Заседание № 204
О проекте федерального закона № 395162-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Павлович Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что данный законопроект направлен на усиление административной ответственности за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутриквартирного и внутридомового газового оборудования и установление новых административных составов в данной сфере. В первом чтении данный законопроект, если вы помните, мы с вами приняли в декабре минувшего года. По нему было достаточно большое количество замечаний у правительства, у профильного Минэнерго, у нашего Комитета по государственному строительству и законодательству. Ко второму чтению законопроект был существенно переработан, учтены практически все замечания. Ко второму чтению представлены две таблицы поправок: в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, включены 24 поправки, в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению, включены также 24 поправки. Комитет рекомендует обе эти таблицы поправок утвердить и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 13 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 41 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 04 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста, Александр Павлович Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит рассмотреть данный законопроект в третьем чтении в ходе сегодняшнего заседания и рекомендует его в третьем чтении принять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений - рассмотреть сегодня? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 54 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 175
О проекте федерального закона № 395162-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
33-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования)". Доклад сенатора Российской Федерации Ахмата Анзоровича Салпагарова. САЛПАГАРОВ А. А., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Актуальность принятия законопроекта обусловлена систематическим возникновением аварийных ситуаций, связанных с использованием газа в быту. Основной причиной указанных аварий продолжает оставаться неудовлетворительное техническое состояние газового оборудования, дымовых и вентиляционных каналов жилых зданий. Законопроект разработан по итогам заседаний совета по вопросам газификации при Совете Федерации, на которых Минэнерго и МЧС России обозначили острые проблемы в сфере использования газа в быту, связанные с недостаточностью ответственности, что приводит к участившимся случаям взрывов газа. Кроме того, министр строительства и ЖКХ говорил о необходимости решения вопросов контроля за состоянием внутренней вентиляции, об ответственности за вмешательство в работу газового оборудования и усилении контроля в данном направлении. В период согласования законопроекта в правительстве принят Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации", внесены изменения в постановление правительства № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования". Рассматриваемый законопроект направлен на усиление мер административной ответственности за нарушение и неисполнение правил использования и содержания газового оборудования, эксплуатации вентиляционных и дымовых каналов, в том числе установленных последними нововведениями. Проектом предлагается усилить ответственность по существующим составам статьи 9.23 КоАП за уклонение от заключения договора о ремонте и техобслуживании газового оборудования, за отказ в допуске представителя спецорганизации для выполнения работ по ремонту, техобслуживанию, за уклонение от обязательной замены оборудования. Также предлагается дополнить эту статью новыми составами: за нарушение требований к срокам выполнения работ либо за невыполнение работ в целях надлежащего содержания дымовых и вентиляционных каналов; за выполнение работ по ремонту и обслуживанию газового оборудования лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым к специализированной организации; за непредоставление специализированной организации информации об изменении состава ВДГО и ВКГО; за отказ в допуске представителя спецорганизации для выполнения работ по ремонту и техобслуживанию дымовых и вентиляционных шахт; за нарушение требований к выполнению работ по техническому диагностированию нового газового оборудования; за самовольную установку, демонтаж газового оборудования. Замечания профильного комитета и Комитета по энергетике будут учтены ко второму чтению, в том числе с учётом статистики, поступившей из Верховного Суда и профильных министерств. Также положения законопроекта будут приведены в соответствие с последними изменениями 410-го постановления. Прошу принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Павловича Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У комитета есть замечания к данному законопроекту, которые не носят концептуального характера, они достаточно подробно изложены в заключении комитета. Кроме этого, законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации с учётом его доработки ко второму чтению. Все замечания и правительства, и комитета мы обязательно при работе над законопроектом во втором чтении учтём. Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Аксёненко Александр Сергеевич. АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". В Новосибирске была трагедия буквально недавно, и тогда жители как раз таки пускали лжегазовиков к себе в квартиры. Вот ваш законопроект направлен на то, что людей будут штрафовать. Есть ли какая-то статистика, по каким причинам происходят такие происшествия? Есть ли понимание, по каким причинам это происходит? Возможно, что основная причина отказов лежит в другой плоскости - в согласовании времени посещений, а не в нежелании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. САЛПАГАРОВ А. А. По статистике, которая у нас есть, по состоянию на 1 сентября 2022 года где-то 70 процентов нарушений - это отсутствие тяги в дымовых и вентиляционных каналах и нарушение правил эксплуатации газового оборудования, 30 происшествий - взрывы газовоздушной смеси и 20 происшествий - это самовольная газификация. И правилами сейчас это всё поручено только специализированной организации, которая отвечает за доставку газа к потребителю, только она теперь может проводить обслуживание и ремонт газового оборудования, так что в этой части, наоборот, ликвидируются вот такие случаи, о которых вы сказали, чтобы лжегазовики попадали в дом. За отказ в допуске штраф увеличивается, но при этом есть время, которое регламентируется, и есть уведомление о предстоящем визите. Последствия, которые могут быть, тем более в многоквартирных домах, мы считаем, тяжелее, чем те штрафные санкции, которые усиливаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Вопросы разработчикам законопроекта. А кто будет привлекать к административной ответственности? Если это ГЖИ, ну, ГЖИ и так перегружены работой, от них вообще не добьёшься ровным счётом ничего, как правило. Это первый вопрос. Второй вопрос. Вот человек не знает, каким образом регламент позволяет чистить этот дымоход, а ему говорят: "Вот ты дымоход не почистил, мы тебе ещё административное наказание предъявим". Как это со счётчиками бывает: срок годности счётчика проходит, а человек этого просто не замечает, - кто там смотрит, когда этот счётчик придёт в негодность, когда его менять? - а потом газовая служба начисляет огромные суммы за газ, который ты вроде и не потребил, но должен заплатить. Кто этим будет заниматься? САЛПАГАРОВ А. А. Ну, во-первых, на сегодняшний день уже многие нормы действуют. По допуску, по новым правилам, которые в 859-м постановлении оговорены, теперь управляющая организация должна нанимать организацию, которая по договору будет следить, осуществлять контроль за дымоходами. А выявлять будет специализированная организация при технических осмотрах. Ну и штрафовать будут уже в соответствии с существующим сегодня порядком, но после предоставления акта. На то, чтобы оспорить, даётся время, как предусмотрено в нынешнем законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разворотнева Светлана Викторовна. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Ахмат Анзорович, законопроект, конечно, наболевший, наверное, нужный, но вот один пункт вызывает вопросы. Насколько я понимаю, в действующем законодательстве нет требования о предоставлении специализированной организации информации об изменении состава внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, но вы вводите за это наказание. Вот где будет прописано, как будет осуществляться это информирование, в каком порядке? И что делать в тех случаях, в тех регионах, где нет специализированных газораспределительных организаций? Там люди потребляют газ сжиженный или газ из баллонов. Вот в данном случае они не должны будут представлять информацию? САЛПАГАРОВ А. А. Ну, как я уже сказал, с сентября вступили в силу правила: ремонт, обслуживание будет осуществлять специализированная организация, которая доставляет газ потребителю. И она при каждом осмотре - плановом и внеплановом - обязана смотреть за изменениями в газовом оборудовании. Ну а так как до этого это было разрешено и другим организациям, много, наверное, было и самовольных, поэтому об этом нужно уведомить ту же специализированную организацию, которая приступит к работе. В остальном... Первый вопрос повторите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович. ПЛЯКИН В. В. Ахмат Анзорович, вот вы правильно сказали, что совсем недавно был принят закон, в соответствии с которым только специализированные ресурсоснабжающие организации могут обслуживать внутридомовое газовое оборудование. Соответственно, для людей в целом ситуация-то не сильно изменилась, работы не добавилось, газовщики чаще ходить не стали, а стало поступать больше обращений о том, что цена на эти услуги на рынке существенно выросла. Скажите, будет ли как-то этим законопроектом предусмотрено регулирование цен на вот эти услуги, которые прописаны? САЛПАГАРОВ А. А. Спасибо за вопрос. Ну, это вопрос не в части этого законопроекта, здесь как бы об административном нарушении, а в самих правилах, которые приняты, есть приложение, которым регламентируются те базовые услуги, которые будут предоставляться потребителю. Если будет сверх этих услуг, тогда договор заключается между потребителем и исполнителем услуг отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемые коллеги, ну просто при формулировании вопроса... Мы понимаем, что вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, но данный кодекс не регулирует вопросы цены, в том числе на газ. Вот надо понимать просто, это не предмет регулирования законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Вопрос авторам. Предлагаю ко второму чтению убрать повышенную ответственность для граждан, и тогда будет более консолидированная позиция, потому что сегодня это в основном пожилые люди, которые просто боятся пускать в квартиры, и вы ещё предлагаете усилить ответственность, штрафовать их, забирая с и так маленькой пенсии существенную часть. Ведь они не просто так не пускают - они сегодня уже стали во многом жертвами жулья, ворья, аферистов, мошенников, к ним заходят и воруют вещи, деньги, они переплачивают, им дают левые, поддельные, значит, счета, акты выполненных работ и прочее. Давайте мы пока защитим наших физических лиц, наведём порядок с контролем - его действительно нужно наводить, - а потом уже усилим ответственность для граждан, которые не пускают. Не просто так не пускают - не пускают потому, что чаще всего просто боятся! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ТЕТЕРДИНКО А. П. Ярослав Евгеньевич, это было одно из замечаний комитета, и мы действительно обратили на это внимание. Действительно, предлагается усилить ответственность для граждан - и такой подход требует, с нашей точки зрения, дополнительного обоснования по каждому из составов. Будем на стадии второго чтения очень внимательно это смотреть и там, где есть возможность и нет необходимости существенно штрафы увеличивать, штрафы для граждан увеличивать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Ахмат Анзорович, актуальный вопрос, безусловно. Он уже, наверное, перегрет, поэтому и столь внимательное отношение к нему. Несколько моментов. Я считаю, что необходимо во втором чтении, вернее, считаете ли вы необходимым доработать во втором чтении те моменты, которые регулируют процесс заключения договоров? В частности, сейчас завершение календарного года, и я знаю, на практике есть примеры, когда толпы людей (в данном случае действительно толпы людей) при желании заключить договор сталкиваются с невозможностью это сделать оперативно из-за отсутствия организации, специализированной организации этого процесса. И нужный, необходимый пункт в законопроекте по уклонению от заключения договора не относится ли к тому, чтобы действительно применить вот?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ахмат Анзорович. САЛПАГАРОВ А. А. Как помните, порядок и форма заключения договора регламентируются теми же правилами, которые мы приняли ранее, но считаю, что, если нужно на это обратить внимание к моменту принятия во втором чтении, обязательно это надо посмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к докладчику вопрос. Уклонение - вот что подразумевается под уклонением от заключения договора технического обслуживания? Многие наши граждане, особенно в сельской местности, в отдалённых территориях, формально имея такое, скажем, требование заключить, его не заключают - сразу 5-10 тысяч будет штраф. Не великоват ли? Это первый момент. И второй момент. Что касается обязательного заключения договора на аварийное диспетчерское обслуживание конкретно с газораспределительной станцией, - ну, это одна из "дочек" "Газпрома", я так понимаю, - тоже там огромные штрафы, сразу в 5 раз, а то и в 10 раз увеличиваются. Насколько это целесообразно? По сути, выходит, и сами правила, и сам этот законопроект в интересах одной крупной газовой монополии сегодня создаются, по большому счёту, чтобы она побольше зарабатывала (видимо, не сильно сегодня зарабатывает на внешних рынках)? САЛПАГАРОВ А. А. Ещё раз подчеркну, что правила, уже принятые законом ранее, о том, что сейчас эти услуги будет предоставлять специализированная организация. Сегодня мы говорим о санкциях, которые будут применены при незаключении или уклонении от заключения договора. Мы уже говорили об этом и ко второму чтению этот вопрос, о размере штрафных санкций, будем обсуждать и смотреть. А что касается того, что уже законодательно урегулировано, то этот пункт в законодательстве уже есть, он был и до сегодняшнего дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования)", пункт 33. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 53 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.