Заседание № 181
О проекте федерального закона № 391999-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (о проведении экспертной оценки наилучших доступных технологий).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 13-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации", третье чтение. Пожалуйста, Владимир Владимирович Гутенёв. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается ввести экспертную оценку инвестиционных проектов по созданию и модернизации промышленных предприятий на предмет соответствия наилучшим доступным технологиям. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 13-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 09 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 391999-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (о проведении экспертной оценки наилучших доступных технологий).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
30-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Александр Николаевич Козловский, пожалуйста. КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Всего к законопроекту поступило шесть поправок, все они рекомендованы комитетом к принятию. Прошу принять таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 31 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 55 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Александр Николаевич. КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Прошу рассмотреть законопроект в третьем чтении завтра, 15 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 156
О проекте федерального закона № 391999-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (о проведении экспертной оценки наилучших доступных технологий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства замминистра промышленности и торговли Михаила Николаевича Юрина. ЮРИН М. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в целях включения вопросов проведения экспертной оценки наилучших доступных технологий, НДТ, в сферу промышленной политики. Напомню, Федеральным законом "О промышленной политике..." предусмотрено предоставление на конкурсной основе субсидий промышленным предприятиям на финансирование, создание или модернизацию промышленной инфраструктуры, в том числе с использованием НДТ. Предметом экспертной оценки будут являться показатели ресурсной, энергетической и экологической эффективности технологических и технических решений, планируемых к внедрению, а объектом экспертной оценки - инвестиционные проекты, предусматривающие создание или модернизацию промышленности с использованием НДТ. Минпромторгом в развитие положений законопроекта будут утверждены правила проведения экспертной оценки, требования к экспертам, а также порядок ведения реестра экспертов и состав сведений, включённых в реестр. Законопроект направлен на достижение технологического суверенитета с учётом внедрения наилучших доступных технологий. Законопроект прошёл все необходимые согласования. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Владимира Владимировича Гутенёва. Пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Основной целью законопроекта является включение вопросов проведения экспертной оценки наилучших доступных технологий в сферу промышленной политики, а также соответствующее уточнение полномочий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Практика правоприменения показала, что НДТ являются эффективным критерием для оценки проектов модернизации промышленных предприятий, претендующих на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О промышленной политике...". Законопроект предусматривает формирование системы экспертной оценки соответствия наилучших доступных технологий как стимула для технологической модернизации отечественной промышленности и повышения её ресурсной эффективности. Минпромторгом России будут разработаны правила проведения экспертной оценки, сформирован реестр экспертов, проводящих такую оценку. Следует отметить, что промышленные предприятия не понесут дополнительных расходов, поскольку предлагаемый механизм экспертной оценки наилучших доступных технологий будет финансироваться через государственное задание. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и вместе с тем предлагает дополнительно обсудить вопрос о необходимости проведения экспертной оценки инвестиционных проектов по объектам I категории, в случае если на этих объектах такая экспертная оценка уже проведена при получении комплексного экологического разрешения или при одобрении проектов программы повышения экологической эффективности. Комитет по промышленности и торговле предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Михаил Николаевич, правила по НДТ разрабатывает Минпромторг, и, соответственно, вопрос: вот если экспертом были допущены ошибки, он сделал негативное заключение, которое отразилось на дальнейшей деятельности предприятия, ну и на дальнейших мерах поддержки, или если по предприятию получено отрицательное заключение, а на самом деле дела обстоят совершенно по-другому, третейское мнение чьё будет? Ведь предприятие понесёт определённые убытки. ЮРИН М. Н. Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо за вопрос. Мы считаем, что здесь должно быть коллегиальное мнение, именно для этого создаётся вся эта процедура. Мнение одного эксперта не может быть решающим, будет несколько отраслевых экспертов, которые могут иметь разные мнения, и в обсуждении этими экспертами будет приниматься решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пилипенко Ольга Васильевна. ПИЛИПЕНКО О. В. Уважаемый Михаил Николаевич, Комитетом Госдумы по науке и высшему образованию рассматривался законопроект о научной и научно-технической экспертизе, и вопросы, которые возникали у нас при работе над проектом закона, были связаны в первую очередь с критериями оценки экспертизы. Вот данный проект закона - это научная экспертиза или это оценка влияния инвестиционного проекта на окружающую среду? Если можно, на этот вопрос ответьте. ЮРИН М. Н. Ольга Васильевна, спасибо за вопрос. Нашим законопроектом предполагается именно оценка внедрения наилучших доступных технологий, именно технически и технологически, то есть это не научная оценка. НДТ - это технологии, которые уже были успешно реализованы как минимум на двух предприятиях в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Михаил Николаевич, у нас практически появляется дополнительный этап согласования проектов, то есть, получит субсидию соответствующая организация или не получит, будет зависеть в том числе от экспертной оценки, которую будут осуществлять эксперты, я так понимаю, в специальном государственном институте. Вопрос первый: как обстоит дело с обжалованием возможных решений, если организация не согласна с тем, что её технология недостаточно современная или, там, не соответствует каким-то требованиям, какой это уровень? Ну и второй вопрос: почему только одна организация и нет ли возможности подключить другие экспертные организации, которые, там, я не знаю, лицензировались бы отдельно либо требованиям каким-то удовлетворяли? ЮРИН М. Н. Спасибо за вопросы, Алексей Владимирович. Суть заключается в том, что это не конкретная организация, а именно перечень экспертов, реестр экспертов и именно эксперты будут выносить своё заключение, они могут быть и не из этой организации. Возможность обжалования, конечно же, есть. Вот практика использования ЦЭПа как якорной организации при формировании позиций, в том числе в рамках получения КЭРов, в том числе в рамках оценки программ повышения экологической эффективности, уже показала... Мы уже обкатали этот инструмент, и он показал свою эффективность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мажуга Александр Георгиевич. МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Михаил Николаевич, у меня вопрос в продолжение вопроса Ольги Васильевны. Сегодня мы рассматриваем законопроект о научной и научно-технической экспертизе, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на изучение оценки планируемых и полученных научных результатов. Экспертиза НДТ - это в том числе тоже научно-техническая экспертиза. В нашем законопроекте также планируется создание реестра экспертов и экспертных организаций. Не думаете ли вы о том, чтобы законопроект, который мы сейчас рассматриваем, и представленный вами законопроект рассматривать во взаимосвязи, вместе? ЮРИН М. Н. Спасибо большое за вопрос. Я думаю, что мы обязательно посмотрим ещё раз, как это можно использовать. Но в целом результаты научных достижений в НДТ превращаются через поколение - через два, то есть сейчас, говоря о реализации НДТ, мы говорим о том, что уже достигнуто, о технологических и технических решениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А. Уважаемый Михаил Николаевич, у меня вопрос: как можно для таких предприятий, как, например, Магнитогорский металлургический комбинат, применить предлагаемые поправки с учётом того, что, например, другое законодательство, соглашение о защите и поощрении капиталовложений, не позволяет учитывать расходы предприятий на экологическую модернизацию в полной мере? ЮРИН М. Н. Эти поправки можно будет применить, когда предприятие подготовит инвестиционный проект и он будет рассматриваться на предмет получения мер поддержки. Именно при помощи экспертов можно будет получить на него меры поддержки, то есть при помощи этой экспертной оценки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Михаил Николаевич, согласно законопроекту проведение экспертной оценки в целях определения наилучших доступных технологий планируется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I категории. В целях защиты прав наших граждан на благоприятную окружающую среду - и это мнение многих экспертов - как вы оцениваете возможность распространения данной нормы также на объекты II категории опасности? ЮРИН М. Н. Яна Валерьевна, спасибо большое за вопрос. В данный момент мы предусматриваем именно объекты I категории, именно здесь у нас, так скажем, наибольший пул проектов предполагается. Я думаю, что мы обязательно рассмотрим, как дальше мы можем двигаться по объектам II и III категорий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексеенко Николай Николаевич. АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Михаил Николаевич, поддерживая концептуально законопроект, я хотел бы пару моментов уточнить. Вот есть ли вообще какая-то оценка предварительная, сколько в России экспертов по НДТ и каков кадровый резерв, для которого нужно создавать реестр? И в продолжение. Вот я просто посмотрел цифры: подвед - это ЦЭПП, там (ну, цифры 2022-го года) 140 человек, 37 миллионов выручка. То есть насколько, нет ли тут... Понятно, это даст им определённый рынок, нет ли тут рисков, что мы таким образом заберём какой-то объём работ у частного менеджмента, у организаций, которые занимаются системой экологического менеджмента? То есть два вопроса: проходил ли законопроект через Григоренко, через регуляторную гильотину и какой кадровый резерв, сколько подразумевается или ожидается экспертов? ЮРИН М. Н. Николай Николаевич, спасибо большое за вопросы. Короткий ответ на вопрос: да проходил. И более длинный ответ. Здесь нет конкретики в ЦЭПП. ЦЭПП будет организацией, на базе которой будет создан перечень экспертов, реестр, то есть критерии, на основании которых эксперты будут включаться или исключаться из этого перечня. У нас более пяти десятков справочников НДТ, там несколько тысяч технологий, которые используются. Конечно, один человек не может полностью знать все технические решения, поэтому это будет именно такое технологическое и техническое сообщество, которое будет постоянно актуализироваться и совершенствоваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации", пункт 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 57 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается единогласно.