Заседание № 201
О проекте федерального закона № 392488-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о переносе срока вступления в силу отдельных требований закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад Дмитрия Геннадьевича Гусева. Пожалуйста. ГУСЕВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Речь идёт о законе о такси. Напомню, что с 1 сентября прошлого года вступил в силу закон о такси. Чего мы хотели добиться этим законом? Первое - повысить безопасность и комфорт пассажиров, второе - легализовать, упорядочить, вывести из тени рынок такси, ну и, наконец, собрать налоги. Что мы получили? Мы в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ..." сделали анализ правоприменительной практики этого закона за последние полгода, и вот что у нас вышло. На чём строился этот закон о такси? На советском законе, чтобы всё работало, как в таксопарках: то есть такси утром выходят в рейс, проводятся техосмотр, медосмотр водителя - и всё работает. Но у нас рынок такси устроен по-другому. У нас около 80 тысяч машин работает в так называемых таксопарках. А ещё 2,5 миллиона человек хотят просто подбомбить, они работают по два-три часа в день - на этих людей был рассчитан этот закон. Что мы получили? У нас создана электронная система регистрации такси, так вот почти все 80 тысяч машин, перевозчиков, которые работают в таксопарках, были зарегистрированы, то есть в отношении их закон сработал. Проходят техосмотры, проходят медосмотры, машины застрахованы - всё нормально. А вот из 2,5 миллиона человек самозанятых, которые утром и вечером по два часа подрабатывают себе на жизнь, знаете, сколько зарегистрировалось? 5,6 тысячи человек - меньше 0,2 процента! То есть всё то, над чем мы работали, просто псу под хвост: эти люди ушли в тень. Вы думаете, они перестали подвозить людей? Да нет, конечно, просто сейчас мы этих людей ищем не в "Яндекс.Такси", а в каких-то чатах, в "Телеграме" и так далее. Платят они налоги? Нет. Мы посчитали: около 30 миллиардов налогов за этот год будет недоплачено - 30 миллиардов мы теряем! Люди ушли в тень - упала безопасность. В январе в Белгородской области была арестована банда, которая крышевала таксистов. У нас когда такое было? Банды крышуют таксистов! Да потому, что они, таксисты, работают нелегально, и появились те, кто их крышует. Вот чего мы добились этим законом о такси! Ну и, самое главное, на 25 процентов выросли цены, а в часы пик - в 2-4 раза, время ожидания выросло в 2-3 раза. Значит, про налоги я уже сказал, про криминал я сказал. А чего мы ждали? Что предлагается сделать? Прежде всего ввести мораторий на положения закона о такси, которые касаются самозанятых. То есть если у нас отрасль устроена вот таким двояким образом, давайте по-разному это регулировать: те, кто работает полный день, работает с таксопарками, пусть так и работают по этим законам, а для самозанятых, тех, для кого мы и делали этот закон, кто на два-три часа выходит немножко подработать для своей семьи, давайте регулировать по-другому. Но пока мы пишем это отдельное регулирование для самозанятых, нам нужно объявить мораторий на вот эти самые положения, которые самозанятые никогда не смогут выполнить. В малых и средних городах самозанятых 80-90 процентов, 90 процентов людей, понимаете? Они никогда не будут красить машины в один цвет, они никогда не будут утром проходить техосмотр, не будут проходить медосмотр, и они не сделали страховку. Из 600 тысяч машин, которые в налоговой зарегистрированы как оказывающие услуги такси, только 190 тысяч застрахованных - около 30 процентов. Предлагаю поддержать введение моратория на некоторые положения закона о такси и за время до конца года разработать отдельное регулирование для самозанятых, работающих в такси, тогда снизится цена поездки, сократится время ожидания и такси вновь будет безопасным, комфортным и, самое главное, легальным. Спасибо большое. Надеюсь на поддержку этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Павла Михайловича Федяева. ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, прежде всего хочу сказать, что мы не делали этот закон для самозанятых, - это полностью взять и поставить с ног на голову. И не делали коллеги этого анализа, они внесли этот законопроект в июне 2023-го, практически за два месяца до вступления закона в силу, за месяц - с учётом того, что мы в отпуск должны были уйти. Как раз в законопроекте, который мы вносили (с 1 сентября 2023-го закон должен был начать работать), и говорилось о том, что надо реестры создать, посмотреть, кто за рулём, кому можно ездить, кому нельзя ездить. А я напоминаю: у нас сейчас есть и недружественные страны - кто у нас за рулём? Так вот они это всё предлагали отклонить, в смысле отодвинуть на год, на два, ответственность службы заказа такси - отодвинуть на два года! Про самозанятых там вообще ничего не сказано. А мы законом как раз дали возможность самозанятым работать. Поэтому, о чём коллеги говорят, я вообще не понимаю. В пояснительной записке к законопроекту написано, что перенос срока вступления в силу норм закона о такси объясняется тем, что бизнес не сможет адаптироваться. Ну вот коллега сам сказал: всё работает, в реестре 77 тысяч перевозчиков зарегистрировано, 490 тысяч машин, 1043 службы заказа - всё работает! Чего хотели добиться коллеги, непонятно. Мы дополнительно ещё ввели ОСГОПП, требование об обязательном страховании ответственности перевозчика, - этого раньше не было в такси, в других видах транспорта было, а тут не было - до 2 миллионов рублей. Тоже предлагали, чтобы это убрали. Предлагали забрать у регионов полномочия давать разрешение и забирать, если нарушение. Они это тоже предлагали убрать - зачем, нам это непонятно. В пояснительной записке к этому замечательному законопроекту указано, что это не скажется на целях выполнения наших государственных программ. Напомню, если не в курсе, у нас есть национальный проект "Безопасные качественные дороги". Поручением президента установлено, чтобы к 2030 году смертность на дорогах не превышала одного человека на 10 тысяч автомобилей. А как мы будем этого добиваться, если непонятно кто у нас будет в такси работать? Машина какая - непонятно, водитель какой - непонятно: 12 часов отшарашил на смене, а потом ещё поехал кого-то подвозить. Ну как мы этого будем добиваться, коллеги? Я уже не говорю о том, что вот они внесли - а зачем вносили? Они 30 июня 2023 года внесли, и все СМИ написали, что перенесут требования. Они запутали людей - люди реально готовиться перестали, и это реально плохо сказалось. Мы не поддерживаем. Отзыв правительства отрицательный. Такие вещи вообще вносить нельзя! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 15 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7 % Результат: не принято Отклоняется.
Заседание № 199
О проекте федерального закона № 392488-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о переносе срока вступления в силу отдельных требований закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вячеслав Викторович, в связи с болезнью докладчика просьба 15-й и 30-й вопросы повестки дня перенести на 19 марта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, постоянно приоритетные вопросы фракции предлагаете перенести по разным причинам. Мы все вот уже больше переживаем за приоритетные вопросы фракции. Раньше фракции - вспомните, Геннадий Андреевич, - каждый раз говорили, мол, не рассматривают наш вопрос, не рассматривают... Вот Коломейцев язык оббил. Перестроили работу, ставим на приоритетное рассмотрение, но сейчас, как только подходим к рассмотрению, то докладчик в командировку уехал, то приболел, то ещё какие-то причины находятся. Давайте тогда эти вопросы решать в обычном порядке, а так, получается, то одно мешает, то другое. Ну здесь уже с себя спрашивайте! Мы-то ставим на приоритетное рассмотрение, всё отодвигаем. У нас сейчас формируется приоритетная повестка, в ней обязательны фракционные вопросы, мы уделяем этому внимание, Николай Васильевич. Система рубит класс, сказал Иосиф Виссарионович. Мы с вами её выстроили, а теперь вы не готовы... Ну как же мы будем готовить вас к тому, чтобы вы завтра взяли ответственность? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, то-то. Вот и всё. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, мы за Путина, и вы за Путина, и они за Путина, потому что Путин от России. (Аплодисменты.) Ну что, коллеги, нас жизнь не научила? Посмотрите всю историю. Почему Зюганов за Путина? Потому что он понимает: у него ответственность за страну. И почему Харитонов ролик поменял? Ну он же не собирается 18-го в Кремль. Ролик поменял! (Оживление в зале.) Правильно сделал, потому что он тоже понимает: он ответственен за страну. У нас с вами были и Горбачёвы, и Хрущёвы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонова никто не трогает, он Герой Труда, самый уважаемый и мудрый депутат, он думает о стране, так же как Зюганов. Поэтому, Николай Васильевич, у нас один кандидат, у всех нас, у страны, да. Причём он независимый, поддержанный всеми, от народа. От народа - это самая правильная форма. И вообще, что касается политической системы, она у нас самая открытая, а вот в Америке две партии узурпировали. Это приведёт к краху, потому что их ничему не научила монополия одной партии в СССР. Именно поэтому всё к краху пришло. А сейчас вот посмотрим, как там будет рушиться. В рамках нашей же системы, видите, пять политических фракций в парламенте, а выборы президента позволяют выдвигаться и независимому самовыдвиженцу от народа. Эта система самая устойчивая. Но всё-таки приоритетные законопроекты фракции сопровождайте, коллеги. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну какие? "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что значит... Вот поэтому один законопроект и рассмотрели ваш, потому что вы всё время снимали, снимали, снимали... Ладно-ладно.
НИЛОВ О. А. Вячеслав Викторович, ваша конструктивная критика воспринята, в связи с чем предлагается по 15-му вопросу заменить докладчика, - там соавтор Нилов Ярослав, так что нельзя сказать, что это приоритетный законопроект только нашей фракции, - причём по схеме "доклад - содоклад" сразу же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич круглосуточно в Думе и сейчас в заседании принимает участие, поэтому на него можете опираться. И правильно здесь будет не только обязательно говорить, что это наш законопроект, от фракции, но, если такая ситуация сложилась, лучше просто рассмотреть этот вопрос, а Нилов-то всегда плечо подставит. Пожалуйста, включите микрофон Олегу Анатольевичу Нилову. Есть второе предложение. НИЛОВ О. А. И второе предложение: по 30-му Нилов Олег Анатольевич доложит. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот, наконец-то! Мы этого и ждали. Раз кто-то из фракции отсутствует, первый заместитель руководителя фракции может от фракции выступить, для того он и первый заместитель. Коллеги, нет возражений? Нет. Тогда мы будем более динамично работать на конечный результат, заботясь о содержании, а не о форме. Спасибо.