиц, она присутствует, и поэтому ко второму       
чтению это нужно решать. Вместе с тем мне интересно понять: всё-таки вот        
такое давление на физических лиц, на этих бабушек реально может привести к      
тому результату, о котором мы говорим?                                          
                                                                                
У нас снюс де-факто уже запрещён, хотя, если мы с вами посмотрим, что это с     
точки зрения вредности для человека (если сравнивать с теми случаями, о         
которых мы сегодня все знаем, когда делают бестабачную продукцию), то в снюсе   
есть табак, и снюс приготовить можно только в объёме табака, который реально    
никотин содержит, туда нельзя налить дополнительно, а вот то, что в последнее   
время участились случаи, когда продаётся бестабачная продукция, где нет         
никотина, то вообще непонятно, что туда люди льют.                              
                                                                                
Мы пытались бороться, когда у нас осталось 2 процента легального кальянного     
табака, вы помните, мы обращались в ФАС, проводили рейды, поднимали размеры     
штрафов, вместе с тем количество легальной продукции падало, а количество       
нелегальной продукции вообще никак не регулировалось, и в результате его        
становилось всё больше и больше. Мы уже прошли этот путь, и снюс, и насвай      
запрещены, то есть всё, вопрос закрыт, дальше - то, о чём мы сегодня говорим.   
У нас существует закон № 15-ФЗ, в котором мы пытаемся сегодня определить        
различные виды продукции. К сожалению, если мы поставим задачу вообще всё       
запретить, то, я вас уверяю, мы потеряем контроль над процессом. Не надо всё    
запрещать - вы послушайте нашего президента, ему такой вопрос был задан на      
встрече, и он не сказал "запретить", он сказал: регулировать надо,              
регулировать.                                                                   
                                                                                
Поэтому я обращаюсь к вам: этот закон примем, а дальше как мы будем поступать   
с огромной армией другой никотиносодержащей продукции, как будем двигаться      
дальше? Я абсолютно уверен, что запреты не решат этой проблемы, только          
регулирование: ограничение оборота, доступа несовершеннолетним, рекламы,        
закрытая выкладка, ограничение объёма никотина - вот по этому пути у нас есть   
шанс на успех.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик?                             
                                                                                
Марданшину включите микрофон.                                                   
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Здесь вот    
коллега Нилов такую фразу произнёс, сказал, что мы вот этим законопроектом,     
внесением поправок изображаем борьбу. Но на самом деле мы не изображаем, мы     
реально стараемся в рамках своих полномочий поставить определённые заслоны      
этому негативному явлению. Те штрафы, которые мы предложили, были предложены    
ещё два года назад, и если вы считаете, что они недостаточны, то, я думаю, ко   
второму чтению вы можете свои поправки внести. И что касается второго чтения,   
мы со своей стороны тоже подготовили поправки, которыми планируем значительно   
увеличить штрафы за продажу насвая и снюса несовершеннолетним. И кроме этого,   
также планируем ввести административную ответственность, тоже значительно       
увеличив штрафы, за продажу снюса и насвая через телекоммуникационную сеть,     
Интернет. То есть определённые поправки мы со своей стороны ко второму чтению   
готовим, если у вас есть предложения - пожалуйста, тоже вносите.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"    
(в части повышения ответственности за продажу насвая и снюса)", пункт 14.       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.