Заседание № 176

16.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 394586-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1705 по 2184 из 4117
Уважаемые коллеги, давайте пока перейдём к следующим вопросам, мы имеем такую   
возможность. Хочу понять тогда, есть ли в зале Максим Александрович             
Травников? Есть.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, сейчас мы будем рассматривать вопросы 14, 15, 16, 17 и 18.   
Решением Совета Государственной Думы эти вопросы рассматриваются с одним        
докладом и с одним содокладом. Я должен для протокола зачитать все названия     
(пока Максим Александрович будет стоять на трибуне): 14-й вопрос, проект        
федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской   
Федерации и Европейским сообществом о финансировании и реализации программы     
приграничного сотрудничества "Карелия"; 15-й вопрос, проект федерального        
закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и    
Европейским сообществом о финансировании и реализации программы приграничного   
сотрудничества "Коларктик"; 16-й вопрос, проект федерального закона "О          
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Европейским сообществом о финансировании и реализации программы приграничного   
сотрудничества "Литва - Польша - Россия"; 17-й вопрос, проект федерального      
закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и    
Европейским сообществом о финансировании и реализации программы приграничного   
сотрудничества "Юго-Восточная Финляндия - Россия" и 18-й вопрос, проект         
федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской   
Федерации и Европейским сообществом о финансировании и реализации программы     
приграничного сотрудничества "Эстония - Латвия - Россия". Доклад официального   
представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра           
регионального развития Российской Федерации Максима Александровича              
Травникова.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТРАВНИКОВ М. А., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, заместитель министра регионального развития Российской Федерации.    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию               
предлагается пакет, по сути, идентичных законопроектов о ратификации            
однотипных соглашений - пять соглашений, они были названы. Решения о            
разработке этих соглашений и - в последующем - подписании были приняты на       
основании договорённости с Евросоюзом, достигнутой в 2007 году в ходе саммита   
в Португалии. В ходе достаточно длительных переговоров между Правительством     
Российской Федерации и Комиссией европейских сообществ были подготовлены пять   
соглашений, которые регулируют вопросы финансирования и реализации программ     
на территории Российской Федерации. Речь идёт о пяти программах: "Коларктик",   
"Карелия", "Юго-Восточная Финляндия - Россия", "Литва - Польша - Россия",       
"Эстония - Латвия - Россия". Эти программы охватывают восемь российских         
регионов: Санкт-Петербург, Ленинградскую, Калининградскую, Мурманскую,          
Архангельскую, Псковскую области, Ненецкий автономный округ и Республику        
Карелия. Программы дают возможность реализовывать различные проекты в           
социальной, в экономической сфере, в сфере развития приграничной торговли,      
развития приграничной инфраструктуры, дают возможность поддержки                
образовательных проектов, инновационных проектов, различных природоохранных     
мероприятий, а также инициатив по линии неправительственных организаций.        
                                                                                
Соглашения предусматривают финансовый взнос Российской Федерации. Общий         
бюджет программ составляет около 370 миллионов евро, из них Российская          
Федерация вносит 103 миллиона евро. Распределяются эти взносы следующим         
образом: "Коларктик" - 14,12 миллиона евро, "Карелия" - 11,6 миллиона евро,     
"Юго-Восточная Финляндия - Россия" - примерно 18 миллионов евро, "Эстония -     
Латвия - Россия" - 15,9 миллиона евро, и самый большой бюджет идёт на           
программу "Литва - Польша - Россия", по сути, касающуюся Калининграда, -        
почти 44 миллиона евро.                                                         
                                                                                
По нашему мнению, эти соглашения позволят укрепить взаимодействие с             
Европейским союзом, создать систему отбора конкретных проектов, направленных    
на совмещение инфраструктуры, на реализацию совместных проектов, они призваны   
укрепить атмосферу доверия в приграничных районах, а также могут позволить и    
субъектам Российской Федерации, и муниципалитетам в непростых финансовых        
условиях реализовать ряд мероприятий, которые были поставлены под угрозу        
из-за сокращения бюджетных расходов. Нам кажется, что ратификация запуска       
этих программ, который будет идти до 2013 года, сможет достаточно               
качественным образом повлиять на экономику приграничных субъектов Российской    
Федерации и укрепить двусторонние отношения с Евросоюзом.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по международным делам Александра    
Александровича Козловского. Пожалуйста.                                         
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Наш Комитет по международным   
делам рассмотрел представленные к ратификации проекты пяти соглашений между     
Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом относительно      
приграничного сотрудничества регионов северо-запада России. Максим              
Александрович достаточно подробно говорил об этом.                              
                                                                                
Хочу сразу объяснить - вот, может быть, не все поняли, - что такое              
"Коларктик". Есть необходимость объяснить, что это такое?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно.                                                  
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. А. Я специально попросил МИД рассказать мне, что это такое. Это   
имеется в виду территория Норвегии, Швеции, Финляндии и наши Мурманская,        
Архангельская области и Ненецкий автономный округ, сконцентрированные вокруг    
Кольского полуострова и имеющие общие интересы в Арктике, то есть, если         
говорить более упрощённо, это всё, что вокруг Баренцева моря.                   
                                                                                
Если говорить просто, то приграничное сотрудничество - это фантастический       
инструмент установления нормальных, человеческих, равноправных, очень           
гуманных гуманитарных отношений между нами и Евросоюзом в нашем общем           
европейском пространстве. Это также способ создания своего рода пояса           
безопасности и доверия на всём протяжении границы. И самое главное, не          
повторяя того, что сказал Максим Александрович, надо отметить, что ещё до       
того, как в 2006 году было принято решение о разработке этих соглашений,        
снизу инициатива шла, от самих приграничных территорий. Самое ценное в этих     
документах то, что это не просто программы сотрудничества, это выстраданные     
программы. Они готовились с самого начала на равноправной основе. Это           
предложения, прошедшие снизу до самого верха, - это прекрасный пример работы.   
Отличаются они действительно только взносами. Есть виды взносов по              
программам, которые мы пятьдесят на пятьдесят с Евросоюзом уплачиваем, есть     
взносы, которые мы существенно меньше платим, но таковы договорённости.         
Отличаются эти документы программами, естественно. Но программы - это           
приложения к соглашениям, и они не подлежат ратификации.                        
                                                                                
Я должен довести до вашего сведения, что у нас в комитете дискуссия при         
обсуждении соглашений была достаточно творческой и активной, иногда весьма      
острой, но тем не менее комитет представляет на ратификацию эти документы. По   
нашему глубокому убеждению, они полностью соответствуют коренным интересам      
Российской Федерации, и мы просим вас, уважаемые коллеги, их ратифицировать.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Коломейцев Николай Васильевич,    
Гаврилов Сергей Анатольевич и Багдасаров Семён Аркадьевич.                      
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Вопрос к Максиму Александровичу.                                                
                                                                                
Уважаемый Максим Александрович, наверное, надо ратифицировать такие             
соглашения, но вы поясните. Вот у нас с Украиной есть "закопанные" деньги на    
границе Ростовской области и Донецкой, где в переход вбухано около 200          
миллионов рублей, но мыши уже поели кабели, а там так никто и не ходит, а       
люди, скажем, с Куйбышевского района, чтобы попасть на другую сторону балки к   
своим родственникам, едут 300 километров и стоят по часу на новошахтинской      
таможне. Вот когда эти будут вопросы внесены?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Александрович.                         
                                                                                
ТРАВНИКОВ М. А. Спасибо большое.                                                
                                                                                
Данные соглашения не затрагивают отношений с Украиной, но в принципе хотел бы   
пояснить, что для решения этих вопросов была специально создана недавно         
подкомиссия по приграничному межрегиональному сотрудничеству. После             
известного потепления двусторонних отношений дан определённый дополнительный    
импульс решению вопросов, связанных с приграничной инфраструктурой,             
синхронизацией работ по обустройству пунктов пропуска, налаживанием по          
возможности нормальной коммуникации граждан. Хочу заверить, что эти вопросы     
тоже в поле нашего зрения, но к данным соглашениям они не относятся.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гаврилов Сергей Анатольевич.                              
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо, Александр Александрович, за яркий доклад, у меня к      
вам никаких вопросов нет.                                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович и уважаемая Любовь Константиновна! Мне хотелось    
бы задать Максиму Александровичу достаточно острый вопрос, который касается     
приграничного сотрудничества как раз в данных регионах. Морская коллегия при    
Правительстве Российской Федерации на прошедшем прошлом заседании поставила     
вопрос о хроническом недофинансировании и срыве договорённостей по              
обустройству в Калининграде пунктов пропуска как с Литвой, так и в целом с      
Балтийским регионом. Это касается в том числе и речного судоходства, яхт,       
малотоннажных судов. Основные претензии со стороны стран, входящих ныне в       
Европейское сообщество, относятся к России, которая срывает имеющиеся           
договорённости и соответственно транзит, транспортный поток, передвижение       
граждан и так далее. Скажите, пожалуйста, уважаемый Максим Александрович,       
планируется ли вами в ходе реализации указанных программ решение этого          
наиболее острого и злободневного вопроса?                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ТРАВНИКОВ М. А. Спасибо большое за этот вопрос.                                 
                                                                                
Действительно, обустройство пунктов пропуска, в том числе в Калининграде,       
должно осуществляться в рамках соответствующей федеральной целевой программы.   
К сожалению, известно, что финансирование по этой целевой программе было        
сокращено, соответственно, часть мероприятий были перенесены на более поздний   
срок. Эта программа находится в ведении Росграницы, и мы надеемся, что те       
деньги, которые будут реализованы в рамках программы, позволят Росгранице       
частично восстановить финансирование на обустройство пунктов пропуска.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич. Пожалуйста.                  
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
У меня вопрос по программе "Эстония - Латвия - Россия". Если предыдущее         
соглашение не вызывает вопросов, то здесь есть некоторое непонимание. Я очень   
внимательно посмотрел соглашение, в том числе отдельную программу, все          
четыреста страниц, и нигде не нашёл ответа на вопрос, как эта программа может   
способствовать улучшению жизни наших соотечественников в Эстонии и Латвии,      
где они подвергаются дискриминации. Это первый вопрос.                          
                                                                                
И второй вопрос. Как это может отразиться на той принципиальной позиции         
нашего руководства и Государственной Думы, неоднократно принимающей различные   
заявления по Кононову и так далее, в отношении наших соотечественников? Не      
подрывает ли нашу принципиальную позицию то, что мы идём на такое соглашение    
с Эстонией и Латвией?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ТРАВНИКОВ М. А. По нашему мнению, не только не подрывает, но на самом деле      
создаёт дополнительные возможности, потому что одним из направлений             
реализации проекта в рамках программ являются мероприятия по линии              
неправительственных организаций. Эти соглашения дадут возможность нашим         
организациям соотечественников, находящихся в соответствующих странах,          
подавать заявки на реализацию тех мероприятий, которые они считают важными и    
которые направлены на улучшение интеграции и их положения. Мы готовы такие      
проекты поддерживать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость кому-то выступить? Селезнёв Валерий Сергеевич и Драпеко   
Елена Григорьевна.                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, мне бы не хотелось закидывать докладчиков и   
инициаторов данной ратификации вопросами, я попытался проанализировать это      
соглашение и просто хочу этот анализ довести до вас.                            
                                                                                
Соглашения по программам приграничного сотрудничества, на взгляд фракции        
ЛДПР, представляют угрозу суверенитету, национальной безопасности и             
территориальной целостности Российской Федерации. Попытаюсь это обосновать.     
                                                                                
Нас просят проголосовать за создание на территории России органов управления    
с иностранным элементом, при этом полномочия и задачи этих органов держатся в   
тайне. Нас не соизволили ознакомить с приложениями № 1 и № 2 к соглашениям,     
при этом программы были утверждены ещё в 2008 году, в 2010 году приступили к    
реализации программы приграничного сотрудничества "Юго-Восточная Финляндия -    
Россия". Довожу до вашего сведения, что по программе "Коларктик" совместный     
орган управления называется, кто не читал, Региональным союзом Лапландии,       
который будет располагаться в финском городе Рованиеми, а функции этого         
органа управления будут осуществляться в соответствии с правилами и             
процедурами Регионального союза Лапландии. В соответствии с финским             
законодательством Региональный союз Лапландии является органом по работе с      
муниципалитетами. На территории России будет создан мурманский филиал. К чему   
я это веду? Если мы проголосуем за данное соглашение, мы подчиняем российские   
муниципальные органы структурному подразделению органа управления,              
расположенного в иностранном государстве. При этом набор сотрудников в          
мурманский филиал будет осуществляться в соответствии с лапландскими            
правилами, это чётко прописано в самой программе "Коларктик". Управлять нами    
планируют на английском языке. И вправду, зачем нужен финнам, норвежцам,        
полякам и прибалтам русский язык? Рабочий язык программ английский, и нашим     
сотрудникам надо будет сплошь и рядом работать на английском языке. Зачем       
тратить деньги, силы и средства на невостребованные переводы?                   
                                                                                
Думаю, что создание подобных органов управления противоречит статье 4           
Конституции Российской Федерации, установившей, что суверенитет России          
распространяется на всю её территорию. В доказательство своего утверждения      
хочу привести пример из соглашений: предлагается ввести упрощённый режим        
заселения гражданами Финляндии, Польши, Латвии и Литвы территории России, на    
которые претендуют эти государства, при этом финнам, полякам, латвийцам,        
латышам и другим иностранцам разрешается жить и строить бизнес по               
европейскому праву, а не по законам Российской Федерации. Нам предлагают,       
чтобы договоры об освоении российских земель заключались между иностранцами     
по иностранному праву и на иностранной территории. Например, по той же самой    
программе "Коларктик" будет применяться контрактное законодательство            
Норвегии. А как же быть со статьями 4 и 8 Конституции Российской Федерации,     
которые установили единое правовое и экономическое пространство на всей         
территории России?                                                              
                                                                                
Особое внимание хочу обратить на то, что нам предлагают проголосовать за        
запрет на установление приоритета российскому производителю на территории       
России. Я разговаривал в комитете с представителем докладчика от Министерства   
регионального развития, он говорил, что оправданием ратификации этих            
соглашений является то, что это работает в пользу наших производителей, наших   
соотечественников. Где это видно? Читая, не понял. Это дискриминационное        
требование изложено в статье 4 соглашения. К чему это приведёт в условиях       
финансового и технологического доминирования иностранцев, можно только          
догадываться: мы потеряем эти территории в демографическом, правовом,           
экономическом и социальном отношениях.                                          
                                                                                
То, что в этих программах России уготована роль пасынка, видно из статей 5 и    
11 соглашения. Нам изначально навязывают финансового агента - в качестве        
такого агента выступает Европейский банк реконструкции и развития. При этом     
вплоть до 2023 года российская сторона не сможет проводить проверочные          
мероприятия по реализации программ. Такими полномочиями будут обладать только   
иностранцы в лице Комиссии Европейских сообществ, Европейского бюро по борьбе   
с мошенничеством и Счётной палаты Европейских сообществ. Этим мы признаём,      
что Российская Федерация как государство не состоялась, что правы сторонники    
нормандской теории, которые вовсю трубят, что Россию учредили скандинавы.       
                                                                                
Абсурдность ситуации заключается в том, что мы сами ещё и заплатим за           
создание в России анклавов иностранных государств, очагов будущего              
сепаратизма. Вроде бы соглашение предусматривает совместное финансирование      
программ: с одной стороны, это средства Евросоюза, с другой - Российской        
Федерации. А теперь обратимся, собственно, к программам. В них отмечено, что    
частично финансирование осуществляется за счёт иностранных государств -         
Финляндии, Норвегии, Швеции, Польши и республик Прибалтики, - прописан          
абсолютно чёткий механизм освоения финансовых средств иностранных государств.   
При этом иностранный государственный капитал имеет преимущество перед           
иностранным частным капиталом, оно и понятно с учётом геополитической           
составляющей программ. На этом фоне в программах содержатся такие конкретные    
формулировки: "российское софинансирование будет определено позже", "в случае   
предоставления российского софинансирования". И возникает вопрос: зачем         
втягиваться в финансовые проекты, в которых всё поделено государственными и     
частными иностранными инвесторами, а российская сторона даже не знает условий   
и целей финансирования своей доли? Мы сейчас предлагаем ратифицировать          
соглашение, в котором мы совершенно не понимаем отведённой нам роли.            
                                                                                
Соглашение не содержит каких-либо норм о собственности объектов инвестиций.     
Создаваемые за счёт иностранных инвестиций объекты, естественно, будут - по     
любой логике - принадлежать иностранцам. Если так, то для чего и зачем          
ассигнования по уплате взноса Российской Федерации на цели финансирования       
программ в 2010 году предусмотрены Минфином России в Федеральном законе от 2    
декабря 2009 года "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период       
2011 и 2012 годов"?                                                             
                                                                                
Я вам предоставил достаточно глубокий анализ того, что нам предлагают           
ратифицировать, и, выражая мнение фракции ЛДПР, что мы не будем голосовать за   
данную ратификацию, предлагаю всем коллегам задуматься серьёзно над тем, что    
мы собрались сегодня ратифицировать, и поддержать фракцию ЛДПР.                 
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Драпеко Елена Григорьевна.                                          
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сегодня на заседании фракции   
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" у нас произошла достаточно активная, горячая дискуссия    
в отношении этих соглашений, рассматривались разные точки зрения. Сейчас        
коллега Селезнёв с несколько неожиданной точки зрения осветил для нас эту       
проблему, и единственное, чего я не поняла, - где соглашения, а где             
программы. Александр Александрович, который докладывал от Комитета по           
международным делам, говорил, что мы сегодня не рассматриваем содержание        
программ, а оцениваем только содержание самих соглашений.                       
                                                                                
Если исходить из текстов соглашений, то нам, нашей фракции, представляется,     
что идёт упорядочение того процесса, который стихийно развивался в Российской   
Федерации с середины 90-х годов. Приграничное сотрудничество в                  
Северо-Западном регионе началось с 90-х годов, при этом руководствовались в     
основном межрегиональными соглашениями. То есть наши регионы - Ленинградская    
область, Мурманская область, а также Санкт-Петербург - сами заключали           
соглашения, которые не подпадали под общие рамки, скажем так, нашей политики    
приграничного сотрудничества. Об этом говорили много лет, и вот сейчас мы       
получили инструмент, который может привести в соответствие все наши             
предыдущие шаги, так сказать, все предыдущие программы.                         
                                                                                
Что касается самой программы, которую мы рассмотрели, то эта программа          
достаточно интересная, и нам представляется, что она направлена не только на    
развитие уже развитых территорий, то есть будет способствовать не только        
развитию таких крупных территорий, как мегаполис Санкт-Петербург, у которого    
есть собственная политика в отношении приграничного сотрудничества и который    
затрачивает достаточно большие финансовые средства и получает финансовые        
средства в результате этой деятельности. Вот, например, такая территория, как   
Псковская область, несмотря на то что она находится на границе с Евросоюзом,    
практически никакой пользы от этой границы не имеет: терминалы таможенные,      
которые там есть, не заполнены, инфраструктура логистическая неразвита. Об      
этом тоже неоднократно говорили депутаты, политики разного уровня. И мы         
надеемся, что подписание такого соглашения будет толчком для развития вот       
этих депрессивных территорий.                                                   
                                                                                
Вы знаете, что у нас демографическая ситуация на Северо-Западе достаточно       
тяжёлая, идёт отток населения, а сегодняшнее наше законодательство в области    
предпринимательства, о чём неоднократно напоминала "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", не    
способствует развитию бизнеса, особенно мелкого и среднего бизнеса. Если        
взять программы развития приграничного сотрудничества, то мы должны сказать,    
что они распространяются в том числе и на некрупные поселения, на сельские      
местности. Это взаимное сотрудничество мы можем видеть также на примере         
Республики Карелия. Заключённое между Финляндией и Карелией соглашение          
привело к тому, что Олонецкий район, находящийся достаточно далеко от столицы   
и от промышленных центров, стал развиваться за счёт экологического туризма.     
Там были разработаны специальные программы, благодаря которым сегодня эта       
территория получила дополнительный импульс развития. Нам представляется, что    
для наших северных территорий - Мурманской области, Кольского полуострова -     
особенно важно будет развитие экологических программ. Вы знаете, что из-за      
расположенных на этих территориях комбинатов Российской Федерации приходится    
постоянно выплачивать Норвегии компенсационные выплаты за экологический вред.   
Мы надеемся, что в рамках вот этого нашего экологического сотрудничества мы     
найдём какой-нибудь выход из ситуации, связанной с нашим комбинатом в           
Мончегорске на Кольском полуострове и розой ветров, направленной в сторону      
Норвегии.                                                                       
                                                                                
Мы рассчитываем на то, что балтийская стратегия, которая сегодня вызывает       
бурное обсуждение внутри Европейского союза, в рамках европейского              
сотрудничества тоже найдёт какой-то дополнительный импульс для развития. Вы     
знаете, что не только мы спорим, но и внутри Европейского союза происходят      
бурные дискуссии. В одной из таких дискуссий я недавно принимала участие.       
Целый ряд стран, в том числе и поименованных в этих соглашениях, настаивали     
на том, что Россия не может быть равноправным партнёром при заключении          
соглашений со странами Балтийского региона, потому что они, мол, Евросоюз, у    
них есть общие, перекрещивающиеся интересы, а мы сторона другая, и вот усилия   
нашей дипломатии были направлены на то, чтобы ликвидировать эти проблемы.       
Если нам сообщается единая позиция Европейского союза, которая нас не           
устраивает, мы выдвигаем свои предложения, потом они внутри Европейского        
союза опять начинают эту позицию согласовывать, таким образом, процедура        
согласования и принятия решений затягивается. Поэтому равноправное участие      
Российской Федерации во всех процессах, которые происходят на этих              
территориях, мы считаем чрезвычайно важным.                                     
                                                                                
Я хочу сообщить от имени нашей фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", что мы            
поддерживаем заключение данных соглашений. Мы видим отдельные недостатки этих   
соглашений, но надеемся, что они будут минимизированы путём совершенствования   
программ развития.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я думаю, что с заключительным словом надо выступить Максиму Александровичу.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТРАВНИКОВ М. А. Спасибо большое, Борис Вячеславович.                            
                                                                                
Было поднято достаточно много вопросов, я постараюсь очень кратко               
прокомментировать наиболее важные из них.                                       
                                                                                
Во-первых, хотел пояснить, что программные документы не являются неотъемлемой   
частью соглашений, то есть они не являются частью нашей правовой системы, не    
будут являться в случае ратификации. Сделано это специально, потому что там     
содержатся описательные и оценочные нормы, которые, по идее, могут              
варьироваться по ходу реализации программ. По сути, это такой вспомогательный   
инструмент, который помогает лучше понять цели и задачи реализации              
соглашений.                                                                     
                                                                                
По поводу совместного органа управления. Несмотря на то что звучит это          
достаточно грозно, на самом деле речь идёт просто о секретариатах программ.     
Они действительно расположены в соответствующих странах - участницах            
программ, но никаких решений по отбору проектов эти органы не принимают, они    
копируют документы, собирают заявки. Все решения принимаются на основе          
консенсуса с Российской Федерацией, имеющей блокирующий голос, в рамках         
совместных мониторинговых комитетов. Хочу подчеркнуть, что мы имеем             
стопроцентный контроль над отбором соответствующих проектов. Те проекты,        
которые нас устраивать не будут, не найдут реализации.                          
                                                                                
Что касается контроля за расходованием финансовых средств. Если внимательно     
посмотреть, то в соглашениях вы увидите фразу, позволяющую нам участвовать в    
контрольных мероприятиях, которые проводят совместно все страны, участвующие    
в программе, на территории соответствующих стран. Нам кажется, что при тесном   
взаимодействии нашей Счётной палаты с соответствующими контрольными органами    
государств - участников программ, мы сможем иметь достаточно чёткую картину.    
Несмотря на то что бюджетный процесс применительно к этим программам            
заканчивается с момента внесения взноса в общий фонд реализации программы, мы   
тем не менее сможем иметь доступ ко всей документации, и соответствующие        
договорённости по активному мониторингу реализации программ со Счётной          
палатой у Минрегиона уже имеются.                                               
                                                                                
Почему важно участвовать в финансировании? Участие в финансировании на          
паритетной основе даёт нам возможность определять приоритеты по реализации      
программ. Смею вас заверить, что Европейский союз всё равно будет               
осуществлять мероприятия на территории Российской Федерации, потому что у них   
есть соответствующий бюджет. По нашему мнению, очень важно, чтобы эти           
мероприятия были полностью согласованы с Российской Федерацией, чтобы они       
были вписаны в рамки общих программ и отвечали нашим внутренним приоритетам и   
в плане социально-экономического развития как соответствующих субъектов, так    
и Российской Федерации в целом. Именно поэтому правительство приняло решение,   
несмотря, может быть, на не самые простые времена, зарезервировать и на 2010    
год, и на последующие годы возможность осуществления российского взноса.        
Ратификация соглашения создаст соответствующие расходные обязательства.         
                                                                                
Что касается возникновения прав собственности. Деньги, выделяемые по            
проектам, - это гранты, поэтому это безвозмездная помощь по тем проектам,       
которые заслуживают поддержки и внимания со стороны соответствующего            
государства. Они должны оказывать позитивное влияние по обе стороны границы,    
и они не порождают возникновения прав собственности в отношении государств -    
ни в отношении Российской Федерации, ни в отношении других государств. С        
другой стороны, заявителями по проектам - и мы рассчитываем, что они будут      
достаточно активны, - могут выступать не только частные лица, но и органы       
муниципальных образований, и органы субъектов Российской Федерации, и           
федеральные органы исполнительной власти. Как я уже упомянул, в наших планах    
возможна подача заявок по линии Росграницы для ускорения реализации             
мероприятий по обустройству пунктов пропуска.                                   
                                                                                
В заключение хотел бы поблагодарить за тот большой интерес, который вы          
проявили к этому вопросу, несмотря на то что сегодня у вас огромная повестка    
дня.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы обсудили 14, 15, 16, 17 и 18-й вопросы, и я выношу их     
на "час голосования".                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3105 по 3123 из 4117
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения    
между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о           
финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия".   
Кто за? Прошу голосовать.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.