Заседание № 45
26.05.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 392-7 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части возвращения прямых выборов мэров".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5992 по 6366 из 8234
Значит, мы сейчас можем рассмотреть 46-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части возвращения прямых выборов мэров". Доклад депутата Государственной Думы Олега Васильевича Шеина. Пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на самом деле вопрос, который сейчас обсуждается, является предметом очень серьёзных дискуссий в огромном количестве регионов страны. Ещё до недавнего времени граждане России свободно выбирали глав муниципальных образований, и это не было предметом дискуссии. С внесением определённых изменений в федеральное законодательство возникло некое пространство, и местные органы власти одновременно и практически везде стали вносить изменения в уставы муниципальных образований таким образом, что вместо института всенародно избранных глав администраций вводилась модель сити-менеджеров, то есть неких администраторов, которые назначаются депутатским корпусом по представлению комиссии, сформированной на паритетных началах между губернатором и муниципалитетом. На сегодняшний день прямые выборы мэров городов остались только в девяти региональных столицах, и, поскольку это не очень большой список, наверное, есть смысл его привести: Хабаровск, Анадырь, Кемерово, Томск, Абакан, Якутск, Новосибирск, Екатеринбург, в европейской части страны остался только один такой регион - это Адыгея, город Майкоп. Во всех остальных прямые выборы населения заменены на институт сити-менеджеров. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что такой подход концептуально неверен, такой подход предполагает отсечение людей от возможности самостоятельно выбирать глав администраций и исключение интеллектуального потенциала колоссального количества людей, проживающих в городах страны. Причём что парадоксально: в сельской местности, в сельских муниципалитетах глав выбирают. То есть в маленькой деревне, в селе, где нет бюджета, нет ничего, - там избирать главу администрации можно, но если речь идёт про полумиллионный город или миллионник, где уже есть и бюджетная независимость, и соответственно более высокий по определению интеллектуальный потенциал, потому что там располагаются университеты, а подчас и университетские центры, - там разрешить людям выбирать самим нельзя. Формально предпосылкой считается самостоятельное местное решение, но мы прекрасно понимаем, что если из восьмидесяти пяти региональных столиц так получилось в семидесяти шести, то очевидно, что речь идёт не о местных решениях, а о некой целенаправленной единой федеральной политике, причём противоречащей в том числе и публичному заявлению Президента России Владимира Путина, который, напомню, два года назад, отвечая на вопросы журналистов, сказал: мэров - только выбирать. Вот после этого заявления как раз и начался весь этот каскад с отменой прямых выборов. Формально речь идёт подчас о том, что якобы таким образом усиливаются полномочия депутатского корпуса, но мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день в условиях, когда депутатский корпус в региональных столицах является не менее однопартийным, чем в федеральном парламенте, очень сложно говорить о каком-то качественном перераспределении. Формально нам говорят о том, что таким образом губернаторы получают возможность влиять на решения, принимаемые городскими властями, но ведь мы прекрасно понимаем, что и до этого у губернаторов было право по определённой процедуре отправлять глав муниципальных образований в отставку, которая, как более сложный инструмент, не используется, если можно сделать это гораздо проще. Причём надо понимать, что муниципальные образования в условиях, когда глава муниципального образования является по факту назначенцем губернатора, лишены возможности защищать, отстаивать свою бюджетную независимость, например, это касается той же самой темы расщепления налога на доходы физических лиц, по которой муниципальные образования и региональные столицы, очевидно, находятся в некотором процессе состязательности с региональными властями, и ряда других вопросов. Безусловно, решения, направленные на отмену прямых выборов, ослабляют города, ослабляют реальное самоуправление, делают его фиктивным, они лишают страну возможности использовать интеллектуальный потенциал миллионов людей, проживающих в городах, поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает крайне важным возвращение к прямым выборам. И последний момент, о котором хотелось сказать. Вот очень часто ссылаются на зарубежный опыт, дескать, так в Америке. Во-первых, в Америке так не везде, а во-вторых, в Америке, мы прекрасно понимаем, в муниципальных образованиях разный состав депутатского корпуса - в одних случаях большинство принадлежит Демократической партии, в других случаях - Республиканской партии, там больше многоцветия. Кроме того, мы вроде бы давно уже договорились в этом зале не брать на вооружение плохие американские примеры, а для всех очевидно, что США не самая демократичная страна в мире и брать их недемократичный инструментарий для России не самое верное решение. Подытоживаю: для нас крайне важно, чтобы людям вернули право прямых выборов, чтобы власть зависела от населения, чтобы власть чувствовала ответственность перед населением, чтобы власть понимала, что именно население её избирает и что она отвечает именно перед ним, а не только перед губернатором, которые, кстати, очень часто у нас меняются, и подчас приходят люди, даже не проживающие в данном регионе и видящие его иногда первый раз в своей жизни, - вот по этой причине, кстати, и требуется более устойчивое местное самоуправление на уровне региональных столиц. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, на самом деле важную тему затрагивают авторы данной законодательной инициативы. Авторами выступили, ну, практически все члены фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и мы прекрасно знаем позицию по этому вопросу, но сейчас приходится выступать в двояком качестве - в качестве эксперта, председателя комитета, и в качестве представителя фракции, поэтому я постараюсь, чтобы выступление было взвешенным. Ну, прежде всего, позиция комитета - не поддерживать ваш законопроект, и аргументация, на мой взгляд, в этом контексте заслуживает внимания, поскольку в вашем законопроекте предлагается механизм однотипного формирования глав определённого типа муниципальных образований - на прямых выборах. Напомню, что сегодня федеральный закон позволяет вариативно подойти к этому вопросу, то есть могут проходить как прямые выборы и выборы из состава представительного органа, из депутатов, так и выборы депутатами из кандидатов, представленных конкурсной комиссией. То есть на сегодняшний момент благодаря многообразию форм механизм формирования глав муниципалитетов различного уровня представляется более демократичным и разнообразным. Как регионы, субъекты отрегулируют этот вопрос - это уже, можно сказать, на их совести, отмечу лишь то, что сегодня в муниципалитетах в субъектах Федерации сложилась разнообразная практика, потому что, разумеется, нормативно-правовое регулирование в этой сфере частично является полномочием субъектов Федерации. Очень интересная информация представлена в отчёте Минюста о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации, там приводятся разные примеры. Вы знаете, что в 2015 году было принято известное постановление Конституционного Суда № 30-П, которое установило, что выборы могут быть не единственным механизмом формирования на различных уровнях органов местного самоуправления, то есть где-то на втором уровне прямые выборы, где-то на первом. И хочу вам сказать, что сложилась совершенно разнообразная практика в разных типах муниципальных образований. С чем можно согласиться, Олег Васильевич, так это с тем, что, конечно, люди желают выбирать главу своего города, района, главу поселения. В действующей редакции закона как раз и говорится о том, что граждане должны сами решить через своих депутатов, которые представлены в законодательном собрании, в муниципалитете, какую форму наделения главы полномочиями предусмотреть. Позиция фракции ЛДПР такова: люди должны решать, как формировать, каким путём идти и какие механизмы использовать - избирать или назначать глав муниципальных образований. И Конституционный Суд, конечно, встаёт на нашу сторону, на сторону комитета, указывая, что в конечном итоге люди - это та инстанция, которая определяет механизм формирования. Могу доложить о своём регионе. У нас, кстати, только главы поселений избираются из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и не везде такой процесс получил всеобщее одобрение: во многих поселениях депутаты встали на защиту действовавшей нормы и защитили свои уставы, сохранив прямые выборы глав поселений. А отдельные главы - в силу вариативности этого механизма в нашем регионе пошли по пути выбора того или иного способа формирования - сами сказали, что для них принципиально доверие людей, и они пойдут на выборы, так как хотят смотреть в глаза своим избирателям, слушать их наказы, встречаться, вести приём, и на уровне сельских поселений, городских поселений всё-таки оставили прямые выборы. Выборы глав районов и городских округов у нас проходят напрямую, за исключением ЗАТО Северск, поскольку там законом предусмотрена процедура избрания главы депутатами из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. Уважаемый Олег Васильевич, вы абсолютно справедливо говорите о том, что люди должны решать, так давайте мы им это право и предоставим, пускай они в своём регионе, в своём муниципалитете изберут тот формат, который они считают приемлемым. А депутаты, в том числе из оппозиционных фракций, должны им разъяснить положения закона, разъяснить, что всё зависит от них: если они встанут на защиту института прямых выборов, то политические партии, депутаты их поддержат в этом вопросе и этот механизм формирования останется. Предлагаемая вами редакция существенно ограничивает способы избрания глав муниципалитетов в районах, в городах и поселениях. Большое спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю комитета. А есть ли анализ, скажем так, успешности, эффективности отмены прямых выборов мэров, показывающий, к каким последствиям это привело - положительным или отрицательным? Есть ли такие данные в комитете? ДИДЕНКО А. Н. Эффективность - довольно интересный показатель, всё-таки хотелось бы понять, по каким конкретным критериям эту эффективность оценивать. Могу сказать, что такой механизм работает с 2015 года, и на самом деле высказывается очень много критики в отношении избрания главы подобным образом, но настолько ли он плох? Например, так скажем, произошла определённая эволюция, поскольку мы ввели некоторые ограничения. Во-первых, введена альтернативность, изначально этого не было и только один кандидат от конкурсной комиссии мог быть представлен для проведения голосования в местном парламенте. Во-вторых, появилась возможность предусмотреть требования к образованию и к квалификации кандидатов, в отношении которых в последующем будет проходить голосование. В отношении же кандидатов на прямых выборах подобных критериев нет, только альтернативность - кандидатов всегда несколько, а, например, требования о наличии высшего образования нет, и у нас очень много глав без высшего образования. На сельском уровне это можно понять, но когда миллионным городом руководит глава без высшего образования - это, наверное, неправильно, согласитесь. Согласно действующей редакции мы, например, можем предусмотреть в положении о выборах из кандидатур, представленных конкурсной комиссией, этап агитации - почему нет? И в некоторых городах этот сценарий реализуется: идёт полноценная агитационная кампания, идёт трансляция в Интернете, приглашают граждан, собирают большие залы, и кандидаты, которые идут на конкурс или уже представлены конкурсной комиссией, презентуют положения своей программы, это опять же может быть трансляция в Интернете. Есть зарубежные примеры, они существуют, поверьте, и что касается, как принято считать, цивилизованного зарубежного опыта, не всегда в муниципалитетах главу избирают на прямых выборах, далеко не всегда. И если мы предусмотрим вот эти критерии: агитационный этап, максимальное привлечение населения к обсуждению кандидатур, презентация программ кандидатов, последующий отчёт уже избранного главы, - я думаю, что этот механизм может быть не так уж плох, хотя, конечно, по степени конкурентности, прозрачности, по существующим гарантиям он не может сравниться с механизмом прямых выборов, который всё-таки является наиболее демократичным, но, как указал Конституционный Суд, не единственным способом избрания руководителей, глав муниципалитетов на различных уровнях. У нас сегодня не может быть модели, когда сверху донизу в области главы всех муниципалитетов назначаются, а вот модель, при которой только избираются, может быть, только назначений быть не может, всегда на каком-то уровне главы должны избираться напрямую, это право закрепил за поселениями Конституционный Суд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Васильевич, не могу не заметить, что мне очень "нравится" слово "сити-менеджер". Это примерно то же самое, как если бы в США появился городничий или городской голова. Но вопрос мой, естественно, не об этом. Вот нам говорят, что людям дали возможность выбирать себе, так сказать, форму управления. Если это так, то возникает вопрос: а почему из восьмидесяти пяти регионов семьдесят шесть совершенно единодушно выбрали отказ от прямых выборов мэров городов? И вторая часть вопроса. Не думаете ли вы, что это на самом деле приведёт к переносу возможного недовольства граждан на более высокие уровни власти и вместо того, чтобы повысить управляемость, авторы этой идеи - что надо отказаться от выборов мэров городов - получат противоположный результат, а именно нарастание конфликтности? ШЕИН О. В. Спасибо, Олег Николаевич. По терминологии. Русский язык достаточно богатый и великий язык, чтобы вбирать в себя и очень много иностранных неологизмов. Мне кажется, важно, чтобы мы понимали, о чём мы говорим на самом деле, - мы говорим о назначенном, а не напрямую выбранном главе администрации. Но вы совершенно правы в том смысле, что с отменой прямых выборов глав городов резко возросла зона ответственности губернаторов, потому что если раньше губернатор мог сказать, что за вывоз мусора, за состояние детских садов или за обрезку деревьев отвечает не он, а гражданами избранный глава администрации - к нему все вопросы, то теперь все вопросы по любой теме в региональных столицах только к губернатору региона, потому что именно его человек, поставленный через процедуру назначения на должность главы города, отвечает за всё. Безусловно, это повышает ответственность региональной власти за счёт снижения ответственности власти на муниципальном уровне, поскольку речь идёт об одних и тех же процессах, и если где-то убывает, то где-то прибывает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к обоим докладчикам вопрос: что всё-таки стоит на первом месте - сама выборность мэров или финансовая независимость, которая в больших городах сегодня обеспечена более полно, чем в остальных поселениях? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В любой, как вы хотите. ДИДЕНКО А. Н. Мы ориентируемся на председательствующего. На самом деле вы абсолютно правы, Алексей Владимирович: эта процедура, пересмотр механизмов избрания главы, наверное, следствие их финансовой несамостоятельности. Некоторые из глав поселений потому и отказываются от прямых выборов, что хотят снять с себя политическую ответственность: мы на 82 процента дотационные, от нас ничего не зависит, всё распределяется, нам помогает район, району помогает область, областной бюджет, региональный бюджет... В ситуации, когда человеку, стоящему перед жителями поселения (там, перед тысячей или двадцатью тысячами), задают вопросы, а он на все вопросы отвечает: "Нет денег, мы дотационные", - может быть, и на самом деле не нужны прямые выборы (я только предполагаю). В основе этой смены политической парадигмы лежала, конечно, отмена финансово-бюджетной парадигмы: мы лишили их самостоятельности, лишили конкретных рычагов, чтобы решать вопросы местного значения в полном объёме, они могут рассчитывать только на помощь - разумеется, они повсеместно сами отказываются идти на прямые выборы, но повторю, что... Вот, кстати, в отчёте Минюста отмечено, что Томская область, семидесятый регион, тяготеет к максимально демократическим процедурам, - это такой уникальный регион, где максимально сохранились прямые выборы, и, поверьте, что далеко не последнюю роль в этом сыграли жители региона, которые встали на защиту прямых выборов. Кстати, опыт вашего бывшего коллеги-однопартийца, в Иркутской области, можно сказать, весьма примечательный, поскольку там выносят на областной референдум закон, которым предусматривается создание правовых норм для формирования институтов глав города, района и поселения, то есть они этот важнейший вопрос планируют вынести на областной референдум. Я считаю, и точка зрения фракции такая же, это абсолютно оправданный, профессиональный подход, когда на всенародном региональном голосовании граждане определяют, быть прямым выборам в регионе или не быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Шеину. ШЕИН О. В. Мне кажется, в вопросе прозвучал и ответ. На самом деле, если мы рассмотрим ситуацию с местным самоуправлением, мы увидим, что бюджеты региональных столиц, как правило, превышают бюджеты всех остальных муниципальных образований данной территории, вместе взятых. Конечно, ситуации бывают разные - есть Самарская область с локомотивом в виде Тольятти, есть Новокузнецк, - но общая модель именно такая. И решение в связи с этой общей моделью тоже достаточно очевидно: там, где денег нет (в сельских советах, в районных центрах, в маленьких поселениях), - пожалуйста, выбирайте, потому что от этих выборов реально ничего не зависит, все эти муниципальные образования имеют очень высокую степень зависимости от дотаций из региональных бюджетов; там, где деньги есть, где дотации из региональных бюджетов связаны, как правило, не с выравниванием бюджетной обеспеченности, а просто с транзитным финансированием (скажем, речь идёт об областных обязательствах по заработной плате работникам образования), там, где деньги есть (в региональных столицах), как раз эти выборы и отменены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. У меня вопрос к Олегу Васильевичу. Олег Васильевич, федеральным законодательством, когда принимался федеральный закон, было предусмотрено пять вариантов, и все эти варианты были отданы на откуп субъектам: субъекты, в зависимости от конъюнктуры, от каких-то национальных вещей, принимают региональные законы и выбирают одну из этих пяти схем. Вы упомянули город Екатеринбург Свердловской области - я хочу вам сказать, что в таких городах Свердловской области, как Екатеринбург и Нижний Тагил, сохранены прямые выборы глав муниципальных образований. В частности, в городе Екатеринбурге, где проживает полтора миллиона жителей, а это 30 процентов избирателей Свердловской области, предусмотрена так называемая двуглавая система управления: глава города Екатеринбурга всенародно избирается, но есть так называемый сити-менеджер. Вот то, о чём вы говорите, что мы должны повысить в том числе легитимность органов местной власти путём привлечения людей на выборы, чтобы люди шли и избирали глав муниципальных образований... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин. ШЕИН О. В. Спасибо за вопрос. Я, единственно, отвечу, что, конечно, знаю систему функционирования местного самоуправления в Екатеринбурге, но на самом деле вы меня правильно подкорректировали: если в Екатеринбурге всенародно выбранный глава не распоряжается бюджетом, не подписывает документы по распоряжению землёй, не назначает чиновников, а просто ведёт заседания городского Совета, городской Думы, тогда понятно, что количество региональных столиц, в которых люди могут выбирать главу с реальными полномочиями, на самом деле ещё меньше, чем я называл в ходе доклада. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, надо посоветоваться. Время - 17.30, фиксированное время для рассмотрения законопроектов в соответствии со статьёй 118, поэтому мы сейчас должны будем перейти к рассмотрению этих законопроектов, а затем надо будет определиться с количеством выступающих, я думаю, по фракциям надо консультации провести. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, сейчас мы не можем закончить рассмотрение, потому что у нас по повестке фиксированное время - 17.30.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7393 по 7460 из 8234
У нас недорассмотренным остался 46-й вопрос. Кроме того, нам необходимо заслушать информацию Макарова Андрея Михайловича по итогам заседания Совета, с учётом того что поступил законопроект по бюджету. Есть предложение заслушать Андрея Михайловича Макарова и затем завершить рассмотрение 46-го вопроса. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я понимаю, что очень поздно, поэтому буду предельно краток. Проект закона о внесении изменений в закон "О федеральном бюджете..." поступил в Государственную Думу сегодня, в 11.46. Все необходимые документы были представлены, комитет это проверил, и состоялось внеочередное заседание Совета Государственной Думы, который принял соответствующее решение. Совет Государственной Думы предлагает рассмотреть в первом чтении данный законопроект 9 июня, и Совет определил порядок подготовки документов к рассмотрению бюджета в первом чтении - это принципиальное решение! Обычно в таких случаях принимается решение, что Комитет по бюджету и налогам может работать и в региональную неделю, - и такое решение принято, это понятно, потому что всё сведение будет там, - но Совет Государственной Думы также принял решение разрешить всем комитетам Государственной Думы, которые задействованы в рассмотрении бюджета, ответственны за рассмотрение своих разделов, профильным комитетам по разделам бюджета и по государственным программам... Я думаю, все председатели комитетов и депутаты это знают, здесь ничего не меняется, список профильных комитетов был утверждён решением Совета 28 октября 2016 года, когда мы готовились к рассмотрению бюджета в полном объёме. Так вот все комитеты из этого списка могут проводить заседания во время региональной недели, с тем чтобы мы могли подготовиться к рассмотрению изменений в бюджет в первом чтении. Решением Совета установлен срок: все предложения комитетов, депутатов, замечания и заключения должны быть переданы в Комитет по бюджету и налогам до 5 июня - это очень важный срок! Чем это вызвано? Дело в том, что Бюджетным кодексом установлено, что поправки в закон о бюджете рассматриваются Думой в приоритетном порядке и что они должны быть рассмотрены в течение двадцати пяти дней, - поэтому такой жёсткий график, он установлен законом, а не по чьему-либо усмотрению. Так что все комитеты имеют возможность серьёзно, внимательно рассмотреть свои разделы и передать свои замечания. Кроме того, мы запросили пять ведущих научных учреждений страны в области экономики, и они в эти же сроки дадут нам свои заключения, которые станут предметом рассмотрения палатой и, безусловно, будут доведены до сведения всех депутатов. В настоящий момент все документы по бюджету уже размещены в АСОЗД, и каждый депутат может с ними ознакомиться. И последнее, на что хотел бы обратить ваше внимание, - это то, что очень серьёзно меняются параметры бюджета. Фиксируется ситуация: страна начала экономический рост. Думаю, нам предстоит очень серьёзное обсуждение этой ситуации, ведь мы понимаем, что поправки к бюджету - это важнейшая стадия на пути подготовки бюджета следующей трёхлетки. Вот основные решения, которые были приняты сегодня Советом Государственной Думы, и мы всех приглашаем к совместной работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, мы исходим из того, что информацию надо принять к сведению и работать в региональную неделю над бюджетом. В первую очередь это, безусловно, касается бюджетного комитета и комитетов-соисполнителей. Ну и конечно, ознакомившись с бюджетом, мы должны обсуждать вопросы, которые внесло правительство, с нашими избирателями.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7498 по 7868 из 8234
Уважаемые коллеги, переходим к 46-му вопросу, рассмотрение которого мы с вами прервали. У нас есть четыре выступления от фракций. Пожалуйста, Кузьмин Михаил Владимирович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Приготовиться Харитонову Николаю Михайловичу. Коллеги, хотел бы обратить ваше внимание на то, что сегодня пятница и дальше региональная неделя, поэтому исходим из того, что многие купили билеты. Давайте по существу. Пожалуйста. КУЗЬМИН М. В. Буду краток. Вносится предложение: исключительно проведение выборов - ну а где же тогда у нас паритет мнений, где расстановка сил? В 90-е годы мы это уже проходили, жители населённых пунктов насмотрелись на нас с избранными главами и губернаторами и с разногласиями, которые возникали при формировании бюджетов. Так что на сегодняшний день та схема, которая предлагается... Прямые выборы или косвенные - это всё равно выборы, в том числе через депутатский корпус. Мы - одна команда: губернатор, депутаты, главы, реализуются федеральные программы, и города-доноры или города дотационные вместе с командой осуществляют общее распределение и выполнение задач и целей. И населению нравится эта позиция. Не надо ссылаться на то, что население желает выборов, - населению нравится, когда есть вода, транспорт работает, в городах всё хорошо. Законопроект, предложенный коллегой - депутатом фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предлагаю не поддерживать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ - Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Спешить никуда не надо, уважаемые коллеги! По значимости вопрос, который поднят этим законопроектом, кадровый вопрос - вдумайтесь, особенно старшее, среднее поколение! - первый после вопросов, связанных с Конституцией. В своё время всем известный руководитель нашей страны Иосиф Виссарионович Сталин сказал: "Кадры решают всё!" Теперь назову вам цифры: с 1997-го по 2017 год двадцать один губернатор попал под следствие, восемь сейчас находятся в местах заключения и под следствием. Кто их выдвигал, кто их поддерживал, кто за них должен отвечать - кто?! Выборы хороши при однопартийной системе. Я и многие из вас, сидящих в зале, застали период социализма, а сейчас мы живём при развитом капитализме со звериным оскалом, когда никто никому не нужен. Вы знаете, что многие здесь - фамилии называть не буду - были мэрами и губернаторами. Когда от одной партии избран губернатор, от другой - мэр, что между ними происходит? Даже на уровне поселения, если от разных политических партий избирают главу поселения и председателя представительного органа местного самоуправления, другие партийцы ходят и ждут, когда он то кран закроет, то газ перекроет, то ещё что-нибудь сделает, ошибётся... То есть сегодня по значимости этот вопрос, я думаю, - и вы, надеюсь, согласитесь - первоочередной, но, прежде чем выносить такие вопросы на обсуждение, необходимо окончательно определиться с межбюджетными отношениями региона и центра. Я был у президента Владимира Владимировича Путина, когда обсуждался 131-й закон (автором идеи был Козак), и тогда я сказал, мол, не обижайтесь, Владимир Владимирович, на меня, но я, наверное, среди вас самый опытный: я был депутатом сельского, районного, областного советов, народным депутатом РСФСР и сейчас депутат Госдумы, и я знаю, что пока не будет закона о финансовых гарантиях, этот закон принимать нельзя! Козак сбоку, из-за спины: "Владимир Владимирович, с Кудриным 4 июля обо всём договоримся..." И по сегодняшний день договариваемся! В какое положение поставлено местное самоуправление? В зависимость от выборов, от итогов выборов, и ползает на коленях! Я тогда говорил: бюджет ниже райсовета опускать нельзя ни в коем случае, тем более когда такое безденежье! Сегодня наша фракция поддержит этот законопроект, но нам крепко надо задуматься, к чему приводят эти выборы. Вот сидит мой коллега уважаемый Шаманов, давайте предложим в нашей армии избирать командиров взвода, роты, батальона, полка, дивизии, корпуса - что из этого получится? Мы же не идём на это! Я помню - и среднее поколение, наверное, помнит, - как во времена Горбачёва начали избирать бригадира дойного гурта, бригадира полеводческой бригады. Кого народ избирал? Того, кто мимо всего смотрит, того, кто не болеет ни за государственное, ни за колхозное, ни за совхозное! Вот это были первые, так сказать, толчки, чтобы развалить нашу экономику. Да, сейчас можно на Америку ссылаться. В своё время, в начале 90-х годов, мы были и в Великобритании, где парламентская демократия, и в Соединённых Штатах Америки. На местном уровне там то, о чём только что коллега говорил, - депутаты приглашают, нанимают человека в исполнительную власть и говорят: вот тебе бюджет, вот тебе программа - и попробуй только не выполни! Вот у них такой подход. Мы сегодня руководителя местного самоуправления, как ко льву в клетку, - открываем клетку и толкаем его в народ, а у него нет ничего за душой! Так что вопрос очень серьёзный, и, может быть, не только сегодняшнее заседание ему надо посвятить, чтобы рассмотреть со всех сторон. Я ещё раз говорю: при однопартийной системе выборы можно проводить, потому что партия должна за них отвечать. А кто за этих губернаторов ответит - сегодня восемь человек в тюрьме, под следствием?! Кто за Сердюкова ответит - кто его кандидатуру предлагал?! Кто за Улюкаева ответит - кто его выдвигал?! Это вопросы серьёзные! Кадры решают всё, поэтому думать надо. Наша фракция поддержит этот законопроект, но думать надо. Кадры решают всё - не забывайте! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Михайлович, а кто ответит за Горбачёва? За Горбачёва кто ответит? (Шум в зале.) ХАРИТОНОВ Н. М. Мы вместе, члены КПСС! Вот КПСС и запретили! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда и за Улюкаева мы вместе. (Шум в зале.) ХАРИТОНОВ Н. М. Я серьёзные вопросы поднимаю! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И я тоже серьёзно. Коллеги, давайте исходить из того, что если начистоту, то начистоту, а когда "вот за это мы отвечаем, а за это пускай другие отвечают" - это не государственная позиция. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот правильно, это уже ближе к истине. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич от фракции ЛДПР. Сняли, да? Спасибо, Александр Николаевич. Уважаемые коллеги, от фракций выступления состоялись... А, настаивает на выступлении Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Вячеслав Викторович, я от фракции выступаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - Гартунг Валерий Карлович. Конечно, это ваше право, никто на него не посягает. ГАРТУНГ В. К. Я не буду сейчас отвлекаться на исторические примеры и справки, буду говорить по существу. У нас органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, это всем известно, и, соответственно, я думаю, они должны иметь возможность исполнять в полном объёме те полномочия, которыми они наделяются, и ключевым всё-таки является избрание глав. Напоминаю, слово "самоуправление" предполагает, что осуществляется самоуправление, а мы вот этого самоуправления лишаем граждан, когда отменяем прямые выборы глав администраций. И речь здесь не только о поселениях. Есть примеры, когда люди выбрали... Например, в поселении Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области люди выбрали главу администрации, он получил максимальную поддержку - депутаты отправляют его в отставку. Второй пример, прямо противоположный, - выборы в городе Челябинске, городе-миллионнике. Раньше там всегда были прямые выборы мэра, три года назад прямые выборы отменили, более того, отменили так называемую двуглавую систему и ввели совсем другую, новую систему, при которой люди выбирают районных депутатов. Прошло некоторое время, и социологи провели опрос среди жителей Челябинска с просьбой назвать фамилии депутатов, за которых они голосовали, - по-моему, 95 процентов или даже больше вообще не смогли назвать фамилии депутатов, за которых они проголосовали! Почему? Потому что они проголосовали за людей, которые не были наделены реальными полномочиями, - районные депутаты выбрали городских депутатов, а городские депутаты уже проголосовали за кандидата, предложенного конкурсной комиссией, а, скажем так, половину членов комиссии представлял губернатор. К чему же мы пришли? Фактически мы пришли к назначаемости главы администрации города Челябинска. Ну, не будет, наверное, лукавством, если мы скажем, что введение муниципального фильтра на губернаторских выборах в какой-то степени привело к управляемости этим процессом: там, где муниципальный фильтр действует, - а он везде действует - фактически назначаемый губернатор, то есть мы выстроили вертикаль власти. Здесь, в этом зале, есть люди, которые управляли крупными предприятиями. Любой управленец с большим стажем скажет, что, не делегируя полномочия на нижестоящие уровни управления, невозможно управлять сложными системами, это для всех очевидная вещь, я не буду здесь что-то доказывать. Таким образом, нужно делегировать полномочия, и возвращать выборы мэров нужно не только потому, что без этого мы покушаемся на конституционные права граждан и не даём им возможности самим организовывать свою жизнь. Подчеркну, практически 90 процентов проблем, с которыми сталкиваются граждане, решается на уровне местного самоуправления. Мы на следующей неделе, а кто-то уже сегодня, поедем в округа, где будем вести приём. Промониторьте, с какими проблемами к вам будут приходить люди. Конечно, если бы вода была, транспорт ходил, школы работали, ФАПы не закрывали, то, наверное, людям было бы всё равно, как назначается глава, - если всё работает, это в последнюю очередь интересует человека. Его интересует данный вопрос, когда всего этого нет: когда ФАПы закрываются, транспорт не ходит, вода вдруг исчезла, больница не работает - и люди не знают, куда обратиться. Понимаете, в чём проблема? И что получается, куда они обращаются со всеми этими проблемами? Все пишут президенту. Но мы же понимаем, что управление такой огромной страной, как Россия, - это даже не управление крупным комбинатом, это гораздо сложнее, и поэтому без делегирования полномочий управлять такой страной невозможно, что, собственно, мы и наблюдаем: на всех уровнях у нас несогласованность. Поэтому вторая причина, по которой нужно поддержать наше предложение, - это чисто управленческая необходимость. Есть ещё и третья причина. Здесь сегодня уже говорили об этом: когда начинаются проблемы и мы не можем из Москвы все эти проблемы решить - это невозможно, - надо давать гражданам альтернативный вариант выхода из ситуации, сделать так, чтобы они сами могли найти какое-то альтернативное решение. Если всё будет зарегулировано, то есть все клапаны будут закрыты, рано или поздно всё вырвется наружу, что приведёт ко всевозможным уличным выступлениям. Я думаю, что мы как раз этого-то и не должны допускать, нужно давать людям возможность по мере своих сил решать проблемы на местах, а для этого они должны иметь возможность выбирать глав городов и районов. Теперь по поводу того, что мы же вроде как дали варианты решения этой проблемы, у регионов же есть из чего выбрать. Да, есть из чего выбрать, но посмотрите практику, ведь вопрос же не в том, какие есть законы, вопрос в том, как они применяются. Посмотрите практику, посмотрите статистику: у нас фактически нет прямых выборов. И даже там, где есть двуглавая система, что получается? Вот в Екатеринбурге люди выбрали Ройзмана, а у него полномочий-то нет, реально городом руководит другой человек, я сейчас не о качестве управления говорю, а о том, что ситуация получается странная и эта система тоже не работает. Поэтому нужно дать возможность гражданам выбрать того человека, которому они доверяют, на которого возлагают надежды и с которого потом будут спрашивать, а не с Президента Российской Федерации. Мне кажется, принятие этого законопроекта в интересах всех граждан страны и, естественно, в интересах стабильности, прежде всего политической и экономической стабильности в России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Нет желания выступить у полномочного представителя президента? Нет. У представителя правительства? Коллеги, можно было бы подключиться к дискуссии, всё-таки вопрос демократии. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, полномочный представитель правительства кивает на вас. Основополагающие права граждан берут и трактуют как хотят. Скажите, как профессиональный юрист, кто отменил выборы и, вообще, отменены ли они? МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Как мы все прекрасно понимаем, попытка подмены тезиса - это довольно известный приём при ведении дискуссии. На самом деле ни на каком из уровней публичной власти, начиная с муниципального и завершая федеральным, отмены выборов нет. Отдельные депутаты говорят о том, что у нас отменены выборы глав субъектов Российской Федерации. На самом деле мы знаем, что они тотально избираемые, просто в ряде субъектов (это тоже их право) выборы губернаторов либо иных высших должностных лиц субъектов являются не прямыми, а проводятся через законодательные (представительные) органы. И что касается муниципалитетов, мы также знаем, что есть как минимум три различных способа формирования органов управления на этом уровне. Если говорить о депутатском корпусе, он, безусловно, стопроцентно избираемый, хотя в ряде случаев выборы тоже не прямые, а опосредованные. Но в целом, как мы знаем, всё-таки система выборов в Российской Федерации продолжает оставаться надёжной опорой демократичности различных уровней власти. Я думаю, что здесь очень много слов было сказано в таком, я бы сказал, полемическом, политическом запале. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Вот видите, уважаемые коллеги, истина потихонечку открывается, туман рассеивается. Заключительное слово предоставляется Олегу Васильевичу Шеину, автору законопроекта. Пожалуйста. ШЕИН О. В. Подключусь к рассеиванию тумана и чуть разовью мысль Гарри Владимировича. Сто лет назад тоже были выборы, они проходили по системе курий, когда люди выбирали не напрямую, а, скажем так, через четыре сита, и тогда голоса очень отличались, в десятки раз, по степени своей весомости, в зависимости от того, кто голосовал - богатый человек или бедный. Такие выборы не устроили общество. Что касается выборов сегодняшних - назову только цифры, ничего личного: из 85 региональных столиц на самом деле прямые выборы остались только в 7, то есть я ошибся, назвав большее число, за это время, оказывается, всё зашло дальше; в муниципальных районах прямые выборы отменены в 87 процентах случаев, то есть в 1541 муниципалитете из 1777; в городских поселениях прямые выборы отменены в 72 процентах случаев - в 1133 поселениях из 1572; и наконец, даже на уровне сельских поселений прямые выборы отменены в 13 200 случаях из 18 000, это 74 процента. Это первое. Второе. Когда мы говорим о том, что людей всё устраивает, на самом деле это не совсем так. Как минимум где-то в 30 субъектах Российской Федерации люди пытались провести референдумы, чтобы был наконец ответ на вопрос, как им выбирать глав местного самоуправления. Однако в Омске, Волгограде, Башкирии, Севастополе, Челябинске и так далее в проведении такого референдума было отказано; в Астрахани инициативной группе на заседаниях областной Думы отказали 26 раз! Так что, когда мы говорим о прямых выборах, на самом деле мы выражаем точку зрения населения, поскольку население не может через механизм референдума повлиять на то сито, которое реально существует. Наша позиция, позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", последовательно демократична. Мы исходим в том числе из векового опыта, из опыта той эпохи, когда тоже были выборы, но они были не прямыми, они были кривыми, они были куриальными, и ни к чему хорошему это не привело. А мы хотим хорошего. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Заключительное слово предоставляется содокладчику Алексею Николаевичу Диденко. Пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, уважаемые коллеги, за полноценную и профессиональную дискуссию. На самом деле выступающие от фракций были правы, каждый по-своему. Николай Михайлович Харитонов был прав в том, что финансовая несамостоятельность поселений, районов и городов, конечно, порождает и политическую несамостоятельность, всё это звенья одной цепи. И коллега Гартунг тоже был в какой-то степени прав в том, что действительно есть тенденция сокращения демократических процедур. И безусловно, прав Олег Васильевич Шеин, который говорил, что институт референдума, конечно, очень-очень сложный и в регионах практически нереализуем. Лично у меня сложилось впечатление, что большинство граждан действительно желает, чтобы оставался институт прямых выборов. Ситуация от региона к региону, конечно же, может меняться, я не берусь утверждать, желают ли жители, допустим, Чукотского автономного округа или одной из республик Северного Кавказа идти по пути прямых выборов, я просто этого не знаю. Я могу сказать о своём регионе, где я проводил опросы, и письменные, и электронные, там максимально сохранился институт прямых выборов. Конечно, всё должно зависеть от граждан и от тех депутатов, которые принимают решения в региональных законодательных собраниях. Позиция фракции - а я её транслирую с учётом того, что мы сняли выступление, - заключается в том, что нужно делать так, как просят люди. Если у вас, как у депутата, сложилось впечатление, что большинство за прямые выборы, конечно, нужно позицию людей отстаивать и доносить её и до регионального парламента, и до высшего должностного лица, чтобы соответствующие законы в субъекте были приняты, а действующая редакция федерального закона это сделать позволяет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, нам необходимо всё-таки уточнить, необходимо, чтобы это прозвучало: и прямые выборы, и выборы депутатами соответствуют всем нормам и правилам демократии при формировании органов власти, и та, и другая процедура являются демократическими, а выбор процедуры - это уже право депутатов законодательных собраний, которые определяют эти нормы. Итак, коллеги, мы провели полноценную дискуссию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части возвращения прямых выборов мэров", вопрос 46. Включите режим голосования. Сергей Владимирович, вы у нас всегда стоите на страже Регламента - ну нельзя же так публично (я больше никаких эпитетов не привожу) нарушать нормы Регламента и голосовать за своих коллег, тем более лидер фракции ЛДПР вообще всегда выступает против любых выборов, кроме выборов депутатов Государственной Думы, а в его отсутствие происходят такие события... Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 36 мин. 21 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4 % Результат: не принято Отклоняется. Посмотрите, мы на тридцать семь минут задержались, делали всё для того, чтобы дискуссия состоялась, и даже депутаты фракции ЛДПР голосовали за своих коллег - не убедили.