Заседание № 190
14.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 393029-6 "О внесении изменения в статью 124 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся условий усыновления детей иностранными гражданами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4236 по 4780 из 6388
20-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 124 Семейного кодекса Российской Федерации". Докладывает Евгений Алексеевич Фёдоров. ФЁДОРОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию законопроект (он недлинный, содержит две новеллы), который позволит разрешить усыновление детей иностранными гражданами только тех стран, с которыми подписаны соответствующие соглашения, например, гражданами Италии, из которой мы сейчас ожидаем делегацию. Ещё одна новелла - авторы предлагают установить срок шесть месяцев со дня поступления сведений в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Мы до изменения срока на срок в один год готовили этот законопроект, естественно, с сегодняшним вариантом - один год со дня размещения сведений в этой базе данных о детях, который принят сейчас, мы полностью согласны. Уважаемые коллеги, с точки зрения усыновления, сегодня все наши сироты делятся на две категории. Первая категория - это те дети, которым повезло попасть в страны, с которыми подписаны двусторонние соглашения, например, в ту же Италию, где, соответственно, осуществляется консульский надзор, обязательный государственный контроль за их судьбой. Такого ребёнка нельзя или на порядок сложнее вывезти, передать бандитам (а раз это бандиты, то его могут продать в каких-то медицинских целях, могут отдать в сексуальную эксплуатацию), потому что за таким ребёнком осуществляется государственный надзор. Подчёркиваю, что эти дети за границей - граждане России, но, с точки зрения местного населения, местных граждан, они имеют меньшие возможности, фактически за ними не осуществляется должный государственный контроль, поскольку они иностранные граждане. Условно говоря, если ребёнок попал в аварию или в какую-то ситуацию на улице, - да, он приравнивается к местному гражданину, а если он исчез, - никто его там искать не будет, особенно если это фиктивные усыновители либо усыновители-преступники. Поэтому решение вопроса о надзоре приравнивает этих детей - так даже прописано в соглашении - к детям, проживающим в этой стране. Это очень важный момент. Есть другая часть малолетних сирот, которые попали в страны, не желающие брать на себя ответственность за их судьбу, ведь не случайно таких соглашений нет с огромным количеством стран. Сейчас, например, готовится соглашение с Испанией - так пусть оно будет подписано... Если такой закон будет принят, то, естественно, страны, заинтересованные в усыновлении детей из России, станут заключать эти соглашения, а пока такого требования нет, то они и не будут этого делать - зачем им брать на себя обязательства? Логично? Логично. Соответственно, за наших детей, которые попадают в страны, с которым нет таких соглашений, никто не отвечает - это иностранные граждане. Сам механизм усыновления (об этом говорилось здесь, с этой трибуны, когда мы принимали закон о запрете усыновления детей гражданами Соединённых Штатов Америки)... По сути, это покупка, просто покупка, как собачки, это англосаксонский тип усыновления, но мы же понимаем, что покупка может быть для благих целей, а может быть и не для благих, и контроля здесь нет. Комитет пишет, я зачитаю: "Комитет разделяет мнение авторов о том, что изменение законодательства об иностранном усыновлении должно идти по пути заключения двусторонних соглашений с иностранными государствами", то есть комитет согласен с наличием проблемы, согласен с технологией её решения, а наши дети каждый день рискуют - так её надо решать! Не нравится этот состав авторов или этот законопроект - давайте другой примем, но с таким же содержанием, смыслом! Почему он не принимается? Соответственно, мы понимаем, что не принимается он по политическим соображениям - давят господин Ливанов и министерство. Ну, мы давно не доверяем этому министерству - это здесь звучало - с точки зрения соблюдения российских интересов и Ливанову лично, не случайно в своё время четыре фракции объединились, требуя его отставки, - это редкое явление. Поэтому авторы настаивают на принятии указанного закона, будут добиваться его принятия. Мы думаем, что так или иначе этот закон всё равно будет принят. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Ольга Юрьевна Баталина. БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, международное усыновление - это не то, чем можно гордиться, это скорее вынужденная мера, необходимость, демонстрирующая, что мы ещё не до конца решили проблемы нашего внутреннего, национального усыновления, но с доводами авторов законопроекта, особенно с новыми доводами, изложенными в ходе доклада уважаемым депутатом Фёдоровым, я согласиться не могу. Нужно понимать: когда мы с вами принимали решение о запрете на усыновление детей гражданами Соединённых Штатов Америки, то необходимость этого запрета была очень серьёзно обоснована, доказана. Она была вызвана не нашим нежеланием разрешать усыновление в ту или иную страну, а прежде всего тем, что конкретная страна, Соединённые Штаты Америки, грубо нарушала права детей, подвергая их жизни угрозе, не обеспечивая безопасности, не обеспечивая условий воспитания и развития, и никакие дипломатические каналы, никакие дипломатические возможности, к сожалению, не обеспечивали исполнения тех требований, которые справедливо предъявляет российская сторона, так как никакого диалога по этому вопросу не было. Естественно, никто не будет подвергать угрозе жизнь и здоровье детей. Но какая ситуация складывается со всеми остальными странами, в которые сегодня осуществляется усыновление российских детей? Прежде чем принять ровно такое же решение - по сути, авторы предлагают именно это: административный запрет на усыновление в другие страны, - нужно ответить себе на вопрос: а какие фактические угрозы возникали на протяжении долгих лет усыновления в эти страны? Должна вам сказать, что сегодня усыновление из России осуществляется более чем в шестнадцать стран, причём в страны СНГ, которые авторы предлагают вывести из-под действия данного запрета, было усыновлено в прошлом году 2 ребёнка, а в целом в 2013 году за пределы Российской Федерации было усыновлено 1 тысяча 488 детей. С тремя странами у нас подписаны двусторонние договоры, соглашения - это Италия (подписано и ратифицировано с первой), Франция (подписано и ратифицировано) и Испания (с Испанией мы подписали документ в июне текущего года и рассчитываем, что он будет ратифицирован Государственной Думой осенью), на эти три страны сегодня приходится 80 процентов всего международного усыновления. Таким образом, возникает следующий вопрос: должны ли мы запретить усыновление оставшихся трёхсот детей в другие страны Европы, с которыми таких соглашений нет? Для этого должны быть очень веские, аргументированные причины. За всё это время в этих странах не было выявлено ни одного факта насилия, жестокости, существенного нарушения прав российских детей. Депутат Фёдоров несколько лукавит, когда говорит, что усыновлённые дети остаются без российского гражданства - они сохраняют российское гражданство независимо от того, на территорию какой страны усыновляются, поэтому консульский надзор и контроль за условиями воспитания этих детей, разумеется, остаётся. Это не умаляет значения двустороннего соглашения, конечно, мы должны идти путём подписания таких международных документов с каждой из стран, с которыми имеем такие отношения, но должно ли отсутствие такого документа стать основанием для безусловного запрета на усыновление в эти страны? Мы считаем, что для этого нет объективных оснований. Более того, должна сказать, что даже наличие такого соглашения, к сожалению, не исключает на сто процентов возможности возникновения негативной ситуации с детьми. Произошедший этом году в Италии трагический случай с ребёнком, который погиб от насилия со стороны своего психически больного отца, доказывает, что даже наличие двустороннего соглашения со страной на сто процентов этого исключить не может. Что радует нас? Мы выбрали другой путь, мы выбрали путь развития национальной системы устройства детей в семьи, которая в конечном счёте, мы убеждены, вытеснит международное усыновление, в принципе исключит его возможность, потому что мы решим эту проблему сами. Должна сказать, что сегодня благодаря вашей поддержке у нас многое получается на этом пути. За прошлый год существенно сократилось число детей, которые остаются без попечения родителей, и одновременно возросло число детей, которые были устроены в семьи. Вспомните: 1 января 2013 года, сразу после того, как мы с вами приняли "закон Димы Яковлева", в федеральном банке данных была информация о 128 тысячах российских детей, которые нуждались в устройстве в семьи; на 1 октября текущего года число таких детей составило 94 тысячи (с пониманием того, что, к сожалению, дети продолжают оставаться без попечения родителей). Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, рассмотрев законопроект, не видит достаточных причин для введения административного запрета и не поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Юрьевна. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Евгений Алексеевич, проблема ничейных детей, брошенных детей, которую вы подняли, - это, безусловно, национальный позор для развитого государства, я даже не знаю, с чем это можно сравнить. Не кажется ли вам, что для решения этой проблемы надо не законы принимать, а создать какой-то, я не знаю, фонд государственный для обеспечения спасения детей, оказавшихся вот в такой ситуации? Мы держим триллионы рублей за рубежом, банки списывают сотни миллиардов рублей - может быть, например, ввести тот же самый налог на роскошь, о котором столько лет говорят, а полученные деньги направить на решение этой проблемы? Может быть, этот путь окажется более рациональным? Хотя в целом ваш законопроект я поддерживаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Фёдорову включите микрофон. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо за вопрос. А я с вами согласен, просто предметом этого законопроекта является иностранное усыновление, раз уже оно - тоже согласен: к сожалению - есть. Конечно, надо налаживать традиционное для семей, народов России усыновление по любви, усыновление родственниками, знакомыми, соседями, в конце концов, вместо этого покупного, рабовладельческого, вернее, работоргового усыновления - это же очевидно. Иностранное усыновление для России само по себе носит антинациональный характер - там другая психология отношений с ребёнком, но это не предмет данного законопроекта, это отдельный разговор. Цель законопроекта - сформировать систему усыновления детей. Сейчас системы нет, усыновление проходит по принципу "нравится страна или не нравится", "были случаи или не были", а может, мы не знаем про эти случаи, потому что там мёртвая тишина, то есть потому что они их скрывают. А система должна быть. Есть страны, в которых существует контроль над усыновлением, а есть страны, в которых его нет. Вот в прошлый раз, отклоняя наш законопроект, говорили: как же можно ограничивать права беженцев из Украины, они такие же, как из Буркина Фасо. А чем наши дети, которые поехали в Италию, отличаются от тех, которые поехали в Канаду? Ну должно же быть равенство в этих вопросах! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Ольге Юрьевне. Ваше выступление само по себе было горячим, но всё-таки очень противоречивым: с одной стороны, вы утверждаете, что международное усыновление - это не очень хорошо, я согласна с этим, но, с другой - что мы вынуждены на это идти. Скажите, а чего вы боитесь, - что страны, которые не имеют с нами соглашения, не будут брать детей? Ну и пусть не берут, мы здесь устроим их жизнь! Почему вы считаете, что с одними странами должны быть такие соглашения, а с другими - необязательно, потому что туда мало усыновляют или потому что там не было таких случаев? Американцам сначала, помните, мы тоже не хотели запрещать, так как не было как бы случаев, пока не клюнуло нас. И вопрос Евгению Алексеевичу: почему вы исключили страны СНГ - потому что туда не усыновляют или потому что?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала Ольга Юрьевна. Пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо большое за вопрос. Коллеги, когда мы говорим о международном усыновлении, мы понимаем, что если национальная система устройства детей внутри страны работает качественно, то под международное усыновление действительно попадают только те дети, которым реально не нашли родителей внутри страны. Благодаря изменениям в законодательстве за последние два года мы очень многое сделали для того, чтобы этот вопрос стал более прозрачным, чтобы как можно меньше было случаев коррупции, которая, к сожалению, до сих пор ещё в отдельных вопросах остаётся. И как только у нас стало возможным международное усыновление только тех детей, которым по объективным причинам троекратно не нашли родителей на территории Российской Федерации, у нас резко, естественным образом, без административных запретов начало сокращаться количество случаев международного усыновления. Ну вот посмотрите: в 2011 году за пределы России были усыновлены 3 тысячи 405 детей, в 2012-м - 2 тысячи 605 детей, в 2013-м - 1 тысяча 488 детей. И я убеждена, что показатели 2014 года попадут в этот тренд. При этом, если нет весомых причин на отказ в устройстве в иностранную семью ребёнка, то мы должны с вами знать, что тогда отвечать тем трёмстам детям, которые сегодня устроены за пределами Российской Федерации, чего мы боимся, какие конкретные угрозы мы предупреждаем, какие конкретные вопросы мы решаем. Ведь соглашение - это один из элементов защиты интересов ребёнка, но не единственный. Одним из ключевых инструментов является работа аккредитованного агентства, которое обеспечивает усыновление. Ещё раз повторяю: я абсолютно убеждена, что международное усыновление как рудимент уйдёт в прошлое, но оно должно уйти естественным путём. Мы не должны сегодня в административном порядке отсекать возможность для детей, пусть их будет не триста, а сто или десять, жить в семье, если им по объективным причинам на территории России устроиться в семью, к сожалению, не смогли помочь. Я уверена, что эту проблему мы решим, но мы просто обязаны объяснить сегодня, обосновать, почему вчера мы разрешали усыновление, условно говоря, в какую-то европейскую страну и проблем с усыновлением не было, а завтра мы будем вводить на это административный запрет. Если недостаточно аргументов, тогда надо понять, какие риски мы страхуем, принимая такое решение, ведь на чаше весов у нас судьба конкретного ребёнка, который либо будет жить в семье, либо останется жить в учреждении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Фёдорову включите микрофон. Ответ на вторую часть вопроса. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо. По второй части вопроса всё очень просто. В СНГ у нас существуют соглашения, в том числе по вопросу усыновления детей, то есть там более-менее, скажем так, сформировано правовое поле, там десятки соглашений, и при необходимости их можно... И ещё один момент: так сказать, по своей природе усыновление в СНГ родственное, не покупное, как, допустим, было в Америку или сейчас в Италию и в другие европейские страны. Именно поэтому в СНГ очень маленькие цифры по усыновлению: буквально два-три ребёнка по стране в год. Понятно, что это просто родственники, и поэтому как бы угрозы от усыновления туда для нас нет. Может быть, давайте при подготовке ко второму чтению законопроекта предусмотрим пару лет для того, чтобы заключить соглашения с теми странами, которые хотят усыновлять наших детей, но пока не заключили с нами соглашение, пусть принимают решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Владимирович Потапов. ПОТАПОВ А. В. Ольга Юрьевна, уважаемая, ну, никто, мне кажется, не пытается установить административные барьеры для усыновления, речь идёт о системе, и система вполне может базироваться на соответствующих соглашениях. Вот когда вы говорили о том, что мы разрешаем международное усыновление, потому что наши проблемы у нас не решены, то меня это, честно говоря, немножко покоробило, потому что не только в этом дело. Мы как бы объясняем усыновление иностранными гражданами нерешённостью наших проблем, то есть мы как бы решаем наши проблемы за счёт кого-то. А почему мы думаем только о фактических угрозах, которые в Соединённых Штатах существуют для наших детей, и не думаем о потенциальных, которые могут возникнуть, например, в Германии, где навязывают жёсткое сексуальное воспитание с малолетства, поэтому там сейчас большие протесты на эту тему, или, например, в Эстонии, где приняли?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Юрьевна, пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо огромное за вопрос, но нужно понимать, что двустороннее соглашение, предположим, с Германией, никоим образом не решит те проблемы, о которых говорили вы, потому что соглашение определяет порядок взаимодействия двух органов: уполномоченного органа на территории Российской Федерации, это Министерство образования и науки, и уполномоченного органа Германии, где также есть федеральное ведомство, которое занимается вопросами усыновления. Так вот, соглашение определяет порядок обмена документами, порядок согласования принимаемых решений, взаимодействие сторон в процессе усыновления ребёнка, то, как они обмениваются информацией после того, как ребёнок устроен, процедуру согласования в случае переустройства ребёнка. Но в любом случае - и это порок международного усыновления! - ребёнок, конечно, попадает в другую культурную, языковую, историческую среду. Здесь есть как плюсы, так и минусы. Это неизбежное негативное следствие международного усыновления, поэтому, ещё раз повторяю, это не то, чем можно гордиться. Но для того чтобы дети находили семью в Российской Федерации, мы с вами должны ещё многое сделать: и у нас в работе есть ряд законопроектов, направленных на стимулирование национального устройства детей, и в работе исполнительных органов власти ещё многое не решено, не говоря уже о том, что огромную работу необходимо провести на территории конкретных регионов и конкретных муниципалитетов. По данным на 1 января 2013 года, 128 тысяч детей-сирот нуждаются в устройстве в семьи, и это не та проблема, которую можно решить за один день, ведь у любого устройства в семью есть ещё и оборотная сторона - это вторичное сиротство, коллеги, об этом не надо забывать, поэтому кампанейщины в этом вопросе быть не должно. И такая динамика, которую мы видим сегодня с усыновлением в семьи на территории Российской Федерации, с устройством в приёмные семьи, под опеку, действительно в последние годы ни разу не наблюдалась. Это является следствием той системной работы, которую ведут сегодня и Государственная Дума, и органы власти, и именно это позволяет сегодня, не наращивая вторичное сиротство, устраивать детей в семьи. Но это не проблема одного года, это копилось десятилетиями, и я уверена, что мы её решим, только не нужно на этом пути выдумывать дополнительных запретов и ограничений, которые, к сожалению, не приводят к главному - не дают дополнительных гарантий безопасности детей. Они обеспечивают качество взаимодействия стран, но если с качеством взаимодействия между странами и сегодня не возникает существенных проблем, то подписание соглашений, надо понимать, какого-то значительного эффекта нам не сможет дать, если есть добрая воля стран на решение этих вопросов сегодня. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Юрьевна, присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые коллеги, прежде чем перейти к обсуждению данного законопроекта, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что на гостевом балконе находятся руководители и рядовые члены партии "Лига Севера". Это одна из политических партий Италии, которая выступает категорически против антироссийских санкций, объявленных Соединёнными Штатами Америки и Евросоюзом, - давайте поприветствуем! (Продолжительные аплодисменты.) На футболке, которую надел лидер партии господин Сальвини, написано: "Нет антироссийским санкциям!" (Продолжительные аплодисменты.) Пожелаем успехов нашим коллегам! (Аплодисменты.) Кто хотел бы выступить по обсуждаемому законопроекту? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, мы с вами эту тему даже вот в этом составе, нашем, обсуждаем не знаю в который раз. Я в первой Государственной Думе работала зампредом Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи, и мы принимали как раз вот этот Семейный кодекс, и, вы знаете, я, наверное, была единственной, кто тогда уже был против международного усыновления. А усыновление было поставлено просто на поток, причём база данных детей-сирот находилась в Министерстве образования и в министерстве соцзащиты, и вы знаете, как они между собою конкурировали, даже чуть ли не враждовали тогда из-за этой базы данных! Почему? Да потому, что действительно, как правильно сказал депутат Фёдоров, просто продавали детей! И конечно, что-то доставалось и министерству, видимо, а больший куш доставался тем учреждениям, детским домам, которые продавали этих детей. И сколько бы мы ни повторяли, что нельзя этого делать, что этим мы сами себя унижаем, что лучше пусть они будут в наших детских домах, где надо создавать хорошие условия, нам говорили: да что вы, да там им будет хорошо, там им будет лучше, чем у нас! Не давали нам говорить вообще на эту тему! Потом постепенно мы эту тему, тему усыновления детей, привязали к политике. Сначала Соединённые Штаты были для нас такие близкие друзья, и там с детьми ничего не случалось, как говорили, они просто там жили припеваючи, хотя это и было совсем не так, а когда произошёл вот этот случай с Димой Яковлевым, тогда сказали: да, нельзя туда усыновлять, да, не надо! И всё это было связано уже с политикой - плохо, что это было связано с политикой, но я радовалась, что мы наконец-то приняли решение о запрете усыновлений в эту страну. Сегодня слушаю Ольгу Юрьевну: ну она вот говорит, совершенно не задумываясь! Она прекрасный оратор, хорошо говорит, но над каждым нашим словом, над всем тем, о чём мы здесь вещаем, надо задумываться! Мы её спрашиваем: ну почему с Италией, Францией, Испанией надо договор подписывать, а с другими странами не надо? Почему не надо?! А потому, говорит, что их мало туда усыновляют, а потому, что там не было такого плохого случая. Но это же даже нелогично! Такой договор по усыновлению мы с Останиной предлагали ещё в прошлой Думе и говорили: давайте подписывать, давайте заставлять, это не административный барьер, и для той страны, которая хочет усыновлять, подписание договора - это дело одной недели. Но они именно не хотели отвечать за это, ведь это посольства должны отвечать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ПЛЕТНЁВА Т. В. ...все службы должны отвечать за то, как ребёнок живёт, в каких условиях, как с ним обращаются, и так далее. Однако нет, такого договора не было. Теперь внёс наконец депутат, причём депутат от "ЕДИНОЙ РОССИИ", и меня радует, что там все авторы от "ЕДИНОЙ РОССИИ" в основном, - думаю, все будут за, но нет, и я не понимаю комитет по делам женщин, не понимаю вообще! Какие административные барьеры, о чём вы говорите?! Это обычный договор, который составляется по любому поводу между государствами, а тем более тут дети! Вот тут говорят: вы понимаете, это мы запрещаем детям. Да что наши дети ещё понимают, когда их забирают туда? Они маленькие, их вообще никто не спрашивает! Я уже рассказывала, как однажды в Соединённых Штатах мы пришли в школу, и там нам показали нашего мальчика усыновлённого. Я его спрашиваю: "Как тебя зовут?" Он на меня смотрит и говорит... ну, по-английски я не знаю, по-немецки скажу: "Mein Name ist Hans ". А я говорю: "Тебя так зовут, да, Ваня?" Он заплакал: он меня понимает, но уже говорить на русском языке не может! Что они, маленькие, понимают, когда их забирают, кто их спрашивает о том, хотят они или не хотят? Возражают: нет, вы знаете, им там говорят, что они усыновлённые, им говорят, что у них родители есть в России, говорят, какие родители, - ой, какие демократичные дела! Только душу ребёнка и душу человека они не понимают! У нас, в России, совершенно другая душа - как мы этого не поймём?! Мы никогда не будем ни американцами, ни немцами, я всё время это говорю. Вот играет музыка, допустим, немецкая, но меня она не трогает абсолютно, а трогает меня та музыка, те песни, на которых я росла, - так вот и наши ребятишки, я знаю, многие из тех, которые были усыновлены в Италию, возвращаются... Я почему так сказала? Потому что я по национальности немка, меня должно бы трогать, но не трогает, а тем более ребятишки российские - они же всё воспринимают по-другому! Нет, говорят, им там будет лучше, потому что их там накормят, может быть, лучше и так далее. Мы эту проблему начали решать, у нас усыновляют за границу теперь меньше, потому что мы в Соединённые Штаты запретили усыновлять: больше всего наших детей забирали туда. И хорошо было бы, если бы мы как можно больше средств - вот бюджет будем принимать - выделяли на детские дома, на опеку, на то, чтобы у нас появлялось как можно больше семейных домов, тогда у нас эта проблема была бы решена. И было бы ещё лучше, если бы наши мамы никогда ребятишек своих не бросали, не выбрасывали из окон, не оставляли где-то - вот тогда будет ещё лучше, а для этого важны и нравственность, и воспитание, и, конечно, материальное положение. Вот тогда мы вообще не будем эту проблему здесь обсуждать. А сегодня я слушала свою молодую коллегу, попыталась задать вопрос, но не поняла она, наверное, меня, она продолжила говорить о том же, о чём мы сейчас спорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вера Анатольевна Ганзя. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, года три назад я была в туристической поездке в Голландии, и там экскурсовод сказала слова, которые меня просто задели за живое: она сказала, что у них в стране нет брошенных собак, брошенных кошек, а тем более брошенных детей. Вот эти слова меня очень задели. Хотелось бы, чтобы и у нас было так же. В общем-то, какая разница, в какую страну отдавать на усыновление наших детей? Разницы ведь нет совсем никакой, однако нужно посмотреть на эту проблему немножко глубже. Вот посмотрите, ведь не уменьшается количество неблагополучных семей, в которых родители злоупотребляют спиртными напитками, а ведь они, собственно, и порождают социальное сиротство. Наркотики, спиртное - вот самое главное зло, которое и даёт нам сегодня такое огромное количество детей, не имеющих родителей, точнее, родители которых лишены родительских прав, и это при том, что наши суды не очень охотно лишают таких родителей родительских прав, нужно пройти семь кругов ада, чтобы лишить этих родителей их прав. Поэтому я думаю, что решению данной проблемы нужно уделять больше внимания и энергию, с которой мы сегодня её обсуждаем, нужно направлять на ликвидацию социального сиротства - этой самой главной беды! Нужно заниматься не следствием, нужно заниматься самой причиной! И также я думаю, что отдавать детей за границу, зная, что у нас тоже есть семьи, которые хотели бы их усыновить, но бюрократические препоны, в общем-то, не позволяют многим нашим семьям это сделать... Так вот, нужно искать выход из этого положения. Это во-первых. А во-вторых, нам нужна программа ликвидации социального сиротства, и прежде всего воспитания наших семей - и усыновителей, и родителей, - чтобы дети могли иметь полноценную семью и полноправно воспитываться в этой семье. То, что мы отдаём своих детей за границу, я считаю, это наше национальное унижение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евгений Алексеевич, будете выступать ещё раз? Нет. Ольга Юрьевна? Ольга Юрьевна Баталина, пожалуйста. Включите микрофон. БАТАЛИНА О. Ю. Большое спасибо, Тамара Васильевна, Вера Анатольевна за ваши мнения, позиции. Единственно, Тамара Васильевна, я всегда думаю о том, что говорю, а проблемой детей-сирот я очень плотно занимаюсь уже несколько лет, поэтому, поверьте, мы глубоко разобрались и в причинах социального сиротства, и в причинах проблем в национальном и международном усыновлении и многое сделали для того, чтобы эти проблемы решить. Не всё, безусловно, но многое. И сегодня уже нет, Вера Анатольевна, тех бюрократических барьеров, которые мы так бурно обсуждали ещё два года назад, потому что в прошлом году мы вместе с вами приняли 167-й федеральный закон, который большую часть этих барьеров убрал. Действительно, достаточно много сделано для того, чтобы потенциальные усыновители, приёмные родители ни с какими барьерами не сталкивались. Что для нас очень важно? Подписание соглашения, уважаемая Тамара Васильевна, это не одна неделя, а несколько лет, это касается любого международного документа, и на протяжении этих лет мы должны очень точно понять, что для нас является приоритетом - устройство ребёнка в семью или непременное наличие документа. Документ - очень важная вещь, но главное - за документами не потерять ребёнка, и если мы понимаем, что существующие механизмы устройства в конкретную семью до настоящего момента обеспечивали безопасность ребёнка на территории этой страны, значит, мы, конечно, должны думать о документе, но не делать его единственным обязательным требованием на пути устройства ребёнка в семью, потому что мы с вами, к сожалению, - я уже говорила об этом - ещё не до конца отладили систему устройства детей в семьи на территории нашей страны. В ближайшие годы мы будем продолжать это делать, но пока мы не сделали этот процесс совершенным, пока дети проживают в учреждениях, конечно, мы должны находить любые возможности для того, чтобы устроить их в семьи, в идеальном варианте в российские. Ещё лучше, если российские родители не будут отказываться от детей, и ещё лучше, если российская семья будет крепкой, многодетной, если она будет нравственной, но у нас нет такого идеала в настоящее время. Но я должна отметить, что в области международного усыновления мы продолжаем ужесточать требования и в работе с аккредитованными агентствами, и в работе с уполномоченными органами. Я хочу, чтобы все мы понимали, что, принимая сегодня решение не ограничивать дополнительно международное усыновление, мы с вами исходим из интересов российских детей. Если в любой из стран возникнут ситуации, хоть отчасти схожие с тем, что творилось и творится на территории Соединённых Штатов Америки, это станет предметом отдельного нашего расследования, это станет предметом отдельного ограничения, которое мы с вами введём. Мы должны оперативно реагировать на всё, что происходит в сфере международного усыновления, и мы стараемся это делать. Поэтому я рассчитываю на то, что все те уважаемые депутаты, которые проявили сегодня неравнодушие к проблемам детей-сирот, вместе с нашим комитетом примут участие в работе по совершенствованию законодательной базы в интересах детей-сирот, которую мы проводим. Я всех приглашаю к совместной работе, и тогда, возможно, у нас снизится и степень социального сиротства, и проблемы с устройством детей в семьи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5399 по 5415 из 6388
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 124 Семейного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 42 сек.) Проголосовало за 196 чел.43,6 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел.55,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5438 по 5445 из 6388
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. По 20-му вопросу Гудков голосовал против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.