Заседание № 37
О проекте федерального закона № 39372-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об оплате затрат на проведение аттестации образовательного учреждения учредителем).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании". Доклад Семенченко Анатолия Фёдоровича, члена Комитета по образованию и науке. Пожалуйста, Анатолий Фёдорович. СЕМЕНЧЕНКО А. Ф., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" внесен в Государственную Думу в декабре 2000 года в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Омской области. В проекте последнее предложение пункта 19 статьи 33 предлагалось изложить в следующей редакции: "Затраты на проведение аттестации оплачиваются учредителем". То есть не образовательным учреждением, как это определено в действующей редакции закона. Внесенный законопроект был направлен в субъекты Российской Федерации и получил к первому чтению поддержку сорока трех регионов, против - два субъекта, замечания - у четырех. Правительство Российской Федерации в своем заключении не поддержало принятие законопроекта, мотивируя тем, что федеральный бюджет на 2001 год утвержден без учета затрат учредителей на проведение аттестации образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 27 сентября 2001 года и направлен в субъекты Федерации для обсуждения. С учетом поступивших предложений 10 апреля 2002 года данный проект был принят во втором чтении с новым названием: "О внесении изменения и дополнения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании". В нем предлагался уже дифференцированный подход при осуществлении затрат на проведение процедуры аттестации: в дошкольных общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях дополнительного образования детей и других образовательных учреждениях для детей процедура аттестации оплачивается учредителем; в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, послевузовского и дополнительного образования взрослых - оплачивается образовательным учреждением. Предлагая сегодня на пленарном заседании рассмотреть данный законопроект, Комитет Государственной Думы по образованию и науке отмечает, что необходимые расчеты финансово-экономического обоснования проекта отсутствуют, в качестве примера приводятся данные только по Омской области. По данным же Министерства образования и науки Российской Федерации, в стране работают сегодня шестьдесят семь тысяч общеобразовательных и пятьдесят одна тысяча дошкольных образовательных учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджетов разных уровней. В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источник и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Поскольку в данном проекте не указаны ни источники финансирования, ни порядок финансирования данных расходов из бюджетов всех уровней, расходы бюджетов органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации предстоит покрывать за счет средств федерального бюджета. Ну, если сложить пятьдесят одну тысячу и шестьдесят семь тысяч, будет сто восемнадцать тысяч учреждений, если умножить это на 10 тысяч (в среднем), это 1 миллиард 180 миллионов рублей. На наш взгляд, представленная редакция проекта по дифференциации оплаты за процедуру аттестации обладает существенным недостатком: учреждения профессионального образования будут поставлены в неравные условия, так как такая дифференциация обязывает учредителей оплачивать аттестацию одной группы образовательных учреждений, а другая группа - учреждения среднего и высшего профессионального образования - должна будет решать эту проблему сама. Отметим, что действующая редакция последнего предложения пункта 19 статьи 33, где говорится, что затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением, сегодня вполне соответствует сложившемуся принципу финансирования учредителем образовательного учреждения. Во-первых, есть статья 41, которая говорит, что существует договор между учредителем и образовательными учреждениями - муниципальными школами, дошкольными учреждениями, согласно которому должен это оплачивать учредитель. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, поэтому затраты на проведение аттестации должны закладываться в смету расходов образовательным учреждением для осуществления их уставной деятельности, так как процедура аттестации предусматривает экспертизу по всем основным направлениям деятельности в обязательном порядке, отраженном в уставе. Кстати, устав до 1 июля 2000 года регистрировался тоже в органах местного самоуправления, то есть непосредственно самим учредителем, то есть здесь вопросов практически нет. (Я, извините, двадцать лет проработал главой администрации города, у меня никогда такой вопрос не возникал. Сегодня переговорил со своим родным Ставропольским краем - тоже таких вопросов нет.) И в связи с тем, что у нас 95-м законом об изменениях, статья 23, пункт 2, тоже оговорено, что субъект должен предоставлять субвенции сегодня органам местного самоуправления, предложенный законопроект теряет смысл и комитет предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. На "час голосования". Вопрос у Плетнёвой Тамары Васильевны. Включите микрофон Плетнёвой Тамаре Васильевне. Анатолий Фёдорович, есть вопрос к вам. Останьтесь на трибуне. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Анатолий Фёдорович, 15 апреля выступал вице-премьер Кудрин, и в своем выступлении, затрагивая вопросы образования, он сказал, что сокращаются затраты из бюджета на образование и что там, где в структурах образования участие внебюджетных фондов составляет больше 50 процентов, вообще не будут выделяться средства. И естественно, эта система идет на приватизацию, то есть всё будет в частных руках. Вы согласны с такой идеей? И если вы сейчас отклоните этот законопроект, как раз всё это и будет. СЕМЕНЧЕНКО А. Ф. Ну, вы знаете, если мы на слух будем воспринимать каждое выступление, даже Кудрина и любого другого деятеля... Если сегодня это не оговорено в законах, ну зачем мы будем принимать это за основу? У нас есть законы о разграничении полномочий, у нас есть 95-й закон, где всё это оговорено, где четко указано, кто это оплачивает. И в целом 10 тысяч рублей на пять лет, а где-то и 6 или 8 тысяч - это не такие большие деньги. Я повторяю, у меня таких проблем никогда не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще один вопрос, у Апариной Алевтины Викторовны. АПАРИНА А. В. Анатолий Фёдорович, извините, пожалуйста, как-то нечетко было сказано, будьте добры, ответьте на вопрос: все-таки чем вызваны такие изменения, которые вы предлагаете и которые идут в ущерб тем организациям, о которых вроде бы мы и заботимся? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите на трибуне. СЕМЕНЧЕНКО А. Ф. Если мы вернемся к закону № 131-ФЗ, там статьи 15 и 16 относят к полномочиям органов местного самоуправления как раз предоставление образовательных услуг. А в законе № 95-ФЗ (мы с вами его вместе принимали) статья 26-3 "Принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации", подпункт 13 пункта 2, как раз говорит о том, что субъект должен выделять деньги на эти вопросы. Давайте иметь в виду эти статьи, и всё будет нормально. И существует статья 41 Закона "Об образовании", где фиксируется, что должен быть договор между учредителем и школой. И знаете, плохой, наверное, глава администрации будет и плохой директор школы, если они в уставе этого не запишут или в договоре. Вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Виктор Егорович, ваш вопрос. КУЗНЕЦОВ В. Е. Скажите, пожалуйста, как часто должна проводиться, вообще говоря, эта аттестация, поскольку законопроект 2001 года... На сегодняшний день сколько неаттестованных образовательных учреждений? И неужели это такая великая нагрузка на бюджеты муниципальных образований - учредителей школ, детских садов и так далее?! СЕМЕНЧЕНКО А. Ф. Я с вами совершенно согласен: это небольшая нагрузка, небольшая. Зачем омичи внесли законопроект - мне тоже непонятно. ИЗ ЗАЛА. Нет, на бюджеты муниципалитетов. СЕМЕНЧЕНКО А. Ф. А я и говорю: на бюджеты муниципалитетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились, присаживайтесь. Также выносим на "час голосования".
СМОЛИН О. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, у меня не вопрос, у меня по ведению. Я прошу предоставить слово по мотивам голосования, когда будут ставиться на голосование два законопроекта по образованию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
По пункту 5 Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон, по мотивам. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Я прошу всех депутатов социальной ориентации поддержать в третьем чтении законопроект, который предлагает введение ответственности учредителя за аттестацию образовательных учреждений для детей. Я напомню историю вопроса. Проект закона был внесен в свое время Омской областью, которую я имею честь представлять в Государственной Думе. Это во-первых. Во-вторых, концепция закона первоначально предполагала, что учредитель будет нести ответственность за аттестацию всех учебных заведений. Ко второму чтению мы сократили ответственность учредителя, распространили ее только на те образовательные учреждения, которые осуществляют обучение и воспитание детей, на образовательные учреждения для детей. В-третьих. Омская область не случайно вносила этот законопроект. Коллеги, обращаю внимание тех, кто представляет сельские избирательные округа, у кого в округах есть малые города, городские окраины, это массовые обращения школ, которым, к сожалению, сейчас, при данном финансировании, часто бывает нечем заплатить за аттестацию своего образовательного учреждения, нет даже тех 10 тысяч, которые раз в пять лет нужно найти на эту самую аттестацию. В-четвертых. В свое время у нас была договоренность с Министерством образования - к сожалению, она осталась нереализованной, - что правительство, может быть, к третьему чтению готово будет поддержать этот законопроект. К сожалению, произошли известные реорганизации, и эта договоренность осталась нереализованной. Те, кто хочет немножко поддержать свои школы, другие образовательные учреждения для детей, в особенности в селе, в необеспеченных городских районах, должны поддержать этот законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Булаев Николай Иванович, по мотивам. БУЛАЕВ Н. И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я бы хотел обратить внимание на две неточности. Внесенный правительством законопроект ни в коем случае не отменяет количество бюджетных мест на десять тысяч населения, он их перенес из одной статьи в другую. Я думаю, что это просто неточность в высказываниях Олега Николаевича. Что касается массовых обращений, за все годы работы Комитета Государственной Думы по образованию и науке не было ни одного письма из общеобразовательных школ, касающегося проблемы оплаты за аттестацию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, по мотивам. МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР. Вот такое словосочетание прозвучало у депутата Смолина - "зарабатывание бюджетных денег". Что это такое? Пусть пояснит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас не дискуссия, Олег Александрович. Вы его отдельно тогда спросите об этом. Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" в третьем чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 20 сек.) Проголосовало за 128 чел.28,4% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 164 чел. Не голосовало 286 чел.63,6% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 159
О проекте федерального закона № 39372-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об оплате затрат на проведение аттестации образовательного учреждения учредителем; принят в первом чтении 27 сентября 2001 года с названием "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании". Докладчик - Олег Николаевич Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию и науке. Пожалуйста, Олег Николаевич. Законопроект второго чтения. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Позвольте, я отложу свой доклад и расскажу вам своими словами, в чем суть этого законопроекта и почему, забегая вперед, комитет просит его принять. Законопроект был внесен, напомню, Законодательным Собранием Омской области, он благополучно прошел здесь у нас первое чтение. Суть законопроекта заключается в следующем. Законодательное Собрание Омской области и мы, комитет, вместе с ним просим вас отнести на обязательства учредителя расходы, связанные с аттестацией образовательных учреждений. Причем Омская область просила это сделать в отношении всех без исключения образовательных учреждений, мы же решили, что надо разделить образовательные учреждения на те, которые способны зарабатывать деньги, это высшие и средние профессиональные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования взрослых, и на образовательные учреждения для детей. Вот сейчас ко второму чтению подготовлен проект, который предусматривает, что учредитель должен финансировать аттестацию только тех образовательных учреждений, которые работают для детей. Обращаю на это ваше внимание. Мы значительно сократили предполагаемые бюджетные расходы. Это первое. Второе. Чтобы не было вопросов по поводу того, что в бюджете 2002 года эти расходы не предусмотрены, мы просим вас ввести закон в действие с 2003 года, с тем чтобы федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации могли эти расходы предусмотреть на 2003 год. Расходы из федерального бюджета нами оцениваются примерно в 6,5 миллиона рублей всего-навсего на 2003 год, расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с учетом внесенных изменений оцениваются нами примерно в 100 миллионов рублей на 2003 год. Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что законопроект внесен субъектом Российской Федерации. Обращаю ваше внимание на то, что законопроект поддержали 32 субъекта Российской Федерации, три высказались против и три поддержали с некоторыми замечаниями. Обращаю ваше внимание на то, что мы выполнили пожелание Министерства образования не предусматривать расходы в бюджете на 2002 год. И мы, как мы считаем, выполнили пожелание Администрации Президента, которая предлагала нам определиться, какие образовательные учреждения будут финансироваться в части аттестации за счет бюджета, за счет учредителя, а какие будут финансироваться за собственный счет. По максимуму эти дела мы сделали. Теперь последнее замечание, уважаемые коллеги. Откуда, вообще, взялся этот законопроект? Законопроект очень важен для сельских школ, где нет, к сожалению, денег, для школ в рабочих поселках, на окраинах городов. Вот ко мне, например, обращаются постоянно из школ в поселках, где живут военнослужащие, с просьбой поддержать и помочь профинансировать аттестацию школ. Да там и деньги-то смешные - 8 тысяч рублей примерно на аттестацию школы требуется, - но в поселке, где живут военнослужащие, этих денег нет. Я должен отреагировать на дискуссию по поводу попечительских советов. Я лично за то, чтобы в основном финансирование оставалось бюджетным, но и чтобы дополнительно было финансирование за счет попечительских советов, за счет других источников. Я за многоканальное финансирование, как делается во многих странах. Но, коллеги, смотрите, что делает Правительство и наша Государственная Дума: мы же приняли закон по налогу на прибыль, где по настоянию Правительства Государственная Дума, ее большинство, отменила льготу по налогу на прибыль для образовательных учреждений. И скажите мне, кто же теперь будет отдавать деньги в школьный и попечительский советы, зная, что 24 процента немедленно будут изъяты? Таким образом, этот закон фактически подрывает экономическую основу работы попечительских советов. Вот, пожалуй, всё, что я хотел вам сказать, уважаемые коллеги. Комитет просит вас проголосовать первую таблицу поправок, в ней четыре принятые поправки, вторую таблицу поправок, в ней две отклоненные поправки, и проголосовать за закон, которым предусматривается сокращение расходов по сравнению с первым чтением. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. У фракций и депутатских групп будут вопросы по первой таблице? У депутатов?.. У представителя Правительства?.. Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Дело в том, что Правительство концептуально не поддерживало данный законопроект при рассмотрении его в первом чтении, и позиция наша не изменилась. Воспользовавшись тем, что сейчас в зале присутствует министр образования Владимир Михайлович Филиппов, я прошу предоставить ему слово, для того чтобы он аргументированно изложил нашу позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Михайлович. ФИЛИППОВ В. М. Спасибо. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемый Олег Николаевич! Мы эту тему обсуждали неоднократно, и при том, что проблема эта есть... Мы сегодня как раз на эту тему говорили после моего выступления, говорили, сколько средств не хватает сейчас муниципалитетам на содержание школ. Об этом только что шла речь. Сейчас, если будет принят этот закон, мы дополнительно на муниципалитеты, если примем закон, мы на те самые райцентры, где вы - депутаты, мы на муниципалитеты вешаем дополнительные обязательства. Это первое. Второе. Может быть, надо вернуться чуть позже к этому закону, потому что идеологически он понятен. Но сейчас одновременно - вы слышали, я об этом докладывал, вы все знаете об этом - мы ведем работу, чтобы финансирование школы вернуть на уровень субъекта Федерации, пересмотреть межбюджетные отношения, и очень многое меняется в финансировании самой школы. Это законопроект, который мы сегодня еще раз обсуждаем в два часа у меня - и неоднократно Олег Николаевич принимал активное участие в разработке и обсуждении этого законопроекта, - согласно которому многие расходы, зарплата, учебные расходы выносятся на субъект Федерации. Это будет только реализовываться, поэтому сейчас, если не решать одновременно эту проблему, сложно принимать еще и новое решение. И третье. Если честно говорить, то я не знаю, какова цена вопроса, какова цена вопроса для каждого муниципалитета, потому что есть очень большие райцентры, в Красноярском крае, в Якутии. И какова цена вопроса, на какой муниципалитет сколько выпадет, - это вопросы, которые надо еще просчитывать. Поэтому, соглашаясь идеологически с тем, что есть эта проблема, я выражаю позицию Правительства и считаю, что сейчас пока поддерживать законопроект не следует. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, во-первых, я рад, что Владимир Михайлович признал существование проблемы. Во-вторых, я совершенно не против того, чтобы мы вернулись к этой проблеме, когда будет принят закон, условно говоря, о возвращении ответственности государства за школу. Но я думаю, что мы поступим правильно, если сегодня проголосуем его во втором чтении. Если же закон не пройдет, то у комитета остается возможность его дорабатывать, как вы помните, по Регламенту и повторно выносить на второе чтение. Тогда, может быть, мы проведем дополнительные консультации с Правительством, с Администрацией Президента по этому закону. А сейчас - есть решение комитета, я не могу его отменить, уважаемые коллеги, - я прошу вас проголосовать за законопроект во втором чтении, повторяю, по которому предполагается сокращение бюджетных расходов и введение их только с 2003 года, когда их можно будет предусмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Есть ли еще у депутатов замечания по первой таблице поправок? Нет. Сейчас мы голосуем таблицы. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Пожалуйста, голосуйте. Правительство против, но оно против концептуально. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 21 сек.) Проголосовало за 285 чел. 63,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 285 чел. Не голосовало 165 чел. Результат: принято Принимается первая таблица. Таблица поправок, предложенных к отклонению. Есть ли у депутатов замечания по этим поправкам? Их здесь две. Нет. Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 04 сек.) Проголосовало за 269 чел. 59,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 269 чел. Не голосовало 181 чел. Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Пожалуйста, голосуйте. Будьте внимательны. Идет голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 33 сек.) Проголосовало за 242 чел. 53,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел. Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. Олег Николаевич, вам спасибо. Готовьте его к третьему чтению.
Заседание № 117
О проекте федерального закона № 39372-3 "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об оплате учредителем затрат на проведение аттестации образовательного учреждения; внесен Законодательным Собранием Омской области).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 15 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании". По представлению Законодательного Собрания Омской области, закон доложит Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается очередной законопроект, предложенный Законодательным Собранием Омской области, который поручено докладывать мне. Для того чтобы сэкономить время, я заодно представлю точку зрения Комитета по образованию и науке по этому закону. Таким образом, будет не два доклада, а только один. Суть законопроекта "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" очень проста, он вообще очень короткий. Дело в том, что ныне действующая редакция закона возлагает финансовую ответственность за аттестацию образовательного учреждения на само образовательное учреждение. Понимаете, когда писали федеральный закон десять лет назад, предполагалось, что образовательное учреждение будет достаточно богатым, будет иметь достаточно много денег. Сейчас можно говорить о том, что такая норма оправданна в отношении высших учебных заведений и в какой-то степени средних профессиональных учебных заведений, но совершенно неоправданна в отношении школ, в особенности сельских школ (обращаю на это внимание всех, кто представляет сельские избирательные округа), а в отношении детских садов тем более. Законопроект, который внесло Законодательное Собрание Омской области и который я представляю, предполагает другую концепцию. Поскольку речь идет об учреждении - а согласно Гражданскому кодексу, вообще говоря, учреждение финансируется его учредителем, - предлагается, чтобы финансовую ответственность за аттестацию образовательных учреждений нес на себе их учредитель. В общем, для школы или детского сада это будет экономия в среднем примерно от 2 до 8 тысяч рублей. Я хочу заметить, что мы готовы учесть при доработке законопроекта ко второму чтению два основных замечания, которые исходили от Правительства Российской Федерации. Одно замечание связано с тем, что расходы не предусмотрены в бюджете 2001 года. Мы готовы отсрочить введение закона в действие для того, чтобы всё нормально было и соответствовало бюджету. И во-вторых, мы готовы рассмотреть внимательно вопрос о дифференцированной оплате за проведение процедуры аттестации по уровням и типам образовательных учреждений, то есть вполне возможен вариант, когда высшие учебные заведения, которые имеют какие-то собственные деньги, будут сами платить за аттестацию, а школы, детские сады, учреждения начального профессионального образования сами платить не будут, финансовая ответственность будет перенесена на учредителей. Уважаемые коллеги, закон короткий. Мы получили 43 отзыва в поддержку от субъектов Российской Федерации. Против высказались два субъекта Российской Федерации. Комитет просит вас поддержать этот закон в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста, Олег Николаевич. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Шишлов Александр Владимирович, пожалуйста. ШИШЛОВ А. В., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, фракция "ЯБЛОКО" поддерживает этот законопроект. Действительно, в существующих условиях ситуация, когда школа должна платить органу управления за проверку, представляется абсурдной и не соответствующей нынешним реалиям. Поэтому законопроект, на наш взгляд, следует принять в первом чтении, но при доработке, при представлении ко второму чтению необходимо внести дополнения, связанные с действующими нормами гражданского законодательства, с договорными отношениями. Я думаю, что комитет сможет подготовить такие поправки. Хочу еще отметить, что вызывает сожаление представленное заключение Правительства. В нем не содержится расчетов необходимых расходов для введения в действие этого закона, а значит, что сам этот вопрос при подготовке заключения не рассматривался в Правительстве по существу. Что же касается замечания Правительства о том, что средства, необходимые на проведение аттестации, не предусмотрены в федеральном бюджете, то этот вопрос легко решается изменением срока введения в действие данного закона. Таким образом, на наш взгляд, данный законопроект следует, безусловно, поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие выступить по данному закону? Нет. От Правительства? От Президента? Нет желания. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. (Шум в зале.) Идет голосование о принятии законопроекта в первом чтении. Смолин докладывал закон. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 57 сек.) Проголосовало за 273 чел. 60,7% Проголосовало против 69 чел. 15,3% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел. Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.
Заседание № 106
О проекте федерального закона № 39372-3 "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об оплате учредителем затрат на проведение аттестации образовательного учреждения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
СМОЛИН О. Н., Агропромышленная депутатская группа. Смолин по карточке Бурлуцкого. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я прошу перенести пункт 41, это законодательная инициатива Омской области, рассмотреть сразу после 11-го. Обоснование - перед голосованием.
Пожалуйста, включите микрофон Смолину Олегу Николаевичу. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Я прошу поставить сразу после пункта 11 законопроект под номером 41, до которого мы в противном случае сегодня никак не дойдем. Аргументация очень простая. Первое - закон небольшой, я думаю, что за семь минут мы его рассмотрим. Второе - это закон, который принесет пользу образованию, безусловно, в случае его принятия. И третье - может быть, мы не стали бы поднимать этот вопрос, но здесь присутствует представитель Законодательного Собрания Омской области. Если мы сегодня вопрос не рассмотрим, вообще непонятно, когда мы до него дойдем. Пожалеем бюджетные деньги Омской области и поддержим наших коллег из регионов. Прошу проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но у нас на 11-м месте стоят отклоненные федеральные законы, это в "часе голосования". Пожалуйста, Смолин. СМОЛИН О. Н. Я не прошу ставить вопрос на 11-е место, я прошу поставить его после пункта 11. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. После пункта 11. Ясно. Ставлю на голосование предложение депутата Смолина. (Шум в зале.) Там законопроекты второго чтения, это законопроект первого чтения. Вообще, надо нам что-то делать вот с этими всеми идеями. Вот тут предлагают депутаты: надо рассмотреть это регламентному комитету. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 02 сек.) Проголосовало за 161 чел. 80,5% Проголосовало против 39 чел. 19,5% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 200 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Включается.