Заседание № 160

25.10.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 391998-8 "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2856 по 2964 из 5489
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части    
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Валентины Николаевны    
Артамоновой.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Напомню, что данный         
законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой 26 сентября       
текущего года. Данным законопроектом вносятся поправки в статью 217             
Налогового кодекса и предусматривается освобождение от налогообложения          
налогом на доходы физических лиц доходов, полученных в виде грантов, премий,    
призов, подарков и так далее по результатам участия в соревнованиях,            
конкурсах и иных мероприятиях, перечень которых утверждается органом            
исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления.             
                                                                                
К данному законопроекту поступило пять поправок, все они внимательно            
рассмотрены Комитетом по бюджету и налогам, поддержаны. Комитет просит          
утвердить таблицу поправок № 1 и принять проект закона во втором чтении.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!            
Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, прошу поставить на          
голосование сегодня.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет.                        
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть.                                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна, а почему не записались? Пожалуйста.                
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Наверное, оттого что просто короткая позитивная реплика.                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу поблагодарить профильный комитет и депутатов,         
которые внесли поправку: Школкину, Председателя Госдумы Вячеслава Викторовича   
Володина, Ануфриеву - они внесли поправку об освобождении от НДФЛ семей,        
которые получили в качестве дохода большую государственную награду (в           
частности, мамы - орден "Материнская слава"). Это ни много ни мало 1 миллион    
рублей, но мы забыли предусмотреть это при принятии базового закона, а сейчас   
эта поправка нашла своё отражение в данном законопроекте.                       
                                                                                
Огромное спасибо Вячеславу Викторовичу за поддержку, а авторам законопроекта    
за инициативу. Спасибо!                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона    
"О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской   
Федерации", пункт 6.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят единогласно.                                                             

Заседание № 150

26.09.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 391998-8 "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3397 по 3682 из 4409
11-й пункт нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в   
статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад        
официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя       
министра экономического развития Татьяны Александровны Илюшниковой.             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ещё один    
законопроект, который сегодня предлагается к рассмотрению, предусматривает      
освобождение от налога на доходы физических лиц граждан, которые являются       
победителями в региональных и муниципальных конкурсах и получают гранты за      
счёт соответствующих бюджетов, то есть за счёт региональных и местных           
бюджетов. В настоящее время подобной льготой пользуются только получатели       
грантов - победители федеральных конкурсов, а в отношении победителей           
региональных и муниципальных конкурсов такая норма не применяется.              
                                                                                
В законопроекте предлагается, что перечень мероприятий, победители которых не   
должны платить налог на доходы физических лиц, будет утверждаться               
правительством субъекта Российской Федерации или решением представительного     
органа местного самоуправления, включая наименования грантов, суммы и так       
далее. И стоит обратить внимание, что, как правило, это конкурсы, которые       
проводятся для поддержки в сферах образования, науки, культуры, развития        
гражданского общества и в иных общественно значимых направлениях. Таким         
образом, в законопроекте предлагается внести изменение в статью 217             
Налогового кодекса Российской Федерации - дополнить её пунктом 6-4.             
                                                                                
Принятие закона в первую очередь предоставит возможность регионам и             
муниципалитетам направлять больший объём средств на поддержку и реализацию      
проектов в социально значимых сферах, а также поставит в равные условия         
победителей региональных, муниципальных конкурсов и победителей федеральных     
конкурсов. Как я сказала, в настоящее время уже не подлежат налогообложению     
суммы, получаемые физлицами в виде личных грантов либо безвозмездной помощи,    
предоставленных для поддержки науки, образования, культуры, искусства в         
Российской Федерации организациями, перечень которых утверждён на федеральном   
уровне, и в виде грантов из средств Президента Российской Федерации, то есть    
из президентских фондов. В период с 2019 по 2021 год конкурсные процедуры, на   
которые мы предлагаем распространить действие механизма, проводились в 41       
субъекте Российской Федерации, гранты и субсидии за этот период получили        
порядка 10 тысяч человек. Не настолько значительны эти суммы, насколько важно   
создать равные условия для всех получателей грантов, - выпадающие доходы из     
бюджетов субъектов Российской Федерации составили бы, если бы эта норма         
действовала, не больше 200 миллионов рублей.                                    
                                                                                
Законопроект согласован с Минфином России, поддерживается ИЗиСП, получено       
положительное заключение Минюста России. Законопроект направлялся для           
рассмотрения в правительство Москвы, в правительства Республики Татарстан и     
Ленинградской области. В соответствии с отзывами из субъектов Российской        
Федерации ими принятие данной нормы также поддержано и признано                 
целесообразным.                                                                 
                                                                                
Благодарю за внимание и прошу поддержать.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Валентины Николаевны Артамоновой.                                      
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет    
по бюджету и налогам внимательно рассмотрел представленный проект               
федерального закона. Татьяна Александровна подробно доложила о сути данного     
законопроекта. Данным законопроектом предусматривается внесение изменения в     
статью 217 Налогового кодекса и предоставление налоговых льгот для              
получателей региональных и местных грантов. Применение этих льгот позволит      
получателям грантов направлять больший объём средств на реализацию своих        
проектов. При этом, как уже сказала Татьяна Александровна, аналогичная норма    
действует на федеральном уровне, мы этой поправкой распространяем данную        
льготу на региональный и муниципальный уровни.                                  
                                                                                
Данный проект поддержан комитетами Государственной Думы по молодёжной           
политике, по развитию гражданского общества, поддерживают законопроект          
комитеты Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, по социальной         
политике, по федеративному устройству, региональной политике, местному          
самоуправлению.                                                                 
                                                                                
Комитет по бюджету рекомендует Государственной Думе принять данный              
законопроект сегодня в первом чтении. Есть замечания, они будут учтены в        
поправках ко второму чтению.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к докладчику.                                      
                                                                                
Уважаемая Татьяна Александровна, как вы знаете, между социальной поддержкой и   
грантами, так называемыми трудовыми квазиотношениями и грантами тонкая грань.   
И в этой связи, развивая данный механизм, важно также позаботиться о том,       
чтобы не допустить подмены, уклонения от налогообложения трудовых отношений,    
да и в целом не допустить тех отношений, которые могут привести к каким-либо    
коррупционным рискам. Кстати, именно на это обратил наше внимание глава         
Минэкономразвития Максим Геннадьевич Решетников, выступая перед нами в марте    
этого года.                                                                     
                                                                                
Скажите, как вы видите, за счёт каких механизмов, развивая институт             
региональных и местных грантов, мы сможем обеспечить их открытость,             
законность, обоснованность, да и в целом сможем минимизировать какие-либо       
коррупционные риски или в принципе их исключить?                                
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Спасибо за вопрос.                                             
                                                                                
Данная проблема была обозначена на парламентских слушаниях в январе 2022        
года... по теме волонтёрства. Тогда как раз поднимался вопрос о                 
несправедливости в отношении победителей региональных и муниципальных           
конкурсов по сравнению с такими же участниками на федеральном уровне. Надо      
понимать, что эти гранты выплачиваются не коммерческими организациями, речь     
идёт о конкурсах, учредителями и организаторами которых являются регионы и      
муниципалитеты. Значит, в силу того что региональные органы власти являются     
организаторами поощрения отдельных жителей, отдельных сотрудников в социально   
значимых сферах за особые достижения, здесь не предполагается вообще            
каких-либо трудовых отношений между исполнительными органами региона и          
победителями конкурса. Это первое.                                              
                                                                                
Второе. По аналогии с федеральным уровнем утверждён перечень конкретных         
конкурсов, грантополучатели которых освобождены от льгот, для того чтобы, ну,   
например, те, кто получает гранты, допустим, от иностранных агентов и так       
далее, не смогли воспользоваться льготой. Точно по такому же принципу мы идём   
на региональном и муниципальном уровнях: перечни конкурсов должны быть          
публичны, они должны быть приняты исполнительным либо законодательным органом   
региона и, соответственно, прозрачны. Как только перечень конкурсов и грантов   
будет опубликован, каждый желающий сможет посмотреть, какая сумма на что        
направлена, какие цели расходования.                                            
                                                                                
Далее. Несмотря на то что грант является, как правило... вернее, не как         
правило, а всегда является безвозмездной формой поощрения, в зависимости от     
целей грантов регионы могут устанавливать контроль за целевым расходованием     
средств. Если это не носит характер поощрения или приза, а идёт, например, на   
развитие или как бы расширение деятельности, то тут тоже контроль целевых       
показателей, контроль за расходованием гранта в силу бюджетного                 
законодательства, общих требований должен быть установлен и будет установлен.   
                                                                                
Конечно, необходимо, чтобы государственная поддержка - неважно, за счёт         
федерального или регионального бюджета, - осуществлялась прозрачно и шла на     
те цели, которые, собственно, и определены.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Татьяна Александровна, в пояснительной записке и в своём       
докладе вы обозначили, что отправляли законопроект на рассмотрение в            
правительство Москвы, в правительство Татарстана и в правительство              
Ленинградской области. Скажите, пожалуйста, а почему вот именно в эти           
субъекты, а не во все 41, где предоставляются на данный момент гранты? Почему   
вот такой подход - именно только в три субъекта?                                
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. У нас была задача проработать вопрос с регионами, которые на   
парламентских слушаниях инициативу высказали, не подменяя, соответственно,      
рассылку по Регламенту, осуществляемую с площадки Государственной Думы.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пивненко Валентина Николаевна.                            
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Татьяна Александровна, мой вопрос заключается в следующем.            
Действительно, законопроект важный, однако, когда проходит мероприятие по       
предоставлению грантов, премий, подарков, оплачиваются и стоимость проезда,     
например, на уровне районного центра или региона, и питание, но в размере       
суточных. Суточные сейчас - 100 рублей. Кого можно на 100 рублей накормить?     
Это только чашка кофе, на пирожок не хватит. Может быть, исключить вот эту      
норму, которая ограничивает суточными? Если накормить обедом, будет             
совершенно другая цена.                                                         
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Ну, как правило, на практике, если просто кормят обедом,       
претензий со стороны налоговых органов не возникает. Если выплачивают деньги,   
конечно, нужно смотреть. Я считаю, что нам важно сейчас вообще сделать первый   
шаг и приравнять аналогичные механизмы регионального, муниципального уровней    
к механизму федерального уровня, а дальше, конечно, смотреть на практику.       
Если будут оставаться какие-то вопросы, впоследствии можно вносить изменения,   
если это потребуется.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спиридонов Александр Юрьевич.                             
                                                                                
СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Татьяна Александровна, в продолжение предыдущего вопроса. В тексте              
законопроекта, если посмотреть внимательно, можно увидеть отсылку к пункту 1    
статьи 217, где речь идёт про выплаты, в том числе речь идёт про выплаты        
работникам безотчётных сумм для возмещения дополнительных расходов. Вот,        
наверное, об этом и был предыдущий вопрос. Сейчас там, в 217-й статье,          
установлено - 700 рублей. Вот поясните для понимания: мы к этой цифре           
привязываемся или к суточным, которые устанавливаются в регионе,                
устанавливаются компаниями? Поясните, пожалуйста, вот это.                      
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Посмотрим. Если есть разночтения, то мы готовы ко второму      
чтению уточнить эту норму. Если уже разное понимание идёт, готовы проработать   
вопрос.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич.                                      
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемая Татьяна Александровна, а каков будет механизм отмены НДФЛ?            
Например, человек работает в НКО, у него есть зарплата из других источников,    
не связанных с грантами, а потом НКО получает грант, и у него на несколько      
месяцев добавляются деньги в зарплате. Как налоговой понять, какие деньги       
грантовые, какие не грантовые? Где вот эта граница?                             
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Если НКО не является плательщиком налога на доходы             
физических лиц, она исполняет функции агента. В данном случае речь идёт о       
том, что физическое лицо является победителем конкурса и получает грант - не    
через НКО в виде зарплаты, здесь источником является другой грант, который      
некоммерческая организация получила, речь не об этих ситуациях. Речь идёт о     
ситуациях, когда непосредственно сам гражданин участвует в конкурсе,            
выигрывает и получает грант.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Занко Ольга Николаевна.                                   
                                                                                
ЗАНКО О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемая Татьяна Александровна, законопроект правильный, он очень нужный, мы   
его ждём и благодарим вас за разработку и внесение этой инициативы.             
                                                                                
Коллеги уже говорили, что в законопроекте есть ограничения по оплате            
стоимости питания. Вот я хочу посмотреть с другой стороны. Нет ограничений на   
другие направления расходов, например на оплату транспорта. Можно ехать на      
машине, можно ехать поездом в плацкарте, а можно лететь бизнес-классом в        
самолёте - всё это может быть целевым расходованием денежных средств, но не     
всегда оправданным, возможно избыточным. Может быть, подумать над               
ограничением на федеральном уровне? Необязательно в законе, можно и в           
подзаконных актах.                                                              
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Действительно, ну, вы     
помните, именно на парламентских слушаниях эта проблема поднималась. Сейчас     
мы почему превентивно прорабатывали с регионами? Потому, что НДФЛ прежде        
всего зачисляется в бюджеты субъектов и есть понимание непосредственно по       
грантам и подобного рода выплатам по аналогии с федеральным механизмом, тут     
уже полный консенсус. В отношении иных видов расходов мы договорились           
посмотреть что-то либо ко второму чтению, там пока консенсуса нет, и нужно      
будет ещё просто вести диалог и с Минфином, и с регионами, смотреть,            
насколько это решаемый вопрос именно в рамках этого законопроекта.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н. Добавлю к ответу Татьяны Александровны. В заключении           
Комитета по бюджету и налогам как раз обращается внимание на то, что ко         
второму чтению требуют уточнения вопросы применения льготы при оплате проезда   
к месту проведения мероприятия, питания и предоставления помещения. Как раз     
вот на эти моменты комитет и обращал внимание.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксёненко Александр Сергеевич.                            
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С. Татьяна Александровна, важный и нужный законопроект, мы здесь   
затрагиваем бюджет и гранты, которые получают из бюджета, но есть огромное      
количество грантов, тоже очень важных и нужных, которые идут от частных         
инвесторов и от меценатов, - вот эти гранты облагаются налогом? И, следуя       
логике законопроекта, какова позиция министерства относительно освобождения     
грантов от частных меценатов по социальным направлениям?                        
                                                                                
ИЛЮШНИКОВА Т. А. По направлениям перечень на федеральном уровне утверждён,      
там исключительно организации, репутация, функции и деятельность которых        
абсолютно прозрачны. Если как бы что-то не включено, то, конечно, готовы        
обсуждать и видоизменять этот перечень. Соответственно, ну, просто              
предложения давайте проработаем вместе с вами, о каких конкретно организациях   
идёт речь.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель     
президента будет выступать? Правительства? Докладчик, заключительное слово?     
Нет. Содокладчик? Нет.                                                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 217 части второй Налогового кодекса...", пункт 11.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.