Заседание № 242

04.09.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 392671-4 "Об установлении моратория на снос и перепрофилирование зданий детских и подростковых учреждений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3619 по 3844 из 4278
Пункт 16, проект федерального закона "Об установлении моратория на снос и       
перепрофилирование зданий детских и подростковых учреждений". Доклад            
Александра Викторовича Чуева.                                                   
                                                                                
ЧУЕВ А. В., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический    
союз)".                                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, демографическую проблему мы обсуждаем уже давно, и           
недавние инициативы президента, связанные с материнским капиталом,              
увеличением пособий по уходу за ребёнком, направлены именно на решение этой     
же проблемы. В частности, одна из инициатив президента устанавливает            
определённые финансовые компенсации за пребывание детей в детских дошкольных    
учреждениях.                                                                    
                                                                                
Но реально ли, вообще, сегодня поместить ребёнка в детское дошкольное           
учреждение? Очередь на размещение детей в детских садах по Российской           
Федерации сегодня составляет порядка одного миллиона человек. Общее             
количество дошкольных учреждений - порядка сорока шести тысяч, что              
практически вполовину меньше того количества, которое необходимо для того,      
чтобы все дети находились в детских садах. Для многих очереди начинаются ещё    
до рождения ребёнка. Родители, когда они собираются завести ребёнка, уже        
встают на очередь, для того чтобы поместить впоследствии ребёнка в ясли или     
детский сад. А при этом, несмотря ни на что, детские дошкольные учреждения,     
их здания приватизируются, передаются в аренду, перепрофилируются, детские      
сады продолжают закрываться. На месте закрытых старых детских садов, вернее,    
в других местах строятся новые, но общее количество от этого не                 
увеличивается.                                                                  
                                                                                
Чтобы всё-таки помочь нашим семьям, помочь нашим детям, уменьшить эту жуткую    
очередь на размещение детей в дошкольных учреждениях, предлагается ввести       
временный мораторий, который касался бы не только государственных и             
муниципальных дошкольных учреждений, но и частных. Мы не вправе устанавливать   
какие-либо ограничения цены при помещении детей в частные дошкольные            
учреждения, но ввести временный мораторий на их перепрофилирование мы можем.    
                                                                                
Я считаю, что этот законопроект действительно поможет если не решить            
проблему, то по крайней мере прекратить тот беспредел, который в целом ряде     
регионов продолжается, в том числе, к сожалению, и в нашей столице, когда       
коммерческая фирма, которой понравилось здание детского сада, если она хочет    
использовать его для каких-то целей, не имеет практически никаких               
препятствий, для того чтобы это сделать.                                        
                                                                                
Прошу вас поддержать данный законопроект.                                       
                                                                                
Да, все замечания, которые были высказаны комитетом, я считаю, решаются во      
втором чтении. А доводы правительства, что это проблема уже решена путём        
специальной экспертизы, которая оценивает последствия перепрофилирования        
муниципального или государственного детского дошкольного учреждения, я считаю   
безосновательными, поскольку, что такое экспертиза или комиссия где-нибудь в    
районе или в определённом муниципальном образовании, я думаю, вы все            
понимаете.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад от комитета Виктора Александровича Лазуткина.                          
                                                                                
ЛАЗУТКИН В. А., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет отмечает важность   
и необходимость решения этого вопроса, но не поддерживает законопроект по       
следующим основаниям. Законопроект не имеет собственного предмета правового     
регулирования. Порядок принятия органом власти, органом местного                
самоуправления решения об изменении назначения или о ликвидации объекта         
социальной инфраструктуры для детей урегулирован Федеральным законом "Об        
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", согласно которому      
принятие такого решения допускается только при наличии предварительной          
экспертной оценки последствий принятого решения и при условии                   
предварительного создания имущества, достаточного для обеспечения целей         
образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им     
медицинской и лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и              
социального обслуживания. Таким образом, дополнительные ограничения на снос и   
перепрофилирование зданий детских и подростковых учреждений должны              
устанавливаться не путём принятия самостоятельного закона, а путём внесения     
изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в             
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Кроме того, нормы законопроекта не соответствуют Гражданскому кодексу. Так,     
законопроектом устанавливается мораторий на снос и перепрофилирование зданий    
детских и подростковых учреждений независимо от формы собственности, то есть    
и зданий, находящихся в частной собственности. Но согласно статье 209           
Гражданского кодекса собственник вправе по своему усмотрению совершать в        
отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие        
закону. Ограничение права собственности допускается лишь в целях, указанных в   
статье 55 Конституции Российской Федерации. В рассматриваемом законопроекте     
достижение целей, указанных в Конституции, не прослеживается.                   
                                                                                
В законопроекте отсутствует указание на временной период, на который вводится   
мораторий, это противоречит статье 202 Гражданского кодекса.                    
                                                                                
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие   
зданий детских и подростковых учреждений. В связи с этим принятие               
законопроекта на практике приведёт к неоднозначному пониманию норм и            
возникновению коллизий. Кроме того, вызывает сомнение целесообразность          
введения моратория на снос и перепрофилирование зданий детских и подростковых   
учреждений, которые признаны аварийными и подлежащими сносу, а также ветхих     
зданий, не подлежащих реконструкции. Уже и так достаточно катаклизмов и         
катастроф у нас с вами.                                                         
                                                                                
Учитывая вышеизложенное, комитет не поддерживает проект федерального закона     
"Об установлении моратория на снос и перепрофилирование зданий детских и        
подростковых учреждений" и рекомендует Государственной Думе отклонить его.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Нет. Желающие выступить? Три    
минуты.                                                                         
                                                                                
Нина Александровна Останина, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, передо мной три документа официальных.        
Первый - это официальный доклад правительства о положении детей в Российской    
Федерации, который получает каждый из нас ежегодно. Другой документ -           
официальное заключение правительства. И я с глубоким сожалением признаю, что    
комитет только повторил то, что содержится в этом заключении правительства по   
законопроекту. Во всяком случае, мне не хотелось верить, что внимательно        
вчитывался в это заключение Александр Дмитриевич Жуков, но, слушая повтор со    
стороны представителя комитета, я понимаю, что это есть официальная какая-то,   
наверное, политическая позиция, а не позиция в защиту наших детей. И наконец,   
третий документ - это официальные данные Росстата об организации отдыха детей   
за прошлый год. К сожалению, данных за 2007 год ещё нет.                        
                                                                                
Так вот, по сравнению с позапрошлым годом число детских оздоровительных         
организаций сократилось на восемьсот двадцать тысяч, а число детей, которые     
отдохнули, - на триста восемьдесят две тысячи. Из них численность               
стационарных детских лагерей загородных сократилась на сто шестьдесят семь, а   
городских лагерей - на четыреста шестьдесят три. А теперь о том, почему это     
произошло. Повторяю, что я опираюсь на официальный доклад правительства. Он     
утверждается на заседании правительства и, кроме того, представляется           
ежегодно на Генассамблее ООН, где рассматривается в одной из комиссий. Так      
вот, здесь чёрным по белому написано о том, что многие предприятия сейчас       
рассматривают детские оздоровительные лагеря как тяжёлую обузу и стремятся от   
них избавиться. Наметилась тенденция, когда вполне благополучные, успешно       
функционирующие детские оздоровительные учреждения под предлогом смены          
собственника искусственно банкротятся, в результате чего детские лагеря         
перепрофилируются, продаются, а земельные участки отдаются под дачи и           
коттеджи.                                                                       
                                                                                
Каково же было мое удивление, когда в официальном заключении правительства, а   
теперь уже и комитета я прочитала, что по тем детским объектам, которые         
находятся в частной собственности, каждый собственник вправе единолично         
решать вопрос о владении, пользовании и распоряжении ими и что якобы это        
противоречит статье 55 Конституции, где говорится, что делать это можно         
только в исключительных случаях - в случаях защиты здоровья людей. А дети -     
это не люди, защищать здоровье которых тоже требуется?                          
                                                                                
Ну и наконец, последнее. В официальном заключении правительства, в том числе    
и в заключении комитета, говорится о том, что у нас на сегодняшний день нет     
официального юридического определения "детские и подростковые учреждения" и     
определения термина "перепрофилирование". Уважаемые коллеги, это напоминает     
мне обсуждение закона о базовом материнском капитале, помните, мы обсуждали     
закон того же автора, Александра Викторовича Чуева, когда он предлагал          
увеличить выплаты разовых пособий при рождении второго и третьего ребенка. И    
тогда профильный Комитет по делам женщин, семьи и детей вынес заключение, что   
у нас нет юридического определения, какого ребёнка считать вторым, а какого -   
третьим. Так же и здесь: какое оздоровительное учреждение считать детским, а    
какое считать взрослым? Неужели трудно определить? Детское - это то, в          
котором отдыхают наши дети.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться с заключительным словом?                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Была одна рука. Коллеги, извините.                        
                                                                                
Пожалуйста, Чуев Александр Викторович. Три минуты для заключительного слова.    
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, все замечания, которые были высказаны здесь       
представителем профильного комитета, я считаю действительно несостоятельными    
хотя бы по следующим соображениям. Действительно, бывает так, что детский       
сад, или лагерь, или какое-либо иное дошкольное или подростковое учреждение     
нуждается в ремонте, может быть и в капитальном, и нуждается, может быть,       
даже в сносе. Но для этого в данном законопроекте как раз и предусмотрен        
порядок: в исключительных случаях это решается уполномоченным на то органом,    
государственным органом. То есть совершенно очевидно, что решение о сносе или   
перепрофилировании в данном случае должны принимать не администрация района     
или какого-либо там муниципального образования и даже не субъект Федерации, а   
специально уполномоченный на это правительством орган, может быть, орган,       
имеющий свою, так сказать, структуру в субъектах Российской Федерации.          
                                                                                
Что касается права частного собственника распоряжаться своим имуществом, вы     
знаете, у нас есть целый ряд законов, которые ограничивают права                
собственников по распоряжению своим имуществом. Всё зависит от того, что это    
за имущество и какие цели достигаются распоряжением им. Мы с вами принимали и   
закон о земле, мы с вами принимали и Закон "О недрах", у нас есть целый ряд     
видов деятельности, которые подлежат лицензированию и тому подобное. Детское    
дошкольное учреждение - это определённый вид деятельности, и если какая-либо    
фирма, коммерческая структура либо общественная структура решила этим           
заниматься, создала такое учреждение, соответственно, получила все              
разрешения, учреждение стало работать, то это выбор этой организации. Если      
они этим больше заниматься не хотят, они могут продать это помещение, но        
обременение на нём в этом случае останется.                                     
                                                                                
Что касается временного характера и того, какие сроки здесь допустимы. Именно   
потому, что мы не знаем, какой срок понадобится для того, чтобы эту проблему    
решить, чтобы остановить это массовое перепрофилирование и продажу, этот срок   
не устанавливается. Надо будет, Государственная Дума соберётся и примет закон   
об отмене, или об установлении конкретного срока, или, так сказать, об отмене   
вообще этого закона, если он перестанет быть нужным, перестанет быть            
актуальным. Но на сегодняшний день, я считаю, устанавливать какой-то            
конкретный срок - три, пять, десять лет - было бы, наверное, неправильно.       
Давайте посмотрим, как будет складываться ситуация, сколько родится детей в     
следующем году, ещё через год, через два. Мы же говорим о необходимости         
увеличения рождаемости, кардинального увеличения рождаемости. Значит, детских   
садов и других учреждений понадобится во много раз больше, а к сожалению, их    
количество сокращается.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства не хотели бы высказаться? Нет. От      
комитета? Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу              
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              117 чел.26,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    117 чел.                                          
Не голосовало                 333 чел.74,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 237

27.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 392671-4 "Об установлении моратория на снос и перепрофилирование зданий детских и подростковых учреждений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7980 по 7983 из 8413
Пункт 38. Отсутствует докладчик. Поскольку докладчик отсутствует в первый       
раз, фиксируем его отсутствие, и в следующий раз будем иметь право              
рассматривать без его участия.                                                  
                                                                                

Заседание № 230

18.05.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 392671-4 "Об установлении моратория на снос и перепрофилирование зданий детских и подростковых учреждений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 937 по 939 из 5884
И у меня ещё есть письмо депутата Чуева с просьбой пункт 22 сегодня с           
рассмотрения снять, он докладчик по этому вопросу.                              
                                                                                

Заседание № 229

16.05.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 392671-4 "Об установлении моратория на снос и перепрофилирование зданий детских и подростковых учреждений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 524 по 533 из 6073
ЛАЗУТКИН В. А., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, по пункту 17 в связи с отсутствием Ельцова     
Виктора Николаевича просим содокладчика заменить на Лазуткина Виктора           
Александровича.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По пункту 17, хорошо.