Заседание № 78
04.02.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 395077-3 "О внесении дополнения в часть 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части расширения круга должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.37 кодекса).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2414 по 2600 из 5729
Попробуем начать рассмотрение вопроса 15. О проекте федерального закона "О внесении дополнения в часть 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Законодательного Собрания Кировской области... доверено выступить Александру Николаевичу Стрельникову. Пожалуйста. СТРЕЛЬНИКОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Причиной разработки рассматриваемого законопроекта стала неблагоприятная обстановка, сложившаяся в Кировской области в сфере пользования объектами животного мира. Нарушение правил охоты, а зачастую и откровенное браконьерство наносят большой ущерб животному миру. Отзывы, поступившие из субъектов Российской Федерации, показывают, что подобная ситуация сложилась во многих регионах России. По данным специалистов, в конце 90-х годов на территории России вскрывалось от пятидесяти до шестидесяти тысяч нарушений правил охоты за год. Законопроект нашел поддержку в субъектах Российской Федерации. В тридцати двух отзывах органов государственной власти субъектов высказываются в поддержку законопроекта, в двенадцати - против. Сегодня можно сказать, что снизилась эффективность государственного контроля за соблюдением правил охоты. Правонарушения всё чаще остаются невыявленными, иногда даже выявляемые правонарушения остаются безнаказанными. Причиной этого является недостаточная численность инспекторов охотинспекции, а также сокращенные сроки давности привлечения к административной ответственности и сроки производства по делам об административных правонарушениях. В настоящее время у нас в Кировской области инспекторов охотинспекции всего шестьдесят человек, инспекторов рыбного хозяйства - двадцать человек. Территория Кировской области составляет 120 тысяч квадратных километров, почти 70 процентов - это леса. Можно представить, какая нагрузка лежит на этих людях. По мнению Законодательного Собрания Кировской области, ситуацию могло бы исправить наделение должностных лиц организаций - пользователей животным миром правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.37 КоАП Российской Федерации "Нарушение правил пользования объектами животного мира". До вступления в силу нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 2002 году они имели право в соответствии со статьей 234 ранее действующего КоАП РСФСР составлять в отношении нарушителей правил охоты протоколы об административных правонарушениях и направлять их в государственные органы для рассмотрения дела и наложения взыскания. В настоящее время возможности организаций - пользователей животным миром в области борьбы с административными правонарушениями сведены к направлению заявлений о правонарушениях в органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1, однако эффективность подобного реагирования невысока. Между тем федеральными законами "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, "О животном мире" от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ на пользователя животным миром возложены обязанности по выполнению мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также обеспечению охраны и воспроизводства объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения. Таким образом, по мнению субъекта права законодательной инициативы, возникла коллизионная ситуация: с одной стороны, действующее законодательство вменяет пользователям животным миром обязанности по обеспечению охраны объектов животного мира, осуществлению мероприятий по пресечению и предотвращению незаконного использования объектов животного мира, с другой - исключает возможность их правового осуществления. Принятие закона позволит устранить данную коллизию, повысить эффективность контроля за соблюдением правил охоты, улучшить ситуацию в лесах. Необходимость законодательного урегулирования данного вопроса подтверждают решения Международной научно-практической конференции "Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства" и Первого Всероссийского совещания по проблемам охотничьего хозяйства. К сожалению, законопроект не нашел поддержки в Правительстве Российской Федерации и в профильном комитете Государственной Думы. Возможно, законопроект несовершенен и не вполне соответствует общим принципам законодательства об охране природной среды, о животном мире и Кодексу об административных правонарушениях, однако поставленная проблема требует скорейшего решения путем внесения соответствующих изменений в федеральные законы "О животном мире" и "Об охране окружающей среды". Очень прошу вас, уважаемые коллеги, проголосовать за данный законопроект. В случае непринятия законопроекта работа по решению данной проблемы будет продолжена. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Уважаемые коллеги, 12 часов. Можно продлить время работы, я думаю, выступление Харитонова будет не очень длинным. Есть предложение продлить время работы до окончания рассмотрения вопроса, заслушать содоклад и проголосовать по данному законопроекту. Данное предложение ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 40 сек.) Проголосовало за 284 чел.63,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 285 чел. Не голосовало 165 чел.36,7% Результат: принято Принято. Содоклад заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Николаевича Харитонова. С места. Пожалуйста, включите микрофон. ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Законопроект предусматривает наделение должностных лиц и организаций - пользователей животным миром правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение правил пользования объектами животного мира", путем внесения соответствующих дополнений в часть 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как было отмечено, актуальность задач по повышению эффективности борьбы с правонарушениями в области использования объектов животного мира сомнений не вызывает. Комитет готов продолжить работу над решением данной проблемы, как сказал докладчик, тем более что мы работаем с ним в одном комитете. Вместе с тем по содержанию данного законопроекта имеется ряд замечаний принципиального характера, не позволяющих поддержать его, принять. Так, в действующем федеральном законе № 52-ФЗ "О животном мире" проводится последовательное разграничение функций пользователей животным миром и органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной объектов животного мира и среды их обитания. При этом согласно статье 31 Федерального закона "О животном мире" право составлять протоколы о правонарушениях и применять меры принуждения предоставлено именно должностным лицам, осуществляющим государственный контроль. То есть государственный контроль в соответствии с законом остается достаточно жестким. Более того, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О животном мире" установлен прямой запрет на совмещение деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира. Аналогичная норма содержится в части пятой статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Речь идет о том, чтобы не получилось: кто охраняет, тот и составляет протокол, - так не должно быть. Еще одно принципиальное замечание. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О животном мире" пользователями животным миром могут быть и негосударственные организации, а также индивидуальные предпринимали, в то время как рассмотренная норма кодекса допускает возможность наделения правом составлять протоколы об административных правонарушениях только должностных лиц государственных органов. То есть опять, как мы видим, государственный контроль остается в силе. Таким образом, рассматриваемый законопроект противоречит положениям кодекса, устанавливающим правила наделения должностных лиц полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях. На законопроект имеется отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации и заключение Правового управления, в котором отмечаются противоречия законодательству. Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении дополнения в часть 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 42 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 33 чел.7,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 34 чел. Не голосовало 416 чел.92,4% Результат: не принято Не принято.