Заседание № 15

26.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 395095-3 "О финансировании расходов на национальную оборону" (внесен депутатами Государственной Думы Н. М. Безбородовым, Г. В. Гудковым, В. Я. Пекаревым, Б. Л. Резником и И. Н. Родионовым и депутатами Государственной Думы третьего созыва В. Н. Волковым, Е. А. Зеленовым и В. М. Ивером).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2848 по 2851 из 6001
Коллеги, докладчик по пункту 13 Гудков сейчас отсутствует по уважительной       
причине и просит рассмотреть данный законопроект в 16 часов. Не будет           
возражений? Не будет.                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4840 по 5152 из 6001
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но у нас есть уже решение по поводу вопроса 13, который   
докладывает Гудков. Может быть, после него 28-й рассмотрим? Давайте в таком     
порядке. Сейчас по договоренности мы рассматриваем пункт 13 порядка работы,     
который у нас был перенесен на 16 часов. О проекте федерального закона "О       
финансировании расходов на национальную оборону". Доклад депутата Госдумы       
Геннадия Владимировича Гудкова. Пожалуйста.                                     
                                                                                
ГУДКОВ Г. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович и уважаемые коллеги! От имени группы авторов я     
уполномочен доложить вам закон. Он очень простой, смысл его сводится к тому,    
чтобы закрепить на уровне федерального закона норму расходов на нашу            
национальную оборону в размере 3,5 процента от внутреннего валового продукта    
и определить квоту (правда, этот закон вносился в третьей Думе на 2004 год,     
но я думаю, что это поправимо, надо сделать это нормой вообще): 50 процентов    
должны составлять расходы непосредственно на вооружение, на оснащение нашей     
армии, нашего флота.                                                            
                                                                                
Я для тех, кто не читал пояснительную записку, коротко скажу, какие             
существуют сегодня проблемы в этом аспекте в Вооруженных Силах и какие          
проблемы возникнут в ближайшее время в нашей национальной обороне. К            
сожалению, очень сильно и очень быстро стареет как морально, так и физически    
наша боевая техника, и ввод новых образцов вооружения затягивается. Наша        
армия и наш флот сегодня получают единичные экземпляры той техники, которая     
может и должна состоять на вооружении нашей армии. У нас сегодня темпы ввода    
вооружения таковы, что через десять лет, то есть уже через семь лет, к 2011     
году, в десять раз снизятся возможности Вооруженных Сил нашей страны по         
решению поставленных задач. Обеспеченность у нас очень низкая, например         
мобилизационное развертывание современных образцов вооружения у нас             
составляет 21 процент, а в армиях ведущих стран мира этот же показатель         
составляет 60 процентов, то есть мы отстаем практически в три раза по этому     
показателю.                                                                     
                                                                                
Я хотел бы привести вам некую статистику по нашим соседям и ряду других         
стран, которые имеют армию, какие пропорции там по отношению к внутреннему      
валовому продукту. Если мы возьмем Соединенные Штаты Америки, то с 2000 года    
по настоящее время они, несмотря на огромный объем внутреннего валового         
продукта, увеличили свои расходы на национальную оборону с 2,9 процента от      
ВВП до 3,5 в прошлом году и 3,4 в этом году. Наши соседи Китай (я буду дальше   
говорить о данных по 2000 году) - расходы на оборону 5,3 процента. Если мы      
возьмем Турцию - 5,2 процента, Пакистан - 5,8. Даже Греция, в общем-то, не      
очень сильно экономически развитая европейская держава, сегодня приближается    
вплотную к 5 процентам в расходах на национальную оборону. Сегодня расходы      
наши, российские, даже снижаются по сравнению с прошлыми годами. Если в 2001    
году расходы на национальную оборону составляли 2,74 процента, то в последние   
три года идет небольшое плавное снижение - до 2,69 процента от внутреннего      
валового продукта.                                                              
                                                                                
Я понимаю, что у меня сегодня трудная задача, и, конечно, представители         
правительства против, и бюджетный комитет против. Но посмотрите внимательно     
заключения, которые сделаны этими уважаемыми инстанциями, там в основном        
технические вопросы. Понятно, можно говорить, что нет денег, но позиция "нет    
денег" может привести к очень серьезным последствиям. Я думаю, что эту          
позицию надо пересматривать. Технические вопросы, согласование статей с         
Бюджетным кодексом и какие-то иные несоответствия можно устранить ко второму    
чтению.                                                                         
                                                                                
Мы с вами только что, вчера, проводили совместное заседание четырех комитетов   
- Комитета по международным делам, Комитета по обороне, Комитета по             
безопасности и комитета по СНГ. Тема, которая звучала вчера на заседании, -     
это расширение НАТО. 2 апреля членами НАТО становятся еще семь европейских      
государств, таким образом, потенциал НАТО возрастает. В докладах                
представителей МИДа, в докладах представителей других структур, которые         
присутствовали на этом заседании, в общем-то, большого оптимизма я не           
услышал. На самом деле последствия расширения НАТО - это прямая угроза нашей    
национальной безопасности, это прямой вызов нашим Вооруженным Силам. Наши       
великие мыслители говорили, что в России, по сути дела, только два надежных     
союзника - это армия и флот. И для того, чтобы они были не только надежными,    
но и эффективными союзниками, для того, чтобы они могли отстоять нашу           
независимость, для того, чтобы они могли поддерживать Россию как великую        
ядерную державу, мы должны, естественно, заботиться о своих Вооруженных         
Силах. И тот процент, который мы предлагаем установить, 3,5 процента, - это     
абсолютно нормальная, разумная цифра, которая сегодня ниже, еще раз повторяю,   
чем показатели во многих других государствах, не ведущих боевых действий. Я     
не говорю о тех государствах, которые ведут боевые действия или к ним           
готовятся. Например, тот же Израиль в 2000 году тратил почти 9 процентов        
своего внутреннего валового продукта на национальную оборону. Таким образом,    
чтобы нам не пришлось потом в спешном порядке тратить 10-15 или даже 20         
процентов ВВП на подготовку нашей армии и нашего флота, нужно уже сегодня       
подумать об этом вопросе, об этой проблеме.                                     
                                                                                
У меня предложение какое? Я понимаю: да, конечно, России сложно. Мы понимаем,   
что у нас мало денег в бюджете, мы понимаем, что есть сложности в экономике     
государства. Но тем не менее, если даже брать по формальным показателям,        
разве мы можем позволить себе расходы на оборону, сопоставимые, скажем, с       
расходами Чехии и Венгрии, у которых расходы на оборону свыше 2 процентов их    
ВВП и которым никто не угрожает, вокруг которых нет никаких активных            
действий, у которых нет контртеррористических мероприятий, в которые были бы    
вовлечены войска и так далее, и тому подобное?                                  
                                                                                
Поэтому мне кажется, что сегодня... Я понимаю, что вот есть заключение, в       
общем-то, тоже обоснованное, в нем тоже есть своя логика. Но у меня все-таки    
предложение какое? Если вы сегодня сочтете возможным как идею принять наш       
законопроект, в котором определяются вот эти 3,5 процента, мы можем с           
заинтересованными комитетами, в первую очередь с комитетом бюджетным, с         
Комитетом по обороне, и, конечно, с Правительством Российской Федерации         
доработать и адаптировать, что ли, текст нашего законопроекта, для того чтобы   
его можно было принять. И таким образом мы обяжем Правительство Российской      
Федерации не только на 2004 год, как вот в этом тексте, но и в целом            
рассматривать расходы на оборону в рамках 3,5 процента от внутреннего           
валового продукта. Мы убеждены, что это очень важная и серьезная мера,          
которая может быть принята Государственной Думой. И тогда решатся многие        
очень важные вопросы финансирования армии и флота. Прошу вас поддержать этот    
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам         
Виталия Борисовича Шубы.                                                        
                                                                                
ШУБА В. Б., фракция "Единая Россия".                                            
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Члены Комитета по бюджету и    
налогам разделяют обеспокоенность наших коллег, которые выступили с             
законодательной инициативой и предложили увеличить финансирование раздела       
"Национальная оборона". Вместе с тем, на наш взгляд, они избрали совершенно     
не тот путь решения этой проблемы.                                              
                                                                                
Первое. Здесь не технические трудности, а серьезное нарушение                   
бюджетно-налогового законодательства и Конституции: данный законопроект         
противоречит нескольким статьям - 2, 10 и 170 - Бюджетного кодекса. И           
наверное, самое важное. Если мы избираем путь долевого распределения            
финансирования тех или иных отраслей народного хозяйства, таких, как,           
например, социальная сфера, национальная оборона, правоохранительная            
деятельность, то мы тогда будем иметь набор неких показателей относительно      
валового внутреннего продукта. И наша задача при принятии бюджета будет очень   
простая: просчитать доходы, наложить эту таблицу и получить окончательный       
результат.                                                                      
                                                                                
Комитет по бюджету не поддерживает законодательную инициативу и предлагает      
законопроект отклонить. Имеются отрицательные заключения и Правительства        
Российской Федерации, и нашего Правового управления.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович. Присаживайтесь.               
                                                                                
Какие будут вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос. Кравец, да?       
Заполев, извините.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Заполеву.                                
                                                                                
ЗАПОЛЕВ М. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
У меня вопрос к Геннадию Владимировичу. Скажите, пожалуйста, а президент        
поддерживает ваше предложение или нет?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к Гудкову, наверное, к докладчику. И Шуба пусть    
приготовится к ответам на вопросы.                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Гудкову.                                          
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Судя по тем заключениям, которые мы имеем на сегодняшний день,     
поддержки Государственно-правового управления пока нет именно на основании      
наличия противоречий, как они считают, ряду статей Бюджетного кодекса и так     
далее. Такие же основания, собственно говоря, как и у Правительства России.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Котенков Александр Алексеевич.                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Госдумы,        
видимо, мне удобнее ответить на этот вопрос. Президент Российской Федерации     
не поддерживает данный законопроект и просит его отклонить.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Илюхин        
Виктор Иванович.                                                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ИЛЮХИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция Компартии Российской Федерации поддерживает данный   
законопроект. И скажу откровенно, что меня, как и многих моих товарищей,        
настораживает та позиция, которая высказана представителем профильного          
комитета, по бюджету. Все говорят: мы разделяем обеспокоенность, но вот,        
дескать, законопроект не вписывается в Бюджетный кодекс и прочее. Возникает     
вопрос: а что нам важнее сегодня - суверенитет, независимость,                  
территориальная целостность нашего государства или соблюдение, формальное       
соблюдение, вот этой бюджетной нормы? Уважаемые коллеги, вникните: сегодня      
военные говорят о том, что в случае нападения, внешней агрессии, у России нет   
достаточных средств для эффективного отражения нападения, а мы говорим о том,   
соответствует Бюджетному кодексу или нет.                                       
                                                                                
К 2008 году натовцы переходят на пятое и шестое поколение вооружений - а у      
нашей Российской армии сегодня третье, кое-где четвертое поколение              
вооружений. Мы безнадежно отстали в вооружении, в новейших образцах техники,    
фактически она в наши Вооруженные Силы не поступает. Вы посмотрите:             
территория Российской Федерации со стороны Северного Ледовитого океана не       
защищена, со стороны Каспия не защищена! Главный разрушитель России Ельцин,     
можно сказать, убрал с северо-западного периметра наших границ 40 процентов     
наших Вооруженных Сил. И сегодня натовцы, по сути дела, уже подошли к Кремлю,   
а мы говорим, что Бюджетный кодекс не позволяет нам принять вот эти изменения   
и дополнения. Это что, святая наивность или у нас не срабатывает даже           
инстинкт самосохранения? Я хотел бы сказать, что более ста тридцати тысяч       
офицеров сегодня в Вооруженных Силах не имеют квартир, и мы не хотим эту        
проблему решать. Вопрос действительно стоит так: быть или не быть               
независимости нашего государства. Поэтому мы и поддерживаем данный              
законопроект.                                                                   
                                                                                
Но мы хотели бы высказать два замечания. Во-первых, вряд ли надо сегодня        
делить так, что вот 50 процентов военного бюджета должно идти на вооружение,    
на технику, а 50 процентов, как говорится, на содержание Вооруженных Сил.       
Наверное, Министерство обороны само разберется. Но, конечно, закупкам новых     
вооружений надо отдать приоритет.                                               
                                                                                
И еще один момент, уважаемые коллеги. В свое время мы принимали закон о том,    
что наука и образование должны финансироваться не менее чем на 4 процента от    
валового внутреннего продукта. Скажите мне, пожалуйста, правительство           
исполнило хотя бы раз вот за двенадцать лет моего нахождения в                  
Государственной Думе данный законопроект? Нет! Поэтому мы и предлагаем ко       
второму чтению внести прямо-таки поправку об ответственности правительства за   
неисполнение этого положения и прямо сказать: невыполнение является             
основанием для отставки правительства. Полагаю, что эта позиция может быть      
инкорпорирована и в закон "О Правительстве Российской Федерации". А по          
принятии обсуждаемого закона можно скорректировать и всё российское             
законодательство. Поэтому еще раз призываю вас проникнуться чувством            
ответственности, о которой многие говорят, но на самом-то деле, когда           
необходимо принимать решение, об этой ответственности забывают.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я прошу выступающих ограничиваться тремя минутами.                              
                                                                                
Бабурин Сергей Николаевич.                                                      
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, фракция "Родина" обсуждала этот законопроект   
на своем заседании. Мы считаем, что ситуация требует от нас укрепления трех     
фундаментальных основ не только бюджета, но всей нашей страны и общества -      
это здравоохранение, образование и оборона. И поэтому мы поддерживаем           
предложенный законопроект, исходя из того, что в соответствие с ним             
необходимо будет приводить и Бюджетный кодекс, чтобы обеспечить                 
финансирование наших Вооруженных Сил, позволяющее укрепить и нашу военную       
промышленность, которая на сегодняшний день, к сожалению, продает новейшую      
технику за рубеж, потому что мы не имеем возможности обеспечить этой техникой   
собственные Вооруженные Силы. Мы предлагаем поддержать предложенный             
законопроект, но, безусловно, необходимо будет приводить в соответствие с       
этим принципом и Бюджетный кодекс.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Заварзину Виктору Михайловичу.                    
                                                                                
ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне,          
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне действительно очень приятно узнать о той                 
озабоченности, которую выражают и Геннадий Владимирович Гудков, и ряд           
депутатов по поводу необходимости увеличения расходов на национальную           
оборону. Недостатки последних лет - и даже учения это подтверждают -            
убедительно показывают то, что запас технической, ресурсной,                    
профессиональной, социальной и морально-психологической, я бы сказал,           
устойчивости, доставшийся нам, Вооруженным Силам России, в наследство от        
Советской Армии, фактически во многом исчерпан. И основная причина - это,       
конечно, финансовый дефицит. Вы знаете, что в 2002 году утверждено решение,     
достигнутое в 2000 году, ежегодно увеличивать долю от ВВП на расходы на         
национальную оборону, с тем чтобы выйти примерно на тот показатель, который     
был здесь назван. К сожалению, это не выполняется. Например, в бюджете 2003     
года объем финансирования в денежном выражении на 19 миллиардов рублей ниже     
утвержденных показателей, в бюджете текущего года на финансирование раздела     
"Национальная оборона" выделено 2,69 процента от ВВП, что на 49 миллиардов      
рублей ниже утвержденных показателей. Этот дефицит, я официально вам говорю,    
мы начинаем чувствовать уже с первого квартала. Я уже не говорю о темпах        
перевооружения, здесь об этом было сказано. Это действительно наша проблема,    
и проблема очень серьезная.                                                     
                                                                                
Как вы знаете, правительство приступило к формированию проекта бюджета на       
2005 год. Полагаю, что мы, законодатели, не должны оставаться в стороне от      
этой работы и ждать осени, когда проект бюджета будет внесен в Госдуму. Это     
касается не только оборонных расходов, каждый профильный комитет по вопросам    
своего ведения должен тем или иным образом участвовать в этой работе. Что       
касается Комитета по обороне, то с начала апреля мы начинаем такую работу.      
Во-первых, это постоянное отслеживание хода исполнения бюджета текущего года,   
во-вторых, планомерное изучение потребностей оборонных расходов,                
доказательство необходимости включения этих расходов в проект бюджета на всех   
уровнях, что позволило бы начиная с 2005 года обеспечить реальные подвижки в    
развитии Вооруженных Сил.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я сейчас не буду говорить о том, на что это всё влияет. В    
принципе я, как председатель комитета, поддерживаю этот законопроект об         
увеличении расходов, но давайте будем реалистами: законопроект должен быть      
реальным, законы должны быть сопряжены друг с другом, а не просто виртуально    
приниматься нами. Есть предложение отклонить законопроект в первом чтении, но   
хорошо поработать с представителями правительства, чтобы этот законопроект      
при проработке и с учетом... (Микрофон отключен.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Михайлович. Понятна позиция.              
                                                                                
Я думаю, что можно ставить проект закона на голосование. Представитель          
президента свою позицию уже высказал. Ставлю проект федерального закона "О      
финансировании расходов на национальную оборону", пункт 13 повестки дня, на     
голосование.                                                                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за               82 чел.18,2%                                     
Проголосовало против           61 чел.13,6%                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    145 чел.                                          
Не голосовало                 305 чел.67,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, законопроект отклоняется в первом чтении.