Заседание № 213

21.02.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 392445-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (в части, касающейся завершения расчётов с территориальными фондами обязательного медицинского страхования за лекарственные средства, фактически отпущенные отдельным категориям граждан в 2006 году, и определения дополнительных источников средств, направляемых на указанные цели).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3546 по 3900 из 5619
Пункт 15. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на   
2007 год". Доклад заместителя председателя Комитета по охране здоровья          
Герасименко Николая Фёдоровича.                                                 
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы прекрасно знаете ситуацию, которая сложилась уже в        
новом году по программе ДЛО из-за того, что в 2006 году не были оплачены        
расходы по счетам, предъявляемым поставщиками лекарств. По разным оценкам,      
это от 55 до 60 миллиардов рублей. Оплачено было на сумму 34 миллиарда          
рублей, не оплачено - примерно от 20 до 25 миллиардов рублей, поскольку по      
положению сначала поставляются лекарства, реализуются через розничную сеть, а   
потом в течение ста восьмидесяти дней идёт оплата.                              
                                                                                
В настоящее время ряд предприятий приостановили производство лекарств, а ряд    
поставщиков приостановили поступление лекарств в аптеки, и эту ситуацию мы      
обсуждали уже не один раз у нас в Государственной Думе. Поэтому                 
законопроектом предлагается установить, что федеральный фонд и                  
территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют       
завершение расчётов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным   
категориям граждан в 2006 году за счёт остатков средств на 1 января 2007        
года, образовавшихся в бюджете федерального фонда и в бюджетах                  
территориальных фондов обязательного медицинского страхования на 2006 год.      
                                                                                
Мы 29 декабря того года приняли этот закон, кстати, тоже по инициативе          
комитета. Было выделено 10 миллиардов рублей на систему дополнительного         
лекарственного обеспечения, но, как вы понимаете, 29 декабря был последним      
рабочим днём, и деньги, естественно, не ушли. Поэтому в этом законопроекте      
учитываются вот эти 10 миллиардов рублей, которые разрешается использовать, и   
плюс к этому ещё в 2007 году за счёт бюджета фонда обязательного медицинского   
страхования в рамках базовой программы предлагается также использовать 6        
миллиардов рублей на погашение долгов поставщикам лекарств.                     
                                                                                
И вторая часть - сугубо техническая. В связи с тем что не были своевременно     
поданы данные о численности населения, которое должно обеспечиваться            
лекарствами в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе,   
объёмы средств не были подсчитаны, все деньги направлены в Иркутскую область.   
Предлагается перераспределить их между Иркутской областью и Усть-Ордынским      
Бурятским автономным округом.                                                   
                                                                                
Такой закон крайне необходим, он снимет то напряжение, которое сейчас           
существует в системе лекарственного обеспечения. Правительство рассмотрело      
данный законопроект. В своём заключении правительство поддерживает принятие     
данного законопроекта. Комитет по охране здоровья рассмотрел данный             
законопроект и предлагает его принять.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Вопрос у Ближиной Любови Фёдоровны и у Горячевой   
Светланы Петровны.                                                              
                                                                                
Включите микрофон депутату Ближиной.                                            
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Николай Фёдорович, ситуация действительно серьёзная. Как вы сказали, у нас      
задолженность - 25 миллиардов, а выделили 10 миллиардов за 2006 год, и сейчас   
вот 6 миллиардов заложили в бюджет 2007 года. А тогда остатки как будут         
погашаться, ведь у нас восемьдесят девять субъектов?                            
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Восемьдесят шесть субъектов. Здесь как раз находятся          
заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир Иванович   
Стародубов, исполняющий обязанности директора Федерального фонда                
обязательного медицинского страхования, но предварительный ответ такой: до      
конца ещё не уточнены предъявленные счета, сейчас министерство                  
здравоохранения занимается как раз анализом этой ситуации, когда будет          
определена точная сумма, тогда будут предложения по покрытию тех средств.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос Горячевой Светланы Петровны.                                             
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
У меня к Николаю Фёдоровичу Герасименко вопрос. Конечно, совершенно,            
правильно вы, комитет, делаете, что сейчас вмешиваетесь в эту ситуацию потому   
что она, вообще, патовая по всей России. Но с другой стороны, может быть,       
немножко дальше вам пойти? Почему бы не поинтересоваться на самом деле, а кто   
же виноват в министерстве, в фонде обязательного медицинского страхования?..    
Как-то строго спросить с этих людей... Ведь понимаете, стыдно же: всем          
объявили о бесплатных лекарствах и не можем справиться с такой проблемой.       
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Мы проводили заседание комитета буквально две недели назад,   
приглашали представителей министерства здравоохранения, фонда обязательного     
медицинского страхования. Тут проблемы связаны, понимаете... Нужно не только    
искать, кто виноват.                                                            
                                                                                
Заложили сумму 34 миллиарда, а счетов подано почти в два раза больше. С чем     
это связано? Во-первых, теми, кто уходил из системы ДЛО на чисто денежное       
обеспечение, в ноябре - декабре было подано огромное количество рецептов, в     
несколько раз больше, чем обычно, то есть люди делали запасы, чтобы потом       
уйти и уже не пользоваться ДЛО. Это одна из проблем. Вторая проблема - нужно    
увеличить финансирование, эта проблема есть.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И вопрос Когана Александра Борисовича.                                          
                                                                                
Коллеги, я прошу руки больше не поднимать. Хинштейн последний. Сейчас так и     
будет - вопрос за вопросом. Спросила: есть ли вопросы? Одна рука, вторая,       
третья, четвёртая. Заканчиваем, Хинштейн последний.                             
                                                                                
Александр Борисович, прошу извинения, пожалуйста, ваш вопрос.                   
                                                                                
КОГАН А. Б., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я хотел бы задать вопрос исполняющему обязанности директора фонда               
обязательного медицинского страхования. На заседании Комитета по бюджету и      
налогам в 2006 году, когда решался вопрос об увеличении на 10 миллиардов        
рублей финансирования ДЛО, исполняющий обязанности заявил, что, в общем-то,     
скорее всего, не придётся больше обращаться за увеличением финансирования. И    
объяснил почему, сказал, что будут проведены дополнительные переговоры с        
поставщиками лекарств, за счёт логистических схем 6 миллиардов средств будет    
сэкономлено, и плюс на 12,5 процента - я эту цифру точно называю потому, что    
передо мной лежит стенограмма, - будет снижена наценка на лекарства, тем        
самым тот дефицит финансирования ДЛО, который сегодня необходимо покрыть,       
будет сокращён. Так в чём проблема-то, почему не удалось провести эти           
переговоры? Были конкретные обещания, заявления, а сегодня: лыко да мочало -    
начинай сначала.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечать кто будет на вопрос? Пожалуйста, из ложи         
правительства.                                                                  
                                                                                
РЕЙХАРТ Д. В., исполняющий обязанности директора Федерального фонда             
обязательного медицинского страхования.                                         
                                                                                
Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. Ответ на данный вопрос будет          
несколько, я бы сказал, развёрнутым, если вы позволите, буквально две-три       
минуты.                                                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Борисович, когда вы сослались на заседание комитета, вы     
совершенно правильно заметили, что Федеральный фонд обязательного               
медицинского страхования и Министерство здравоохранения и социального           
развития говорили о том, что необходимо и что мы будем проводить работу по      
снижению издержек программы дополнительного лекарственного обеспечения. В       
значительной степени нам удалось это сделать. За счёт проведения конкурса по    
отбору фармацевтических организаций на право поставки и отпуска лекарственных   
средств по данной программе в 2007 году нам удалось очень существенно снизить   
цены - в среднем на 21,5 процента - на лекарственные препараты для лечения      
наиболее затратных заболеваний, имеется в виду гемофилия, рассеянный склероз,   
онкогематология и инсулинозависимый сахарный диабет. Это даст возможность       
предоставить льготникам больше лекарств примерно на 4 миллиарда рублей. Это     
вот объём социально-экономического эффекта, полученного нами в результате       
конкурса. Кроме того, в конце прошлого года снижены цены и на другую            
номенклатуру лекарственных средств в среднем на 16 процентов.                   
                                                                                
Вместе с тем с учётом того, о чём сказал уважаемый Николай Фёдорович            
Герасименко, - что в конце прошлого года возникла ситуация, когда тем           
льготникам, которые предпочли денежную компенсацию, врачи выписали лекарства    
как бы впрок, с учётом того, что это всё-таки люди, граждане нашей страны,      
которых тоже надо лечить и так далее, - некоторый дисбаланс произошёл в         
работе врачей в регионах, потребовалось несколько больше средств. Вместе с      
тем мы понимаем, что объём задолженности очень чувствительный. Нам необходимы   
эти 16 миллиардов рублей, для того чтобы продолжить ту самую работу, о          
который вы сказали, в том числе с производителями, и обеспечить дальнейшее      
снижение издержек по программе.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Евсеевич Хинштейн, ваш вопрос.                                        
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Любовь Константиновна.                                  
                                                                                
А у меня вопрос к представителям Минздравсоцразвития. Скажите, пожалуйста...    
Два вопроса.                                                                    
                                                                                
Вопрос первый. У нас каждый год происходит одна и та же история: каждый год     
субъекты недополучают огромный объём лекарственных средств. В Нижегородской     
области, которую я представляю, на сегодняшний день отсроченных рецептов по     
декабрю, январю и февралю уже накопилось 40 процентов. Почему нельзя            
просчитывать это? Это проблема всей России.                                     
                                                                                
И второй вопрос. Мы в Нижегородской области получили бумагу из минздрава о      
том, что будет выделяться определённый лимит, всё, что сверх лимита, субъект    
Федерации должен будет выплачивать сам, то есть, так сказать, закрывать         
средства, уходящие на лекарства. Это грубейшее нарушение действующего           
законодательства. Объясните, пожалуйста, что происходит.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СТАРОДУБОВ В. И., заместитель министра здравоохранения и социального развития   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Евсеевич, по первому вопросу, в части, касающейся тех       
средств, которые были запланированы на 2006 год, я просто хочу напомнить, что   
в 2005 году у нас действовала солидарная система, когда граждане не имели       
права выхода из системы ДЛО и расчёт средств, которые необходимы в том числе    
на дополнительное лекарственное обеспечение, расчёт средств на                  
санаторно-курортное лечение, на проезд граждан в пригородном транспорте вёлся   
из солидарного принципа. И этих денег, как показывает опыт 2005 года,           
хватало.                                                                        
                                                                                
В 2006 году, когда примерно половина граждан, 46 процентов, вышли из системы    
ДЛО, остались самые тяжёлые категории граждан, которые нуждаются в этих         
лекарствах. Объём финансовых средств, который необходим, остался практически    
прежним с учётом того, что система обеспечения улучшилась по сравнению с 2005   
годом. Объём средств, который необходим, для того чтобы граждане получили в     
соответствии с действующим законодательством выписанные им лекарства, - а эта   
цифра по 2006 году составляет 99 процентов - оказался на уровне 65-68           
миллиардов рублей. Эти средства как раз нужны, для того чтобы компенсировать    
те затраты субъектам Российской Федерации, которые были произведены в 2006      
году.                                                                           
                                                                                
Что касается включения системы дополнительного лекарственного обеспечения в     
программу обязательного медицинского страхования, то в соответствии с законом   
о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования это уже     
законодательная норма. Субъекты Российской Федерации исходя из того, как они    
поработали с гражданами, которые решили остаться или выйти из системы ДЛО,      
получат по нормативу без всякого страхового резерва, который в предыдущие       
годы был в фонде обязательного медицинского страхования, все деньги, которые    
им положены. При этом они имеют право обратиться в федеральный фонд, чтобы за   
счёт тех средств, которые заложены в базовой программе обязательного            
медицинского страхования и в фонде, предназначенных для этого субъекта,         
перераспределить средства на систему дополнительного лекарственного             
обеспечения.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Николай Фёдорович,          
присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Я предлагаю по одному выступлению от фракции, и     
не более трёх минут. От фракции КПРФ - Кибирев Борис Григорьевич, и от          
фракции ЛДПР подняла руку Любовь Фёдоровна Ближина. Больше желающих я не        
вижу.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Борис Григорьевич Кибирев.                                          
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция Компартии Российской Федерации очень внимательно     
проанализировала представленный законопроект. О чём идёт речь? Продлить сроки   
выплаты за отпущенные лекарства. Ну не успели в прошлом году, ну не хватило,    
так сказать, умения по организационным причинам найти дополнительные            
средства, потому что их не хватает. Слава богу, нашли 16 миллиардов рублей:     
переходящие остатки прошлого года и вот 6 миллиардов рублей из бюджета          
текущего года.                                                                  
                                                                                
Комитет по охране здоровья, в который я имею честь входить, много этими         
проблемами занимался: и анализы, и совещания, и запросы, и предложения, - и     
что-то получалось. Поэтому в целом фракция Компартии Российской Федерации       
считает этот закон нужным, и она его поддерживает. Было бы легко и просто на    
этом закончить весь разговор и не обращать внимания на то, что причины,         
которые привели к сложившейся ситуации, - это причины не технические, а         
системные. Вспомните, уважаемые коллеги, что сегодняшнее заседание началось с   
того, что несколько депутатов заявили об абсолютно провальном положении на      
местах в системе дополнительного лекарственного обеспечения. И вот эта          
оценка, о провальном положении, - она, конечно, в общественном сознании         
существует.                                                                     
                                                                                
Надо сказать, что общественное сознание, вот такое негативное отношение к       
этому делу, подогревается широкоизвестным обстоятельством, что бывшее, старое   
руководство Фонда обязательного медицинского страхования, как говорится,        
подозревается в том, что слегка проворовалось, и сейчас находится в             
определённом месте. И как говорится, дай бог новому руководству фонда           
обязательного медицинского страхования разгрести все те завалы, которые         
остались от предшественников, и восстановить доверие к этому фонду.             
                                                                                
Вот подтверждением недоверия к фонду является как раз то, что половина          
федеральных льготников отказалась от натуральных льгот и перешла на денежные    
выплаты, причём страдают они от этого сами, потому что многие просчитались      
(оказалось, что им лекарства нужны), и, естественно, страдает фонд              
обязательного медицинского страхования, потому что система всё-таки строится    
на солидарном участии всех. И вы представляете, что если половина отказалась    
и берёт готовые деньги, то другим-то надо откуда-то эти деньги брать!           
                                                                                
Большое недоумение, или, так сказать, общественный протест, вызвал приказ       
министра здравоохранения и социального развития господина Зурабова о том, что   
декабрьские рецепты в январе недействительны. И пришлось снова идти...          
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фракция ЛДПР. Ближина Любовь Фёдоровна.                                         
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Я хочу обратиться к Владимиру Ивановичу. Владимир Иванович, ситуация очень      
напряжённая, серьёзная. Здесь у нас был министр обороны Иванов, он как бы       
заместитель Фрадкова, и я ему отдала обращение граждан Пензенской области,      
точнее, медработников онкологического диспансера. Я как раз там вела приём. И   
там был бунт. Вы представляете, как это ужасно! И вот этих 16 миллиардов, я     
думаю, не хватит на погашение...                                                
                                                                                
Я вам приведу примеры, что происходит в Пензенской области. Лекарства           
находятся в фармации, я лично добивалась в Москве через "Биотек"... Лекарства   
лежат, но больным их не выдают, потому что нет рецептов. Приказ: не             
выписывать рецепты. А лекарства именные - для некоторых граждан, которым я      
помогла. Вот в этом деле нужно разобраться.                                     
                                                                                
Недавно проходило совещание министров здравоохранения всех регионов, и, кроме   
министра Санкт-Петербурга, никому не дали слова, хотя все министры хотели       
выступить с предложениями в связи с этой ситуацией. Если есть, например,        
виновные, или врачи, или руководители, - должен быть строгий контроль. Как      
Светлана Петровна Горячева сказала, действительно нужно наводить порядок.       
Такое безобразие не должно происходить! А то так же будет, как со 122-м         
законом. Поэтому нужен контроль. И вот надо проверить факты, я уже их           
представил: есть лекарства для больных, но их не выдают, потому что дали        
команду не выписывать рецепты.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Антуфьев от "Единой России". Пожалуйста, три минуты. Афендулов, прошу           
прощения. Вы оба поднимаете руки, и поэтому я думаю, кто из вас.                
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
АФЕНДУЛОВ С. А., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Сегодня стоит вопрос о     
жизни людей, которые не получают лекарства. Я думаю, что можно много на эту     
тему говорить, но сегодня всем понятно, что надо срочно дать деньги, чтобы      
лекарства получали больные. Поэтому я вас прошу: давайте проголосуем и          
поддержим законопроект. Сегодня несколько структур занимаются этим вопросом.    
Будут рекомендации, и мы к этому вопросу ещё вернёмся, а сейчас я прошу         
поддержать этот законопроект.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание у представителя президента высказаться по данному               
законопроекту? Требуется ли заключительное слово? Нет. Коллеги, кто за то,      
чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              418 чел.92,9%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    419 чел.                                          
Не голосовало                  31 чел.6,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, у вас на руках есть проект постановления о принятии данного            
законопроекта в целом. Есть ли возражения? Нет. Кто за то, чтобы принять        
данный законопроект в целом в рамках "часа голосования"? Прошу проголосовать.   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.